Научная статья на тему 'Разница применения контекстного обучения в образовательных организациях'

Разница применения контекстного обучения в образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / CONTEXTUAL LEARNING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОРИДОР / EDUCATIONAL CORRIDOR / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL REALIZATION / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / STUDENTS / ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ / BASIC PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Алексей Михайлович, Ширшов Иван Валерьевич

В данной статье рассмотрены ключевые различия применения педагогических технологий, основывающихся на контекстном обучении, в зависимости от уровня и типа образовательной организации. Произведен краткий обзор государственной стратегии развития образовательного процесса, для формирования специалиста. Введено понятие «образовательного коридора», как направленного профессионального развития обучающегося не только как прикреплённого к определённой образовательной организации, но и как временного фактора развития. Подведён итог, что на каждом этапе «образовательного коридора» требуются свои педагогические технологии и свой, в зависимости от этапа подход к обучающемуся. Перечислены основные принципы и вытекающие из них преимущества контекстного обучения как наиболее приемлемого для формирования «образовательного коридора». Проведен анализ принципов контекстного обучения, которые приемлемы к тем или иным этапам образовательного коридора. В связи с этим, по итогам статьи авторы делают умозаключение о том, что контекстное обучение для каждого этапа «образовательного коридора» должно меняться в зависимости от специфики этапа, таким образом, будет достигнута максимальная эффективность для его интеграции в общую образовательную среду и то, что подобная государственная политика создает огромный «простор» для создания и применения новых педагогических технологий и связанных с ними исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIFFERENCE IS THE USE CONTEXTUAL LEARNING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

This article describes the key differences in the application of pedagogical technologies based on contextual learning, depending on the level and type of educational organization. Made a brief overview of the state strategy of development of educational process for the formation of a specialist. The notion of the "educational corridor", as directed professional development of the student not only as attached to a specific educational organization, but as a temporary factor in the development. Summed up, at each step of the "educational corridor" needs its pedagogical technologies and, depending on the stage approach to the student. Are the basic principles and the consequent benefits of contextual learning as the most suitable for the formation of the "educational corridor". The analysis of the principles of contextual learning, appropriate to the different stages of the educational corridor. In this regard, at the end of the article the authors make the conclusion that contextual learning for each stage of the "educational corridor" should vary depending on the specific stage, thus, maximizes efficiency for its integration into the common educational environment, and that such a public policy creates a huge "space" for creation and use of new educational technologies and related research.

Текст научной работы на тему «Разница применения контекстного обучения в образовательных организациях»

педагогические науки

Петров Алексей Михайлович, Ширшов Иван Валерьевич РАЗНИЦА ПРИМЕНЕНИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ ...

УДК 37.022

РАЗНИЦА ПРИМЕНЕНИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

© 2018

Петров Алексей Михайлович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Общая и социальная психология» Ширшов Иван Валерьевич, магистрант кафедры «Общей и социальной педагогики» Тюменский государственный университет (625003, Россия, Тюмень, ул. Володарского, д. 6, e-mail: personal@utmn.ru)

Аннотация. В данной статье рассмотрены ключевые различия применения педагогических технологий, основывающихся на контекстном обучении, в зависимости от уровня и типа образовательной организации. Произведен краткий обзор государственной стратегии развития образовательного процесса, для формирования специалиста. Введено понятие «образовательного коридора», как направленного профессионального развития обучающегося не только как прикреплённого к определённой образовательной организации, но и как временного фактора развития. Подведён итог, что на каждом этапе «образовательного коридора» требуются свои педагогические технологии и свой, в зависимости от этапа подход к обучающемуся. Перечислены основные принципы и вытекающие из них преимущества контекстного обучения как наиболее приемлемого для формирования «образовательного коридора». Проведен анализ принципов контекстного обучения, которые приемлемы к тем или иным этапам образовательного коридора. В связи с этим, по итогам статьи авторы делают умозаключение о том, что контекстное обучение для каждого этапа «образовательного коридора» должно меняться в зависимости от специфики этапа, таким образом, будет достигнута максимальная эффективность для его интеграции в общую образовательную среду и то, что подобная государственная политика создает огромный «простор» для создания и применения новых педагогических технологий и связанных с ними исследований.

Ключевые слова: контекстное обучение, образовательный коридор, педагогические технологии, образовательные организации, профессиональная реализация, обучающиеся, основные принципы.

THE DIFFERENCE IS THE USE CONTEXTUAL LEARNING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

© 2018

Petrov Alexey Mikhaylovich, candidate of technical sciences, associate professor

of "General and social psychology" Shirshov Ivan Valerievich, postgraduate of chair of "General and social pedagogy"

Tyumen State University (625003, Russia, Tyumen, Volodarsky's street, d. 6, e-mail: personal@utmn.ru)

Abstract. This article describes the key differences in the application of pedagogical technologies based on contextual learning, depending on the level and type of educational organization. Made a brief overview of the state strategy of development of educational process for the formation of a specialist. The notion of the "educational corridof', as directed professional development of the student not only as attached to a specific educational organization, but as a temporary factor in the development. Summed up, at each step of the "educational corridor" needs its pedagogical technologies and, depending on the stage approach to the student. Are the basic principles and the consequent benefits of contextual learning as the most suitable for the formation of the "educational corridor". The analysis of the principles of contextual learning, appropriate to the different stages of the educational corridor. In this regard, at the end of the article the authors make the conclusion that contextual learning for each stage of the "educational corridor" should vary depending on the specific stage, thus, maximizes efficiency for its integration into the common educational environment, and that such a public policy creates a huge "space" for creation and use of new educational technologies and related research.

Keywords: contextual learning, educational corridor, educational technology, educational organizations, professional realization, students, the basic principles.

В настоящее время требования работодателя к соискателю претерпевают изменения. Работодатель требует от инженера технической сферы не только глубоко разбиваться в вопросах по его специальности, но и обладать рядом умений и навыков с нею не сопряженными. Параллельно этому работодатель заинтересован в молодом специалисте с уже устоявшимися взглядами на свою работу. Подобные запросы являются лишь желанием удовлетворить требования технологических реалий нашего времени. Прогресс развивается неумолимо, и чтобы «скорость» его не падала, уже со школьной скамьи необходимо растить специалиста, который будет востребован не в настоящее время, но в будущем.

Государство понимает существующие реалии и в связи с этим выстраивает стратегию развития в следующем направлении:

1. Издает приказ от 24.02.1995 г. №262 «О создании республиканского государственного центра многокомпонентных информационных компьютерных сред». Так называемых «кванториумов», которые не просто готовят детей в зависимости от направления (Аэро-, Hi-tech-, Нано-, Робоквант и прочее), но еще и развивают у детей навыки ведения научного и творческого проектирования.

2. Издает распоряжение Правительства РФ от 11 августа 2011 г. N 1393-р "Об учреждении автономной не-

коммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (АСИ).

3. Президент одобряет Проект проведения первого национального чемпионата WorldSkills Russia в октябре 2011 года. Для выявления одаренных подростков высшего и среднего профессионального образования.

4. Издает приказ Минтруда России №832 от 2 ноября 2015 г. «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования», более известный, как Т0П-50. Для дальнейшего ориентирования политики отдельных регионов на усиленную подготовку кадров именно в данных направлениях.

Эти четыре события направлены на создание некоего «образовательного коридора», который способен уже с начальных классов школы провести ребенка в рамках заинтересовавшей его сферы до профессиональной реализации на рынке труда. Однако по «образовательному коридору» необходимо перемещаться эффективно, то есть, одно его наличие не обеспечивает качественного усваивания знаний, умений и навыков, для этого необходимо правильное применение педагогических технологий. Наиболее эффективными, по мнению авторов, являются педагогические технологии, базирующиеся на контекстном обучении по А.А. Вербицкому, поскольку

Petrov Alexey Mikhaylovich, Shirshov Ivan Valerievich

THE DIFFERENCE IS THE USE CONTEXTUAL LEARNING .

pedagogical sciences

данное обучение имеет ряд преимуществ, вытекающих из основных принципов[1]:

1. Психолого-педагогическое обеспечение личностного включения обучающегося в учебную деятельность. Обучающийся понимает «маршрут», который будет проходить в границах «образовательного коридора» в каждый момент времени становления себя, как специалиста.

2. Последовательное моделирование в учебной деятельности обучающегося целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности. Каждый элемент образовательного процесса направлен на формирование знаний, умений и навыков именно профессиональной деятельности обучающегося.

3. Проблемность содержания обучения и его развертывания в образовательном процессе. Обучающийся заранее ознакомлен с проблематикой «образовательного коридора».

4. Адекватность форм организации учебной деятельности обучающихся целям и содержанию образования. Способность обучающегося корректировать свой «маршрут» и производить оценку содержания образовательного процесса.

5. Ведущая роль совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателя и обучающегося, обучающихся между собой). Обучающийся находится в постоянном оценочном диалоге с кем-либо, фактические роль обучающегося сопряжена с ролью тьютора, что позволяет производить ресурсы, достаточные для «эволюции» образовательного процесса.

6. Педагогически обоснованное сочетание новых и традиционных педагогических технологий. Позволят вводить в образовательный процесс любые технологии в любой момент времени для регулирования качественной подготовки обучающегося.

Однако необходимо понимать, что для разных этапов «образовательного коридора» должны существовать ключевые особенности применения подобного подхода, поскольку этапы различаются как по уровням образовательных учреждений (общеобразовательные организации, организации дополнительного, среднего и высшего профессионального образования), так и по возрасту обучающихся.

В настоящее время в Тюменской области «образовательный коридор» выглядит следующим образом (рисунок 1):

тельного коридора» (Школа - ДПО - СПО - ВПО) и определим ключевые отличия, для удобства представим это в таблице 1, где знаком «+» мы отмечаем работоспособную позицию шаблона, на определенном этапе «образовательного коридора», а знаком «-» соответственно не работоспособную позицию. Необходимо отметить, что данная таблица и «работоспособность - не работоспособность» позиций в зависимости от этапа является субъективным мнением авторов.

Таблица 1 - «Работоспособные - не работоспособные» ключевые позиции шаблона, в зависимости от этапа «образовательного коридора»

Позиции шаблона Школа ДПО СПО ВПО

Обучающийся с самого начала находитсявдеятельностной позиции по отношению к образовательному процессу. + + -

Включается весьпотенциал активности обучающегося-от уроБНЯЕОсприятия до уроЕня социальной активности. - + - -

Знания усванваютсявконтексте разрешешийщздщщщда?,! путеммоделированияпрофессиональных ситуаций,что о бу с л авл ива ет р азвнтие п о знака т в льн ой и профессиональной мотивации, личностный смысл учения. + -

Используется сочетание индивидуальных и совместных, коллективных форм работы обучающихся, что позволяет каждому делиться своим интеллектуальными личностным потенциалом с другими, приводит к развитию не только деловых, но и нравственных качеств личности. + + - -

Обучающийся накапливает опыт использования учебной информации в функции средства регуляции своей деятельности,все болееприобретающейчерты пр о фе с сио н альнон, чт о об е с печив а етпревращение объективных значений, содержащихсяв этой информации, в личностные смыслы, в профессиональные компетенции. + -

Логическим центром педагогического процесса становится развивающаяся личность н индивидуально сть будущего специалиста,чтон со ставляетреальную «гуманизацию образования». -

В контекстном обучении в модельной форме отражается сущность процессов, происходящих в науке, на производстве ив обществе, тем самым содержательно педагогически решается проблема интеграции учебной, научнойи пр о фе с сио нальной д еят е льно стн студент ов. + - -

Рисунок 1 - «Образовательный коридор»

Как можно видеть по рисунку 1 «старт» коридора находиться в детском саде, а «финиш» в работе, то есть, реализации себя, как специалиста и становления на путь профессионализации. Естественно, на каждом этапе образовательного коридора необходимы свои педагогические технологии и свой подход к обучающимся. Давайте попробуем наложить «шаблон»[2] контекстного обучения по А.А. Вербицкому на каждый этап «образова-

Анализируя таблицу 1 можно увидеть какие позиции шаблона контекстного обучения необходимо усилить для качественного формирования образовательного коридора, это условно позиции, получившие два и более знаков «-».

Рассмотрим их более подробно и предложим пути решения, в зависимости от этапа «образовательного ко-ридора»[3,4,5,6,7,8]:

- «Знания усваиваются в контексте разрешения обучающимися путем моделирования профессиональных ситуаций, что обуславливает развитие познавательной и профессиональной мотивации, личностный смысл учения». Не выполняется на этапах «Школа» и «ВПО». Данная позиция подразумевает погружение обучающегося в конкретную, смоделированную ситуацию его будущей профессиональной деятельности. На этапе «школа» подобная позиция не выполняется ввиду формирования общих компетенция у обучающихся, но на этапе ВПО формироваться обязана. Подобного не происходит ввиду углублённой теоретической подготовки обучающихся, но решение проблемы можно найти путем введения в занятия деловой игры и/или эвристической беседы.

- «Обучающийся накапливает опыт использования учебной информации в функции средства регуляции своей деятельности, все более приобретающей черты профессиональной, что обеспечивает превращение объективных значений, содержащихся в этой информации, в личностные смыслы, в профессиональные компетенции». Не выполняется на этапах «Школа» и «СПО». Данная позиция подразумевает превращение общего объективного опыта в личностный субъективный опыт, или другими словами обучающийся должен понимать, где в его будущей профессии ему помогут знания, выдаваемые в ходе обучения. На этапе «Школа» позиция также будет не работоспособной, поскольку опять же нет формирования профессиональных компетенций. Однако на этапе «СПО» данную позицию можно усилить путем проведения профессиональных предметов на основе социальной модели обучения.

- «Логическим центром педагогического процесса становится развивающаяся личность и индивидуальность будущего специалиста, что и составляет реальную «гуманизацию образования». Не выполняется на

160

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)

педагогические науки

этапах «Школа», «ДПО» и «СПО». Данная позиция подразумевает формирование собственного мировоззрения у обучающегося, и как следствие, дальнейшее устройство себя, с приобретенными компетенциями в систему социума. Данная позиция выполняется только на этапе «ВПО» ввиду углубленного философско-культурного блока предметов. На иных этапах эту позицию можно сделать работоспособной, если ввести обучающихся в разрешение профессиональных исследовательских и практических проблем и задач, рассматриваемых в ходе образовательного процесса.

На основе вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что контекстное обучение для каждого этапа «образовательного коридора» должно меняться в зависимости от специфики этапа, таким образом, будет достигнута максимальная эффективность для его интеграции в общую образовательную среду. Также создается огромный «простор» для создания и применения новых педагогических технологий и исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вербицкий А. А. Педагогические технологии в контекстном обучении // Педагогика и психология образования. 2011. №1.

2. Вербицкий А. Контекстное обучение в компетент-ностном подходе // Высшее образование в России. 2006. №11.

3. Рыбакина Н.А. Интеграция идей компетентностно-го подхода и теории контекстного обучения как условие становления и развития непрерывного образования // Вестник ВГТУ. 2014. №3-2.

4. Вербицкий А.А. Контекстное обучение: понятие и содержание // Эксперимент и инновации в школе. 2009. №4.

5. Вербицкий А. А., Хомякова Н. П. Структура содержания обучения иностранному языку специальности: контекстный подход // Вестник МГЛУ. 2011. №618.

6. Акмаева Р.И., Жуков В.М. Возможности и проблемы реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2010. №1.

7. Ларионова О. Компетентность - основа контекстного обучения // Высшее образование в России. 2005. №10.

8. Гладкая И.В. Этапы становления профессиональной компетентности студентов педагогического вуза // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2013. №155.

Статья поступила в редакцию 17.01.2018

Статья принята к публикации 28.03.2018

Петров Алексей Михайлович, Ширшов Иван Валерьевич РАЗНИЦА ПРИМЕНЕНИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.