Научная статья на тему 'Направленное воздействие на развитие мышечного корсета в процессе занятий каратэ кёкусинкай у подростков 12-15 лет со сколиозом первой степени'

Направленное воздействие на развитие мышечного корсета в процессе занятий каратэ кёкусинкай у подростков 12-15 лет со сколиозом первой степени Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1604
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОЛИОЗ / ПОДРОСТКИ / ЗАНЯТИЯ КАРАТЭ / МЫШЕЧНЫЙ КОРСЕТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Корзаков Владимир Николаевич

Проведено исследование о возможности исправления сколиоза первой степени у подростков в возрасте 12-15 лет в процессе занятий каратэ кёкусинкай при направленном развитии мышечного корсета. Используемые средства тренировки включали специально подобранные двигательные задания, применяемые в каратэ кёкусинкай, имеющие различную координационную структуру и технику выполнения основных соревновательных действий, связанных с ударными движениями рук и ног. Для эксперимента были сформированы две группы детей в возрасте 12-15 лет со сколиозом первой степени в каждой. Экспериментальная группа детей занималась по методике упражнений разной сложности, применяемых в каратэ кёкусинкай, контрольная по методике, применяемой в адаптивной физической культуре. В результате формирующего педагогического эксперимента было доказано, что развитие силы мышечного корсета туловища выявило положительную тенденцию в исправлении сколиоза подростков. Однако у детей экспериментальной группы, занимающихся по предложенной методике изменения оказались более выраженными, чем у группы детей занимающихся в контрольной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Корзаков Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directed influence on the development of the muscular system during the course of kyokushin karate occupations among the teenagers aged 12-15 years with the scoliosis of the first degree

A study on the possibility of correction of the first degree of scoliosis among the adolescents aged 12-15 years in the process of Kyokushin karate training at directed development of muscular system. The used training means included the specially selected motor tasks used in Kyokushin karate, with various coordination structure and technique for the fulfillment of the main competitive actions associated with the kick movements of arms and legs. Two groups of children aged 12-15 years with scoliosis of the first degree in each have been formed for the experiment. The experimental group of children trained under the method of exercises of different complexity used in Kyokushin karate, control group trained according to the methodology used for the adaptive physical culture. Because of the forming pedagogical experiment, it has been proved that the development of the power of the pectoral girdle of the trunk revealed a positive trend in the correction of scoliosis at the adolescents. However, the children in the experimental group training under the proposed method showed the more expressed changes than the group of children of the control group.

Текст научной работы на тему «Направленное воздействие на развитие мышечного корсета в процессе занятий каратэ кёкусинкай у подростков 12-15 лет со сколиозом первой степени»

athletics. Short distance running. Stages of sports perfection and higher sports mastery: Tentative program of sports training for youth sports schools, specialized youth schools of Olympic reserve, publishing house “Soviet sport”, Moscow, Russian Federation.

3. Ozolin, N.G. (1963), Young colleague, publishing house “Physical education and sport”, Moscow, Russian Federation.

4. Ozolin, E.S. (2010), Sprint, publishing house “Man”, Moscow, Russian Federation.

5. Peter Jansen (2006). HR, lactate and endurance training : Per. from English, publishing house “Tuloma”,Murmansk.

Контактная информация: vlakor908@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 16.07.2013.

УДК 796.853.264

НАПРАВЛЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РАЗВИТИЕ МЫШЕЧНОГО КОРСЕТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ КАРАТЭ КЁКУСИНКАЙ У ПОДРОСТКОВ 12-15 ЛЕТ СО СКОЛИОЗОМ ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ

Владимир Николаевич Корзаков, аспирант,

Уральский государственный университет физической культуры,

(ФГБОУ ВПО УралГУФК), Челябинск

Аннотация

Проведено исследование о возможности исправления сколиоза первой степени у подростков в возрасте 12-15 лет в процессе занятий каратэ кёкусинкай при направленном развитии мышечного корсета. Используемые средства тренировки включали специально подобранные двигательные задания, применяемые в каратэ кёкусинкай, имеющие различную координационную структуру и технику выполнения основных соревновательных действий, связанных с ударными движениями рук и ног. Для эксперимента были сформированы две группы детей в возрасте 12-15 лет со сколиозом первой степени в каждой. Экспериментальная группа детей занималась по методике упражнений разной сложности, применяемых в каратэ кёкусинкай, контрольная по методике, применяемой в адаптивной физической культуре. В результате формирующего педагогического эксперимента было доказано, что развитие силы мышечного корсета туловища выявило положительную тенденцию в исправлении сколиоза подростков. Однако у детей экспериментальной группы, занимающихся по предложенной методике изменения оказались более выраженными, чем у группы детей занимающихся в контрольной группе.

Ключевые слова: сколиоз, подростки, занятия каратэ, мышечный корсет.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.09.103.p75-79

DIRECTED INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF THE MUSCULAR SYSTEM DURING THE COURSE OF KYOKUSHIN KARATE OCCUPATIONS AMONG THE TEENAGERS AGED 12-15 YEARS WITH THE SCOLIOSIS OF THE FIRST DEGREE

Vladimir Nikolaevich Korzakov, the postgraduate student,

Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Annotation

A study on the possibility of correction of the first degree of scoliosis among the adolescents aged 12-15 years in the process of Kyokushin karate training at directed development of muscular system. The used training means included the specially selected motor tasks used in Kyokushin karate, with various coordination structure and technique for the fulfillment of the main competitive actions associated with the kick movements of arms and legs. Two groups of children aged 12-15 years with scoliosis of the first degree in each have been formed for the experiment. The experimental group of children trained under the method of exercises of different complexity used in Kyokushin karate, control group trained according to the methodology used for the adaptive physical culture. Because of the forming pedagogical experiment, it

has been proved that the development of the power of the pectoral girdle of the trunk revealed a positive trend in the correction of scoliosis at the adolescents. However, the children in the experimental group training under the proposed method showed the more expressed changes than the group of children of the control group.

Keywords: scoliosis, adolescents, karate lessons, muscular corset.

ВВЕДЕНИЕ

Сколиоз у подростков в возрасте 12-15 лет является наиболее частой ортопедической деформацией. Сколиоз - это боковое искривление позвоночника. Сколиоз первой степени характеризуется боковым искривлением позвоночника, угол которого не более 10 градусов. Он может быть врожденным (неправильное развитие позвонков - клиновидные дополнительные позвонки и др.) и приобретенным, который наиболее часто возникает в этом возрасте.

При сколиозе первой степени подростков, применяют специально подобранные упражнения, применяемые в каратэ кёкусинкай для укрепления мышц спины, брюшного пресса, грудной клетки, корригирующие в сочетании с дыхательными разной сложности, выработку правильной осанки развивать силовую выносливость мышечного корсета. Рекомендуется использовать исходные положения, лежа на спине, животе, стоя, в том числе упражнения с палкой и поясом каратэ.

В комплексной терапии сколиотической болезни используют в основном корригирующие, асимметричные и симметричные упражнения. Корригирующие упражнения предусматривают максимальную мобилизацию позвоночника, на фоне которой проводится коррекция дуги искривления с помощью специальных корригирующих упражнений. Асимметричные упражнения оказывают оптимальное воздействие на его кривизну, умеренно растягивают мышцы и связки на вогнутой стороне дуги искривления и обеспечивают дифференцированное укрепление ослабленных мышц на выпуклой стороне [2].

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

При проведении эксперимента были сформированы две группы экспериментальная и контрольная состоящие из подростков со сколиозом первой степени в возрасте 1215 лет, по 12 человек в каждой. Определение силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса (производилось в обеих исследуемых группах). Для развития мышечного корсета, экспериментальная группа занималась по специально подобранным упражнения разной сложности каратэ кекусинкай, контрольная - лечебной физической культурой [1, 3].

Оценка мышц спины производилась по следующей методике: из исходного положения, лежа на животе, нижняя часть туловища располагается на гимнастической скамейке, верхняя до гребней подвздошных костей находится на весу, руки на поясе, ноги фиксируются исследователем. По секундомеру определялось время удержания туловища. Для подростков 12-15 лет нормальным считается время - 2^2,5 минуты.

Оценка выносливости мышц боковых поверхностей туловища. Методика аналогична предыдущей, но исходное положение подростка лежа на боку. Время удержания туловища для подростков равно 2^2,5 минутам. Асимметрия выносливости мышц определялась при сравнении результатов обследования при положении на левом и правом боку.

Оценка мышц брюшной стенки, в исходном положении подростка лежа на спине с фиксированными ногами. Определялось число переходов из положения лежа в положение сидя в темпе не чаще 60 раз в минуту. Нормальным для подростков считается 45^50 движений.

Полученные данные исследований обрабатывали методами вариационной статистики с определением среднего значения (М), ошибка средней (m), достоверности различий (по t-критерию Стьюдента) с применением пакета анализа Microsoft Excel.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Методы лечения сколиоза разделяют на 3 группы: корригирующая лечебная физкультура, применение специальных редрессирующих аппаратов, оперативное лечение. Выбор метода лечения зависит, от степени развития сколиоза [1, 3]. Ведущим методом лечения остается лечебная физкультура, направленная на повышение тонуса мышц одной половины спины и релаксации другой, укрепление связочного аппарата и т.д. Упражнения лечебной гимнастики должны предназначаться для укрепления основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник - мышц разгибателей позвоночника, косых мышц живота, квадратных мышц поясницы, подвздошно-поясничных мышц и др.

Развитие мышечного корсета происходит при развитии мышц, обеспечивающих длительное удержание тела в вертикальном положении. Наибольшее значение при этом имеют разнообразные упражнения каратэ кёкусинкай при направленном развитии мышечного корсета туловища и особенно мышц спины и брюшного пресса. Для избирательного укрепления мышц спины и брюшного пресса выгоднее исходное положение лежа на животе, на боку, на спине. Положительной стороной упражнений лежа также являются симметричное расположение сегментов тела и фиксированный таз, что исключает искривление позвоночника, находящегося в прямом положении. Само по себе исходное положение лежа способствует выпрямлению позвоночника, а упражнения в этих исходных положениях еще более усиливают эффект применяемых движений.

Такая методическая целенаправленность тренировки предоставляет возможность исправления сколиоза первой степени подростков укрепляет мускулатуру. После статических усилий, вызывающих общую усталость и задержку дыхания, вводят дополнительно дыхательные упражнения на расслабление.

Статические упражнения должны сочетаться с динамическими, регулируя их трудность в соответствии с физическими возможностями занимающихся. Разнообразные сочетания статических и динамических напряжений - лучшее средство выработки мышечной силы [2].

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Методика влияния на сколиоз первой степени подростков в процессе занятий каратэ кёкусинкай включала комплексы специальных упражнений способствующих развитию мышечного корсета. Для примера приведём несколько из них.

1. Исходное положение - лежа на животе, туловище поднято над полом, руки в стороны: Удержание этого положения в течение 25-35 секунд. Не опуская туловища на пол, выполнять одновременные или переменные ударные движения руками вперед параллельно к полу, в течение 25-35 секунд.

2. Удар коленом вверх (хизо-гери) из положения стоя (возможно прислониться спиной к стене). Поднять как можно выше ногу, согнутую в коленном суставе с преодолением сопротивления оказанного давлением с силой на колено обеих ладоней сверху. Ладони, надавливают на колено сверху вниз, а колено надавливает на ладони снизу вверх, противодействуя друг другу.

Через 2-3 секунды после того, как создалось значительное по величине напряжение, внезапно убрать ладони с колена - и далее обозначить нанесение этой ногой удара вверх или прямо. Упражнение повторять до утомления.

3. Удар ногой назад (усиро-гери). Из исходного положения стоя на одной ноге лицом с опорой ладонями на предмет или гимнастическую стенку на уровне пояса, не выпрямляя опорную ногу в коленном суставе и не отклоняя колено внутрь, при этом колено должно быть направлено в ту же сторону, что и носок ступни. При выполнении удара ногой назад для достижения равновесия и максимальной силы удара, а также избегания травмирования коленного, тазобедренных суставов пятка ударной ноги, выставляется в сторону «цели», расположенной сзади, и правильного воздействия на позвоночник.

4. Серпообразный удар ногой (учи-хайсоку-гери). Из исходного положения стоя на одной, поднять вторую ногу, несколько согнув её в коленном суставе. Дугообразным движением колена изнутри кнаружи с одновременным выпрямлением ноги в сторону, хлестким движением стопы выполнить имитацию удара в сторону подъёмом стопы.

5. Круговые движения внутрь и наружу (сото-кеаге-гери и учи-киаге-гери). Вдавить носок опорной ноги в пол, тем самым способствуя лучшему контролю голеностопного сустава. Напрячь ягодичные мышцы, если при выполнении удара теряется равновесие; центр тяжести, переместится и обеспечит устойчивое положение тела, стоя на одной ноге. Выполнить круговой удар ногой центру корпуса, затем от центра корпуса.

6. Маховое движение назад с упором. Лечь на живот и поднять одну ногу максимально вверх. Вытянуть носок и постараться вытянуться, тем самым выравнивающе воздействуя на позвоночник от шейного отдела к низу - до копчика и ногу по всей длине, включая носок.

Энергично противодействовать усилиям партнера. Дышать поверхностно, в течение нескольких секунд, наращивать напряжение до максимума.

Для обоснования развития мышечного корсета у подростков со сколиозом первой степени в процессе занятий каратэ кёкусинкай был проведён формирующий педагогический эксперимент. Для проведения исследований нами были сформированы две группы занимающихся в возрасте 12-15 лет на базе клуба каратэ Кёкусинкай «Б.А.Р.С.» г. Челябинска. В начале эксперимента показатели силы мышечного корсета, измеряемые в секундах экспериментальной и контрольной группе были соответственно 97,5±0,43 с и 98,1±0,51 с, достоверных различий между группами не выявлено (Р>0,05), что свидетельствует об однородности исследуемых групп.

Результаты изменения показателей, характеризующих силу мышечного корсета подростков со сколиозом первой степени, произошедшие за период проведения экспериментальной части работы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты статистических сравнений показателей, характеризующих силу мышечного корсета подростков со сколиозом первой степени экспериментальной и контрольной групп до и после формирующего педагогического эксперимента (с)

( X + т )

Экспериментальная группа п=12 Контрольная группа п=12

В начале В конце В начале В конце

97,5±0,43 147,8±0,27 98,1±0, 51 107,2±0,36

Р<0,05 Р>0,05

Примечание: среднее значение (X ), ошибка средней (т), > - различия между группами недостоверны; < - различия между группами достоверны; 1 - двухвыборочный 1-тест по критерию Стью-дента; Р - уровень достоверности между группами

Показатели, характеризующие силу мышечного корсета, возросли в экспериментальной группе с 97,5±0,43 до 147,8±0,27, в контрольной - с 98,1±0,51 до 107,2±0,36. В обеих группах прослеживается положительная динамика прироста показателей силы мышц, однако в экспериментальной группе изменения достоверны. Это свидетельствует о том, что предложенная нами методика воздействует на развитие мышечного корсета в процессе занятий каратэ кёкусинкай у подростов 12-15 лет со сколиозом первой степени эффективней, программы лечебной физической культуры.

ВЫВОДЫ

1. Полученные результаты изменения показателей, характеризующих силу мышечного корсета, подтверждают более высокую эффективность использования программы направленного воздействия, применяемые в процессе занятий каратэ кёкусинкай у подростков 12-15 лет со сколиозом первой степени, по сравнению с используемой про-

граммой лечебной физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоусова, Н.А. Особенности морфофункциональных показателей подростков препубертантного периода, страдающих сколиозом на начальных этапах / Н. А. Белоусова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2009. - № 6 (52). - С. 20-23.

2. Егоров, Г.Г. Асимметрическая нагрузка при занятиях спортом как фактор, способствующий развитию сколиоза и нарушению осанки / Г. Г. Егоров // Теория и практика физической культуры. - 1972. - № 9. - С. 68-69.

3. Рукавишникова, С.К. Методика коррекции функциональных нарушений по-

звоночника у студенток использованием средств пилатеса / С. К. Рукавишникова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2010. - № 11 (69). - С. 79-83.

REFERENCES

1. Belousova, N.A. (2009), “Peculiarities of morphofunctional indices of adolescents period, suffering from scoliosis at the initial stages”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 52, No. 9, pp. C. 20-23.

2. Egorov, G.G. (1972), “Asymmetric load of sport as a factor contributing to the de-

velopment of scoliosis and violation posture”, Theory and practice of physical culture, No. № 9, pp. 68-69.

3. Rukavishnikova, S.K. (2010), “Method of correction of functional disorders of the spine at students of use of means of Pilates”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 69, No. 11, pp. 79-83.

Контактная информация: korzakoff_karate@list.ru

Статья поступила в редакцию 11.09.2013. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.09.103.p79-86

STRESS INDUCING FACTORS IN THE WORK OF PHYSICAL EDUCATION

TEACHERS

Valery Filippovich Kostyuchenko, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Vladimir Anatolyevich Chistyakov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg Juzef Woynar, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Opole University of Technology, Faculty of Physical Education and Physiotherapy, Poland

Annotation

Research objective is definition of the basic factors causing a stress in teachers of physical culture. Professions of the teacher it is accompanied by a constant (chronic) stress. From references follows that most often sources of a stress are: behavior and traits of character of the pupils, not carrying out requirements of teachers; lack of interest and desire of pupils to study; aggressive behavior of pupils; the conflicts in group. Besides, a source of mental tension are communication with parents, rivalry in pedagogical collective, irrational requirements of the management, inappropriate administrative factors. Researches were conducted in group of 100 physical education teachers in Poland, women made 57%, men - 43%. In researches the method of diagnostic poll, the technician - questioning was used. Results of research showed that the most essential stress factors, according to interrogated, are: low salary and prestige of a profession, weak material resources for carrying out lessons, the relation to physical culture as to a minor subject, uncertainty in contract extension, need of additional work for the purpose of earnings.

Keywords: teachers’ work, occupational stress, occupational burnout.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.