Научная статья на тему 'Развитие креативного потенциала молодежи как фактора эффективного развития российского туризма'

Развитие креативного потенциала молодежи как фактора эффективного развития российского туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
520
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежный потенциал / студенческая молодежь / креативность мышления / youth potential / college students / creative thinking

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Адашова Татьяна Алексеевна

В статье анализируются некоторые особенности потенциала молодежи, базовую основу которого составляют креативность и стремление к инновациям. Рассматриваются показательные примеры и результаты использования студенческих творческих разработок в целях эффективного развития российского внутреннего туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of youth creative potential as a factor of effective development of Russian tourism

The author analyzes some of the youth potential features based on creativity and commitment to innovations. The illustrative examples and the results of the students' creative development application for the effective development of Russian domestic tourism are considered.

Текст научной работы на тему «Развитие креативного потенциала молодежи как фактора эффективного развития российского туризма»

Развитие креативного потенциала молодежи как фактора эффективного

развития российского туризма

The development of youth creative potential as a factor of effective development of Russian tourism

Адашова Т.А.

T. Adashova

В статье анализируются некоторые особенности потенциала молодежи, базовую основу которого составляют креативность и стремление к инновациям. Рассматриваются показательные примеры и результаты использования студенческих творческих разработок в целях эффективного развития российского внутреннего туризма.

The author analyzes some of the youth potential features based on creativity and commitment to innovations. The illustrative examples and the results of the students' creative development application for the effective development of Russian domestic tourism are considered.

Ключевые слова: молодежный потенциал; студенческая молодежь;

креативность мышления.

Key words: youth potential, college students, creative thinking.

Носители передовых взглядов и идей, активные сторонники инновационного развития - это основа успешного развития общества и его естественная и закономерная потребность. Основными конкурентными преимуществами современной личности становятся знания и креативность, формирующиеся под влиянием возникающих потребностей. Определенным залогом успеха во всех начинаниях выступает профессиональный тандем людей старшего поколения, обладающего знаниями и жизненным опытом? и молодежи, с ее энтузиазмом и неординарностью мышления. Надо признать, что нестандартные подходы к решению многих вопросов последних способны генерировать и реализовать на практике идеи, которые для многих казались невозможными. Присущие молодым людям свойства: стремление ко

43

всему новому и отсутствие опасений ошибиться в чем-либо - многими учеными рассматриваются в качестве специфического феномена, основу которого составляет креативное мышление [4,5].

Современная молодежь, так называемое поколение Y (от 18 до 29 лет) вопреки критике и обвинениям в лености и праздности, отличается от предыдущих поколений отличным владением современными технологиями, информированностью, независимостью и уверенностью в себе [10]. Для многих молодых людей представляется важным самовыражение, стремление к самореализации, социальная активность и занятость в инновационной деятельности. Сфера туризма как одна из самых гибких в создании, использовании и распространении новшеств и нововведений, безусловно, привлекательна и вызывает интерес у молодежи с активной жизненной позицией стремлением создавать и внедрять нечто новое с целью преобразования или совершенствования окружающей реальности.

Молодежь, обладающая незаурядными творческими способностями, предлагает альтернативные решения, которые с легкостью разрушают привычные стереотипы, охотно участвует в проектах, направленных на развитие туристической деятельности: конкурсах, соревнованиях,

организациях баз отдыха и других услуг. Показательный пример -эффективная работа молодежного проекта "Территория-54", проводимая в Новосибирской области с 2010 г. Она нацелена не только на достижение высокого уровня рекреационной и туристской привлекательности, но и создания инфраструктуры, условий для поддержки и реализации молодежных туристических инициатив. В рамках действующего проекта проводятся мероприятия по разработке и внедрению новых информационных материалов (атласов, сайтов, справочников и пр.), традиционные конкурсы креативных молодёжных туристических экскурсий и маршрутов,

реализуются идеи в сфере развития краеведения, экологии, археологии и других направлений. Являясь главными участниками креативного туризма, выгодно отличающегося от прочих новизной в организации подходов к

44

отдыху, молодые люди становятся разработчиками интерактивных шоу. В числе прочих представляются интересными идеи студентов специализированных ВУЗов, готовящих специалистов по туризму. Например, в одном из студенческих проектов в Санкт-Петербурге - экскурсии по городу -экскурсантам предложили принять участие в событиях 1905 и 1917 гг. и прочувствовать на себе революционный дух столицы, работая в редакции газеты «Правда» или готовясь к взятию Зимнего дворца.

На IX Международном студенческом форуме «Культурнопознавательный потенциал: усадьбы, замки, поместья на туристических маршрутах» студенты московского Института туризма и гостеприимства (ИТиГ, Филиал РГУТиС) поделились своим видением решения вопросов привлечения посетителей в музей, в частности, в Московский музей -усадьбу «Останкино», открытие которого после проведения

реконструкционных работ намечено на 2020 г. Так, при разработке программы интерактивной экскурсии, рассчитанной на широкую аудиторию, интересующуюся историей известных российских фамилий и династий, историей и архитектурой московских усадеб, делаются акценты на комплексное сочетание элементов. Приятным моментом, значительно оживляющим традиционную экскурсию, может стать, например, конкурс на знание жизни и быта XVIII-XIX столетий, норм этикета, особенностей моды и традиций праздничных гуляний. Предусмотрено непосредственное участие в экскурсионном квесте (Quest - игра на выполнение различных заданий), предлагающем участникам разгадывание загадок и головоломок при непосредственном посещении основных достопримечательных объектов усадьбы. Находя решения и приоткрывая завесу тайны, самые активные участники (одиночные или группы) получают фрагменты карты усадьбы, собрав которые можно будет отыскать спрятанный на территории клад. Это могут быть любые сюрпризы, меняющиеся в зависимости от состава аудитории или грядущего события. Благожелательным элементом основной программы может стать обед - дегустация, сопровождающийся рассказом о

45

культуре и традициях усадебного застолья. А в качестве комплимента от организаторов для каждого желающего - бесплатная листовка с меню блюд ушедшей эпохи и рецептами их приготовления. В свободное время экскурсантам на выбор предлагается прогулка по парку или посещение мастер-классов. Мастер-класс с графинями Шереметьевыми познакомил с этикетом и модой того времени; на мастер-классе театрального искусства предлагались секреты придворного этикета; мастер-класс о воспитании в XVIII-XIX вв. познакомил с особенностями домашнего воспитания, желающим предлагалось попробовать свои силы в решении математических задач из учебников того времени, обучиться письму чернилами.

Принимая участие в разработке экскурсионного маршрута, посвященного памяти Великой Отечественной войны, студенты ИТиГ предложили дополнить основную программу посещением военных объектов (памятников, музее военной техники и т.д.), проведением курса молодого бойца и ознакомлением всех желающих с предметами вооружения и экипировки Красной Армии 1941-1945 гг.

Экскурсантам предлагалось воспользоваться плащ-палаткой, научиться складывать предметы в вещмешок и пр. Активных участников конкурсов загадок, песен, стихов о войне поощрили сувенирной продукцией в виде магнитов, закладок, блокнотов и др. с военно-патриотической тематикой. Не лишена оригинальности идея сделать фотографию в военной форме, а также приобрести на память эксклюзивную фоторамку. В местах, приспособленных для приема пищи, можно было угоститься блюдами из традиционного солдатского меню.

Важная экономическая составляющая туристского продукта, где обычно проявляется креативное мышление молодежи, - разработка сувениров. В стремлении разнообразить востребованную продукцию на смену примелькавшимся традиционным российским матрешкам, шапкам-ушанкам и прочим приходят новые варианты. Например, участвуя в Фестивале исследовательских и творческих проектов учащейся молодёжи

46

Москвы, проводимом Российским университетом дружбы народов, те же студенты ИТиГ предложили свои новаторские идеи. Так, приятным напоминанием о плодотворном бизнес-визите стали уже привычные кожаные аксессуары: портмоне, ключницы, визитницы, бизнес-папки,

ежедневники, планинги, органайзеры и прочие предметы, которыми принято обмениваться в деловом мире. Особое чувство будет возникать, когда пользуешься блокнотом, который совмещает в себе изображение известных московских достопримечательностей, подкрепленное краткой информацией из путеводителя на нескольких языках. Полезный в хозяйстве сувенир -кружка напомнит не только о самых популярных московских достопримечательностях: белокаменном Храме Христа Спасителя, ультра синих зданиях Москвы Сити и Красной площади, но и о цветах российского флага. А столовые приборы, выполненные в «березовом стиле» при визуализации и через тактильные ощущения, станут любимыми для всех ностальгирующих по подмосковным березовым рощам.

В молодежной среде все более востребованными становятся текстильные изделия. Это всевозможные полотенца, пледы, бейсболки и футболки. Креативная идея яркого шарфа со словами, например, «Оля любит Москву» привлечет внимание и поднимет настроение. Дизайнерские футболки с надписями в юмористическом стиле помогут определить «признаки настоящего жителя столицы». Например: «Я москвич, потому что я говорю: «бордюр», а не «поребрик», шаурма, а не шаверма; «батон», а не «булка»; «Я москвич, потому что простоял в пробке более 5 часов»; «Я москвич, потому что выжил в час пик в метро». Практичным сувениром может стать чехол для чемоданов, который легко заменить в зависимости от настроения владельца. Туристы, оценившие шутку «Москва не резиновая!», купят себе на память браслет «Москва резиновая!», выполненный из силикона в форме главного символа Москвы - Кремля [1].

Примечательная особенность подобных предложений - скромные затраты и относительная простота их изготовления. О возрастающей

47

популярности тренда сувенирной продукции свидетельствуют результаты проведения в 2015 году Всероссийского фестиваля - конкурса «Туристический сувенир», который рассматривался как инструмент продвижения территории и демонстрировал основные тенденции современного развития туристской сувенирной продукции. Было представлено более 1300 работ из 57 регионов РФ [7].

В развитии российского туризма используется увлечение молодежи техническими новинками и социальными медиа, важную роль которых признает Всемирная туристская организация (ЮНВТО). Больше трети современных путешественников - участники одного из важнейших трендов -социализации интернета - общения в социальных сетях. С одной стороны, молодежь - это целевая аудитория, активный пользователь сети, на которого во многом рассчитана размещаемая там реклама туристского продукта. С другой стороны, обмен информацией способствуют еще большей популяризации туристских направлений для молодежного отдыха, программ обучения за рубежом и т.п.

Согласно проводимым исследованиям, около 80% аудитории Интернета в России ежедневно пользуется социальными сетями, при этом самой популярной молодежной социальной сетью, посещаемость которой составляет миллионы пользователей в сутки, признана «ВКонтакте». В туристском бизнесе социальные сети - это отличная среда для вирусного маркетинга, причем его контент генерируют сами пользователи, выкладывая свои фотографии из отпуска, туристских поездок, делясь впечатлениями в сообществах и на личных страницах, давая советы друзьям и знакомым. Молодежь - очень благодарный пользователь инновационных разработок, направленных на популяризацию туристских достопримечательностей. Стартовавшие в России по примеру других стран проекты по использованию QR кодов изначально привлекли внимание именно молодых людей. Ими была оценена возможность оперативного получения информации об интересующих их объектах культуры и искусства без гида, имея при этом

48

только телефон со встроенной камерой и специальные приложения для считывания информационных обозначений.

Современная молодежь все больше вовлекается в волонтерское движение, хорошо зарекомендовав себя в самых разных по тематике мероприятиях, продвигающих туристские возможности России. Успешной была практика центров подготовки спортивных волонтёров, принимавших участие в создании волонтёрских команд XXVII Международной летней Универсиады в Казани 2013 года, Чемпионата России по легкой атлетике, Кубка Мира по регби 7, Чемпионата Мира ИААФ по легкой атлетике и других. Тысячи молодых добровольцев были задействованы в знаковом для страны событии - Зимних олимпийских играх 2014 года в Сочи. Благодаря их активной деятельности гости Олимпиады смогли получить своевременную информационную поддержку и лингвистические услуги [9]. Ни одно масштабное столичное мероприятие не обходится без помощи самого крупного общественного добровольческого движения «Мосволонтер», в котором участвует более 5 тысяч добровольцев. Их вниманием охвачена организация туристических конкурсов, фестивалей, проведение всевозможных праздников. Работа волонтеров востребована на выставках и музеях, как, например, Дарвиновском музее, где волонтеры проходили обучение для участия в интерактивной выставке «Познай себя — познай мир». В их задачу входил инструктаж посетителей по пользованию интерактивными экспонатами и помощь в навигации [5 ].

Посильный вклад вносят волонтеры в развитие экологического туризма: участвуют в трудовых десантах по уборке территории, в озеленении окружающей среды, в строительстве и реконструкции существующих объектов по приему туристов, в благоустройстве экологических троп, в научных и поисковых экспедициях и др. Один из примеров - организация волонтерской работы в Национальном парке «Смоленское Поозерье», в котором в последние годы успешно действует добровольное объединение детей и взрослых - Клуб Друзей национального парка. Его участниками стали

49

преподаватели и студенты ИТиГ, занимавшиеся не только сбором информации и участием в создании новой экологической тропы «Преданья старины глубокой», но и апробацией разработки формирования бренд-бука экологической тропы «В гости к бобрам» [6].

Молодежный потенциал многогранен. Создание предпосылок для его развития позволяет повышать результативность работы в любых сферах человеческой жизнедеятельности. Креативный подход к решению проблемных вопросов, используемый в туристской деятельности, усиливает конкурентоспособность отрасли в целом и находит отражение в продвижении рекреационных ресурсов территории, повышении ее аттрактивности, в создании уникальных экскурсионных маршрутов и сувенирной продукции, которая со временем становится брендовой.

Литература

1. Адашова Т.А. Сувенирная Москва: новый образ глазами студентов.

Электронный журнал «Российские регионы: взгляд в будущее».

[Электронный ресурс] http://futureruss.ru/worldculture/handcraft/suvenirnaya-moskva.ht.m1 (дата обращения: 01.02.2016).

2. Актуальные проблемы изучения туристских ресурсов РФ на основе применения современных информационных технологий / Под редакцией проф. Джанджугазовой Е.А. - М.: Издательство, 2012.

3. Кормягина Н. Н. Внутренний туризм в России: сегмент

молодежи //Интернет-журнал «Науковедение».- 2014. -№ 3 (22).

[Электронный ресурс], URL: http://naukovedenie.ru/PDF/40EVN314.pdf (дата обращения: 29.01.2016).

4. Кужелева-Саган И.П., Носова С.С. Инновационный потенциал молодёжи как социокультурный феномен //Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании' 2011. Одесса: Черноморье, 2011. С. 50-53

50

5. Официальный сайт Государственный Дарвиновский музей:

http://www.darwinmuseum.ru/ (дата обращения: 29.01.2016).

6. Официальный сайт Национальный парк «Смоленское Поозерье»:

http://www■poozerie■ru/(дата обращения: 29.01.2016).

7. Официальный сайт Мультимедийный журнал Живая карта:

http://www.2r.ru/

8. Официальный сайт отраслевого ресурса сувениров и подарков

[Электронный ресурс], URL: http://suvenir.segment.ru (дата обращения:

27.12.2015 г.)

9. Официальный сайт Мосволонтер: https://mosvolonter.ru/ (дата

обращения: 29.01.2016).

10. Официальный сайт Фонд общественного мнения: http://fom.ru/ (дата обращения: 29.01.2016).

11. Перонкова Е.Б. Инновационный потенциал студенческих молодежных объединений: региональный аспект// Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3.; [Электронный ресурс], URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13137 (дата обращения: 29.01.2016).

12. Сягина И.В. Производство сувенирной продукции в туристическом регионе: особенности и проблемы //Креативные индустрии в городе: вызовы, проекты и решения. Сборник научных статей студентов и преподавателей НИУ ВШЭ / под общей редакцией Ю.О. Папушиной, М.В. Матецкой. -Санкт-Петербург, «Издательство «Левша. Санкт-Петербург». - 2012. С.90-103.

13. Ткачева В. И., Дашковская О. Д. Социальные сети как инструмент продвижения туристского продукта [Электронный ресурс], URL: http://akadem-mabiv.ru/Tkachova_100914.pdf (дата обращения: 29.01.2016).

14. Файзуллин И. Ф. Волонтерская деятельность как социокультурный феномен / И. Ф. Файзуллин // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта».- 2014. - №7 (113). - С. 132138.

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.