► МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.014.6:378 ББК 74.489
КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ1
QUALIMETRIC CONDITIONS OF NATIONAL QUALITY ASSESSMENT SYSTEM'S CONSTRUCTION AND IMPLEMENTATION IN TEACHER EDUCATION
Минич Оксана Анатольевна
Начальник центра развития информационных технологий УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», г. Минск, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: minich@bspu.by
Minich Aksana A.
Head of the Information Technologies Development Center, Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank, Minsk; PhD in Education, Associate Professor
E-mail: minich@bspu.by
Скриба Анастасия Николаевна
Специалист отдела дистанционного обучения центра развития информационных технологий УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», г. Минск, магистрант E-mail: skriba.nastya@mail.ru
Scriba Anastasia N.
Specialist of the Distance Learning Department of the Information Technologies Development Center, Belarusian state pedagogical university named after Maxim Tank, Minsk; student in the master's program. E-mail: skriba.nastya@mail.ru
Аннотация. Построение национальной системы оценки качества педагогического
Abstract. The development of the national quality assessment system in teacher
1 Статья подготовлена в рамках выполнения НИР «Теоретико-методологические основы и механизмы построения национальной системы оценки качества непрерывного педагогического образования» ГПНИ «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества» на 2016-2020 гг.
образования рассматривается на междисциплинарной основе, включающей триединство социально-философского, психолого-педагогического и информационно-квалиметрического аспектов оценивания. В рамках информационно-квалиметрического подхода были выделены соответствующие квалиметрические принципы оценки качества непрерывного педагогического образования, методологические подходы и детерминанты для определения квалиметрических условий. Квалиметрические условия построения и развития национальной системы оценки качества педагогического образования рассмотрены как комплекс взаимосвязанных групп условий: содержательных, организационных и ресурсных.
education is considered as a trinity of the socio-philosophical, psychology-pedagogical, and information-qualimetric aspects of evaluation based on the interdisciplinary ground. Proper qualimetric principles for assessing the quality of continuous teacher education, methodological approaches and determinants of qualimetric conditions were singled out within the framework of the information-qualimetric approach. The qualimetric conditions for the construction and development of national quality assessment system in teacher education are introduced as a set of interconnected groups of conditions: substantive, organizational and resource.
Ключевые слова: качество образования, детерминант, квалиметрические принципы, квалиметрические условия.
Keywords: quality of education, determinant, qualimetric principles, qualimetric conditions.
В контексте массовизации высшего образования постоянно растут проблемы, связанные с качеством и актуальностью профессиональной подготовки. Эти проблемы связывают с увеличением гетерогенности обучающихся, особенно в отношении их способностей и ожиданий. А также с постоянно изменяющимися запросами рынка труда к качеству подготовки специалистов, с одной стороны, и диспропорцией между качеством подготовки в системе высшего образования специалистов и используемых для этих целей ресурсов - с другой.
По данным ОЭСР, несмотря на формирование и развитие сложных систем обеспечения качества, в большинстве стран за последние два десятилетия не удалось достичь существенного повышения эффективности образовательного процесса (ОЭСР, 2008). Ряд стран до сих пор обеспокоен не только увеличением доли обучающихся, не завершивших получение высшего образования, но и дублированием образовательных программ, недостаточным использованием возможностей межвузовского сотрудничества и взаимодействия с заказчиками кадров.
Вместе с тем управление качеством подготовки специалистов представляет собой сложный комплексный процесс, включающий выбор показателей качества, содержания, форм, методов и средств обучения, организационных, технических и других аспектов управления с использованием международных стандартов ИСО серии 9000, где особое внимание уделяется квалиметрическому подходу при оценке качества образования.
Национальная система оценки качества системы педагогического образования представляет собой социальный феномен, подчиненный в своем развитии общим и специфическим факторам. Принимая во внимание тот факт, что эффективное функционирование любой системы обусловлено приспособлением ее свойств к выполняемой функции в рамках определенной надсистемы, смена детерминирующего свойства определяет характер и функции системы, что неизбежно сказывается и на всех остальных косвенно функциональных свойствах [1]. В контексте исследуемой проблемы национальной системе оценки качества педагогического образования также присущи общие детерминанты развития социальных феноменов. В качестве социокультурных детерминантов внутреннего характера, определяющих построение национальной системы оценки качества, необходимо назвать общие закономерности развития социальных феноменов: динамичность и необратимость изменений, направленность, причинность, стремление к целостности, открытость [2, с. 514-518]. В качестве внешних социокультурных детерминант, оказывающих влияние на построение национальной системы оценки качества, следует выделить: цивилизационные сдвиги информационного общества, развитие информационно-коммуникационных технологий, глобализацию и интеграцию образовательных систем.
Также к национальной системе оценки качества педагогического образования применимы общие принципы педагогической квалиметрии, регулирующие непосредственно оценочно-измерительные процессы:
• информативность (всесторонность представлений об исследуемом объекте);
• интегративность (сочетание количественных и качественных методов);
• оптимальность (минимизация времени, средств и методик оценки);
• технологичность (воспроизводимость результатов) и доступность использования;
• точность (соответствие полученных знаний изучаемому объекту);
• доказательность (обоснованность с педагогической и математической точки зрения логики оценки);
• доступность (простота для использования измерительно-оценочных процедур, не требующая специальной подготовки);
• распределенность информационных ресурсов, обеспечивающая обработку данных и гарантию точного статистического анализа [3, с. 27-29].
В дополнение к анализу общих положений, определяющих построение национальной системы оценки качества педагогического образования в целом, следует выделить ряд общих организационно-управленческих принципов, соблюдение которых необходимо для управления качеством образования:
1. Принцип гуманизации и демократизации управления образовательными системами. Реализация этого принципа предполагает усиление инициативы и активности студентов, преподавателей, родителей, социальных структур и других участников образовательного процесса.
2. Принцип целостности и системности в управлении качеством образования. Реализация данного принципа ориентирована на взаимосвязь и взаимодействие всех управляющих функций, исключая односторонний характер управления.
3. Оптимальное совмещение централизации и децентрализации, которое состоит в распределении полномочий при осуществлении управленческих действий. Отказ от децентрализации, с одной стороны, ограничивает деятельность руководителей нижних уровней, преподавателей и обучающихся. С другой стороны, отрицание централизации способствует появлению сбоев в функционировании педагогических систем, заметно снижает роль руководителя.
4. Принцип коллегиальности основан на выработке коллективного решения. Данный принцип позволяет преодолеть авторитаризм и субъективизм в управлении качеством образования. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого из членов коллектива.
5. Принцип научности и обоснованности управления качеством образования предполагает использование научно обоснованных данных, объективных законов и закономерностей развития педагогических систем, образовательного пространства [4].
Для конкретизации направлений построения национальной системы оценки качества педагогического образования были определены частные квалиметрические принципы оценки качества непрерывного педагогического образования:
• принцип комплементарности (взаимодополнительности) внешней, внутренней и независимой оценки качества с приоритетом самообследования (самоэкспертизы) учреждения образования в оценке качества, обеспечивающий повышение информационной прозрачности деятельности системы образования, развитие механизмов обратных горизонтальных и вертикальных связей;
• принцип валидизации технологического инструментария оценочной деятельности, предполагающий разделение критериев на приоритетные и второстепенные в процедурах суммирования, когда наиболее весомым критерием становятся не столько характеристики образовательного процесса, сколько достигаемые образовательные результаты;
• принцип петли качества, означающий замкнутую последовательность оценочных мер, создающих необходимые условия для выполнения процедуры оценки, и обеспечивающий возрастающее влияние результатов оценки на процессы управления качеством в системе непрерывного педагогического образования.
Детерминанты определения квалиметрических условий построения и реализации системы оценки качества
С учетом указанных общих и частных квалиметрических принципов выделим частные детерминанты квалиметрических условий построения национальной системы высшего педагогического образования. Для этого необходимо определить центральную причину, раскрывающую внутреннее противоречие системы и порождающую процесс реализации ква-лиметрических принципов оценки качества непрерывного педагогического образования.
Так, главным противоречием существующей системы оценки качества непрерывного педагогического образования выступает противоречие между междисциплинарной
сущностью методологии оценки качества, включающей триединство социально-философского, психолого-педагогического и информационно-квалиметрического аспектов оценивания, и одноаспектностью (фрагментарностью) реально существующих мониторинговых систем.
В рамках информационно-квалиметрического аспекта в существующей системе оценки качества непрерывного педагогического образования также было зафиксировано следующее несоответствие: между широким спектром разрозненно существующих психолого-педагогических, квалитологических технологий анализа качества, электронных средств сбора и обработки образовательной статистики, преимущественно направленных на изучение когнитивно-практического компонента педагогического образования, и необходимостью разработки нелинейной многофакторной динамично изменяющейся информационно-образовательной среды для гармонизации всех бинарных оппозиций.
Среди наиболее значимых бинарных оппозиций, требующих гармонизации в рамках информационно-квалиметрического аспекта анализа подходов к построению национальных систем оценки качества, выделены следующие:
• открытость - закрытость информации о качестве педагогического образования;
• персонификация - обезличивание сведений о качестве педагогического образования;
• непрерывность - дискретность оценочных процедур;
• детерминированность - размытость критериев о качестве педагогического образования.
При этом технологической основой реализации измерительно-оценочных процедур в системе оценки качества непрерывного педагогического образования выступает комплексное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Таким образом, среди частных детерминант определения квалиметрических условий построения системы оценки качества непрерывного педагогического образования были выделены следующие:
1. Информационная прозрачность системы оценки качества педагогического образования. В условиях информационного общества, когда информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью жизнеобеспечения социально-экономического роста, информация становится одним из важнейших ресурсов устойчивого развития любой системы. Информационная прозрачность рассматривается в двух аспектах: внешнем и внутреннем. Внешняя информационная прозрачность является необходимым условием для формирования положительного имиджа с целью повышения конкурентоспособности системы. Внутренняя информационная прозрачность направлена на повышение уровня организационной культуры, принятие эффективных управленческих решений, уменьшение рисков и является способом устойчивого развития системы оценки качества в целом [5].
2. Дискретность и нелинейность формирования системы оценки качества. В данном случае под дискретностью понимается возможность постоянной замены отдельных элементов без прекращения выполнения функций оценки качества на основе широкого
разнообразия квалиметрических средств и технологий. Нелинейность предполагает развитие систем взаимодействия прерывно, дискретно, путем прохождения через кризисные ситуации. Этот детерминант обеспечивает систему оценки качества новыми источниками информации, обеспечивает ее распределенность, динамичность, целостность.
3. Непрерывность и преемственность оценочных процедур. Необходимость обеспечения образования в течение всей жизни человека рассматривается как: непрерывность образования конкретной личности (формальное и неформальное образование, семейное воспитание и самообразование); непрерывность педагогического образования в рамках национальной системы; непрерывность образовательного пространства (регионального и глобального) [6]. В этой связи смена мировоззренческих ориентиров в понимании качества профессиональной подготовки, а точнее - к формируемой личности педагога создает предпосылки выстраивания системы оценки качества образования на всех ступенях на основе требований преемственности, цикличности.
Выделенные детерминанты конкретизируют направления реализации частных квалиметрических принципов, а именно:
• информационная прозрачность системы оценки качества педагогического образования является детерминантом реализации принципа комплементарности;
• дискретность и нелинейность формирования системы оценки качества конкретизирует содержание принципа валидизации;
• непрерывность и преемственность оценочных процедур лежит в основе реализации принципа петли качества.
Методологические инструменты определения квалиметрических условий
построения и реализации национальной системы оценки качества
педагогического образования
Информационно-квалиметрический аспект понимания качества, положенный в основу системы оценки качества непрерывного педагогического образования, обусловил выделение соответствующих методологических инструментов для определения необходимых квалиметрических условий.
Условие в целом нами понимается как «существенный компонент комплекса объектов (вещей, состояний, воздействий), из которого с необходимостью следует существование данного явления» [7, с. 753]. Как базовые смыслообразующие, сформированные на основании положения о всеобщей обусловленности явлений в педагогической действительности, условия выступают в качестве обстоятельства действия причины [8].
Причинно-следственные отношения, представленные как объективно, реально существующие связи в логической цепочке «цель - условия - деятельность - результат» являются исходным основанием для выделения трех типов квалиметрических условий построения национальной системы оценки качества педагогического образования:
• содержательные (определяют научно обоснованный выбор инструментально-диагностических процедур для оценки качества);
• организационные (обеспечивают целостность, системность, непрерывность процесса оценки качества);
• ресурсные (обеспечивают точность, достоверность, надежность сбора и обработки статистических данных, сочетание различных методов оценки качества для прогнозирования дальнейшего развития системы непрерывного педагогического образования).
Выделение данных типов квалиметрических условий акцентирует взаимосвязь всех управленческих аспектов при реализации национальной системы оценки качества педагогического образования как социального феномена метауровня.
Конкретизацию содержания каждого из типов квалиметрических условий построения национальной системы оценки качества педагогического образования целесообразно строить на основе анализа взаимовлияния определенных методологических подходов, частных детерминантов и квалиметрических принципов оценки качества непрерывного педагогического образования.
Методологической основой для выделения квалиметрических условий построения и реализации национальной системы оценки качества педагогического образования определены следующие подходы: междисциплинарный, комплексный и системный.
Междисциплинарность как фундаментальность неклассического характера подразумевает «коммуникативную сцепленность и переплетенность различных областей научного знания» [9]. Междисциплинарность противоречит дисциплинарной парадигме образования, которая связывала себя с подготовкой специалиста, владеющего специальными квалификациями, на основе строго отделенных друг от друга дисциплин и форм деятельности [9]. Междисциплинарный подход к построению системы оценки качества педагогического образования, в частности, предполагает реализацию в оценочной деятельности совокупности методологических идей, выражающих ценностный эталон каждого из аспектов (социально-философского, психолого-педагогического и информационно-квалиметриче-ского) (А. В. Торхова и соавт.). В качестве ценностного эталона информационно-квалиме-трического аспекта национальной системы оценки качества педагогического образования рассматривается обеспечение многомерности квалиметрического исследования посредством использования комплекса показателей оценки качества.
Данный подход в сочетании с принципом комплементарности, направленном на обеспечение информационной прозрачности системы оценки качества педагогического образования, позволил выделить следующие квалиметрические условия (таблица):
1. Создание квалиметрической модели профессиональной компетентности педагога (на основе междисциплинарных связей).
2. Обеспечение междисциплинарных связей разного уровня при реализации методик оценки качества непрерывного педагогического образования.
3. Обеспечение сетевой взаимодополнительности ресурсов для оценки качества на основе взаимодействия всех подсистем педагогического образования с различными социальными структурами.
Методологическим основанием следующей группы условий выступили комплексный подход, принцип валидизации, обеспечивающий дискретность и нелинейность формирования
Таблица
Условия построения системы оценки качества педагогического образования
Главное противоречие: между междисциплинарной сущностью методологии оценки качества, включающей триединство социально-философского, психолого-педагогического и информационно-квали-метрического аспектов оценивания и одноаспектностью (фрагментарностью) реально существующих мониторинговых систем
Информационно-квалиметрический аспект анализа подходов к построению национальных систем оценки качества обращает внимание на содержание и методы измерительно-оценочных процедур, реализуемых в системе непрерывного педагогического образования на основе использования информационно-коммуникационных технологий
Несоответствия, обусловливающие актуальность разработки квалиметрических условий: между широким спектром разрозненно существующих психолого-педагогических, квалитологических технологий анализа качества, электронных средств сбора и обработки образовательной статистики, направленных на изучение когнитивно-практического компонента педагогического образования, и необходимостью разработки нелинейной многофакторной динамично изменяющейся информационно-образовательной среды для гармонизации всех бинарных оппозиций
Подходы Междисциплинарный подход Комплексный подход Системный подход
Квалиметриче-ские принципы Принцип комплемен-тарности внешней, внутренней и независимой оценки качества с приоритетом самообследования (самоэкспертизы) учреждения образования в оценке качества, обеспечивающий повышение информационной прозрачности деятельности системы образования, развитие механизмов обратных горизонтальных и вертикальных связей Принцип валидизации технологического инструментария оценочной деятельности, предполагающий разделение критериев на приоритетные и второстепенные в процедурах суммирования, когда наиболее весомым критерием становятся не столько характеристики образовательного процесса, сколько достигаемые образовательные результаты Принцип петли качества, означающий замкнутую последовательность оценочных мер, создающих необходимые условия для выполнения процедуры оценки и обеспечивающий возрастающее влияние результатов оценки на процессы управления качеством в системе непрерывного педагогического образования
Детерминанты квалиметриче-ских условий Информационная прозрачность системы оценки качества педагогического образования Дискретность и нелинейность формирования системы оценки качества Непрерывность и преемственность оценочных процедур
Квалиметрические условия построения национальной системы оценки качества педагогического образования
Содержательные Создание квалиметриче-ской модели профессиональной компетентности педагога (на основе междисциплинарных связей) Проектирование информационно-образовательной среды оценки качества педагогического образования Определение изме-рительно-диагности-ческих процедур для выявления профессионально-личностного роста обучаемых на всех уровнях непрерывного педагогического образования
Окончание таблицы
Организационные Обеспечение междисциплинарных связей разного уровня при реализации методик оценки качества непрерывного педагогического образования Определение приоритетных и второстепенных критериев оценки качества с опорой на ИКТ Организация замкнутого последовательного цикла оценочных мер с опорой на ИКТ (цикл алгоритма)
Ресурсные Обеспечение сетевой взаимодополнительности ресурсов для оценки качества на основе взаимодействия всех подсистем педагогического образования с различными социальными структурами Формирование фонда технологического инструментария и оценочных средств для определения комплексного показателя качества педагогического образования Формирование национального рейтинга учреждений образования системы непрерывной педагогической подготовки
системы оценки качества. Комплексный подход в контексте изучаемой проблемы раскрывается прежде всего через такой ряд признаков, как целостность, многосторонность, дискретность и нелинейность приемов и методов оценивания качества, планомерность и согласованность в организации оценочной деятельности. Комплексный подход обращает внимание на многосторонний, многоплановый, многофакторный анализ качества образования с использованием широкого перечня технологического инструментария, составляющего целостную систему не путем механического сложения, а интегративного взаимодействия всех ее элементов.
Комплексный подход в сочетании с принципом валидизации, направленным на обеспечение дискретности и нелинейности формирования системы оценки качества, позволил выделить вторую группу условий (см. таблицу):
1. Определение приоритетных и второстепенных критериев оценки качества с опорой на ИКТ.
2. Проектирование информационно-образовательной среды оценки качества педагогического образования.
3. Формирование фонда технологического инструментария и оценочных средств для определения комплексного показателя качества педагогического образования.
Третья группа условий базируется на положениях системного подхода, принципе петли качества и соответствующем этому принципу детерминанте (непрерывность и преемственность оценочных процедур).
Известно, что педагогическое образование, будучи системой, относится к сложноор-ганизованным объектам. Оно состоит из ряда подсистем, которые по отношению к более частным образованиям сами являются системами. При изучении сложноорганизованных объектов, рассматриваемых как система, возникает необходимость использования системного подхода. В философии системный подход характеризуется как общеметодологический принцип. Его гносеологический аспект базируется на идеях и основных положениях теории систем, а методический аспект (рецепты, приемы, методы, технологии и т. п.) связывается с конкретными науками [10, с. 48].
Системный подход к проблеме построения национальной системы оценки качества ориентирует:
• на адекватность структуры оценочных процедур структуре содержания профессиональных компетенций, формируемых в системе непрерывного педагогического образования;
• на подчиненность организации квалиметрических процедур всей системы определенной цели;
• на наличие надежной обратной связи как основы саморегулирования, развития систем оценки качества, приспособления ее к изменяющимся требованиям и условиям.
Таким образом, третья группа включает в себя следующие квалиметрические условия (см. таблицу):
1. Определение измерительно-диагностических процедур для выявления профессионально-личностного роста обучаемых на всех уровнях непрерывного педагогического образования.
2. Организация замкнутого последовательного цикла оценочных мер с опорой на ИКТ (цикл алгоритма).
3. Формирование национального рейтинга учреждений образования системы непрерывной педагогической подготовки.
Квалиметрические условия построения и развития национальной системы оценки качества педагогического образования
Представленные квалиметрические условия построения и развития национальной системы оценки качества педагогического образования базируются на методологических основаниях (подходы, детерминанты, принципы) и выступают как необходимые и достаточные.
Группировка квалиметрических условий согласно выделенным типам определяет логику построения и развития системы оценки качества в рамках информационно-квали-метрического аспекта (см. таблицу).
Так, в качестве содержательных выступают следующие логически взаимосвязанные квалиметрические условия:
1. Создание квалиметрической модели профессиональной компетентности педагога (на основе междисциплинарных связей).
2. Проектирование информационно-образовательной среды оценки качества педагогического образования.
3. Определение измерительно-диагностических процедур для выявления профессионально-личностного роста обучаемых на всех уровнях непрерывного педагогического образования.
Организационные аспекты построения и развития национальной системы оценки качества регулируются такими квалиметрическими условиями, как:
1. Обеспечение междисциплинарных связей разного уровня при реализации методик оценки качества непрерывного педагогического образования.
2. Определение приоритетных и второстепенных критериев оценки качества с опорой на ИКТ.
3. Организация замкнутого последовательного цикла оценочных мер с опорой на ИКТ (цикл алгоритма).
Реализация ресурсных квалиметрических условий позволит обеспечить точность, достоверность, надежность сбора и обработки статистических данных для прогнозирования дальнейшего развития системы непрерывного педагогического образования:
1. Обеспечение сетевой взаимодополнительности ресурсов для оценки качества на основе взаимодействия всех подсистем педагогического образования с различными социальными структурами.
2. Формирование фонда технологического инструментария и оценочных средств для определения комплексного показателя качества педагогического образования.
3. Формирование национального рейтинга учреждений образования системы непрерывной педагогической подготовки.
Средством их реализации станет технологическая карта операционализации ква-лиметрических условий.
Список литературы
1. Абубекеров Р. В. Детерминанты глобального и локального в цивилизационном развитии: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.11 / Саратовский гос. техн. ун-т им. Ю. А. Гагарина. - Саратов, 2011. - 20 с.
2. Системный взгляд как основа филологической мысли / О. И. Валентинова, В. Н. Денисенко, С. Ю. Преображенский, М. А. Рыбаков. - М.: Изд. Дом ЯСК, 2016. - 540 с.
3. Ершов В. А., Климина А. В. Социокультурные детерминанты актуализации проблемы построения образа школы будущего (рубеж 80-90-х гг. ХХ в. - начало XXI в.) // Мир образования - образование в мире. - 2014. - № 2. - С. 3-11.
4. Бекоева М. И. Педагогическая квалиметрия в управлении качеством образования студентов современного вуза // Nauka-rastudent.ru. - 2015. - № 6. - URL: http:// nauka-rastudent.ru/18/2760/ (дата обращения: 21.06.2018).
5. Максимова С. М. Информационная прозрачность как характеристика качества организационной культуры компании // Научно-практический журнал МИР (Модернизация. Инновация. Развитие). - 2015. - № 1. - С. 81-84.
6. Милькевич О. А. Непрерывность и преемственность как основания моделирования системы оценки качества в условиях модернизации высшего профессионального образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVI Междунар. науч.-практ. конф. Ч. I. - Новосибирск: СиБАК, 2012. - С. 69-75.
7. Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичев [и др.]. - М.: Сов. эн-цикл., 1983. - 840 с.
8. Галкина О. В. Организационно-педагогические условия как категория научно-педагогического исследования // Изв. Самарского науч. центра Российской академии наук. - 2008. - № 2. - С. 30-36.
9. Петрова Г. И. Междисциплинарность университетского образования как современная форма его фундаментальности // Вестн. Томского гос. ун-та. - 2008. -№ 3. - С. 7-14.
10. Яковлев Е. В. Педагогический эксперимент: квалиметрический аспект: моногр. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1998. - 136 с.
11. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Перспективы развития системы Высшего образования в России // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. Т. 7, № 3(28). - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/111PVN315.pdf (дата обращения: 19.11.2018). DOI: http://dx.doi.org/10.15862/111PVN315.
12. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Концепция развития системы высшего образования в России // Мир науки. - 2016. - Т. 4, № 5. - URL: http://mir-nauki.com/ PDF/07PDMN516.pdf (дата обращения: 20.11. 2018).
13. Богуславский М. В., Куликова С. В., Романов А. А. Формирование и деятельность учителя: исторический опыт передачи образованности и культуры // Психолого-педагогический поиск. - 2016. - № 3(39). - С. 15-27.
References
1. Abubekerov R. V. Determinanty globalnogo i lokalnogo v tsivilizatsionnom razvitii. Extended abstract of PhD dissertation (Philosophy). Saratov, 2011. 20 p.
2. Valentinova O. I., Denisenko V. N., Preobrazhenskiy S. Yu., Rybakov M. A. Sistemnyy vzglyad kak osnova filologicheskoy mysli. Moscow: Izd. Dom YASK, 2016. 540 p.
3. Ershov V. A., Klimina A. V. Sotsiokulturnye determinanty aktualizatsii problemy postroeniya obraza shkoly budushchego (rubezh 80-90-kh gg. XX v. - nachalo XXI v.). Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2014, No. 2, pp. 3-11.
4. Bekoeva M. I. Pedagogicheskaya kvalimetriya v upravlenii kachestvom obrazovaniya studentov sovremennogo vuza. Nauka-rastudent.ru. 2015, No. 6. Available at: http:// nauka-rastudent.ru/18/2760/ (accessed: 21.06.2018).
5. Maksimova S. M. Informatsionnaya prozrachnost kak kharakteristika kachestva or-ganizatsionnoy kultury kompanii. Nauchno-prakticheskiy zhurnal MIR (Modernizatsiya. Innovatsiya. Razvitie). 2015, No. 1, pp. 81-84.
6. Milkevich O. A. Nepreryvnost i preemstvennost kak osnovaniya modelirovaniya sistemy otsenki kachestva v usloviyakh modernizatsii vysshego professionalnogo obrazovaniya. In: Lichnost, semya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii. Proceedings of the XVI International scientific-practical conference. Part I. Novosibirsk: SiBAK, 2012. Pp. 69-75.
7. Ilyichev L. F. (et al.) Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar. Moscow: Sov. Entsikl., 1983. 840 p.
8. Galkina O. V. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya kak kategoriya nauchno-pedagogicheskogo issledovaniya. Izv. Samarskogo nauch. tsentra Rossiyskoy akademii nauk. 2008, No. 2, pp. 30-36.
9. Petrova G. I. Mezhdistsiplinarnost universitetskogo obrazovaniya kak sovremennaya forma ego fundamentalnosti. Vestn. Tomskogo gos. un-ta. 2008, No. 3, pp. 7-14.
10. Yakovlev E. V. Pedagogicheskiy eksperiment: kvalimetricheskiy aspekt: monogr. Chelyabinsk: Izd-vo CHGPU, 1998. 136 p.
11. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Perspektivy razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya v Rossii. Internet-zhurnal "Naukovedenie". 2015, Vol. 7, No. 3(28). Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/111PVN315.pdf (accessed: 19.11.2018). DOI: http:// dx.doi.org/10.15862/111PVN315.
12. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Kontseptsiya razvitiya sistemy Vysshego obrazovaniya v Rossii. Mir nauki. 2016. T. 4, № 5. Available at: http://mir-nauki.com/ PDF/07PDMN516.pdf (accessed: 20.11. 2018).
13. Boguslavskiy M. V., Kulikova S. V., Romanov A. A. Formirovanie i deyatelnost uchite-lya: istoricheskiy opyt peredachi obrazovannosti i kultury. Psikhologo-pedagogicheskiy poisk. 2016, No. 3(39), pp. 15-27.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 1
Статья поступила в редакцию 02.09.2018 The article was received on 02.09.2018