Научная статья на тему 'Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста средствами дзюдо на основе модульной технологии'

Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста средствами дзюдо на основе модульной технологии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
328
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: ДЕТИ 8-10 ЛЕТ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / КООРДИНАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ДЗЮДО / МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Борисенко О. В., Логинов С. И., Лубышева Л. И.

Разработка инновационных модульных технологий совершенствования координационных способностей юных спортсменов с использованием метода круговой тренировки актуальная задача. Целью исследования было определение эффективности модульной технологии в развитии координационных способностей детей младшего школьного возраста, регулярно занимающихся дзюдо. В исследовании участвовали 23 мальчика 8-10 лет, занимающихся в СДЮШОР «Ермак» г. Сургута. Обследование проводили на базе лаборатории биомеханики и кинезиологии Сургутского государственного университета в 2013-2014 гг. Каждая координационная способность содержала обучающий и развивающий модули, продолжающиеся в течение 12 занятий. Использовали тесты на равновесие, ориентацию в пространстве, дифференцирование, согласование движений, темпоритмическую способность и реагирование. Модульная технология (МТ) сопровождается улучшением всех показателей изученных координационных способностей юных дзюдоистов в сравнении с данными экспериментальной группы «после МТ» и контрольной группы (без МТ), а именно способностей к ориентированию (8,06±3,12 см против 5,34±2,56 см, p=0,0074), дифференцированию (97,55±18,9 см против 112,2±9,85 см, p=0,0247), темпу и ритму (0,74±0,38 с против 1,05±0,36 с, p=0,0167), равновесию (15,05±6,9 с против 10,76±3,11 с, p = 0,0221). В контрольной группе достоверных изменений не выявлено. МТ повышает уровень координационных способностей юных дзюдоистов. Результаты могут быть использованы в практике тренеров-преподавателей спортивных учреждений, в процессе организации уроков физической культуры в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста средствами дзюдо на основе модульной технологии»

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДЗЮДО НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

УДК/UDC 796.853.23

ril

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 19.03.2015 г.

Аспирантка О.В. Борисенко1

Доктор биологических наук, профессор С.И. Логинов1 Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева1

1 Сургутский государственный университет, Сургут

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN BY MEANS OF JUDO IN CONTEXT OF MODULAR TECHNOLOGY

Postgraduate student O.V. Borisenko1 Dr.Biol., Professor S.I. Loginov1 Dr.Hab., Professor L.I. Lubysheva1

1 Surgut State University, Surgut

Аннотация

Annotation

Разработка инновационных модульных технологий совершенствования координационных способностей юных спортсменов с использованием метода круговой тренировки - актуальная задача. Целью исследования было определение эффективности модульной технологии в развитии координационных способностей детей младшего школьного возраста, регулярно занимающихся дзюдо. В исследовании участвовали 23 мальчика 8-10 лет, занимающихся в СДЮШОР «Ермак» г. Сургута. Обследование проводили на базе лаборатории биомеханики и кинезиологии Сургутского государственного университета в 2013-2014 гг. Каждая координационная способность содержала обучающий и развивающий модули, продолжающиеся в течение 12 занятий. Использовали тесты на равновесие, ориентацию в пространстве, дифференцирование, согласование движений, темпоритмическую способность и реагирование. Модульная технология (МТ) сопровождается улучшением всех показателей изученных координационных способностей юных дзюдоистов в сравнении с данными экспериментальной группы «после МТ» и контрольной группы (без МТ), а именно способностей к ориентированию (8,06±3,12 см против 5,34±2,56 см, p=0,0074), дифференцированию (97,55±18,9 см против 112,2±9,85 см, p=0,0247), темпу и ритму (0,74±0,38 с против 1,05±0,36 с, p=0,0167), равновесию (15,05±6,9 с против 10,76±3,11 с, p = 0,0221). В контрольной группе достоверных изменений не выявлено. МТ повышает уровень координационных способностей юных дзюдоистов. Результаты могут быть использованы в практике тренеров-преподавателей спортивных учреждений, в процессе организации уроков физической культуры в школе.

Ключевые слова: дети 8-10 лет, координационные способности, координационная подготовка, физическое развитие, спортивно-оздоровительное дзюдо, модульная технология.

Development of the innovative modular technologies to improve coordination abilities of young athletes using the method of circuit training is a pressing issue.

The purpose of the present study was to determine the effectiveness of the modular technology for the development of coordination abilities of primary school age children regularly engaged in judo.

23 boys aged 8-10 years, attending the Children and Youth Sports School of Olympic Reserve "Ermak" in Surgut were involved in the study. The study was carried out in the premises of the laboratory of biomechanics and kinesiology of Surgut State University in 2013-2014. Each coordination ability contained educative and developing modules, 12 sessions long. The tests applied included balance, spatial orientation, differentiation, coordination of movements, tempo and rhythm abilities and response. The modular technology (MT) was accompanied by an improvement of all parameters of the studied coordination abilities of young judokas in comparison with the "post-MT" data of the experimental group and the control group (without MT), namely, orientation ability (8,06 ± 3,12 cm versus 5,34 ± 2,56 cm, p = 0,0074), differentiation (97,55 ± 18,9 cm vs 112,2 ± 9,85 cm, p = 0,0247), tempo and rhythm (0,74 ± 0,38 vs 1,05 ± 0,36, p = 0,0167), balance (15,05 ± 6,9 vs 10,76 ± 3,11 s, p = 0,0221). No significant changes were detected in the control group. MT promotes an increase of the level of coordination abilities of young judokas.

The findings can be applied in the practice of coaches in sports institutions when organizing school physical education lessons.

Key words: 8-10-year olds, coordination abilities, coordination training, physical development, sports and recreational judo, modular technology.

и

га у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с

га

^

О (U ■С

Н

Введение. Дзюдо представляет собой популярный в Российской Федерации и за рубежом вид спорта. Он примечателен не только своей технической и тактической оснащенностью, но и философией. Абсолютная цель занятий дзюдо - усовершенствовать себя для того, чтобы принести больше пользы окружающему миру. Следовательно, физическое самосовершенствование и физическая подготовленность для развивающейся личности юного спортсмена не достаточны сами по себе,

они должны быть социально опосредованы и общественно полезны.

Для занятий дзюдо разработана специфическая техника, гармонично развивающая все группы мышц тела человека. Одновременно у детей, занимающихся дзюдо с раннего возраста, формируются основы здорового образа жизни, укрепляется здоровье, происходит гармоничное развитие личностных и физических качеств. Базовая подготовка берет свое начало с техник 6 КЮ квалификации белого пояса и, как

показывает опыт, уже требует координационной подготовки. Интересующие нас показатели координации: равновесие, ориентирование в пространстве, дифференцирование параметров движения, реагирование, темпоритм и согласование движений у дзюдоистов - наиболее существенны [3, 4, 8]. Установлено, что в возрасте 7-10 лет происходит бурное развитие биодинамики движений ребенка, и прежде всего координационного компонента. Следовательно, этот онтогенетический временной отрезок наиболее благоприятен для закладки физических качеств и координационных способностей (КС), реализуемых в процессе становления паттерна физической активности человека [1, 5]. Если такой закладки не произошло, то время для формирования биофизической и физиологической основы кинезиологического потенциала можно считать упущенным, а дальнейшие шаги в этом направлении могут оказаться малоэффективными для развития моторики человека [1, с. 216]. В связи с вышесказанным разработка инновационных модульных технологий совершенствования КС юных спортсменов с использованием метода круговой тренировки представляется актуальной.

Цель исследования - определить эффективность модульной технологии в развитии КС детей младшего школьного возраста, регулярно занимающихся дзюдо.

Контингент и методы исследования. Участвовали 23 мальчика в возрасте от 8 до 10 лет, занимающихся в детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва «Ермак». Обследование проводили на базе научно-исследовательской лаборатории биомеханики и кине-зиологии Сургутского государственного университета в 2013-2014 гг. после получения информированного согласия родителей и детей.

Состояние КС изучали с помощью метода тестов на основе перспективно-прогностической модели их развития [3]. Разработанная нами инновационная модульная технология состояла из 12 модулей. Каждая КС содержала обучающий и развивающий модули, продолжающиеся в течение 12 занятий. Сущность модулей заключалась в обучении новым двигательным умениям с одновременным развитием физической подготовленности. Структурно обучающий модуль (ОМ) содержал 3 занятия, в течение которых дети разучивали упражнения, запоминали их и учились передвигаться по станциям в процессе выполнения заданий. Частота сердечных сокращений (ЧСС) в этом модуле не превышала 90-100 уд/мин. Развивающий модуль (РМ) содержал 9 занятий, в продолжение которых изменялись характер упражнений, станции, команды, пары, последовательность заданий и т. д. ЧСС поддерживали на уровне 110-120 уд/мин. Каждый

модуль состоял из 4 станций. Занятия проводили в течение 20-30 мин после разминки, включавшей комплексы ОРУ.

В соответствии с рекомендациями В. Л. Ботяева [3] использовали тесты на равновесие, ориентацию в пространстве, дифференцирование, согласование движений, темпо-ритмическую способность и реагирование.

Статистический анализ полученных данных проводили с помощью пакета программ Statistica_10 (StatSoft, США). Рассчитывали величины среднего арифметического, стандартного отклонений. Достоверными считали различия при уровне значимости p<0,05 по Стьюденту.

Результаты исследования и их обсуждение. Способность к ориентированию в пространстве после завершения занятий с помощью РМ в экспериментальной группе (ЭГ) увеличилась, о чем свидетельствует изменение показателя с 8,06±3,12 см до 5,35±2,56 см (p=0,0074) внутри группы и между ЭГ и контрольной группой (КГ) после с 5,35±2,56 см до 7,65±2,18 см (p = 0, 0063).В КГ существенных изменений не обнаружено (8,33±2,72 см против 7,66±2,89 см) (рис. 1, А).

Способность к дифференцированию по окончании тренировочных занятий по программе РМ в ЭГ возросла, т. е. дети стали выполнять тест за более короткое время, о чем свидетельствует изменение показателя с 117,1±13,7 см до 97,55± 18,9 см (p = 0,0012) и достоверные различия между данными в ЭГ (после РМ - 97,55±18,9 см) и КГ (без РМ - 112,2±9,85 см) (p=0,0247). В КГ значительных изменений не произошло (8,33±1,57 см против 7,66±2,17 см) (рис. 1, Б).

Способность к реагированию по окончании тренировочных занятий в рамках РМ в ЭГ возросла, т. е. дети стали выполнять тест более быстро и четко, о чем свидетельствует изменение показателя с 18,53±3,42 см до 15,8±3,56 см (p = 0,0249). Достоверных различий между данными ЭГ и КГ после РМ не обнаружено. В КГ за это время так же, как и в предыдущих тестах значительных изменений (рис. 2, А) не произошло (17,8±2,58 см против 16,35±2,70 см). Способность к усвоению темпоритма по окончании тренировочных занятий в рамках РМ в ЭГ значительно возросла, дети стали выполнять тест с гораздо меньшей разницей во времени, о чем свидетельствуют изменение показателя с 1,19±0,57 с до 0,74±0,38 с (p = 0,0074) и достоверные различия между данными ЭГ и КГ после РМ (p=0,0167). В КГ за это время значительных изменений не произошло (1,17±0,34 с против 1,05±0,36 с) (рис. 2, Б).

Способность к согласованию движений по окончании тренировочных занятий в рамках РМ в ЭГ возросла, дети стали выпол-

Рис. 1. Изменение способности к ориентированию в пространстве (А) и дифференцированию (Б) у юных спортсменов-дзюдоистов под влиянием занятий развивающего модуля в экспериментальной группе и обычных занятий в контрольной группе.

Здесь и на рис. 2 и 3: * - достоверно (р<0,05) по сравнению с показателями «до» и «после» внутри группы, * - достоверно (р<0,05) по сравнению с показателями «после» между ЭГ и КГ Вертикальные линии обозначают относительную погрешность

и

га у

г.

ч—

. О 0J

■ -О

с

га

^

О (U ■С

I-

24

20

16

12

18т5 17 8 1,6 Б 1,19 117

■ ■ И ■ ■ ,

J I I И

ЭКСПЕРИМ ЕНТАЛЬНАЯ

КОНТРОЛЬНАЯ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

КОНТРОЛЬНАЯ

ГРУППЫ ■ до после

ГРУППЫ ■до после

Рис. 2. Изменение способности к реагированию (А) и усвоению темпоритма (Б) у юных спортсменов-дзюдоистов под влиянием занятий развивающего модуля в экспериментальной группе и обычных занятий в контрольной группе

Рис. 3. Изменение способности к согласованию движений (А) и поддержанию равновесия (Б) у юных спортсменов-дзюдоистов под влиянием занятий развивающего модуля в экспериментальной группе и обычных занятий в контрольной группе

нять задание за более короткое время, о чем свидетельствует изменение показателя с 12,4±2,01 с до 10,54±1,48 с (p = 0,0031). Достоверных различий между данными ЭГ и КГ после РМ не обнаружено. В КГ за это время значительных изменений (рис. 3, А) не произошло (12,3±2,37 с против 11,46±2,16 с).

Способность к равновесию по окончании тренировочных занятий в рамках РМ в ЭГ возросла, дети стали выполнять тест продолжительнее, о чем свидетельствуют изменение показателя с 10,63±3,49 с до 15,05±7 с (p = 0,0221) и достоверные различия между данными ЭГ и КГ после РМ (p=0,0208). В КГ за это время (рис. 3, Б) значительных изменений не произошло (9,5±3,08 с против 10,8±3,11 с).

Влияние тренировочных занятий в секции дзюдо на двигательные координации было изучено T.W. May et al., 2001 [12], которые с помощью многофакторного анализа показали, что после 6 и 12 месяцев тренировки произошло статистически значимое улучшение показателей равновесия и времени простой зрительно- и слухомоторной реакций. После двухлетней программы тренировок по дзюдо P. Drid et al. (2009) [7] отметили, что сербские мальчики в возрасте 11-15 лет показали лучшие результаты физической подготовленности и КС по сравнению с неподготовленными сверстниками. Сходные результаты получены также польскими исследователями в детско-юношеском дзюдо [6, 9-11] и карате [12]. Наши данные в целом соответствовали результатам этих авторов и зависели от стажа тренировочных занятий [2].

В процессе эксперимента для подведения итогов нами была использована перспективно-прогностическая модель координационной подготовки гимнастов на начальном этапе обучения В. Л. Ботяева [3]. Нормативные уровни координационной подготовки для гимнастов обладают значительной степенью универсальности и могут быть адаптированы

к большинству сложноординационных видов спорта, в том числе и к дзюдо. В ходе наших наблюдений предлагаемые тесты достаточно хорошо зарекомендовали себя в оценке достижений юных дзюдоистов, а полученные результаты в целом совпадали с градацией оценок координационной подготовленности. Метод круговой тренировки показал высокую эффективность и обеспечил равномерную на все мышечные группы, а также нагрузку на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Целенаправленно подобранные управляющие воздействия, включающие оптимальную частоту, интенсивность, длительность и количество повторений, формируют новые качественные признаки двигательной функции спортсмена. В результате происходит ее своеобразное программирование и развитие в заданном направлении [1].

Выводы

1. Использование модульной технологии (МТ) сопровождается улучшением всех показателей изученных КС юных дзюдоистов в ЭГ, а именно способностей к ориентированию, дифференцированию, реагированию, темпу и ритму, согласованию и равновесию внутри экспериментальной группы до и после занятий в рамках развивающего модуля. Под влиянием МТ выявлены существенные различия между всеми изученными координациями в ЭГ (после МТ) по сравнению с КГ (без МТ), кроме времени реагирования и согласования движений. В КГ детей, тренировавшихся по обычной программе, достоверных изменений не выявлено.

2. Данные могут использоваться в практической деятельности тренеров-преподавателей спортивных учреждений, в общеобразовательных школах в рамках дополнительного образования и в процессе организации уроков физической культуры.

Литература

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. -М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

2. Борисенко О.В. Влияние стажа тренировочных занятий на мор-фофункциональные показатели и физическую подготовленность мальчиков-дзюдоистов 8-10 лет / О.В. Борисенко, С.И. Логинов, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 12. - С. 85-87.

3. Ботяев В.Л. Отбор и прогнозирование в спорте на основе показателей развития координационных способностей: монография / В.Л. Ботяев. - Сургут: РИО СурГПУ, 2010. - 214 с.

4. Шестаков В.Б. Теория и методика детско-юношеского дзюдо / В.Б. Шестаков, С.В. Ерегина. - ОЛМА-ПРЕСС. - 2008. - 216 с.

References

1. Bal'sevich, V.K. Ontokineziologiya cheloveka (Human ontokinesiology) / V.K. Bal'sevich. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, 2000. - 275 P.

2. Borisenko, O.V. Vliyanie stazha trenirovochnykh zanyatiy na morfofunktsional'nye pokazateli i fizicheskuyu podgotovlennost' mal'chikov-dzyudoistov 8-10 let (The influence of training experience on morphofunctional characteristics and physical fitness of male judokas aged 8-10 years old) / O.V. Borisenko, S.I. Loginov, L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury.. - 2013. - № 12. - P. 85-87.

3. Botyaev, V.L. Otbor i prognozirovanie v sporte na osnove pokazateley razvitiya koordinatsionnykh sposobnostey: monografiya (Qualification and prediction in sport based on the indicators of development of coordination abilities: monograph) / V.L. Botyaev. - Surgut: RIO SurGPU, 2010. - 214 P.

4. Shestakov, V.B. Teoriya i metodika detsko-yunosheskogo dzyudo (Theory and methodology of youth judo) / V.B. Shestakov, S.V. Eregina. - OLMA-PRESS. - 2008. - 216 P.

5. Alesi, M. Motor and cognitive development: the role of karate / Alesi,

M. [et al.] // Muscles, Ligaments, Tendons J. - 2014. - V. 4, N 2. - P. 114-120.

6. Bala, G. Anthropometric and motor features of young judoists in Vojvodina. / G. Bala, P. Drid // Coll. Antropol. - 2010. - V. 34, N 4. - P. 1347-153.

7. Drid, P. The effects of judo training on anthropometric characteristics and motor abilities of primary school boys. P. Drid [et al.] // Homo Sporticus. - 2009. - N11. - P. 28-32.

8. Lech, G. Effect of the level of coordinated motor abilities on performance in junior judokas. / G. Lech, J. Jaworski, V. Lyakh, R. Krawczyk // J. Hum. Kinet. - 2011. - V. 30. - P. 153-160. doi: 10.2478/v10078-011-0083-0.

9. Lech, G. Level of coordinative motor abilities and the course of fights and level of achievements of senior judo participants. / G. Lech, J. Jaworski, R. Krawczyk // Antropomotoryka. - 2007. - V. 40. - P. 63-69.

10. Lech, G. Significance of body height in martial arts (as exemplified by Judo fighters). / G. Lech, S. Sterkowicz, W. Rukasz. // Human Movement. - 2007. - V. 15. - P. 21-26.

11. Lech, G. The physical capacity and the course of fights and the ports level of judo juniors. / G. Lech, A. Tyka, T. Patka, R. Krawczyk // Arch. Budo. - 2010. - V. 6. - P. 1-6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. May, T.W. Effects of judo training on physical coordination and body sway in adolescents and young adults with multiple impairments and epilepsy. T.W. May, C. Baumann, L. Worms, W. Koring, R. Aring // Deut. Zeit. Sportmedizin. - 2001. - V. 52. - P. 245-251.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И АДАПТАЦИЯ К УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ

В СУБАРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ

УДК/UDC 796.012

Доктор биологических наук, профессор С.И Аспирант А.Ю. Николаев1 Аспирант А.Ю. Ветошников1 Аспирантка С.Г. Сагадеева1

1 Сургутский государственный университет, Сургут

Поступила в редакцию 09.04.2015 г. Логинов1

Ключевые слова: физическая активность, адаптация, внешнее управляющее воздействие, квазиаттрактор.

Введение. Физическая активность (ФА) человека структурно неоднородна и объединяет весь спектр спонтанной и сознательно организованной сократительной деятельности мышц человека, направленной на адаптацию и выживание в физической и социальной окружающей среде. С позиций теории хаоса-саморганизации (ТХС) мы рассматриваем ФА как поведение, определяющее успешность адаптации и позитивную динамику вектора состояния организма человека (ВСОЧ) в т-мерном фазовом пространстве состояний.

Цель исследования - изучение эффектов внешнего управляющего воздействия (ВУВ) на динамику параметров ФА, кардиореспираторной и вегетативной нервной систем в условиях урбанизированной субарктической зоны Западной Сибири (СЗЗС).

Результаты исследования и их обсуждение. Баланс вегетативной нервной системы в условиях СЗЗС характеризуется преобладанием парасимпатических влияний, выраженность которых доминирует у индивидов с низкой физической активностью (НФА) по сравнению с лицами, демонстрирующими уровень ФА умеренной и (или) высокой интенсивности, и является отражением неспецифического компонента адап-

тивной реакции организма при физических нагрузках [1]. Установлена закономерность, характеризующаяся снижением меры хаотичности поведения ВСОЧ при повышении уровня ФА от низкого к умеренному, что количественно оценивает степень эффективности применяемых ВУВ с целью коррекции НФА. Объем квазиаттрактора ВСОЧ снижался в экспериментальной группе студентов с 6,54 Е+0018 в до ВУВ до 8,54 Е+0016 - после, что свидетельствовало о существенном росте уровня синергизма. В контрольной группе студентов, обучавшихся по обычной академической программе без ВУВ значимых изменений не было (5,6 Е+0018).

Вывод. Системный анализ детерминант ФА в сочетании с определением параметров квазиаттракторов ВСОЧ и размерности фазового пространства - состояний ФА и связанных с ней ФСО позволяет по-новому с позиций ТХС подойти к оценке и управлению кинезиологическим потенциалом человека в плане адаптации к условиям субарктической зоны Западной Сибири.

Литература

1. Логинов С.И. Физическая активность человека как биосоциальная система с хаотической динамикой поведения. / С.И. Логинов, О.Н. Басова, Л.Н. Гришина, Л.В. Гизатулина // Информатика и системы управления. - 2009. - Т. 22. - № 4. - С. 11-12.

Информация для связи с автором: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.