УДК 378.6: 343.83 ББК 67.409
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10056
Развитие корпоративной культуры вуза в Институте Академии ФСИН России: формирование традиций учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности
Development of Corporate Culture of a Higher Education Establishment in the Institute of the Academy the FPS of Russia: Formation of Traditions of Teaching, Educational and Research Activity
Галина Борисовна АНДРЕЕВА,
кандидат педагогических наук, доцент, директор Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России
E-mail: [email protected]
Ольга Алексеевна НИКИТИНА,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России
E-mail: [email protected]
Аннотация. Корпоративная культура вуза является одним из его конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг. Она определяет статус учебного заведения. В статье рассматриваются компоненты корпоративной культуры вуза. Авторы дают характеристики процесса формирования корпоративной культуры в учебном заведении. Особенности ее развития представлены на примере деятельности Института Академии ФСИН России.
Ключевые слова: корпоративная культура, учебно-воспитательная деятельность, научно-исследовательская работа, образовательные программы, компетенции.
Abstract. The corporate culture of a higher education establishment is one of its competitive advantages at education market. It defines the status of an educational institution. The article deals with the components of corporate culture of a higher education establishment. The authors give characteristics of the process of formation of corporate culture in an educational institution. The Institute of the Academy of the FPS of Russia and its activity provide an example of its development.
Key words: corporate culture, teaching and educational activity, research work, educational programs, competences
Деятельность вуза, его позиционирование на рынке образовательных услуг во многом определяется тем, насколько слаженно коллектив учебного заведения работает на достижение общих целей, насколько каждый представитель вуза уважает и соблюдает традиции учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности организации,
как пишутся новые страницы истории. Особый статус учебное заведение приобретает благодаря своей корпоративной культуре, являющейся его необходимым атрибутом, выражением миссии вуза, его потенциала. Что же такое корпоративная культура вуза и почему она является столь мощным инструментом продвижения образовательной организации?
Г.И. Мальцева определяет корпоративную культуру вуза как «комплекс разделяемых всеми членами организации ценностей, представлений, понятий и убеждений, а также поведенческих норм и артефактов, которые создает организация по мере преодоления препятствий внутреннего и внешнего характера на пути к успеху и процветанию»1.
Уровневую структуру корпоративной культуры вуза можно представить и охарактеризовать следующим образом.
Первый уровень (определяющий) — невидимый на поверхности, но определяющий все последующие уровни: общие ценности и убеждения, сознательно сформулированные и, что очень важно, разделяемые, культивируемые сотрудниками, а также основные цели и задачи организации (ее миссия), стратегия ее деятельности и развития.
Второй уровень (регулирующий) — проистекающие нормы (соглашения), регулирующие поведение людей и подразделений; это более видимый слой — ценности и нормы формируют организационную (деловую) культуру организации.
Третий уровень (транслирующий) — видимые факторы, которые проистекают из первых двух слагаемых, способы, с помощью которых корпоративная культура транслируется и передается:
■ стиль одежды, слоганы (девизы), ритуалы, церемонии, формальные и неформальные образцы поведения, усиливающие ощущение принадлежности к организации;
■ легенды, мифы, символы, мотивирующие сотрудников;
■ способ коммуникации, манера общения, общий язык, способствующий эффективному взаимодействию внутри органи-зации2.
Формирование корпоративной культуры вуза начинается с определения реальных характеристик организации — выделения всех достоинств и недостатков. Следующий шаг — выбор сегмента на рынке образовательных услуг и выделение достоинств, привлекательных для типичных клиентов. С учетом этих достоинств формируются социальные характеристики вуза, которые посредством информирования о жизнедеятельности учебного заведения и рекламы влияют на общественное мнение. В итоге совокупность основных этапов приводит к формулированию корпоративной программы и миссии конкретного вуза.
Пример Академии ФСИН России наглядно демонстрирует то, как ведомственный вуз вы-
шел за пределы системы, сформировав подразделение, которое не только органично вписалось в организационную структуру вуза, но и дало новый виток его развития как вуза, осуществляющего подготовку конкурентоспособных гражданских служащих. Таким подразделением является Институт Академии ФСИН России. Институт оказывает платные образовательные услуги, руководствуясь федеральным законодательством, ведомственными и локальными нормативными актами.
В настоящее время Институт Академии ФСИН России реализует 21 образовательную программу по укрупненным группам 40.00.00 «Юриспруденция», 37.00.00 «Психологические науки», 38.00.00 «Экономика и управление».
Более 30 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки пользуются неизменным спросом у организаций не только города и региона, но и соседних областей.
Корпоративная культура Академии ФСИН России является важным стратегическим инструментом, который формирует конкурентное преимущество вуза. Являясь структурным подразделением одного из старейших учебных заведений в уголовно-исполнительной системе и одного из ведущих вузов Рязанского региона, институт базовыми принципами своей деятельности видит качество, непрерывность и преемственность образования, единство обучения, воспитания, науки и практики, интеграцию в социально-экономическое пространство региона. Ключевыми характеристиками института являются наличие системы непрерывного образования от курсов по подготовке к ЕГЭ до аспирантуры и курсов повышения квалификации; широкий набор специальностей и направлений подготовки; высокий уровень научного потенциала профессорско-преподавательского состава, принятых на работу на основе конкурсов; высокая степень информационной открытости и интеграция в региональную систему образования; формирование особой развивающей среды; наличие корпоративной этики; стремление к лидерству внутри ведомства и региона.
Стратегической целью развития Института Академии ФСИН России является развитие Института как структурного подразделения, соответствующего качественно статусу академии — ведомственному образовательному учреждению высшего образования, реализующему заданные федеральными государственными образовательными стандартами требования и стратегические задачи системы высшего образования, направленные на интеграцию в единое европейское об-
разовательное пространство; создание условий для качественной подготовки кадров для государственной службы, муниципальных управленческих структур, создание единой научно-образовательной и организационно-методической среды непрерывного образования и превращение Института в региональный центр формирования новой управленческой элиты, способной на основе современных инновационных технологий осуществлять эффективное управление во всех сферах государственной, гражданской, экономической, социальной, культурной жизни региона.
Для достижения стратегической цели поставлены следующие задачи:
■ формирование позитивного имиджа Института и обеспечение конкурентоспособности образовательных программ Института в регионе;
■ реализация инновационных и адаптация существующих образовательных программ основного и дополнительного образования в целях наиболее полного удовлетворения потребностей в сфере качества подготовки квалифицированных кадров на российском рынке труда;
■ развитие информационной образовательной парадигмы, проектирование и реализация инновационных аспектов в обучении;
■ формирование толерантной социокультурной среды, создание творческой образовательной и воспитательной площадки;
■ совершенствование системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан;
■ развитие учебно-методической и материально-технической базы.
За годы работы в Институте Академии ФСИН России сложились традиции учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности. Так, в рамках учебной деятельности был инициирован образовательный проект «Музейные лекции». Проект представляет собой цикл лекций, подготовленных профессорско-преподавательским составом Института, в рамках дисциплин учебных планов. Его цель — включение музея в образовательный процесс, формирование компетенций, предусмотренных ФГОС посредством музейной педагогики. Проект «Музейные лекции» реализуется на базе таких музеев города, как Рязанский историко-архитектурный музей заповедник, Музей истории уголовно-исполнительной системы и Академии ФСИН России, Мемориальный музей-усадьба имени академика
И.П. Павлова, Музей истории молодежного движения, Музей академика И.И. Срезневского и др. Подобный формат занятий позволяет расширить образовательное пространство вуза, использовать междисциплинарный подход при проведении учебных занятий, формировать гражданские качества личности через осознание культурных, общественных и исторических ценностей, расширить социальное партнерство.
В связи с усилением практической составляющей обучения в Институте Академии ФСИН России на регулярной основе проводится научно-практический семинар «Актуальные проблемы права и экономики: от теории к практике», где обсуждаются проблемы формирования практических навыков у студентов образовательных программ бакалавриата и специалитета. Участники мероприятия — студенты института, прошедшие учебную и производственную практику. Академическое экспертное сообщество семинара представлено ведущими доцентами Института. Внешнюю оценку практических навыков обучающихся дают представители организаций-работодателей. Подобный формат организации прак-тико-ориентированного обучения позволяет наметить новые пути взаимодействия потенциальных работодателей и выпускников Института Академии ФСИН России.
Неотъемлемой частью формирования корпоративной культуры вуза является организация взаимодействия с работодателями. Для качественного формирования профессиональных компетенций выпускников регулярно устраиваются встречи с практическими работниками. Практические занятия по учебным дисциплинам проводятся с участием практических работников из числа сотрудников прокуратуры, полиции, органов государственной власти и местного самоуправления. Для студентов это уникальная возможность пообщаться с ведущими экспертами в различных сферах деятельности, приобщиться к уникальному опыту людей, достигших немалых высот в профессии.
Традиции воспитательной работы со студентами формируют развивающее пространство, которое позволяет осуществлять подготовку выпускника новой формации, способного не только к усвоению суммы знаний, но и к интеграции в социокультурную среду организаций-работодателей и общества в целом. Посредством культурно-образовательных проектов, научных и творческих мероприятий, социальных и благотворительных акций, патриотических мероприятий и спортивных праздников формируются общекультурные компетенции, необходимые для
осуществления будущей профессиональной деятельности.
Институтом Академии ФСИН России накоплен богатый опыт проектной деятельности. Творческие, образовательные, культурные, социальные проекты открывают новые перспективы для самореализации студентов. Так, проект «Культурная столица», реализуемый в Институте Академии ФСИН России, предполагает создание условий формирования общекультурных компетенций и компетенции личностного самосовершенствования в процессе эстетического воспитания студентов. Проектом предусмотрено посещение выставок и музеев г. Москвы: посещение Музея изобразительных искусств имени С.А. Пушкина, Третьяковской галереи, Центра толерантности и Красной площади. Проект способствует развитию эстетического вкуса студентов, созданию творческих и интеллектуальных способностей.
Проект «Государство — это мы» носит социально-информативный характер. Цель данного проекта — показать, что за понятием «государство» стоят люди: граждане этой страны, и вне зависимости от их социального статуса и рода деятельности каждый может принять деятельное участие в жизни общества. Основные задачи проекта — объяснить студентам, как реализуется право депутатского корпуса на законотворчество, как решаются социальные и экономические вопросы в регионе, как выполняются обязательства перед избирателями. В рамках проекта проходят такие мероприятия, как интерактивный семинар «Организация законодательной власти на уровне региона» и круглый стол «Борьба с коррупцией в России».
Творческий проект «Литературная гостиная» — давняя традиция Института Академии ФСИН России. В октябре мероприятие проходит на родине Сергея Есенина в Константинове, где студенты устраивают импровизированные концерты, посвященные творчеству поэта. В рамках проекта проходят судебные заседания по мотивам произведений русской классической литературы.
Интеллектуальная игра является одной из эффективных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу студентов на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности, — усвоение фактов, значимых дат, исторических имен и других событий. Особой популярностью у студентов института пользуют-
ся викторина «Бухгалтерия от А до Я» и викторина «Откуда пошли быть студенты», посвященная Дню российского студенчества.
Важную роль в создании корпоративной культуры вуза играют научные мероприятия. Они способствуют совершенствованию навыков научно-исследовательской работы, развивают конструктивный диалог и неформальное общение молодых ученых, повышают их информационный уровень. В Институте Академии ФСИН России в рамках Недели российской науки проходят интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» и традиционные студенческие дебаты. Темы для дискуссии выбираются самые актуальные: «Финансовая безопасность в современном мире: общество, бизнес, государство», «Президентские выборы в России: исторический аспект», «Обеспечение региональной безопасности» и др. В рамках Недели творчества проводится научно-практический семинар «Актуальные проблемы юридической науки глазами студентов», конкурс социальных творческих и образовательных проектов «Поколение 7». В рамках сетевого взаимодействия студенты Института принимают участие в Неделе науки в РГУ имени С.А. Есенина, научных мероприятиях на базе Дипломатической академии МИД РФ, что позволяет делиться методикой организации научно-исследовательской деятельности студентов.
Цель социальных и благотворительных акций, проводимых институтом, — воспитание милосердия и деятельной любви к ближнему. Вот уже пятый год Институт Академии ФСИН России организует совместные праздники с библиотекой имени С.А. Есенина «День знаний» и «День защиты детей», акции по сбору гуманитарной помощи для Дома ребенка. Третий года реализуется проект «Старость в радость» на базе Ге-ронтологического центра имени Петра Мальши-на, в рамках которого проходят концерты силами студентов и курсантов.
Одним из условий обеспечения национальной безопасности страны является воспитание патриотов России, граждан правового государства, обладающих чувством национальной гордости. Поэтому патриотическому воспитанию уделяется в Институте особое внимание. Регулярно проводятся патриотические мероприятия: акция «Мы этой памяти верны», уроки мужества в школах города, акции «Георгиевская ленточка» и «Песни Победы». Организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн, коллективные просмотры художественных фильмов, воспитывающих чувство гордости за свою страну, экскурсии на те-
матические выставки, например в музей истории Воздушно-десантных войск.
Еще одним аспектом корпоративной культуры вуза является формирование здорового образа жизни, чему в немалой степени способствуют спортивные праздники «Вперед к ГТО!», «Пять колец успеха», городские мероприятия «Кросс наций», «Зарядка с чемпионом», «Марафон здоровья», «Лыжня России». Чтобы подготовить высококвалифицированных специалистов, необходимо укреплять и формировать здоровый образ жизни, способствовать работоспособности студентов, особенно студентов первого курса. Данная категория особенно подвержена отрицательному воздействию окружающей среды, так как физическое и умственное становление совпадает с периодом адаптации к новым, изменившимся для них условиям жизни, обучения, высоким умственным нагрузкам. Поэтому студенты младших курсов привлекаются к спортивным мероприятиям в первую очередь.
Все перечисленные мероприятия носят не только развивающий характер, но и формируют компетенции, предусмотренные основными профессиональными образовательными программами, а также создают определенную среду, стимулирующую полноценное становление студентов в профессиональном и личностном плане. Яркая и насыщенная студенческая жизнь Института Академии ФСИН России — предмет особой гордости для воспитанников вуза, это возможность проявить себя, узнать что-то новое, поделиться своими идеями, зажечься чужими, познакомиться с большим количеством талантливых молодых людей, почувствовать себя со-
причастным активной жизни большого коллектива учебного заведения.
В развитии корпоративной культуры вуза большое значение имеет самоидентификации всех членов данной образовательной организации, формирование чувства сопричастности, глубокое вовлечение в жизнь данной группы. С этой целью в Институте Академии ФСИН России были разработаны такие атрибуты организации, как шейные платки с логотипом и названием Института, баннер, рекламная продукция в виде буклетов, блокнотов, ручек и календарей. Использование этих атрибутов, являющихся важным средством идентификации, позволяет подчеркнуть принадлежность к вузу.
Опыт Института Академии ФСИН России позволяет сделать следующие выводы. Основными преимуществами формирования корпоративной культуры вуза являются создание особого развивающего пространства, стимулирующего развитие всех необходимых компетенций выпускника. Для результативной работы по воспитанию будущих профессионалов требуется комплексная организация всех направлений работы с обучающимися: учебной, научной, творческой, социальной, патриотической.
1 Мальцева И.Г. Университетская корпоративная культура // Университетское управление. 2005. № 2. С. 95—103.
2 Яблонскене Н.Л. Корпоративная культура современного университета // Организационная культура вуза. 2006. № 2. С. 7—25.