развитие координационных способностей в годичном цикле подготовки высококвалифицированных биатлонистов спорта слепых
УДК/UDC 796.9
Поступила в редакцию 20.12.2021 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор педагогических наук, доцент В.В. Зебзеев1 Д.И. Иванов1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Мельникова1
Кандидат педагогических наук, доцент О.С. Зданович1
1Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, г. Чайковский
COORDINATION TRAINING SYSTEM FOR ANNUAL TRAINING CYCLE OF ELITE BLIND BIATHLETES
Dr. Hab., Associate Professor V.V. Zebzeev1 D.I. Ivanov1
PhD, Associate Professor L.V. Melnikova1 PhD, Associate Professor O.S. Zdanovich1
1 Tchaikovsky State Academy of Physical Culture and Sports, Tchaikovsky
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
Аннотация
Цель исследования - научно обосновать использование в рамках годичного цикла подготовки специализированных комплексов упражнений, развивающих координационные способности высококвалифицированных биатлонистов спорта слепых.
Методика и организация исследования. Изучение выполнено на базе Чайковской государственной академии физической культуры и спорта с сентября 2020 г. по июнь 2021 г., в котором приняли участие семь высококвалифицированных биатлонистов спорта слепых различных классов: В1 (п=3), В2 (п=2) и В3 (п=2). Для оценки и контроля развития координационных способностей спортсменов использовался АПК «Стабилан 01-02» с применением диагностических методик: «Допусковый контроль», «Мишень» и «Тест на устойчивость».
Результаты исследования и выводы. Разработаны три комплекса специальных упражнений, развивающих координационные способности спортсменов с учетом периода годичного цикла подготовки. Комплекс упражнений № 1 имел направленность на комплексное развитие координационных способностей спортсменов и применялся в подготовительном периоде. Комплекс № 2 реализовывался в первой половине соревновательного периода и был направлен на акцентированное совершенствование способности к поддержанию равновесия спортсменов при передвижениях на лыжах. Комплекс упражнений № 3 применялся во второй половине соревновательного периода и имел преимущественную направленность на развитие координационных способностей, влияющих на технику стрельбы из положения лежа. По результатам исследования установлена высокая эффективность разработанных комплексов упражнений, характеризуемая существенными приростами результатов биатлонистов в соревновательном периоде.
Ключевые слова: координационные способности, годичный цикл подготовки, высококвалифицированные биатлонисты, спорт слепых.
Abstract
Objective of the study was to test and analyze benefits of a coordination training system for elite blind biathletes in an annual training cycle. Methods and structure of the study. The coordination training system was tested at Snezhinka Winter Sports Federal Training Center in September 2020 to June 2021. We sampled for the study the elite blind biathletes (n=7, including 3, 2 and 2 Class B1, B2 and B3 biathletes, respectively). The blind biathlon sample training was complemented by the coordination training system in 2-week field trainings and other training and competitive periods within an annual training cycle. Progress of the blind biathlon sample in the annual training cycle was tested in the following three periods: preparatory period; beginner coordination training (CT1) and final coordination training (CT2) ones. The coordination skills were tested by a computerized Stabilan 01-02 stabilometry test system that generates test data with a sampling frequency of 50 Hz per second. The test set included Qualification, Target Shooting and Stability tests that produced the following tests data: BMC (body mass center) total (mm); confidence ellipse size (mm2); equilibrium function quality (%); movement redirecting sharpness ratio (%); front/ back/ left/ right deviation (mm); and the total movement zone (mm2). The sample was tested in a relatively quiescent state, with the test data processed by a standard mathematical statistics toolkit. We used a nonparametric Wilcoxon test for related samples - since the sample was very limited. Results and conclusion. The new coordination training system for elite blind biathletes in an annual training cycle was tested beneficial due to the practices centered on the integrated coordination skills in the preparatory period; followed by the skiing balance and coordination skills improvement practices in the beginner coordination training period (with the shooting skills given a lower priority in this period); and a special focus on the shooting accuracy improvement practices in the final coordination training period (with the skiing coordination skills given a lower priority in this period).
Keywords: coordination training, annual training cycle, elite biathletes, blind sports.
CL
■
с
га
^
О (U .с H
Введение. Российское государство после издания приказа Министерства спорта РФ от 27 января 2014 г № 31 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Спорт слепых» побудило специа-
листов в области адаптивного спорта к разработке теории и методики подготовки спортсменов-паралимпийцев [6].
Биатлон является одной из популярных дисциплин спорта слепых, предъявляя специфические требования к организму
спортсменов при выполнении ими двигательных действии во время передвижения на лыжах по дистанции и стрельбы из лазерного оружия на огневых рубежах из положения лежа. Участие спортсменов в биатлоне спорта слепых регламентировано правилами соревнований Международной спортивной ассоциации слепых (^А), разработанными с учетом степени тяжести нарушения зрения. Исходя из этого, выделяют три класса биатлонистов: В1 (тотально слепые, отсутствуют светоощущения в глазах), В2 (способны различать очертания рук с остротой зрения до 2/60 (0,03) или при концентрированном поле зрения до 5 градусов), В3 (характеризуются остротой зрения в диапазоне от 2/60 до 6/60 (0,03-0,01) и/или при концентрическом поле зрения в интервале от 5 до 20 градусов) [3, 4, 6].
Специфические особенности спорта слепых не позволяют применять успешно апробированные методики спортивной тренировки классического биатлона, поскольку двигательные действия спортсменов-паралимпийцев, реализуемые в системах «лыжник-лыжи» и «спортсмен-оружие», характеризуются составом других компонентов и совокупностью отличительных условий (вид и вес оружия, длина дистанции, количество огневых рубежей, положения при стрельбе и др.) [1].
Следует отметить, что, по данным разных авторов [2, 4, 6], техника выполнения соревновательных упражнений в биатлоне во многом зависит от уровня развития координационных способностей спортсменов, однако обобщение практики научно-методического сопровождения подготовки высококвалифицированных биатлонистов спорта в рамках годичного цикла спортивной тренировки указывает на недостаточную разработанность данной проблематики и требует ее системного изучения.
Цель исследования - научное обоснование использования в рамках годичного цикла подготовки специализированных комплексов упражнений, развивающих координационные способности высококвалифицированных биатлонистов спорта слепых.
Методика и организация исследования. Научный эксперимент организован на базе Федерального центра подготовки по зимним видам спорта «Снежинка» Чайковской государственной академии физической культуры и спорта с сентября 2020 г по июнь 2021 г В эксперименте приняли участие семь биатлонистов спорта слепых высокой квалификации, дифференцированных на классы в зависимости от остроты зрения: В1 (п=3 спортсмена), В2 (п=2) и В3 (п=2).
Высококвалифицированные биатлонисты в течение отмеченного периода времени реализовывали программу спортивной подготовки в форме тренировочных мероприятий (двухнедельных сборов) в рамках подготовительного и соревновательного периодов годичного цикла спортивной тренировки.
Контроль за развитием координационных способностей биатлонистов в годичном цикле подготовки проводился три раза: в подготовительном периоде, в начале и конце соревновательного периода.
Для оценки развития координации биатлонистов использовался метод компьютерной стабилометрии, реализованный в АПК «Стабилан 01-02» и регистрирующий показания с частотой дискретизации 50 Гц в секунду. Программное обеспечение данного АПК позволяло применять методики «Допусковый контроль», «Мишень», «Тест на устойчивость», посредством которых фиксировались следующие показатели: общий центр масс (мм), площадь доверительного эллипса (мм2), качество функции равновесия ( %), коэффициент резкого изменения направления движения ( %%), отклонения вперед, назад, влево, вправо (мм), общая площадь зоны
перемещения (мм2). Обследуемые биатлонисты выполняли контрольные задания в состоянии относительного покоя.
Полученные результаты обрабатывались средствами математической статистики. Вследствие малого количества испытуемых использовался непараметрический критерий Вил-коксона, применявшийся для связанных выборок.
Результаты исследования и их обсуждение. Обобщение практического опыта спортивной подготовки высококвалифицированных биатлонистов спорта слепых позволило разработать тренерам три комплекса специальных упражнений, ориентированных на развитие координационных способностей спортсменов с учетом периода годичного цикла подготовки.
Комплекс № 1 состоял из упражнений, направленных на комплексное развитие координационных способностей спортсменов в обеих дисциплинах биатлона спорта слепых, применявшихся как в условиях спортивного зала, так и лыже-биатлонной трассы с использованием имитационных средств стрельбы и передвижений на лыжах, а также с применением тренировочных заданий, ориентированных на совершенствование техники перехода к выполнению двигательных действий из одной дисциплины биатлона к другой. Данный комплекс упражнений применялся в подготовительном периоде.
Комплекс № 2 реализовывался в первой половине соревновательного периода и был направлен на акцентированное совершенствование способности к поддержанию равновесия спортсменов при передвижениях на лыжах, при этом стрелковая подготовка осуществлялась в фоновом режиме.
В свою очередь, комплекс упражнений № 3 имел преимущественную направленность на развитие координационных способностей, влияющих на технику стрельбы из положения лежа в тренировочных занятиях на снегу. Данный комплекс упражнений применялся во второй (ключевой) части соревновательного периода.
Тренировочные занятия с преимущественным развитием координационных способностей проводились один раз в рамках недельного микроцикла подготовки продолжительностью 60 мин. Представленные комплексы упражнений были интегрированы в тренировочную программу высококвалифицированных биатлонистов спорта слепых, результаты эффективности которых представлены в таблице.
Анализируя полученные результаты, отметим, что, в целом, по итогам исследования наблюдается планомерный рост величин темпов приростов в показателях стабиломе-трии, начиная с подготовительного периода и заканчивая концом соревновательного периода, что свидетельствует о результативном сочетании тренировочных воздействий и их эффектов при развитии координационных способностей биатлонистов.
Установлено, что у биатлонистов различных классов в начале и конце соревновательного периода наблюдались приросты в результатах по сравнению с подготовительным периодом в ряде показателей. Так, приросты результатов находились в следующих диапазонах: показатель общего центра масс - 16-33,3 %%, площадь доверительного эллипса - 29,1-53,7 %%, качество функции равновесия - 4,8-36,2 %, коэффициент резкого изменения направления движений -9,6-39,2 %о, отклонение вперед - 14,2-79,4 0%, отклонение назад - 12,1-47 0%, отклонение вправо - 0,6-33,8 %, отклонение влево - 11,9-81,8 %, общая площадь зоны перемещения -26,9-55 0% (р<0,05).
Выводы. Результаты проведенного исследования свидетельствуют об эффективности дифференцированного развития координационных способностей высококвалифицированных биатлонистов спорта слепых, основанного
№2 • 2022 Февраль | February
http://www.teoriya.ru
Изменения стабилометрических показателей высококвалифицированных биатлонистов спорта слепых в годичном цикле подготовки
Показатели Биатлонисты класса В1 (n=3) Биатлонисты класса В2 (n=2) Биатлонисты класса В3 (n=2)
M±m Д, % Р M±m Д, % Р M±m Д, % Р
Общий центр масс, мм ПП 4,4±0,2 0 *1-2 3,1±0,3 0 *1-2 3,7±0,6 0 *1-2
НСП 3,68±0,3 17,8 *1-3 2,7±0,4 13,8 **1-3 2,8±1,0 27,7 *1-3
КСП 2,8±0,2 27,2 *2-3 2,3±0,2 16,0 *2-3 2,0±0,2 33,3 *2-3
Площадь доверительного эллипса, мм2 ПП 171±84,2 0 *1-2 84±17,6 0 *1-2 89±4,2 0 *1-2
НСП 127±47,8 29,5 *1-3 65±22,6 25,5 **1-3 52±16,9 52,5 **1-3
КСП 82±18,5 39,6 *2-3 48,5±24,7 29,1 *2-3 30±11,3 53,7 *2-3
Качество функции равновесия, % ПП 76,6±31,1 0 *1-2 73±4,2 0 *1-2 52,8±21,2 0 *1-2
НСП 76,9±24,6 0,4 **1-3 76,6±0,9 4,8 *1-3 76,1±4,5 36,2 *1-3
КСП 82,6±17,1 7,1 *2-3 80,6±2,1 5,1 **2-3 83,7±4,6 9,5 *2-3
Коэффициент резкого изменения направления движения,% ПП 10,9±6,3 0 *1-2 14,2±11,8 0 *1-2 28,5±2,4 0 *1-2
НСП 7,65±7,2 35,0 *1-3 12,9±1,6 9,6 *1-3 25,9±2,9 9,6 *1-3
КСП 5,14±6,7 39,2 *2-3 9,3±2,1 32,4 *2-3 22,9±6,0 12,3 *2-3
Отклонение вперед, мм ПП 39±25,1 0 *1-2 31,5±3,5 0 *1-2 62±49,4 0 *1-2
НСП 67±12,6 52,8 *1-3 73±3,5 79,4 *1-3 71,5±55,8 14,2 *1-3
КСП 128±18,4 62,6 *2-3 105±32,5 36 *2-3 107±29,6 39,8 *2-3
Отклонение назад, мм ПП 65±2,6 0 *1-2 64±1,4 0 *1-2 49,5±16,2 0 *1-2
НСП 64±8,6 1,6 **1-3 61,5±7,7 4,0 **1-3 58±12,7 15,8 *1-3
КСП 47±13,7 30,6 *2-3 54,5±19,0 12,1 * 59±11,3 1,7 **2-3
Отклонение вправо, мм ПП 93±38,9 0 *1-2 80,5±67,1 0 *1-2 112,5±3,5 0 *1-2
НСП 98±37,7 5,2 **1-3 81±66,4 0,6 *1-3 117,5±4,9 4,3 *1-3
КСП 126±41,5 25,0 *2-3 114±62,2 33,8 *2-3 126,5±2,1 7,4 **
Отклонение влево, мм ПП 42±7,9 0 *1-2 72±52,3 0 *1-2 36,5±6,3 0 *1-2
НСП 47±27,6 11,2 **1-3 87±57,9 18,9 *1-3 68±33,9 60,3 *1-3
КСП 112±8,7 81,8 *2-3 98±36,7 11,9 *2-3 113±21,2 49,7 **2-3
Общая площадь зоны перемещения, мм2 ПП 6952±949,6 0 *1-2 7779±72,1 0 *1-2 8220±2789 0 *1-2
НСП 11097±2525 45,9 *1-3 10193±48,0 26,9 *1-3 12324±5877 40,0 *1-3
КСП 19516±4242,5 55,0 *2-3 14175±116,6 32,7 *2-3 19687±3320 46,0 *2-3
Примечание: ПП - подготовительный период, НПС - начало соревновательного периода, КСП - конец соревновательного периода, * - достоверность различий на уровне <0,05, ** - достоверность различий на уровне >0,05, 1-2 - межгрупповые сравнения достоверности различий результатов ПП и НПС, 1-3 - межгрупповые сравнения достоверности различий результатов ПП и КСП, 2-3 - межгрупповые сравнения достоверности различий результатов НПС и КСП.
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
на системном использовании в подготовительном периоде упражнений, направленных на комплексное развитие координационных способностей; в начале соревновательного периода с применением средств с акцентированным развитием координации при передвижениях спортсменов в лыжной гонке (развитие координационных способностей в стрельбе в фоновом режиме); во второй половине соревновательного периода целесообразно осуществлять акцентированное совершенствование движений, влияющих на точность стрельбы (при этом развитие координационных способностей в лыжной гонке следует осуществлять в фоновом режиме).
Литература
1. Зданович О.С., Зебзеев В.В. Модель научно-методического сопровождения подготовки спортивного резерва в зимних видах спорта // Теория и практика физ. культуры. 2020. № 3. С. 82-84.
2. Иссурин В.Б. Подготовка спортсменов XXI века: научные основы и построение тренировки. М.: Спорт, 2016. 464 с.
3. Касаткин П.Н., Балыкина-Милушкина Т.В. Пути развития стрес-соустойчивости у биатлонистов в спорте высших достижений // Теория и практика физ. культуры. 2013. № 5. С. 35-38.
4. Муралеева Е.В., Чумаков В.Н., Каринцев И.А. Совершенствование статического и динамического равновесия в стрелковой подготовке квалифицированных биатлонистов // Теория и практика физ. культуры. 2020. № 3. С. 21-22.
5. Психофизиологические аспекты формирования стандартов спортивной подготовки в спорте слепых / Я.В. Голуб, С.А. Воробьев, А.А. Баряев и др. // Адаптивная физическая культура. 2018. № 3 (75). С. 25-28.
6. Тузлукова М.Д. Исследование качества тренировки и восстановления паралимпийцев лыжников с поражением зрительного
анализатора в сравнении с олимпийцами по методике Firstbeat SPORT // Адаптивная физическая культура. 2016. Т. 66. № 2. С. 5-7.
References
1. Zdanovich O.S., Zebzeev V.V. Model nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya podgotovki sportivnogo rezerva v zimnikh vidakh sporta [Model of scientific and methodological support of sports reserve training in winter sports]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 3. pp. 82-84.
2. Issurin V.B. Podgotovka sportsmenov XXI veka: nauchnye osnovy i postroenie trenirovki [Training of athletes in the XXI century: scientific foundations and design of training]. M.: Sport publ., 2016. 464 p.
3. Kasatkin P.N., Balykina-Milushkina T.V. Puti razvitiya stressoustoychivosti u biatlonistov v sporte vysshikh dostizheniy [Ways to Develop Stress Resistance in Elite Biathletes]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2013. No. 5. pp. 35-38.
4. Muraleeva E.V., Chumakov V.N., Karintsev I.A. Sovershenstvovanie staticheskogo i dinamicheskogo ravnovesiya v strelkovoy podgotovke kvalifitsirovannykh biatlonistov [Actions to build static and dynamic balancing skills in shooting training of skilled biathletes]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 3. pp. 21-22.
5. Golub Y.V., Vorobyev S.A., Baryaev A.A. et al. Psikhofiziologicheskie aspekty formirovaniya standartov sportivnoy podgotovki v sporte slepykh [Psychophysiological aspects of formation of blind sports training standards]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. 2018. No. 3 (75). pp. 25-28.
6. Tuzlukova M.D. Issledovanie kachestva trenirovki i vosstanovleniya paralimpiytsev lyzhnikov s porazheniem zritelnogo analizatora v sravnenii s olimpiytsami po metodike Firstbeat SPORT [Study of quality of training and rehabilitation of Paralympic skiers with visual impairment compared to Olympic athletes using Firstbeat SPORT method]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. 2016. v. 66. No. 2. pp. 5-7.