УДК 373.1
Нечушкина К.А.
учитель английского языка Средняя общеобразовательная школа № 6 (г. Долгопрудный, Россия)
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация: в данной работе даны качественные определения понятиям «критическое мышление» и методу развития критического мышления «Фишбоун». Проанализирована и описана суть метода «Фишбоун», его польза для развития у детей школьного возраста критического мышления на уроках английского языка. Представлен пример использования метода «Фишбоун» на уроке английского языка.
Ключевые слова: критическое мышление, фишбоун, английский язык, педагогика, школа, развитие.
Современное образование подразумевает не только получение новых знаний от учителя, но и особую роль приобретают навыки и умения школьника самостоятельно добывать необходимую информацию, ее обрабатывать, учиться мыслить критически. Именно это и позволяет адекватно оценить жизненную обстановку и ситуацию в целом.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет необходимость личностного развития современного школьника, а не только освоение определенные знаний, полученных на уроках. Структура образовательного процесса построена как на формировании знаний, умений и навыков, так и на самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающегося.
Целями обучения английскому языку в школе являются совершенствование комплекса иноязычных коммуникативных компетенций и
становление личности обучающегося, которая способна и желающая взаимодействовать в поликультурном мире.
Достижение данных целей подразумевают под собой наличие у современного школьника не только практических навыков английского языка, но и определенных качеств личности.
В следствии целенаправленной педагогической деятельности, у школьника возникает принцип активности. Это можно объяснить высоким уровнем мотивации, осознанной потребность получения знаний и навыков.
В основе данной работы лежит анализ перспективы развития критического мышления на уроках английского языка у детей школьного возраста с помощью метода «Фишбоун». Дадим определение следующим понятиям:
1. Критическое мышление - это сложный мыслительный процесс, включающий в себя анализ, интерпретацию, оценку информации и формирование собственного суждения. [1, с. 32].
2. Метод фишбоун - это инструмент для визуализации причинно-следственных связей, помогающий анализировать и решать различные ситуации.
Суть метода состоит в представлении анализа той или иной ситуации в виде «рыбы». «Рыба» состоит из четырех основных частей: голова, кости вверху и внизу и хвост. Данные позиции означают соответственно: проблему, наличие причин для неё, подтверждающие причины и вывод по ситуации. Для большей наглядности следует обратить внимание на рисунок 1.
Рисунок 1. Иллюстрация метода развития критического мышления «Фишбоун».
Использование метода "Фишбоун" на уроках английского языка не только способствует развитию критического мышления, но и помогает учащимся улучшить навыки говорения, аудирования, чтения и письма, а также расширить словарный запас. Пример использования схемы «Фишбоун» для урока английского языка продемонстрирован на рисунке 2.
Рисунок 2. Иллюстрация примера метода «Фишбоун» на уроке английского языка.
Обратившись к научной литературе, в которой был затронут вопрос анализа рассматриваемого метода [2], проанализировав полученные данные, можно сделать микро-вывод об эффективности метода «Фишбоун» - рисунок 3.
Рисунок 3. Диаграмма эффективности метода «Фишбоун».
Как видно из диаграммы на рисунке 3, эффективность метода средняя. В свою очередь важно заметить, что данный метод использовался на уроке впервые и в силу недостаточности практики у преподавателя, средний уровень эффективности - это высокая оценка самой методики.
Развитие критического мышления является важной задачей современного образования. На уроках английского языка существует множество возможностей для формирования этого навыка.
Метод «Фишбоун» способствует эффективному усвоению большого объема информации, представляя ее в наглядном и привлекательном виде. Это позволяет учащимся не только быстрее осваивать материал, но и развивать навыки практического применения знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Болотов, В. А. Критическое мышление - ключ к преобразованиям российской школы [Текст] / В.А. Болотов // Директор школы. - 1995. - № 1. -67
с;
2. Руджеро В. По ту сторону эмоций и чувств. Руководство по критическому мышлению [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //gtmarket.ru/laboratory/basis/4466;
3. Система мультиурок, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/mietod-fishboun-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka.html (дата обращения: 30.11.24);
4. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога [Текст] / Н.М. Борытко. - М.: Академия, 2006. - 288 с;
5. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. [Текст] / ред. В. В. Давыдов. - М.: науч., изд-во «Большая пед. Энциклопедия, 1999. -342 с;
6. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления [Текст] / Дьюи Дж., [пер. с англ. Н. М. Никольской]. - М.: Совершенство, 1997. - 208 с
Nechushkina K.A.
Secondary comprehensive school No. 6 (Dolgoprudny, Russia)
DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING IN ENGLISH LESSONS
Abstract: this work provides qualitative definitions of the concepts of "critical thinking" and the "Fishbone " method of developing critical thinking. The essence of the "Fishbone " method, its benefits for developing critical thinking in school-age children in English lessons are analyzed and described. An example of using the "Fishbone " method in an English lesson is presented.
Keywords: critical thinking, fishbone, English, pedagogy, school, development.