ся в ориентировании бегом / Ю.С. Воронов, Э.С. Ародь // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). - С. 34-39.
6. Воронов, Ю.С. Основы интеллектуальной подготовки в спортивном ориентировании / Ю.С. Воронов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9(163). - С. 63-67.
7. Кузнецова [Воронова] В.В. Методика отбора квалифицированных спортсменов 17-20 лет в беговые виды ориентирования на основе интегральной оценки их психомоторики : дис. ... канд. пед. наук / Кузнецова Вера Викторовна ; [Место защиты: Тул. гос. ун-т]. - Смоленск, 2009. -198 с.
8. Ширинян, А.А. Современная подготовка спортсмена-ориентировщика / А.А. Ширинян, А.В. Иванов. - Москва : Советский спорт, 2010. - 112 с.
REFERENCES
1. Balandin, V.I., Bludov Y.M. and Plahtienko, V.A. (1986), Forecasting in sports, Physical culture and sport, Moscow
2. Braitseva, V.A. (2016), "Foundations of tactical interaction with the opponent on distances in a specified direction in the orienteering run", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.136, No.6, pp. 24-29.
3. Voronov, Yu.S. (1996), "Factor structure of special training of highly qualified orienteering athletes", Collection of scientific works of young scientists, Smolensk, pp.18-21.
4. Voronov, Yu.S. (2012), "Improving the effectiveness of training young orienteering athletes in technical and tactical actions and skills based on the age structure of competitive activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 85, No.3, pp. 53-58.
5. Voronov, Yu.S. and Arod, E.S. (2014), "The basics of application technology of educational testing in the formation of permanent tactical preparedness of athletes 16-19 years, specializing in orienteering run", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12, pp. 34-39.
6. Voronov, Yu.S. (2018), "Fundamentals of intellectual training in orienteering", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No .9, pp. 63-67.
7. Kuznetsova (Voronova), V.V. (2009), Methods for selecting qualified athletes aged 17-20 years in cross-country orienteering based on an integral assessment of their psychomotor skills, dissertation, Tula.
8. Shirinyan, A.A. and Ivanov, A.V. (2010), Modern training of orienteering athletes, Soviet sport, Moscow.
Контактная информация: sgafkorient@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 18.11.2020
УДК 796.035
ПРИМЕНЕНИЕ АДАПТИРОВАННОГО КОМПЛЕКСА КАРАТЭ-ДО ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГИПЕРДИНАМИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ
Алексей Николаевич Воскобойников, ассистент, Роман Алексеевич Грицкевич, ассистент, Евгений Сергеевич Муринчик, ассистент, Владивостокский государственный
университет экономики и сервиса
Аннотация
В статье в области адаптивного физического воспитания был применен разработанный комплекс упражнений с элементами каратэ-до, направленный на оптимизацию физического состояния, повышение уровня здоровья и интереса к занятиям физической культурой детей младшего школьного возраста с гипердинамическим синдромом. Выявлен уровень физической и умственной подготовленности, определена эффективность применения адаптированного комплекса каратэ-до на уроках физической культуры.
Ключевые слова: физическое воспитание, гипердинамический синдром, гиперактивность, младший школьный возраст, каратэ-до.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p104-108
APPLICATION OF THE ADAPTED KARATE-DO COMPLEX FOR THE PHYSICAL EDUCATION OF YOUNG SCHOOL CHILDREN WITH HYPERDYNAMIC
SYNDROME
Aleksey Nikolaevich Voskoboinikov, the assistant, Roman Alekseevich Gritskevich, the assistant, Evgeniy Sergeevich Murinchik, the assistant, Vladivostok State University of Economics
and Service
Abstract
In the article, in the field of adaptive physical education, the developed set of exercises with elements of karate-do was applied, aimed at optimizing the physical condition, increasing the level of health and interest in physical education of primary school children with hyperdynamic syndrome. The level of physical and mental readiness was revealed, the effectiveness of the use of the adapted karate-do complex at physical education lessons was determined.
Keywords: physical education, hyperdynamic syndrome, hyperactivity, primary school age, karate-do.
ВВЕДЕНИЕ
Гиперактивность является самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте [4]. Причинами обращения родителей и учителей к специалистам - медикам и психологам, становится чрезмерная двигательная активность ребенка, невозможность усидеть на одном месте, импульсивность поведения [1]. По данным ученых, проблема гиперактивного поведения определяется индивидуальной вариативностью и природно-обусловленными особенностями развития ребенка. Различные исследования позволяют говорить о важности внешних, социальных факторов, прежде всего, адекватных форм организации деятельности и общения ребенка, влияния семейных отношений на проявления гиперактивности. В этом контексте гиперактивность рассматривается как сформированный взрослыми способ взаимодействия ребенка с миром. Установлено, что физические нагрузки во время выполнения движений влияют на оперативность мышления и скорость усвоения информации. Исследования доказывают, что под влиянием физических нагрузок положительно меняется динамика мыслительных процессов. Специфика движений, их разнообразие улучшает когнитивные процессы [3]. В настоящее время ведется поиск новых путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, которые бы помогли повысить интерес детей к занятиям, активизировать их деятельность, улучшить физическое развитие, устранить синдром гиперактивности. Но для того, чтобы определиться в планировании педагогических действий, средств и методов, направленных на всестороннее гармоничное развитие ребенка необходимо изучить и оценить показатели, обеспечивающие реализацию двигательной и умственной деятельности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования - мы предполагали, что разработанные комплексы упражнений с элементами каратэ-до для детей младшего школьного возраста с гипердинамическим синдромом позволят оптимизировать физическое состояния учащихся, повысить уровень здоровья и интерес к занятиям физической культурой.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе Детско-юношеской спортивной школы «Старт» г. Владивостока. Под нашим наблюдением находились 30 школьников в возрасте 7-8 лет с гипердинамическим синдромом, которые были произвольно разделены на 2 группы -контрольную и экспериментальную, по 15 человек в каждой.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Врачебно-педагогические наблюдения проводились с использованием контрольного тестирования:
- оценка уровня физического развития проводилась путем расчета соответствующего индекса по формуле А. Д. Дубогай;
- сила мышц верхних конечностей измерялась с помощью кистевого динамометра;
- уровень физической работоспособности определялся путем проведения функциональной пробы Руфье;
- бег на 30 метров использовался для тестирования скоростных способностей;
- прыжок в длину с места и метание теннисного мяча применялись для определения скоростно-силовых способностей детей;
- челночный бег 3х10 метров, подбрасывание и ловля мяча, отбивание мяча от пола использовались для оценки координационных способностей;
- тест наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке, использовался для определения гибкости;
- силовая выносливость оценивалась на основе теста поднимание туловища в положение сидя из положения лежа.
3. Методы математической статистики применялись для обработки полученных данных. Нами вычислялись следующие величины: среднее арифметическое, среднее квадратичное отклонение, ошибка среднего. Гипотезу о разности между двумя средними арифметическими проверяли по критерию Стьюдента.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
По результатам проведенного врачебно-педагогического наблюдения, которое проводилось с использованием контрольного тестирования, можно сделать вывод, что физическая подготовленность детей младшего школьного возраста с гипердинамическим синдромом находится на среднем уровне, а контрольная и экспериментальная группа, сформированные по принципу случайной выборки, являются однородными.
Занятия в экспериментальной группе в течение 3-х месяцев проводились с применением разработанного нами комплекса упражнений по каратэ-до, направленного на улучшение показателей физической подготовленности детей младшего школьного возраста с гипердинамическим синдромом. В процессе занятий использовались: статодинамический метод; поточный метод; метод статического растягивания.
Все упражнения выполнялись поочередно, при этом техника выполнения упражнений тщательно контролировалась. На занятии блоки составлялись на 32 счета, во время обучения темп замедлялся. Удары ногами выполнялись на 4 счета, а удары руками - на 2 счета. Упражнения выполнялись с правой ноги или руки. Разучивание комбинаций осуществлялось во время отдыха.
В подготовительной части использовались традиционные движения из прикладной физической культуры, а также элементы каратэ. Использовались базовые упражнения, круговые движения руками, повороты туловища, круговые движения туловищем, махи ногами, приседания. Подготовительная часть заканчивалась предстретчингом.
В основной части в экспериментальной группе на протяжении трех месяцев использовались 2 комплекса упражнений по каратэ-до.
1) Первый комплекс упражнений по каратэ-до был направлен на развитие координации движений, силовой и общей выносливости. Сначала выполнялись простые движения с прямыми ударами, затем упражнения постепенно усложнялись, добавлялись боковые удары, удары ногами в сочетании с приседами, выпадами и передвижениями в
различные стороны.
Все упражнения выполнялись в среднем темпе, с короткой амплитудой движения 1 минуту по 2-3 подхода. Постепенно мы повышали нагрузку, увеличивая количество минут до 2-х и количество повторений до 4-5. Комплекс упражнений применялся 1 раз в неделю на протяжении всего эксперимента.
2) Второй комплекс упражнений по каратэ-аэробике был направлен на развитие скоростно-силовых качеств. Нагрузка подбиралась в диапазоне от 20,0 до 40,0% от предельного максимума. Все упражнения выполнялись в быстром темпе с максимальной амплитудой движений 5 повторений по 4-5 подходов. Постепенно мы повышали нагрузку, увеличивая количество подходов до 7-8-и и количество повторений до 8-и. Комплекс упражнений применялся 2 раза в неделю.
В конце основной части занятий использовался комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости. Метод статического растягивания основан на зависимости величины растягивания от его продолжительности. Для растягивания по этому методу сначала необходимо было расслабить мышцы. Затем выполнялось упражнение, и конечное положение удерживалось от 5-15 секунд до нескольких минут. Все упражнения выполнялись в медленном темпе от 10-20 секунд по 2-3 подхода. Постепенно мы повышали нагрузку, увеличивая количество подходов до 4-5-и и время до 60 секунд. Комплекс упражнений применялся 3 раза в неделю.
В заключительной части использовались «ката» и упражнения на расслабление мышц, способствующие восстановлению организма после нагрузки. Ката - формализованная последовательность движений, связанных принципами ведения поединка с воображаемым противником или группой противников [2]. Упражнения выполнялись в медленном темпе. Важно было следить за дыханием, движения были плавные, спокойные.
Для обоснования эффективности разработанных комплексов упражнений, направленных на развитие физических качеств детей младшего школьного возраста с гипердинамическим синдромом, после завершения педагогического эксперимента было проведено повторное контрольное тестирование и определены темпы прироста физических качеств (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика показателей уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста с гипердинамическим синдромом на фоне педагогического эксперимента (п=30)_
Тесты После эксперимента ¿расч. р
ЭГ Темп прироста, % КГ Темп прироста, %
Индекс оценки уровня физического развития (ед.) 40,43 +3,32 39,60 +1,36 1,28 <0,05
Динамометрия верхних конечностей (кг) 16,03 +6,09 15,39 +0,65 1,53 <0,05
Индекс Руфье-Диксона (ед.) 2,53 -31,06 3,20 -12,81 1,91 <0,05
Бег на 30 метров (сек) 6,19 -6,07 6,55 -0,30 1,78 <0,05
Прыжок в длину с места (см) 136,87 +10,38 131,47 +6,43 1,98 <0,05
Метание теннисного мяча (кол-во раз) 4,07 -4,26 3,13 -1,09 1,34 <0,05
Челночный бег (сек) 9,67 +85,00 9,95 +34,33 1,45 <0,05
Наклон туловища (см) 5,47 +51,52 4,03 +3,07 1,97 <0,05
Поднимание туловища (кол-во раз) 32,27 +36,74 28,00 +21,37 1,76 <0,05
ВЫВОДЫ
Таким образом, положительная динамика уровня физической подготовленности у детей младшего школьного возраста с гипердинамическим синдромом в экспериментальной группе была значительно более выраженной, чем в контрольной, что подтверждает гипотезу исследования - разработанные комплексы упражнений с элементами каратэ-до позволили оптимизировать физическое состояние учащихся, повысить уровень здоровья и интерес к занятиям физической культурой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бадалян Л.О. Синдромы дефицита внимания у детей / Л.О. Бадалян // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 2016. - № 3. - С. 74-90.
2. Каташев В.М. Совершенствование учебно-тренировочного процесса юных каратистов (стиль Шотокан) / В.М. Каташев, О.А. Шубина, О.И. Пятунина // Вестник спортивной науки. -2015. - № 1. - С. 40-42.
3. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - Москва : Терра-спорт, 2016. - 192 с.
4. Филяков А.И. Развитие физических качеств у детей 12-13 лет / А.И. Филяков // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 1. - С. 250-253.
REFERENCES
1. Badalyan, L.O. (2016), "Attention Deficit Disorders in Children", Review of Psychiatry and Medical Psychology, No.3, pp. 74-90
2. Katashev, V.M., Shubina, O.A. and Pyatunina, O.I. (2015). "Improvement of the educational and training process of young karate fighters (Shotokan style)", Herald of sport sciences, No. 1, pp. 40-41
3. Lyakh, V.I. (2016), Motor abilities of schoolchildren: the foundations of theory and methods of development, Terra-Sport, Moscow.
4. Filyakov, A.I. (2015), "The development of physical qualities in children 12-13 years old",, Bulletin of the Buryat State University, No. 1, pp.250-253.
Контактная информация: Voskoboynikov.AN@vvsu.ru
Статья поступила в редакцию 18.11.2020
УДК 612.176.2
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА
Елена Игоревна Глазкова, преподаватель, Волгоградская государственная академия физической культуры
Аннотация
Актуальность исследования основана на необходимости и целесообразности использования IT-технологий в сфере дифференциации двигательной реабилитации лиц пожилого возраста с ишемической болезнью сердца (ИБС). Информационное обеспечение данного процесса позволит учитывать абсолютно все позитивные и негативные факторы, влияющие на организм человека на различных стадиях заболевания.
Цель исследования - разработать информационно-диагностический программный модуль (ИДПМ) для анализа, оценки, прогнозирования состояния больного с ИБС и планирования на основе проведенного анализа дифференцированного комплекса АФК с дозированной нагрузкой.
Задачи исследования:
1. Разработать структуру и содержание ИДПМ «Healthy Heart» для анализа состояния большого с ИБС и составления программ АФК.
2. Показать эффективность предлагаемого ИДПМ «Healthy Heart» в процессе комплексной реабилитации лиц пожилого возраста на различных этапах ИБС.
Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Волгоградской области «Геронтологический центр» в течение 6 месяцев в 2020 г. В педагогическом эксперименте приняли участие 24 человек с ИБС старше 55 лет. Основными методами исследования явились: моделирование структурных процессов в ИДПМ, программирование и педагогическое тестирование. Программирование и статистическая обработка данных исследования осуществлялось посредством алгоритмического языка VBA в среде Microsoft Excel 2019. Результаты исследования. ИДПМ «Healthy Heart» способствует быстрому и качественному составлению комплексных программ АФК для больных с ИБС, позволяет проводить анализ