УДК 796.012.26
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ ТАНЦОРОВ 89 ЛЕТ
Марина Леонидовна Штода, кандидат педагогических наук, доцент, Михаил Николаевич Есаулов, кандидат технических наук, доцент, Национальный исследовательский ядерный университет, Москва; Юлия Владимировна Пармузина, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волгоградская государственная
академия физической культуры
Аннотация
В статье рассматривается один из популярных видов спорта среди молодежи, подростков и детей танцевальный спорт. Чтобы стать успешным спортсменом, необходимо тренироваться не меньше, чем тренируются спортсмены олимпийских видов спорта. При этом нужно развивать дополнительные качества с помощью уроков балета, растяжки, ОФП, круговых тренировок, хореографии. Разработана и экспериментально обоснована методика развития координационных способностей у юных танцоров, основанная на средствах хореографии
Ключевые слова: танцевальный спорт, координационные способности, средства хореографии.
DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF YOUNG DANCERS AGED 89 YEARS OLD
Marina Leonidovna Shtoda, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Mikhail Nikolaevich Esaulov, the candidate of technical sciences, senior teacher National research nuclear University, Moscow; Yulia Vladimirovna Parmuzina, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Volgograd State Academy of Physical Culture
Annotation
The article deals with one of the most popular sports among young people, adolescents and children-dance sport. To become a successful athlete, you need to train no less than athletes train in Olympic sports. At the same time, it is necessary to develop the additional qualities with the help of the ballet lessons, stretching, OFP, circular training, choreography. The technique of development of coordination abilities at young dancers based on means of choreography is developed and experimentally proved
Keywords: dance sport, coordination abilities, means of choreography.
Танцевальный спорт представляет собой сочетание эстетических движений с феноменальными физическими нагрузками [2].
Можно сказать, что танцевальный спорт - это искусство партнеров своими движениями выражать идею своей танцевальной композиции, в связи с этим каждая пара становится индивидуальна.
Однако в имеющейся литературе мы не нашли достаточной информации о подготовке спортсменов на разных этапах специализации. В связи с этим цель нашего исследования разработать и экспериментально обосновать эффективность методики со спортсменами-танцорами 8-9 лет, направленной на развитие координационных способностей с применением средств хореографии [1].
Разработанный нами экспериментальный комплекс упражнений включал в себя специально-подобранные средства хореографии для юных спортсменов-танцоров 8-9 лет.
На основе анализа научно-методической литературы, а также педагогических наблюдений нами было решено при планировании тренировочной работы образом распределять средства хореографии в процессе тренировочного занятия. Одной из главной составляющей является классический танец, который состоит из трех частей: экзерсис у станка, экзерсис на середине и прыжки. Из этого направления мы взяли две части: экзерсис на середине и прыжки [3].
Занимаясь классическим экзерсисом у юного спортсмена, формируется правильное положение тела, с связи с этим спортсмен учится держать осанку и чувствовать опору для правильного выполнения различных движений, в том числе и поворотов. Правильное положение тела это один из важных факторов в танцевальном спорте. В связи с этим, можно сказать, что хореографическая подготовка очень важна в тренировочном процессе юных спортсменов. На рисунке 1 представлен элемент экспериментальной методики.
Рисунок 1 - Элементы экспериментальной методики
Все упражнения выполнялись под специально подобранную музыку, соответствующую характеру выполняемых движений. Учебно-тренировочные занятия с юными танцорами проводились под музыкальное сопровождение. Ударность музыкальной фонограммы составляла 100-110 ударов в минуту.
Учебно-тренировочные занятия были выстроены по следующей схеме: понедельник, среда, пятница. Продолжительность одного тренировочного занятия составила 120 минут. Условия для тренировочных занятий контрольной и экспериментальной групп были одинаковы. Отличие было лишь в том, что в процессе занятия в экспериментальной группе использовалась наша экспериментальная методика.
В подготовительной части урока использовались движения: классического танца с подниманием на полупальцы (releve), деми и гранд плие, батман тандю, батман жете, батман фондю, прыжки (движения группы Allegro). А также Plie во всех свободных позициях. Plie - одно из главных движений хореографии. Оно целенаправленно развивает гибкость связок, сухожилий и основных мышечных групп. Различные виды батманов используют в тренировочном процессе юных спортсменов, для повышения уровня силовых способностей нижних конечностей [2].
Формирование правильной постановки стопы и ее выворотности, а также развитие гибкости тазобедренного сустава для этого очень важно использовать такой элемент хореографии, как Ronds de jamb par terre. Для выработки балетного шага, танцевальной выразительности и растяжки мышц ног используется grand battement jete.
Основная часть занятия была посвящена отработке отдельных частей танцевальной композиции под музыкальное сопровождение.
В заключительной части учебно-тренировочного занятия выполняются упражнения на растягивание: элементы стретчинга и дыхательные упражнения
Юные спортсмены-танцоры были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную по 10 человек в каждой группе.
По окончании педагогического эксперимента, спортсмены были протестированы. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели уровня развития координационных способностей исследуемых
№ Название Теста Экспериментальная группа Контрольная группа T P
1. Челночный бег (3x10) в исходном положении лицом вперед (сек) Т1 Т2 Т3 Т1 Т2 Т3 Т1 Т2 Т3 P <0,05
5,4±0,2 8,3±0,1 3,1±0,2 6,5±0,4 9,9±0,2 3,3±0,1 2,4 2,8 2,7
2. Три кувырка вперед (сек) 5,9±0,2 7,7 ±0,3 2,6 P <0,05
3. Прыжок вверх с усилием 50% от макс., см 35,2±0,56 33,6±1,2 2,40 P <0,05
Примечание: Т1 — показатель скорости, Т2 — Абсолютный показатель КС в циклических локомоциях, Т2-Т1 — Относительный показатель КС. КС - координационные способности
Таким образом, в результате сравнительного анализа полученных результатов можно сделать вывод, что к окончанию педагогического эксперимента, юные танцоры экспериментальной группы имели более высокий уровень развития координационных подго-товленностей, чем их сверстники из контрольной группы. Все это указывает на высокую эффективность предлагаемой нами экспериментальной методики.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что средства хореографии необходимо включать в тренировочный процесс юных спортсменов. Хореографическая подготовка является неотъемлемой частью в подготовке юных спортсменов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Куликов, А.И. Гимнастика. Музыкально-ритмическое воспитание с методикой преподавания : учебное пособие / А.И. Куликов. - Гомель : [б.и.], 2013. - 125 с.
2. Лэрд, У Техника латиноамериканских танцев. Часть I. / У Лэрд. - М. : Артис, 2003. - 180 с.
3. Скнарь, Ж.А. Музыкально-ритмическое воспитание в школе : учебно-методическое пособие / Ж.А. Скнарь, Т.В. Чепелева, В.А. Лосев. - Витебск : [б.и.], 2015. - 56 с.
REFERENCES
1. Kulikov, A.I. (2013), Gymnastics. Musical-rhythmic education with teaching methods, Gomel.
Belarus.
2. Laird, Walter (2003), Latin dance technique. Part I, Artis, Moscow.
3. Schnare, Zh. A., Chepeleva, T.V. and Losev, V.A. (2015), Musical-rhythmic education in school, Vitebsk, Belarus.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.09.2019
УДК 796.011
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ
Евгений Евгеньевич Щелконогов, старший преподаватель, Владимир Александрович
Овчинников, доктор педагогических наук, профессор, начальник кафедры, Волгоградская академия Министерства внутренних дел России
Аннотация
В статье на основе анализа результатов педагогического тестирования общей физической подготовленности сотрудников Волгоградской академии МВД России делается заключение, что