Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология развития критического мышления / technology for the development of critical thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиванова Оксана Владимировна, Фаримова Анаид Александровна

в статье рассматриваются вопросы формирования универсальных учебных действий школьников с применением приемов технологии развития критического мышления. На основе изучения и анализа методических и педагогических исследований обосновывается целесообразность применения некоторых приёмов технологии критического мышления на уроках литературы и английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селиванова Оксана Владимировна, Фаримова Анаид Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING TECHNOLOGY FOR DEVELOPING CRITICAL THINKING IN LITERATURE AND ENGLISH LANGUAGE LESSONS

the article discusses the issues of forming universal educational actions for schoolchildren using techniques of technology for the development of critical thinking. Based on the study and analysis of methodological and pedagogical research, the feasibility of using some techniques of critical thinking technology in literature and English lessons is substantiated.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

1 2 Селиванова О.В. , Фаримова А.А.

'Селиванова Оксана Владимировна - учитель русского языка и литературы высшей категории, 2 Фаримова Анаид Александровна - учитель английского языка высшей категории,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 16 имени Героя Советского Союза Льва Доватора,

г. Краснодар

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы формирования универсальных учебных действий школьников с применением приемов технологии развития критического мышления. На основе изучения и анализа методических и педагогических исследований обосновывается целесообразность применения некоторых приёмов технологии критического мышления на уроках литературы и английского языка. Ключевые слова: технология развития критического мышления

USING TECHNOLOGY FOR DEVELOPING CRITICAL THINKING IN

LITERATURE AND ENGLISH LANGUAGE LESSONS

12 Selivanova O.V. , Farimova A.A.

'Selivanova Oksana Vladimirovna - teacher of Russian language and literature of the highest category, 2Farimova Anaid Aleksandrovna - English language teacher of the highest category, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE MUNICIPAL FORMATION OF THE CITY OF

KRASNODAR SECONDARY SCHOOL NO. ' 6 NAMED AFTER HERO OF THE SOVIET UNION LEV DOVATOR,

KRASNODAR

Abstract: the article discusses the issues of forming universal educational actions for schoolchildren using techniques of technology for the development of critical thinking. Based on the study and analysis of methodological and pedagogical research, the feasibility of using some techniques of critical thinking technology in literature and English lessons is substantiated. Keywords: technology for the development of critical thinking.

Введение

В России в наши дни идет активная работа по совершенствованию системы образования. Федеральные государственные стандарты нацелены на то, чтобы вооружить детей знаниями и сформировать универсальные учебные действия, которые являются предпосылкой формирования способности учащегося к саморазвитию. Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребёнка к самосовершенствованию путём сознательного присвоения нового социального опыта.

Развитие мыслительных способностей школьников — это актуальная проблема, которую необходимо решать. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Развивать мышление — значит развивать умение думать. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления.

Понятие критического мышления

Критическое мышление - оценка результатов своих мыслительных процессов - насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты.

Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит их трех этапов.

ПЕРВЫЙ ЭТАП: ВЫЗОВ

Первый этап работы направлен на актуализацию и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации. На данном этапе работы необходимо вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к активной учебной деятельности.

ВТОРОЙ ЭТАП: ОСМЫСЛЕНИЕ

Главными задачами второго этапа являются: создание устойчивой мотивации ученика на активное получение новой информации с последующей ее систематизацией. В процессе такой работы школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции.

Задача учителя на данном этапе заключается в том, чтобы с помощью различных методических приемов помочь ученикам отследить сам процесс познания и понимания.

ТРЕТИЙ ЭТАП: РЕФЛЕКСИЯ

Организация работы школьников на третьем этапе направлена на использование учениками полученных навыков, развитие умения производить анализ информации, на его основе задавать вопросы, корректировать их, выносить оценочные суждения в различных ситуациях. На этом этапе делается особый акцент на возможность анализа учащимися конкретных жизненных ситуаций, критическую оценку ими выбранных моделей поведения.

Приёмы технологии «Развития критического мышления»

Формы урока с использованием технологии развития критического мышления отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читаю, пишут, обсуждают прочитанное.

Далее предложены приемы методических разработок в этой области:

Прием «Корзина идей, понятий, имён»

Это приём организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока (этап вызова), когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить всё, что знают и думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Прием «Кластер»

Смысл этого приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

«Кластер» - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Этот метод поощряет свободное мышление, поддерживает различные этапы обучения и улучшает понимание посредством размышлений и повторения.

Прием «Тонкие и толстые вопросы»

Использование этого приема развивает у учащихся умение задавать вопросы.

Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие вопросы» - вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые вопросы» - вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Прием «Знаю-хочу узнать-узнал»

Прием «Знаю - хочу узнать - узнал» - это работа с таблицей.

При изучении темы на этапе вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.

Знаю (вызов) Хочу узнать (вызов) Узнал (реализация смысла или рефлексия)

Работа в паре: что я знаю о теме урока? Формулирование целей Соотношение старой и новой информации

Синквейны

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк: тема или предмет (одно существительное); описание предмета (два прилагательных или причастия); действия предмета; отношение автора к предмету изучения; синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).

Составление истории с опорой на пирамиду

«Пирамида-отзыв», подсказывает порядок работы с литературным произведением, с любым текстом, требующим пересказа, отзыва или анализа. Данный приём помогает сжато и ёмко выразить собственные знания, мысли, эмоции, а заодно становится основой, по которой легко создать связный текст. Пирамида-«критика» О.К. Громовой:

(Для создания отзыва о книге, произведении)

1. О чём книга? (Одно слово)

2. Характер книги. (Два слова)

3. Место и время действия. (Три слова)

4. Главные события в книге. (Четыре слова)

5. Главные герои, какие они? (Пять слов)

б.Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец книги? (Шесть слов)

7.О чём эта книга? (дополните первую строку семью словами)

8.Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги. (Восемь слов)

В тетради получается текст-заготовка, из которого можно составить сочинение, отзыв, рецензию. Достоинство данного приёма в том, что он позволяет ребятам создать опору для связного выражения собственных мыслей, передать их собственное видение и восприятие произведения. Этот приём универсален. Он подходит для работы с текстами любого стиля, на любом уроке. В процессе построения «пирамид» происходит обсуждение, разговор, упорядочиваются и систематизируются мысли и знания как обучающихся, так и педагога. Заключение

Основным преимуществом технологий на уроках критического мышления является вовлеченность учащихся, активное участие, содействие дифференциации содержания, создание причинно-следственных связей и содействие совместному обучению. Технологии разрушают барьеры между учителем и учеником, соответствуют образовательным стандартам, поощряют самооценку, развивают навыки задавания вопросов, улучшают речевые и коммуникативные способности и поддерживают всестороннее обучение в классе.

На уроках литературы и английского языка технологии помогают целенаправленному чтению, рефлексивному письму, развитию критического мышления, а также совмещению чтения и письма для улучшения рефлексивного обучения посредством обработки информации и корреляции личного опыта.

Список литературы /References

1. Алексеев Н.А. Понятие личностно-ориентированного обучения // Завуч. - 1999,- № 3.- С. 15.

2. Ахмедова М. Живая отметка, Сборник "Оценка без отметки", составитель О. Варшавер- М.: ЦГЛ, 2005, с. 30

3. Векслер С.И. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Киев, 1974.

4. Вербицкая М.В. и др.УМК «FORWARD» 5 класс- М.: «Вентана-граф», 2014г.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Наука, 1974.

6. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). Кн. 1. - М.: БОНФИ, 2002.

7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Наука, 1986.

8. Керимова Б. Оценивание работы в группе, Сборник "Оценка без отметки", составитель О. Варшавер-М.: ЦГЛ, 2005, с. 11

9. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии. - 2004.- № 2.-С. 7.

10.Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. — 2002. — № 2. — С. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.