4. Щетина Б.М. Определение нормативных показателей для этапного контроля физической подготовленности юных тяжелоатлетов / Б.М. Щетина //Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 4. - С.26-27.
REFERENCES
1. Neburakovsky, A.A. and Shchetina, B.M. (2021), "Features of physical training in combat sambo", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (202), pp. 253-255.
2. Neburakovsky, A.A., Shchetina, .B.M. and Chetvertakov, AB." (2018) , "Features of physical preparation of young men for kumite in kyokushin karate-do", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.4 (158), pp. 227-231.
3. Khromina, T.V. and Shchetina, B.M. (2017), "Formation of readiness to achieve high results among athletes in classical power triathlon", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (145), pp. 312-315.
4. Shchetina, B.M. (1985), "Determination of normative indicators for stage-by-stage control of physical readiness of young weightlifters", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, рр. 26-27.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.12.2022
УДК 796.012.2
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КАРАТЭ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Юрий Борисович Никифоров, кандидат педагогических наук, доцент Армавирский государственный университет, Армавир; Дмитрий Михайлович Правдов, кандидат пед. наук, доцент, Российский государственный университет, Москва; Михаил Александрович Правдов, доктор педагогических наук, профессор, Шуйский филиал «Ивановский государственный университет», Шуя
Аннотация
Введение. В настоящее время недостаточно разработаны средства и методики применения средств каратэ для развития координационных способностей у младших школьников на уроках физической культуры. Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику развития координационных способностей у школьников 10-11 лет на основе применения средств каратэ в процессе уроков по предмету «Физическая культура». Методика и организация исследования. Исследование проводилось с младшими школьниками 10-11 лет МОБУСОШ №1 им. М.М. Бо-града г. Новокубанска (36 чел.). На основе данных анкетирования специалистов (27 учителей физической культуры и 15 тренеров по восточным единоборствам), наблюдений, анализа специальной научно-методической литературы была разработана методика развития координационных способностей в системе уроков по физической культуре. Педагогический эксперимент проводился с обучающимися 2-х третьих классов в течение учебного года. Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что применение экспериментальной методики развития координационных способностей на основе применения упражнений из арсенала средств каратэ на уроках по физической культуре способствовало повышению показателей в статическом равновесии, улучшению времени простой двигательной реакции, дифференцированию пространственно-временных параметров движений в прыжках и реакции на движущийся объект по сравнению со школьниками из контрольной группы (р < 0,05). Выводы. Применение в системе уроков по физической культуре с младшими школьниками методики с применением упражнений из арсенала средств каратэ, способствует развитию координационных способностей.
Ключевые слова: координационные способности, школьники 10-11 лет, каратэ, уроки физической культуры.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p379-384
DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF KARATE IN PHYSICAL EDUCATION
LESSONS
Yury Borisovich Nikiforov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Armavir State University, Armavir; Dmitriy Mikhailovich Pravdov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Russian State Social University, Moscow; Mikhail Aleksandrovich Pravdov, the doctor of
pedagogical sciences, professor, Ivanovo State University, Shuya Branch, Shuya
Abstract
Introduction. Currently, the means and methods of using karate tools for the development of coordination abilities in younger schoolchildren in physical education lessons have not been sufficiently developed. The purpose of the study is to develop and experimentally substantiate the methodology for the development of coordination abilities in schoolchildren aged 10-11 years based on the use of karate tools in the course of Physical Education lessons. Methodology and organization of the study. The study was conducted with younger schoolchildren of 10-11 years old of MOBUSOSH No. 1 named after M. M. Bograd of Novokubansk (36 people). Based on the survey data of specialists (27 physical education teachers and 15 martial arts trainers), observations, analysis of special scientific and methodological literature, the methodology for the development of coordination abilities in the system of physical education lessons was developed. The pedagogical experiment was conducted with schoolchildren of the 2nd third grades during the school year. The results of the study and their discussion. It was found that the use of experimental methods for the development of coordination abilities based on the use of exercises from the arsenal of karate tools in physical education classes contributed to an increase in indicators in static equilibrium, an improvement in the time of simple motor reaction, differentiation of spatio-temporal parameters of movements in jumps and reactions to a moving object compared with schoolchildren from the control group (p < 0.05). Conclusions. The use of methods in the system of physical education lessons with younger schoolchildren by using exercises from the arsenal of karate tools, contributed to the development of coordination abilities.
Keywords: coordination abilities, schoolchildren aged 10-11, karate, physical education lessons.
ВВДЕНИЕ
Для школьников, обучающихся в 1-4-х классах, особое значение имеет развитие координационных способностей (КС) [3]. Различные виды спорта обладают значительным потенциалом для их развития. При этом педагогам необходимо учитывать интерес детей к тому или иному виду спортивной практики. Учитывая тот факт, что в настоящее время среди школьников стали популярны единоборства, каратэ как вид двигательной активности в полной мере претендует на то, чтобы его упражнения использовались в качестве средства для развития КС у младших школьников в системе урочных занятий по физической культуре. Анализ научно-методической литературы позволяет констатировать, что проблема развития КС не является новой. При этом ученые и практики всего мира считают ее одной из приоритетных и актуальных в системе занятий физическими упражнениями [1, 2]. Отмечается, что в системе уроков по предмету «Физическая культура» с детьми, обучающимися в младших классах, методик, направленных на развитие КС с применением средств каратэ практически нет. В основном занятия каратэ с детьми проводятся в форме секционных занятий, но не на уроках физической культуры. В частности, в научно-методической литературе показано, что на уроках по физической культуре с младшими школьниками в основном для развития КС используются традиционные упражнения. Базовыми выступают подвижные игры и элементы спортивных игр. Исследование, связанное с разработкой методики проведения уроков с младшими школьниками по физической культуре с применением средств каратэ и направленной на развитие КС является вполне актуальным.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику развития КС у школьников 10-11 лет на основе применения средств каратэ в процессе уроков по предмету «Физическая культура».
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось с младшими школьниками 10-11 лет на базе МОБУСОШ №1 им. М. М. Бограда г. Новокубанска (36 чел.). На основе данных анкетирования специалистов (27 учителей физической культуры и 15 тренеров по восточным единоборствам), анализа специальной научно-методической литературы, наблюдений была разработана методика развития КС в системе уроков по физической культуре. Педагогический эксперимент проводился с обучающимися двух 3-х классов в течение 9-ти месяцев (с сентября 2021по май 2022 года). В ходе педагогического эксперимента в систему уроков по физической культуре с обучающимися 3-го А класса была внедрена методика на основе использования упражнений, оказывающих воздействие на развитие КС из арсенала средств каратэ. В качестве основных параметров однородности групп выступали показатели развития КС и общей физической подготовленности детей.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ ранее опубликованных исследований и анкетирование специалистов позволило выяснить, что средства каратэ представляют собой значительный потенциал для развития КС у детей. Выявлено, что большинство опрошенных (92,8%) считают возможным включение в систему уроков по физической культуре упражнения из арсенала каратэ для развития КС у младших школьников. При этом они считают, что необходимым условием для проведения уроков по физической культуре с младшими школьниками 10-11 лет с применением средств каратэ должна быть разработана специальная методика занятий. Специалисты считают, что применение средств каратэ должно быть направлено на развитие у детей способности удерживать статическое равновесие, как на правой, так и левой ноге, в определенных по сложности позах туловища и рук в пространстве (46 %). По мере накопления двигательного опыта необходимо развивать динамическое равновесие на одной ноге (с движениями рук) и сменой положения туловища (48,2 %). В качестве основных средств для развития КС у младших школьников педагоги предлагают использовать различные акробатические упражнения и технические приемы из арсенала каратэ. При этом 87,6 % указывают на то, что упражнения для развития КС должны выполняться в условиях действия разных по типу и силе сенсорных раздражителей. Абсолютное большинство опрошенных (97,7 %) считают, что развитие всего комплекса КСс опорой на технические действия из арсенала средств каратэ будет достигнуто, если упражнения из каратэ будут сопряжены с программным содержанием по предмету физическая культура. При этом упражнения из арсенала средств каратэ должны быть вплетены в игровую форму проведения уроков. Экспериментальная методика развития КС в рамках проведения уроков по физической культуре с учащимися 3 а класса (экспериментальная группа - ЭГ) с применением средств каратэ представлена комплексом специальных упражнений. Эти упражнения в плане-графике распределены в течение всего года в соотношении 30,2 % (упражнения из арсенала каратэ) и 69,8 % (упражнения, рекомендованные программой по предмету «Физическая культура»). Примерное тематическое планирование 68 уроков по физической культуре со школьниками ЭГ, с учетом программных требований и особенностей применения средств каратэ представлено в таблице 1.
В структуру цикла уроков со школьниками экспериментальной группы, включены основные виды ударной техники руками и ногами. При этом в содержание уроков, чаще всего в подготовительной и основной части, были включены специальные комплексы упражнений на развитие КС и совершенствование функций сенсорных систем (реакция
цветовой и световой сигнал, на звуковой сигнал разной модальности, тактильный). Чередование разных сигналов, для разных сенсорных систем, причем различной модальности (силы сигнала и т. п.) и заранее, обозначенных двигательных действий, предполагающих быструю смену положения тела и его звеньев в пространстве, обеспечивает сопряженное развитие КС и совершенствование функций сенсорных систем.
Таблица 1 - Распределение времени на реализацию программного материала по физической культуре в 3-м «а» классе и методики по развитию КС на основе применения средств каратэ_
Общее время на реализацию, ч. (%)
Тема (кол-во час.) Программного содержания Эксп. методики по разви-
по ФК тию КС
Лег. атл. (7,2-7,4 ч.) |Каратэ (2,6-2,8 ч.) 7,2-7,4 ч. (72-74) 2,6-2,8 ч. (26-28)
Всего по теме 10 часов
Баскетбол (6,9-7,2 ч.) |Каратэ (2,8-3,1 ч.) 6,9-7,2 ч. (69-72) 2,8-3,1 ч. (28-31)
Всего по теме 10 часов
Гимнаст. (6,7-6,9 ч.) |Каратэ (3,1-3,3 ч.) 6,7-6,9 ч. (67-69) 3,1-3,3 ч. (31-33)
всего 10 часов
Баскет. (18,7-19,3ч.) |Каратэ (8,7-9,3 ч.) 18,7-19,3 ч. (66,8-68,9) 8,7-9,3 ч. (31,1-33,2)
Всего по теме 28 часов
Лег. атл. (7,2-7,4 ч.) |Каратэ (2,6-2,8 ч.) 7,2-7,4 ч. (72-74) 2,6-2,8 ч. (26-28)
Всего по теме 10 часов
всего 46,7-48,2 ч. (68,7-70,9) 19,7-21,3 ч. (28,9-31,3)
Итого за год: 68 ч. (1 час=45 мин.)
Анализ результатов педагогического эксперимента позволяет заключить, что за время исследования в ЭГ и КГ детей повысился уровень их физической подготовленности. При этом в ЭГ (3-ий а класс) степень развития КС стала выше, чем в контрольной, как у мальчиков, так и у девочек. Отмечено, что у школьников ЭГ степень развития КС (тесты на равновесие, дифференцирование мышечных усилий, точность движений в пространстве) также достоверно различается по сравнению с результатами детей, занимавшихся в контрольной группе (3 б класс) (р<0,05). Данные представлены в таблице 2 у мальчиков и в таблице 3 у девочек.
Таблица 2 - Результаты физической подготовленности до и после педагогического эксперимента у мальчиков 3 а и 3 б классов (Х±а)_
Тест КГ 3 б класс ЭГ 3 а класс Р
До После До После (после)
Поднимание ног за голову (за 30 сек) 17,1±1,2 20,4±1,6 17,2±1,3 23,3±1,7 <0,05
Прыжок в длину с места (см) 148,3±11,2 155,6±7,2 148,3±11,3 168,3±7,1 <0,05
Наклон вперед из положения сидя (см) 8,2±2,4 11,9±2,4 8,3±2,3 11,3±2,0 >0,05
Бег 3х10м (сек) 8,7±0,9 8,5±0,5 8,6±0,7 7,8±0,6 <0,05
Прыжки через скакалку за 60 сек (раз) 134,4±8,3 145,4±5,5 135,5±5,6 159,7±3,8 <0,05
Таблица 3 - Результаты физической подготовленности до и после педагогического экспе-
римента у девочек 3 а и 3 б классов (Х±с)
Тест КГ 3 б класс ЭГ 3 а класс Р
До После До После (после)
Поднимание ног за голову (за 30 сек) 13,2±1,2 15,7±1,6 13,3±1,3 19,3±1,3 <0,05
Прыжок в длину с места (см) 119,3±7,8 135,4±7,2 112,1±7,8 149,3±5,1 <0,05
Наклон вперед из положения сидя (см) 8,5±1,4 9,9±1,4 8,3±1,3 12,5±1,1 <0,05
Бег 3х10м (сек) 8,9±0,9 8,8±0,5 8,8±0,7 7,8±0,2 <0,05
Прыжки через скакалку за 60 сек (раз) 136,1±7,3 141,3±4,5 135,5±5,6 164,3±3,1 <0,05
До эксперимента достоверно значимых различий в результатах тестов у как у мальчиков, так и в группе девочек не зафиксировано. Однако после его завершения отмечена достоверно значимая разница по всем регистрируемым параметрам (при Р<0,05), за исключением результатов в тесте на гибкость у мальчиков.
В результате внедрения экспериментальной методики в систему уроков по физической культуре со школьниками 10-11 лет, направленной на развитие КС, зафиксировано достоверное улучшение качества выполнения технический действий при выполнении кувырков, прыжков, бросков мяча в баскетболе, а также в целом повышение степени их физической подготовленности по сравнению с оппонентами из КГ.
Для определения реакции на движущийся объект были использованы тесты на компьютере (http s ://www. aviaknow. ru/reactio n).
Перед школьником ставилась задача - нажать на кнопку мыши для остановки движения по экрану малого прямоугольника в границах большого прямоугольника. Если задание выполнялось верно, то попытка считалась зачетной. Каждый школьник выполнял по 5 попыток.
Установлено, что после педагогического эксперимента результаты младших школьников ЭГ оказались достоверно выше, чем у детей из КГ (р<0,05) (таблица 3).
Таблица 3 - Результаты оценки реакции младших школьников на движущийся объект до и после эксперимента_
Группы КГ мальчики (12 чел.) КГ девочки (10 чел.) ЭГ мальчики (12 чел.) ЭГ девочки (10 чел.)
Сроки До После До После До После До После
Оценка зач незач зач незач зач незач зач незач зач незач зач незач зач незач зач незач
Кол-во 6 6 8 4 4 6 6 4 6 6 12 - 4 6 9 1
% 50 50 66,7 33,3 40 60 60 40 50 50 100 0 40 60 90 10
Анализ данных, полученных при выполнении школьниками теста «Проба Ромбер-га» позволил установить отсутствие достоверно значимых различий до начала педагогического эксперимента (р>0,05) (таблица 4). Однако после его завершения у школьников ЭГ показатели значительно выросли по сравнению со школьниками, занимавшимися по традиционной методике проведения уроков без применения средств каратэ (р<0,05), что свидетельствует об эффективности разработанной методики развития КС.
Таблица 4 - Результаты оценки степени развития равновесия у младших школьников в «Пробе Ромберга» до и после эксперимента_
Группы КГ мальчики (12 чел.) КГ девочки (10 чел.) ЭГ мальчики (12 чел.) ЭГ девочки (10 чел.)
Сроки До После До После До После До После
Время (с) 35,6±4,6 47,4±3,7 39,2±5,7 52,4±4,6 36,3±3,8 69,4±5,5 38,8±5,2 68,4±4,2
Разница 11,8 13,2 33,1 29,6
% прироста 33,14 33,7 91,2 76,3
Результаты школьников при выполнении прыжка в длину с места на половину от максимального результата в конце педагогического эксперимента позволяют констатировать достоверно значимую разницу между детьми ЭК и КГ в степени развития способности детей дифференцировать степень мышечных усилий и пространственную точность выполнения движений (р>0,05) (таблица 5).
Таблица 5 - Результаты прыжка в длину с места на 50% от максимально возможного расстояния у младших школьников до и после эксперимента_
Группы КГ мал. (12 чел.) КГ девочки (10 чел.) ЭГ мал. (12 чел.) ЭГ девочки (10 чел.)
Сроки До После До После До После До После
Меньше половины на (см) <13,5±3,7 (7 чел.) <14,3±3,5 (6 чел.) <18,8±4,2 (4 чел.) <17,9±3,2 (6 чел.) <13,7±3,8 (6 чел.) <4,2±1,1 (8 чел.) <18,5±4,1 (4 чел.) <5,8±2,2 (6 чел.)
Больше половины на (см) >18,7±4,4 (5 чел.) >17,6±4,4 (6 чел.) >21,1±4,4 (6 чел.) >18,1±4,4 (4 чел.) >18,2±4,6 (6 чел.) >3,9±1,1 (4 чел.) >19,6±4,2 (6 чел.) >8,1±2,1 (4 чел.)
Разница в величине ошибки при выполнении прыжка на 50% от максимального между учениками КГ и ЭГ после эксперимента в см М 10,1 см
Д 10 см
По окончании педагогического эксперимента у младших школьников ЭГ показатели дифференцирования мышечных усилий и пространственной точности значительно
выросли по сравнению с их оппонентами из КГ (р<0,05), что также свидетельствует об эффективности разработанной методики развития КС с применением упражнений из арсенала средств каратэ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, общее улучшение показателей развития КС у младших школьников 10-11 лет связано с внедрением специальной методики в процесс проведения уроков по физической культуре.
ЛИТЕРАТУРА
1. Информативность контрольных упражнений для оценки физической подготовленности юных спортсменов 10-12 лет, занимающихся каратэ кекусинкай / В.А. Баландин, А.О. Кузнецов, С.А. Печерский, К.Ю. Чернышенко, П.В. Коляго // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 29-34.
2. Копаев В.П. Разностороннее развитие младших школьников через преподавание единоборств (на примере каратэ) / В.П. Копаев // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. -2017. - № 4. - С. 88-96.
3. Фоменко В.В. Особенности развития координационных способностей младших школьников на занятиях каратэ / В.В. Фоменко, М.А. Маринович // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2019. - № 33. - С. 61-63.
REFERENCES
1. Balandin, V.A., Kuznetsov, A.O., Pechersky, S.A., Chernyshenko, K.Y. and Kolyago, P.V. (2019), "Informativeness of control exercises for assessing the physical fitness of young athletes 10-12 years old engaged in karate kyokushin", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (177), pp. 29-34.
2. Kopaev, V.P. (2017), "Versatile development of younger schoolchildren through teaching martial arts (on the example of karate)", Quality management of education: theory and practice of effective administration, No. 4, pp. 88-96.
3. Fomenko, V.V. and Marinovich, M.A. (2019), "Features of the development of coordination abilities of younger schoolchildren in karate classes", Physical culture, sport and health, No. 33, pp. 6163.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.12.2022
УДК 796.011.3
К ПРОБЛЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Ирина Валерьевна Николаева, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет, г. Самара; Александр Яковлевич Борисов, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Михайловна Белянская, старший преподаватель, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара; Елена Игоревна Жукова, старший преподаватель, Самарский государственный университет путей сообщения, г. Самара
Аннотация
В настоящее время наблюдается тенденция к снижению уровня физической подготовленности студентов вузов. Данная проблема имеет ряд причин, одной из которых является сокращение часов, отводимых учебными планами вузов на реализацию элективных дисциплин по физической культуре и спорту в вузах. Цель исследования - обосновать негативное воздействие снижения двигательной активности студентов, обусловленное сокращением практических занятий в вузах по элективной дисциплине «Физическая культура и спорт: общая физическая подготовка». Для срав-
384