Научная статья на тему 'Развитие корпоративной модели обучения для повышения уровня владения иностранным языком'

Развитие корпоративной модели обучения для повышения уровня владения иностранным языком Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык / корпоративное обучение / корпоративная модель обучения / интенсивная форма обучения / специалист. / foreign language / corporate training / corporate training model / intensive form of training / specialist

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кепа Юрий Никитович, Кочеревская Людмила Борисовна, Дмитриева Елена Григорьевна

В условиях деятельности российских предприятий на мировом рынке существует определенный дефицит специалистов, владеющих иностранным языком. Все более очевидной становится необходимость организации эффективного обучения отечественных специалистов иностранному языку для усовершенствования их иноязычных коммуникативных умений. В статье осуществлен анализ корпоративной модели обучения иностранному языку для повышения уровня владения иностранным языком. На основании анализа научной литературы определены современные тенденции организации корпоративного обучения иностранному языку, а также особенности организации корпоративного обучения иностранному языку. В статье сделан вывод о том, что корпоративная модель обучения, в которой обучение иностранному языку проводится в пределах четкого профессионально-ориентированного контекста с ориентацией на конкретное рабочее место конкретного специалиста, является эффективной формой повышения уровня владения иностранным языком. При этом, для обеспечения эффективности корпоративного обучения иностранному языку наиболее перспективной представляется его интенсивная форма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кепа Юрий Никитович, Кочеревская Людмила Борисовна, Дмитриева Елена Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A CORPORATE TRAINING MODEL TO IMPROVE FOREIGN LANGUAGE PROFICIENCY

In the context of the activities of Russian enterprises on the world market, there is a certain shortage of specialists who speak a foreign language. The need to organize effective foreign language training for domestic specialists to improve their foreign language communication skills is becoming increasingly obvious. The article analyzes the corporate model of teaching a foreign language to improve the level of foreign language proficiency. Based on an analysis of scientific literature, current trends in organizing corporate foreign language training, as well as features of organizing corporate foreign language training, have been identified. The article concludes that the corporate training model, in which foreign language training is carried out within a clear professional-oriented context with a focus on a specific workplace of a particular specialist, is an effective form of increasing the level of foreign language proficiency. At the same time, to ensure the effectiveness of corporate foreign language training, its intensive form seems to be the most promising.

Текст научной работы на тему «Развитие корпоративной модели обучения для повышения уровня владения иностранным языком»

Развитие корпоративной модели обучения для повышения уровня владения иностранным языком

Кепа Юрий Никитович,

доцент Высшей школы дизайна, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» E-mail: yurchik05@yandex.ru

Кочеревская Людмила Борисовна,

старший преподаватель, Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) E-mail: ladk05@yandex.ru

Дмитриева Елена Григорьевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Российский университет дружбы народов E-mail: Dmitrieva_eg@pfur.ru

В условиях деятельности российских предприятий на мировом рынке существует определенный дефицит специалистов, владеющих иностранным языком. Все более очевидной становится необходимость организации эффективного обучения отечественных специалистов иностранному языку для усовершенствования их иноязычных коммуникативных умений. В статье осуществлен анализ корпоративной модели обучения иностранному языку для повышения уровня владения иностранным языком. На основании анализа научной литературы определены современные тенденции организации корпоративного обучения иностранному языку, а также особенности организации корпоративного обучения иностранному языку. В статье сделан вывод о том, что корпоративная модель обучения, в которой обучение иностранному языку проводится в пределах четкого профессионально-ориентированного контекста с ориентацией на конкретное рабочее место конкретного специалиста, является эффективной формой повышения уровня владения иностранным языком. При этом, для обеспечения эффективности корпоративного обучения иностранному языку наиболее перспективной представляется его интенсивная форма.

Ключевые слова: иностранный язык, корпоративное обучение, корпоративная модель обучения, интенсивная форма обучения, специалист.

Введение

В России спрос на квалифицированных специалистов, владеющих иностранным языком, не уменьшается, а неуклонно растет на протяжении последних лет. Владение иностранным языком нередко становится обязательным требованием к кандидату на ту или иную инженерную или менеджерскую должность. Сегодня сложно представить управленца без умения общаться на иностранном языке (ИЯ) со своими деловыми партнерами или без знания главных культурных, религиозных, политических, социальных и других особенностей соответствующей страны [8]. Свободное владение ИЯ в рамках соответствующей отрасли способствует быстрому пониманию новейших технологий и, как результат, создает предпосылки для ускорения темпов развития отечественного производства.

Острота проблем современной системы образования специалистов связана с ее высоким потенциалом, особым значением для государственной политики в условиях современных социально-экономических изменений, которые непосредственно касаются взрослого населения. Очевидно, что будущие специалисты должны овладеть ИЯ в высших учебных заведениях. Однако все больше специалистов в области педагогики высшей школы и философии образования, а также руководителей высших учебных заведений осознают ограниченность потенциала традиционной системы профессиональной подготовки с точки зрения их обеспечения необходимым уровнем владения ИЯ. Работодатели также отмечают, что типичные современные выпускники высших учебных заведений не способны общаться на иностранных языках в профессиональных сферах [3].

Только непосредственно на производстве, усвоив ту часть знаний, которую они не смогли получить в университете, и получив необходимый опыт практической работы, молодые работники становятся квалифицированными специалистами. Процесс овладения ИЯ, начинающийся в вузах, получает свое логическое продолжение в условиях реального предприятия. Лишь приобретя определенный опыт работы на конкретных рабочих местах, специалисты начинают очерчивать для себя объем и характер владения ИЯ, в которых они нуждаются для обеспечения профессиональных потребностей. Без четкого понимания условий производства и содержания собственной профессиональной деятельности, а также без осознания зависимости эффективности профессиональной деятельности от владения ИЯ не возникнет мо-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

тивация к изучению ИЯ. Формирование упомянутого осознания и соответствующей внутренней мотивации возможно только непосредственно на рабочем месте, а, следовательно, и развитие профессионально-ориентированной иноязычной речи на основе вузовской подготовки специалистов возможно только в условиях конкретного производства. Углубление и совершенствование навыков владения ИЯ становится неотъемлемой составляющей повышения квалификации современных специалистов и залогом профессиональной эффективности. Поэтому особое значение приобретает корпоративная модель обучения специалистов, благодаря которой обеспечивается конкретный профессионально ориентированный контекст обучения ИЯ.

Основное содержание статьи

Сегодня в России существует значительное количество предприятий и организаций, которые организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации собственного персонала, а также постоянно выделяют средства для обучения и самообучения своих специалистов. За счет этого такие организации сохраняют и поддерживают собственную конкурентоспособность. Руководители подобных предприятий и организаций создают и соответствующие условия - выделяют специальные помещения, обеспечивают учебной и методической литературой, побуждают специалистов к участию в международных семинарах, конференциях, симпозиумах, а также в работе научных обществ и ассоциаций [3]. Обучение специалистов профессионально-ориентированному ИЯ является одним из приоритетных участков в корпоративных образовательных системах российских предприятий, которые являются лидерами в своих отраслях.

Корпоративная модель организации обучения специалистов ИЯ предполагает обучение в процессе работы (во время рабочего дня) или после окончания рабочего дня, что позволяет эффективно согласовывать учебный период с ритмом функционирования производства и его условиями. Обучение специалистов ИЯ в процессе работы происходит исключительно в реальных ситуациях общения на рабочем месте. Содержание подготовки специалистов в рабочее время сводится к непосредственному усвоению коммуникативных навыков и умений на реальном рабочем месте, что не требует создания искусственных ситуаций профессионального общения. Благодаря этому результаты усвоения имеют безусловное практическое значение и тесно связаны с конкретным рабочим местом.

Обучение после окончания рабочего дня также является максимально приближенным к условиям о реального производства, что помогает осмыслить Ы процесс работы как ряд реальных проблемных ситуаций, для решения которых необходимы общение и сотрудничество с иностранными коллегами. Однако, обучение после окончания рабочего дня

имеет определенные недостатки, поскольку требует искусственного моделирования профессиональных ситуаций, но, с другой стороны, в некоторых случаях оно может иметь больший потенциал, в частности, когда возникает потребность формировать умения, которые являются ненужными на сегодня, но могут понадобиться в будущем, в связи с изменениями характера деятельности и соответствующим возникновением новых профессиональных ситуаций. [6]

Определение общего подхода к реализации корпоративного обучения ИЯ специалистов зависит от вида деятельности данного конкретного предприятия и заключается в формулировании целей обучения ИЯ. Выбор общего подхода к реализации обучения ИЯ, в свою очередь, зависит от имеющихся условий на конкретном предприятии, поэтому для его определения целесообразно изучить такие условия, в частности, определить желаемый срок для достижения целей профессионально-ориентированного обучения ИЯ. Установленные цели и желаемые сроки справедливо довести до руководителей предприятия, а после их принятия - и до слушателей. Процесс формулирования целей обучения требует изучения особенностей сферы профессиональной деятельности потенциальных слушателей конкретного предприятия. Значительную часть информации относительно конкретных коммуникативных потребностей можно получить во время непосредственного наблюдения за их профессиональной деятельностью. Опираясь на результаты анализа конкретных действий потенциальных слушателей в ходе выполнения производственных задач, можно сделать определенные выводы о коммуникативных потребностях объектов наблюдения [1].

Разные коммуникативные потребности потенциальных слушателей обусловливают необходимость определения коммуникативно достаточных уровней владения ИЯ для каждого из таких специалистов. Рассматривая проблему достаточных уровней для курсов, целью которых является формирование профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции, исследователи склоняются к мысли о целесообразности считать «достаточными» скорее минимальные, чем максимальные уровни [9]. Достижение таких уровней обеспечивает восприятие и передачу информации на ИЯ только в четко определенных коммуникативных условиях (сфера общения, определенные темы, ситуации). При этом в речи обучающихся допускаются любые отклонения от норм стандартной речи, если такие отклонения не мешают общению.

При определении конкретных значений минимально достаточных уровней владения ИЯ специалистов целесообразно опираться на европейскую уровневую систему владения иностранным языком, изложенную в Общеевропейских Рекомендациях по языковому образованию. Вопреки распространенному среди преподавателей-практиков мнению, внедрение этой системы не ограничивает

возможности педагогических коллективов по разработке и описанию своей собственной уровневой или модульной модели. Напротив, ожидается, что со временем система уровней и содержание каждого из них будут меняться, по мере накопления конкретного опыта в странах-участницах проекта [7]. Однако уже сейчас очевидно, что динамичное развитие иноязычных функциональных возможностей специалистов и достижения ими уровня В2 (независимого пользователя) требует пересмотра как содержания, так и объема речевого материала на каждом из качественных этапов, предшествующих упомянутому целевому уровню.

Подобный пересмотр требует, во-первых, научно обоснованного количественного отбора лексического материала, результатом которого должны быть конкретные списки лексических единиц, усвоение которых является необходимым для достижения соответствующего достаточного уровня. Во-вторых, реквизиты такого уровня должны содержать и перечень грамматических конструкций, достаточных для обеспечения коммуникации на этом этапе. [7]

Целесообразно заметить, что реквизиты любого уровня для корпоративного профессионально-ориентированного обучения ИЯ можно также дополнительно включать в списки профессиональных рубрик (например, «Общее рабочее окружение и повседневная работа») и профессиональных ситуаций (например, «Разработка проекта», «Составление бюджета» и тому подобное). Подобные рубрики и ситуации служат определенными блоками, куда распределяется соответствующий лексико-грамматический материал, обеспечивающий профессиональное общение специалиста в пределах конкретной темы или ситуации. Структурирования иноязычного материала в блоки по различным принципам считается перспективным [4], поскольку создает благоприятные условия для применения определенных мнемотехни-ческих приемов с целью эффективного усвоения иноязычной лексики.

Кроме проблем структурирования содержания, не менее важными для обеспечения эффективности корпоративного обучения ИЯ специалистов конкретного предприятия являются формы и методы такого обучения. Условия профессиональной деятельности требуют использования форм и методов, которые позволяют достичь цели обучения в максимально короткий срок, а это требует интенсификации процесса в целом. Анализ имеющихся альтернатив наводит на мысль, что таким требованиям может соответствовать методика интенсивного обучения. [5]

Многие современные предприятия периодически заказывают интенсивные курсы профессионально ориентированного ИЯ, а также специальные тренинги (для специалистов разных отделов), диапазон которых может колебаться от «тренингов выходного дня» (с пятницы по воскресенье) до «ударных курсов», краткосрочных интенсивных занятий, продолжительностью от 3 до 10 дней

[10]. Потенциально продуктивным видом тренинга по обучению ИЯ для профессиональных целей может быть курс «обучение + работа», в котором общий или специальный языковой тренинг сочетается со стажировкой в зарубежной компании. Практика становится неотъемлемым компонентом учебного курса, его логическим продолжением. Некоторые зарубежные компании строят тренинги по принципу «бутерброд» (sandwich course): две-три недели занятий, затем практика, а после этого - продолжение занятий на повышенном уровне. В целом тренинги могут быть достаточно эффективными, однако их потенциальная действенность значительно ограничивается их краткосрочным характером. Можно лишь предположить, что для достижения реального результата в подготовке и переподготовке персонала через тренинги, последние должны быть не разовыми, а системными, то есть проводиться в виде модулей до 4-5 раз в год, продолжительностью по крайней мере 3-4 дня каждый. [10]

Подготовка специалистов по профессионально-ориентированному ИЯ в условиях корпоративного обучения может носить как групповой, так и индивидуальный характер, что обуславливает форму обучения (групповая или индивидуальная), на которую также влияет время обучения: во время рабочего дня или после его окончания.

Индивидуальная подготовка специалистов по ИЯ, которая традиционно считается эффективной, может проходить в форме консультаций или занятий. Однако групповые варианты подготовки (международные конференции, семинары, тренинги) в целом могут оказаться более результативными для целей организации. Кроме развития иноязычной профессиональной компетенции, они создают перспективные предпосылки для обучения работе в группе, интеграции коллектива работников, установления надежных связей работников отдельных подразделений с организацией в целом. [2]

Малую группу участников корпоративного обучения следует рассматривать как коллектив, который моделирует сотрудничество в рамках единой организации, и который в процессе обучения стремится к достижению общих учебных целей. Каждый член такого коллектива не только понимает групповые цели, но и психологически воспринимает, разделяет и стремится к их реализации так же, как и собственных целей. Достижение собственных целей происходит во время коллективного взаимодействия, а потому поведение и деятельность каждого члена группы направляются на реализацию групповых целей. [2]

Коллективные формы работы имеют значительный потенциал, особенно для обучения способам решения проблем, возникающих в процессе совместной трудовой деятельности, а также практического решения тех задач, которые являются объектом анализа и обсуждения. Интенсивный формат корпоративного обучения ИЯ позволяет превратить малую группу участников в коллектив,

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см

объединенный общей деятельностью, общей мотивацией к обучению, а также общей его стратегией, которая должна быть направлена на создание насыщенной иноязычной учебной среды, основанной на органическом сочетании содержания профессиональной деятельности и содержания самого обучения.

Для решения проблем организации интенсивного корпоративного обучения ИЯ, важным вопросом является определение оптимального количества членов учебной группы. Считается, что размер группы, так же как и цель совместной деятельности, могут влиять на степень групповой активности [3]. В интенсивном обучении размер группы и межличностные отношения приобретают особое значение. С другой стороны, количество слушателей в учебной группе определяется не каким-то конкретным числом, а возможностью каждого члена группы удерживать в памяти образы партнеров как личностей. Кроме того, важным признаком группы является взаимодействие членов группы в процессе реализации групповой цели. Подобное взаимодействие, обусловленное взаимосвязью целей членов группы, является сутью кооперации.

Учитывая опыт интенсивного обучения [6], можно предположить, что для обеспечения эффективного взаимодействия членов группы при корпоративном обучении ИЯ оптимальным числом слушателей в группе может быть 10-12 человек, которые сотрудничают в одной профессиональной сфере. Под сотрудничеством мы понимаем совместную трудовую деятельность, которая позволяет применять понятие коллектива и определить необходимый минимум совместной профессионально-ориентированной лексики для разработки содержания курса обучения. Логично предположить, что в пределах одного курса специалисты, которые учатся в одной группе, могут принадлежать и к разным отделам, однако иметь общие производственные и учебные цели. Представляется важным, чтобы учебные цели каждого специалиста были связаны не только с реализацией личной цели, но и с профессиональными целями всего коллектива. Для этого желательно, чтобы процессы иноязычного общения напрямую касались не только межличностных отношений членов группы, но и их профессиональной деятельности. Общая мотивированность и совместная производственная деятельность будут способствовать быстрому образованию реальной иноязычной среды и эффективности интенсивного обучения решению реальных профессиональных задач средствами ИЯ. Следствием этого должно быть превращение профессионально-ориентированного ИЯ с объекта усвоения на необходимый специалистам инструмент, владение которым является условием карьерного успеха, что обеспечивает мощную инструментальную мотивацию слушателей к повышению уровня владения ИЯ. Постоянным подкреплением упомянутой мотивации должна быть возможность немедленного использова-

ния усвоенных навыков и умений ИЯ на рабочем месте каждого слушателя. [7]

В процессе организации корпоративного обучения ИЯ целесообразно также учитывать определенные субъективные факторы, такие как возрастные показатели, индивидуальный уровень иноязычной подготовки, лингвистический опыт, а также наличие определенных предубеждений со стороны слушателей старшего возраста или тех, кто ранее не изучал ИЯ [1]. Среди упомянутых условий целесообразно упомянуть распространенное мнение о снижении способностей к усвоению языков у взрослых [7], негативное влияние возраста на вербальную память и, соответственно, на запоминание слов ИЯ и т.п. [7]. Неуверенность в собственных способностях по овладению ИЯ и опасение быть хуже в сравнении с другими участниками обучения являются существенными факторами, которые могут негативно повлиять на эффективность корпоративного обучения ИЯ, и, соответственно, должны учитываться.

Заключение

Корпоративная модель обучения, в которой обучение ИЯ проводится в пределах четкого профессионально-ориентированного контекста с ориентацией на конкретное рабочее место конкретного специалиста, является эффективной формой повышения уровня владения иностранным языком.

Для обеспечения эффективности корпоративного обучения ИЯ, независимо от способа его организации (на рабочем месте или после окончания рабочего дня), наиболее перспективной представляется его интенсивная форма, поскольку ее применение создает благоприятные предпосылки для использования возможностей коллектива, объединенного общей производственной деятельностью, что способно сделать возможным оперативное образование реальной иноязычной среды, способствующей применению форм и методов интенсивного иноязычного обучения специалистов для их обучения решению реальных профессиональных задач средствами ИЯ. Интенсивное обучение ИЯ в условиях корпоративных образовательных систем имеет значительный потенциал по согласованию общих образовательно-квалификационных характеристик специалистов с современными профессиональными требованиями на каждом конкретном рабочем месте. Однако, реализация упомянутого потенциала требует, в частности, тщательного изучения специфики деятельности конкретного предприятия для создания максимально однородных групп специалистов по уровням владения языком и принадлежностью к соответствующим отделам.

Литература

1. Алямкина Е.А., Рибокене Е.В., Флеров О.В.

Профессионально-педагогические особенно-

сти корпоративного обучения иностранному языку// Наука и Школа. 2020. № 2. С. 75-88.

2. Бабанина Я Р. Системный подход к реализации корпоративного обучения и модель самоподдерживающейся системы обучения менеджеров// Социально-гуманитарные знания. 2014. № 5. С. 341-346

3. Кириллов И.А. Корпоративное дополнительное профессиональное обучение производственного коллектива// Преподаватель XXI век. 2016. № 3. С. 70-76.

4. Минайченкова Е.И., Флеров О.В. Содержательно-методическая специфика корпоративного обучения иностранному языку// Филологические науки. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 9. C. 405-409.

5. Сальникова М.В. Корпоративное обучение иностранному языку в ИТ-компании. Особенности мотивации// Наука вчера, сегодня, завтра. 2017. № 8. С. 49-53.

6. Серкова Н.В., Шимкович А.С. Корпоративное обучение как составляющая программы лояльности персонала к организации// Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2014. № 25. С. 65-69.

7. Сысоев П.В., Потапова Е.Н. Корпоративное обучение профессиональному иностранному языку// Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 256-271.

8. Latukha M., Doleeva A., Järlström M., Jokinen T., Piekkari R. Does corporate language influence career mobility? Evidence from MNCs in Russia// European Management Journal. 2016. Vol. 34(4). pp. 363-373.

9. Lipinska D. In-Company Foreign Language Training: A Teacher's Perspective// Indonesian Journal of English Language Teaching and Applied Linguistics. 2018. Vol. 3(1). pp. 91-103.

10. Rodriguez Bonces M. Organizing a professional learning comminuty: A strategy to enhance professional development// ikala, Revista de Lenguaje y Cultura. 2014. Vol. 19(3). pp. 307-319.

DEVELOPMENT OF A CORPORATE TRAINING MODEL TO IMPROVE FOREIGN LANGUAGE PROFICIENCY

Kepa Yu.N., Kocherevskaya L.B., Dmitrieva E.G.

Russian State University of Tourism and Service, Moscow Aviation Institute (National Research University), RUDN University

In the context of the activities of Russian enterprises on the world market, there is a certain shortage of specialists who speak a foreign language. The need to organize effective foreign language training for domestic specialists to improve their foreign language communication skills is becoming increasingly obvious. The article analyzes the corporate model of teaching a foreign language to improve the level of foreign language proficiency. Based on an analysis of scientific literature, current trends in organizing corporate foreign language training, as well as features of organizing corporate foreign language training, have been identified. The article concludes that the corporate training model, in which foreign language training is carried out within a clear professional-oriented context with a focus on a specific workplace of a particular specialist, is an effective form of increasing the level of foreign language proficiency. At the same time, to ensure the effectiveness of corporate foreign language training, its intensive form seems to be the most promising.

Keywords: foreign language, corporate training, corporate training model, intensive form of training, specialist.

References

1. Alyamkina E.A., Ribokene E.V., Flerov O.V. Professional and pedagogical features of corporate foreign language teaching // Science and School. 2020. No. 2. P. 75-88.

2. Babanina Ya R. A systematic approach to the implementation of corporate training and a model of a self-sustaining system for training managers // Social and humanitarian knowledge. 2014. No. 5. P. 341-346

3. Kirillov I.A. Corporate additional professional training for production staff // Teacher XXI century. 2016. No. 3. pp. 70-76.

4. Minaichenkova E.I., Flerov O.V. Content and methodological specifics of corporate foreign language teaching // Philological Sciences. Questions of theory and practice. - Tambov: Certificate, 2019. Volume 12. Issue 9. P. 405-409.

5. Salnikova M.V. Corporate foreign language training in an IT company. Features of motivation // Science yesterday, today, tomorrow. 2017. No. 8. pp. 49-53.

6. Serkova N.V., Shimkovich A.S. Corporate training as a component of the staff loyalty program to the organization // Modern trends in economics and management: a new look. 2014. No. 25. P. 65-69.

7. Sysoev P.V., Potapova E.N. Corporate training in professional foreign languages // Perspectives of science and education. 2022. No. 2 (56). pp. 256-271.

8. Latukha M., Doleeva A., Jarlstrom M., Jokinen T., Piekkari R. Does corporate language influence career mobility? Evidence from MNCs in Russia // European Management Journal. 2016. Vol. 34(4). pp. 363-373.

9. Lipinska D. In-Company Foreign Language Training: A Teacher's Perspective // Indonesian Journal of English Language Teaching and Applied Linguistics. 2018. Vol. 3(1). pp. 91-103.

10. Rodriguez Bonces M. Organizing a professional learning com- g munity: A strategy to enhance professional development // ikala, p Revista de Lenguaje y Cultura. 2014. Vol. 19(3). pp. 307-319. g

m

IE IE O m

n m 1=1

m

сз

m О от

■s

Ы

о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.