Научная статья на тему 'Развитие культуры дизайна как преодоление эстетического провинциализма на рубеже XXI В. '

Развитие культуры дизайна как преодоление эстетического провинциализма на рубеже XXI В. Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие культуры дизайна как преодоление эстетического провинциализма на рубеже XXI В. »

чит, и деторождение тоже не нужно. Отсюда - половое равнодушие платоновских персонажей.

Конечно же, именами этих замечательных писателей нельзя ограничиться. Значительными произведениями, вносящими свой вклад в изучение многих политических проблем нашей страны и ее истории являются романы А Солженицина, А Рыбакова, Дудинцева и др. Все они показали нашу страшную жизнь, уже далекую, но не потерявшую способности к возвращению.

Примечания

1. П. Струве И. С. Тургенев как политический мыслитель// Родина 1994. N6. - С. 67

2. Там же. - С. 68.

3. Там же. - С. 68

4. Там же. - С. 69.

5. Ф. М. Достоевский. Поли. собр. соч.. В 30-ти томах. Т. 10.Л., 1974 - С. 311.

6. Там же. - С. 312.

7. Там же. - С. 322.

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ДИЗАЙНА КАК ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПРОВИНЦИАЛИЗМА НА РУБЕЖЕ XXI В.

Брюханцева Н.В., Сысоева Л.С. (ТПГУ)

Когда промышленность стала искать способ органического соединения эстетических параметров с технико-технологическими на индустриальной основе, то возникли задачи, названные дизайнерскими Баухауз в Германии, ВХУТЕМАС, ИНХУК, УНОВИС в России, поддерживая тенденцию, обозначившуюся в конце XIX века, выступили против подражательства предшествующим художественным стилям, которое придавало бы форму новейшим техническим сооружениям. Именно такой метод эстетизации предметного мира В. Гропиус назвал «прикладной археологией». И он страстно осужден всеми великими дизайнерами и архитекторами как несоответствующий новой индустриальной технологии промышленности и строительства.

Красота дизайнерского внестилевого метода как интегральная функциональность предметного жизнеобеспечения человека, учитывающая многообразие социальных и психологических потребностей человека, главные из которых - жить, работать, отдыхать, передвигаться. Это красота динамичного современного образа жизни, предметного окружения человека по принципу живого организма, планируемого «изнутри наружу».

В развивающихся культурах современной цивилизации дизайн пережил уже несколько этапов в существовании. Если во времена В. Гропиуса и Ш. ле Корбюзье, Миса ван дер Роэ и Ф.-Л. Райта дизайн делал основной акцент на овладение человеческими формами развившейся индустриальной цивилизации, то его дальнейшие достижения связаны с переходом к информационному обществу (Э. Саринен, К. Танге, О. Нимейер, М. Ямасаки, Л. Кан, Ф. Джонс и др.).

«Третья волна» функционализма, называемая постмодернизмом, представлена разнообразными дизайнерскими поисками. Это и метафорическое использование визуальных признаков техномира («хайтек»), и возвращение к классическим прототипам, по-новому технически функционирующим, и откровенно рационалистическое структуриро-

вание (М. Нуньес, X. Ян, Р. Пиано, У.Х. Харди, В Греготти, Р. Бофилл, X. Бенефельд, Д. Порфирос и др.).

В большинстве цивилизованных стран дизайн превратился в деятельность, всеохватно внедрившуюся в сферу труда, приводя предметное формообразование к гармоническому единству, упорядоченности и человеческой осмысленности в параметрах современного культурного развития.

Попытки развития отечественного дизайна в 20-е годы в условиях экономической разрухи и ориентаций на классическое наследие не привели к успеху. Архитектоны К Малевича не превратились в реальные улицы городов, конструкции В. Татлина, не соединенные с необходимой техникой, не взлетели.

Провинциальный (на мировом фоне) «стиль украшательства и излишеств», «сталинский ампир» и удешевленное «палладианство» были осуждены только в 60-е годы. Но и тогда дизайн не «пророс» новой художественно-технологической культурой, какую создавали передовые страны и на которую опирались в своем бытии и воспитании

Отказ от стиля «прикладной археологии» при отсутствии отечественного дизайна и технологической базы его развития обернулся утилитарным домостроением и градостроительством. И опять мы оказались на задворках мировой культуры, где в это время быстрыми темпами прогрессировала техническая эстетика.

Работа экономики на план, а не на потребителя не стимулировала развитие дизайна. Этому не способствовали и теоретические установки на понимание дизайна как внехудо-жественной деятельности. Достижения отечественного дизайна касались в основном выставочного, экспозиционного, «станковистского», по сути дизайна. Складывалась опять же провинциальная ситуация: игнорируемый идеологически дизайн потреблялся в погоне за импортными вещами.

Проблема дизайнерской обеспеченности современного производства есть решение глобальной задачи универсальной эстетизации предметного жизнеобеспечения человека В эпоху проектной культуры эстетическое жизнестроение обеспечивается дизайном как-художественным проектированием.

Избавляясь от отечественного провинциализма как культурной отсталости, мы должны видеть, что образ культуры обеспечивается ее производительной силой - образованием. Поскольку дизайнерское художественное конструирование осуществляется на инженерно-технологической основе, то дизайн-образование должно осуществляться не институтами и училищами прикладного искусства (на ремесленной основе), не институтами театрального искусства (как сейчас), где готовят мастеров «чистого искусства», а в технических вузах и училищах

Также представляется менее целесообразным создание особого института дизайна, так как в нем надо будет создавать дублирующую политехническую образовательную базу. Это сделать проще в технических и строительных вузах на технологической основе соответствующей специальности, ответственной за «свое» производство предметного жизнеобеспечения человека.

Необходимо создавать предоснову дизайнерского видения в общеобразовательной школе, поскольку без этого мы не обеспечим ни профессиональный выбор, ни цивилизованный вкус потребителя, соответствующий современным эстетическим критериям. При этом надо помнить, что эстетический принцип является интегрирующим и что в универсальном содержании красоты современного технического мира заключены все параметры меры человеческого совершенства. Это не только технико-технологические изменения, но и экономические, политические, нравственные, экологические, психологические, историко-культурные. Ориентируясь на синтетический образ культуры, соответственно

строится и дизайн-образование как интегральное, способное обеспечить новое видение и конструирование предметного мира.

Учитывая, что культурный способ существования и есть собственно человеческий, то культура (в том числе и материально-художественная) и выступает в конечном счете воспроизводством самого человека. Поэтому уровень и характер производства культуры - это уровень и характер воспроизводства человека, а весь социокультурный процесс воспроизводства человека, состоящий в производстве и освоении культуры есть не что иное как его воспитание. Вот почему провинциализм в таких сущностных характеристиках человеческого существования особенно не желателен.

Образование в этом социокультурном процессе и является той питательной средой, в которой происходит культивирование человека (через производство и освоение культуры). Тема дизайн-образования широко обсуждается в мире. Исследователи в этой области считают, что дизайн играет роль объединителя двух культур, существующих разрозненно: гуманитарной и научно-технической. Поскольку дизайн вбирает в себя оба аспекта, то выступает как бы третьей культурой, которую на западе предлагают назвать Дизайном с большой буквы. И если наша страна считает проектную культуру актуальной, а гармоническое совершенство вещи, интегрированное в ее эстетических качествах, условием ее конкурентноспособности, то должно строить образование по образцу этой культуры.

РЕМИНИСЦЕНЦИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ИССЛЕДОВАНИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

С. В Дементьева (ТПУ)

Переходные исторические эпохи наиболее отчетливо выявляют прерывы исторического бытия человечества и, одновременно, как #и парадоксально это звучит, высвечивают его единую культурно-историческую основу. Эту особенность развития культуры можно заметить на противопоставлении всепожирающему Хроносу античной мифоэпи-ческой традиции и христианского Кероса, обладающего непреходящей духовной ценностью.

Но этот прерыв культурно-исторической традиции на самом деле лишь высвечивает единство европейской цивилизации, вытекающей из античности и получившей свое наиболее полное развитие в христианстве. Исследование проблемы взаимосвязи этих двух культурно-исторических типов развития единой европейской культуры, к которой несомненно принадлежит и Россия, нашло свое отражение в значительном количестве опубликованных исследований. Осознавая всю сложность попыток внести в рассмотрение этой проблемы нечто новое, отметим, что автор лишь намечает анализ данной проблемы при помощи понятия "реминисценция", используя при этом конкретный культурно-исторический материал, а именно работы Аврелия Августина.

В качестве рабочего определения под реминисценцией будем понимать всю совокупность подходов и способов расшифровки смыслов, символов культурно-исторического кода в современной культурной ментальное™. Реминисценции могут проявляться и проявляются практически во вех формах культурного освоения мира, ибо сам процесс включения человека в культуру происходит через реминисценции.

Проблему реминисценции как способа культурологического освоения мира, можно рассмотреть лишь имея перед собой конкретное явление культуры. Причем степень раскрытия эвристических возможностей реминисцеции будет тем выше, чем более богатый

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.