РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОМ БИЗНЕСЕ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «ЛУКОЙЛ») Кондратьева Анастасия Сергеевна, студент (e-mail: [email protected]) Финансовый университет при Правительстве РФ, г.Москва, Россия Крейденко Татьяна Федоровна, к.г.н., доцент (e-mail: [email protected]) Финансовый университет при Правительстве РФ, г.Москва, Россия
В статье рассмотрены тенденции развития корпоративной социальной ответственности в российском бизнесе. Проанализированы социальные инвестиции российских компаний. Дана оценка роли сырьевого сектора экономики в осуществлении корпоративной социальной деятельности и устойчивого развития.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность (КСО); социальная политика; сырьевой сектор экономики; социальные программы, ПАО «ЛУКОЙЛ».
В современных условиях компании-лидеры российской экономики придерживаются целей устойчивого развития при акцентировании внимания реализации социальной политики, выступающей эффективным инструментом совершенствования основной деятельности и роста конкурентоспособности.
Вопросам социально ответственного поведения бизнеса, корпоративной социальной ответственности посвящены работы Благова Ю. Е., Гончарова С. Ф., Кричевского Н. А и др. [1, 3] Концептуальные подходы развития КСО и устойчивого развития компаний рассмотрены Тульчинским Г. Л., Либоракиной М. И. и др. [4, 5].
Активному внедрению принципов КСО в практику деятельности российских предприятий способствовало расширение возможностей выхода российских компаний на международный рынок и соблюдение зарубежных бизнес-стандартов, влияющих на положительный деловой имидж компаний, а также повышение инвестиционной привлекательности и формирование доверия различных групп корпоративной аудитории.
Развитие корпоративной социальной ответственности (КСО) в России испытывает влияние факторов глобального и внутреннего характера ведения предпринимательской деятельности. Ориентация на сохранение ресурсов в целях обеспечения полноценной среды обитания будущих поколений выступает неотложным условием защиты глобальной системы жизнеобеспечения населения и нашло воплощение в Целях устойчивого развития ООН (ЦУР ООН). В условиях реализации ЦУР ООН необходимы новые подходы к конкуренции и развитию внешней и внутренней кооперации в целях более активного вовлечения бизнеса в социальную сферу. Положи-
тельное влияние на тенденции реализации КСО оказывает усиление институциональной поддержки на национальном уровне, нашедшее отражение в таких законодательных инициативах как принятие поправок к законам «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерст-ве)», внесение на рассмотрение в ГД РФ проекта Федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности», а также принятие Национальных проектов социально-экономического развития.
По данным «Доклада о социальных инвестициях в России-2019», подготовленного Ассоциацией менеджеров и Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета из 45 опрошенных компаний, ведущих бизнес в России, отмечено высокое использование основных международных стандартов в области КСО. В частности, системообразующему стандарту ИСО 26000 «Руководство по социальной ответственности» в 2010 следовали 29% компаний-респондентов, а в 2019 г.-17%, при этом иным стандартам серии ИСО следовали 67% компаний (51% в 2014 г.) [6].
По данным исследования компании-респонденты сырьевого сектора экономики показывают приверженность рассматриваемым стандартам, отдавая преимущество стандартам по управлению качеством, взаимодействию с заинтересованными сторонами и аудиту социальной отчетности, по разработке эффективных систем экологического менеджмента. Данные стандарты направлены на сокращение социальных и экологических рисков, определяемых их отраслевой спецификой.
82% компаний, участвовавших в исследовании, при выборе направлений социальных инвестиций используют собственные критерии, реализация которых преимущественно не связана с основной деятельностью компаний и сроком следования корпоративной социальной деятельности. Большинство компаний основными критериями участия бизнеса в КСО для устойчивого развития выделяют «остроту конкретной социальной или экологической проблемы» (56%) и «соответствие долгосрочной общекорпоративной стратегии» (76%). Рекомендациям государственных и муниципальных органов власти по участию в КСО придерживаются 27% компаний-респондентов. Большинство компаний выделяет необходимость государственного стимулирования корпоративных социальных инвестиций (в 2008 г. 92%, в 2014 г. 85%, в 2019 г. - 91%). В 2019 г. 69% компаний-респондентов отметили необходимость повышения эффективности социальной политики государства, а 76% компаний считают необходимым развивать государственно-частное партнерство. На развитие благотворительной деятельности в рамках общекорпоративной стратегии в области КСО и устойчивого развития указали 76% компаний в 2019 г. против 70% в 2014 г. [6, с.26].
Отмечается рост компаний с 42% в 2014 г. до 84% в 2019 г., указавших на создание «разделяемой/общей» ценности, способствующей формированию стратегии в сфере КСО и устойчивого развития. Создание «разделяе-
мой/общей» ценности, подразумевает формирование заинтересованности в КСО как бизнеса, так и общества, стимулирует участие бизнеса в решении важных экологических и социальных проблем. Данную цель отметили 100% компаний-респондентов сырьевого сектора, в то время как в перерабатывающем секторе и сфере услуг данных компаний оказалось соответственно 71% и 76%.
Корпоративная социальная ответственность включает в себя такие составляющие как соблюдение этических норм, политику в сфере охраны окружающей среды, социальную политику, корпоративное управление, соблюдение прав сотрудников и контрагентов [2, с. 57].
Положительный опыт реализации социально ответственного поведения имеет международный нефтегазовый холдинг - ПАО «ЛУКОЙЛ». Социальная политика ПАО «ЛУКОЙЛ» и соблюдение принципов корпоративной социальной ответственности являются конкурентным преимуществом компании и влияют на ее привлекательность на российском и международном рынке. Социальная ответственность ПАО «ЛУКОЙЛ» включает в себя ответственность перед собственным штатом наемных сотрудников и внешнее взаимодействие с окружающей средой и людьми, в том числе в рамках реализации различных проектов [7].
Компания поддерживает эффективную систему вознаграждения работников, обеспечивая социальную стабильность и качество жизни работников и членов их семей (рисунок 1).
□ оплата труда
□ социальные льготы и выплаты, социальная поддержка работников
обучение
Рисунок 1 - Расходы на персонал в Группе «ЛУКОЙЛ» 2017-2019 гг.
Дополнительные по отношению к законодательству Российской Федерации и международным стандартам обязательства компании закреплены в Социальном кодексе ПАО «ЛУКОЙЛ». Компания на добровольной основе заключает коллективные договоры, регулирующие вопросы минимальной ставки оплаты труда, надбавок и иные вопросы выплат заработной платы. Такими договорами охвачено 96% персонала компании. Размер тарифной ставки определяется функциональными обязанностями сотрудников, сте-
пенью сложности выполняемых задач, уровнем ответственности с учетом образования и практического опыта работы.
В 2019 году минимальная тарифная ставка в организациях Группы «ЛУКОЙЛ» в существующих регионах деятельности в России соответствовала установленному региональному размеру минимальной оплаты труда или превышала его. Минимальные тарифные ставки для мужчин и женщин не различаются.
Более 90% работников российских организаций Группы «ЛУКОЙЛ» пользуются программами добровольного медицинского страхования (ДМС). Работники могут за счет собственных средств расширять программу с учетом их персональных потребностей. Работникам также оказывается помощь в приобретении жилья путем частичного погашения процентной ставки по банковскому кредиту. В 2019 году участниками программы были 1,4 тыс. человек.
Большая часть персонала компании участвует в корпоративной пенсионной программе. Первый вид программы пенсионного обеспечения в основе имеет расчет пенсионной выплаты с учетом выслуги лет и величины оклада по состоянию на конец 2003 года и полученных за время работы в ПАО «ЛУКОЙЛ» наград. Второй вид пенсионной программы рассчитывается пропорционально заработной плате. Пенсионные программы могут финансироваться исключительно из средств организаций или на принципах долевого участия работников и работодателя.
Развитие человеческого потенциала является долгосрочным и приоритетным направлением политики управления персоналом ПАО «ЛУКОЙЛ». Корпоративная система обучения направлена на решение задач стратегического планирования потребностей компании в работниках определенных квалификаций, обладающих необходимыми компетенциями. Программы обучения являются инструментом повышения производительности, качества и безопасности труда, а также минимизации рисков, связанных с неквалифицированными действиями работников.
Основными приоритетами внешней социальной политики являются помощь людям, а также повышение качества жизни в городах присутствия. Для максимальной отдачи социальных инвестиций осуществляется координация работы с жителями и руководителями регионов с учетом поставленных задач региональной политики.
Внешняя социальная политика выступает важной частью деятельности в области устойчивого развития и реализуется с учетом глобальных вызовов, стоящих перед компанией. В этих целях осуществляется работа со всеми заинтересованными сторонами: на площадках ООН, Европейского парламента и Европейской комиссии, участие в отраслевых и экологических ассоциациях, работа с известными некоммерческими организациями.
Внешняя социальная политика ПАО «ЛУКОЙЛ» осуществляется с использованием следующих механизмов:
- соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с субъектами Российской Федерации;
- ежегодный конкурс социальных и культурных проектов для общественных и муниципальных организаций;
- благотворительные проекты и программы, адресная помощь;
- поддержка КМНС;
- корпоративное волонтерство;
- спонсорские проекты.
Компания регулярно взаимодействует с жителями регионов России и зарубежных стран, в которых работают организации Группы «ЛУКОЙЛ». Внешняя социальная политика ориентирована на интересы территорий и местных жителей и выстроена в соответствии с принципами конструктивного сотрудничества и ответственного партнерства.
Многие программы и региональные проекты носят долгосрочный характер. Финансирование осуществляется как через Благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ» (БФ «ЛУКОЙЛ»), так и напрямую организациями ПАО «ЛУКОЙЛ». Самой известной брендированной программой является Конкурс социальных и культурных проектов, который проводится БФ «ЛУКОЙЛ» в партнерстве с организациями Группы «ЛУКОЙЛ».
В целом корпоративные программы носят адресный характер и опираются на имеющийся в регионах профессиональный опыт и человеческий потенциал.
В 2019 году ПАО «ЛУКОЙЛ» признано победителем международного конкурса IPRA Golden World Awards for Excellence в двух номинациях: «Лучшая кампания в мире по вовлечению общественности» и «Лучшая кампания в мире по продвижению территории и туризма» - за проекты по развитию Когалыма как туристического центра Западно-Сибирского нефтегазодобывающего региона.
ПАО «ЛУКОЙЛ» также стало одним из победителей Конкурса на лучшую социально ориентированную компанию в нефтегазовой отрасли 2019 года и награждено дипломами за содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций.
Общие затраты Группы «ЛУКОЙЛ» на внешнюю социальную поддержку составили по 9 млрд. руб. в 2017 г и 2018 гг., 9,2 млрд. руб. в 2019 г.
Согласно требованиям Ассоциации менеджеров при подготовке ежегодных докладов о социальных инвестициях в России для расчета количественной группы индексов социальных инвестиций применяются следующие показатели: 1) индекс удельных социальных инвестиций, представляющий собой величину социальных инвестиций компаний, приходящуюся на одного работника (IL); 2) отношение объема социальных инвестиций компании к суммарному объему продаж (IS); 3) отношение объема социальных инвестиций к суммарному объему прибыли до налогообложения (IP) (табл. 2). Социальные инвестиции включают общие затраты на внешнюю соци-
альную поддержку и финансирование внутренней социальной политики компании (обучение, социальные льготы и выплаты, социальная поддержка работников).
Таблица 2 - И
ндексы социальных инвестиций Группы «ЛУКОЙЛ»
Год Социальные затраты, млрд. руб. Численность работников, тыс. чел. Объем продаж, млрд. руб. Прибыль до налогообложения, млрд. руб. 1Ь, руб. 18, % 1Р,%
2017 19,119 107,405 5937 524,184 178008,47 0,322 3,647
2018 18,231 105,991 8036 773,019 172005,17 0,227 2,358
2019 18,304 105,624 7841 793,354 173293,95 0,233 2,307
Согласно полученным расчетным данным (табл. 2) индекс социальных инвестиций по отношению к валовому объему продаж (/5) уменьшился на 0,09 п.п. за счет более быстрых темпов прироста выручки от реализации (32,07%) по сравнению с социальными инвестициями (-4,3%). Индекс социальных инвестиций по отношению к прибыли от продаж (/Р) сократился на 1,34% с 3,65% в 2017 г. до 2,3% в 2019 г. в результате роста прибыли до налогообложения на 51,4% при сокращении социальных инвестиций на 4,3%. Одновременно наблюдалось сокращение величины социальных инвестиций на 1 работника (/Ь) с 178,01 тыс. руб. в 2017 г. до 173,293 тыс. руб. в 2019 г. В целом произошло незначительное сокращение всех рассматриваемых индексов.
Подводя итоги исследования, отметим, что ПАО «ЛУКОЙЛ» демонстрирует положительный опыт реализации корпоративной социальной ответственности, расширяя границы предпринимательства в решении социальных вопросов общества. Компания ежегодно публикует отчет об устойчивом развитии и развивается в соответствии с целями устойчивого развития ООН (ЦУР). В условиях пандемии вирусной инфекции СОУГО-19 в компании были предприняты оперативные меры по защите здоровья работников, их социальной поддержке. Пандемия показала важность решения компанией широкого спектра глобальных проблем, в том числе вопросов устойчивого развития, повышая «иммунитет» общества к любым возможным вызовам.
Список литературы
1. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2011. 272 с.
2. Кондратьева А. С., Чемоданова О. Н. Реализация концепции корпоративной социальной ответственности в социальной политике ПАО «Газпром»// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. №8 (42). С.55-62.
3. Кричевский Н. А., Гончаров С. Ф. Корпоративная социальная ответственность. Москва: Дашков и К, 2008. 216 с.
4. Либоракина М. И. Социальные инвестиции российских компаний. М.: Институт экономики город, 2004. 230 с.
5. Тульчинский Г. Л. Корпоративная социальная ответственность: технологии и оценка эффективности. М.: Юрайт, 2015. 338 с.
6. Доклад о социальных инвестициях в России - 2019: к трансформации бизнеса в интересах устойчивого развития / Ю. Е. Благов, А. А. Петрова-Савченко; под общ. ред. Ю. Е. Благова. М.: Ассоциация Менеджеров, 2020.
7. Отчет об устойчивом развитии Группы «ЛУКОЙЛ» в 2019 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lukoil.ru/InvestorAnd ShareholderCenter/ ReportsAndPresentations/SustainabilityReport (дата обращения: 25.09.2020)
Kondratieva Anastasiya Sergeevna, student (e-mail: [email protected])
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia Kreidenko Tatiana Fedorovna, Cand. geographic.Sci., associate professor, (e-mail: [email protected]) Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
DEVELOPMENT OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITIES IN RUSSIAN BUSINESS (ON THE EXAMPLE OF PJSC LUKOIL)
Abstract. The article examines trends in the development of corporate social responsibility in Russian business. Social investments of Russian companies are analyzed. The role of the raw material sector of the economy in the implementation of corporate social activities and sustainable development is assessed.
Keywords: corporate social responsibility (CSR); social politics; raw materials sector of the economy; social programs, PJSC LUKOIL.
К ВОПРОСУ «ЭКРАННОЙ ЗРЕЛИЩНОСТИ» СОВРЕМЕННЫХ ТЕЛЕПРОГРАММ Кузьмина Виолетта Михайловна
Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия
Сегодня телепрограммы является не только единицей вещания, но и формой того видеоряда, который предлагает современному зрителю ряд телепрограмм с единым, определенным значением. Каждая из телепередач является законченным, оформленным произведением как с точки зрения журналистики, так и с точки зрения телевизионного искусства. Включая работу редакторов, монтажеров, осветителей, гримеров, артистов, ведущих и самих зрителей, присутствующих в зале.
Ключевые слова: зрелищность, экранная культура, масс-медиа, типология телепередач
Среди отечественных исследователей вопросы систематизации и типологии программ, а также проблемы специфики представленного жанрового многообразия телепередач как продукта рассматривали в своих работах. А. Еременко, С. А. Муратов Г. В Кузнецов, Я. Н. Засурский, В. Л. Цвик, Е. Я. Дугин О. Р. Самарцев и другие.
Недавнее телевизионное прошлое нашей страны демонстрировало определенный формат телевизионных программ. На современном этапе телевидение кардинально изменилось, причем изменился и формат, и содержа-