Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 12-13 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ "ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА"'

ПОВЫШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 12-13 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ "ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
189
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА / МЕТОДЫ / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / ШКОЛЬНИКИ 12-13 ЛЕТ / ПРИРОСТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шурышев Николай Антонович, Ермохин Александр Владимирович, Сунчугашев Олег Алексеевич

Введение. Дисциплина «легкая атлетика» содержит в себе перечень направлений, которые можно отнести к естественным двигательным действиям человека в процессе жизнедеятельности, кроме этого, рассматриваемые упражнения являются основой физического воспитания школьников разного возраста. Арсенал легкоатлетических упражнений характеризуется своим многообразием при реализации в условиях спортивного зала и школьного стадиона, применение указанных средств может существенно оказывать влияние на двигательную сферу обучающихся, в том числе и на координационные способности. Цель исследования. Теоретически совершенствовать методы и средства, направленных на развитие координационных способностей школьников 12-13 лет на основе реализации программного раздела «легкая атлетика», и в рамках практической апробации на уроках физической культуры определить их эффективность. Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе «СОШ п. Большая Ирба», Красноярского края. Физкультурные занятия проводились 3 раза в неделю по 45 минут в рамках основных уроков по физической культуре. В экспериментальной группе реализация упражнений происходила с увеличенной нагрузкой в виде дозировки и интенсивности выполнения с повышенной координационной сложностью. Контрольная группа занималась по общепринятому стандартному тематическому планированию. Результаты исследования и их обсуждение. По окончанию воздействия средств и методов, в обеих исследуемых группах произошли положительные изменения показателей развития координационных способностей, однако в экспериментальной группе прирост оказался на более существенном уровне. Выводы. Следует констатировать, что предложенная форма занятий с применением средств и методов направленного педагогического воздействия является эффективной при решении указанных учебных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шурышев Николай Антонович, Ермохин Александр Владимирович, Сунчугашев Олег Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE INDICATORS OF COORDINATION ABILITIES OF SCHOOLCHILDREN AGED 12-13 YEARS IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES, AS PART OF THE IMPLEMENTATION OF THE SECTION OF THE ATHLETICS PROGRAM

Introduction. The discipline "athletics" contains a list of areas that can be attributed to the natural motor actions of a person in the process of life, in addition, the exercises in question are the basis of physical education of schoolchildren of different ages. The arsenal of athletics exercises is characterized by its diversity when implemented in the conditions of a sports hall and a school stadium, the use of these means can significantly affect the motor sphere of students, including coordination abilities. The purpose of the study. Theoretically improve methods and tools aimed at developing the coordination abilities of schoolchildren aged 12-13 years on the basis of the implementation of the program section "athletics", and within the framework of practical testing in physical education lessons to determine their effectiveness. Methodology and organization of the study. The study was conducted on the basis of the "SOSH P. Bolshaya Irba", Krasnoyarsk Territory. Physical education classes were held 3 times a week for 45 minutes as part of the main physical education lessons. In the experimental group, the implementation of exercises occurred with an increased load in the form of dosage and intensity of performance with increased coordination complexity. The control group was engaged in the generally accepted standard thematic planning. The results of the study and their discussion. At the end of the exposure to the means and methods, in both study groups there were positive changes in the indicators of the development of coordination abilities, but in the experimental group the increase was at a more significant level. Conclusions. It should be stated that the proposed form of classes with the use of means and methods of directed pedagogical influence is effective in solving these educational tasks.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 12-13 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ "ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА"»

6. Shilenin, D.A., Ivanov, D.V. and Soloshchenko, D.P. (2022), "Pedagogical skills of teachers of military institutes of the National Guard troops", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (208), pp. 443-447.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.11.2022

УДК 796.012.134

ПОВЫШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 12-13 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА» Николай Антонович Шурышев, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Владимирович Ермохин, старший преподаватель, Олег Алексеевич Сунчугашев, старший преподаватель, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан

Аннотация

Введение. Дисциплина «легкая атлетика» содержит в себе перечень направлений, которые можно отнести к естественным двигательным действиям человека в процессе жизнедеятельности, кроме этого, рассматриваемые упражнения являются основой физического воспитания школьников разного возраста. Арсенал легкоатлетических упражнений характеризуется своим многообразием при реализации в условиях спортивного зала и школьного стадиона, применение указанных средств может существенно оказывать влияние на двигательную сферу обучающихся, в том числе и на координационные способности. Цель исследования. Теоретически совершенствовать методы и средства, направленных на развитие координационных способностей школьников 12-13 лет на основе реализации программного раздела «легкая атлетика», и в рамках практической апробации на уроках физической культуры определить их эффективность. Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе «СОШ п. Большая Ирба», Красноярского края. Физкультурные занятия проводились 3 раза в неделю по 45 минут в рамках основных уроков по физической культуре. В экспериментальной группе реализация упражнений происходила с увеличенной нагрузкой в виде дозировки и интенсивности выполнения с повышенной координационной сложностью. Контрольная группа занималась по общепринятому стандартному тематическому планированию. Результаты исследования и их обсуждение. По окончанию воздействия средств и методов, в обеих исследуемых группах произошли положительные изменения показателей развития координационных способностей, однако в экспериментальной группе прирост оказался на более существенном уровне. Выводы. Следует констатировать, что предложенная форма занятий с применением средств и методов направленного педагогического воздействия является эффективной при решении указанных учебных задач.

Ключевые слова: средства, методы, легкая атлетика, школьники 12-13 лет, прирост показателей.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p624-628

IMPROVING THE INDICATORS OF COORDINATION ABILITIES OF SCHOOLCHILDREN AGED 12-13 YEARS IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES, AS PART OF THE IMPLEMENTATION OF THE SECTION OF THE ATHLETICS

PROGRAM

Nikolay Antonovich Shuryshev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Alexander Vladimirovich Ermokhin, the senior teacher, Oleg Alekseevich Sunchugashev, the senior teacher, N.F. Katanov Khakass State University, Abakan

Abstract

Introduction. The discipline "athletics" contains a list of areas that can be attributed to the natural motor actions of a person in the process of life, in addition, the exercises in question are the basis of physi-

cal education of schoolchildren of different ages. The arsenal of athletics exercises is characterized by its diversity when implemented in the conditions of a sports hall and a school stadium, the use of these means can significantly affect the motor sphere of students, including coordination abilities. The purpose of the study. Theoretically improve methods and tools aimed at developing the coordination abilities of schoolchildren aged 12-13 years on the basis of the implementation of the program section "athletics", and within the framework of practical testing in physical education lessons to determine their effectiveness. Methodology and organization of the study. The study was conducted on the basis of the "SOSH P. Bolshaya Irba", Krasnoyarsk Territory. Physical education classes were held 3 times a week for 45 minutes as part of the main physical education lessons. In the experimental group, the implementation of exercises occurred with an increased load in the form of dosage and intensity of performance with increased coordination complexity. The control group was engaged in the generally accepted standard thematic planning. The results of the study and their discussion. At the end of the exposure to the means and methods, in both study groups there were positive changes in the indicators of the development of coordination abilities, but in the experimental group the increase was at a more significant level. Conclusions. It should be stated that the proposed form of classes with the use of means and methods of directed pedagogical influence is effective in solving these educational tasks.

Keywords: means, methods, athletics, schoolchildren aged 12-13, growth of indicators.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время современной педагогике реализуется процесс комплексной оптимизации дисциплины «физическая культура», это следует отнести к наличию разного рода разработок в виде специфических моделей в рамках практической реализации предмета на основе применения методических приемов и форм педагогического воздействия на организм занимающихся. Педагогическая наука в области физического воспитания в процессе проведенных исследований учеными выявила у современного контингента обучающихся, недостаточность, в показателях развития всех видов координационных способностей, хотя именно школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для реализации средств, направленных на устранение указанного недостатка. Однако, средства и методы, применяемые на уроках физической культуры, не могут являться эффективными в силу отсутствия качественной организации учебного процесса, причиной этому становится низкий уровень физического состояния школьников [1, 4].

Разного рода легкоатлетические упражнения в виде бега, прыжков, метаний имеют свое место в основной программе физического воспитания школьников в разделе не только «легкая атлетика», поэтому являются основными направлениями в развитии двигательных способностей детей. Указанные упражнения характеризуются высоким уровнем вариативного применения в условиях спортивного зала и школьного стадиона, поэтому их использование оказывает существенное воздействие на развитие скоростных и координационных способностей [2, 3].

Цель исследования. Теоретически, выполнить совершенствование методики по применению средств, направленного педагогического воздействия на развитие координационных способностей школьников 12-13 лет на основе реализации программного раздела «легкая атлетика», и в рамках практической апробации на уроках физической культуры определить их эффективность.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы п. Большая Ирба, Красноярского края. Выборка испытуемых состояла из школьников 12-13 лет в количестве 42 человек, из них, экспериментальная группа включала в себя 12 мальчиков и 10 девочек, контрольная группа состояла из 12 мальчиков и 8 девочек. Физкультурные занятия проводились 3 раза в неделю по 45 минут в рамках основных уроков по физической культуре. В экспериментальной группе на физкультурных занятиях основная часть урока была более насыщенна средствами легкой атлетики, реализация упражнений происходила с увеличенной нагрузкой в виде дозировки и интенсивности выполнения и с повышенной координационной сложностью. Контрольная группа занималась по общепри-

нятому стандартному тематическому планированию в рамках освоения основных легкоатлетических упражнений и нагрузочными показателями, рассчитанными на среднего учащегося.

В предложенной методике подбор средств, методов и методических приемов проводился в аспекте принципов школьного физического воспитания, когда при развитии и совершенствовании координационных способностей учитывалось правило - постоянное повышение сложности в период выполнения упражнений. В состав комплексов был включен арсенал упражнений, имеющий основу программного материала по реализации раздела «легкая атлетика», это разного рода беговые и прыжковые упражнения, метания на расстояние и результат, метания в цель, подвижные игры и эстафеты с элементами легкоатлетических упражнений.

Структурная часть занятий соответствовала стандартным требованиям урока физической культуры, поэтому обучающий фактор проходил свою реализацию в основной части урока, кроме этого, присутствовала вариативность при выполнении упражнений. В один урок нами включались 3 легкоатлетических упражнения (бег, прыжки, метания) из каждого комплекса, а также подвижная игра или эстафета. При подборе арсенала средств использовались упражнения, эффективно воздействующие на различные сенсорные системы: двигательную, зрительную, тактильную, слуховую. Для развития реагирующей способности применялись задания на развитие простых реакций (начало движения по сигналу, смена направления движений и др.). Для развития способности к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений применялись: упражнения с метанием мяча в цель и на заданное расстояние; прыжки на заданное расстояние, повороты на заданное количество градусов. Для развития способности к ориентации в пространстве применялись специальные задания: изменение положений тела в пространстве (в стороны, вверх, угловые характеристики 90-360°); смена направления движений по сигналу (зрительному, слуховому); повторение упражнений без зрительного контроля; броски и метание мяча из различных исходных положений в цель и др.

В учебный процесс были включены специфические средства, реализуемые на основе следующих принципов:

- внесение изменений строго регламентированного характера в отдельные фазы двигательного действия или кардинальное изменение способа их выполнения;

- реализация освоенных двигательных действий с повышенными координационными требованиями, однако, в измененных вариантах своего производства;

- вариативное изменение внешних условий для реализации двигательных заданий, это искусственно обязывало испытуемого уходить от привычных координационных форм выполнения движений.

В процессе работы использовался повторный метод с последующим переходом на вариативность выполнения упражнений, кроме этого, в ряде случаев применялся игровой и соревновательный метод. Повторный метод при выполнении упражнения в стандартном варианте использовался на начальном этапе занятий, это происходило при освоении новых, на достаточно усложненных уровнях координационного характера. В рамках реализации игрового и соревновательного методов проводились подвижные игры и эстафеты, что способствовало повышению эмоционального фона занимающихся и повышенной интенсивности проявления изучаемых способностей. Подвижные игры могли применяться только по окончанию основной части тренировочного занятия, применение игрового метода происходило, когда внимание детей вследствие утомления значительно ослабевало, это позволяло активизировать деятельность школьников и повышать интерес к выполняемым упражнениям.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По окончанию педагогического воздействия, в выявленных показателях, обеих исследуемых групп, характеризующих уровень развития координационных способностей,

произошли положительные изменения, однако в экспериментальной группе они оказались более существенными. Достоверность различий между констатирующими и контрольными результатами в экспериментальной группе соответствует р<0,05, в контрольной группе - р>0,05.

В показателях реагирующей способности в экспериментальной группе у мальчиков произошел прирост на 29,3%, у девочек на 27,1%. В контрольной группе у мальчиков на 8%, у девочек на 6,4%. Причиной различий в показателях следует рассматривать отсутствие направленного воздействия в виде специальных средств в отношении детей контрольной группы.

В показателях развития дифференцировки мышечных усилий в экспериментальной группе у мальчиков результат повысился на 25,3% у девочек на 35,2%. В контрольной группе увеличение показателя у мальчиков произошло на 7,4% у девочек на 9,7%.

Таблица 1 - Показатели координационных способностей мальчиков экспериментальной и контрольной групп до и после педагогического эксперимента, х±о_

Тесты | Период | ЭГ | КГ | Ро

Реагирующая способность

«Ловля линейки», см до 22,9±3,7 23,0±4,3 р>0,05

после 16,2±4,7 21,4±4,1 р<0,05

Способность к дифференцированию

Точность воспроизведения 1/2 прыжка в длину, см до 9,5±3,2 12,3±4,7 р>0,05

после 7,1±2,4 11,4±2,8 р<0,05

Способность к о риентации в пространстве

Челночный бег 3х10 м, с до 8,7±0,1 8,6±0,1 р>0,05

после 7,4±0,1 8,0±0,1 р<0,05

Способность к равновесию

Балансирование на гимнастической скамейке, с до 14,9±2,8 15,1±3,2 р>0,05

после 10,3±2,5 13,7±2,8 р<0,05

Ритмическая способность

«Дриблинг», кол-во раз до 18,8±3,2 19,1±2,3 р>0,05

после 23,5±2,2 20,7±3,2 р<0,05

Таблица 2 - Показатели координационных способностей девочек экспериментальной и контрольной групп до и после педагогического эксперимента, х±с

Тесты | Период | ЭГ | КГ | Ро

Реагирующая способность

«Ловля линейки», см до 25,1±2,9 25,2±2,3 р>0,05

после 18,3±2,6 23,6±2,1 р<0,05

Способность к дифференцированию

Точность воспроизведения 1/2 прыжка в длину, см до 12,5±3,2 12,4±3,5 р>0,05

после 8,1±2,6 11,2±2,6 р<0,05

Способность к о риентации в пространстве

Челночный бег 3х10 м, с до 10,4±0,1 10,6±0,1 р>0,05

после 9,0±0,1 10,1±0,1 р<0,05

Способность к равновесию

Балансирование на гимн. скамейке, с до 16,4±1,7 15,9±1,2 р>0,05

после 12,1±1,6 14,5±1,4 р<0,05

Ритмическая способность

«Дриблинг», кол-во раз до 16,9 ±2,1 16,7±2,5 р>0,05

после 21,6±2,4 18,2±3,1 р<0,05

В способности «ориентация в пространстве» произошли аналогичные изменения, в экспериментальной группе прирост показателя произошел у мальчиков на 15,0% у девочек на 13,5%. В контрольной группе у мальчиков прирост показателя составил 7,0% у девочек - 4.8%.

В показателях способности «равновесие» в экспериментальной группе у мальчиков произошел прирост на 30,9%, у девочек на 26,3%. В контрольной группе у мальчиков на 9,3%, у девочек на 9,9%.

Показатель, определяющий ритмическую способность, увеличился в экспериментальной группе у мальчиков на 20,0% у девочек на 21,8%. В контрольной группе у первых прирост произошел на 7,8% у вторых на 8,3%.

ВЫВОДЫ

Включение в учебный процесс комплексов упражнений, с использованием элементов легкой атлетики, направленных на развитие координационных способностей позволило существенно увеличить показатели школьников экспериментальной группы с достоверностью различий между констатирующими и контрольными результатами (р<0,05). Следует констатировать, что предложенная форма занятий с применением средств и методов направленного педагогического воздействия является эффективной при решении указанных учебных задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, В.В. Подготовка обучающихся различных типов образовательных организаций к сдаче норм комплекса ГТО: учебно-методическое пособие / В.В. Андреев, А.И. Морозов, -Курск : Университетская книга, 2022, - 98 с.

2. Андреев, В.В. Компенсация возрастного отставания в развитии координационных способностей школьников 13-14 лет с депривацией слуха, на основе элементов футбола / В.В. Андреев, О.М. Сагалакова // Адаптивная физическая культура. - 2020. - №4 (84). - С. 27-29.

3. Горская, И.Ю. Воспитание координационных способностей у школьников 7-19 лет с различным типом телосложения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Горская Инесса Юрьевна. -Омск, 1993. - 20 с.

4. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов: учебное издание / В.И.Лях, А.А. Зданевич. Москва : Просвещение, - 2006. - 128 с.

REFERENCES

1. Andreev, V.V. and Morozov A.I. (2022), "Preparing students of various types of educational organizations to pass the standards of the TRP complex: an educational and methodological manual", University Book, Kursk.

2. Andreev, V. V., Sagalakova O.M. (2020) "Compensation of age lag in the development of coordination abilities of schoolchildren aged 13-14 with hearing deprivation, based on elements of football." Adaptive physical culture, No. 4 (84), pp. 27-29.

3. Gorskaya, I.Yu. (1993), Education of coordination abilities in schoolchildren aged 7-19 years with different body types, dissertation, Omsk.

4. Lyakh, V.I. and Zdanevich, A.A. (2006) "Complex program of physical education of pupils of grades 1-11: educational edition, Enlightenment, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.11.2022

УДК 796.011.3

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Салман Байсултанович Элипханов, доктор педагогических наук, профессор, Майрбек Тимурович Кайсаров, студент, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный

Аннотация

В научно-исследовательской статье рассматриваются вопросы, связанные с ранней специализацией старшекурсников, нацеленных на профессиональную деятельность в области физической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.