Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СПОРТСМЕНОВ В МИНИ-ФУТБОЛЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СПОРТСМЕНОВ В МИНИ-ФУТБОЛЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
253
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / МИНИ-ФУТБОЛ / МЕТОДИКА / ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алькова С.Ю.

В статье приведены результаты внедрения методики развития координационных способностей у спортсменов в мини-футболе на этапе начальной подготовки. В качестве ведущих групп упражнений были использованы подводящие, развивающие, ориентированные на совершенствование уровня сформированности навыков координации в мини-футболе, улучшающие специализированные восприятия («чувство мяча»). Эффективность разработанной методики была проверена с помощью динамики уровня развития координационных способностей у спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN FUTSAL PLAYERS AT THE INITIAL TRAINING STAGE

The article presents the results of implementing the methodology for the development of coordination abilities in futsal players at the initial training stage As the leading groups of exercises, we used summing, developing, focused on improving the level of formation of coordination skills in futsal and those that improve specialized perceptions ("sense of the ball"). The efficiency of the developed methodology was tested using the dynamics of the level of coordination abilities’ development in athletes.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СПОРТСМЕНОВ В МИНИ-ФУТБОЛЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ MODERN ISSUES OF БИОМЕДИЦИНЫ BIOMEDICINE 2022, T. 6 (1)_2022, Vol. 6 (1)

Дата публикации: 01.03.2022 Publication date: 01.03.2022

DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_01_33 DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_01_33

УДК 796(470) UDC 796(470)

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СПОРТСМЕНОВ В МИНИ-ФУТБОЛЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ С.Ю. Алькова

БУ ВО Ханты-мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный университет», г. Сургут, Россия

Аннотация. В статье приведены результаты внедрения методики развития координационных способностей у спортсменов в мини-футболе на этапе начальной подготовки. В качестве ведущих групп упражнений были использованы подводящие, развивающие, ориентированные на совершенствование уровня сформированности навыков координации в мини-футболе, улучшающие специализированные восприятия («чувство мяча»). Эффективность разработанной методики была проверена с помощью динамики уровня развития координационных способностей у спортсменов.

Ключевые слова: координационные способности, мини-футбол, методика, этап начальной подготовки спортсменов.

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN FUTSAL PLAYERS AT THE INITIAL TRAINING STAGE S.Yu. Al'kova

Surgut State University, Surgut, Russia

Annotation. The article presents the results of implementing the methodology for the development of coordination abilities in futsal players at the initial training stage As the leading groups of exercises, we used summing, developing, focused on improving the level of formation of coordination skills in futsal and those that improve specialized perceptions ("sense of the ball"). The efficiency of the developed methodology was tested using the dynamics of the level of coordination abilities' development in athletes.

Key words: coordination abilities, futsal, methodology, stage of initial training of athletes.

Введение. На протяжении многолетнего процесса подготовки спортсменов в мини-футболе постоянно совершенствуются элементы технико-тактических действий, что обуславливает важность развития координационных способностей. Если у спортсмена сенсорно-перцептивные возможности, такие как «чувство мяча», «чувство ритма», «чувство темпа» и другие, развиты на высоком уровне, то в соревновательной деятельности его может ждать успех.

Необходимость развития методов и средств формирования координационных способностей как важнейшего двигательного навыка в игровых и спортивно-соревновательных видах деятельности, включая мини-футбол, связана с тем, что координа-

ционные способности являются комплексными, охватывающими различные стороны двигательных навыков мини-футболистов.

Вместе с тем, существует противоречие, суть которого сводится к недостаточному использованию всего потенциала методов, предлагаемых наукой и практикой в области развития координационных способностей мини-футболистов. Во-первых, противоречие между средствами и методами развития координационных способностей в футболе и мини-футболе (футзале). Во-вторых, недостаточная научная обоснованность и систематизация практических и теоретических данных о методике подготовки мини-футболистов на этапе начальной подготовки [1].

В этой связи, целью нашего исследования явилась разработка новой методики развития координационных способностей у

спортсменов в мини-футболе на этапе начальной подготовки и проверка ее эффективности в тренировочном процессе.

Методы и организация исследования.

Научное исследование, посвященное разработке новой методики развития координационных способностей у спортсменов в мини-футболе на этапе начальной подготовки и проверка ее эффективности в тренировочном процессе включала следующее.

Первым этапом работы явился анализ научно-методической литературы. Его цель заключалась в проведении теоретического обоснования влияния координационных способностей на успешность деятельности спортсменов, занимающихся мини футболом. С помощью теоретического исследования изучено состояние вопроса в области развития координационных способностей в спорте, уровень ее актуальности и развития в науке и практике работы с мини-футболистами. Полученная информация позволила выявить наиболее эффективные способы и методы разработки методики по развитию координационных способностей у спортсменов, занимающихся мини-футболом.

Затем был проведен отбор диагностических методик, позволяющих адекватно определить уровни сформированности координационных способностей детей выбранных групп. Проведено диагностическое обследование детей с использованием выбранных методик («Обегание стоек с последующим ударом с носка в цель», «Точность удара», «Комплексный координационный тест») [2].

В ходе наблюдения за работой тренеров-преподавателей, а также изучения педагогической документации, была дана оценка состояния работы тренеров по использованию методов и приемов, направленных на развитие координационных способностей в тренировочном процессе.

Проводился отбор и уточнение комплексов упражнений и игровых заданий по развитию координационных способностей детей для включения в разрабатываемую методику.

MODERN ISSUES OF BIOMEDICINE 2022, Vol. 6 (1)

Следующим этапом исследования явилось внедрение методики развития координационных способностей спортсменов в мини-футболе и проверка ее эффективности в тренировочном процессе с помощью динамики уровня координационных способностей спортсменов. Полученные в ходе исследования результаты были собраны и проверены нами с помощью методов математической статистики. Нами были определены средние величины, среднее арифметическое, среднеквадратичное отклонение результатов педагогического тестирования перед началом и в конце педагогического эксперимента, а также проверена их достоверность с помощью t-критерия Стьюдента.

В качестве базы для организации проведения эксперимента выбрана Муниципальное бюджетное учреждение спортивной подготовки специализированная школа олимпийского резерва (МБУ СП СШОР) «Ермак» города Сургута. В группы включены дети 2012-2013 годов рождения в количестве 20 человек, тренеры - Иваненков А.Н., Виниченко А.А.

Все дети занимаются мини-футболом в течение двух лет. Медицинских противопоказаний не имеют, хронических заболеваний и отклонений здоровья в анамнезе не выявлено.

Тренировки проводятся три раза в неделю по программе, разработанной тренерами (Иваненков А.Н., Виниченко А.А.) в соответствии с ФССП по мини-футболу согласно Приказу [3] и утвержденной руководством МБУ СП СШОР «Ермак».

Результаты исследования и их обсуждение. С учетом положений и выводов, сделанным на этапе теоретического исследования, был сделан вывод о том, что с учетом специфики мини-футбола как вида спорта, наиболее эффективным может стать специальная методика, представляющая собой сочетание специальных упражнений по развитию координационных способностей, а также применение игрового и соревновательного метода. Все это обеспечит синерге-тический эффект от задействования всех элементов, формирующих необходимые для

мини-футбола группы координационных способностей.

В качестве ведущих групп упражнений были использованы подводящие, развивающие, ориентированные на совершенствова-

МОБЕКК КБЦЕБ ОБ БЮМЕБГСШЕ 2022, Уо1. 6 (1)

ние уровня сформированности навыков координации в мини-футболе, улучшающие специализированные восприятия («чувство мяча»). Эти группы упражнений представлены в таблице 1.

Тип упражнений Направленность упражнений

Подводящие Закрепление технических и технико-тактических действий мини-футбола

Развивающие Формирование и совершенствование специфических групп уровня сформированности навыков координации (соответствующих умений), преобладающих в мини-футболе

Ориентированные на совершенствование уровня сформирован-ности навыков координации в мини-футболе Способность к равновесию (динамическое равновесие, статическое равновесие) Дифференцирование пространственных параметров движений Способность к реагированию Способность к перестроению движений Способность к ритму

Улучшающие специализированные восприятия Развитие «чувства мяча»

Таблица 1

Основа для разработки методики развития координационных способностей детей

Занятие было построено следующим образом:

- в подготовительной части - подводящие и общеразразвивающие упражнения;

- в основной - упражнения, ориентированные на совершенствование уровня сфор-мированности навыков координации в мини-футболе и/или упражнения, улучшающие специализированные восприятия. Затем игровые упражнения высокой технико-тактической и координационной сложности;

- в заключительной части - упражнения, улучшающие специализированные восприятия, «заминка» (упражнения на гибкость).

В основной части в течение 25 минут проводились игры по одному из вариантов таблицы 2 (например, игра в четверо ворот с разным количеством игроков в командах, игра в двое ворот команды, игра в двое ворот с тремя зонами, игра в двое ворот с разным количеством игроков с атакующим действиями, игра в одни ворота команды с двумя «нейтральными» защитниками).

В тренировочном процессе цикла подготовки все комплексы упражнений и игровые упражнения использовались последовательно, с чередованием упражнений (по 2-3) из каждого комплекса и игровых упражнений.

В частности, выбирались по два-три упражнения из комплекса № 1 «Подводящие упражнения», два-три упражнения из комплекса № 2 «Развивающие упражнения», два-три упражнения из комплекса № 3 «Упражнения, ориентированные на совершенствование уровня сформированности навыков координации в мини-футболе» и два упражнения из комплекса № 4 «Упражнения, развивающие специальное восприятие («чувство мяча»)». Таким образом, в среднем от 8 до 10 упражнений на развитие координации отрабатывались на каждом занятии в основной части.

Далее проводились игры, подбираемые из составленного плана произвольно, поскольку все они рассчитаны на развитие навыков координации в игровой деятельности.

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ

MODERN ISSUES OF

БИОМЕДИЦИНЫ 2022, T. 6 (1) BIOMEDICINE 2022, Vol. 6 (1)

Упражнения, развивающие координа- Для удобства оценки уровня развития цию, применялись в основной части заня- координационных способностей была раз-тий, а подготовительная и заключительная работана шкала, позволяющая соотнести ре-проводились по стандартной схеме. зультаты тестирования с уровнями развития В качестве критерия оценки эффектив- координационных способностей (табл. 3). ности разработанной методики явилась динамика уровня развития координационных способностей у спортсменов в мини-футболе на начальном этапе подготовки. Таблица 2 Подбор игровых упражнений технико-тактического характера

Прием Содержание приема

1. Позиционные перестроения (индивидуально и в группах) Игра «В четверо ворот» - с разным количеством игроков в командах. Расположение - по диагонали. «Отбор мяча» - при переходе обороняющейся команды в зону владения мячом.

2. Перемещения (в группах) Игра «В двое ворот» - командами.

3. Перемещения (индивидуально и командные) Игра «В двое ворот» - командами. «Опережение соперника» при отборе мяча различными техническими приемами

5. «Маневрирование» -выигрыш времени Игра «В двое ворот» - командами. После отбора мяча, игроки занимают свободные зоны через центральную зону. Если атака завершается или срывается, то члены команды меняются.

6. Перемещения (групповые и индивидуальные) Игра «В двое ворот» - командами, с применением трех зон. Мяч вводится в первую зону, затем последовательно во вторую. Когда мяч переводится в третью зону, от два футболиста из первой зоны подключаются в третью.

7. «Опережение» - занятие выгодных позиций по отношению к сопернику Игра «В двое ворот» - командами, с разным количеством игроков. Розыгрыш «стенки», с акцентом «на опережение» после передачи мяча через центр.

8. «Маневрирование» -отвлекающие действия группы атакующих игроков команды Игра «В одни ворота» - командами, с двумя «нейтральными» защитниками.

Таблица 3

Шкала оценки уровня развития координационных способностей детей_

№ п/п Название теста Уровень развития КС

низкий средний высокий

Тест 1 Обегание стоек с Вне зависимости 10-12 секунд с попа- Менее 8 се-

последующим от попадания в данием в цель. кунд с попа-

ударом с носка в цель свыше 12 се- 8-10 секунд без попа- данием в цель

цель (с) кунд дания в цель

Тест 2 Точность удара Менее 5 удачных 5-8 удачных ударов 8-10 удачных

(кол-во) ударов ударов

МОБЕКК КБЦЕБ ОБ БЮМЕБГСШЕ 2022, Уо1. 6 (1)

Продолжение таблицы 3

Тест 3 Комплексный ко- Выполнены Выполнены удачно Выполнены

ординационный удачно менее 3 за- 3-4 задания удачно все

тест (кол-во) даний пять заданий

Полученные в ходе педагогического эксперимента, результаты диагностики уровня сформированности координационных способностей детей представлены в таблице 4.

Данные таблицы 4 констатируют то, что в ходе педагогического эксперимента произошли следующие сдвиги в показателях координационных способностей спортсменов начального уровня подготовки:

- в тесте «Обегание стоек с последующим ударом с носка в цель (с)», в контрольной группе - сокращение общего времени выполнения теста на 0,5 с или на 5,25%, а в

экспериментальной группе - увеличение на 2,6 с или 24%,

- в тестовом задании «Точность удара (кол-во попаданий)» средний результат в контрольной группе - увеличение в 0,2 раза или на 3,03%, а в экспериментальной группе - увеличение на 1,3 попаданий или 20,31%,

- в тесте «Комплексный координационный тест (кол-во последовательно выполненных заданий)» у спортсменов в контрольной группе результат увеличился на 0,3 выполнения или на 9,68%, а в экспериментальной группе - на 1,2 упражнения или на 50%.

Таблица 4

Динамика уровня координационных способностей детей (п=20)

Экспериментальная группа Контрольная группа

На начало На Отклон На начало На конец Откл

Тесты М ± о конец М ± о ение (%) М ± о М ± о онен ие (%)

Тест № 1

«Обегание стоек с последующим ударом 9,4 ± 2,22 7,2 ± 1,62 -24 10 ± 3,23 9,5 ± 2,72 5,26

с носка в цель (с)»

Тест № 2 «Точность удара 6,4 ± 2,22 7,7 ± 2,31 +20,31 6,6 ± 2,41 6,8 ± 2,20 3,03

(кол-во попаданий)»

Тест № 3 «Комплекс-

ный координационный тест (кол-во последовательно вы- 2,4 ± 1,43 3,6 ± 1,26 50 3,1 ± 1,20 3,4 ± 0,84 9,68

полненных заданий)»

Заключение. В течение педагогиче- спортсменов этапа начальной подготовки

ского эксперимента показатели у всех участ- объясняется увеличением объёма времени,

ников эксперимента увеличились, но в экс- отведенного на развитие координации дви-

периментальной группе показатели выше, жения в сенситивном периоде её развития. чем в контрольной. Увеличениеуровня развития координационных способностей у

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Скорович С.Л. Методика акцентированного развития координационных способностей высококвалифицированных спортсменов в мини-футболе (футзале) / С.Л. Скорович // Дисс. канд. пед. наук. - 2012. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/met odika-aktsentirovannogo-razvitiya-koordinatsionny kh-sposobnostei-vysokokvalifitsirovannyk (Дата обращения 20.05.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Полевой Г.Г. Развитие специфических координационных способностей футболистов 11 -12 лет с учетом особенностей проявления свойств нервной системы / Г.Г. Полевой // Ульяновск: Зебра. - 2015. - 105 с.

3. Приказ Минспорта России от 25.10.2019 N 880 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «футбол» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2019 N 56429) // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 24.05.2021).

MODERN ISSUES OF BIOMEDICINE 2022, Vol. 6 (1)

REFERENCES

1. Skorovich S.L. Methods of accentuated development of coordination abilities of elite futsal players / S.L. Skorovich // Dissertation for a scientific degree of the Candidate of Pedagogical Sciences - 2012. [Electronic resource] Access mode:https://www.dissercat.com/content/metodika -aktsentirovannogo-razvitiyakoordinatsionnykh-sposobnostei-vysokokvalifitsirovannyk (Accessed on 20.05.2021).

2. Polevoj G.G. Development of specific coordination abilities of 11-12 year old soccer players, taking into account the peculiarities of the manifestation of the properties of the nervous system / G.G. Polevoj // Ul'yanovsk: Zebra. - 2015. - 105 p.

3. Order of the Ministry of Sports of Russia of 25.10.2019 № 880 "On approval of the federal standard of sports training in the sport "soccer" (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 06.11.2019 № 56429) // Official Internet Portal of Legal Information [Electronic resource] Access mode: http://www.pravo.gov.ru (Accessed on 24.05.2021).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Алькова Светлана Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории физической культуры, БУ ВО Ханты-мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный университет», Сургут, e-mail: dunuasha@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Svetlana Yur'evna Al'kova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory of Physical Culture, Surgut State University, Surgut, e-mail: dunuasha@mail .ru.

Для цитирования: Алькова С.Ю. Развитие координационных способностей у спортсменов в мини-футболе на этапе начальной подготовки / С.Ю. Алькова // Современные вопросы биомедицины. -2022. - Т. 6. - № 1. DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_01_33

For citation: Al'kova S.Yu. Development of coordination abilities in futsal players at the initial training stage / S.Yu. Al'kova // Modern Issues of Biomedicine. - 2022. - Vol. 6. - № 1. DOI: 10.51871/25880500 2022 06 01 33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.