УДК 3 7 8.124
ББК 4448.042 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.01; 13.00.08
М. Ю. Мамонтова
Екатеринбург
РАЗВИТИЕ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ:
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическая квалиметрия; профессиональная подготовка; компетентность; содержание учебного курса.
АН НОТАЦИЯ. Рассматривается проблема развития квалиметрической компетентности педагогических работников. Предлагается подход к формированию структуры и содержания курса «Педагогическая квалиметрия» для ООП «050100 Педагогическое образование», учитывающий основные направления развития общероссийской системы оценки качества образования, специфику оценки качества педагогических объектов, квалификационные требования к специалистам. Представляется содержание курса, формы и методы его освоения магистрантами.
М. Y. Mamontova
Ekaterinburg
DEVELOPMENT OF TEACHERS’ QUALITATIVE COMPETENCE
IN THE CONDITIONS OF REFORMING
THE SYSTEM OF EDUCATION QUALITY ASSESSMENT:
CONTENT ASPECT
KEYWORDS: pedagogical qualimetry; vocational training; competence; content of the training course.
ABSTRACT. The article considers the problem of developing the qualitative competence of pedagogical stuff. The approach to the formation of the structure and content of the course «Pedagogical qualimetry» for the PLO «050100 Pedagogical education» is proposed, taking into account the main directions of development of Russian system of education quality assessment, the specificity of the assessment of quality of educational items and qualification requirements to specialists. The course content, forms and methods for its mastering by the students are presented.
В последние десятилетия в России, как и в других странах, повышенное внимание со стороны государства уделяется решению проблем качества образования. Основной целью государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 гг. является «обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики» [2].
Основные подходы к построению общероссийской системы оценки качества образования, ее цели и задачи представил В. А. Болотов [1]. К основным функциям общероссийской системы оценки качества образования относятся:
- обеспечение процедур государственной регламентации деятельности образовательных учреждений — лицензирование, аккредитация, надзор и контроль в сфере образования;
- обеспечение процедуры государственной итоговой аттестации выпускников
образовательных учреждений (ЕГЭ, ГИА-9 и др.);
- организация и проведение оценочных исследований в области сравнительной оценки качества образования на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления системой образования;
- организация и проведение мониторинга качества образования на всех уровнях управления системой — от институционального до федерального;
- разработка и внедрение процедур независимой оценки качества образования с участием работодателей и общественности.
К проблемам современной системы оценки качества образования в России в программе «Развитие образования» на 2013—2020 гг. отнесены:
- несбалансированность системы процедур оценки качества образования на федеральном и региональном уровнях, препятствующая формированию единого образовательного пространства;
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проекты 11-36-00259а1 и 1-16-66001а/У) © Мамонтова М. Ю., 2012
- недостаток механизмов и инструментария комплексного оценивания качества образования — результата, процесса и условий, что затрудняет принятие эффективных управленческих решений в области управления качеством;
- потребность в использовании «сложных» моделей педагогических объектов, с одной стороны, и недостаточный уровень развития методологии и технологий педагогической квалиметрии — с другой;
- адекватное использование все возрастающего объема информации о качестве образования для принятия управленческих решений педагогическими работниками;
- информационная закрытость систем оценки качества образования для потребителей образовательных услуг;
- медленное внедрение в практику управления образованием механизмов общественного участия основных потребителей образовательных услуг;
- недостаток в России квалифицированных специалистов по оценке качества образования; практическое отсутствие программ подготовки специалистов в области оценки и управления качеством образования.
Основными задачами развития общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) на ближайшие годы определены:
- развитие механизмов внешней оценки качества образования и государственно-общественного управления;
- обеспечение современного уровня надежности и технологичности процедур оценки качества результатов образования;
- формирование культуры педагогических работников в области оценки качества образования через систему повышения квалификации и подготовки специалистов.
ОСОКО, являющуюся важнейшим институциональным компонентом системы образования Российской Федерации, следует рассматривать сегодня как сложный многофункциональный многоуровневый развивающийся научно-практический комплекс. Успешное функционирование и развитие этого комплекса во многом определяется уровнем развития теоретических и методологических основ педагогической квалиметрии. С одной стороны, потребности практики в научно обоснованных методах, средствах и технологиях оценивания качества педагогических объектов способствуют развитию педагогической квалиметрии. С другой стороны, теоретическое и методологическое обеспечение процедур оценивания качества педагогических объектов по-
вышает наукоемкость этих процедур и эффективность систем управления качеством образования. А. И. Субетто [3. С. 183] выделяет три уровня методологической организации квалиметрии как синтетической науки. Разработкой концептуального аппарата и аксиоматики, общих принципов и теории оценивания, теории шкал занимается общая квалиметрия. Предметные квалиметрии выделяются на основе специфики объектов оценивания. В педагогической квалиметрии к таким специфическим объектам оценивания относятся результат обучения, учебный процесс и условия, в которых этот процесс реализуется. Третьему уровню соответствуют специальные квалиметрии, выделяемые на основе методов оценивания,
— индексная, экспертная, таксономическая и др. Проблема выбора методов оценивания решается в рамках прикладной педагогической квалиметрии на основе общих подходов с учетом специфики оцениваемых объектов и уровня управления.
Важным, если не определяющим, ресурсом для решения проблем системы оценки качества образования и ее развития являются кадры. Современная система оценки качества образования для решения поставленных задач требует привлечения широкого круга педагогических работников. Успех в решении проблемы качества образования во многом определяется уровнем квалификации педагогических работников в области оценки качества образования и управления качеством. ОСОКО в настоящее время испытывает серьезный недостаток в компетентных специалистах, отвечающих современным требованиям функционирования и развития системы оценки качества, готовых решать научноисследовательские и практические задачи в области оценки качества на современной методологической основе в режиме инноваций.
Для решения основных задач ОСОКО, как отмечено в программе «Развитие образования», необходимо сформировать устойчивую сеть групп ученых и специалистов в сфере оценки качества образования как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Важное место отводится развитию потенциала научных организаций, инновационных школ и ведущих вузов.
Особую роль в развитии кадрового потенциала общероссийской системы оценки качества образования играют учреждения высшего профессионального образования — педагогические университеты, реализующие программы подготовки бакалавров и магистров на основе образовательных стандартов нового поколения.
Важное место в подготовке специалистов уделено в ФГОС формированию профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере. Важной составляющей профессиональной компетентности магистра в области педагогического образования является его квалимет-рическая компетентность. Квалиметриче-ская компетентность может быть рассмотрена как готовность и способность использовать приобретенную в процессе обучения совокупность знаний и умений в области педагогической квалиметрии для решения научных и практических задач оценивания качества педагогических объектов и управления качеством образования. Квалимет-рическая компетентность формируется на стадии профессиональной подготовки специалиста.
Основные направления подготовки педагогических работников в области квалиметрии определяются потребностями педагогической науки и практики:
- в разработке инструментария, методик и программного обеспечения исследований по оценке качества образования;
- проведении фундаментальных исследований в области диагностики учебных достижений школьников с использованием методов квалиметрии;
- разработке и реализации программ мониторинга качества общего образования на разных уровнях управления системой образования — от институционального (уровня образовательного учреждения) до федерального;
- разработке контрольно-измерительных материалов и научно-методического обеспечения для оценки качества результатов обучения на уровне региональной и муниципальной систем оценки качества образования в условиях внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения.
Институт информатики и информационных технологий Уральского государственного педагогического университета предлагает магистерскую программу «Информационные технологии в образовании» по ООП «050100 Педагогическое образование». В целях развития квалиметрической компетентности магистров в вариативную часть дисциплин общенаучного цикла включен курс «Педагогическая квалимет-рия» (код М. 1. В. 03).
Содержание курса «Педагогическая квалиметрия» сформировано с учетом:
1) основных функций общероссийской си-
стемы оценки качества образования; 2) необходимости решения современных проблем ОСОКО; 3) задач развития системы оценки качества образования в ближайшие годы; 4) квалификационных требований к должностям специалистов в области оценки и управления качеством; 5) основных требований государственного образовательного стандарта к подготовке магистров в высших учебных заведениях по ООП «050100 Педагогическое образование» [4].
Педагогическая квалиметрия как область знаний и практической деятельности носит междисциплинарный характер. Поэтому и учебная дисциплина «Педагогическая квалиметрия» занимает особое место в содержании подготовки магистрантов. Для качественного освоения курса магистранту необходимы знания целого ряда дисциплин — общих основ педагогики, дидактики, теории управления, теории измерений, педагогической аксиологии, педагогического проектирования и моделирования, теории вероятностей и математической статистики. Педагогическая квалиметрия также содержательно связана с такими дисциплинами профессионального цикла при подготовке магистров, как «Технологии разработки электронных учебных материалов», «Технологии компьютерного тестирования». Знание основ квалиметрии необходимо магистранту и при выполнении им научно-исследовательской работы, при прохождении педагогической и научно-педагогических практик.
Важным видом профессиональной деятельности магистров является проектирование систем оценки качества для разных уровней системы образования и разных субъектов управления образовательным процессом с использованием современных информационных технологий. Знание теоретических и методологических основ педагогической квалиметрии, практическое владение методами, средствами и технологиями оценки качества способствуют формированию методологической культуры магистра, создают информационно-аналитическую и инструментальную основу для разных видов практической деятельности, связанных с задачами оценки качества педагогических объектов и управления качеством образования.
В области педагогической деятельности к таким задачам относятся:
- изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся общеобразовательных учреждений, различных профильных образовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и проектирование на
основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения;
- использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для обеспечения качества образования.
К задачам в области научно-исследо-вателъской деятельности магистрантов, связанным с использованием методов ква-лиметрии, относятся:
- проектирование, организация, реализация и оценка результатов научного исследования в сфере образования;
- использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач в области оценки качества образования.
В области управленческой деятельности к основным задачам, требующим знания основ педагогической квалиметрии, относятся:
- изучение состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа и методов квалиметрии;
- использование имеющихся возможностей окружения управляемой системы и проектирование путей ее обогащения и развития для обеспечения качества управления.
В области проектной деятельности, связанной с оценкой качества образования, к основным задачам следует отнести:
- проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса;
- проектирование форм и методов контроля и различных видов контрольноизмерительных материалов, в том числе с использованием современных информационных технологий.
В области методической деятельности магистра важное место занимает исследование, проектирование, организация и оценка реализации методического сопровождения педагогов с использованием методов и технологий квалиметрии.
Цель изучения дисциплины — формирование квалиметрической компетентности магистрантов путем освоения ими теоретических основ педагогической квалиметрии, методов, средств и технологий (алгоритмов) оценки качества педагогических объектов, ознакомления с прикладными аспектами педагогической квалиметрии.
Задачи дисциплины связаны с целью формирования квалиметрической компетентности магистрантов: 1) ознакомление с
теоретическими и методологическими основами педагогической квалиметрии;
2) ознакомление с прикладными задачами педагогической квалиметрии; 3) ознакомление с методами, средствами и технологиями оценки качества педагогических объектов; 4) формирование умения выбирать и применять адекватные поставленным на практике задачам методы, средства, технологии оценки качества педагогических объектов.
В результате изучения дисциплины магистрант должен:
- знать теоретические и методологические основы педагогической квалиметрии, основы прикладной квалиметрии; методы, средства и технологии оценки качества педагогических объектов;
- уметь использовать методы, средства и технологии для оценки качества педагогических объектов;
- владеть методами, средствами и технологиями педагогической квалиметрии и использовать их при решении различных прикладных задач, связанных с оценкой качества педагогических объектов и управлением образовательным процессом.
Содержание курса структурировано следующим образом.
Раздел 1. Введение в проблему оценки качества образования
Нормативные документы о качестве образования. Сравнительный анализ традиционных и современных подходов к оценке качества образования. Международный опыт оценки качества образования. Место и функции международных сравнительных исследований в системах оценки качества образования разных уровней. Общероссийская система оценки качества образования: состояние и перспективы развития в условиях модернизации образования.
Раздел 2. Теоретические основы педагогической квалиметрии
Объект, предмет и структура квалиметрии. Принципы и задачи квалиметрии. Место педагогической квалиметрии в структуре общей квалиметрии. Этапы развития педагогической квалиметрии. Понятийный аппарат квалиметрии. Качество объекта. Определения качества в ГОСТ и международных стандартах ИСО. Уровни качества. Элементы теории измерения. Методы измерения свойств. Виды и методы измерений. Обеспечение единства измерений. Качество измерений. Средства измерений в педагогической квалиметрии. Квалиметри-ческие шкалы. Многомерное квалиметри-ческое шкалирование. Оценивание. Мето-
дология определения и оценивания качества. Оценка. Качественная и количественная оценки. Свойство. Показатель качества. Виды показателей качества. Критерий. Эталон. Норма. Проблема норм и эталонов в педагогике. Объекты оценивания в педагогической квалиметрии: учебные достижения обучающихся, учебный процесс, условия.
Раздел 3. Методы оценки качества
Принципы и процедуры оценки качества педагогических объектов. Методы оценки качества. Классификация методов. Экспертные и аналитические методы оценки качества и уровней качества. Дифференциальный метод оценки качества. «Паутина качества». Метод комплексной оценки качества. Весомость показателей свойств в комплексной оценке. Комбинированный метод оценки уровня качества объекта. Метод интегральной оценки. Статистические методы и процедуры оценки качества. Области применения методов квалиметрии в педагогике. Контрольно-измерительные материалы для оценки качества учебных достижений: проектирование и применение. Оценка качества учебного процесса и условий, в которых он реализуется: подходы и методы (сравнительная характеристика).
Раздел 4. Методы педагогической квалиметрии как инструментальная основа аттестации, мониторинга и бенчмаркинга в образовании
Цели оценки качества педагогических объектов. Аттестация обучающихся, преподавателей, образовательных учреждений. Место методов квалиметрии в процедурах аттестации. Мониторинг в образовании. Место методов квалиметрии в системе мониторинга. Бенчмаркинг в образовании. Место методов квалиметрии в процедурах бенчмаркинга. Программно-методологическая и организационная основа массовых обследований в области качества образования. Примеры массовых обследований (ЕГЭ, ГИА-9). Система оценки качества образования. Проектирование систем оценки качества на разных уровнях управления образовательным процессом.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Программа курса «Педагогическая квали-метрия» реализуется в процессе чтения лекций, проведения лабораторных занятий, организации самостоятельной работы студентов, групповых и индивидуальных консультаций. В преподавании курса используются современные образовательные тех-
нологии и средства обучения взрослых: активные методы обучения, дифференцированный подход к обучению и т. п. Обучение ведется с использованием современных ИК-технологий, компьютерных программ, баз данных, созданных в ходе массовых обследований в системе образования на региональном и муниципальном уровнях управления системой образования.
Развитие практических навыков использования методов квалиметрии осуществляется в ходе лабораторных работ:
1. Экспертные методы оценки качества и уровней качества педагогических объектов. Сравнительная характеристика.
2. Дифференциальный метод оценки качества. «Паутина качества». Оценка качества учебного процесса.
3. Метод комплексной оценки качества. Весомость показателей свойств в комплексной оценке качества.
4. Комплексная оценка качества образовательной подготовки обучающихся.
5. Статистические методы и процедуры оценки качества подготовки обучающихся.
6. Контрольно-измерительные материалы для оценки качества учебных достижений: проектирование и применение.
7. Проектирование системы оценки качества образовательного учреждения.
8. Мониторинг в образовании. Место методов квалиметрии в системе мониторинга.
9. Бенчмаркинг в образовании. Место методов квалиметрии в процедурах бенчмаркинга.
Зачетное мероприятие состоит из двух частей — ответа на теоретический вопрос и отчета о выполненных лабораторных работах. К зачету допускаются магистранты, выполнившие все лабораторные и представившие реферат по одной из тем, вынесенных на самостоятельное изучение.
Таким образом, предложенный в работе подход к формированию содержания курса «Педагогическая квалиметрия», учитывающий современное состояние и функции общероссийской системы оценки качества образования, основные тенденции и задачи ее развития, современный уровень развития теоретических и методологических основ педагогической квалиметрии, способствует реализации принципа опережающего обучения в подготовке специалистов, готовых к решению научных и практических задач в области оценки качества образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. БОЛОТОВ В. А. О построении общероссийской системы оценки качества образования // Вопросы образования. 2005. № 1.
2. ПРОЕКТ государственной программы «Развитие образования» на 2013—2020 годы. иИ.Ь:
http://bda-expert.ru/d0c/k0miedu/2012-05-23-gp-razvitie-0braz0vaniya-2013-2020-pr0ekt.zip.
3. СУБЕТТО А. И. Квалитология образования. СПб. ; М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ государственный образовательный стандарт высшего профессионального образо-
вания по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование». Квалификация (степень) «Магистр». иИ.Ь: http://mag.sseu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=l4:
050l00fg0s&catid=6:20ll-05-l6-2l-39-24.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Б. Е. Стариченко