Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МИНИ-ФУТБОЛА'

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МИНИ-ФУТБОЛА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
422
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИ-ФУТБОЛ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алькова С.Ю., Булгакова О.В.

В статье приведены результаты применения средств мини-футбола для развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры. Экспериментальные средства мини-футбола были разработаны таким образом, чтобы иметь возможность использовать комбинации отдельных комплексов упражнений и варьировать их. Из мини-футбольных упражнений были сформированы блоки, учитывающие направленность развития отдельных видов координационных способностей: подводящие, специальные и обучающие. Эти средства, способствовали формированию новых умений и навыков и поэтому, являлись стимулятором развития координационных способностей по отношению к двигательному опыту младших школьников, эффективно воздействовали на двигательный, зрительный, тактильный анализаторы. В качестве критерия проверки эффективности разработанных применения средств мини-футбола была избрана динамика уровня координационной подготовленности детей 1-4 классов. Полученные результаты доказали эффективность применения разработанных средств. В экспериментальной группе и у мальчиков, и у девочек приросты результатов значительны и достоверны, что показало эффективное воздействие на формирование следующих способностей: относящихся к целостным двигательным действиям, к ориентированию в пространстве, к согласованию (связи) действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алькова С.Ю., Булгакова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF PRIMARY SCHOOL-AGED CHILDREN BY MEANS OF FUTSAL

The article presents the results of the use of futsal tools for the development of coordination abilities in primary school-aged children on physical education classes. Experimental means of futsal have been designed in such a way as to be able to use combinations of individual sets of exercises and vary them. From futsal exercises, blocks were formed, taking into account the direction of development of certain types of coordination abilities: leading, special and training. These tools contributed to the formation of new skills and therefore, were a stimulant for the development of coordination abilities in relation to the motor experience of younger schoolchildren, effectively affected the motor, visual, tactile analyzers. The dynamics of the level of coordination fitness of children of 1-4 grades was chosen as a criterion for checking the effectiveness of the developed use of futsal tools. The obtained results proved the effectiveness of the developed tools. In the experimental group, both boys and girls had significant and reliable gains in results, which showed an effective effect on the formation of the following abilities: related to holistic motor actions, orientation in space, coordination (communication) of actions.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МИНИ-ФУТБОЛА»

Дата публикации: 01.03.2022

Publication date: 01.03.2022 DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_01_34

UDC 796(470)

DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_01_34 УДК 796(470)

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МИНИ-ФУТБОЛА С.Ю. Алькова, О.В. Булгакова

БУ ВО Ханты-мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный университет», г. Сургут, Россия

Аннотация. В статье приведены результаты применения средств мини-футбола для развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры. Экспериментальные средства мини-футбола были разработаны таким образом, чтобы иметь возможность использовать комбинации отдельных комплексов упражнений и варьировать их. Из мини-футбольных упражнений были сформированы блоки, учитывающие направленность развития отдельных видов координационных способностей: подводящие, специальные и обучающие. Эти средства, способствовали формированию новых умений и навыков и поэтому, являлись стимулятором развития координационных способностей по отношению к двигательному опыту младших школьников, эффективно воздействовали на двигательный, зрительный, тактильный анализаторы. В качестве критерия проверки эффективности разработанных применения средств мини-футбола была избрана динамика уровня координационной подготовленности детей 1 -4 классов. Полученные результаты доказали эффективность применения разработанных средств. В экспериментальной группе и у мальчиков, и у девочек приросты результатов значительны и достоверны, что показало эффективное воздействие на формирование следующих способностей: относящихся к целостным двигательным действиям, к ориентированию в пространстве, к согласованию (связи) действий.

Ключевые слова: мини-футбол, координационные способности, дети младшего школьного возраста.

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF PRIMARY SCHOOL-AGED CHILDREN BY MEANS OF FUTSAL S.Yu. Al'kova, O.V. Bulgakova

Surgut State University, Surgut, Russia

Annotation. The article presents the results of the use of futsal tools for the development of coordination abilities in primary school-aged children on physical education classes. Experimental means of futsal have been designed in such a way as to be able to use combinations of individual sets of exercises and vary them. From futsal exercises, blocks were formed, taking into account the direction of development of certain types of coordination abilities: leading, special and training. These tools contributed to the formation of new skills and therefore, were a stimulant for the development of coordination abilities in relation to the motor experience of younger schoolchildren, effectively affected the motor, visual, tactile analyzers. The dynamics of the level of coordination fitness of children of 1-4 grades was chosen as a criterion for checking the effectiveness of the developed use of futsal tools. The obtained results proved the effectiveness of the developed tools. In the experimental group, both boys and girls had significant and reliable gains in results, which showed an effective effect on the formation of the following abilities: related to holistic motor actions, orientation in space, coordination (communication) of actions. Key words: futsal, coordination abilities, primary school-aged children.

Введение. Проблема развития координационных способностей школьников обсуждается как специалистами-практиками, занимающимися с детьми разных возрастных групп, так и ведущими учеными в области развития физических качеств.

Авторы, изучающие проблему развития координационных способностей у младших школьников, указывают на то, что их формирование лучше всего происходит в период, когда «закладывается фундамент» в развитии координационных двигательных возможностей, а именно в 6-11 лет [1].

Мини-футбол является одним из популярных видов спорта среди детей. Как следствие, многие ученые и практики понимают важность использования этой игры как одного из средств комплексного развития основных физических качеств, дающего возможность решения различных двигательных задач в условиях вариативности.

Принимая во внимание недостаточность разработанности проблемы целенаправленного использования средств мини-футбола в развитии координационных способностей детей, целью исследования явилось теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка средств мини-футбола, направленных на развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста.

Почему именно мини-футбол? Существует достаточное количество программ и методик, учебно-методических материалов, исследующих координационные способности у детей младшего школьного возраста, разработанные различными авторами. Следует учитывать, что любая инновационная разработка должна учитывать множество объективных и субъективных факторов, таких как возможности образовательного учреждения, для реализации конкретной методики или программы, уровень подготовленности и заинтересованности разработчика и педагогического коллектива, уровень физической подготовленности и функциональных возможностей детей. Именно эти факторы явились ведущими, при разработке экспериментальных средств. Разработчик

сам является учителем физической культуры у детей 4 класса и ведет тренировочный процесс в секции по мини-футболу. Уровень его квалификации и опыт работы позволил оптимально подобрать не только сами упражнения, варьировать их и использовать комбинации отдельных комплексов упражнений на уроках физической культуры (третий час), но и подобрать тесты, адекватные уровню подготовки детей и интересные в выполнении, для контроля динамики показателей уровня показателей координационной подготовленности детей.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось при помощи следующих методов:

- анализ литературных источников. Нами были проанализированы программы и методики, направленные на развитие отдельных специфических координационных способностей у детей, при создании специальных условий, которые применяются или рекомендованы к применению в образовательных учреждениях. В итоге, некоторые методические подходы и приемы были учтены при разработке собственных экспериментальных средств мини-футбола, особенно те, которые имели направленность на совершенствование отдельных специфических координационных способностей средствами игровых видов спорта;

- педагогическое наблюдение. На этапе теоретического исследования, детям на уроках физической культуры были предложены различные спортивные игры. В результате педагогического наблюдения было выявлено, что наибольший интерес у детей вызывает игра «мини-футбол». Эмоциональный фон урока, где использовалась эта игра, всегда был выше среднего. У детей наблюдался очень активный интерес к овладению новыми умениями и навыками. Было выявлено, что девочек в этом возрасте игра «мини-футбол» увлекает не меньше, чем мальчиков. По уровню физическойподго-товленности между детьми особенных различий выявлено не было. Это показали результаты предварительного тестирования уровня физической подготовленности;

- педагогическое тестирование. Тесты были подобраны таким образом, чтобы можно было выявить абсолютные показатели координационных способностей в циклических локомоциях, способность к ориентированию в пространстве и оценить способности к согласованию действий у детей, так как данный возраст является сензитив-ным в развитии именно этих способностей. При подборе тестов, мы руководствовались, главным образом, исполнимостью и простотой действий, а тест «Маятник-бросок-цель» воспринимался детьми как подвижная игра и выполнялся ими с удовольствием;

- педагогический эксперимент. Его суть описана нами ниже, в результатах исследования;

- методы математической статистики. Нами были определены средние величины, среднее арифметическое, среднеквадратичное отклонение результатов педагогического тестирования перед началом и в конце педагогического эксепримента, а также проверена их достоверность с помощью ^критерия Стьюдента.

Научное исследование проводилось в МБОУ СОШ № 6 города Пыть-Ях, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с сентября 2019 года по май 2021 года. В 2019/2020 учебном году проводилось теоретическое исследование и наблюдение, а в 2020/2021 учебном году проводилась практическая часть по внедрению экспериментальных средств мини-футбола в физическое воспитание детей младшего школьного возраста. Экспериментальную группу составили ученики 4 «А» класса, а контрольную группу ученики 4 «Б» класса, в количестве 46 человек. Возраст участников -10 лет.

Результаты исследования и их обсуждение. В соответствии с приказом Минобр-науки от 30 августа 2010 г. № 889 [2], указано: «...Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств детей, внедрение современных систем физического воспитания» (в неделю (всего 102 ч.): в 1 классе - 99 ч., во 2 классе - 102 ч., в 3 классе - 102 ч., в

4 классе - 102 ч.).

В нашем исследовании, в физическом воспитании школьников 4 классов МБОУ СОШ № 6 г. Пыть-Ях, продолжительность целенаправленного педагогического воздействия средств мини-футбола составила 33-34 недели, одно занятие в неделю, а именно третий час, отводился на использование подвижных и спортивных игр.

Во время педагогического эксперимента в контрольной группе занятия по физической культуре проводились согласно расписанию, три раза в неделю по 40 минут в соответствии с «Рабочей программой по физической культуре для 1-4 классов», утвержденной приказом директора МБОУ СОШ № 6 от «30» августа 2017 года № 546-О, а в экспериментальной группе занятия по физической культуре проводились два раза в неделю по этой же программе, а один раз в неделю - по предложенному нами кален-дарно тематическому плану по физической культуре 4 класс (34 ч.), включающему применение на уроках средств мини-футбола.

Применение средств мини-футбола в учебном предмете «Физическая культура» у школьников 4 классов состояло из комплексов упражнений, сгруппированных по направленности развития следующих способностей [3]:

- ориентирование в пространстве. Примеры: игры и задания, включающие «выбор направления», «сохранение направления», «выбор цели»;

- дифференцирование действий. Примеры: задания предполагали разные уровни сложности, с учетом уровня двигательного опыта в данном виде деятельности;

- быстрота перестроения двигательной деятельности. Примеры: эстафеты и соревновательные упражнения, в которых необходимо было переключаться от одних двигательных действий к другим или выполнять целостные двигательные комбинации, в изменяющихся определенным образом условиях;

- равновесие. Примеры: индивидуальные и групповые задания, выполняемые соревновательным способом, на «удержание

балансов и поз» с мячами и без них;

- согласование движений. Примеры: в основном групповые задания и в парах, требующие согласования движений тела в пространстве и во времени, как одновременного, так и последовательного;

- реагирование. Примеры: индивидуальные, в парах и групповые задания, выполняемые с использованием различных сигналов и ограничений.

Эти экспериментальные средства использовались в комбинации отдельных комплексов упражнений и варьировались с учетом задач урока.

Особенностью применения экспериментальных средств явилось включение координационных упражнений с использованием средств мини-футбола в начале основной части урока, проведение в течение 10-15

мин. и применение от 2 до 5 упражнений (продолжительность упражнений от 30 с до 2-3 мин.).

В качестве критерия проверки эффективности разработанных применения средств мини-футбола была избрана динамика уровня показателей координационной подготовленности детей 4 классов.

Для определения уровня показателей координационной подготовленности младших школьников, нами была сформирована батарея тестовых заданий, направленных на оценку следующих способностей: относящихся к целостным двигательным действиям, к ориентированию в пространстве, к согласованию (связи) действий. Результаты тестирования в начале и в конце эксперимента представлена в таблице.

Таблица

Динамика уровня показателей координационной подготовленности детей (п=46)

Контрольная группа (п=23) Экспериментальная группа (п=23)

Тесты На начало На конец Откл На На конец Отклоне

М±о М±о онени е (%) начало М±о М±о ние (%)

Мальчики (п=13 Мальчики (п=1 3)

Челночный бег (3x10

м.) в исходном положении лицом 9,5±0,21 9,4±0,19 +1% 9,4±0,32 8,8±0,54 +7%

вперед (с)

Маятник - бросок -цель (балл) 5,2±1,03 5,6±0,84 +8% 5,2±1,81 7,2±0,92 +38%

Перешагивание через гимнастическую 21,1±0,29 20,9±0,30 +1% 20,9±0,20 19,5±0,37 +7%

палку (с)

Девочки (п=10) Девочки (п=10)

Челночный бег (3x10

м.) в исходном положении лицом 9,9±0,24 9,8±0,13 +1% 9,9±0,24 9,6±0,28 +3%

вперед (с)

Маятник - бросок -цель (балл) 5,7±0,95 5,8±0,79 +2% 5,6±0,97 6,7±0,48 +20%

Перешагивание через гимнастическую 22,8±0,41 22,7±0,46 +1% 22,8±0,47 21,8±0,67 +4%

палку (с)

В ходе педагогического эксперимента произошли следующие сдвиги в показателях координационных способностей у детей младшего школьного возраста:

- в тесте «Челночный бег (3x10 м)» в исходном положении лицом вперед», у мальчиков в контрольной группе - увеличение на

0.1.с или на 1%, а в экспериментальной группе - увеличение на 0,6 с или 7%, у девочек в контрольной группе произошло увеличение на 0,1 с или на 1%, а в экспериментальной группе - увеличение на 0,3 с или 3%;

- в тестовом задании «Маятник - бросок

- цель» средний результат школьников у мальчиков в контрольной группе - увеличение на 0,4 с или на 8%, а в экспериментальной группе - увеличение на 2,0 с или 38%, у девочек в контрольной группе произошло увеличение на 0,1 с или на 2%, а в экспериментальной группе - увеличение на 1,1 с или 20%;

- в тесте «Перешагивание через гимнастическую палку» у мальчиков в контрольной группе результат увеличился на 0,2 с

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ботяев В.Л. Актуализация форм контроля и оценки координационных способностей в младшем школьном возрасте / В.Л. Ботяев, К.А. Ко-това, С.В. Ботяев // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2018. - Т. 3.

- № 4. - С. 81-84.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/d oc/6642163/#ixzz6uoYie3d2 (Дата обращения: 02.05.2021).

или на 1%, а в экспериментальной группе -на 1,4 с или на 7%, у девочек в контрольной группе произошло увеличение на 0,1 с или на 1%, а в экспериментальной группе - увеличение на 1,0 с или 4%.

В течение педагогического эксперимента показатели у всех участников эксперимента увеличились, но в экспериментальной группе - показатели выше, чем в контрольной.

Заключение. Проведенное исследование показывает, что после применения разработанных средств в экспериментальной группе и у мальчиков, и у девочек приросты результатов значительны, то есть, применение средств мини-футбола оказало эффективное воздействие на формирование следующих координационных способностей: относящихся к целостным двигательным действиям, к ориентированию в пространстве, к согласованию (связи) действий. Кроме того, экспериментальные средства расширили двигательный опыт младших школьников и эффективно воздействовали на зрительный и тактильный анализаторы.

3. Зубков И.В. Методика развития координационных способностей у футболистов 10-12 лет / И.В. Зубков // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-koordinatsionnyh-sposobnostey-u-futbolistov-10-12-let (Дата обращения: 15.04.2021).

REFERENCES

1. Botyaev V.L. Actualization of forms of control and assessment of coordination abilities in primary school age / V.L. Botyaev, K.A. Kotova, S.V. Botyaev // Physical Culture. Sports. Tourism. Motor Recreation. - 2018. - Vol. 3. - № 4. -P. 81-84.

2. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation № 889 dated August 30, 2010 "On Amendments to the Federal Basic Curriculum and Sample Curricula for Educational Institutions of the Russian Federation Implementing General Education Programs Approved by Order of the Ministry of Education of the Russian Federation № 1312 dated March 9, 2004 "On Approval of the Federal Basic Curriculum and Sample Curricula for Educational Institutions of the Russian Federation Im-

plementing general Education Programs" [Electronic resource] Access mode: http://www.gar-ant.ru/products/ipo/prime/doc/6642163/#ixzz6uoY ie3d2 (Accessed on 02.05.2021). 3. Zubkov I.V. Methodology for the development of

coordination abilities in 10-12 year old soccer players / I.V. Zubkov // [Electronic resource] Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-koordinatsionnyh-sposobnostey-u-futbolistov-10-12-let (Accessed on 15.04.2021).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Светлана Юрьевна Алькова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории физической культуры, БУ ВО Ханты-мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный университет», Сургут, e-mail: dunuasha@mail.ru.

Оксана Владимировна Булгакова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории физической культуры, БУ ВО Ханты-мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный университет», Сургут, e-mail: bulgakova_oksana_1973@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Svetlana Yur'evna Al'kova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Department of Theory of Physical Culture, Surgut State University, Surgut, e-mail: dunuasha@mail.ru. Oksana Vladimirovna Bulgakova - Candidate of Pedagogical Sciences, Surgut State University, Surgut, e-mail: bulgakova_oksana_1973@mail.ru.

Для цитирования: Алькова С.Ю. Развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста средствами мини-футбола / С.Ю. Алькова, О.В. Булгакова // Современные вопросы биомедицины. - 2022. - Т. 6. - № 1. DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_01_34

For citation: S.Yu. Al'kova Development of coordination abilities of primary school-aged children by means of futsal / S.Yu. Al'kova, O.V. Bulgakova // Modern Issues of Biomedicine. - 2022. - Vol. 6. -№ 1. DOI: 10.51871/2588-0500 2022 06 01 34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.