УДК 378
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ И ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ В МУЗЕЯХ КАЗАНИ
Е.В. Черкунова, Д.А.Пинаева
Данная статья раскрывает психолого-педагогическое и культурно-просветительское значение прохождения практики студентами в музеях Казани (на примере литературного музея Е.А.Боратынского). Данный вид практики способствует максимальному раскрытию творческого и педагогического потенциала студентов, прививает навыки работы с аудиторией разных возрастов, ораторского искусства и стимулирует научно-исследовательскую деятельность студентов.
Ключевые слова: гуманитарное направление, научно-педагогическая практика, воспитание профессионала, значение музея, направления работы, реализация потенциала.
Студенческий возраст - период высокой социальной активности, обусловленный осознанием вступления во взрослую жизнь, реальности достижения заветных мечтаний, с одной стороны, и робостью перед первыми трудностями, неготовностью принимать собственные ответственные решения -с другой. Годы студенчества являются тем этапом, во время которого в основном завершается процесс интеграции молодого человека в систему общественных отношений. Воспитательное пространство учебного заведения во многом определяет, каким будет будущий специалист, какие нравственные установки будут основой его не только профессиональной деятельности, но и социальной позиции.
Сегодняшний студент представляет собой весьма противоречивую личность: с одной стороны он под влиянием демократизации общества стал намного свободнее и независимее, а с другой - его общеобразовательная подготовка и образовательный уровень резко снизились. Современное российское общество начинает осмысливать и определять основные направления и особенности воспитания будущих профессионалов в процессе их подготовки в вузах. По мнению профессора М.Фишбейна, наиболее существенным для воспитания в вузе является противоречие между сохраняющейся в силу консервативности самой системы образования
тенденции на формирование профессионально «одномерного человека» и надвигающейся «эпохой многомерного диалога», требующей от будущих специалистов не только фундаментальных знаний, но и качеств, которые традиционно были присущи русской интеллигенции» [7].
Конечно, воспитание профессионала не ограничивается усвоением специальных знаний и умений. Большое значение имеют его мировоззренческое мышление, система ценностей, которые определяют его отношение к выбранной профессии. Все это достаточно успешно развивается на основе общей культуры человека [2]. В связи с этим особую важность и актуальность представляет такое звено учебно-воспитательного процесса в вузе, как прохождение практики. Это самостоятельная форма работы студентов, предполагающая не только их рост в профессиональном плане, но и развитие научно-исследовательских, культурно-познавательных,
коммуникативных и творческих навыков. Максимальному проявлению и совершенствованию талантов студентов гуманитарной направленности, безусловно, способствует практика в музеях. Это как раз то направление, которое содействует развитию многогранности мышления, повышению культурного образования и выработке психолого-педагогических компетенций.
Тут необходимо остановиться на небольшом экскурсе в историю музейного дела. Музей (от греч. ^оше^оу - дом Муз) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью [4]. Возникновение музея в привычном для нас значении восходит к эпохе Высокого Возрождения (XV - XVI вв.). Однако его предварял длительный процесс коллекционирования различных предметов культуры и природы, уходящий своими истоками в античность. Именно с античной культурой связана и этимология слова «музей», претерпевшая с того времени существенную трансформацию. В Древней Греции под понятием «мусей» подразумевали философское учреждение. Сходным было толкование
латинского термина museum - место ведения философских дискуссий и в римской культуре. Но также в эллинской и ранней римской культуре широко бытовали и другие названия: академия, ликей, кабинет, союз, посвященный музам [5]. Некоторые знатные и образованные люди устраивали подобные мусеи или кабинеты вблизи мест погребения своих предков, в таких случаях подобные центры являлись одновременно и местами погребальных церемоний (например, кабинет, устроенный на речном острове Марком Теренцием Варроном - одним из более образованных людей своего времени; мусей Цицерона, также устроенный на острове вблизи отцовской могилы и др.) [6].
Мусеи были важнейшими центрами интеллектуальной жизни. Свойственная культуре Древней Греции состязательность (агональность) накладывала отпечаток на характер и формы занятий интеллектуальной элиты: как правило, это были философские диспуты, состязания в ораторском искусстве, соревнования поэтов, музыкантов, спортсменов. Постепенно в музеях накапливались собрания предметов, связанных с награждением, -скульптурных и художественных изображений муз и самих победителей [8].
Наряду с такими центрами светской интеллектуальной жизни, коллекции накапливались и в сокровищницах древнегреческих храмов. Как известно, приношения богам составляли неотъемлемый элемент культа в древнегреческой религии. Со временем древнегреческие жертвоприношения сменились на предметы-символы, напоминавшие старинные натуральные предметы, например: глиняные, бронзовые, серебряные, золотые изделия, изображавшие виноградную лозу, деревья, различных животных и растения, а также и человека. Для храмов стали изготавливаться специальные вещи, не употребляющиеся в быту, а предназначенные только для божества. Зачастую в составе приношения преобладали статуи и вазы. Однако сокровищницы храмов, посвященные Аполлону, Афине, Артемиде, имели более многообразный состав. Примером может служить описанная в работе П.Гиро сокровищница храма Аполлона Делосского [1].
В трудные в экономическом и политическом отношении периоды храмовые сокровищницы рассматривались как своеобразные «банки»: они играли роль общественной казны. Также в древнегреческих храмовых собраниях хранились и кости гигантских животных, известных в наше время как окаменелости.
На начальном этапе собирательства и социального бытования памятников в римской культуре существовала четко выраженная связь с греческой традицией, т.е. сохранялась функциональная преемственность бытования вещи. В римской культуре происходило возрастание в храмовых собраниях доли предметов, связанных с природой и культурой завоеванных стран. Выставленные на широкое обозрение, эти реалии способствовали пробуждению в людях любознательности.
Эпоха Возрождения, определяемая как рубеж позднего средневековья и нового времени, знаменательна возникновением первых протомузейных учреждений. Становление музея как социокультурного института шло в условиях глубокого интереса к античному наследию как эталону. Существенными факторами, стимулирующими возникновение музеев, явились также великие географические открытия, познакомившие европейцев с иными культурами и экзотической природой. Наконец, музейные собрания становятся востребованными развивающимся рациональным знанием, и прежде всего естествознанием.
Первые музеи возникли на базе частных собраний светских и духовных правителей. Наиболее значимые из них положили начало формированию крупнейших художественных собраний Европы. Концепция дворцового музея предполагала формирование образа просвещенного правителя, соответствовавшего гуманистическим идеалам культуры Возрождения. В дворцовых музеях ряда правителей династии Габсбургов, а также в английских королевских собраниях ведущей тенденцией презентации правителя являлась идея прославления военной мощи страны и воинской доблести ее главы. Поэтому в составе коллекций частных дворцовых музеев этих стран
преобладали экспонаты, связанные с войной, например, оружие, портреты выдающихся военачальников и др. Такие собрания (оружейные комнаты, пантеоны славы, коллекции военного оружия и др.) заложили основы для возникновения впоследствии специфических музеев [6].
Эпоха Возрождения создала первые прецеденты использования музейных собраний в исследовательской практике и учебном процессе. В XVII в. возникают университетские музеи, совмещающие в своей концепции исследовательскую и образовательную функции. Возникновение и бытование музеев положило начало зарождению музейной науки: формированию ее терминологического аппарата, организации хранения разных видов памятников, способов их презентации, созданию первых схем музейной типологии. Основными адресатами первых музеев были представители высших социальных слоев: светские и духовные иерархи, интеллектуальная элита -скульпторы, архитекторы, исследователи. Музеи способствовали пробуждению интереса общества к прошлому. Представленные в их собраниях реалии экзотической природы и «чужих» культур свидетельствовали о многообразии мира и открывали перспективы его исследования с помощью музейных экспонатов [3].
Таким образом, музей - это храм муз, место вдохновения, эстетического и духовного развития личности. В городе Казани множество музеев, в которых студенты могут успешно пройти практику, но мы возьмем в качестве образца литературный музей Е.А.Боратынского. В нем содержится прекрасная коллекция картин, фотографий и личных вещей семьи Боратынского и его потомков - выдающихся мыслителей, писателей и общественных деятелей конца XIX - начала XX веков. Основными направлениями работы музея являются: художественно-эстетическое, научно-исследовательское, работа с фондами и архивами, с общественностью, литературное краеведение, проектная деятельность. Музейные фонды активно используются для научно-исследовательской работы, конкурсов чтецов, заседаний литературной гостиной, иллюстрирования. В музее часто проводятся экскурсии, творческие
встречи, заседания научного общества, литературно-музыкальные вечера, организуются игры и праздники для детей.
Вся эта разнообразная деятельность может органично вписаться в практику студента вуза, значительно обогатив его педагогическое и культурологическое образование. Студент может использовать в своей практике как уже известные формы работы (проведение экскурсий для школьников, организация различных мероприятий, разработка научно-исследовательских проектов), так и предложить что-либо новое музею. Работа здесь может быть в самых различных направлениях, например:
- создание тематического литературного кружка для детей с использованием новейших компьютерных технологий (презентации в PowerPoint, видеотрансляции, создание видеороликов о музее, медиа-викторины и конкурсы);
- организация выездных экскурсий по литературным местам Татарстана, связанных с творчеством и жизнью семьи Боратынских (в Каймары, Шушары);
- создание клуба «Юный экскурсовод», в который студент-практикант может привлекать школьников для самостоятельного проведения ими экскурсий по музею.
Данные направления пока не разрабатываются музеем, но будущие выпускники вузов могут вполне удачно их реализовать. Они обязательно должны прочувствовать, что литературный музей - это особое пространство. Здесь тесно переплетены истории экспонатов, судьбы людей, их вдохновение, чувства, выраженные в созданных ими литературных произведениях. Образы волнуют души и умы посетителей, заставляют задуматься о своей сопричастности к сохранению духовных ценностей, пробуждают интерес к культуре родного края, то есть рождают патриотические чувства.
Итак, профессиональное становление специалиста - одна из важнейших задач современного образования. Этот процесс должен быть многогранным, насыщенным эстетически и духовно. И музейная практика максимально полно соответствует данным требованиям, поскольку способствует развитию не
только профессиональных навыков, но и расширению кругозора, духовно-нравственному совершенствованию и формированию художественно-литературного вкуса. Студенты гуманитарного направления должны иметь возможность реализации себя в данном пространстве, только тогда их профессиональное становление будет максимально успешным и полным.
Источники:
1. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков: Репринт с изд. 1913-1914 гг. М. 1994. 672 с.
2. Кашуба Э., Галян С., Губанов Н. О системе воспитания в вузе // Высшее образование в России. 2004. №6. С.12-16.
3. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. М. 1987. 173 с.
4. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki/
5. Музееведение. На пути к музею XXI века. М. 1989. 224 с.
6. Сотникова С.И. Музеология: пособие для вузов. М.: Дрофа. 2004. 192 с.
7. Фишбейн М. Воспитание в вузе: вернуться к истокам интеллигентности // Высшее образование в России. 2007. №7. С.117-121.
8. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М. 2003. 536 с.
References:
1. Giro P. CHastnaya i obsch'estvennaya jizn' grekov: Reprint s izd. 1913-1914 gg. M. 1994. 672 s.
2. Kashuba E\, Galyan S., Gubanov N. O sisteme vospitaniya v vuze // Vy'sshee obrazovanie v Rossii. 2004. №6. S.12-16.
3. Kuchmaeva I.K. Kul'turnoe nasledie: sovremenny'e problemy'. M. 1987. 173 s.
4. Material iz Vikipedii - svobodnoy e'nciklopedii. [Rlektronny'y resurs]. Rejim dostupa: http://ru. wikipedia.org/wiki/
5. Muzeevedenie. Na puti k muzeyu XXI veka. M. 1989. 224 s.
6. Sotnikova S.I. Muzeologiya: posobie dlya vuzov. M.: Drofa. 2004. 192 s.
7. Fishbeyn M. Vospitanie v vuze: vernut'sya k istokam intelligentnosti // Vy'sshee obrazovanie v Rossii. 2007. №7. S.117-121.
8. YUreneva T.YU. Muzey v mirovoy kul'ture. M. 2003. 536 s.
Зарегистрирована: 29.11.2013