Научная статья на тему 'МЕТОДИКА АДАПТАЦИИ К ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ ПОДРОСТКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

МЕТОДИКА АДАПТАЦИИ К ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ ПОДРОСТКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
345
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБИЛИТАЦИЯ / РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Субботина Анастасия Сергеевна, Доронцева Ксения Александровна

В наше время основными проблемами являются: повышение уровня жизненно необходимых социально-бытовых навыков лиц с расстройством аутистического спектра (РАС), и, в силу отсутствия эффективных методик коррекционного воздействия на все сферы развития подростка, отсутствие возможности исправления данной проблемы. Благодаря разработанной методике, в основу которой входят занятия АФК, основные двигательные умения с мячом, тонко-моторные и графомоторные умения, в режим дня подростков с расстройством аутистического спектра можно вводить дополнительные занятия именно физическими упражнениями в различных условиях структурноорганизованного пространства (спортивный зал, стадион, бассейн).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Субботина Анастасия Сергеевна, Доронцева Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ADAPTING TO LIFE IN THE SOCIETY OF ADOLESCENTS WITH AUTISTIC SPECTRUM DISORDERS BY MEANS OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE

In our time, very often there is a problem situation characterized by the presence of the scientific contradiction between the need to improve the level of vital social skills and competencies of persons with ASD and the inability to implement this problem due to the lack of scientifically based effective methods of correctional and pedagogical impact on the sensorimotor, psycho-emotional and socio-behavioral spheres of individual development of adolescents diagnosed in the spectrum of autistic disorders. Thanks to the developed methodology, which is based on AFC classes, basic motor skills with the ball, fine-motor and graphomotor skills, it is possible to introduce additional physical exercises in various conditions of a structurally organized space (gym, stadium, swimming pool) into the daily routine of adolescents with autism spectrum disorder.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА АДАПТАЦИИ К ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ ПОДРОСТКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 183, No. 5, pp. 240-244.

4. Olkhovskaya, O.G., Ponimasov, O.E and Antonov, A. V. (2019), "Structuring the amplitude-spatial characteristics of the swimming cycle of young crawl-swimmers", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgaft, Vol. 177, No. 11, pp. 325-328.

5. Pleshivtsev, M.V. and Kuznetsov, P.K. (2020), "Conjugated development of coordination and speed-power abilities of young jujitsu wrestlers at the initial stage of sports specialization", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 189, No. 11, pp. 402-405.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.03.2021

УДК 796.011.1

МЕТОДИКА АДАПТАЦИИ К ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ ПОДРОСТКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Анастасия Сергеевна Субботина, преподаватель, Ксения Александровна Доронцева,

студент, Астраханский государственный медицинский университет

Аннотация

В наше время основными проблемами являются: повышение уровня жизненно необходимых социально-бытовых навыков лиц с расстройством аутистического спектра (РАС), и, в силу отсутствия эффективных методик коррекционного воздействия на все сферы развития подростка, отсутствие возможности исправления данной проблемы. Благодаря разработанной методике, в основу которой входят занятия АФК, основные двигательные умения с мячом, тонко-моторные и графомо-торные умения, в режим дня подростков с расстройством аутистического спектра можно вводить дополнительные занятия именно физическими упражнениями в различных условиях структурно-организованного пространства (спортивный зал, стадион, бассейн).

Ключевые слова: абилитация, расстройство аутистического спектра, ограниченные возможности здоровья, адаптивная физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p409-414

METHODS OF ADAPTING TO LIFE IN THE SOCIETY OF ADOLESCENTS WITH AUTISTIC SPECTRUM DISORDERS BY MEANS OF ADAPTIVE PHYSICAL

CULTURE

Anastasia Sergeevna Subbotina, the teacher, Kseniya Alexandrovna Dorontseva, the student,

Astrakhan State Medical University

Abstract

In our time, very often there is a problem situation characterized by the presence of the scientific contradiction between the need to improve the level of vital social skills and competencies of persons with ASD and the inability to implement this problem due to the lack of scientifically based effective methods of correctional and pedagogical impact on the sensorimotor, psycho-emotional and socio-behavioral spheres of individual development of adolescents diagnosed in the spectrum of autistic disorders. Thanks to the developed methodology, which is based on AFC classes, basic motor skills with the ball, fine-motor and graphomotor skills, it is possible to introduce additional physical exercises in various conditions of a structurally organized space (gym, stadium, swimming pool) into the daily routine of adolescents with autism spectrum disorder.

Keywords: habilitation, autism spectrum disorder, limited health opportunities, adaptive physical education.

ВВЕДЕНИЕ

В 21 веке ключевым направлением в сфере специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья является абилитация детей и подростков с РАС.

На данный момент существует не малое количество исследований проблем абили-тации и педагогического сопровождения детей с РАС. В большинстве случаев в научных работах описаны проблемы дошкольного и младшего школьного возраста [5, 6].

Однако именно в подростковый возрасте происходят значительные морфофизиоло-гические, психоэмоциональные и гормональные изменения в организме, в связи с чем, в силу особенностей широкого спектра аутистических синдромов и их клинических проявлений, требует исключительного внимания и высоко профессиональной поддержки со стороны всех участников коррекционно-педагогического процесса [1, 2].

Основным направлением коррекционной педагогики в отношении подростков с РАС является подготовка к «взрослой» и, по возможности, самостоятельной жизни, к наиболее успешной и всесторонней интеграции во все сферы жизни современного общества [7].

Данный аспект подразумевает овладение жизненно необходимыми социально-бытовыми и специальными трудовыми навыками и компетенциями, позволяющими в перспективе достичь максимально необходимой самостоятельности в решении широкого спектра повседневных задач, а также обеспечение необходимых условий для успешной адаптации к активной жизни в обществе и посильной трудовой деятельности [7, 5, 6].

Исследовательская проблема заключается в выявлении условий создания методик коррекционно-педагогического воздействия на сенсомоторную, психоэмоциональную и социально-поведенческую сферы развития подростков диагностированных в спектре аутистических расстройств, обеспечивающих комплексное дифференцированное коррек-ционно-педагогическое воздействие во внеурочное досуговое время [7. 8]. Особое внимание при определении структуры учебно-тренировочных занятий, необходимо уделять индивидуальным показателям функциональных проб, параметрам регуляторно-адаптационных механизмов сердечно-сосудистой и дыхательной систем [3, 4, 8, 12].

Для реализации цели работы был использован следующий комплекс методов исследования: анализ и обобщение специальной научно-методической литературы; опрос; педагогическое наблюдение; антропометрия и соматоскопия; контрольные педагогические испытания; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во время исследования были выделены факторы, определяющие особенности методики адаптивного физического воспитания подростков с расстройствами аутистическо-го спектра: учет особенностей сенсомоторного развития; педагогическое воздействия на основе учета особенностей развития занимающихся; комплексное применение физических упражнений общеразвивающей и оздоровительной направленности; обеспечение проведения занятий во внеурочное время; проведение занятий в условиях организованных «клубных» занятий в досуговое время; развитие трудовых компетенций, а также умений и навыков самообслуживания в быту. Исходя из этого были отобраны 24 подростка, юноши 14 лет, из РЦ «Синяя птица» г. Астрахань.

Статистическая обработка проведена с использованием стандартных методов вариационной статистики. Достоверность различий оценивали по критерию 1 Стьюдента. Различия считались достоверными при р<0,05. Корреляционный анализ выполнен с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

Перед проведением исследования было проведено анкетирование родителей подростков с РАС, в которое входили вопросы по оценке уровня функциональности подростков; о дополнительных занятиях в свободное время; о видах коррекционных занятий; о предпочтениях видов двигательной активности.

В ходе анкетирования установлено, что 47% респондентов предпочитают занятия с физической активностью средствами и методами АФК. Также актуальным и востребованным являются занятия музыкальной терапией и трудотерапией - 28 и 25%, соответ-

ственно.

Решение проблемы модернизации диагностики состояния моторной сферы(общей двигательной функциональности) лиц, страдающих расстройствами аутистического спектра низкого и среднего функционального уровня, нашло свое отражение в разработке авторской методики педагогического тестового контроля, включающей в себя 4 блока, каждый из которых содержит четыре тестовых задания (всего 16 тестов/заданий): 1 блок -основные двигательные умения, связанные с перемещением тела и ориентацией в пространстве; 2 блок - вестибулярная компетентность (статическое и динамическое равновесие); 3 блок - чувство тела и его границ; 4 блок - основные двигательные умения с мячом. Данная методика обеспечивает определение общей моторной функциональности (компетентности) у лиц с нарушения интеллекта, не ставит задачу оценки техники выполнения теста и адаптирована к особенностям и клиническим проявлениям расстройств аутистического спектра. Оценка производится с позиции возможности волевого управляемого выполнения конкретного движения по заданию педагога. Уровень моторной компетентности (низкий, средний, высокий) определяется по сумме баллов, начисляемых испытуемому за каждый тест (от 0 до 3 баллов).

В результате комплексной оценки уровня общей двигательной функциональности, проведенной на основе расчета общей суммы баллов по показателям выполнения всех четырех блоков тестовых заданий, выявлено, что молодые люди с РАС (НФА) в начале педагогического эксперимента классифицировались как имеющие низкий уровень двигательной функциональности. Общая итоговая сумма баллов составила у испытуемых КГ -16,92±1,56, ЭГ - 15,12±2,58 (р>0,05), что свидетельствует о низком уровне моторной функциональности у участников эксперимента.

На основании полученных результатов исследования, а также согласно требований СФГОС, была разработана методика абилитации на основе применения средств и методов адаптивной физической культуры, которая учитывает индивидуальные особенности занимающихся подростков с РАС и пожелания их родителей/опекунов. Она является оптимальным вариантом удовлетворения возрастных потребностей в двигательной активности в пубертатный период и развития социально-бытовых компетенций.

Существует состав задач АФК (социальные, воспитательные, коррекционные, развивающие, оздоровительные), которые конкретизируют направленность педагогической деятельности в процессе физического воспитания данной категории лиц (учебно-воспитательная, коррекционно-развивающая, физкультурно-оздоровительная).

Системной реализации основных задач адаптивного физического воспитания данной категории подростков способствует организация педагогического процесса на основании разработанной программы обучения и занятий адаптивно-оздоровительным плаванием с направленным воздействием на органические нарушения интеллектуальной, когнитивной, сенсомоторной, эмоциональной, социально-поведенческой сфер развития. Программа обеспечивает восполнение потребности в общей двигательной активности в досуговое время, а также предполагает участие в различных соревнованиях и спортивно-массовых мероприятиях, что предоставляет возможность доступной и необходимой интеграции в общественную жизнь социума. Основной целью данной экспериментальной методики занятий АФК во внеурочное досуговое время является создание условий для успешного развития психоэмоционального, социально-поведенческого и двигательного потенциалов подростка и формирование его позитивных личностных качеств, общего оздоровления организма, а также привитие навыков ведения здорового образа жизни, путем реализации конкретных коррекционно-педагогических задач.

Каждое секционное занятие имеет продолжительность 2 академических часа. Количество занятий в неделю - 3. Общее количество академических часов в учебном году -435, из них: адаптивное плавание - 147 часов; АФК (занятия адаптивной физической культурой общеразвивающей и оздоровительной направленности) - 147 часов; АТ (заня-

тия АФК аэробной направленности, «аэробная тренировка») - 141 час.

Методика предполагает изменения и коррекцию «хода» образовательного процесса в течение каждого занятия, поскольку, так называемые «особые дети и подростки» требуют к себе «особого» подхода. Поэтому оптимальной формой проектирования занятия является технологическая карта.

По предлагаемой диагностической методике контроль предполагал оценку общей двигательной функциональности и инструментальное обследование уровня физического развития исследуемого контингента занимающихся.

В начале учебного года у испытуемых контрольной (КГ) и экспериментальной групп (ЭГ) не было выявлено статистически значимых различий в изучаемых показателях (р>0,05), что свидетельствует об однородности групп.

В конце учебного года установлены достоверные внутригрупповые различия в изучаемых показателях у испытуемых КГ и ЭГ (р<0,05; р<0,001).Следует отметить, что достоверного увеличения результатов выполнения отдельных двигательных тестов Блоков 1-4 испытуемые КГ не продемонстрировали (р>0,05), в отличие от испытуемых ЭГ, у которых имело место статистически значимое увеличение результатов тестирования в каждом из 16 тестовых заданий (р<0,01; 0,001).

В целом, занимающиеся по предлагаемой методике (ЭГ), превзошли своих сверстников из контрольной группы по результатам выполнения отдельных двигательных тестов каждого из четырех блоков (р<0,05; 0,001) и общей сумме набранных баллов за каждый Блок (р<0,01).

Установлено, что подростки и молодежь с РАС, включенные в ЭГ, к концу педагогического эксперимента достигли среднего уровня общей двигательной функциональности, который составил 30,76±2,05 баллов. У испытуемых КГ также наблюдалась положительная динамика, и их общий уровень двигательной функциональности составил по окончании годичного цикла занятий 22,17±1,73 баллов.

Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты демонстрируют превосходство предлагаемой методики занятий АФК во внеурочное время над другими вариантами педагогического воздействия и свидетельствуют о целесообразности введения в режим дня молодых людей с расстройствами аутистического спектра низкого и среднего уровня функциональности дополнительных занятий именно физическими упражнениями в различных условиях структурно-организованного пространства (спортивный зал, стадион, бассейн).

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведенное исследование показало, что изначально подростки с расстройством аутистического спектра имеют низкий уровень функциональной и физической подготовленности, что влияет на адаптацию к жизни в обществе. В ходе работы было определено, что занятия АФК разбавленные внеурочной деятельностью успешно влияют на развитие психоэмоционального, социально-поведенческого и двигательного потенциалов подростка и формирование его позитивных личностных качеств, общего оздоровления организма, а также привитие навыков ведения здорового образа жизни, также позволяет адекватно оценить индивидуальные моторные возможности лиц с аутизмом, существенно улучшить процесс коррекции основных нарушенных функций, повысить процесс совершенствования их обучения и самообслуживания. Тем не менее, в процессе занятия адаптивной физической культурой у подростков с РАС наблюдается достаточно низкий уровень физической подготовленности, что связано с нарушениями сенсомоторной координации и мелкой моторики рук и ног, характерной для аутистиче -ских расстройств, и вызывает необходимость должным образом индивидуально регулировать интенсивность и объем физической нагрузки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айрес, Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес. - Москва : Теревинф, 2009. - 272 с.

2. Вакула И.Н. Расстройства аутистического спектра / И.Н. Вакула, М.В. Шелудько. -Краснодар, 2011. - 35 с.

3. Оценка профессионально-прикладной физической культуры студентов медицинского вуза / А.В. Доронцев, Э.А. Аленуров, В.И. Шарагин, Э.Ш. Петина // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 31-33.

4. Доронцев, А.В. Определение факторов риска развития неврологических патологий в структурных элементах позвоночного столба у занимающихся силовыми видами спорта / А.В. Доронцев, В.Р. Горст, А.С. Медведева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 8 (150). - С. 25-29.

5. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура : учебное пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - Москва : Советский спорт, 2000. - 240 с.

6. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник / под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. - Москва: Спорт, 2016. - 616 с.

7. Physiological basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries / V.Yu. Karpov, S.Yu. Zavalishina, A.V. Dorontsev, K.K. Skorosov, D.A. Ivanov // Indian Journal of Public Health Research and Development. - 2019. - Т. 10, № 10. - С. 2723-2728.

8. Никольская, О.С. Аутичный ребёнок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг - Москва : Теревинф, 2009. - 336 с.

9. Никольская, О.С. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская // Дефектология. - 2014. - № 4. - С. 23-33.

10. Гилберт К. Аутизм : медицинское и педагогическое воздействие : книга для педагогов-дефектологов / К. Гилберт, Т. Питерс. - Москва : ВЛАДОС, 2002. - 144 с.

11. Плаксунова, Э.В. Характеристика нарушений двигательной сферы у детей с аутизмом / Э.В. Плаксунова // Аутизм и нарушения развития. -2008. - № 2. - С. 50-62.

12. Светличкина, А.А. Дифференциально диагностические критерии сердечно-сосудистой системы у занимающихся художественной гимнастикой / А.А. Светличкина, А.В. Доронцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 181-184.

REFERENCES

1. Ayres, E.J. (2009), Child and sensory integration. Understanding hidden developmental issues, Terevinf, Moscow.

2. Vakula, I. N. and Sheludko, M. V. (2011), Autism spectrum disorders, Krasnodar.

3. Dorontsev, A.V., Alenurov, E.A., Sharagin, V.I. and Petina, E.Sh. (2019), "Assessment of professionally-applied physical culture of students of a medical university", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 31-33.,

4. Dorontsev, A.V., Horst, V.R. and Medvedeva, A.S. (2017), "Determination of risk factors for the development of neurological pathologies in the structural elements of the spinal column in practicing power sports", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 8 (150), pp. 25-29.

5. Evseev, S.P. and Shapkova, L.V. (2000), Adaptive physical culture, Soviet sport, Moscow.

6. Evseev, S.P. (2016), Theory and organization of adaptive physical culture, Sports, Moscow.

7. Karpov, V.Yu. Zavalishina, S.Yu., Dorontsev, A.V., Skorosov, K.K. and Ivanov, D.A. (2019), "Physiological basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries", Indian Journal of Public Health Research and Development, Vol. 10, No. 10, pp. 2723-2728.

8. Nikolskaya, O.S., Baenskaya, E.R. and Libling, M.M. (2009), Autistic child. Ways of help, Terevinf, Moscow.

9. Nikolskaya, O.S. and Baenskaya, E.R. (2014), "Correction of children's autism as a disorder of the affective sphere: the content of the approach", Defectology, pp. 23-33.

10. Gilbert, K. and Peters, T (2002), Autism: From theoretical understanding to pedagogical impact: a book for teachers-defectologists, VLADOS, Moscow.

11. Plaksunova, E. V. (2008), "Characteristic of motor disorders in children with autism", Autism and developmental disorders, No. 2, pp. 50-62.

12. Svetlichkina, A.A. and Dorontsev, A.V. (2017) "Differentially diagnostic criteria of the cardiovascular system in practicing rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No.

1 (143), pp. 181-184.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.03.2021

УДК 793.3:612

ПРОГРАММЫ ВРАЩЕНИЯ И ПОЗЫ КАК ОСНОВА КЛАССИФИЦИРОВАНИЯ

ФИГУР МЕДЛЕННОГО ВАЛЬСА

Иван Владимирович Тарханов, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва; Владимир Сергеевич Терехин, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени

П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

На основе исходных позиций в паре, основных вариантов степени поворота и ритма разработана таблица для быстрого составления танцевальных композиций медленного вальса. Учтены все фигуры, разрешённые правилами соревнований Российского танцевального союза, Федерации танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла России и Всемирной федерации танцевального спорта. Полученные результаты позволяют свести к минимуму ошибки планирования композиций для классификационных соревнований, оптимизировать тренировочный объём техники и систематизировать технические элементы других танцев стандартной программы.

Ключевые слова: спортивные танцы, стандарт, вальс, классификация, фигуры.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p414-416

CLASSIFICATION OF SLOW WALTZ FIGURES BASED ON QUANTITY OF TURNS

AND COUPLE POSITIONS

Ivan Vladimirovich Tarkhanov, the candidate of pedagogical sciences, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow; Vladimir Sergeevich Terekhin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

The current study represents the classification table of the figures in Ballroom Slow Waltz, permitted under the competition rules of All-Russian Federation of Dance sport and Acrobatic Rock'n'roll, Russian Dance Union and World Dance Sport Federation. In the table of the figures we see the figures grouped by couple of positions, quantity of turns, alignment and rhythm. Results may be useful for either correct routines planning in Slow Waltz or further systematization of technical elements in other ballroom dances.

Keywords: dancesport, standard, ballroom, waltz, classification, figures.

ВВЕДЕНИЕ

Для подготовки танцевальных дуэтов в сфере массового спорта тренеру по стандартной программе нужно знать и практически уметь исполнять более 150 фигур. Классификационные программы различных танцевальных организаций включают в себя порядка 50-60 технических элементов и фигур в каждом танце. Для базовых фигур приводятся рекомендованные исходные и конечные положения (элементы «программы позы»), ритмы и степени поворота («программа вращения»). При составлении и усложнении композиций для «школы танца» ключевую роль чаще всего играют именно эти четыре характеристики. Тренеру их нужно помнить для всех вариантов фигур во всех пяти танцах стандартной программы, и это трудно. Практически полезными в такой ситуации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.