ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
УДК 796.344:372.879.6 DOI:
10.24412/2305-8404-2021-11-3-8
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРЫ В БАДМИНТОН
А.Д. Иванов, С.С. Иванова
Разработаны комплексы, способствующие развитию координационных спо-
собностей детей в начальной школе на основе элементов игры в бадминтон. Описаны
примерные упражнения комплексов, подобраны тесты для определения разных
видов
координационных способностей и показаны результаты начального и итогового кон-
троля развития координации у младших школьников.
Ключевые слова: обучающиеся начальной школы, координационные способно-
сти, элементы игры в бадминтон.
DEVELOPMENT OF COORDINATION
ABILITIES OF PRIMARY SCHOOL
STUDENTS WITH THE HELP OF
ELEMENTS OF THE GAME OF
BADMINTON
Ivanov A.D., undergraduate, ivanovad@st.
mininuniver.ru, Russia, Nizhniy Novgorod,
Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical
University,
Ivanova S.S., candidate of pedagogical sci-
ences, associate professor, svetlana-604@
mail.ru, Russia, Nizhniy Novgorod, Minin
Nizhniy Novgorod State Pedagogical Univer-
sity
Complexes have been developed that contrib-
ute to the development of coordinating abili-
ties of children in primary school, based on
the elements of playing badminton. The ap-
proximate exercises included in the complexes
are described, tests are selected to determine
different types of coordination abilities, and
the results of the initial and final control of the
development of coordination in junior school-
children are shown.
Key words: primary school students, coordi-
nation abilities, elements of badminton.
Иванов Александр Дмитриевич, магистрант,
ivanovad@st.mininuniver.ru, Россия, Нижний Новгород,
Нижегородский государственный педагогический уни-
верситет имени Козьмы Минина,
Иванова Светлана Сергеевна, канд. пед. наук,
доц., svetlana-604@mail.ru, Россия, Нижний Новгород,
Нижегородский государственный педагогический уни-
верситет имени Козьмы Минина
В последние годы по данным офи-
циальной статистики наблюдается суще-
ственное снижение здоровья детского на-
селения. Одним из важных показателей
физического здоровья является уровень
физической подготовленности (развитие
двигательных способностей) школьни-
ков, который у 20–40 % детей младшего
школьного возраста характеризуется как
низкий [4]. Поэтому поиск эффективных
путей и средств его развития является
главной задачей физического воспита-
ния.
Одним из качеств, сенситивно
развивающихся в начальной школе, является координация, поэтому ее раз-
витию необходимо уделять особое внимание. Бадминтон является эффек-
тивным средством развития всех видов координационных способностей,
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 11
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 11]
к тому же способствует повышению интереса занимающихся к занятиям
физической культурой, а также не требует больших материальных вложе-
ний.
Занятия бадминтоном также способствуют получению оздорови-
тельного эффекта. «Они позволяют решать различные задачи в комплексе
за счет включения в работу одновременно двигательного, вестибулярного
и зрительного анализаторов. Тем самым позитивно влияют на физическое
состояние занимающихся» [3].
Предполагалось, что применение элементов игры в бадминтон на
уроках физической культуры у обучающихся младших классов будет спо-
собствовать эффективному развитию координации движений.
Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать
эффективность комплексов, способствующих развитию координационных
способностей в начальной школе с помощью элементов игры в бадминтон.
Координационные способности – это совокупность двигательных
способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также
умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожи-
данных ситуациях [8]. Существуют несколько видов координационных
способностей, и для определения уровня каждого из указанных видов были
подобраны тесты [5]:
– «Ловля линейки» (реагирующая способность);
– «Точное воспроизведение усилия», «Точность воспроизведения
половины максимального прыжка в длину с места» (кинестетическая спо-
собность);
– «Аист» (способность к статическому равновесию);
– «Прохождение по гимнастической скамейке» (способность к рав-
новесию в движении);
– «Метание в цель (ориентационная способность).
Для развития координационных способностей применяются сле-
дующие средства:
1) физические упражнения, объединенные по их преимущественной
направленности на развитие разных видов координации;
2) элементы игры в бадминтон;
3) подвижные игры и эстафеты, развивающие координацию.
Подготовительная и основная части занятия содержали упражнения
для развития координации движения кистей рук и блоки для развития
одного вида координацию. Кроме того, в конце основной части занятия
использовались эстафеты, подвижные игры и игра в бадминтон (например,
игра «Салки с воланом»: считается «осаленным» тот, кого коснулся волан.
Он становится «салкой» и уже ему нужно кого-нибудь «осалить» вола-
ном [2]).
Для каждого из вышеуказанных видов координационных способно-
стей были подобраны определенные упражнения, содержащие элементы
Физическая культура [Physical culture]
игры в бадминтон, из которых затем составлялись комплексы. На каждый
вид разработано несколько комплексов, разнообразных по содержанию и
нагрузке. По мере освоения упражнений их необходимо видоизменять,
усложнять или заменять другими упражнениями.
Также использовались подводящие и специальные упражнения –
упражнения для мышц пальцев и кисти, упражнения с ракеткой, жонгли-
рование воланом (закрытой и открытой сторонами ракетки), прохождение
«волановой дорожки» и т. д. Применение «волановой дорожки» позволяет
разнообразить учебный процесс, так как есть много вариантов изменения
или усложнения ее прохождения. Примерно в середине спортивного зала
крепится веревка на высоте трех метров. Примерно 10 воланов на леске
крепятся скрепкой к натянутой веревке на расстоянии одного метра друг
от друга. Длина лески варьируется и зависит от роста занимающегося
(воланы должны находиться на уровне вытянутой вверх руки школьника).
Затем ученики поочереди должны пройти под «волановой дорожкой»,
нанося удары по воланам с одной стороны, с разных сторон, снизу вверх.
По мере освоения упражнения можно увеличивать скорость прохождения
дорожки, прохождение по скамейке, отбивать каждый второй волан и т. д.
Очень популярны жонглирования воланом. Здесь также возможно
применение разных вариантов: в приседе, с поворотами, с разной высотой
отбивания, открытой стороной ракетки и т. д.
Необходимо применять различные движения кистью с ракеткой, а
именно: круговые движения кисти с ракеткой по часовой стрелке и против
ее хода, другой рукой (сжать в кулак) в противоположном направлении,
сгибание кисти с ракеткой вперед-вниз, другой рукой (сжать в кулак) сги-
бание кисти выполняется вниз-вперед, повороты кисти с ракеткой внутрь и
наружу, движение руки с ракеткой по «восьмерке» и др. [1].
Развитие координационных способностей необходимо проводить до
появления явных признаков утомления, учитывая возраст занимающихся,
большое внимание уделяя общеразвивающим упражнениям, подвижным
играм и эстафетам [6].
Для того чтобы процесс развития координационных способностей
был более эффективным, нельзя допускать «автоматического» выполнения
упражнения. После освоения упражнения необходимо усложнять средства
посредством включения более сложных вариантов выполнения упражне-
ния. При усложнении упражнений нужно использовать такие методиче-
ские подходы, как изменение внешних условий выполнения двигательного
действия (изменение пространственных границ, исключение зрительного
контроля (с закрытыми глазами, по мере освоения действия), попадание
воланом в мишень (горизонтальная цель с разным расстоянием) и т. д.,
выполнение привычных действий в непривычных сочетаниях (например,
добавить прыжок или поворот), изменить либо способ выполнения, либо
отдельный элемент упражнения (например, исходное положение или темп
выполнения) [7].
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 11
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 11]
Для доказательства эффективности разработанных комплексов про-
вели педагогический эксперимент на базе общеобразовательной школы
Нижнего Новгорода в течение 2020/21 учебного года. Участниками экспе-
риментальной группы (ЭГ) были школьники 2-го «А» класса (24 чел.),
контрольной группы (КГ) – школьники 2-го «Б» класса (22 чел.).
Учебно-воспитательный процесс по физической культуре в экспе-
риментальной и контрольной группах осуществлялся по программе физи-
ческого воспитания в школе (В.И. Лях, А.А. Зданевич). В занятия по физи-
ческой культуре экспериментальной группы были включены разработан-
ные комплексы для развития координации при помощи элементов игры в
бадминтон. В контрольной группе использовались методики развития
координационных способностей согласно программному материалу.
Для оценки эффективности разработанных комплексов было прове-
дено тестирование школьников до и после эксперимента (таблица).
Показатели общих координационных способностей
школьников контрольной и экспериментальной групп
до и после педагогического эксперимента
Тесты Обследование ЭГ, n=24 КГ, n=22
Критерий,
достоверность
Общая реагирующая способность
Ловля линейки, см До экспер. 22,5±3,8 21,9±4,3
t=0,46; р>0,05
После экспер. 18,3±3,6 20,9±4,2 t=2,4; р<0,05
Достоверность р<0,05 р>0,05
Общая кинестетическая способность
Точность воспроизведения
1/2 прыжка в длину, см
До экспер.
После экспер.
9,4±1,2
7,2±1,3
10,4±2,7
9,1±1,4
t=1,9; р>0,05
t=2,6; р<0,05
Достоверность
Точность воспроизведения
До экспер.
р<0,05
2,2±0,6
р>0,05
2,2±0,4
t=1,6; р>0,05
усилия, кг
После экспер.
2,0±0,3
2,1±0,2
t=1,9; р>0,05
Достоверность
р>0,05
р>0,05
Способность к сохранению равновесия
Поза «Аист», с До экспер. 7,9±1,2 6,9±0,9
t=2,02; р>0,05
После экспер. 13,3±1,8 10,0±1,1 t=2,51; р<0,05
Достоверность р<0,05 р<0,05
Бег по гимнастической
скамейке, с
До экспер.
После экспер.
3,1±0,1
2,3±0,2
3,0±0,2
2,6±0,1
t=0,5; р>0,05
t=2,41; р<0,05
Достоверность
р<0,05
р>0,05
Способность к ориентации в пространстве
Метание в цель, очки До экспер. 5,6±1,3 6,3±1,0
t=1,9 р>0,05
После экспер. 8,0±1,5 6,9±1,1 t=2,39 р<0,05
Достоверность р<0,05 р>0,05
Физическая культура [Physical culture]
Из таблицы видно, что различия показателей координационных
способностей у школьников обеих групп до эксперимента недостоверны.
После эксперимента школьники экспериментальной группы суще-
ственно улучшили показатели реагирующей способности. Также у них
достоверно повысились отдельные показатели кинестетической способно-
сти (точность воспроизведения усилий при прыжке в длину), улучшились
показатели способности к сохранению равновесия (динамического и ста-
тического) и ориентационной способности (различия достоверны).
В контрольной группе, как и в экспериментальной, наблюдалась
положительная динамика показателей общих координационных способно-
стей, однако большинство изменений недостоверны, кроме показателей
статического равновесия.
Таким образом, можно предположить, что применение разработан-
ных комплексов приводит к повышению темпов развития общих коорди-
национных способностей детей 8–9 лет, использующих в учебно-воспита-
тельном процессе элементы игры в бадминтон. Результаты педагогиче-
ского эксперимента дают основание заключить, что предлагаемые ком-
плексы, способствующие развитию координации движений у обучаю-
щихся младших классов, достаточно эффективны.
Список литературы
1. Костин В.А. Азы бадминтона: учеб. пособие. М.: Изд-во МГИУ,
2007. 75 с.
2. Лепешкин В.А. Школьный бадминтон // Физическая культура в
школе. 2006. № 5. С. 32–35.
3. Львова О.С. Совершенствование физической подготовленности и
двигательных умений у младших школьников на занятиях по бадминтону
// Физическая культура и спорт, туризм и безопасность: проблемы и
перспективы развития: сб. материалов Всерос. науч.-практ. семинара.
Мурманск: Изд-во МГГУ, 2015. Т. 1. С. 64–70.
4. Мониторинг физического здоровья обучающихся – важный
ресурс управления здоровьесбережением / Л.Н. Коданева [и др.] // Мир
науки. 2016. Т. 4. № 5. С. 52.
5. Полевщиков М.М., Роженцов В.В. Тестирование двигательных
действий в бадминтоне // Наука в современном информационном
обществе: сб. материалов V Междунар. науч.-практ.конф. North Charleston:
Изд-во «CreateSpace», 2015. С. 93.
6. Стафеева А.В., Замашкина А.Е. Методика повышения
эффективности физической подготовки детей дошкольного возраста
средствами бадминтона // Школа Науки. 2019. № 1 (12). С. 71–72.
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 11
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 11]
7. Холодкова О.В., Данилова М.С. Рекомендации по развитию
координационных способностей на занятиях по бадминтону // Физическая
культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы
развития: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во СПбГУ,
2015. С. 299–305.
8. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического
воспитания и спорта: учеб. пособие. М.: Академия, 2017. 488 с.
References
1. Kostin V.A. Azy badminton [The basics of badminton]: textbook. allowance. M.:
Publishing house MGIU, 2007. 75 p.
2. Lepeshkin V.A. Shkol'nyj badminton [School badminton] // Fizicheskaya
kul'tura
v shkole [Physical culture at school]. 2006. No. 5. P. 32–35.
3. L'vova O.S. Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovlennosti i dvigatel'nyh
ume-
nij u mladshih shkol'nikov na zanyatiyah po badmintonu [Improvement of
physical fitness
and motor skills among younger schoolchildren in badminton classes] // Physical
culture and
sport, tourism and safety: problems and development prospects: collection of
articles. mate-
rials Vseros. scientific-practical seminar. Murmansk: MGGU Publishing House,
2015. T. 1.
P. 64–70.
4. Monitoring fizicheskogo zdorov'ya obuchayushchihsya – vazhnyj resurs
upravle-
niya zdorov'esberezheniem [Monitoring the physical health of students
is an important re-
source for managing health preservation] / L.N. Kodaneva [et al.] //
Mir nauki [World of
Science]. 2016. Vol. 4. No. 5. P. 52.
5. Polevshchikov M.M., Rozhencov V.V. Testirovanie dvigatel'nyh dejstvij
v bad-
mintone [Polevshchikov MM, Rozhentsov VV. Testing of motor actions in
badminton] //
Science in the modern information society: collection of articles.
materials of the V Int.
scientific-practical conference. North Charleston: CreateSpace Publishing
House, 2015. P. 93.
6. Stafeeva A.V., Zamashkina A.E. Metodika povysheniya effektivnosti
fizicheskoj
podgotovki detej doshkol'nogo vozrasta sredstvami badmintona // Shkola
Nauki [School of
Science]. 2019. No. 1 (12). P. 71–72.
7. Holodkova O.V., Danilova M.S. Rekomendacii po razvitiyu koordinacionnyh spo-
sobnostej na zanyatiyah po badmintonu [Recommendations for the development of
coordina-
tion abilities in badminton classes] // Physical culture and sport in
the education system of
Russia: innovations and development prospects: collection of articles.
materials Vseros.
scientific-practical conf. St. Petersburg: Publishing house of St. Petersburg
State University,
2015. P. 299–305.
8. Holodov Zh.K., Kuznecov B.C. Teoriya i metodika fizicheskogo
vospitaniya i
sporta [Theory and methodology of physical education and sports]: textbook.
allowance. M.:
Academy, 2017. 488 p.