Гуманитарно-педагогические исследования. 2024. Т. 8. № 2. С. 6-13. Humanitarian and pedagogical Research, 2024, vol. 8, no. 2, pp. 6-13.
I. ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
Научная статья УДК 376.3:376.23
doi: 10.18503/2658-3186-2024-8-2-06-13
Развитие крупной моторики у детей 7-10 лет с расстройством аутистического спектра средствами адаптивной физической культуры
Виктория Дмитриевна Барбина1 Галина Вячеславовна Ильина2 Елена Александровна Овсянникова3
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия 1barbvik@mail. ru
2g.ilina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8218-9377 3oea307@mail.ru, http://orcid.org/0000-0003-2082-7219
Автор, ответственный за переписку: Елена Александровна Овсянникова, oea307@mail.ru, http://orcid.org/ 0000-0003-2082-7219
Аннотация. В статье обозначена проблема развития в условиях образовательного учреждения крупной моторики и моторной имитации у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС). Пути решения связаны с выбором оптимальных средств, системой поощрений и подкреплением верных реакций на уроках адаптивной физической культуры, способствующих развитию крупной моторики и овладению детьми основными движениями (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание). Рассмотрены основные понятия исследования (ребенок с расстройством аутистического спектра, адаптивная физическая культура, адаптивное физическое воспитание, физическое упражнение, психомоторное развитие, основные движения, крупная моторика, моторная имитация, сенсорная разгрузка). Представлена последовательность планирования, организации и проведения уроков по адаптивной физической культуре учащихся 1 класса с РАС с учетом целевого ориентира инклюзивного образования в области физической культуры. Разработан игровой комплекс с использованием специальных инструментов, системы поощрений и подкреплением верных реакций на формирование основных движений у детей с РАС, который включает физические, дыхательные, кинезеологические, релаксационные, нейрогимнастические упражнения и подвижные игры. Использован инструмент для оценки развития основных видов движений у детей с аутизмом (ABLLS-R) для построения целенаправленной программы по адаптивной физической культуре. Экспериментально проверено влияние игрового комплекса на развитие крупной моторики у детей 7-10 лет с РАС в условиях образовательного учреждения. Представлены результаты исследования.
Ключевые слова: ребенок с расстройством аутистического спектра (RAS), адаптивная физическая культура, адаптивное физическое воспитание, психомоторное развитие, основные движения, крупная моторика, моторная имитация, сенсорная разгрузка, игровой комплекс.
Для цитирования: Барбина В. Д., Ильина Г. В., Овсянникова Е. А. Развитие крупной моторики у детей 7-10 лет с расстройством аутистического спектра средствами адаптивной физической культуры //Гуманитарно -педагогические исследования. 2024. Т. 8. № 2. С. 6-13. doi: 10.18503/2658-3186-2024-8-2-06-13
SPECIAL NEEDS EDUCATION
Original article
Development of gross motor skills of 7-10 year old children with autism spectrum disorder by
means of adaptive physical education
Victoria D. Barbina1 Galina V. Ilyina2 Elena A. Ovsyannikova3
1Municipal budgetary educational institution «Secondary school No. 20», Magnitogorsk, Russia
© Барбина В. Д., Ильина Г. В., Овсянникова Е. А., 2024
2,3Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia 2g.ilina@mail.ru, https://orcid.org/ 3 oea307@mail.ru, https://orcid.org/
Corre spondingauthor: Elena A. Ovsyannikova, oea307@mail.ru
Abstract. The article identifies the problem on the development of gross motor skills and motor imitation in primary school children with autism spectrum disorder (ASD) in an educational institution. The ways to solve the issue under consideration are related to the choice of optimal means and a system of rewards and reinforcement to the correct reactions in adaptive physical education lessons that help to develop gross motor skills and acquire basic movements by children (walking, running, jumping, throwing, climbing). The basic concepts of the study (a child with an autism spectrum disorder, adaptive physical education, adaptive physical education, physical exercise, psychomotor development, basic movements, gross motor skills, motor imitation, sensory unloading) are considered in the article. The sequence of organizing and conducting lessons on adaptive physical culture for 1st grade students with ASD is presented, taking into account the target of inclusive education in the field of physical culture. Special tools have been identified to facilitate the consistent acquirement of basic movements by children with ASD. A complex has been developed for the formation of basic movements of the children with ASD, which includes: physical, respiratory, kineseological, relaxation, neurogymnastical exercises, outdoor games. This complex is aimed at deepening the existing knowledge of teachers about the means of adaptive physical education. There was a special tool to assess the development of the main types of movements of the children with autism (ABLLS-R) to build a targeted program for adaptive physical culture. The effect of a set of physical exercises on the development of gross motor skills of the children aged 7-10 years with ASD in an educational institution has been experimentally tested. The results of the study are presented.
Keywords: child with autism spectrum disorder (RAS), adaptive physical education, adaptive physical education, psychomotor development, basic movements, large motor skills, motor imitation, sensory unloading
For citation: Barbina V. D., Ilyina G. V., Ovsyannikova E. A. Development of gross motor skills of 7-10 year old children with autism spectrum disorder by means of adaptive physical education, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya = Humanitarian and pedagogical Research, 2024, vol. 8, no. 2, pp. 6-13. (In Russ.), doi: 10.18503/26583186-2024-8-2-06 -13.
Введение
На сегодняшний день прослеживается рост числа детей с расстройством аутистического спектра (РАС), которые посещают учреждения разного уровня. Коррекционно-развивающая работа в специализированных учреждениях, группах компенсирующей направленности, коррекционных классах нацеливает педагогов на оптимальное использование методов, форм, средства адаптивной физической культуры (АФК), способствующих развитию крупной моторики и моторной имитации, формированию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и суставов, развитию физических качеств, без применения которых физкультурно-оздоровительная работа становится неэффективной. Отметим нехватку специалистов АФК, работающих с данной категорией в учреждениях разных ступеней образовательной системы. Уточнение последовательности организации и проведения уроков по физической культуре с учащимися 1 класса с РАС позволит специалистам эффективно развивать крупную моторику и моторную имитацию у детей.
Наибольший вклад в исследование данной проблемы внесли Т. Н. Бегидова [1], С. В. Гайченко [2], Т. В. Насибулина и И. Д. Новикова [3], Н. Ш. Пазылов, О. А. Корнилова, В. И. Рослякова [4], М. Л. Семенович, Н. Г.Манелис, А. В. Хаустов, А. И. Козорез, Е. В. Морозова [5], Ю. В. Никитина, Л. М. Феррои, О. П. Комарова [6] и др.
Цель экспериментального исследования заключается в проверке влияния определенных средств адаптивной физической культуры на развитие крупной моторики детей 7-10 лет с РАС в условиях образовательного учреждения.
Материал и методы исследования
В теоретической части исследования нами решены следующие задачи.
1. Уточнили основные понятия исследования: адаптивная физическая культура; физическое развитие; основные движения; крупная моторика; моторная имитация; ребенок с расстройством аути-стического спектра (РАС).
Адаптивная физическая культура - это направление физической культуры, которое нацелено на восстановление и сохранение здоровья у людей со стойкими нарушениями жизнедеятельности, а также на интеграцию их в социальную среду [7].
Адаптивное физическое воспитание (образование) - это вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности человека с ограниченными возможностями здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности, в формировании положительного и активного отношения к адаптивной физической культуре [3].
Физическое (физкультурное) упражнение - этоосновное специфическое средство физического (и адаптивного) воспитания, особый вид двигательной деятельности, направленный на биологическое, психическое и социальное преобразование человека [8, с. 9].
Крупная моторика - это двигательные навыки, требующие включения мышц и движений всего тела в пространстве и выполнения определенных функций в разных положениях (сидя, стоя, лежа). Определяем крупную моторику как физическую активность крупных мышечных групп, связанную с перемещением тела в пространстве, при выполнении основных движений (ОД): ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, ползание [4].
Моторная имитация - это способность одного человека повторять (имитировать) движения другого, которая необходима для развития речи, коммуникации, обучению основным движениям. Выделяют крупную и мелкую моторную имитацию, мимическую, артикуляционную, вокальную и т. д. Отметим, что у детей с РАС нарушена или отсутствует имитация.
Изучение феномена детского аутизма началось с работ доктора Лео Каннера, который дал блестящее описание клинических критериев. В нашей стране данную проблему начал исследовать в 1947 году Самуил Мнухин [9].
Термин «аутизм» произошел от лат. autos ('сам') и обозначает отгороженность от мира, отрыв от реальности. На сегодняшний день мы имеем представление о двух основных типах аутизма - об аутизме Каннера (классическом аутизме) и о вариантах аутизма, включающих аутистические состояния разного генеза [10; 11].
Приоритетной задачей современной медицины, коррекционной педагогики и специальной психологии, а также АФК является решение проблем профилактики, абилитации и реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра.
Расстройство аутистического спектра (РАС) - это расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выращенный дефицит эмоциональных проявлений в сфере общения [3]. Выделим основные признаки аутизма: отсутствие социальных навыков; избегание зрительного контакта; трудности с различием эмоций; регулярное повторение одних и тех же моторных движений; отсутствие или гиперреакция на свет, звук, запах, вкус, текстуру, раскачивания, прыжки, хлопанье в ладоши, повторения одной и той же фразы [7].
2. Определили значение сенсорной разгрузки детей младшего школьного возраста с РАС в условиях образовательных организаций с учетом использования адаптированных игр и специальных инструментов. Обозначили признаки сенсорной перегрузки (слишком длительное и/или интенсивное воздействие на органы чувств, особенно у детей с повышенной чувствительностью к сенсорным стимулам), которые могут внезапно возникнуть при выполнении основных движений: крики, агрессия, аутоагрессия, попытки убежать или спрятаться, отказы выполнять задания.
Перечислим специальные инструменты, которые могут быть использованы на занятиях АФК: бревно, подвесная платформа совы, тоннель, гамак, бочка, балансировочная доска-лабиринт, боди-сокс, яйцо Кислинга, кочка совы, фитбол, соволента. В ходе исследования мы адаптировали с использованием перечисленного оборудования игры «Гусеница», «Наперегонки», «Полоса препятствий» и др. [4]. Кроме того, в рамках решения данной задачи мы рассмотрели современные инструменты АФК, применяемые в физкультурно-оздоровительной работе с детьми с РАС: тренажер «рокерборд», тера-бенд (Thera-Band), интерактивный скалодром. Опыт работы с данным оборудованием представлен коллегами МДОУ ЦРР «Детский сад № 159, № 183» г. Магнитогорска на региональной научно-практической конференции «Физкультурная деятельность в структуре ЗОЖ дошкольников» в 2023 г.
3. Обозначили особенности планирования, организации и проведения занятий АФК с детьми 710 лет (с РАС) в рамках построения инклюзивного образования на базе ресурсных классов, с учетом опыта коррекционной работы на базе РК МОУ «СОШ № 20» г. Магнитогорска Челябинской области. Для этого мы уточнили формат образования (индивидуальный, групповой и интеграционный), в рамках которого, в соответствие с требованиями ФГОС, обучающиеся с ОВЗ достигают личностных, предметных и метапредметных результатов на учебных занятиях и внеурочной коррекционно-развивающей деятельности.
Планирование физкультурно-оздоровительной работы с детьми РАС, обучающимися в общеобразовательной школе на базе адаптированных основных образовательных программ начального
общего образования по вариантам 8.1, 8.2, 8.3, 8.4, разрабатывается с учетом необходимых двигательных навыков согласно уровням развития ребенка. Перспективное и оперативное виды планирования образовательной области «Физическая культура» выстраиваются с учетом цели и задач, представленных в программе, а также в соответствии с особенностями физического развития детей и формата образования.
Перечислим основные задачи адаптивного физического воспитания:
- воспитание гармонично развитого ребенка;
- укрепление здоровья;
- воспитание волевых качеств;
- обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам;
- развитие физических качеств быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости, которые ставит педагоги при составлении плана занятий и подготовки физических упражнений (основного средства физической и адаптивной культуры) [3].
К специальным (коррекционным) задачам при построении реализации уроков по физическому развитию детей с аутистическим расстройством можно отнести:
- коррекцию скованности и ограниченности движений;
- коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мышечно-суставного чувства;
- улучшение и укрепление опорно-двигательного аппарата;
- совершенствование координационных способностей, согласованности движений;
- развитие коммуникативной и познавательной деятельности [3].
Для успешного решения поставленных задач специалисты составляют протоколы по обучению ребенка необходимым навыкам в развитии опорно-двигательного аппарата и мышечной системы. На основе данных, полученных в ходе диагностического исследования, составляется адаптированная образовательная программа, регламентирующая процесс физического воспитания детей с ОВЗ.
Адаптированные уроки физической культуры направлены на освоение социально значимых и жизненно важных навыков, где ребенок может справиться без полной или частичной физической помощи. Выполнять задания с различной функциональной направленностью, которые соответствуют базовым спортивным упражнениям, адаптированным согласно предметным навыкам из содержания основной общеобразовательной программы начального образования, с направлением на коррекцию и развитие основных физических качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья.
При составлении плана по развитию двигательной активности (моторное развитие) с общераз-вивающей коррекционной направленностью требуется соблюдение дифференцированного и индивидуально-личностного подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, половых различий, физического развития, подготовленности в двигательной активности, особенностей психических качеств личности, соблюдения гигиенических норм и правил [5].
Особенности развития двигательной сферы у детей с аутизмом проявляются в стереотипных повторяющихся движениях, пониженном или повышенном мышечном тонусе, нарушениях мелкой и крупной моторики, импульсивности в беге, сложности в восприятии положения тела в пространстве, нарушение работы вестибулярного аппарата, сложности в одновременном координировании ног и рук и другие особенности. Во время формирования шаблона структуры занятия необходимо соблюдать последовательность двигательных действий, использовать ритуалы приветствия и прощания, обыгрывать упражнения, давать четкую инструкцию, подбирать правильное положительное подкрепление (для каждого ребенка строго в индивидуальной форме).
Важным этапом в подготовке к проведению уроков физической культуры является формирование «учебного поведения», которое формируется у детей с РАС на определенных этапах:
1 этап - переодевание; знакомство с оборудованием и инвентарем; последовательное обучение упражнениям в разном положении тела; следованиеинструкциям «Сделай также», «Делай как я», «Повтори» и др.; поощрения верных реакций;
2 этап - адаптация к внешним условиям, налаживание взаимодействия и формирования «учебного поведения» с учетом четкой структуры занятий и соблюдением порядка движений разминки, упражнений, периодом отдыха и релаксации.
План занятия включает 3 пункта, регламентирующие варианты применения комплексов физических упражнений на 1 урок физического воспитания. План занятия может включать основные движения, которые можно постепенно добавлять и (или) заменять в ходе образовательного процесса в 1 классе [2].
4. Разработали игровой комплекс с использованием специальных инструментов, системы поощрений и подкреплением верных реакций на формирование основных движений у детей с РАС, который включает: физические, дыхательные, кинезеологические, релаксационные, нейрогимнасти-ческие упражнения, подвижные игры. Данный комплекс рассчитан на 8 месяцев. Отметим, что у детей с расстройством аутистического спектра межполушарное взаимодействие без специальных дополнительных занятий и упражнений находится на низком или умеренно-низком уровнях развития. Данный комплекс может ускорить развитие межполушарного взаимодействия у детей с РАС. Таким образом, использование данного игрового комплекса с учетом организационно-педагогических условий к урокам по адаптивной физической культуре учащихся 1 класса с РАС позволит приблизить их уровень развития крупной моторики к уровню нормально развивающихся сверстников.
Результаты
В экспериментальном исследовании были задействованы 5 учеников с расстройством аутистического спектра, обучающихся в 1 ресурсном классе МОУ «СОШ № 20» г. Магнитогорска по адаптированным программам 8.2 и 8.3. Процесс обучения по физическому воспитанию начат в сентябре 2022 г., завершение адаптационного периода, повышение навыков двигательной активности и выход в регулярный класс учеников осуществлен в феврале-марте 2023 г.
В процессе экспериментального обучения использован инструмент для оценки развития навыков у детей с аутизмом по системе ABLLS-R, с помощью которого были подробно изучены области по основным учебным навыкам для достижения результатов в физической активности. В диагностическом исследовании рассматривались области по формированию навыков моторной имитации и крупной моторики. Направление формирования навыков моторной имитации включает самостоятельное повторение ребенком двигательных действий по модели, данной педагогом, с инструкцией и/или без нее.
Наиболее значимыми показателями физического развития ребенка с РАС и построения процесса организации по адаптивной физкультуре с последующим проведением занятий являются следующие данные: моторная имитация с различными предметами, движений ног и рук, статичной позы, движений головы, имитация со скоростью соответствующей модели, интенсивности действий, количества повторений, отстроченное повторение движений (повтор действий спустя определенный промежуток времени).
Опираясь на средние значения между данными, полученными в ходе исследования моторной имитации и навыков крупной моторики, учитывая особенности развития каждого из детей, был применен ряд упражнений из комплекса. Ресурсный педагог (профессионал, который помогает ребенку увидеть направление, шагнуть и перейти из области известного в область неизвестного) и тьюторы ресурсного класса адаптировали разработанный нами комплекс с учетом дозирования физической нагрузки: уменьшение или увеличение длительности, быстроты, количества повторений движений в упражнениях и показа модели не более 3 раз; закрепление навыков в свободное время для конкретного ребенка с чередованием смены времени отдыха и продолжительности. Для наибольшего успеха хвалили детей, применяли другие матоды поощрения детей.
Сравнительная характеристика уровней физического развития по видам деятельности на констатирующем и контрольном этапе экспериментального исследования представлена в таблице 2. Для оценки состояния чувства успеха у ребенка определялись данные по основным видам движений согласно критериям системы АВЬЬ8^ (табл. 2) [5].
Полученные пезультаты подтверждают, что после выполнения детьми упражнений на занятиях по адаптивной физкультуре моторные навыки повысились почти в 3 раза. Выполнение основных движений на начальном этапе в среднем показателе у всех детей составляло 37,5 % (общий счет баллов 15 из 40). После проведения контрольного этапа достигло 92 % (общий счет баллов 37 из 40), что подтверждено протоколами и представлено в таблице 2.
Таблица 2 -Сравнительная характеристика уровней физического развития по видам деятельности на констатирующем и контрольном этапе экспериментального исследования
Вид деятельности Показатели учащихся согласно системе ABLLS-R
Основные движения (ОД) Ученик 1 Ученик 2 Ученик 3 Ученик 4 Ученик 5
Оценка навыков на констатирующем и контрольном этапе
констатирующий этап-Х, контрольный этап - V
Х V Х V Х V Х V Х V
Ходьба с приставным шагом (У 17) 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1
Бег с фазой полета (У 18) 0 0 0 1 0 1 0 0 0 1
Ползанье по-пластунски (У12) 0 1 1 1 0 1 0 0 0 1
Равновесие- умение ходить по узкой поверхности (лавочка) (У14) 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1
Прыжкивперед (У5) 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1
Спрыгивания (У6) 0 1 1 1 0 1 0 1 0 1
Бросание- умеет кидать мяч двумя руками от груди (У9) 0 1 0 1 0 1 0 1 1 1
Ловля мяча двумя руками (У22) 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1
Итог баллов 3 7 3 8 3 8 2 6 4 8
Выполнение основных движений (общий счет баллов 15 из 40) Х -37,5 % V - 92 %
Разработанный игровой комплекс с использованием системы поощрений и подкреплением верных реакций, повлиял на результат 4 испытуемых. У одного ребенка не полностью сформированы необходимые двигательные навыки в силу индивидуально-личностного моторного развития. Следовательно, навык необходимо продолжать формировать.
Таким образом, мы доказали положительное влияние комплекса физических упражнений на развитие крупной моторики детей 7-10 лет с РАС на занятиях адаптивной физической культурой. Физические упражнения на крупную моторику позволяют детям повысить успешность выполнения основных движений, способствуют развитию силы, быстроты и выносливости. Физическая подготовка во время уроков, смена видов деятельности расширила потенциальные возможности, а трехразовые уроки с четкой структурой помогли подготовить детей к выходу на занятия в регулярные классы с нормотипичными сверстниками. Дети с начала марта 2023 г. начали посещать регулярные классы, что свидетельствует об эффективности проведенной работы, адаптации к изученному материалу, предоставляемому педагогом физкультуры. Коррекционно-развивающий процесс построения занятия с ориентацией на развитие моторных навыков и имитации движений следует продолжать, ставя новые цели на развитие других важных навыков.
Заключение
Предложенная последовательность организации уроков по адаптивной физической культуре для детей с РАС позволяет педагогам и специалистам успешно осуществлять физкультурно-оздоровительную работу с использованием системы поощрений и подкреплением верных реакций при выполнении ряда упражнений (физические, дыхательные, кинезеологические, релаксационные, нейрогимнастические упражнения, подвижные игры). Предложенный комплекс упражнений найдет широкое применение в условиях учреждения и семьи с учетом этапного формировании компонентов готовности (теоретического, ценностно-мотивационного и практического) законных представителей семей воспитанников к развитию крупной моторики у детей с расстройством аутистического спектра.
Список источников
1. Бегидова Т. П. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья: учебное пособие для вузов / 2-е изд. М. : Издательство Юрайт, 2022. 210 с.
2. Гайченко С. В., Иванова О. А. Особенности работы с детьми с ОВЗ дошкольного возраста : учебно-методическое пособие. М. : ИНФРА-М, 2022. 167 с.
3. Насибулина Т. В., Новикова И. Д. Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: методическое пособие // Коми республиканский институт развития образования. Сыктывкар: [б. и.], 2016. 61 с. URL: https://dou2-
okha.sakhalin.gov.ru/userfiles/organizaciya_zanyatiy_adaptivnoy_fizicheskoy_kultu.pdf (дата обращения: 0б.05.2024).
4. Пазылов Н. Ш. Организация занятий по адаптивной физической культуре для детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации для учителей физической культуры, родителей детей с РАС / под ред. О. А. Корниловой, В. И. Рослякова. Самара : СФ ГАОУ ВО МГПУ, 202l. 36 с.
5. Семенович М. Л., Манелис Н. Г., Хаустов А. В., Козорез А. И., Морозова Е. В. Описание методики оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R) [Электронный ресурс] //Аутизм и нарушения развития. 20l5. Т. 13. M 3. С. 3-10.
6. Манелис Н. Г., Никитина Ю. В., Феррои Л. М., Комарова О. П. Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи : методическое пособие // под общ. ред. А. В. Хаустова, Н. Г. Манелис. М. : ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 20lS. 70 с.
7. Пантелеева Н. Г. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития (с практикумом) : учебник. М. :КноРус, 2023. 3l4 с.
S. Ильина Г. В. Теория и методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста: учебное пособие. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 20lS. lSS с.
9. Слепченко Ю. А. Методы абилитации и реаблитации с помощью лошади в системе адаптивной физической культуры // Адаптивная физическая культура. 20l9. M l(77). С. 3-7.
10 Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник. М. : Спорт. 20l6.
б1б с.
11. Родионова В. И., Нотченко С. В., Сутайкина Е. А. Методы иппотерапии и процессы комплексной социальной реаблитации детей и взрослых с ограниченными возможностями // Молодой ученый. 20l6. M S (ll2). С. S56-S5S.
12. Павленкович С. С. (авт.-сост). Физиология сенсорных систем : учеб.-метод. пособие для студентов Института физической культуры и спорта. Саратов : Изд-во Саратовского гос. ун-та, 20l9. 4S с.
13. Сенсорное развитие у детей с расстройствами аутистического спектра : метод. рекомендации. Дайджест. [Рукопись] // Департамент образования и молодежной политики Ханты-Манс. авт. округа Югры, Сургут. гос. пед. ун-т. Сургут : РИО СурГПУ, 2020. S2 с.
References
1. Begidova T. P. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura v kompleksnoi reabilitatsii lits s otkloneniyami v sostoyanii zdorov'ya: uchebnoe posobie dlya vuzov / 2-e izd., Moscow, Izdatel'stvo Yurait, 2022, 210 p.
2. Gaichenko S. V., Ivanova O. A. Osobennosti raboty s det'mi s OVZ doshkol'nogo vozrasta : uchebno-metodicheskoe posobie, Moscow, INFRA-M, 2022, 1б7 p.
3. Nasibulina T. V., Novikova I. D. Organizatsiya zanyatii adaptivnoi fizicheskoi kul'turoi s det'mi s ogranichen-nymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Elektronnyi tekst] : metodicheskoe posobie, Komi respublikan-skii institut razvitiya obrazovaniya, Syktyvkar, [s. n.], 201б, URL: https://dou2-okha.sakhalin.gov.ru/userfiles/organizaciya_zanyatiy _adaptivnoy_fizicheskoy_kultu.pdf (accessed б May 2024).
4. Pazylov N. Sh. Organizatsiya zanyatii po adaptivnoi fizicheskoi kul'ture dlya detei s rasstroistvami autistich-eskogo spektra: metodicheskie rekomendatsii dlya uchitelei fizicheskoi kul'tury, roditelei detei s RAS / pod red. O. A. Kornilovoi, V. I. Roslyakova, Samara, SF GAOU VO MGPU, 2021, 3б p.
5. Semenovich M. L., Manelis N. G., Khaustov A. V., Kozorez A. I., Morozova E. V. Opisanie metodiki otsenki bazovykh rechevykh i uchebnykh navykov (ABLLS-R) [Elektronnyi tekst], Autizm i narusheniya razvitiya = Autism and Developmental Disorders, 2015, vol. 13, no. 3, pp. 3-10. (In Russ.).
6. Manelis N. G., Nikitina Yu. V., Ferroi L. M., Komarova O. P. Sensornye osobennosti detei s ras-stroistvami autisticheskogo spektra. Strategii pomoshchi : metodicheskoe posobie, pod obshch. red. A. V. Khaustova, N. G. Manelis, Moscow, FRTs FGBOU VO MGPPU, 201S, 70 p.
7. Panteleeva N. G. Organizatsiya meropriyatii, napravlennykh na ukreplenie zdorov'ya rebenka i ego fi-zicheskogo razvitiya (s praktikumom) : uchebnik, Moscow, KnoRus, 2023, 314 p.
S. Il'ina G. V. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i razvitiya detei doshkol'nogo vozrasta: uchebnoe posobie, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 201S, 1SS p.
9. Slepchenko Yu. A. Metody abilitatsii i reablitatsii s pomoshch'yu loshadi v sisteme adaptivnoi fizi-cheskoi kul'tury, Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura = Adaptive physical education, 2019, no. 1(77), pp. 3-7. (In Russ.).
10. Evseev S. P. Teoriya i organizatsiya adaptivnoi fizicheskoi kul'tury : uchebnik, Moscow, Sport, 201б, б1б p.
11. Rodionova V. I., Notchenko S. V., Sutaikina E. A. Metody ippoterapii i protsessy kompleksnoi so-tsial'noi reablitatsii detei i vzroslykh s ogranichennymi vozmozhnostyami, Molodoi uchenyi, 201б, no. S (112), pp. S56-S5S.
12. Pavlenkovich S. S. (avt.-sost). Fiziologiya sensornykh sistem : ucheb.-metod. posobie dlya studentov Insti-tuta fizicheskoi kul'tury i sporta, Saratov, Izd-vo Saratovskogo gos. un-ta, 2019, 4S p.
13. Sensornoe razvitie u detei s rasstroistvami autisticheskogo spektra : metod. rekomendatsii. Dai-dzhest. [Rukopis'], Departament obrazovaniya i molodezhnoi politiki Khanty-Mans. avt. okruga Yugry, Surgut. gos. ped. un-t, Surgut, RIO SurGPU, 2020, S2p.
Информация об авторах
Барбина Виктория Дмитриевна - тьютор-дефектолог ресурсного класса МОУ «СОШ № 20» г. Магнитогорска.
Ильина Галина Вячеславовна - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова».
Овсянникова Елена Александровна - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова».
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors:
Barbina V. D. - a tutor-defectologist of the resource class of the MGI "Secondary school No. 20" Magnitogorsk
Ilyina G. V. - Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool and Special Education, In-stitute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University.
Ovsyannikova E. A. - Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool and Special Education, In-stitute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University.
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 07.05.2024; одобрена после рецензирования 22.05.2024;
принята к публикации 04.06.2024
The article was submitted 07.05.2024; approved after reviewing 22.05.2024;
accepted for publication 04.06.2024