Научная статья на тему 'О корпоративной культуре инновационного вуза'

О корпоративной культуре инновационного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ВУЗ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / ORGANIZATIONAL CULTURE OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION / INNOVATIVE EDUCATIONAL INSTITUTION / CORPORATE CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джавадян Гаяне Генриховна

В связи с преобразованием высших учебных заведений в организации инновационного типа рассматриваются проблемы построения учебного и научного процессов на основе инновационной корпоративной культуры. Последняя проявляется в создании атмосферы, способствующей подготовке выпускников к осуществлению инновационной деятельности в реальных секторах экономики. Предложен ряд мероприятий, осуществление которых будет способствовать усилению инновационной деятельности вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джавадян Гаяне Генриховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the formation of the university's innovative corporate culture

This paper is dedicated to the organizational culture of a higher education institution within the context of transition to innovative economy in Russia. Due to the occurring transition of higher education institutions into the innovative institutions the transformation of academic and scientific process on the basis of innovative corporate culture is reviewed. Such corporate culture of an organization is fundamental for an innovative institution of higher education. The corporate structure promotes the atmosphere that prepares graduates to innovative activities in real sectors. Detailed research of corporate culture of innovative type is conducted. Several recommendations in order to promote innovative activities of a higher education institution are presented.

Текст научной работы на тему «О корпоративной культуре инновационного вуза»

Научный дебют

155

вой организации в области информационного обеспечения сетевого университета СНГ // Высшее образование в России. 2012. № 1. С. 111-119; Сетевой университет СНГ - единство, мобильность, успех! URL: http:// www.ido.rudn.ru/ su_sng/

3. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин

А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 352 с. URL: http://www.countries.ru/library/ intercult/ mkk.htm

4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2003.

5. Bennet J.M., Bennet M.J. Developing inter-

cultural sensitivity // Handbook of inter-cultural training . Thousand Oaks, CA: Saga, 2004. P. 147-165.

6. Хухлаева О.В., Чибисова М.Ю., Работа

психолога в многонациональной школе: Учебное пособие. М.: Форум, 2011.

7. Лейбман И.Я. О принципе построения и

возможности использования Опросника Межкультурного Развития, предложенного Институтом Межкультурной Коммуникации // Этнопсихология: вопросы теории и практики. 2010. Вып. 3. C. 58-66.

8. Allwood J. Linguistic Communication as Action

and Cooperation. Goteborg University, 1976.

KORNILOVA M. THE FORMATION OF INTERCULTURAL COMPETENCE: EXPERIENCE OF TRAINING USAGE

The article describes the experience of application of intercultural training programme in forming of intercultural competence of students of humanitarian professions in monocultural and multicultural groups.

Key words: intercultural competence, intercultural training, monocultural group, multicultural group.

Г.Г. ДЖАВАДЯН, аспирант Саратовский государственный технический университет

О корпоративной культуре инновационного вуза

В связи с преобразованием высших учебных заведений в организации инновационного типа рассматриваются проблемы построения учебного и научного процессов на основе инновационной корпоративной культуры. Последняя проявляется в создании атмосферы, способствующей подготовке выпускников к осуществлению инновационной деятельности в реальных секторах экономики. Предложен ряд мероприятий, осуществление которых будет способствовать усилению инновационной деятельности вузов.

Ключевые слова: высшее образовательное учреждение, организационная культура высшего образовательного учреждения, инновационный вуз.

Становление инновационной экономики, усиление роли знаний в достижении устойчивых конкурентных преимуществ предполагают инновационный тип развития высшего образования, связанный не только с нововведениями и созданием условий для выведения их на рынок, но и с адаптацией университетов к динамичной внешней экономической среде и совершенствованием системы их управления.

Переход современного вуза на инновационный путь развития, т.е. преобразова-

ние его в «инновационное учебное заведение», тормозится отсутствием соответствующей организационной культуры, господством привычных моделей поведения, в основе которых лежат неосознаваемые и потому особенно прочные традиционные культурные ценности и представления.В частности, этот культурный барьер проявляется в противодействии сотрудников вузов внедрению новшеств, нововведений, инноваций в учебный, научный и воспитательный процессы.

156

Высшее образование в России • № 3, 2012

Выходом из сложившегося положения является радикальное изменение корпоративной культуры вузов. Использование организационной культуры в качестве основы для формирования инновационного вуза в конечном итоге ведет к «плавной » смене обстановки, в которой ППС предстоит осуществлять свою образовательную и научную деятельность.

Возможности потенциала корпоративной культуры определяются характером ее функций в образовательном учреждении. К их числу можно отнести следующие:

• формулирование ценностно-смысловых установок. Корпоративная культура задает значительную часть системы ценностей преподавателей, сотрудников и студентов;

• создание неформальных коммуникаций, что выражается в налаживании межличностных связей между студентами и сотрудниками;

• формирование стимулов и мотиваций деятельности. Как результат - осознание участниками потребности в инновационной деятельности; принятие решения о применении новшеств; получение вознаграждения за успешную реализацию запланированных действий;

• социальная дифференциация и интеграция. В сфере влияния корпоративной культуры происходит знаковое разделение сторонников и противников инноваций, которое зачастую не столь очевидно в системе формально-бюрократических служебных отношений;

• самоуправление и саморегулирование. Корпоративная среда способна формировать и транслировать нормы поведения, предписывающие участникам отношений определенный порядок действий; в условиях влияния этой среды создаются механизмы взаимодействия участников инновационного процесса.

Существует ряд проблем, мешающих развитию инновационной корпоративной культуры в вузе. Прежде всего это связано с труд-

ностью трансфера вузовских технологий в промышленность и их внедрением. Практика показывает, что в университетах необходимо создание стимулирующей среды, подталкивающей к более широкому применению инноваций и к более чуткой реакции на запросы инновационной экономики, на изменение требований рынка труда.

Под влиянием инновационной культуры в вузах происходит интегрирование образовательных и научных процессов, на основе которых, с одной стороны, ведется подготовка специалистов высокого класса с развитием у них творческих способностей, а с другой стороны - создаются и внедряются наукоемкие технологии. Инновационный тип культуры характеризуется: высоким образовательным уровнем персонала; творческой обстановкой в организации; стремлением к постоянному самосовершенствованию и экспериментированию; готовностью к риску и изменениям; динамизмом [1, с. 85]. Переход корпоративной культуры вуза к инновационному типу будет способствовать смене общих ценностей, приоритетов людей в пользу инновационного развития организации.

В условиях формирования инновационной экономики меняется роль университетов: на первый план выходят задачи повышения качества образования и новые задачи по подготовке специалистов, обладающих ключевыми компетенциями, необходимыми в условиях рыночной экономики, и опытом самостоятельной профессиональной деятельности. В этих условиях вузы должны открывать новые востребованные специальности, активнее внедрять инновационные образовательные программы, использовать новые организационные формы обучения и инновационные образовательные технологии с учетом современных требований, предъявляемых рынком труда к специалистам.

Для внедрения механизмов инновационного развития в высшие учебные заведения в настоящее время в ряде вузов при подго-

Научный дебют

157

товке менеджеров читается курс инновационного менеджмента, в отраслевых технических вузах при подготовке инженерных кадров изучаются основы инновационной деятельности и внедрения инноваций в рыночную экономику.

Высшие учебные заведения, особенно региональные учебно-научно-исследовательские комплексы, обладают значительным инновационным потенциалом и, несомненно, относятся к инновационно-ориентированному звену макроэкономической системы. Развитие рыночных отношений в образовательной сфере, называемое исследователями «академическим капитализмом», диктует необходимость создания в структуре вузов самостоятельных бизнес-единиц. Предпринимательская деятельность университетов должна иметь инновационные черты: внедрение новейших педагогических и информационных технологий, новых форм внутривузовского менеджмента, управленческих инноваций.

С целью усиления в вузах инновационной деятельности целесообразны следующие шаги:

• формирование из высококвалифицированных специалистов различных областей науки и техники уникальных команд для решения комплексных задач;

• поддержка и постоянное пополнение базы данных научно-технических разработок вуза по различным отраслям экономики;

• создание, оформление и оценивание объектов интеллектуальной собственности;

• предложение инвесторам комплексных инновационных проектов, реализация которых возможна в нескольких отраслях экономики;

• инновационное научно-техническое обеспечение деятельности предприятий, институтов, фирм по профилю вуза (научный сервис);

• оказание необходимой поддержки структурам, занимающимся коммерциали-

зацией созданных в вузе технологий и научно-технических разработок;

• всестороннее использование возможностей отраслевых и академических институтов и предприятий при проведении совместных научных исследований;

• изучение потребностей участников конференций, семинаров и симпозиумов в научных исследованиях и научном сервисе с последующим анализом анкет для корректировки учебной и научной деятельности вуза и создания базы данных потенциальных инвесторов;

• регулярное проведение выездных семинаров разработчиков научно-технической продукции на предприятиях с целью продвижения научно-технических разработок вуза на рынок и расширения тематики исследований;

• оформление ежегодных результатов деятельности вуза в виде буклетов, отражающих все аспекты его деятельности, включая научно-технические разработки, инновации в образовательной и научной сферах, патенты, ноу-хау, полезные модели, перечень опубликованных учебников, монографий, статей, защищенных диссертаций - для рассылки в различные компании, объединения и фирмы;

• оперативное размещение информации о деятельности научно-инновационного комплекса на информационном портале вуза в Интернете.

Система управления инновациями в университетских комплексах должна строиться на принципах государственной инновационной политики. Для этого прежде всего необходимо повышение автономности и самостоятельности вуза, урегулирование вопросов финансирования вуза, закрепление связи вуза с бизнес-структурами. Все это позволит вузу осуществлять инновационную деятельность, направленную на выполнение всего инновационного цикла -начиная с осуществления исследовательских работ и заканчивая стадией их коммерциализации [2].

158

Высшее образование в России • № 3, 2012

Формирование программ инновационного развития вуза является одним из методов эффективного управления его ресурсами, но до сих пор они применяются в недостаточной мере. Сегодня для создания программы инновационного развития вуза необходимо непрерывно формировать и поддерживать корпоративную культуру инновационного типа, изменять вертикальные и горизонтальные внутривузовские отношения и отношения вуза с внешней экономической средой,обеспечивать воспроизводство интеллектуального капитала вуза на основе разработки нововведений и обеспечения доступности информации об этих разработках. Важнейшим условием является включение в систему экономикоорганизационных отношений производственных предприятий и научно-исследовательских институтов в качестве стратегических партнеров.

Переход на двухуровневую модель образования требует четкого понимания, какими знаниями и навыками должны обладать бакалавры и магистры и каким образом можно подготовить бакалавра, ориентированного на реальное трудоустройство.

Ответ очевиден: нужно использовать инновационные образовательные методики, позволяющие студенту уже в ходе обучения получить реальный практический опыт работы в бизнесе, мотивирующий его приобретать необходимые знания и навыки с гораздо большей эффективностью, чем при традиционном подходе.

Главным вектором организационных изменений в деятельности современного вуза является отход от традиционной, бюрократической модели корпоративной культуры в сторону адхократической (инновационной). Это позволит высшим учебным заведениям идти «в ногу со временем», «держаться на плаву» в условиях становления инновационной экономики.

Литература

1. Петров В.В. Инновационная культура в

экономике знаний // Инновационный путь развития экономики: стратегии и перспективы. Саратов; Ереван: Наука, 2009.

2. Баландина Т.М. Формирование организа-

ционной культуры инновационного типа. Саратов: СГСЭУ, 2004.

DJAVADYAN G. ON THE FORMATION OF THE UNIVERSITY’S INNOVATIVE CORPORATE CULTURE

This paper is dedicated to the organizational culture of a higher education institution within the context of transition to innovative economy in Russia. Due to the occurring transition of higher education institutions into the innovative institutions the transformation ofacademic and scientific process on the basis of innovative corporate culture is reviewed. Such corporate culture of an organization is fundamental for an innovative institution of higher education. The corporate structure promotes the atmosphere that prepares graduates to innovative activities in real sectors.

Detailed research of corporate culture of innovative type is conducted. Several recommendations in order to promote innovative activities of a higher education institution are presented.

Key words: higher education institution, organizational culture of a higher education institution, innovative educational institution, corporate culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.