Научная статья на тему 'Развитие культуры речи студентов вузов нефилологических направлений подготовки: лингвокультурологический аспект'

Развитие культуры речи студентов вузов нефилологических направлений подготовки: лингвокультурологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моделирование / культура речи / концепт / концептосфера / активные методы обучения / социализация / внутренняя речь / modeling / speech culture / concept / concept sphere / active teaching methods / socialization / internal speech.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. В. Гаврилов

В статье раскрывается проблема разработки одного из блоков инновационной методики развития речи студентов нефилологических направлений подготовки в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи». Автор констатирует, что современная методика обучения перестала отвечать на запросы общества и не содействует успешной социализации выпускников высших учебных заведений. Это происходит потому, что основное внимание акцентируется на нормах русского литературного языка. Однако такой подход не способствует освоению культурного кода народа, не позволяет выпускнику органично включиться в социум. Автор предлагает в процессе обучения сделать работу над текстом (в широком понимании термина) основной. Концептуальный анализ становится в данном случае базовым методом работы с текстом. Работа эта должна вестись в двух направлениях: анализ предложенных текстов и их синтез, т.е. создание оригинальных текстов с учетом характеристик личности (аудитории) и речевой ситуации. Моделирование проблемных ситуаций, применение активных форм и методов обучения открывают для педагога новые возможности по развитию коммуникативной компетенции обучающихся, во многом определят дальнейшую успешную социализацию выпускников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE SPEECH CULTURE OF UNIVERSITY STUDENTS OF NON-PHILOLOGICAL AREAS OF TRAINING: A LINGUOCULTURAL ASPECT.

The article reveals a problem of developing one of the blocks of innovative methods of speech development of students of non-philological areas of training in the discipline “Russian language and culture of speech”. The author states that modern teaching methods no longer respond to the needs of society and does not contribute to the successful socialization of graduates of higher educational institutions. This is because the main attention is focused on the norms of the Russian literary language. However, this approach does not allow to master the cultural code of the people, does not allow the graduate to be organically involved in society. The author proposes to make the main work on the text (in the broad sense of the term) during the training. Conceptual analysis becomes in this case the basic method of working with the text. This work should be carried out in two directions: the analysis of the proposed texts and their synthesis, the creation of original texts taking into account the characteristics of the person (audience) and the speech situation. Modeling of problem situations, the use of active forms and methods of training open for the teacher new opportunities for the development of communicative competence of students, will largely determine the further successful socialization of graduates.

Текст научной работы на тему «Развитие культуры речи студентов вузов нефилологических направлений подготовки: лингвокультурологический аспект»

УДК 378

Gavrilov V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail: victorg12@mail.ru

THE DEVELOPMENT OF THE SPEECH CULTURE OF UNIVERSITY STUDENTS OF NON-PHILOLOGICAL AREAS OF TRAINING: A LINGUOCULTURAL ASPECT. The article reveals a problem of developing one of the blocks of innovative methods of speech development of students of non-philological areas of training in the discipline "Russian language and culture of speech". The author states that modern teaching methods no longer respond to the needs of society and does not contribute to the successful socialization of graduates of higher educational institutions. This is because the main attention is focused on the norms of the Russian literary language. However, this approach does not allow to master the cultural code of the people, does not allow the graduate to be organically involved in society. The author proposes to make the main work on the text (in the broad sense of the term) during the training. Conceptual analysis becomes in this case the basic method of working with the text. This work should be carried out in two directions: the analysis of the proposed texts and their synthesis, the creation of original texts taking into account the characteristics of the person (audience) and the speech situation. Modeling of problem situations, the use of active forms and methods of training open for the teacher new opportunities for the development of communicative competence of students, will largely determine the further successful socialization of graduates.

Key words: modeling, speech culture, concept, concept sphere, active teaching methods, socialization, internal speech.

В.В. Гаврилов, канд. пед. наук, доц., Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, E-mail: victorg12@mail.ru

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НЕФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье раскрывается проблема разработки одного из блоков инновационной методики развития речи студентов нефилологических направлений подготовки в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи». Автор констатирует, что современная методика обучения перестала отвечать на запросы общества и не содействует успешной социализации выпускников высших учебных заведений. Это происходит потому, что основное внимание акцентируется на нормах русского литературного языка. Однако такой подход не способствует освоению культурного кода народа, не позволяет выпускнику органично включиться в социум. Автор предлагает в процессе обучения сделать работу над текстом (в широком понимании термина) основной. Концептуальный анализ становится в данном случае базовым методом работы с текстом. Работа эта должна вестись в двух направлениях: анализ предложенных текстов и их синтез, т.е. создание оригинальных текстов с учетом характеристик личности (аудитории) и речевой ситуации. Моделирование проблемных ситуаций, применение активных форм и методов обучения открывают для педагога новые возможности по развитию коммуникативной компетенции обучающихся, во многом определят дальнейшую успешную социализацию выпускников.

Ключевые слова: моделирование, культура речи, концепт, концептосфера, активные методы обучения, социализация, внутренняя речь.

Приходится констатировать, что традиционная методика развития речи студентов вузов не отвечает современным требованиям, которые предъявляются к будущим специалистам. Основным из этих требований является успешная социальная адаптация. Этот процесс во многом определяется тем, насколько речь выпускника развита, насколько грамотно, логично, аргументировано он может излагать свои мысли, учитывая при этом условия коммуникации и культуросо-образную норму. К сожалению, в настоящее время в рамках курса «Русский язык и культура речи» педагог как правило, работает в рамках традиционной парадигмы, делая акцент на том, чтобы студенты усвоили нормы русского языка (устная и письменная речь). Подобный подход, на наш взгляд, является формальным и не готовит выпускника вуза к будущей профессиональной деятельности в полной мере. Таким образом, назрела необходимость изменить содержание курса и подходы к обучению.

В рамках модульно-рейтинговой системы, на основе которой строятся учебные программы в Сургутском государственном педагогическом университете, существует возможность делить учебную дисциплину на блоки, формировать систему заданий, упражнений, средств контроля по каждому из них. Изучение предмета завершается итоговым контролем. По нашему мнению, инновационная программа по дисциплине «Русский язык и культура речи» может включать в себя пять блоков: I. «Нормы русского языка (теория и практика)»; II. «Культура русской речи в культурологическом аспекте»; III. «Речевое творчество»; IV. «Мышление и речь»; V. «Коммуникация (практика)». Каждый из блоков органично включен в систему, хотя и имеет разную долю в общем количестве отведенных учебным планом часов.

Является ключевым и имеет непосредственное отношение к социализации выпускника второй блок, который включает в себя расширение кругозора обучающихся, формирование языковой картины мира, позицию говорящего по различным общественным и культурным вопросам и т.д. Иначе говоря, студент учится работать с национальным культурным кодом, выстраивать коммуникацию в соответствии с культуросообразной нормой. Под этой нормой мы понимаем прецедентные феномены, которые выражаются в конкретных единицах когнитивного характера. К ним вслед за Ю.А. Карауловым, Д.Б. Гудковым, В.В. Красных и др. мы относим прецедентные высказывания, прецедентные ситуации и прецедентные имена, языковые и речевые нормы и нормы поведения. Прецедентные феномены репрезентируют национально-детерминированные представления в языковом сознании носителей языка. В их основе лежат базовые концепты национальной культуры.

Транслятором культуросообразной нормы для студентов является педагог, который проецирует ее на обучающихся, демонстрирует культуросообразные образцы речевого поведения. Именно структурирование знаний и представлений о прецедентных феноменах национальной культуры в границах когнитивной базы каждого обучающегося и формирует, в конечном итоге, индивидуальную языковую картину мира выпускника. Ее формирование, безусловно, продолжается и по

окончании высшего учебного заведения (под влиянием социума), но в вузе она получает то направление развития, которое и содействует дальнейшей успешной социальной адаптации. Безусловно, это сложный процесс, однако педагог должен организовывать учебную деятельность по развитию речи студентов осознанно, учитывая феномен культуросообразной нормы.

Итак, развитие речевой культуры студента, его речевой культуры напрямую соотносится с освоением культурного кода нации, постижением ментальной природы и освоением культуросообразной нормы. Именно на этом этапе обучения происходит формирование целостной языковой картины мира обучающегося, ее систематизация. В основе данного процесса лежит концептуализация окружающей действительности, которая опирается на базовые (универсальные) понятия национальной культуры.

Таким образом, педагог, работая над составлением рабочей программы дисциплины в рамках Федерального государственного образовательного стандарта, должен выстроить курс на основе взаимодействия языка (речи) и культуры народа, то есть найти основные точки соприкосновения языка и культуры. И ключевой точкой их взаимодействия и взаимовлияния будет концептосфера, которая формирует человеческую личность, ее картину мира от рождения, безусловно, влияет на качество речи. Д.С. Лихачев писал: «Богатство языка определяется не только богатством «словарного запаса» и грамматическими возможностями, но и богатством концептуального мира, концептуальной сферы, носителем которой является язык человека и его нации» [1, с. 8]. Следовательно, работа по обогащению концептуальной сферы студентов, ее наполнение с учетом социальных норм и требований становится важнейшей задачей в рамках курса «Русский язык и культура речи».

Концепт исследователями (Ф. Соссюр, Е.В. Рахилин, А. Вежбицкая, Д.С. Лихачев, Ю.С. Степанов, Ю.Н., В.И. Карасик, Л.П Бабенко, Ю.В. Казарин) понимается по-разному. Наиболее точно, по нашему мнению, суть этого феномена отражает определение С.П Воркачева: «Концепт - единица коллективного знания/сознания (отправляющая к высшим духовным ценностям), имеющая языковое выражение и отмеченная лингвокультурной спецификой. Это культурно отмеченный вербализованный смысл, представленный в плане выражения целым рядом своих реализаций. Концепт принадлежит национальному языковому сознанию. Концепты - это семантические образования высокой степени абстрактности» [2, с. 5]. Из вышесказанного следует вывод о том, что именно концепт является тем мостом, который связывает сферу идеального (менталитет народа) и сферу материального (вербализация мыслей, идей, интенций в формах устной или письменной речи).

Любое речевое взаимодействие, поскольку оно может быть зафиксировано и обрело материальную оболочку, мы считаем текстом (в самом широком понимании термина). В этой связи работу с текстом как с зафиксированным актом речетворчества можно считать итоговой в процессе освоения курса. Основной задачей педагога становится развитие у студента умения на основе базовых кон-

цептов сворачивать и разворачивать текст (при этом обогащать и редактировать его), проводить полный концептуальный анализ (Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин).

Совершенно очевидно, что национальный язык является не только хранилищем культурных традиций, норм и пр., но и транслятором этих традиций, а также инструментом их формирования, развития. Таким образом, культура как абстрактное понятие, тем не менее, может быть структурирована, представлена в виде определенных смысловых сгустков, ментальных схем, по сути, - основ, потенций ее существования и развития. Если так, то эти ментальные схемы должны так или иначе проявляться в речи, материализоваться, а следовательно, могут быть зафиксированы и подвергнуты анализу [3]. Об этом говорит, в частности, Ю.С. Степанов: «Не следует воображать себе культуру в виде воздуха, который пронизывает все поры нашего тела, - нет, это «пронизывание» более определенное и структурированное: оно осуществляется в виде ментальных образований - концептов. Концепты - как бы сгустки культурной среды в сознании человека» [4, с. 40].

Концепт имеет все-таки нематериальную природу, относится более к менталитету народа, нежели к языку, отражает культурно обусловленные представления человека о действительности (А. Вержбицкая). При этом набор концептов, выбор базового концепта во многом определяют индивидуальную языковую картину мира человека, как части социума. Процесс формирования концептосферы индивида в рамках национальной культуры двусторонний, взаимонаправленный: с одной стороны, социум (язык, образование, воспитание, культурные традиции и т.д.) оказывают влияние на индивида, однако, с другой стороны, сам индивид в той или иной степени воздействует на социум. Так, из интенций, эмоций, всего индивидуального (как из ручьев и рек - море) рождается общественное, то, что мы называем культурой народа. Безусловно, степень воздействия личности на социум порой бывает ничтожной, но иногда и весьма значительной, все зависит от силы личности, его энергии, авторитета, по Л.Н. Гумилеву, - пассионарности.

Необходимо понимать, что в рамках речевой коммуникации адресант транслирует не только собственное понимание мироустройства, взгляды на ту или иную проблему, но и (хочет он того или нет) определенные культурные установки. Организуя учебный процесс, проводя со студентами концептуальный анализ текста, педагог должен учить выходить за рамки текста, то есть обращаться к экстралингвистическим его характеристикам.

Текст коммуникативного акта более динамичен по отношению к тесту прозаического или стихотворного произведения, поскольку протекает в режиме условно реального времени, представляет непосредственные реакции участников акта, их рефлексию. Общение происходит не опосредованно и не односторонне (автор - читатель), а непосредственно, во взаимодействии [3, с. 109 - 110].

Итак, путь к освоению культурных кодов и присвоению культуросообраз-ной нормы лежит через концептуализацию информации. Эталоном культуры речи признается русский литературный язык, кодифицированный, то есть закрепленный в словарях и в художественной литературе. Безусловно, мы не можем рассматривать культуру речи в отрыве от конкретной культурной среды, однако выделяем культурологический аспект, отличая его от литературной нормы, кодифицированных образцов. Как уже говорилось, литературная норма подвижна. Она может поменяться, причем довольно существенно, в течение десяти лет. Если рассматривать традиционное общество с общепринятыми культурными ценностями, этическими установками, то речевое поведение индивида в рамках этого общества должно отвечать определенным образцам. Это и есть культуро-сообразное поведение. Надо понимать, что индивид всегда социально ориентирован, включен в то или иное социальное сообщество, по правилам которого он развивается и строит коммуникацию. Но это вовсе не означает, что в этом социальном сообществе (национальном, религиозном и т.д.) он будет находиться постоянно. И смена социальной группы часто болезненна для субъекта, так как он сталкивается с новыми этическими, социокультурными установками, требованиями, правилами поведения. Без культурологических знаний, практического опыта в этой сфере эффективное включение в новую социальную группу просто невозможно.

Любая культура любого народа имеет свою концептосферу, свои базовые концепты. В нашей русской (и шире - российской) культуре такие универсальные понятия тоже есть. Их немало (что во многом и определяет богатство нашей культуры), назовем лишь некоторые: нестяжание, душа, свобода, вера, справедливость, Родина, тоска, совесть, правда, жертвенность, милосердие,

любовь, истина, добро, красота, духовность и др. (Д.С. Лихачев, ПД. Гачев, И.В. Кучерук, Б.П. Вышеславцев, В.Н. Подопригора, Т.И. Краснопевцева). Концепты выступают в роли стержней, вокруг которых строится вся система воспитания, поведения, система воззрений и нравственных ценностей, весь культурный фон, определяющий лицо этноса.

Как же в достаточно сжатые сроки добиться формирования целостной языковой картины мира на основе базовых национальных концептов? Очевидно, только постоянным погружением на учебных занятиях в речевые ситуации, только их грамотным моделированием. При этом каждый раз необходимо формулировать для обучающихся проблемные задачи. Решение определенных коммуникативных проблемных задач (кейсов) может стать ключом к успешному освоению культуры речи.

Таким образом, педагогу удастся синтезировать сразу несколько направлений в плане формирования коммуникативной компетенции: развитие мышления, приобщение к культуре народа через постижение базовых концептов, выбор оптимальных языковых средств с учетом условий коммуникации, соблюдение норм русского языка. Безусловно, отнюдь не сразу студенты будут приходить к верному решению, поэтому по завершении работы по решению проблемной задачи они переходят к этапу рефлексии. Оцениваются сильные и слабые стороны ответа, анализируются ошибки и их причины. При подведении итогов педагог всякий раз должен представить культуросообразный вариант решения проблемной задачи.

Хуторской А.В. говорит, что проблемная задача - это организация «учебного материала с заданными условиями и неизвестными данными, поиск которых предполагает от учащихся активную мыслительную деятельность: анализ фактов, причин происхождения объектов, их причинно-следственных связей» [5, с. 241].

Моделируя ту или иную речевую ситуацию, педагог должен создавать условия для успешной самореализации каждого обучающегося. Процесс решения проблемной задачи - процесс творческий, поскольку в реальной жизни каждый речевой акт индивидуален, имеет свои особенности. Кроме того, коммуникативная проблемная задача может иметь несколько верных вариантов решения, удачных в большей или меньшей степени. В этой связи обучающийся должен иметь возможность не просто предложить свой вариант, но и аргументировано доказать, почему это он является наиболее уместным (кейс-метод).

Работа в данном направлении позволяет обучающемуся отработать решения различных речевых ситуаций, представить в общих чертах, с какими трудностями коммуникативного характера ему придется столкнуться в будущем.

Критерием успешности обучения является высокая степень социализации личности, которая воспринимает себя не просто как часть социума, а как субъект, способный влиять на окружающих людей. И здесь не последнюю роль играют упражнения этической и культурологической направленности. В данном случае трудно переоценить роль активных форм и методов обучения, работу в группах, моделирование проблемных ситуаций, деловые игры.

Педагог выступающий в роли фасилитатора, транслирует духовно-нравственные установки народа, которые им усвоены, однако не подавляет при этом аудиторию, но корректирует (при необходимости) позиции, которые кажутся педагогу неверными или сформированными в недостаточной степени.

Благодаря системной работе, верно подобранным формам и методам у студента формируется целостная языковая картина мира, которая не будет противоречить государственной идеологии, этическим установкам, духовно-нравственным ценностям народа. В рамках курса определяется система кластеров языковой картины мира, которые будут заполняться гражданином в течение всей жизни.

При составлении системы заданий было важно нащупать точки, в которых язык/речь и культура сопрягаются, взаимодействуют наиболее явно. И здесь необходимо сделать акцент на развитии внутренней речи учащихся, поскольку концепты имеют когнитивную природу. Когниция же состоит в том, что человек постигает мир через опорные понятия, нанизывая на них свои впечатления, чувства, убеждения. Здесь важно структурировать в сознании обучающихся систему концептов, которые и станут определяющими на последующие годы, помогут в дальнейшей социализации. Работу по данному блоку мы предлагаем организовать в рамках изучения трех тем, которые описаны в табл. 1.

Как следует из представленной таблицы, серьезное внимание педагогу необходимо уделять работе с текстом. Работа эта является итоговой. Текст

Таблица 1

Формы и методы работы при освоении блока «Культура русской речи в культурологическом аспекте»

№ п/п Тема Формы и методы работы

1. Язык, речь и культура народа Диалог дискуссия, «Суд над героем», «Полет гениев», доклады, студенческие проекты, «Наблюдай и размышляй», посвященные изучению особенностей менталитета русского народа их проявлениям в языке.

2. Концептуальное пространство в культуре и в тесте Построение концептосферы текста (устного и письменного). Построение собственного текста на основе предложенных концептов. Наблюдение над текстом (эксперимент по выделению базовых концептов).

3. Духовно-нравственные ценности русского народа. Речевой этикет Деловые игры («Устройство на работу», «Пресс-конференция с инопланетянами»), «Наблюдай и размышляй», наблюдение над текстом («Исправь речевые ошибки», «Анализ пословицы, фразеологизма как микротекста»), создание текста делового письма, написание мини-сочинения на основе фразеологизма, пословицы.

(в самом широком толковании термина) есть результат речевой деятельности, структурированная и закодированная информация, адресованная собеседнику. Эффективность коммуникативного взаимодействия будет зависеть от того, насколько качественным (т.е. грамотным, структурированным, учитывающим ситуацию общения, личность собеседника (характеристики аудитории), интенции говорящего и слушающего) будет текст.

Не будем забывать, что социализация предполагает не только принятие культуросообразных норм, но воздействие на собеседника (аудиторию), транслирование собственных интенций, ценностей, взглядов. И чем убедительнее, выразительнее, ярче будет высказывание, тем больше вероятность, что точка зрения говорящего будет воспринята окружающими.

На учебных занятиях студент работает с текстом в двух планах: анализ текста (разложение на составляющие, вычленение концептов выразительных средств и т.д.) и синтез (создание оригинального текста, направленного на решение проблемной задачи). Любой текст - это определенный код. Студент должен быстро и эффективно зашифровывать (кодировать) и расшифровывать (декодировать) информацию. Здесь мы говорим о развитии внутреннего плана действий (Я.А. Пономарев). Студент «сжимает» текст, в основе которого будут лежать базовые концепты, получает в итоге его опорную схему, а затем разворачивает сообщение, но при этом создает оригинальный текст, дополняя его различными смыслами, учитывая характеристики аудитории, условия речевого общения. Кроме того, необходимо учитывать и такой аспект создания оригинального текста, как сбор пресуппозиционного материала. Аспект имеет экстралингвистические характеристики. Применительно к тексту пресуппозицию мы понимаем как дополнительную информацию, связанную с заявленной в тексте проблемой. Это могут быть даты, цифры, факты, дополнительные сведения, уточняющего характера. Но именно благодаря пресуппозиции текст (при его развертывании на основе опорной схемы) становится более содержательным, по сравнению с

Библиографический список

текстом 1. Таким образом, работа с пресуппозиционным материалом позволяет расширить пределы актуального членения, сделать развитие коммуникативного акта более вариативным, многоплановым.

Учитывая сказанное выше, можно с уверенностью утверждать, что процессе развития коммуникативной компетенции студентов нефилологических направлений подготовки поставленных задач можно достичь лишь при использовании активных форм и методов обучения. В рамках моделирования речевых ситуаций кажутся оправданными деловые игры, составление плана будущего коммуникативного акта, оценка собеседника или аудитории (возраст, пол, социальное положение, образование, общественно-политические установки и т.д.), концептуальный анализ, использование выразительных средств, работа с паремическими текстами, с учебным текстом (трансформация, редактирование, анализ, синтез), работа в группах. В конце каждого занятия необходима рефлексия по поводу полученных результатов учебной деятельности. Также педагог обязан представить культуросообразный образец, то есть текст, отвечающий всем критериям эффективности.

Следовательно, задания этого раздела призваны развить речетворческие навыки студентов (языковая игра, трансформация, вариативность языковых единиц, решение практических коммуникативных задач, работа с текстом (редактирование, дополнение, изменение).

Речевая культура индивида в данном случае будет являться связующим звеном, соединяющим два мира: внешний, социальный и внутренний (когнитивный), поскольку основная задача дисциплины - оказать помощь в процессе социальной адаптации личности, успешной профессионализации, содействовать эффективному включению субъекта в социум.

Обучающимся предлагается алгоритм анализа речевого акта, связанный с концептуализацией текста, учитывающий достижения когнитивной лингвистики и культурологии в рамках когнитивно-деятельностного подхода.

1. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка. Известия АН СССР. Серия Литература и язык. 1993; № 1, Т. 52: 8.

2. Воркачев С.Г Концепт как «зонтиковый термин». Язык, сознание, коммуникация. 2003; Выпуск 24: 5 - 12.

3. Гаврилов В.В. Анализ концептуального пространства текста как форма организации работы по развитию культуры речи студентов вузов. Вестник угроведения. 2014; № 1 (16): 107 - 112.

4. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры: Опыт исследования. Москва: Школа «Языки русской культуры», 1997.

5. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. Санкт-Петербург: Питер, 2004.

References

1. Lihachev D.S. Konceptosfera russkogo yazyka. Izvestiya AN SSSR. Seriya Literatura i yazyk. 1993; № 1, T. 52: 8.

2. Vorkachev S.G. Koncept kak «zontikovyj termin». Yazyk, soznanie, kommunikaciya. 2003; Vypusk 24: 5 - 12.

3. Gavrilov V.V. Analiz konceptual'nogo prostranstva teksta kak forma organizacii raboty po razvitiyu kul'tury rechi studentov vuzov. Vestnik ugrovedeniya. 2014; № 1 (16): 107 - 112.

4. Stepanov Yu.S. Konstanty. Slovar'russkoj kul'tury: Opyt issledovaniya. Moskva: Shkola «Yazyki russkoj kul'tury», 1997.

5. Hutorskoj A.V. Praktikum po didaktike i sovremennym metodikam obucheniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2004.

Статья поступила в редакцию 16.12.19

УДК 372.881.1

Gridneva S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: svelte.77@mail.ru

Avsyankina A.V., senior teacher, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: anzhelikaavsyan@mail.ru

DIDACTIC CONDITIONS OF E-LEARNING COURSES APPLYING IN THE PROCESS OF COMMUNICATIVE FOREIGN LANGUAGE TEACHING. The

article deals with results of research aimed at defining the optimal didactic conditions and opportunities of e-learning courses application while communicative language teaching. The defined conditions may be used as the instructions in the process of creating and applying the e-learning courses for communicative language teaching. The conclusions of our research will contribute to the differentiated approach to the creation of methodological recommendations on the working out and applying e-learning courses. This approach will allow teachers to create various courses according to the aim and level of foreign language teaching. The scientific importance of the research is conditioned by the insufficient information on the problem and its urgency in the modern educational system.

Key words: communicative language teaching, e-learning course, didactic conditions.

С.В. Гриднева, канд. пед. наук, доц., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: svelte.77@mail.ru

А.В. Авсянкина, ст. преп., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: anzhelikaavsyan@mail.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА ПРИ КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Данная статья представляет результаты исследования, целью которого является определение оптимальных дидактических условий и возможностей применения электронного учебного курса при коммуникативно-ориентированном обучении иностранным языкам. Выявленные дидактические условия могут быть в дальнейшем использованы при создании и применении электронных учебных курсов для коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам. Выводы исследования позволят применить дифференцированный подход при разработке методических рекомендаций по созданию и применению электронных учебных курсов. На основе данного подхода возможно создание разных электронных учебных курсов, в зависимости от цели и ступени обучения иностранным языкам. Научная значимость проводимого исследования обусловлена недостаточной изученностью данной проблемы и ее острой актуальностью в современной системе образования.

Ключевые слова: коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам, электронный учебный курс, дидактические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.