Научная статья на тему 'Использование произведений художественной литературы в курсе политологии'

Использование произведений художественной литературы в курсе политологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
154
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование произведений художественной литературы в курсе политологии»

жалким состоянием музыкального школьного оснащения, и катастрофической нехваткой специалистов.

Развитие личности с лучшими человеческими качествами возлагается также на художественную литературу, присутствие которой в школьной программе не должно минимизироваться год от года технократическим уклоном, и на другие факторы эстетического воздействия, осуществляемыми и досуговыми формами общения с искусством, в которых необходимо усилить аспекты самодеятельного начала - работу клубов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КУРСЕ ПОЛИТОЛОГИИ

Наливкина Н.В. (ТГПУ)

В изучении курса политологии важно добиться системных представлений о государстве, формах правления, об обществе, о месте человека и цене его жизни в мире политики. Хорошо себя зарекомендовало использование в анализе основных понятий и категорий политологии изучение литературных произведений.

Литература никогда не была свободна от идеологии. Именно она воспитывала в былые годы целые поколения в духе революционного романтизма, поэтики террора, воспевая новый тип человека, свободного от буржуазных ценностей и морали. Мы восхищались нигилизмом Базарова, образом Павки Корчагина, героями "Оптимистической трагедии", "Поднятой целины" и т д., никогда не подвергая сомнению правильность поступков главных героев-революционеров, средств и методов, которыми они пользовались для достижения своих целей. Советская литература наряду с идеологией марксизма довела все население страны до единомыслия. Об этом мечтал герой братьев Жемчужн и ко вых и А. К. Толстого - Козьма Прутков, для которого они сочинили "Проект: о введения единомыслия в России". Они смеялись над своей затеей, не подозревая о том, что в будущем это будет осуществлено.

Для того, чтобы строить новое здание нужен был новый человек. Он пришел, дав пинка Обломову - тунеядцу и идеалисту " Сапоги выше Шекспира" (Писарев), " Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта" (Базаров). Такому человеку поручили борьбу за всеобщее счастье. Человек не политизированный хуже преступника. Обломов, живущий бытом, семьей, своими житейскими радостями и удовольствиями, испугал и Герцена и всех последующих революционно мыслящих русских людей.

Спор о демократических преобразованиях России велся не только между политическими мыслителями и деятелями - будь то западники или славянофилы, но и нашел свое место на страницах литературных произведений.

Политическим мыслителем назвал Петр Струве И.С. Тургенева, обратив внимание на переписку И. Тургенева и А. Герцена. В своей статье он отметил, что Тургенев поборол чары идеализации народа, под которые попал его старший друг и соратник. Свое разногласие с Герценом Тургенев формулировал так: "Главное наше несогласие с О/гаревым/ и Г/ерценом/, а так же Бакуниным, состоит именно в том, что они, презирая, чуть не топча в грязь образованный класс в России, предполагают революционные, или реформаторские начала в народе; на деле же это - совсем наоборот. Революция в истинном и живом значении этого слова ... существует только в меньшинстве образованного класса - и этого достаточно для ее торжества, если мы только самих себя истреблять не будем."

Тургенев называл Герцена романтиком, верящим в народ, как особую породу людей, которой навязывают чуждые демократические идеи вроде "общины" и "артели". "От об-

щины Россия не знает, как счураться, а что до артели ... Не дай Бог, чтобы бесчеловечно эксплуататорские начала, на которых действуют наши артели, когда-нибудь применялись в более широких размерах."2 А.Герцену Тургенев противопоставляет "свой идеал свободы и веру в постепенную эволюцию человеческих отношений на основе ... начала свободы."' Подлинную революцию он видел в воспитании людей свободой. Этот томик переписки Кавелина и Тургенева к Герцену, как отмечал П. Струве, не только читался, но "им умственная "элита" времени нашей юности, эпохи споров между народниками и марксистами, прямо зачитывалась."4 На произведениях автора "Рудина", " Отцов и детей", " Накануне", " Дыма", подчеркивал П. Струве, воспитывался эстетический вкус и образовывались моральные, политические и общественные понятия.

Проблема свободы, равенства и справедливости стары, как мир, и до настоящего времени не стали более разрешимыми. Любая революция, которая ставит целью тотальное изменение основ старого общества, заканчивается тем, что устанавливает в действительности нечто противоположное С понятиями свободы, равенства и справедливости происходит метаморфоза Идея равенства

берет верх над всеми остальными, свобода же приносится в жертву равенству, которое понимается как счастье.

Обратимся к "Бесам" и "Братьям Карамазовым" Ф.М. Достоевского. Проект Шигалева представляет утопическую систему и в обобщенном виде ее можно свести к следующей мысли: "Я запутался в собственных данных, и мое заключение в прямом противоречии с первоначальной идеей, из которой я выхожу Выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспотизмом."5 Этот проект дорисовывает Верховенский. Он говорит о том, что достижение свободы будет возможно только для немногих, а полное равенство в рабстве будет достигнуто для всех остальных. Человечество будет делиться на две неравные части. Одна десятая получит свободу личности и будет управлять остальными девятью десятыми. "Меры, предлагаемые автором для отнятия у девяти десятых человечества воли и переделки его в стадо, посредством перевоспитания целых поколений - весьма замечательны ,.."6 У него "каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносом, Каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны. В крайних случаях клевета и убийство, а главное - равенство. Первым делом понижается уровень образования, наук, талантов. Рабы должны быть равны, без деспотизма еще не бывало ни свободы, ни равенства, но в стаде должно быть равенство, и вот щигалевщина."7

В "Братьях Карамазовых Достоевский уже показывает, каким образом происходит разрыв между целями и реальными результатами любой революции, которые провозглашают достижение свободы и счастья для всего народа, а заканчиваются установлением деспотизма. После таких революций обязательно кто-нибудь из революционеров становится толкователем священных текстов и отпадает необходимость в Боге. Это становится привилегией избранных. Великий Инквизитор говорит, что свобода оказалась тяжела для людей. Они покорно положили ее церкви.

Таким образом, побудительные мотивы во имя революционных идей и религий, бесчисленные самопожертвования и жертвы оказывались направленными на отрицание свободы и утверждения счастья в рабстве По мнению Великого Инквизитора, массы не стремятся к свободе. Они ищут покоя и безопасности. Неважно, кто это даст - государство или церковь. Народу предлагается путь к покою и безмятежности вместо сознательного стремления к свободе через страдания и сомнения.

Еще одна важная тема, раскрываемая в романе "Бесы", - сущность террора. Достоевский выявил приемы, которые дают возможность группе заговорщиков запугать и подчи-

нить себе обстановку в городе, лишить горожан способности к сопротивлению. Главной целью такой группы становится систематическая обличительная пропаганда против местной власти. Запугиванием Верховенский вынуждает сообщников убить одного из бывших кружковцев. Языком террора становится бомба и динамит. Взрывчатка стала основным оружием и для русских террористов. Именно события, связанные с деятельностью С. Нечаева, легли в основу романа. В итоге в России бесы побеждают ангелов. Радикальный беспредел Нечаевых захлестнул либеральную и непопулярную линию Струве и Бердяе-

Свое отношение к тоталитаризму выразили в своих работах-антиутопиях замечательные мастера Е. Замятин, А. Платонов, Дж. Оруэлл, О. Хаксли. Их произведения стали эталонами антитоталитаристской литературы.

Оруэлл полагал, что обличение тоталитаризма в любых его формах, обнажение лжи и техники "промывания мозгов", ниспровержение коммунистических мифов будет эффективно содействовать укреплению демократии и свободы. Фрагменты его выступлений в 30-40-е годы наглядное тому свидетельство. По мнению Оруэлла, коммунизм - это патриотизм и религия людей, угробивших родину и веру, это замена истории утопией, где остаются рабы, диктаторы и надсмотрщики. Его роман "1984" - антикоммунистический и наше недавнее прошлое. Старший Брат с его черными густыми усами и грубыми чертами - Сталин, "враг народа" Голдстейн-Троцкий. Оруэлл дает историческую картину общества, которое действительно существовало. Самыми характерными чертами, изображенного мира, он называл тусклость, нищету, апатию. Положение человека в обществе, воспроизведенном Оруэллом, мало чем отличается от тех, которые нарисовали Замятин и Хаксли Разрушенная личность, всеобщее подозрение и слежка друг за другом, доносительство. Мир политических извращений, которые скрываются лингвистическими ухищрениями.

"Война - это мир Свобода - это рабство Незнание - сила."

Творчество А. Платонова было связано с великим коммунистическим экспериментом Пожалуй, эта тема прослеживается во всех произведениях Платонова, но особенно в его романах - "Котлован", "Ювенильное море", "Чевенгур", "Счастливая Москва". Проницательный Платонов не видел нормальных путей для осуществления утопических целей социализма и потому возлагал надежды на парадоксальные способы, как обмануть природу и экономические законы: отсюда подземное море, чьей тайной энергии хватит на весь социализм, или невостребованная добрая сила солнца, или какая-то гиперэлектрификация всех жизненных процессов. Но особенно выделяется его роман "Счастливая Москва". В нем глобальным мечтаниям разом осчастливить человечество придан более узкий, частный, несколько пародийный и, даже, страшный характер. Сарториус создает сверхточные весы, которые положат конец "кулацкой политике, развертывающейся на основе неточности гирь, весов и безменов", и другому обману массового рабочего потребителя. Другой герой - Самбикин. Он открыл выделение посмертной жизненной секреции у трупов, которая может активизировать и продлевать жизнедеятельность строителей социализма. Домягин - пенсионер, подрабатывающий в осодмиле и мечтающий научить народ дисциплине, чтобы потом он мог бы стать Чингиз-ханом. И, наконец, сама Москва, с развитием романа превращающаяся в Бабу-Ягу. Москва как-то печально завораживает весь мужской род. В этом романе странно говорить о любви. Ее нет. Впрочем, как и в других романах Платонова. У платоновских людей особое отношение друг к другу. Они, как говорит Ко-пенкин, "нелюбовно дружат": когда наступит коммунизм, никто умирать не будет, а зна-

чит, и деторождение тоже не нужно. Отсюда - половое равнодушие платоновских персонажей.

Конечно же, именами этих замечательных писателей нельзя ограничиться. Значительными произведениями, вносящими свой вклад в изучение многих политических проблем нашей страны и ее истории являются романы А Солженицина, А Рыбакова, Дудинцева и др. Все они показали нашу страшную жизнь, уже далекую, но не потерявшую способности к возвращению.

Примечания

1. П. Струве И. С. Тургенев как политический мыслитель// Родина 1994. N6. - С. 67

2. Там же. - С. 68.

3. Там же. - С. 68

4. Там же. - С. 69.

5. Ф. М. Достоевский. Полн. собр. соч.: В 30-ти томах. Т. 10.Л., 1974 - С. 311

6. Там же. - С. 312.

7. Там же. - С. 322.

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ДИЗАЙНА КАК ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПРОВИНЦИАЛИЗМА НА РУБЕЖЕ XXI В.

Брюханцева Н.В., Сысоева Л.С. (ТПГУ)

Когда промышленность стала искать способ органического соединения эстетических параметров с технико-технологическими на индустриальной основе, то возникли задачи, названные дизайнерскими Баухауз в Германии, ВХУТЕМАС, ИНХУК, УНОВИС в России, поддерживая тенденцию, обозначившуюся в конце XIX века, выступили против подражательства предшествующим художественным стилям, которое придавало бы форму новейшим техническим сооружениям. Именно такой метод эстетизации предметного мира В. Гропиус назвал «прикладной археологией». И он страстно осужден всеми великими дизайнерами и архитекторами как несоответствующий новой индустриальной технологии промышленности и строительства.

Красота дизайнерского внестилевого метода как интегральная функциональность предметного жизнеобеспечения человека, учитывающая многообразие социальных и психологических потребностей человека, главные из которых - жить, работать, отдыхать, передвигаться. Это красота динамичного современного образа жизни, предметного окружения человека по принципу живого организма, планируемого «изнутри наружу».

В развивающихся культурах современной цивилизации дизайн пережил уже несколько этапов в существовании. Если во времена В. Гропиуса и Ш. ле Корбюзье, Миса ван дер Роэ и Ф.-Л. Райта дизайн делал основной акцент на овладение человеческими формами развившейся индустриальной цивилизации, то его дальнейшие достижения связаны с переходом к информационному обществу (Э. Саринен, К. Танге, О. Нимейер, М. Ямасаки, Л. Кан, Ф. Джонс и др.).

«Третья волна» функционализма, называемая постмодернизмом, представлена разнообразными дизайнерскими поисками. Это и метафорическое использование визуальных признаков техномира («хайтек»), и возвращение к классическим прототипам, по-новому технически функционирующим, и откровенно рационалистическое структуриро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.