Научная статья на тему 'Реализация концепции корпоративной социальной ответственности в социальной политике ПАО «Газпром»'

Реализация концепции корпоративной социальной ответственности в социальной политике ПАО «Газпром» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3233
525
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / SOCIAL INFRASTRUCTURE / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / SOCIAL POLICY / GAS INDUSTRY / SOCIAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кондратьева Анастасия Сергеевна, Чемоданова Ольга Николаевна

В статье проанализирована социальная политика как один из ключевых элементов управления ПАО «Газпром». В условиях усиления конкуренции, интернационализации рынков, увеличения социальных и экологических проблем наблюдается снижение социальной защиты граждан, что сказывается на переоценке роли бизнеса в жизни общества и возрастании его социальной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY CONCEPT IN SOCIAL POLICY OF PJSC GAZPROM

The article shows that the management of social infrastructure is one of the key management elements of PJSC Gazprom. In modern conditions, against the background of increased competition, globalization of markets, aggravation of social and environmental problems, there is a decrease in social protection of the person, which, in turn, forces to rethink the role of business in society.

Текст научной работы на тему «Реализация концепции корпоративной социальной ответственности в социальной политике ПАО «Газпром»»

УДК 331.5.024.54

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ

СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ПАО «ГАЗПРОМ» Кондратьева Анастасия Сергеевна, студент (e-mail: [email protected]) Чемоданова Ольга Николаевна, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Финансовый университет при Правительстве РФ, г.Москва, Россия

В статье проанализирована социальная политика как один из ключевых элементов управления ПАО «Газпром». В условиях усиления конкуренции, интернационализации рынков, увеличения социальных и экологических проблем наблюдается снижение социальной защиты граждан, что сказывается на переоценке роли бизнеса в жизни общества и возрастании его социальной ответственности.

Ключевые слова: социальная инфраструктура; корпоративная социальная ответственность; социальная политика; газовая промышленность; социальные программы, ПАО «Газпром».

В условиях развития национальной экономики и расширения международных экономических отношений компании, рассматривающие свое стратегическое развитие, ориентируются на соблюдение концепции корпоративной социальной ответственности.

С появлением концепции корпоративной социальной ответственности (КСО) представление и восприятие действующей роли и значимости бизнеса в обществе поменялись. Бизнес стал рассматривается не только с позиции инструмента, ускоряющего экономическое развитие компаний, но и с позиции индикатора обеспечения общества социальной стабильностью.

Инструментами реализации КСО могут выступать различные мероприятия, направленные на развитие сотрудников, социальные инвестиции, защиту культурного наследия, природоохранную деятельность, помощь малоимущим слоям населения, создание новых рабочих мест и комфортных условий труда и многие другие мероприятия, находящиеся за рамками экономической деятельности компании, цель которой состоит в увеличении прибыли и росте ее капитализации.

Некоторые исследователи определяют КСО как многоуровневую систему:

- под базовым уровнем подразумевается следующее выполнение обязательств: необходимость своевременной оплаты налогов, выплаты заработной платы, обеспечения новыми рабочими местами по возможности;

- второй уровень предполагает деятельность, направленную на обеспечение работников оптимальными условиями труда, а также на улучшение их качества жизни;

- высший уровень КСО включает в себя уже благотворительную деятельность и филантропию [1, с.46].

Корпоративная социальная ответственность достаточно широкое понятие, которое включает в себя следующие компоненты: этику, социальную политику, политику в сфере охраны окружающей среды, особые принципы организации корпоративного управления, обеспечение прав личности при работе с собственными сотрудниками, поставщиками и подрядчиками.

Самым полным определением корпоративной социальной ответственности можно назвать отклик предприятия на нужды своих работников, граждан страны и населения всего мира. Само это понятие возникло в развитых странах относительно недавно. До этого крупные транснациональные компании вырабатывали свои принципы взаимодействия с окружающим миром и обществом. Но к концу семидесятых годов многие крупные компании Запада стали понимать необходимость формирования единой социальной политики как для внутреннего, так и для внешнего пространства взаимодействия [3, с. 74].

Причинами для формирования социальной ответственности явились возрастание роли государственного регулирования и контроля корпораций, профсоюзное движение сотрудников, решение проблем экологической безопасности, и переориентация экономики на потребности покупателей, повышение значения социального спроса.

К рубежу веков развитые страны выработали свои принципы корпоративной социальной ответственности. Стали создаваться предприятия, основной задачей которых была реализация системы мер по обеспечению корпоративной социальной ответственности.

Несмотря на то, что первые социальные направления в деятельности предпринимателей в России появились еще в конце XIX века, свое становление КСО получила лишь в 90-х гг. ХХ века, одновременно с переходом страны от социалистической модели к рыночной экономике [2].

За последние десять лет компании-флагманы российской экономики много внимания уделяют социальной сфере. Социальная и экологическая ответственность становится одним из важнейших факторов инвестиционной привлекательности, и компании старательно выстраивают отношения с обществом, активно участвуя в благотворительных программах, выделяют существенные средства на спорт, медицину, поддерживают культурные и религиозные проекты.

Сейчас подход к реализации мероприятий в рамках социальной ответственности стал более продуманным и структурированным.

Политика корпорации в данной области деятельности ориентируется на планирование, расстановку приоритетов, прозрачного взаимодействия с аудиторией. Так же осуществляет конкурсный отбор программ для целей социального инвестирования, устанавливается связь с корпоративными брендами и имиджем компаний.

В мировой практике флагманами реализации концепции социальной ответственности бизнеса традиционно являлись транснациональные компании, обладающими высокими капиталами и осуществляющие масштабную предпринимательскую деятельность как внутри страны, так и за рубежом.

Анализ реализации концепции социальной ответственности проведем на примере транснациональной компании «Газпром». Группа Газпром - глобальная вертикально интегрированная энергетическая компания, осуществляющая геологоразведку, добычу, транспортировку, хранение, переработку и реализацию газа, газового конденсата, нефти и продуктов газо- и нефтепереработки, а также производство и сбыт тепловой и электрической энергии. Головной компанией Группы является ПАО «Газпром». Так же это одно из двадцати самых значимых международных предприятий, осуществляющих добычу и переработку нефти и газа в мире. На территории России - это единственная компания, осуществляющая добычу и экспорт сжиженного природного газа[4].

Социальная ответственность ПАО «Газпром» включает в себя два компонента: ответственность перед собственным штатом наемных сотрудников и внешнее взаимодействие с окружающей средой и людьми.

Первый компонент включает в себя реализацию мероприятий по обеспечению безопасности труда, поддержанию социально значимого уровня заработной платы, создание условий по предоставлению качественной медицинской помощи сотрудникам, предоставление возможности обучения и повышения квалификации, оказание материальной и нематериальной помощи сотрудникам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Второй компонент реализуется в спонсорстве, содействие охране окружающей среды, обеспечении взаимодействия с населением и местными органами власти, готовности помогать обществу. Не менее важным шагом является построение доверительных и уважительных отношений с потребителями товаров и услуг.

Ключевыми группами заинтересованных сторон ПАО «Газпром» являются: общественные организации, местные сообщества, органы власти, акционеры и инвесторы, потребители, поставщики, сотрудники.

Компания развивает взаимодействие со своими сотрудниками по широкому кругу актуальных вопросов, таких как система внутрикорпоративных коммуникаций; коммуникационные сессии руководителей и сотрудников; встречи трудовых коллективов и руководства, посвященные актуальным вопросам, а также вопросам взаимодействия; исследования социально-психологического климата, а также корпоративные мероприятия: форумы, конференции [5].

Согласно данным, представленным в Отчете об устойчивом развитии ПАО «Газпром нефть», входящее в Группу Газпром, по итогам 2018 года, компанию можно признать одним из наилучших работодателей в стране. Данный вывод подтверждается результатами рейтинга работодателей России от HeadHunter (табл.1) [6].

58 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №8 (42), 2019 Таблица 1 - Результаты рейтинга работодателей России от HeadHunter

Место в рейтинге Публичное название компании Город Отрасль Количество сотрудников Итоговый балл

1 Госкорпорация "Росатом" Москва Энергетика, добыча и переработка сырья более 1000 человек 133,61

2 ПАО "Газпром нефть" Санкт-Петербург Энергетика, добыча и переработка сырья более 1000 человек 132,86

3 СИБУР Москва Энергетика, добыча и переработка сырья более 1000 человек 120,73

4 Coca-Cola HBC Россия Москва FMCG более 1000 человек 120,42

5 Норникель Москва Энергетика, добыча и переработка сырья более 1000 человек 117,82

Сам факт подачи заявки на конкурс повышает статус компании. Она может считаться одной из лучших работодателей в стране по нескольким причинам:

участие в «Рейтинге» говорит о том, что компания открыта и готова сообщать информацию о себе;

рейтинг оценивает компанию по нескольким критериям: учитывается мнение сотрудников компании, уровень работы HR-подразделения и, конечно, мнение общественности.

Согласно представленным данным, можно утверждать, что лучшими работодателями в 2018 году становятся: «Росатом», «Газпром нефть», «Си-бур», «Coca-Cola HBC Россия» и «Норникель».

Подводя итог вышеизложенному, можно заключить, что социальная политика ПАО «Газпром нефть» является конкурентным преимуществом компании, повышает ее привлекательность на рынке труда и направлена на привлечение и долгосрочное удержание работников.

Руководство компании ориентировано на развитие профессионализма и квалификации собственных сотрудников, так как расценивает их в качестве основной ценности и доходного ресурса.

Социальная политика ПАО «Газпром» является конкурентным преимуществом компании, повышает ее привлекательность на рынке труда и направлена на привлечение и долгосрочное удержание хороших работников.

Базовым принципом социальной политики является социальное партнерство, которое осуществляется через предоставление работникам различных видов выплат социального характера, личного страхования, медицинского, жилищного и дополнительного пенсионного обеспечения. Компания осуществляет социальную защиту и поддержку ветеранов Великой Отечественной войны из числа пенсионеров, состоящих на учете в ПАО «Газпром», его дочерних обществах и организациях.

Газпром - социально ответственная компания. Группа активно реализует и поддерживает проекты, направленные на развитие спорта, науки и искусства, сохранение исторического наследия. Большое внимание уделяется расширению международного культурного сотрудничества.

Стратегия работы с персоналом тесно переплетается с общей коммерческой целью корпорации.

Большая часть информации о социальной корпоративной ответственности является частной собственностью или коммерческой тайной крупной компании. Легче всего рассмотреть степень социальной ответственности предприятия по нефинансовому отчету GRI, который содержит в себе данные об экономических, экологических и социальных достижениях компании за прошедший год.

Помимо внутренних программ, «Газпром» активно участвует в социальной жизни российского общества. Корпорацией реализуются мероприятия: социально-экономического развития регионов; инвестирования в социальные нужды; обеспечения защиты окружающей среды; ресурсосбережения; обеспечения корпоративной коммуникации; социального маркетинга.

Например, в регионах компанией осуществляется взаимодействие с органами местной власти с целью строительства жилья, облагораживания территорий, реконструкции спортивных объектов. Так же проводятся мероприятия в сфере здравоохранения, образования, культуры.

«Газпром» является спонсором множества спортивных команд и мероприятий, поддерживает детские дома, объединения ветеранов, творческие коллективы.

Внутри компании осуществляется поддержка карьерного роста сотрудников, обеспечение материальной и нематериальной помощью в случае кризисных ситуаций, широко применяются льготы сотрудникам для различных нужд. Особое внимание уделяется охране труда, обеспечению безопасности жизнедеятельности на производстве. Помимо заботы о самих сотрудниках «Газпром» предоставляет возможность отдыха и развития для их семей.

Группа Газпром осуществляет значительный объем мероприятий в сфере благотворительности и спонсорства. Основные социальные инвестиции компаниями Группы осуществляются в России. Однако с учетом масштабов и географии ее деятельности поддержка оказывается также и различным международным социально-экономическим проектам.

При осуществлении благотворительной деятельности Компания стремится к достижению целей социально-экономического развития регионов присутствия и развитию партнерских отношений с такими регионами. ПАО «Газпром» и его дочерние общества осуществляют систематическую поддержку науки, образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта. Решаются в масштабах не только регионов присутствия, но и страны в целом проблемы с отсутствием или необходимостью реконструкции объектов спортивной и социальной инфраструктуры, образования и здравоохранения, а также нуждающихся в восстановлении или реставрации объектов культурного наследия.

Регулярно уделяется внимание деятельности в области охраны окружающей среды, проектам, направленным на возрождение национальных

духовных и культурных ценностей, проектам поддержки коренных малочисленных народов Севера России.

Более 2600 благотворительных проектов и мероприятий были профинансированы компаниями Группы Газпром в 2018 г. [5].

Основные направления социального обеспечения работников:

1. Выплаты социального характера. Выплаты социального характера предусматривают необходимые меры социального обеспечения как всем работникам Компании, так и отдельным категориям персонала (молодые специалисты, работники дочерних обществ, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, лица с семейными обязанностями).

2. Медицинское обеспечение. Медицинское обеспечение работников и пенсионеров ПАО «Газпром», дочерних организаций ПАО «Газпром», членов их семей проводится с целью обеспечения необходимого уровня профессионального здоровья и долголетия, готовности к труду, социальной удовлетворенности работников. Медицинское обеспечение - элемент производственного процесса, важный компонент системы управления персоналом и его готовностью к выполнению трудовых функций.

3. Жилищное обеспечение. В Компании действует корпоративная программа жилищного обеспечения, реализуемая за счет средств работников с привлечением средств кредитных организаций.

4. Негосударственное пенсионное обеспечение. В целях привлечения и долгосрочного удержания ключевых высококвалифицированных работников, имеющих требуемый опыт работы и квалификацию, экономический эффект от результата труда которых максимален, в Компании осуществляется негосударственное пенсионное обеспечение.

Для дополнительной мотивации и достижения высокой результативности в развитии персонала, стимулирования передачи профессиональных навыков, знаний и культурного обмена Газпром на постоянной основе проводит конкурсы профессионального мастерства.

Начиная с 2018 г. конкурсы профессионального мастерства проводятся в рамках Фестиваля труда (профессионального мастерства) [5].

В соответствиями с требованиями Ассоциации менеджеров при подготовке ежегодных докладов о социальных инвестициях в России рассчитаем количественные индексы социальных инвестиций по трем разновидностям: как величина социальных инвестиций, приходящаяся на 1 работника (IV), как отношение социальных инвестиций к валовому объему продаж (75), а также как удельный вес социальных инвестиций в балансовой прибыли (1Р).

Согласно представленным расчетам (табл. 2) индекс социальных инвестиций к валовому объему продаж (75) сократился на 0,06 п.п. за счет более быстрых темпов прироста выручки от реализации (20,6%) по сравнению с социальными расходами (34,6%). Индекс социальных инвестиций в балансовой прибыли (7Р) был относительно стабильным и находился в

рассматриваемом периоде на уровне 0,3%. Вместе с тем наблюдался значительный рост величины социальных инвестиций на 1 работника (1Ь) с 75903 руб. в 2016 г. до 91826 руб. в 2018 г. в условиях роста социальных инвестиций на 34,6% при сокращении численности персонала на 0,3%.

Таблица 2 - И

ндексы социальных инвестиций Группы Газпром

Год Социальные расходы, млрд. руб. Численность персонала, тыс. чел. Объем продаж, млрд. руб. Балансовая прибыль, млрд. руб. 1Ь, руб. 18, % 1Р,%

2016 35,5 467,7 6111,1 11005 75903 0,581 0,323

2017 34,5 469,6 6546,1 11540 73467 0,527 0,299

2018 42,8 466,1 8224,2 13211 91826 0,520 0,324

Положительный опыт реализации политики корпоративной социальной ответственности ПАО «Газпром» будет полезен для многих крупных российских компаний и корпораций, который поможет расширить границы социального предпринимательства в решении социальных вопросов общества. Так же данный опыт может быть использован для разработки рекомендаций по развитию социальной ответственности заинтересованных компаний.

На основе проведенного исследования КСО можно сделать вывод, что ПАО «Газпром» планирует и реализует свои действия так, чтобы они способствовали позитивным переменам в обществе, улучшали социальный климат, снижали социальную напряженность и стимулировали развитие КСО в крупных компаниях.

Комплекс программ и мероприятий, проводимых в политике корпоративной социальной ответственности ПАО «Газпром» является положительным примером для реализации и развития социально ответственного бизнеса в российских компаниях.

Список литературы

1. Веревкин Л. П. Социальная ответственность бизнеса // Мониторинг общественного мнения. 2016. № 1. С. 44-55.

2. Кащеева Е.Е. Политика корпоративной социальной ответственности на предприятии ПАО «ГАЗПРОМ» // e-FORUM. - № 4. - 2019.

3. Соколова Н.Н. Внутренняя социальная ответственность как фактор результативности управления компанией нефтегазовой отрасли / Н. Н. Соколова, Н. В. Захаркина, Е. И. Мосина // Вестник ОрелГИЭТ. 2018. № 4 (46). С. 72-78.

4. Годовой отчет ПАО «Газпром» за 2018 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gazprom.ru/investors/disclosure/reports/2018/ (дата обращения: 02.01.20)

5. Отчет группы Газпром о деятельности в области устойчивого развития. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazprom.ru/investors /disclosure/reports/2018/ (дата обращения: 02.01.20)

6. «Рейтинг работодателей России-2018» // Режим доступа: https://rating.hh.ru/ rating2018/ (дата обращения: 03.01.20)

Kondratieva Anastasiya Sergeevna, student (e-mail: [email protected])

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia Chemodanova Olga Nikolaevna, Cand.Econ.Sci., associate professor, (e-mail: [email protected]) Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

IMPLEMENTATION OF THE CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY CONCEPT IN SOCIAL POLICY OF PJSC GAZPROM

Abstract. The article shows that the management of social infrastructure is one of the key management elements of PJSC Gazprom. In modern conditions, against the background of increased competition, globalization of markets, aggravation of social and environmental problems, there is a decrease in social protection of the person, which, in turn, forces to rethink the role of business in society.

Keywords: social infrastructure; corporate social responsibility; social policy; gas industry; social programs, PJSC «Gazprom».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.