Научная статья на тему 'Ключевые направления повышения эффективности использования социальной инфраструктуры (на примере ООО «Газпром добыча Надым»)'

Ключевые направления повышения эффективности использования социальной инфраструктуры (на примере ООО «Газпром добыча Надым») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
429
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ / ГАЗПРОМ / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / GOVERNANCE / SOCIAL INFRASTRUCTURE / GAS COMPANY / GAZPROM / ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грачев Сергей Леонидович

В условиях недостаточно полного удовлетворения потребностей населения в рамках реализации государственной социальной политики в жилье, качественном здравоохранении и образовании, культурном обслуживании, жилищно-коммунальном обслуживании и других сферах жизнеобеспечения и развития человеческого потенциала актуализируется проблема повышения социальной ответственности крупного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING EFFICIENCY OF SOCIAL INFRASTRUCTURE (FOR EXAMPLE «Gazprom dobycha NADYM»)

Under the conditions of inadequate meet the needs of the population as part of the state social policy in housing, quality health care and education, cultural services, housing and communal services and other spheres of life support and development of human potential is actualized the problem of increasing social responsibility of big business.

Текст научной работы на тему «Ключевые направления повышения эффективности использования социальной инфраструктуры (на примере ООО «Газпром добыча Надым»)»

УДК 553.982

КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ГАЗПРОМ ДОБЫЧА НАДЫМ»)

Сергей Леонидович Грачев

ООО «Газпром добыча Надым», 629730, Россия, г. Надым, ул. Зверева, 1, начальник управления по эксплуатации вахтовых поселков, тел. (349)956-73-53, e-mail: manager@nadym-dobycha.gazprom.ru

В условиях недостаточно полного удовлетворения потребностей населения в рамках реализации государственной социальной политики в жилье, качественном здравоохранении и образовании, культурном обслуживании, жилищно-коммунальном обслуживании и других сферах жизнеобеспечения и развития человеческого потенциала актуализируется проблема повышения социальной ответственности крупного бизнеса.

Ключевые слова: эффективность управления, социальная инфраструктура, газовая компания, Газпром, администрирование.

INCREASING EFFICIENCY OF SOCIAL INFRASTRUCTURE (FOR EXAMPLE «GAZPROM DOBYCHA NADYM»)

Sergey L. Grachev

«Gazprom dobycha Nadym», 629730, Russia, Nadym, 1 Zvereva Str., Head of Operating camps, tel. (349)956-73-53, e-mail: manager@nadym-dobycha.gazprom.ru

Under the conditions of inadequate meet the needs of the population as part of the state social policy in housing, quality health care and education, cultural services, housing and communal services and other spheres of life support and development of human potential is actualized the problem of increasing social responsibility of big business.

Key words: governance, social infrastructure, gas company, Gazprom, administration.

Отечественные крупные производственные компании, в том числе ПАО «Газпром», содержат большое количество объектов социальной инфраструктуры, разрабатывают и реализуют отдельные благотворительные и спонсорские социальные программы, проекты и мероприятия. Однако все это не носит системного и регулярного характера, а также отсутствуют в полной мере единые унифицированные подходы с учетом территориальной специфики по содержанию объектов социальной инфраструктуры.

Социальная инфраструктура создает условия для сбалансированной организации всех видов деятельности работников. Развитая социальная инфраструктура оказывает положительное влияние на показатели труда и занятости работников, повышает качество жизни, создает более комфортные и безопасные условия.

Отсутствие в достаточной мере организационно-экономических механизмов и методического обеспечения для эффективного формирования и развития

социальной инфраструктуры крупных производственных, в том числе нефтегазовых, компаний определяет актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Цель - разработка научно-методических и практических рекомендаций по повышению эффективности формирования и развития социальной инфраструктуры крупных нефтегазовых компаний в условиях Крайнего Севера.

Социальная инфраструктура создает условия для сбалансированной организации всех видов деятельности работников. Развитая социальная инфраструктура оказывает положительное влияние на показатели труда и занятости работников и одновременно повышает качество жизни, создавая более комфортные и безопасные условия. Отсутствие объектов социальной инфраструктуры может оказывать крайне негативное воздействие на качество жизни и результативность дочернего общества. Показатель качества жизни зависит от того, насколько полно удовлетворяются потребности работника в конкретных услугах. Социальная инфраструктура создает условия для рациональной организации всех видов деятельности работников (трудовой, общественно-политической, культурной, семейной). Развитая социальная инфраструктура, участвуя во многих процессах деятельности, меняет качество жизни людей в лучшую сторону, делая ее более комфортной, рациональной и эффективной.

Объекты социальной инфраструктуры составляют основу, необходимую для реализации политики компании в социальной сфере, а также в отношении персонала, экологии, охраны труда и др. Включенность объектов социальной инфраструктуры в различные управленческие процессы обеспечивает синерге-тический эффект. В перспективе полезность социальной инфраструктуры для бизнеса будет расти, ее развитие станет выгодным для тех компаний, которые ориентированы на долгосрочные перспективы и остаются социально ответственными.

В ПАО «Газпром» сложилась и эффективно действует целостная система корпоративного управления социальной сферой, важнейшим элементом которой являются объекты социальной инфраструктуры. Социальную инфраструктуру можно рассматривать как необходимую базу для обеспечения основной деятельности, как платформу формирования коллектива, необходимую для развития и воспроизводства человеческих ресурсов. Социальная инфраструктура является важным элементом корпоративной структуры управления и играет определяющую роль в объединении индивидуумов в сплоченный коллектив.

Объекты социальной инфраструктуры, построенные и принадлежащие ПАО «Газпром», можно с определенной долей условности подразделить на три группы: общенациональные (олимпийские объекты, центр настольного тенниса в г. Оренбург и т. д.); региональные (объекты, построенные по программе «Газпром детям», а также по соглашениям с главами регионов); корпоративные (объекты, построенные в первую очередь для нужд работников ПАО «Газпром»).

Эффективная работа всех объектов способствуют формированию имиджа социально-ответственной компании на национальном уровне. Во многих ре-

гионах благодаря присутствию дочерних обществ ПАО «Газпром», особенно в 1990-е и 2000 -е гг., было приостановлено вырождение населения, обеспечено сохранение здорового ядра жителей сотен населенных пунктов.

ПАО «Газпром» занимает особое место на общероссийском пространстве и обладает собственной целостной моделью социальной ответственности. В условиях развития ПАО «Газпром» на глобальном рынке роль корпоративной социальной ответственности будет возрастать: в целях повышения эффективности необходимо адаптировать и дифференцировать социальные программы, учитывая региональные особенности и реальные потребности сотрудников.

Исследование показало, что социальная инфраструктура является важным элементом корпоративной культуры, в частности, играет важную роль в обеспечении основной деятельности, создавая условия для формирования стабильного коллектива и воспроизводства человеческих ресурсов. При оценке роли социальной инфраструктуры важно руководствоваться не только экономическими показателями и статусом объектов, но и учитывать возможное влияние на эффективность управленческих решений, особенно затрагивающих интересы персонала.

Результаты исследования подтвердили высокую значимость профилактических, медицинских, реабилитационно-восстановительных и санаторно-курортных услуг для работников. Расчетные показатели, приведенные в работе, подтверждают, что инвестиции в здоровье должны рассматриваться как долгосрочные вложения, обеспечивающие устойчивое развитие бизнеса. Подтверждается общий вывод о наличии взаимовлияния между затратами на здоровье и производительностью труда. В этой связи предлагается рассмотреть возможность создания на корпоративном уровне специализированного подразделения для управления санаторно-курортными и рекреационными объектами, в частности, стимулирования спроса и привлечения внутренних и внешних клиентов, повышения эффективности лечебных и оздоровительных программ, а также обеспечения привлекательности и среднегодовой наполняемости объектов без снижения качества предоставляемых услуг.

В рамках реализации социальной политики ООО «Газпром добыча Надым» рассматривает наличие собственной социальной инфраструктуры как необходимый элемент стабилизации трудового коллектива, для повышения производительности труда и решения производственных задач. Несмотря на развитие экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, на его территории не появилось больших сервисных фирм, услуги которых могли быть применимы для обслуживания объектов социальной инфраструктуры Общества.

Работники ООО «Газпром добыча Надым рассматривают наличие социальной инфраструктуры как часть социального пакета предприятия, необходимого для получения качественных социальных услуг. Социальная инфраструктура крупного предприятия, а это прежде всего спортивные комплексы, лечебно-профилактические учреждения, дома культуры, жилой фонд, являются залогом комфортного проживания персонала, особенно в суровых северных условиях. Полученные данные в ходе исследования демонстрируют единство цен-

ностных ориентаций и социальных установок крупных предприятий по дальнейшему содержанию данных объектов в составе предприятий. Социальная инфраструктура создает условия для сбалансированной организации всех видов деятельности работников. Принимая во внимание особую роль объектов социальной инфраструктуры в формировании корпоративной культуры и системы ценностей, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры необходимо рассматривать во взаимосвязи со стратегическими задачами в области управления персоналом и проектами по реализации адресных программ для ключевых категорий сотрудников.

Необходимость разработки программ совместного использования объектов социальной инфраструктуры (всех видов, не только медицинских) дочерними обществами и муниципальными образованиями, на территории которых находятся предприятия нефтегазовой компании, с целью оптимизации затрат и обеспечения их оптимальной загрузки. Крайне важно учитывать тот факт, что использование и развитие инфраструктуры спортивного и культурно -досугового назначения объектов социальной инфраструктуры создает необходимые условия для успешной пропаганды здорового образа жизни, правильного отдыха и досуга работников.

Одним из направлений повышения эффективности функционирования является реструктуризация компании путем выделения из его состава непрофильных видов деятельности, не связанных с основным производственным процессом. Основные задачи реформирования: снизить затраты на поддержание и восстановление основных фондов; повысить эффективность отдельных подразделений, деятельность которых не соответствует современным требованиям; оптимизировать численность и затраты подразделений в соответствии с изменяющимися функциями и объемами работ; использовать современные системы управления, новые бизнес-процессы и процедуры.

В настоящее время существуют алгоритм действия по реализации мероприятий дальнейшего и возможного повышения эффективности функционирования объектов социальной инфраструктуры: определить перечень объектов социальной инфраструктуры, которые необходимо оставить для оказания социальных услуг работникам предприятия (Дома Культуры, спортивные комплексы, жилой фонд, гостиница «Айсберг»); остальные объекты социальной инфраструктуры вывести из состава газодобывающего предприятия и реализовать (продажа, безвозмездная передача и др.); осуществить организационно -технические мероприятия по снижению затрат на обслуживание и содержание объектов социальной инфраструктуры.

В перспективе в этом направлении необходимо разработать и реализовать следующие мероприятия: провести сокращение затрат на услуги стороннего транспорта, оптимизировать перевозки, снизить расценки на услуги при проведении конкурсов; привести штатную численность персонала к нормативной по каждому объекту социальной инфраструктуры, экономить фонд заработной платы и выплаты социального характера; улучшить организацию учета и контроля за потреблением электроэнергии: внедрить новейшие системы автомати-

ческого управления наружным освещением, с применением фотореле, произвести замену устаревшего энергоемкого оборудования на новое, совершенное, менее энергоемкое, обеспечить замену ламп накаливания на объектах социальной инфраструктуры на экономичные и малой мощности, реализовать мероприятия по регулировке теплосетей в соответствии гидравлическим расчетом, осуществлять теплоизоляционные работы на трубопроводах, произвести замену пришедшего в негодность оборудования на современное и более экономичное; рационально использовать топливо и ГСМ; снизить затраты по объектам гостиничного бизнеса, оптимизировать цены на услуги по содержанию и текущему ремонту жилых помещений для граждан, проживающих в общежитиях, установить размер платы за наем жилых помещений по договорам найма, который бы обеспечил покрытие фактических затрат (амортизация, страхование имущества, налог на имущество).

Важным направлением снижения затрат по объектам социальной инфраструктуры является повышение эффективности функционирования объектов социальной инфраструктуры за счет реализации инновационного потенциала по применению новейших технологий эксплуатации данных объектов.

Для повышения эффективности создания и развития объектов социальной инфраструктуры необходимо проведение оценки оказываемых социальных услуг. Оценка включает: контроль качества реализации (мониторинг); объективную комплексную оценку результатов деятельности исполнителей по реализации услуг; повышение мотивации и материальной ответственности исполнителя за результаты своей деятельности по реализации социальных услуг; стимулирование исполнителя на повышение эффективности деятельности по реализации услуг за счет степени их достижения в рамках проводимой оценки.

© С. Л. Грачев, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.