Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Татьяна Григорьевна, Дементьева Татьяна Георгиевна

Цель. Раскрыть практическую значимость креативных качеств личности как фактора конкурентоспособности современного специалиста в области безопасности жизнедеятельности. Показать возможности иноязычного образования в развитии творческих способностей и критического мышления взрослой аудитории. Предложить подходы для развития творческого потенциала специалистов средствами иностранного языка. Методы. Критический анализ теоретических источников по проблеме креативности, обобщение практического опыта развития творческих качеств и критического мышления средствами иностранного языка. Результаты. Раскрыт образовательный потенциал и доказана эффективность классических и инновационных техник обучения иностранному языку в развитии творческих способностей и критического мышления специалистов, в частности, методов обучения поисковому чтению, переводу, устной и письменной профессиональной коммуникации, социальных технологий. Область применения исследований. Образовательное пространство современных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов в рамках углубленного высшего и дополнительного образования в областях, связанных с проблемами безопасности жизнедеятельности. Педагогика и андрагогика в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалева Татьяна Григорьевна, Дементьева Татьяна Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING AND CREATIVE ABILITIES OF SPECIALISTS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

Purpose. To reveal the practical significance of the creative qualities of a person as a factor in the competitiveness of a modern specialist in the field of life safety. To show the possibilities of foreign language education in the development of creative abilities and critical thinking of an adult audience. To suggest approaches for developing the creative potential of specialists by means of a foreign language. Methods. Critical analysis of theoretical sources on the problem of creativity, generalization of practical experience in the development of creative qualities and critical thinking by means of a foreign language. Findings. The educational potential and the effectiveness of classical and innovative techniques of teaching a foreign language in the development of creative abilities and critical thinking of specialists is revealed. In particular, methods of teaching search reading, translation, oral and written professional communication, and social technologies, is proved. Application field of research. The educational space of modern institutions that train specialists in the framework of in-depth higher and additional education in areas related to life safety problems. Pedagogy and andragogy in higher education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

EDN: https://elibrary.ru/YYWLNQ DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2023.7-2.238

УДК 811.1/.8:[159.955:37.026.9]

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Ковалева Т.Г., Дементьева Т.Г.

Цель. Раскрыть практическую значимость креативных качеств личности как фактора конкурентоспособности современного специалиста в области безопасности жизнедеятельности. Показать возможности иноязычного образования в развитии творческих способностей и критического мышления взрослой аудитории. Предложить подходы для развития творческого потенциала специалистов средствами иностранного языка.

Методы. Критический анализ теоретических источников по проблеме креативности, обобщение практического опыта развития творческих качеств и критического мышления средствами иностранного языка.

Результаты. Раскрыт образовательный потенциал и доказана эффективность классических и инновационных техник обучения иностранному языку в развитии творческих способностей и критического мышления специалистов, в частности, методов обучения поисковому чтению, переводу, устной и письменной профессиональной коммуникации, социальных технологий.

Область применения исследований. Образовательное пространство современных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов в рамках углубленного высшего и дополнительного образования в областях, связанных с проблемами безопасности жизнедеятельности. Педагогика и андрагогика в высшей школе.

Ключевые слова: креативность, коммуникация, профессионально ориентированное обучение, иноязычное общение, педагогические технологии, творческий потенциал.

(Поступила в редакцию 5 апреля 2023 г.)

Введение

Слово «творчество», стало активно употребляться в русском языке с начала XIX в. Первоначально оно использовалось в среде поэтов и писателей, а значение и форма этого термина ассоциировались со словом «творец» в церковнославянском смысле. Любопытно, что А.М. Горький предлагал молодым писателям заменить слово «творчество» на слово «работа», т.к. создание литературного произведения, по его мнению, представляет собой длительный кропотливый процесс, начинающийся с наблюдения фактов реальной жизни, их анализа и осмысления, и ничего сверхъестественного или связанного с творцом в этом процессе нет1.

Современный тематический словарь науки и техники [1] дает определение слову «творчество» как «деятельность людей, направленная на создание нового, никогда ранее не бывшего; способность человека из известного, имеющегося в действительности материала создавать в процессе труда новую реальность, отвечающую многообразным общественным потребностям». Ключевыми моментами в понятии творчества являются идеи целенаправленной деятельности на появление чего-то нового, что будет отвечать нуждам общества или самой личности.

В условиях технологического прогресса креативные личности и процесс творчества приобретают более конкретные очертания инноваций, способствующих движению общества вперед. Научные инновации двигают цивилизацию, и эти инновации невозможны без творчества. Развитие творческих способностей человека является важнейшим фактором прогресса науки, техники, социальных форм.

1 История слов. Творчество [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике: academic.ru. -Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/wordhistory/198/TBOP4ECTBO. - Дата доступа: 18.03.2023.

Как справедливо утверждают эксперты, «креативность является источником любого роста, новых технологий, новых услуг и новых решений для старых проблем, определяющих разницу между компанией, которая будет процветать, и компанией, которая скоро окажется мертвее, чем катушечные магнитофоны» [2, с. 116]. Интеллектуальные способности кадров являются одним из шести необходимых ресурсов для успеха предприятия. К числу таких способностей относят: «(а) синтетическую способность видеть проблемы по-новому и выходить за пределы привычного мышления, (б) аналитическое умение распознавать, за какими идеями стоит следовать, а за какими нет, и (в) практическое контекстуальное умение убеждать других... в ценности своих идей» [3, с. 88].

Основная часть

Познание загадочных механизмов творчества и развитие творческих способностей человека неизменно находились в фокусе внимания педагогов, психологов, социологов, экономистов. Экономисты рассматривают способность к творчеству как движущую силу экономического роста и пишут о формировании нового социального класса - креативного, суть которого состоит в наличии творческого начала. «Если вы ученый или инженер, архитектор или дизайнер, писатель, художник или музыкант, если творчество - важнейший элемент вашей работы в сфере бизнеса, образования, здравоохранения, права или любой другой области, значит, вы тоже принадлежите к креативному классу» [4, с. 21]. Творческие личности, способные критически осмысливать ситуацию и принимать нетривиальные решения, особенно нужны в сферах, связанных со спасением жизни и здоровья людей в чрезвычайных ситуациях.

Многолетние исследования креативности позволили конкретизировать это понятие, выделив такие аспекты, как способность к обобщению, уверенность в себе и отсутствие боязни пойти на риск; самодисциплина, сосредоточенность, трудолюбие, наличие определенного опыта и жизненных впечатлений [4, с. 44-45]. Имеется опыт конкретизации базовых навыков, свойственных креативным людям. Так, в число таких навыков входят следующие:

- когнитивный - способность усваивать знания, анализировать информацию и решать задачи;

- коммуникативный - способность поддерживать коммуникацию с другими людьми;

- социальный интеллект - способность работать на достижение поставленной цели совместно с другими людьми [4, с. 216].

Работая над поиском путей создания креативного общества, ученые подчеркивают, что в числе стратегий движения к такому обществу должна быть система образования, которая не подавляет, а стимулирует творческие способности обучающихся от начального до финального этапа обучения.

Педагоги и методисты не обходят вниманием вопросы развития творческих способностей учащихся на разных уровнях образования. Уточняется понятие творческого потенциала личности как меры реализации ее творческих возможностей и сил в образовательной практике2. Исследуется роль видов искусства и их взаимосвязь с творческой проектной де-ятельностью3. Уточнен терминологический аппарат проблемы одаренности и таланта личности, описаны экспериментальные подходы к творческому развитию личности одаренного студента [5, с. 312].

В целях настоящей статьи особый интерес представляют идеи развития творческого потенциала взрослой аудитории средствами конкретных учебных дисциплин. Таких исследований не так уж много. Так, предложена модель развития творческого потенциала

2 Адакин, Е.Е. Теория и методика развития творческого потенциала студентов вуза: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Е.Е. Адакин; Кемеровский гос. ун-т. - Кемерово, 2006. - 46 с.

3 Командышко, Е.Ф. Педагогический потенциал искусства в развитии учащейся молодежи: интегративный подход: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Е.Ф. Командышко; Ин-т худож. образования Рос. акад. образования. М., 2011. - 48 с.

студентов педагогических специальностей с учетом междисциплинарного подхода4. Проанализирован процесс развития и проявления творческого потенциала курсантов военно-инженерного института в ходе научно-исследовательской деятельности 5. Обоснованы пути повышения результативности развития творческого потенциала студентов средствами математики6. Разработана инновационная модель развития интеллектуально-творческого потенциала курсантов военного вуза в процессе иноязычного образования на базе электронного учебника7.

Современная жизнь насыщена коммуникативным взаимодействием, в том числе взаимодействием на иностранных языках в профессиональной области. Именно поэтому потребность в специалистах, обладающих развитой иноязычной компетенцией, продолжает расти, и, как следствие, растет спрос на образовательные услуги в сфере обучения иностранным языкам. Современные взрослые обучающиеся ожидают практических и быстрых результатов изучения иностранного языка, поэтому требования к технологиям и методикам обучения в настоящее время весьма высоки.

Образовательные технологии обладают специфическими особенностями по сравнению с технологиями производственными. Как известно, одна из основных черт эффективной технологии, в том числе педагогической, ее воспроизводимость [6, с. 150]. Педагогическая технология также воспроизводится, но с определенными особенностями, поскольку на входе и на выходе технологического процесса находятся живые люди, личности, со своими психологическими особенностями, жизненным опытом, эмоциями, настроением. Процесс обучения иностранному языку со стороны преподавателя и процесс изучения со стороны обучающегося целиком и полностью являются творческими, т.к. создаются новые знания и отношения, новая языковая картина мира в воображении обучающегося. Так, усвоение иностранной лексики - это расширение границ старых и формирование новых понятий, в том числе связанных с профессией; работа с аутентичными иностранными источниками -это познание иной и достраивание собственной языковой картины мира. Даже такое прозаичное на первый взгляд дело, как изучение грамматики иностранного языка представляет собой определенные аналитико-синтетические мыслительные операции, которые влияют на развитие и образование новых нейронных связей в мозгу человека. Изучение иностранного языка связано со всеми аспектами психической деятельности человека: памятью, мышлением, эмоциями, воображением. Именно благодаря воображению в сознании человека создаются новые целостные образы путем переработки чувственного и смыслового восприятия, и это творческий процесс. Воображение формируется в процессе творческой деятельности и именно на основе творчества строятся определенные методики обучения иноязычному говорению, например лингво-психологический тренинг [7].

Иностранный язык, как музыка и математика, с одной стороны, подчинен строгим структурным законам и правилам, но с другой стороны, использование этих правил и законов неразрывно связано с личностными качествами человека, его кругозором, образованием, психическими особенностями и творческими способностями. Следовательно, процесс

4 Тамочкина, О.А. Развитие творческого потенциала студентов в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. канд. пед. наук: 5.8.7 / О.А. Тамочкина; Саратовский нац. исслед. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 2021. - 24 с.

5 Тишин, С.А. Развитие творческого потенциала курсантов военно-инженерного вуза в научно-исследовательской деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / С.А. Тишин; Сиб. гос. ун-т путей сообщ. - Новосибирск, 2012. - 24 с.

6 Маркевич, О.В. Системное развитие творческого потенциала студентов технического вуза средствами высшей математики: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / О.В. Маркевич; Комсомольск-на-Амуре гос. пед. ун-т. -Комсомольск-на Амуре, 2006. - 22 с.

7 Романчук, В.О. Развитие интеллектуально-творческого потенциала курсантов военного вуза в процессе иноязычного образования: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / В.О. Романчук; Елец. гос. ун-т им. И.А. Бунина. - Елец, 2016. - 22 с.

обучения иностранному языку должен быть как технологичным, стандартизованным, так и открытым для языкового и речевого творчества.

Обучение иностранному языку специалистов - это работа со взрослыми зрелыми людьми. Освоение иноязычной речи связано с определенной личностной перестройкой и ломкой некоторых установившихся стереотипов, что не всегда быстро и легко дается взрослым обучающимся. Как считают ученые, «область обучения взрослых людей, ее методология, включенная в общую науку об обучении человека - педагогику (как ни странно это звучит, но лучшего названия не придумали), и по сей день остается достаточно слабо разработанной» [7, гл. 7]. Существует определенный раздел возрастной психологии, называемый термином «акмеология» (в греческом языке слово «акмэ» означало период наивысшего расцвета личности). Психологии зрелой личности уделяется немало внимания, и вопросы обучения такой личности получили освещение в разделе педагогики, именуемой андрагогика. Обучение развившейся личности на принципах андрагогики должно строиться с приоритетами самореализации и самоуправления, учета жизненного опыта обучающегося, актуальности и практической значимости результатов обучения для достижения определенных целей, детерминированности социальными, временным и пространственным факторами, взаимодействия педагога и обучающегося на всех этапах обучения [8, с. 76].

Инновационное иноязычное образование - это такая организация учебной деятельности, в результате которой у обучающихся стимулируется и развивается активный, творческий подход к постановке задач и решению проблем, формируется коммуникативная компетентность, которая приводит к успешной межкультурной социальной и профессионально-деловой коммуникации. Компетенции наиболее эффективно формируются посредством технологий, способствующих в процессе иноязычного обучения вовлечению обучающихся в поиск, принятию решений, разрешению проблем.

Предмет «Иностранный язык» обладает значительным потенциалом для развития творческих способностей взрослых обучающихся и в то же время предоставляет возможности для проявления таких способностей. Рассмотрим некоторые из видов учебной деятельности, в наибольшей степени стимулирующей творческие способности и критическое мышление обучающихся.

1. Работа с аутентичными материалами на иностранном языке, представляющими интерес для научного исследования магистранта, адъюнкта, аспиранта. Этот процесс включает несколько этапов. В первую очередь обучающийся должен найти источник, отвечающий теме его научного исследования. Для выполнения этой работы необходимо определить ключевые термины и, задав эти термины в поисковое поле на иностранном языке, критически просмотреть предлагаемые в Интернете источники. Такая деятельность развивает навыки просмотрового и поискового чтения и умение определить, в какой степени источник отвечает профессиональным интересам обучающегося. Следующий шаг - это перевод текста-источника на родной язык. Ни для кого не секрет, что перевод в настоящее время выполняется с помощью электронных программ, таких как Google-переводчик, Уаиёех-переводчик, Deepl. Полученный текст перевода необходимо отредактировать с учетом специфики профессиональной деятельности обучающегося с подключением информационных ресурсов: двуязычных, многоязычных, толковых словарей, словарей синонимов, энциклопедий, тезаурусов (МиШй"ап, DWDS, Wiki). Во многих случаях словари не дают однозначного русскоязычного соответствия, тогда обучающийся должен обратиться к своему профессиональному опыту и проанализировать терминологию, которую он использует в работе. Например, словарь Миккгап предлагает несколько вариантов перевода немецкого термина Katastrophenschutz: 'МЧС; предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий, гражданская оборона, служба по борьбе со стихийными бедствиями, организация и ее деятельность, предназначенные для анализа, планирования, распределения и координации ресурсов по подготовке, реагированию, ослаблению отрицательного воздействия и восстановлению ущерба, нанесенного экологической катастрофой, природного

или антропогенного характера; служба предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций'. Выбор необходимого значения требует от обучающегося определенных мыслительных усилий и воображения, понимания тематики и смысла источника, а также обращения к опыту своей профессиональной деятельности.

2. Формирование глоссария и словаря терминологической лексики на основании иноязычного текста-источника. По мере изучающего чтения и перевода иноязычной статьи обучающийся должен составить объемный пользовательский словарь и глоссарий терминов. Эта работа связана в первую очередь с определением границ термина, исключением слов общего употребления, минимизацией общенаучных терминов. Обучающийся анализирует отредактированный текст перевода и принимает решение, какие лексические единицы являются терминологичными в рамках определенной тематики. Например, английское слово active само по себе не является термином, как и слова system, protection, однако словосочетание active fire protection system - это термин, хорошо понятный специалистам в области пожарной безопасности и переводится как 'активная система противопожарной защиты'. Создание переводческих эквивалентов и толкований терминологических словосочетаний представляет собой мыслительный процесс, требующий языкового творчества и знания своего дела.

3. Подготовка резюме научной статьи. Резюме представляет собой вторичный текст, воспроизводящий основное содержание научной статьи с фокусированием внимания на информации, наиболее значимой для читателя. Резюме как вид учебной деятельности включает элементы субъективной оценки содержания статьи с точки зрения ее теоретической или практической значимости. Резюме как вторичный текст представляет собой новый продукт, создание которого демонстрирует способность обучающегося критически мыслить и оформлять свои идеи на иностранном языке.

4. Подготовка презентации на иностранном языке по тематике научного исследования требует от обучающегося осмысления основных положений своей научной работы с целью их внятного представления для аудитории. Текст доклада должен быть информативен, лаконичен, терминологически выверен, стилистически и грамматически корректен. Подготовка такой презентации требует критического подхода к выбору вариантов дизайнерского и языкового оформления текста, а для ее озвучивания требуются навыки публичного выступления на иностранном языке, умения контактировать с аудиторией, психологическая уравновешенность и смелость в преодолении языкового барьера.

5. Технология языковых проектов. В процесс групповой работы над проектом интегрируются креативные техники, например мозговой штурм, метод параллельного мышления [9, с. 184-189]. Разработка индивидуальных проектов позволяет реализовать принципы самостоятельности и практической значимости. Каждый индивидуальный проект дает взрослому человеку возможность самовыражения и свободы в выборе темы, технического и лингвистического оформления своей идеи.

6. Социальные технологии, включая дебаты, деловые игры, драматизацию. Эти технологии и их эффективность в обучении специалистов подробно описаны в более ранних публикациях [10]. Драматизация позволяет развивать творческое мышление и воображение обучающихся. Изучение иностранного языка через театр затрагивает эмоции, позволяет развивать артистические качества перевоплощения, улучшать дикцию, позволяет соединять иностранные языковые коды с языком тела и жестов, что дает синергетический эффект. «Выбор темы спектакля, написание сценария, распределение ролей, репетиционный период, подготовка декораций, подбор музыкального фона - все это сближает, увлекает, стимулирует» [11].

7. Ассоциативные техники, открытые задания различных уровней творчества. По утверждению психологов, у взрослых обучающихся запоминание предъявляемого материала осуществляется опосредованно, на основе умения создать новые связи, привлечь воображение, создавая новые образы. Существуют методы акустических, зрительных ассоциаций, ассоциаций по смежности, по контрасту и др. Ассоциативные техники обращены

к творческому потенциалу зрелой личности, они придают процессу обучения иностранному языку игровой характер, что обеспечивает более быстрое и легкое запоминание значительного объема иностранной лексики и усвоение грамматических закономерностей [12].

Заключение

Использование инновационных и классических образовательных технологий и методических приемов с конечной целью обучения специалистов иноязычной коммуникации направлено в числе прочего на развитие критического мышления, умения обосновать свою точку зрения, формулировать аргументы и контраргументы, продуцировать логически связанную и целостную монологическую речь по темам, касающимся профессиональной деятельности. Посредством инновационных социальных технологий (ситуативных и деловых игр, различных форм дискуссий, драматизации) воссоздаются условия и обстоятельства реального общения, в которых можно проигрывать разные сценарии и тренироваться в диалогическом и полифоническом коммуникативном взаимодействии, подключая воображение, догадку, умение перевоплощаться. В таких условиях снимается языковой барьер и активизируется речетворческая способность обучающихся. Рациональная комбинация классических и инновационных технологий обучения иноязычной коммуникации дает возможность опираться на имеющиеся и развивать далее креативные качества личности, которые необходимы специалистам, работающим в условиях чрезвычайных ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Некрасова, Н.А. Философия науки и техники: тематический словарь-справочник: учеб. пособие для студентов всех специальностей / Н.А. Некрасова, С.И. Некрасов. - М.: МИИТ, 2009. - 424 с.

2. Браун, С. Игра. Как она влияет на наше воображение, мозг и здоровье / С. Браун, К. Воган; пер. с англ. Т. Мамедовой. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 187 с.

3. Sternberg, R.J. The Nature of Creativity / R.J. Sternberg // Creativity Research Journal. - 2006. - Vol. 18, No. 1. - P. 87-98. - DOI: 10.1207/s15326934crj1801_10.

4. Флорида, Р. Креативный класс / Р. Флорида; пер. с англ. Н. Яцюк. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 373 с.

5. Рыбалка, В.В. Психология развития творчески одаренной личности: науч.-метод. пособие /

B.В. Рыбалка. - Киев: Информационные системы, 2011. - 391 с.

6. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. - СПб.: КАРО, 2008. - 367 с.

7. Румянцева, И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология: новые технологии обучения иностранным языкам. Психолингвистика. Лингвопсихология. Лингвопедагогика. Акмео-логия и онтогенез. Психотерапия в обучении. Интегративный лингвопсихологический тренинг / И.М. Румянцева. - М.: ПЕР СЭ, Логос, 2004. - 320 с.

8. Змеев, С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых /

C.И. Змеев. - М.: ПЭР СЭ, 2007. - 272 с.

9. Дементьева, Т.Г. Инновационные технологии в обучении иноязычному общению (из опыта использования проектной технологии) / Т.Г. Дементьева // Инновации в обучении иностранным языкам: опыт, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 19-20 дек. 2012 г.: в 2 ч. - Минск: МГЛУ, 2013. - Ч. 1. - С. 184-189.

10. Ковалева, Т.Г. Современные технологии иноязычного образования специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности / Т.Г. Ковалева, Т.Г. Дементьева // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. - 2021. - Т. 5, № 2. - С. 251-260. - DOI: 10.33408/2519-237X. 2021.5-2.251. - EDN: DOHRVE.

11. Дементьева, Т.Г. Использование технологии драматизации при обучении иностранному языку / Т.Г. Дементьева // Замежныя мовы. - 2016. - № 1. - С. 34-37. - EDN: TBYWZC.

12. Ковалева, Т.Г. Творческие задания как средство развития коммуникативной компетенции в сфере профессиональных интересов обучающихся [Электронный ресурс] / Т.Г. Ковалева // Общественные и гуманитарные науки: материалы 86-й науч.-техн. конф. профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов, Минск, 31 янв. - 12 февр. 2022 г. - Минск: БГТУ, 2022. - С. 181-184. - Url: https://elib.belstu.by/handle/123456789/48418.

Развитие критического мышления и творческих способностей специалистов в процессе иноязычного образования

Development of critical thinking and creative abilities of specialists in the process of foreign language education

Ковалева Татьяна Григорьевна

кандидат филологических наук, доцент

Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», кафедра современных языков, профессор Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь Email: kova77@mail.ru ORCID: 0000-0002-8513-5662

Дементьева Татьяна Георгиевна

кандидат филологических наук, доцент

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Минского государственного лингвистического университета, кафедра интенсивного обучения иностранным языкам, доцент

Адрес: ул. Захарова, 21, корпус Б, 220034, г. Минск, Беларусь Email: tania-dementieva@rambler.ru

Tatyana G. Kovaleva

PhD in Philological Sciences, Associate Professor

State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Chair of Modern Languages, Professor

Address: Mashinostroiteley str., 25,

220118, Minsk, Belarus Email: kova77@mail.ru ORCID: 0000-0002-8513-5662

Tatyana G. Dement'eva

PhD in Philological Sciences, Associate Professor

Institute for Advanced Studies and Retraining of Minsk State Linguistic University, Chair of Intensive Foreign Languages Instruction, Associate Professor

Address: Zakharova str., 21, build. B,

220034, Minsk, Belarus Email: tania-dementieva@rambler.ru

DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2023.7-2.238 EDN: https://elibrary.ru/YYWLNQ

DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING AND CREATIVE ABILITIES OF SPECIALISTS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

Kovaleva T.G., Dement'eva T.G.

Purpose. To reveal the practical significance of the creative qualities of a person as a factor in the competitiveness of a modern specialist in the field of life safety. To show the possibilities of foreign language education in the development of creative abilities and critical thinking of an adult audience. To suggest approaches for developing the creative potential of specialists by means of a foreign language.

Methods. Critical analysis of theoretical sources on the problem of creativity, generalization of practical experience in the development of creative qualities and critical thinking by means of a foreign language.

Findings. The educational potential and the effectiveness of classical and innovative techniques of teaching a foreign language in the development of creative abilities and critical thinking of specialists is revealed. In particular, methods of teaching search reading, translation, oral and written professional communication, and social technologies, is proved.

Application field of research. The educational space of modern institutions that train specialists in the framework of in-depth higher and additional education in areas related to life safety problems. Pedagogy and andragogy in higher education.

Keywords: creativity, communication, professionally oriented education, foreign language communication, pedagogical technologies, creative potential.

(The date of submitting: April 5, 2022) REFERENCES

1. Nekrasova N.A., Nekrasov S.I. Filosofiya nauki i tekhniki: tematicheskiy slovar'-spravochnik: uchebnoe posobie dlya studentov vsekh spetsial'nostey [Philosophy of science and technics dictionnary reference: teaching manua for students of all specilaities]. Moscow: MIIT, 2009. 424 p. (rus)

2. Brown S., Vogan K. Igra. Kak ona vliyaet na nashe voobrazhenie, mozg i zdorov'e [Play: How it Shapes the Brain, Opens the Imagination, and Invigorates the Soul]: translated from English T. Mamedova. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2015. 187 p. (rus)

3. Sternberg R.J. The Nature of Creativity. Creativity Research Journal, 2006. Vol. 18, No. 1. Pp. 87-98. DOI: 10.1207/s15326934crj 1801_10.

4. Florida R. Kreativnyy klass [The Rise of the Creative Class - Revisited]: translated from English N. Yatsyuk. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2016. 373 p. (rus)

5. Rybalka V.V. Psikhologiya razvitiya tvorcheski odarennoy lichnosti [Phsycology of the development of talented personnality]: scientific and methodological manual. Kiev: Informatsionnye sistemy, 2011. 391 p. (rus)

6. Kolechenko A.K. Entsiklopediya pedagogicheskikh tekhnologiy [Encyclopedia of educative technologies]: guide for teachers. Saint Petersburg: KARO, 2008. 367 p. (rus)

7. Rumyantseva I.M. Psikhologiya rechi i lingvopedagogicheskaya psikhologiya: novye tekhnologii obucheniya inostrannym yazykam. Psikholingvistika. Lingvopsikhologiya. Lingvopedagogika. Ak-meologiya i ontogenez. Psikhoterapiya v obuchenii. Integrativnyy lingvo-psikhologicheskiy trening [Psychology of speech and linguo-pedagogical psychology: new technologies for teaching foreign languages. Psycholinguistics. Linguistic psychology. Linguistic pedagogy. Acmeology and ontogeny. Psychotherapy in education. Integrative linguo-psychological training]. Moscow: PER SE, Logos, 2004. 320 p. (rus)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Zmeev S.I. Andragogika: osnovy teorii, istorii i tekhnologii obucheniya vzroslykh [Andragogy: bases of theory, history and technology of instructing the adults]. Moscow: PER SE, 2007. 272 p. (rus)

9. Dement'eva T.G. Innovatsionnye tekhnologii v obuchenii inoyazychnomu obshcheniyu (iz opyta ispol'zovaniya proektnoy tekhnologii) [Innovative technologies in teaching foreign languages (from the experience of using project technology)]. Proc. Intern. scientific-practical conf. «Innovatsii v obuchenii inostrannym yazykam: opyt, problemy, perspektivy», Minsk, December 19-20, 2012: in 2 parts. Minsk: MGLU, 2013. Part 1. Pp. 184-189. (rus)

10. Kovaleva T.G., Dement'eva T.G. Sovremennye tekhnologii inoyazychnogo obrazovaniya spetsialistov v sfere bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [State-of-the-art technologies of foreign language education of

specialists in the sphere of life safety]. Journal of Civil Protection, 2021. Vol. 5, No. 2. Pp. 251-260. (rus). DOI: 10.33408/2519-237X.2021.5-2.251. EDN: DOHRVE.

11. Dement'eva, T.G. Ispol'zovanie tekhnologii dramatizatsii pri obuchenii inostrannomu [Implementation of the technology of dramatization in teaching foreign language]. Zamezhnyya movy, 2016. No. 1. Pp. 34-37. (rus). EDN: TBYWZC.

12. Kovaleva, T.G. Tvorcheskie zadaniya kak sredstvo razvitiya kommunikativnoy kompetentsii v sfere professional'nykh interesov obuchayushchikhsya [Creative tasks as a way of development of communicative competence in the sphere of professional interests of students]. Proc. 86th scientific and technical conf. of faculty staff, researchers and graduate students «Obshchestvennye i gumanitarnye nauki», January 31 - February 12, 2022. Minsk: BGTU, 2022. Pp. 181-184. (rus). Url: https://elib.belstu.by/ handle/123456789/48418.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.