Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КРОСС-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ В УСЛОВИЯХ ГИБРИДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

РАЗВИТИЕ КРОСС-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ В УСЛОВИЯХ ГИБРИДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полифункциональные задачи / кросс-функциональная компетентность / специалисты медицинского профиля / гибридное обучение / гибридное образовательное пространство / multifunctional tasks / cross-functional competence / medical specialists / hybrid learning / hybrid educational space

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малахова Юлия Алексеевна

Статья посвящена проблемам развития кросс-функциональной компетентности специалистов медицинского профиля средствами гибридной образовательной среды. В предлагаемом исследовании рассматривается сущность гибридного обучения, выделяются его характерные черты. Автор акцентирует внимание на том, какие актуальные задачи, стоящие перед современной системой высшего образования, позволяет решать гибридное обучение. Раскрыты его основные преимущества. Важным элементом работы является характеристика гибридной образовательной среды, выделение ее уникальных качеств и возможностей в развитии кросс-функциональной компетентности будущих врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малахова Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of developing cross-functional competence of medical specialists using a hybrid educational environment. The proposed study examines the essence of hybrid learning and highlights its characteristic features. The author focuses on what current challenges facing the modern higher education system can be solved by hybrid learning. Its main advantages are revealed. An important element of the work is the characterization of the hybrid educational environment, highlighting its unique qualities and opportunities in the development of cross-functional competence of future doctors.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КРОСС-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ В УСЛОВИЯХ ГИБРИДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

всестороннего осмысления социального смысла и сущности профессии правоохранителя, открытости и публичности правоохранительной деятельности, а также быстрой реакции на изменение нормативно-правовой базы.

Литература:

1. Вербицкий, A.A. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования / A.A. Вербицкий // Высшее образование в России. - № 5. - 2010. - С. 32-37

2. Вербицкий, A.A. Основная образовательная программа в контекстно-компетентностном формате / A.A. Вербицкий, A.C. Курылев, М.Д. Ильязова // Высшее образование в России. - 2011. - № 6,- С. 66-71

3. Вербицкий, A.A. Контекстное образование: проблемы и перспективы / A.A. Вербицкий // Педагогика. - 2014. - № 9. С. 3-14

4. Вербицкий, A.A. О системе, процессе и результате непрерывного образования / A.A. Вербицкий, H.A. Рыбакина // Высшее образование в России. - 2016. - № 6. - С. 47-54

5. Заречнев, Д.О. Особенности реализации активных методов при обучении личной безопасности сотрудников полиции. / Д.О. Заречнев, A.A. Левченко, Б.А. Федулов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. -№ 7-3 (73). - С. 204-206

6. Гайнуллин, Д.Е. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе / Д.Е. Гайнуллин, Р.И. Чанышев // В сборнике: Совершенствование методики преподавания специальных профессиональных дисциплин в образовательных организациях МВД России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар. -2022.-С. 77-81

7. Левченко, A.A. Особенности реализации контекстного подхода при обучении сотрудников полиции личной безопасности / A.A. Левченко, C.B. Малетин, В.А. Морозов // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5 (84). -С. 152-154

8. Левченко, A.A. Контекстный подход к обучению при подготовке сотрудников полиции к выполнению оперативно-служебных задач / A.A. Левченко // Полицейская и следственная деятельность. - 2023. - № 1. - С. 42-48

9. Рыбакина, H.A. Образовательная компетенция: сущность и педагогическая модель формирования в контексте непрерывного образования / H.A. Рыбакина // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - № 5. - С. 32-55

Педагогика

УДК 37.013.32

аспирант Малахова Юлия Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

РАЗВИТИЕ КРОСС-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ В УСЛОВИЯХ

ГИБРИДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Статья посвящена проблемам развития кросс-функциональной компетентности специалистов медицинского профиля средствами гибридной образовательной среды. В предлагаемом исследовании рассматривается сущность гибридного обучения, выделяются его характерные черты. Автор акцентирует внимание на том, какие актуальные задачи, стоящие перед современной системой высшего образования, позволяет решать гибридное обучение. Раскрыты его основные преимущества. Важным элементом работы является характеристика гибридной образовательной среды, выделение ее уникальных качеств и возможностей в развитии кросс-функциональной компетентности будущих врачей.

Ключевые слова: полифункциональные задачи, кросс-функциональная компетентность, специалисты медицинского профиля, гибридное обучение, гибридное образовательное пространство.

Annotation. The article is devoted to the problems of developing cross-functional competence of medical specialists using a hybrid educational environment. The proposed study examines the essence of hybrid learning and highlights its characteristic features. The author focuses on what current challenges facing the modern higher education system can be solved by hybrid learning. Its main advantages are revealed. An important element of the work is the characterization of the hybrid educational environment, highlighting its unique qualities and opportunities in the development of cross-functional competence of future doctors.

Key words: multifunctional tasks, cross-functional competence, medical specialists, hybrid learning, hybrid educational space.

Введение. К специалистам медицинского профиля в современных условиях предъявляются повышенные профессиональные требования. Врачам достаточно часто приходиться сталкиваться с решением полифункциональных профессиональных задач, что требует владения знаниями и умениями из смежных областей профессиональной деятельности. Крайне важно чтобы врачи хорошо ориентировались в актуальных цифровых технологиях, владели функционалом педагогической и психологической деятельности. Таким образом в настоящее время представляется актуальным развитие у специалистов медицинского профиля кросс-функциональной компетентности. И здесь важным фактором является учет потенциала гибридной образовательной среды.

Гибридное обучение становиться одним из трендов профессионального образования, в том числе и медицинского. Оно обладает ярко выраженной спецификой и позволяет решать задачи недоступные для традиционных подходов, характерных для отечественной педагогической практики. В первую очередь гибридное обучение позволяет более эффективно развивать компетенции, востребованные в современных условиях осуществления профессиональной деятельности.

Опираясь на вышесказанное, можно утверждать, что актуальность поднятой проблематики обусловлена, во-первых, необходимостью наличия у специалистов медицинского профиля кросс-функциональной компетентности, во-вторых, возможностью более полно раскрыть потенциал гибридной образовательной среды в развитии трендовых профессиональных характеристик.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем перейти к анализу роли и значения гибридной образовательной среды в развитии кросс-функциональной компетентности будущих врачей, кратко остановимся на рассмотрение сущности и специфики самого гибридного обучения.

Основываясь анализе основных подходов к интерпретации изучаемого феномена, мы пришли к выводу, что гибридное обучение целесообразно раскрывать как обоснованное потребностями практики объединение элементов педагогических систем, дающее в конечном итоге качественно новый продукт/эффект, значимый в плане повышения качества профессиональной подготовки специалиста цифровой эпохи.

Также проведенный анализ позволил нам выдвинуть предположение об отличительных (уникальных) чертах гибридного обучения, к которым мы относим:

- объединение разноплановых элементов с целью получения принципиально нового результата, призванного постепенно заменить предшествующий «аналог»;

- возможность включения в новый состав уже существующих элементов, которые в дальнейшем претерпевают коренную трансформацию;

- наличие определенных пропорций сочетания различных элементов, обеспечивающих получение желаемого эффекта (например, для гибридного обучения характерна доля онлайн-составляющей от 45% до 80%);

- наличие инновационного потенциала, постепенно и плавно изменяющего всю педагогическую систему без ярко выраженной фазы ее дестабилизации;

- комплексность воздействия, затрагивающего все элементы педагогической системы (содержательные, технологические, организационные);

- большая отзывчивость к потребностям участников образовательного деятельности, оперативность внесения изменений;

- высокая степень гибкости, вариативности и адаптивности, в том числе под возможности конкретного образовательного учреждения.

Определившись с общим пониманием феномена гибридного обучения, перейдем к его более детальной характеристике.

В своих трудах A.B. Клягин отмечает, что гибридное обучение направлено на решение ряда актуальных задач, стоящих перед современной системой высшего образования:

- повышение качества профессиональной подготовки, приумножение ее возможностей в том числе посредством более тщательного учета образовательных потребностей различных целевых групп, повышения доступности учебно-методического контента;

- обеспечение максимальной индивидуализации освоения соответствующего материала за счет создания условий для поддержания темпов и ритма обучения, комфортных для каждого обучающегося;

- обеспечение сознательного перехода к субъектной позиции будущих специалистов, повышение их учебной мотивации, закрепление устойчивой ориентации на проявление активности и самостоятельности в освоении учебного контента, усиление мер самоконтроля;

- изменение педагогических стилей обучения с акцентом на интерактивное взаимодействие, реализацию инновационных подходов и технологий к организации и осуществлению учебного процесса;

- обеспечение большей степени персонализации обучения, при которой обучающиеся имеют возможность самостоятельно определить приоритеты и целевые установки своей учебной деятельности, выбрать оптимальные способы их достижения, с учетом имеющихся потребностей, интересов и индивидуальных возможностей;

- создание нового импульса развития устаревшей системе высшего образования, разработать и внедрить эффективные и доступные инновационные модели обучения [3].

Важно отметить, что несмотря на вариативность гибридного обучения, ему свойственны определенные особенности организации учебного процесса. С.А. Грязнов к таким особенностям относит:

- ориентация на приоритет самостоятельного освоения обучающимися учебного материала с использованием цифровых ресурсов и технологий;

- смена ролей преподавателей, которые в условиях гибридного обучения принимают на себя функции координаторов учебной деятельности, консультантов и тьюторов;

- принятие мер по стимулированию проявления обучающимися большей активности, самостоятельности и инициативы;

- повышение комфортности учебного процесса для самостоятельной работы обучающихся (нивелирование значимости временных рамок, обеспечение доступности учебно-методических материалов, эффективность коммуникации и взаимодействия участников образовательного процесса, прозрачность процедур оценивания и т.п.);

- реализация направленности учебного процесса на развитие когнитивных способностей (проектного, системного, социального мышления), коррекцию учебной и профессиональной мотивации, закрепление установок на самостоятельное личностное и профессиональное развитие;

- погружение обучающихся в благоприятную для развития цифровой компетентности среду [2].

В зарубежных исследованиях к основным преимуществам гибридного обучения как правило относят:

- повышения качества взаимодействия и вариативности совместной деятельности участников образовательного процесса;

- увеличение объема и разнообразия взаимодействия в системах «обучающийся-преподаватель», «обучающийся-обучающийся»;

- упрощение для обучающийся процедур поиска необходимой информации;

- создание наиболее благоприятных условий для внедрения инновационных разработок, касающихся различных аспектов учебного процесса;

- наполнение учебного процесса новыми видами инвективной деятельности;

- высвобождение времени аудиторных занятий для активного обучения за счет смещения ряда активностей в онлайн-среду;

- максимально полная персонализация учебного процесса за счет наличия постоянного доступа к необходимыми ресурсам и материалам.

В отечественных исследованиях в большей степени делают акцент на уникальных характеристиках гибридного обучения, являющимися его основными преимуществами, а именно:

- повышение эффективности управления временными ресурсами участников образовательного процесса, достигаемое за счет оптимизации синхронного и асинхронного обучения (использование цифровых технологий и ресурсов, повышение оперативности обратной связи, предоставление возможности обучающимся самостоятельно выбирать оптимальный для них образовательный маршрут);

- обоснованная и наиболее оптимальная комбинация элементов педагогической системы, в частности форм и видов обучения (чередование групповой и индивидуальной активности, синергия синхронного и асинхронного обучения, высокая степень представленности самостоятельных видов активности, использование потенциала неформального образования);

- сокращение затрат на предоставление различных видов образовательных услуг при повышении эффективности учебной деятельности и общего качества профессиональной подготовки;

- большая ориентация на интенсивное развитие компетентностей, востребованных в условиях цифровизации.

Дальнейшая логика исследования требует обращения непосредственно к сущности и специфике гибридной

образовательной среды.

По данному вопросу мы склонны придерживаться точки зрения, высказанной О.Ю. Афанасьева, согласно которой гибридная образовательная среда выступает как:

- синергия различных элементов компонентов образовательной среды (целеполагающий, технологический, содержательный, контролирующий) обеспечивающая возникновение и функционирование целостного образования, обладающего качественно новыми характеристиками;

- педагогическая инновация, замещающая традиционные подходы к подготовке специалистов и позволяющая персонифицировать процесс обучения;

- условия, расширяющие возможности получения знаний, позволяющие разнообразить виды и формы взаимодействия участников образовательного процесса, расширить набор используемых моделей интеллектуальной деятельности обучающихся [1].

Гибридная образовательная среда обладает следующими уникальными качествами:

- оптимизирует процесс генерирования данных, задействованных в мониторинге качества профессиональной подготовки, особенно в плане характеристики индивидуальных особенностей и достижений обучающихся;

- генерирует условия, стимулирующие интенсивное развитие когнитивных способностей обучающихся в соответствии с современными профессиональными требованиями;

- позволяет рационально использовать временные ресурсы и средства обучения за счет совокупного эффекта взаимодействия средовых компонентов, обладающих свойствами синергии;

- предоставляет широкие возможности для достижения автономности обучающихся, приданию образовательной деятельности характеристик гибкости и адаптивности;

- расширяет инструментарий контроля результативности учебной деятельности, в том числе на индивидуальном уровне;

- повышает прозрачность и социальную ориентированность учебного процесса, позволяет эффективно реализовать совокупный потенциал традиционных и инновационных подходов к обучению.

Таким образом гибридная образовательная среда предоставляет обширные возможности для формирования кросс-функциональной компетентности будущих врачей, а именно:

- обеспечивает эффективное включение обучающихся в учебный процесс, позволяет оперативно выявлять и эффективно развивать их потенциал с учетом актуальных требований медицинских профессий;

- расширяет комплекс средств коммуникации, задействованных в образовательном процессе и обеспечивающих конструктивность взаимодействия в системе «обучающийся - образовательная среда»;

- позволяет с максимальной отдачей реализовать многовекторность образовательной среды, придавая ей характеристики вариативности, адаптивности, автономности в определении ключевых приоритетов и целей каждым обучающимся;

- предоставляет обучающимся возможность совместно конструировать профессионально знания и участвовать в практике их позиционирования, необходимой для профессиональной самореализации;

- создает условия для оптимального сочетания различных видов учебной деятельности и формирования индивидуальных стратегий достижения профессиональной успешности;

- генерирует новые практики восприятия и передачи профессионального опыта, основанные на самостоятельном выборе обучающимися стратегий обучения, самообразования и саморазвития;

- способствует развитию цифровой компетентности будущих врачей, расширению и обогащению коммуникативного опыта.

Выводы. Подводя итоги исследования подчеркнем, что гибридная образовательная среда обладает следующим потенциалом в развитии кросс-функциональной компетентности будущих врачей: эффективное включение обучающихся в учебный процесс; оперативная оценка потенциала обучающихся как субъекта медицинских профессий; расширение арсенала средств коммуникации, обеспечивающих конструктивность взаимодействия в системе «обучающийся -образовательная среда»; эффективная реализация многовекторности образовательной среды; создание условий для совместного конструирования профессиональных знаний, оптимального сочетания различных видов учебной деятельности и формирования индивидуальных стратегий достижения профессиональной успешности; создание практик восприятия и передачи профессионального опыта, основанных на самостоятельном выборе обучающимися стратегий обучения, самообразования и саморазвития; содействие в развитии цифровой компетентности будущих врачей, расширению и обогащению их коммуникативного опыта.

Литература:

1. Афанасьева, О.Ю. Гибридная образовательная среда в профессиональной подготовке учителя / О.Ю. Афанасьева // Вестник ЮУрГГПУ.-2020. - №6(159). - С. 7-18

2. Грязнов, С.А. Образовательные технологии: гибридное обучение / С.А. Грязнов // Образование и педагогика: перспективы развития: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 16 октября 2020 г.). -Чебоксары: Среда, 2020. - С. 18-20

3. Клягин, A.B. Кейсы быстрых реакций вузов в период пандемии / A.B. Клягин, А.Ю. Макарьева. - М.: Высшая школа экономики, 2022. - 28 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Манакова Марина Вячеславовна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)

Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)

ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО

ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В мировой истории существует немало примеров, позволяющих убедиться в том, что яркая и вдохновляющая речь оказывает большое влияние на людей, их мысли, действия и убеждения. В настоящее время система образования в России претерпевает существенные изменения, одним из которых является гумманизация образования. В связи с этим к педагогам предъявляются требования к уровню профессиональной подготовки, проявлению творческой и личностной активности, эффективности межличностного взаимодействия и общения с обучающимися. Важно обращаться к данной проблеме на этапе профессиональной подготовки будущих педагогов, изучая содержание образовательных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.