Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЯ'

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНДУСТРИЯ / ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ / ВЛИЯНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Высочина Марина Викторовна, Цветкова Изабелла Ивановна

Актуальность проведенного исследования определяется той ролью, которая отводится в настоящее время развитию креативных индустрий. Регионы России оказались в ситуации, когда их развитие становится невозможным без применения творческого подхода. Креативность, с одной стороны, становится важной предпосылкой адаптации региональных экономик к условиям внешнего окружения, обусловленными неблагоприятными геополитическими аспектами, а, с другой, - позволяет воспользоваться возможностями, открываемыми научно-техническим прогрессом и уровнем развития социума. Формирование той или иной сферы хозяйственной деятельности, в том числе и креативных индустрий, определяется влиянием большого числа самых разнообразных факторов. В работе предложена классификация факторов среды, положительным или отрицательным образом влияющих на формирование креативной экономики региона. К факторам внешней среды отнесены фоновые (политические, экономические, социальные, технологические и демографические) и деловые факторы (инвестиционный климат, административные барьеры, референтные группы, финансовые организации, покупатели, поставщики, конкуренты). Факторы внутренней среды образуют самостоятельную категорию и включают в себя структуру, миссию, культуру, ресурсы, технологии, задачи, интеллектуальный капитал, креативный капитал. Проведен подробный анализ факторов влияния внешней среды в Республике Крым, приведены статистические данные по элементам фоновой и деловой среды. Дана оценка направления их влияния. К фоновым факторам, оказывающим положительное воздействие на развитие креативных индустрий в регионе, отнесены социальные, технологические и политические. Демографические факторы отрицательно влияют на развитие креативной экономики в республике. Отдельные экономические факторы способствуют формированию креативных индустрий в регионе, в то же время присутствуют и препятствующие их развитию. К факторам, способствующим формированию креативных индустрий в регионе, отнесены поставщики, покупатели, референтные группы, конкуренты. Главным фактором, сдерживающим развитие креативной экономики, названы административные барьеры. Сформулированы ключевые преимущества Республики Крым для формирования креативной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Высочина Марина Викторовна, Цветкова Изабелла Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CREATIVE ECONOMY IN THE REPUBLIC OF CRIMEA: ANALYSIS OF INFLUENCE FACTORS

The relevance of the research is determined by the role currently assigned to the development of creative industries. The regions of Russia found themselves in a situation where their development becomes impossible without the use of a creative approach. Creativity, on the one hand, becomes an important prerequisite for the adaptation of regional economies to the conditions of the external environment caused by unfavorable geopolitical aspects, and, on the other hand, it allows to take advantage of the opportunities offered by scientific and technological progress and the level of development of society. The formation of a particular sphere of economic activity, including creative industries, is determined by the influence of a large number of various factors. The paper proposes a classification of environmental factors that positively or negatively affect the formation of the creative economy of the region. Environmental factors include background (political, economic, social, technological and demographic) and business factors (investment climate, administrative barriers, reference groups, financial organizations, buyers, suppliers, competitors). Factors of the internal environment form an independent category and include structure, mission, culture, resources, technologies, tasks, intellectual capital, creative capital. A detailed analysis of environmental factors in the Republic of Crimea is carried out, statistical data on elements of the background and business environment are provided. The assessment of the direction of their influence is given. The background factors that have a positive impact on the development of creative industries in the region include social, technological and political. Demographic factors negatively affect the development of the creative economy in the republic. Some economic factors contribute to the formation of creative industries in the region, at the same time there are also factors that hinder their development. The factors contributing to the formation of creative industries in the region include suppliers, buyers, reference groups, and competitors. Administrative barriers are called the main factor constraining the development of the creative economy. The key advantages of the Republic of Crimea for the formation of a creative economy are formulated.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЯ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ

ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 332.1

Высочина Марина Викторовна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация. Цветкова Изабелла Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г Симферополь, Российская Федерация.

Vysochina Marina Viktorovna,

Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management, Institute of Economics and Management, VI. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation. Tsvetkova Izabella Ivanovna, Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management, Institute of Economics and Management, VI. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЯ1

DEVELOPMENT OF THE CREATIVE ECONOMY IN THE REPUBLIC OF CRIMEA:

ANALYSIS OF INFLUENCE FACTORS

Актуальность проведенного исследования определяется той ролью, которая отводится в настоящее время развитию креативных индустрий. Регионы России оказались в ситуации, когда их развитие становится невозможным без применения творческого подхода. Креативность, с одной стороны, становится важной предпосылкой адаптации региональных экономик к условиям внешнего окружения, обусловленными неблагоприятными геополитическими аспектами, а, с другой, — позволяет воспользоваться возможностями, открываемыми научно-техническим прогрессом и уровнем развития социума. Формирование той или иной сферы хозяйственной деятельности, в том числе и креативных индустрий, определяется влиянием большого числа самых разнообразных факторов. В работе предложена классификация факторов среды, положительным или отрицательным образом влияющих на формирование креативной экономики региона. К факторам внешней среды отнесены фоновые (политические, экономические, социальные, технологические и демографические) и деловые факторы (инвестиционный климат, административные барьеры, референтные группы, финансовые организации, покупатели, поставщики, конкуренты). Факторы внутренней среды образуют самостоятельную категорию и включают в себя структуру, миссию, культуру, ресурсы, технологии, задачи, интеллектуальный капитал, креативный капитал. Проведен подробный анализ факторов влияния внешней среды в Республике Крым, приведены статистические

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет-2030» N° 075-15-2021-1323

113

данные по элементам фоновой и деловой среды. Дана оценка направления их влияния. К фоновым факторам, оказывающим положительное воздействие на развитие креативных индустрий в регионе, отнесены социальные, технологические и политические. Демографические факторы отрицательно влияют на развитие креативной экономики в республике. Отдельные экономические факторы способствуют формированию креативных индустрий в регионе, в то же время присутствуют и препятствующие их развитию. К факторам, способствующим формированию креативных индустрий в регионе, отнесены поставщики, покупатели, референтные группы, конкуренты. Главным фактором, сдерживающим развитие креативной экономики, названы административные барьеры. Сформулированы ключевые преимущества Республики Крым для формирования креативной экономики.

Ключевые слова: креативная экономика, индустрия, факторы внешней и внутренней среды, влияние, интеллектуальный капитал.

The relevance of the research is determined by the role currently assigned to the development of creative industries. The regions of Russia found themselves in a situation where their development becomes impossible without the use of a creative approach. Creativity, on the one hand, becomes an important prerequisite for the adaptation of regional economies to the conditions of the external environment caused by unfavorable geopolitical aspects, and, on the other hand, it allows to take advantage of the opportunities offered by scientific and technological progress and the level of development of society. The formation of a particular sphere of economic activity, including creative industries, is determined by the influence of a large number of various factors. The paper proposes a classification of environmental factors that positively or negatively affect the formation of the creative economy of the region. Environmental factors include background (political, economic, social, technological and demographic) and business factors (investment climate, administrative barriers, reference groups, financial organizations, buyers, suppliers, competitors). Factors of the internal environment form an independent category and include structure, mission, culture, resources, technologies, tasks, intellectual capital, creative capital. A detailed analysis of environmental factors in the Republic of Crimea is carried out, statistical data on elements of the background and business environment are provided. The assessment of the direction of their influence is given. The background factors that have a positive impact on the development of creative industries in the region include social, technological and political. Demographic factors negatively affect the development of the creative economy in the republic. Some economic factors contribute to the formation of creative industries in the region, at the same time there are also factors that hinder their development. The factors contributing to the formation of creative industries in the region include suppliers, buyers, reference groups, and competitors. Administrative barriers are called the main factor constraining the development of the creative economy. The key advantages of the Republic of Crimea for the formation of a creative economy are formulated.

Keywords: creative economy, industry, factors of external and internal environment, influence, intellectual capital.

ВВЕДЕНИЕ

Республика Крым испытывает влияние происходящих в России и мире трансформаций, которые могут как открывать перед регионом новые возможности, так и оказывать негативное влияние на его дальнейшее развитие, в частности, развитие креативной экономики. Исследователи называют ряд ключевых предпосылок становления и развития креативной экономики, характерных для большинства регионов России. Среди них: уровень развития человеческого капитала, размеры внутреннего и внешнего спроса на продукты креативных индустрий, инновации, инвестиции, технологическая, организационная и институциональная модернизация, созидательная деятельность всех субъектов рынка, а также эффективный креативный, инновационный, инвестиционный, производственный и социальный менеджмент [6]. При этом формирование стратегии развития креативного сектора экономики региона должно быть основано на результатах анализа факторов его внешней и внутренней среды.

Вопросам формирования креативных индустрий и анализа оказывающих на этот процесс факторов среды посвящены исследования ряда ученых [1, 2, 5, 6, 10, 13, 14, 16, 17, 19, 20]. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью исследования является анализ факторов внешней и внутренней среды, способствующих формированию креативной экономики в Республике Крым. РЕЗУЛЬТАТЫ

Внешняя среда региона является источником, питающим ресурсами, необходимыми для поддержания его внутреннего потенциала на должном уровне. Регион находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность успешного социально-экономического развития.

Внешняя среда региона состоит из двух блоков — фоновой среды и деловой среды._Часть факторов оказывает положительное, стимулирующее воздействие и способствует формированию креативной экономики в регионе; часть — оказывает отрицательное воздействие и тормозит развитие креативных индустрий в Республике Крым (рис. 1: зеленым цветом обозначены факторы,

114

Рис1. Влияние факторов внешней и внутренней среды на формирование креативной экономики региона (Составлено авторами)

115

оказывающие положительное влияние на формирование креативной экономики в регионе; красным — отрицательное, красно-зеленым — группа факторов, в составе которой присутствуют аспекты, способствующие и препятствующие формированию креативной экономики).

1. Фоновая среда.

Социальные факторы. Анализ социального макроокружения направлен на то, чтобы уяснить влияние на деятельность креативных индустрий региона определенных социальных явлений, среди которых положительное влияние оказывают:

• потребительские требования к продукции. С одной стороны, потребитель предъявляет требования к высокому уровню качества продукции, а с другой — несмотря на процессы глобализации, делает запрос на индивидуальный подход, важным при этом становится эмоциональная составляющая потребления;

• покупательная способность в летний период, что связано с большим количеством прибывающих на полуостров туристов. Стабильный рост численности туристов в совокупности с постоянной численностью населения региона (рис. 2) обеспечивает достаточный уровень платежеспособного спроса на продукцию креативных индустрий. Однако, при этом не следует забывать о сезонности такого спроса.

О -

2014год 2015 год 2016 год 2017год 2018 год 2019 год 2020год 2021 год

—туристы —постоянное население Рис. 2. Динамика туристов и постоянного населения в Республике Крым (Составлено по [22])

Продукция креативных индустрий, не являясь продуктом первой необходимости, формирует желаемые эмоции, что в современных условиях развития общества определяет тенденцию постепенной замены экономики потребления на экономику впечатлений. Положительные эмоции, которые способны сформировать креативные товары и услуги, — один из наиболее ценных «товаров» в современном мире;

• потребительские предпочтения. Так, например, наблюдается некоторое снижение популярности пляжного отдыха в пользу культурно-познавательных и активно-развлекательных мероприятий, формируется необходимость обогащения пляжного отдыха незабываемыми впечатлениями и незабываемым опытом. Такие тенденции связаны во многом благодаря росту «искушенности»

116

потребителя, модным веяниям (популярными становятся серфинг, велотуризм, скалолазание, различные виды авиатуризма и т. п.) и чаще всего проявляются в сегменте «молодых людей». Анализ расходов потребителей на досуговую и культурно-познавательную сферу показал, что с 2004 по 2019 гг. эти расходы увеличились в 2,4 раза и их доля выросла с 5,9% до 8,1 %. Потребительские интересы смещаются с первоочередных расходов в сторону интеллектуального и творческого развития, что, с одной стороны, увеличивает спрос на продукты креативной экономики, а, с другой — спо собствует формированию человеческого капитала высокого уровня [ 1 ];

• традиции и обычаи. Полиэтничность и этноконфессиональность населения Республики Крым способствуют развитию креативных индустрий. Сейчас в Крыму проживают представители 175 национальностей. Основную национальную группу составляют русские (65 % от общего населения), украинцы (16%) и крымские татары (13 %). Также Крым — родной дом для татар, белорусов, армян, азербайджанцев, узбеков, молдаван, евреев, корейцев, греков, поляков, цыган, чувашей, болгар, немцев, мордвы, грузин, турок и многих других народов [4; 8]. Такой полиэтнический состав обеспечивает предпринимательскую деятельность в регионе новыми креативными идеями, в основе которых лежат традиции и обычаи различных народов;

• привлекательность региона со стороны мигрантов для проживания и трудовой деятельности. За последние четыре года миграционный прирост в регионе вырос в 2,5 раза: в 2018 г. прирост составлял 4781 чел., в 2021 г. —12343 чел. [22];

• социальная коммуникация. Основными трендами социальной коммуникации в настоящее время являются: гаджетизация, развитие искусственного интеллекта, рост популярности аудиовизуального контента, популярность социальных сетей [17].

Демографические факторы. Демографические процессы, половозрастной состав населения снижают темпы развития креативной экономики. Так, на 01 января 2021 г., по данным Федеральной службы государственной статистики, численность населения России составила 146,2 млн. человек, что на 0,5 млн человек меньше показателя 2020 г. С 2016 г. наблюдается стабильная естественная убыль населения, прогнозы также отражают негативную тенденцию. Общая численность экономически активного населения в стране на протяжении последних лет также снижается. При этом рост экономически активного населения в 2021 г. связан, прежде всего, с пенсионной реформой и миграционными процессами.

Численность постоянного населения Республики Крым на июнь 2022 г. составляла 1885,8 тыс. чел., что на 10,6 тыс. чел. (0,6 %) меньше, чем в декабре 2021 г. Естественная убыль составила 7454 чел.; миграционная — 3185 чел. 7896 чел. родились, что на 831 чел. (9,1 %) меньше, чем за аналогичный период предыдущего года [7].

Отметим фактор российской ментальности, препятствующий становлению креативной экономики. Специфические особенности национального менталитета проявляются в «обеспечении конкурентных преимуществ главным образом за счёт неэкономических, «договорных» отношений, дополнительных хозяйственных рисках и повышенных трансакционных издержках из-за бюрократизма и коррупции, оторванности российской управленческой науки от актуальных реальных проблем хозяйственной практики» [2].

Технологические факторы. Анализ технологического макроокружения позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки открывает для усовершенствования качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, технологий по производству, перспективы оторваться от конкурентов:

• новые формы управления регионом (государственно-частное партнерство, кластеры, интегрированные бизнес-структуры, сетевые структуры);

• затраты предприятий на технологические инновации (данные по отраслям сельского хозяйства (01.1-01.6), промышленности (секции С, D, Е), отдельных видов строительных работ (43.91, 43.99), издательской деятельности (58), деятельности в сфере коммуникаций, информационных технологий (62,63), науки (73), отдельных видов услуг, включая научную и проектную деятельность (69-74): в 2020 г. 10703,2 млн.руб.);

117

• современные высокоскоростные системы передачи информации (в 2021 г. число организаций региона, использовавших в своей деятельности современные информационно-коммуникационные технологии, составило 2505 единиц);

• технологическая глобализация моды. Поколение миллениалов диктует «свою моду» — это мода на повседневные вещи с использованием технологий, удовлетворяющих определенные потребности, например: рюкзаки с солнечными батареями, которые могут зарядить гаджеты, бытовая техника с возможностью дистанционного управления и т. п. Спрос на такие продукты способствует развитию креативной экономики [17].

В качестве факторов отрицательного влияния следует указать:

• отсутствие высокотехнологичного эффективного оборудования в регионе;

• отсутствие современных малоотходных и безотходных технологий производства в регионе.

Экономические факторы. Анализ экономического макроокружения позволяет понять то, как

формируются и распределяются ресурсы. Основным экономическим фактором, благоприятствующим развитию креативной экономики, следует считать финансовую поддержку научных исследований и создание инноваций со стороны государства: удельный вес затрат из федеральных средств в 2017 г. составил 46,4 %; в 2019 г. — 66,3 % [9; 19].

Экономическая ситуация во всей стране на данный момент времени такова, что можно говорить о ее отрицательном влиянии на развитие креативных индустрий:

• экономическое состояние страны в целом как следствие введенных санкций;

• низкий уровень денежных доходов населения;

• высокие темпы инфляции;

• несовершенство системы налогообложения;

• высокая процентная ставка банковских учреждений;

• рост уровня безработицы (в 2021 г. 10,2 тыс. чел.);

• низкая инвестиционная активность в регионе;

• рост стоимости финансовых ресурсов для ведения хозяйственной деятельности.

С другой стороны, перечисленные факторы становятся драйвером для формирования и реализации новых креативных идей ведения предпринимательской деятельности с использованием ресурсного потенциала региона.

Положительным аспектом текущего развития геополитической ситуации стало сокращение давления на отечественного производителя со стороны зарубежных конкурентов и развитие собственного, отечественного производства.

Политические факторы. Анализ политического макроокружения заключается в выяснении того, какие программы пытается провести в жизнь государство в области деятельности регионов, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и норм. Ключевым процессом политического макроокружения является борьба за власть.

Негативное влияние оказывают:

• несовершенство законодательной системы;

• коррупция.

2. Деловая среда — прямо, непосредственно влияет на деятельность региона. Изучение непосредственного окружения направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми регион находится в непосредственном взаимодействии.

Инвестиционный климат. Важной предпосылкой развития креативных индустрий в Республике Крым следует считать улучшение инвестиционного климата в регионе: в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в регионах России 2021 г. Крым занял 7 место, поднявшись на четыре позиции по сравнению с 2020 годом (2019 г. — 43-е место) (рис. 3).

На июнь 2022 года в регионе заявлено 23 5 инвестиционных проектов на сумму 109,6 млрд руб.

Административные барьеры. Одним из факторов, определяющих низкий уровень привлекательности бизнеса в регионе, можно считать административные барьеры, которые представляют собой «совокупность формальных и неформальных действий (бездействия) административных

118

позиция в рейтинге 0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

2019 год 2020 год 2021 год

Рис3. Изменение позиции Республики Крым в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата (Составлено по [15])

органов государственной (муниципальной) власти с использованием действующей или вводимой в действие нормативно-правовой базы, а также в обход нее, ограничивающих и сдерживающих законную деятельность предпринимательских структур на различных этапах жизненного цикла бизнеса» [13]. Доля теневого рынка оценивается экспертами в регионе в 50-70 % [16].

Покупатели. От структуры потенциальных потребителей продукции креативных индустрий зависит то, на какой объем производства может рассчитывать регион, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей и т. д.; играет роль уровень образования и уровень дохода покупателей. Потребитель должен обладать развитым культурно-эстетическим вкусом, а также высоким уровнем общей потребительской культуры. Развитие креативного сектора требует, чтобы его потребитель обладал способностью к эстетическому восприятию, чтобы он уделял внимание, в первую очередь, не только полезности и функциональности, но и эстетической стороне предлагаемой продукции. Важным является интерес потребителя к культурным ценностям, кино, театру, музыке.

Поставщики. Влияние на регион проявляется через зависимость от цен и качества ресурсов, сроков поставок и т. д. Анализ структуры поставщиков сырья, материалов и товаров в Республике Крым показал, что для 90,6 % бизнесменов характерна диверсификация поставок, что существенно снижает предпринимательские риски. Большинство бизнес-структур пользуются услугами 4-х и более поставщиков, и только для 9,36 % характерен один поставщик, что связано, в первую очередь, со спецификой поставляемого товара. Наибольшую зависимость от поставщиков испытывают Красноперекопский и Армянский районы республики; менее всего зависят от поставщиков Черноморский и Джанкойский районы [12].

Конкуренты. Регионы, действующие в этих же отраслях; влияние проявляется через цены на продукцию, технологии и масштабы производства и т. д. Для Крымского региона, имеющего в приоритете туристско-рекреационную сферу, основными конкурентами являются государства, имеющие выход к Черноморскому побережью. Рыночные позиции Крыма не могут в настоящее время оцениваться как сильные в силу недостаточной развитости инфраструктуры объектов гос-

119

теприимства и сервиса, отвечающего мировым стандартам. Индекс потребительских цен в июне 2022 г. составил 114,7% по отношению к 2021 г., что на 0,4% больше, чем в целом по Российской Федерации (114,3 %).

В структуре экономики Южного Федерального округа Крым занимает арьергардное положение, произведя в 2018 г. валовой региональный продукт на сумму 470,6 млрд.руб., что составило 8,1 % от ВРИ ЮФО. При этом следует отметить, что в регионе наблюдается ускоренный экономический рост: за период 2014-2019 гг. коэффициент роста ВРП составил 206,6 %, что является лучшим показателем по ЮФО.

Отраслевая структура хозяйства Республики Крым аналогична другим регионам ЮФО, что находит отражение в конкурентном характере их взаимодействия.

Государственные органы. Также на регион оказывает внешнее воздействие государство путем установления налогов, издания и принятия различных правовых актов, с помощью различных госструктур (ФАС, таможенная служба, налоговая служба, силовые ведомства и т. д.).

Государственная поддержка развития творческих (креативных) индустрий и творческого (креативного) предпринимательства утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р в Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года [11]. Она осуществляется по следующим направлениям:

• создание территориальной инфраструктуры творческого (креативного) предпринимательства как общего назначения, включая социальную, так и специальной (профессиональной) инфраструктуры, ориентированной на конкретные виды творческой и (или) предпринимательской деятельности;

• развитие системы знаний и компетенций как творческого, так и предпринимательского характера;

• формирование системы информационного обеспечения;

• формирование финансовой инфраструктуры;

• проработка предложений по уточнению механизмов налогообложения;

• развитие системы сервисного обеспечения правовой охраны сделок с интеллектуальными правами и защиты прав результатов интеллектуальной деятельности;

• развитие экспортной инфраструктуры [11].

Финансовые организации обладают финансовыми инструментами необходимыми региону для повышения конкурентоспособности (инвестиции, кредиты, займы и т. д.). На территории республики на 14.06.2022 г. кредитование осуществляют 6 банков (РНКБ, Генбанк, Банк Россия, ЧБРР, Индустриальный сберегательный банк, Промсвязьбанк) и более 10 микрофинансовых организаций.

Референтные группы. Положительным аспектом следует считать наличие популярных представителей различных областей культурного сектора, которые становятся пропагандистами развития креативных индустрий в Крыму (В. Машков, Ю. Башмет, И. Бутман и другие).

Внутренняя среда региона является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность региону успешно функционировать, а, следовательно, существовать и развиваться в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем, если она не обеспечивает необходимого функционирования региона. Элементами внутренней среды являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Миссия. Это четко выраженная общая цель деятельности региона, в которой дается ответ на следующие основные вопросы: для чего существует регион (причина его существования), какие функции выполняет; кто является целевой аудиторией и каково отношение региона к ним; в чем заключается основная философия региона, как он относится к обществу, партнерам и конкурентам, каковы основные ценности, разделяемые населением; каковы основные принципы функционирования региона.

• Структура: количество и состав муниципальных образований в единой взаимосвязанной системе управления, основное назначение — обеспечение эффективного достижения целей региона.

• Задачи региона—работа, которая должна быть выполнена заданным способом и в заранее установленные сроки, все задачи — работа с людьми, информацией, предметами.

120

• Технологии — принятый порядок связей между отдельными видами работ.

• Человеческие ресурсы — при помощи их деятельности (разнообразной) достигаются цели региона. Способности и уровень профессиональной подготовки человеческих ресурсов являются основным драйвером формирования креативной экономики в регионе.

• Интеллектуальный капитал региона.

• Культура — система коллективно-разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм поведения, которая оказывает влияние на поведение отдельных работников, групп организации, на результаты деятельности.

• Наличие крупных коммерческих структур и высших учебных заведений.

• Креативный капитал — особенности социального климата, культурного и образовательного ландшафта, институциональной инфраструктуры, информационного пространства, способствующие привлечению представителей креативных профессий и реализации их потенциала с учетом, как глобальных трендов, так и региональной специфики [20].

• Наличие и открытость творческого пространства, позволяющего творческим личностям генерировать новые идеи [9]. Создан Арт-кластер «Таврида» в г. Судаке. Идет речь о создании Университета креативных индустрий в Крыму.

Проведенное исследование позволило выделить ключевые аспекты формирования креативной экономики в Республике Крым:

• выгодное географическое положение, в том числе за счет реализации транспортно-логистичес-ких проектов (Крымский мост, Международный аэропорт Симферополь имени И. К. Айвазовского);

• уникальные природные и культурно-исторические достопримечательности как условия для развития туризма (11,5 тысяч объектов культурного наследия);

• динамичное развитие материально-технической базы рекреации и туризма (в 2020 г. в реестре коллективных средств размещения (КСР) Российской Федерации Республику Крым представляли 1490 объектов, за 10 лет вместимость КСР выросла с 86,9 тыс. мест до 171,2 тыс. мест);

• диверсификация туристско-рекреационного комплекса (в структуре социокультурных маршрутов (всего — 273 маршрута Реестра) преобладают маршруты познавательного (культурного) туризма (34 %), образовательные маршруты (11 %), эногастрономические маршруты (9 %)) [21];

• наличие высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов творческих профессий (9 учебных заведений, ежегодно обучающих 37,5 тыс. студентов);

• функционирование научно-исследовательских и образовательных организаций в отраслях специализации [3];

• наличие креативно перспективных пространств (Керчь, Евпатория, Черноморское), что обусловлено близким выходом к морю, наличием свободных зон для строительства средств размещения и автокемпингов, пустующих зданий под реконструкцию, объектов инфраструктуры [5].

ВЫВОДЫ

Изменения, происходящие сегодня в стране и мире, связанные с геополитическими и экономическими аспектами, формируют перед регионами России новые вызовы, ставят новые задачи, решить которые посредством устоявшихся стандартных подходов и методов не представляется возможным. Творческий подход, опора на интуицию и креативность — это те инструменты, которые в сложившихся условиях позволяют использовать новые возможности, открываемые современным миром хаоса, непостижимости и нелинейности. Реальность, проявляющаяся в сложности формирования бизнес-моделей и выработки стратегий, нестабильности рынка труда, огромном потоке информации, является предпосылкой для создания креативных индустрий, способных обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие экономики регионов и страны в целом. Анализ внешних факторов влияния показал, что в Республике Крым имеются хорошие возможности для формирования креативной экономики. Более детальный анализ внутренних факторов будет являться темой дальнейшего исследования.

121

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абалкина Т.В. Креативные индустрии в России: тенденции и перспективы развития / Т.В. Абанкина, Е. Николаенко, В. Романова, И. Щербакова [Электронный ресурс]. — Grey Matter, 2021 — 44 с. — Режим доступа: urban.ranepa.ru/personal/reader/?readbook=769 (дата обращения: 03.10-07.10.2022).

2. Акмаева Р.И. Теоретические основы развития экономических систем в современных условиях / Р.И. Акмаева, Н.Ш. Епифанова, К.Н. Макаров // Вестник АГТУ Серия Экономика. — 2018. — N° 3. — С. 7-17.

3. Анализ тенденций социально-экономического развития Республики Крым. Монография / под ред. д.э.н., доцента Ю.П. Майданевич; ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского. — Симферополь: ПОЛИПРИНТ, 2019—362 с.

4. Атлас социокультурных процессов в Крыму [Электронный ресурс]. — Режим доступа: atlas-crimea.ru/ (дата обращения: 03.10-07.10.2022).

5. Баранов А.В. Практические исследования креативных городских пространств: региональный аспект / А.В. Баранов [Электронный ресурс] // Вестник экспертного совета. — 2020 — № 2-3. — С. 3-9. — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/prakticheskie-issledovaniya-kreativnyh-gorodskih-prostranstv-regionalnyy-aspekt/viewer (дата обращения: 03.10-07.10.2022).

6. Белокрылова О.С. Мировой опыт формирования креативной экономики и возможности его использования в России / О.С. Белокрылова, Е.С. Дубская // ТЕИИА ECONOMICUS.—2013. — Том 11. № 4. Часть 2. — С. 5-11.

7. Доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Республики Крым за 2020 отчетный год; Министерство экономического развития Республики Крым. — Симферополь, 2021. — 506 с.

8. Единые и неделимые: какие народы населяют Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: crimea-news.com/society/2021/11/04/855629.html (дата обращения: 03.10-07.10.2022).

9. Гохберт Л. Госсредства остаются крупнейшим источником финансирования науки / Л. Гохберт [Электронный ресурс] // RG. — 15.12.2020 — Режим доступа: rg.ru/2020/12/15/gossredstva-ostaiutsia-krupnejshim-istochnikom-finansirovani.ia-nauki.html (дата обращения: 03. 10-07.10.2022).

10. Клоудова Й. Влияние развития креативной экономики на экономически отсталые регионы / Й. Клоудова // Журнал новой экономической ассоциации. — 2010 — № 5 — С. 109-125.

11. Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (дата обращения: 03.10-07.10.2022).

12. Мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Республики Крым. Аналитический отчет по результатам социологического исследования Министерство экономического развития Республики Крым. — Симферополь, 2016. — 72 с.

13. Маликов Р.И. Уровень административных барьеров как индикатор качества взаимодействия властных и предпринимательских структур / Р.И. Маликов, К.Е. Гришин // Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. — 2013. — № 4 (6). — С. 55-65.

14. Морданов М.А. Оценка уровня креативности регионов России: применение индекса Флориды в современных реалиях / М.А. Морданов // Креативная экономика. — 2022 — Том 16. № 6. — С. 2093-2110.

15. Национальный инвестиционный рейтинг [Электронный ресурс]. — Режим доступа: asi.ru/ government_officials/rating/ (дата обращения: 03.10-07.10.2022).

16. Паранина Т.О. Анализ инвестиций в туристско-рекреационный комплекс Республики Крым / Т.О. Пара-нина [Электронный ресурс] // Инновации и инвестиции. — 2022. — №3. — С. 239-246. — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/analiz-investitsiy-v-turistsko-rekreatsionnyy-kompleks-respubliki-krym/viewer (дата обращения: 03.10-07.10.2022).

17. Разина Е. Креативный локомотив. Как творческие индустрии могут подстегнуть экономику / Е. Разина, А. Богомолова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.vedomosti.ru/partner/articles/2019/10/21/814145-kreativnii-lokomotiv (дата обращения: 03.10-07.10.2022).

18. Республика Крым в цифрах. 2020 : Крат.стат.сб./Крымстат. — Симферополь, 2021. — 202 с.

19. Самусенко Д.Н. Факторы и особенности инновационного развития Республики Крым / Д.Н. Самусенко // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — 2019. — № 3. — С. 3 8-51.

20. Сопина Н.В. Развитие креативных индустрий в регионах России: возможности и их реализация / Н.В. Сопина // Креативная экономика. — 2021. — Том 15. №2. — С. 277-294.

21. Социокультурная трансформация регионального развития Крыма / под общ. ред. И.Н. Воронина, А.Б. Швец [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2022 — Электрон. версия — Режим доступа: atlas-crimea.ru/wp-content/uploads/application/pdf/SOCIOKULTURNAYa-TRANSFORMACIYa-REGIONALNOGO-RAZVrriYa-KRYMA-1.pdf (дата обращения: 03.10-07.10.2022).

22. Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю [Электронный ресурс]. — Режим доступа: crimea.gks.ru/folder/27537 (дата обращения: 03.10-07.10.2022).

122

SPtSOKLTTERATURY

1. Abankina T.V. Kreativnyye industrii v Rossii: tendentsii i perspektivy razvitiya / T.V Abankina, Ye. Nikolayenko, V. Romanova, I. Shcherbakova [Elektronnyy resurs]. — Grey Matter, 2021 — 44 s. — Rezhim dostupa: urban.ranepa.ru/ personal/reader/?readbook=769 (data obrashcheniya: 03.l0-07.10.2022).

2. Akmayeva R.I. Teoreticheskiye osnovy razvitiya ekonomicheskikh sistem v sovremennykh usloviyakh / R.I. Akmayeva, N.Sh. Yepifanova, K.N. Makarov // Vestnik AGTU. Seriya Ekonomika. — 2018. — №>3. — S. 7-17.

3. Analiz tendentsiy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym. Monografiya / pod red. d.e.n., dotsenta Yu.P. Maydanevich; FGAOU VO KFU im. V.I. Vernadskogo. — Simferopol' : POLIPRINT, 2019 — 362 s.

4. Atlas sotsiokul'turnykh protsessov v Krymu [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: atlas-crimea.ru/ (data obrashcheniya: 03.10-07.10.2022).

5. Baranov A.V. Prakticheskiye issledovaniya kreativnykh gorodskikh prostranstv: regional'nyy aspekt / A.V Baranov [Elektronnyy resurs] // Vestnik ekspertnogo soveta. — 2020 — .№ 2-3. — S. 3-9. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/prakticheskie-issledovaniya-kreativnyh-gorodskih-prostranstv-regionalnyy-aspekt/viewer (data obrashcheniya: 03. 10-07.10.2022).

6. Belokrylova O.S. Mirovoy opyt formirovaniya kreativnoy ekonomiki i vozmozhnosti yego ispol'zovaniya v Rossii / O.S. Belokrylova, Ye.S. Dubskaya // TERRA ECONOMICUS. — 2013. — Tom 11. №> 4. Chast' 2. — S. 5-11.

7. Doklad o sostoyanii i razvitii konkurentnoy sredy na rynkakh tovarov, rabot i uslug Respubliki Krym za 2020 otchetnyy god; Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym. — Simferopol', 2021. — 506 s.

8. Yedinyye i nedelimyye: kakiye narody naselyayut Krym [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: crimea-news.com/society/2021/11/04/855629.html (data obrashcheniya: 03. 10-07.10.2022).

9. Gokhbert L. Gossredstva ostayutsya krupneyshim istochnikom finansirovaniya nauki / L. Gokhbert [Elektronnyy resurs] // RG. — 15.12.2020 — Rezhim dostupa: rg.ru/2020/12/15/gossredstva-ostaiutsia-krupnejshim-istochnikom-finansirovani.ia-nauki.html (data obrashcheniya: 03.10-07.10.2022).

10. Kloudova Y. Vliyaniye razvitiya kreativnoy ekonomiki na ekonomicheski otstalyye regiony / Y. Kloudova // Zhurnal novoy ekonomicheskoy assotsiatsii. — 2010 — .№ 5 — S. 109-125.

11. Kontseptsiya razvitiya tvorcheskikh (kreativnykh) industriy i mekhanizmov osushchestvleniya ikh gosudarstvennoy podderzhki v krupnykh i krupneyshikh gorodskikh aglomeratsiyakh do 2030 goda [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (data obrashcheniya: 03.10-07.10.2022).

12. Monitoring sostoyaniya i razvitiya konkurentnoy sredy na rynkakh tovarov, rabot i uslug Respubliki Krym. Analiticheskiy otchet po rezul'tatam sotsiologicheskogo issledovaniya Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym. — Simferopol', 2016. — 72 s.

13. Malikov R.I. Uroven' administrativnykh bar'yerov kak indikator kachestva vzaimodeystviya vlastnykh i predprinimatel'skikh struktur / R.I. Malikov, K.Ye. Grishin // Vestnik UGUES. Nauka. Obrazovaniye. Ekonomika. Seriya: Ekonomika. — 2013. — №> 4 (6). — S. 55-65.

14. Mordanov M.A. Otsenka urovnya kreativnosti regionov Rossii: primeneniye indeksa Floridy v sovremennykh realiyakh / M.A. Mordanov // Kreativnaya ekonomika. — 2022 — Tom 16. №> 6. — S. 2093-2110.

15. Natsional'nyy investitsionnyy reyting [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: asi.ru/government_officials/ rating/ (data obrashcheniya: 03. 10-07.10.2022).

16. Paranina T. O. Analiz investitsiy v turistsko-rekreatsionnyy kompleks Respubliki Krym / T.O. Paranina [Elektronnyy resurs] // Innovatsii i investitsii. — 2022. — .№3. — S. 239-246. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/ article/n/analiz-investitsiy-v-turistsko-rekreatsionnyy-kompleks-respubliki-krym/viewer (data obrashcheniya: 03.1007.10.2022).

17. Razina Ye. Kreativnyy lokomotiv. Kak tvorcheskiye industrii mogut podstegnut' ekonomiku / Ye. Razina, A. Bogomolova [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.vedomosti.ru/partner/articles/2019/10/21/814145-kreativnii-lokomotiv (data obrashcheniya: 03.10-07.10.2022).

18. Respublika Krym v tsifrakh. 2020: Krat.stat.sb./Krymstat — Simferopol', 2021. — 202 s.

19. Samusenko D.N. Faktory i osobennosti innovatsionnogo razvitiya Respubliki Krym / D.N. Samusenko // Vestnik Baltiyskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. — 2019. — .№ 3. — S. 38-51.

20. Sopina N.V Razvitiye kreativnykh industriy v regionakh Rossii: vozmozhnosti i ikh realizatsiya / N.V Sopina // Kreativnaya ekonomika. — 2021. — Tom 15. J№2. — S. 277-294.

21. Sotsiokul'turnaya transformatsiya regional'nogo razvitiya Kryma / pod obshch. red. I.N. Voronina, A.B. Shvets [Elektronnyy resurs]. — Elektron. dan. — Simferopol' : IT «ARIAL», 2022 — Elektron. versiya—Rezhim dostupa: atlas-crimea.ru/wp-content/uploads/application/pdf/SOCIOKULTURNAYa-TRANSFORMACIYa-REGIONALNOGO-RAZVITIYa-KRYMA-1.pdf (data obrashcheniya: 03. 10-07.10.2022).

22. Upravleniye Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Krym i g. Sevastopolyu [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: crimea.gks.ru/folder/27537 (data obrashcheniya: 03.10-07.10.2022).

Статья поступила в редакцию 19 октября 2022 года Статья одобрена к печати 24 октября 2022 года

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.