Научная статья на тему 'Развитие координационных способностей у гимнасток групп начальной подготовки'

Развитие координационных способностей у гимнасток групп начальной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1982
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ГРУППА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНКИ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ / ЛОВКОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куценко Юлия Евгеньевна, Тарасова Любовь Викторовна

Разработаны средства обучения гимнастическим упражнениям со скакалкой для девочек групп начальной подготовки. Проведена оценка прироста координационных способностей юных гимнасток, произведенных на основе учета допущенных ошибок, при выполнении упражнения. Разработаны критерии оценки работы со скакалкой юных гимнасток групп начальной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куценко Юлия Евгеньевна, Тарасова Любовь Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of coordination abilities in groups of gymnast’s initial training

The authors developed the means of training to the gymnastic exercises with the rope for the girls of the initial preparation. The estimation of the increase in the coordination abilities of the young gymnasts produced on the basis of the mistakes while performing the exercises has been undertaken. The authors developed the criteria for evaluation of the work with rope for the young gymnasts of the initial preparation.

Текст научной работы на тему «Развитие координационных способностей у гимнасток групп начальной подготовки»

образования : сборник научных трудов по материалам межвузовской научно-практической конференции / под редакцией Л.Н. Бережновой. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2014. - С. 70-74.

2. Нечаев, Ю.И. Интеллектуальная система, функционирующая на основе мультиагешных технологий / Ю.И. Нечаев, А.В. Лютин // Искусственный интеллект. - 2009. - № 3. - С. 413-422.

3. Основная образовательная программа федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД России по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» [Электронный ресурс] // URL : https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.vfdvui.ru%2Fdocuments%2Foop_ponb.doc&na me=oop_ponb.doc&lang=ru&c=567eb27e290a. - Дата обращения 30.11.2015.

4. Положение по организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Приказ МВД РФ от 14 января 2005 г. № 22 [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/12138764/. - Дата обращения 30.11.2015.

5. Федеральный Закон от 06.02.1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства Внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/10128200/. - Дата обращения 30.11.2015.

REFERENCES

1. Kurilov A.V. (2014), "Improvement of professional qualities of cadets of military institutes of the Russian interior Ministry forces", Problems of continuous professional education the collection of scientific works on materials of interuniversity scientific and practical conference, St. Petersburg, pp. 70-74.

2. Nechaev Y.I. and Liuting A.V. (2009), "The intellectual system functioning on the base of multiagent technologies", Artificial intelligence, No. 3, pp. 413-422.

3. The basic educational program, Federal state military educational institution of higher professional education of the Russian interior Ministry forces in the specialty 40.05.01 "Legal guarantees for national security", available at: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.vfdvui.ru%2Fdocuments%2Foop_ponb.doc&na me=oop_ponb.doc&lang=ru&c=567eb27e290a.

4. The statement in the organization at activity of the military educational institution of higher professional education of the Russian interior Ministry forces. The order of the Minister of the interior Affairs of Russian Federation January 14, 2005 No. 22, available at: http://base.garant.ru/12138764/.

5. Federal Law dated 06.02.1997, No. 27-FZ "About internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation ", available at: http://base.garant.ru/10128200/.

Контактная информация: АК1225@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 05.12.2015

УДК 796.412

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ГИМНАСТОК ГРУПП

НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Юлия Евгеньевна Куценко, аспирант, Любовь Викторовна Тарасова, доктор педагогических наук, доцент, Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК),

Москва

Аннотация

Разработаны средства обучения гимнастическим упражнениям со скакалкой для девочек групп начальной подготовки. Проведена оценка прироста координационных способностей юных гимнасток, произведенных на основе учета допущенных ошибок, при выполнении упражнения. Разработаны критерии оценки работы со скакалкой юных гимнасток групп начальной подготовки.

Ключевые слова: художественная гимнастика, группа начальной подготовки,

юные спортсменки, тренировочный процесс, специальные упражнения, координация движений, ловкость.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p114-117

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN GROUPS OF GYMNAST'S

INITIAL TRAINING

Yulia Evgenievna Kutsenko, the post-graduate student,

Lyubov Viktorovna Tarasova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Federal Research Center of Physical Culture and Sport, Moscow

Annotation

The authors developed the means of training to the gymnastic exercises with the rope for the girls of the initial preparation. The estimation of the increase in the coordination abilities of the young gymnasts produced on the basis of the mistakes while performing the exercises has been undertaken. The authors developed the criteria for evaluation of the work with rope for the young gymnasts of the initial preparation.

Keywords: gymnastics, group of initial training, young athletes, training process, special exercises, coordination of movements, agility.

Художественная гимнастика относится к сложно-координационным видам спорта, и координация является ведущим качеством в подготовке юных спортсменок.

Особое значение в художественной гимнастике играет работа с предметами, которые связаны с проявлением быстроты, концентрацией внимания, и динамической точности движений, что связано с переключением внимания, и управлением движениями [1].

Системно-структурный подход в подготовке юных гимнасток позволяет выявить закономерности обучения, эффективность которых определяется возможностью выбора наиболее эффективных [3, 4]. В исследовании принимали участие юные спортсменки групп начальной подготовки, в возрасте 6 лет.

Задачей исследования было обучение юных гимнасток работе с предметами, на примере спортивной скакалки, которая входит в обязательную программу по художественной гимнастике.

В процессе исследования был разработан комплекс специальных физических упражнений со скакалкой для девочек групп начальной подготовки [2]:

- мельница: держать скакалку за середину двумя руками и выполнять восьмиоб-разные движения вперед/назад;

- прокручивание вдвое сложенную скакалку вокруг кисти;

- работа вдвое сложенной скакалкой вокруг шеи;

- работа раскрытой скакалки с использованием ног.

Комплекс физических упражнений со скакалкой необходимо выполнять с изменением темпа, скорости и направления движения:

- прыжки через скакалку вперед, назад, скрестно;

- прыжки через вдвое сложенную скакалку вперед, назад;

- «двойные» прыжки (двойное вращение скакалки во время одного прыжка);

- прыжки через вдвое сложенную скакалку в полуприседе.

Комплекс физических упражнений был усложнен специальными заданиями, связанными с изменением высоты и амплитуды движения:

- броски раскрытой скакалки и ловли одного и того же конца;

- броски раскрытой скакалки и ловли противоположного конца;

- броски вдвое сложенной скакалки и ловлей в обе руки;

- «отбивы» раскрытой скакалкой об пол.

В результате обучения детей работы со скакалкой, было проведено тестирование развития координации (таблица 1).

Таблица 1

Показатели развития координационных способностей у юных гимнасток групп

начальной подготовки

Показатели развития координационных способностей (n=16)

До педагогического эксперимента После педагогического эксперимента

КГ1 ЭГ1 КГ2 ЭГ2

Х1с1)±а Х2св±о Х3сВ±о Х4св±о

Прыжки через скакалку вперед

21,3±2,4 22,6±2,7 24,1±3,0 26,6±1,8*

Прыжки через скакалку назад

11,6±2,1 11,9±2,9 12,6±3 18,6±1,7*

Прыжки через скакалку (вдвое сложенную)

6,4±1,2 6,5±1,6 7,3±1,9 9,8±1,2*

Примечание: * - р<0,05

Результаты выполненного исследования показали, что показатели развития координационных способностей у юных спортсменок экспериментальной группы, имели достоверное увеличение, по сравнению со спортсменками контрольной группы.

Так, в тесте «Прыжки через скакалку вперед», спортсменки экспериментальной группы имели прирост на 15,0%, в тесте «Прыжки через скакалку назад», и «Прыжки через скакалку (вдвое сложенную)», в среднем, в 1,5 раз, по сравнению с испытуемыми контрольной группы (на 11,6; 7,9; и 12,3 раза, соответственно).

Оценка прироста координационных способностей производилась на основе учета допущенных ошибок, при выполнении упражнения.

В процессе исследования были разработаны критерии оценки работы со скакалкой юных гимнасток групп начальной подготовки, к которым были отнесены показатели:

- быстроты реакции на действие соперника (партнера) или изменяющуюся ситуацию;

- степень соответствия движений характеру действий соперника или ситуации;

- правильность ощущения положения тела или его отдельных звеньев с закрытыми глазами;

- степень соразмерности движения с расстоянием, весом и формой предмета и снаряда;

- точность оценки расстояния, усилий, скорости или направления движений соперника или партнера.

Выполненные исследования позволили сделать вывод о необходимости обучения юных гимнасток работе с предметами, с самого начала занятий. В работе с предметами необходим учет строгой последовательности выполнения специальных движений, с постепенным увеличением объёма и интенсивности нагрузок, и равномерным распределением её, сначала - на верхний плечевой пояс, затем - туловище, и ноги. В работе с предметом, основной акцент уделяется не на сам предмет, а на правильность выполнения элементов движений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Куценко, Ю.Е. Развитие ловкости у детей в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Научный потенциал мира. 2013. - URL : http://www.rusnauka.com/28_NPM_2013/Pedagogica/3_145770.doc.htm. - Дата обращения 30.10.2015.

2. Дегтярева, О.С. Методика организации физического воспитания школьников 4-5 классов средствами подвижных игр / О.С. Дегтярева, Л.В. Тарасова // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 3. - С. 6.

3. Назаренко, Л.Д. Стимулируемое развитие базовых двигательных координаций у школьников разного возраста : дис. ... д-ра. ... пед. наук / Назаренко Людмила Дмитриевна. -

Москва, 2003. - 401 с.

4. Обухова, Н.Б. Методика развития скоростно-силовых качеств у младших школьников 9-10 лет / Н.Б. Обухова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 3. - С. 38.

REFERENCES

1. Degtyareva O.S. and Tarasova L.V. (2008), "Technique of the organization of physical training of schoolboys of 4-5 classes by means of mobile games", Theory and Practice of Physical Culture, No. 3, pp. 6.

2. Kutsenko, Y. E. (2013), "The development of mobility in children in the early school years", The scientific potential of the world, available at: ttp://www.rusnauka.com/28_NPM_2013/Pedagogica/3_145770.doc.htm

3. Nazarenko L.D. (2003), Stimulated the development of basic motor coordination among schoolchildren of different ages, dissertation, Moscow.

4. Obukhova, N.B. (2002), "Methods of speed-strength in primary school children 9-10 years", Physical culture: education, education and training, pp. 38.

Контактная информация: july-ev@bk.ru

Статья поступила в редакцию 04.12.2015

УДК 796.011

КОМПОНЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Александр Дмитриевич Лифанов, кандидат химических наук, доцент, Екатерина Игоревна Симонова, студентка, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань

Аннотация

В статье приводятся компонентный состав развития физической культуры студента технологического вуза в контексте акмеологического подхода. На основе анализа данных психолого-педагогической литературы нами определен комплекс показателей развития физической культуры студентов. Эти требования являются основой для разработки содержания и методики профессиональной прикладной физической подготовки будущих инженеров.

Ключевые слова: акмеологический подход, физическая культура и спорт, физическое воспитание.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p117-121

COMPONENTS OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF

ACMEOLOGICAL APPROACH

Alexander Dmitrievich Lifanov, the candidate of chemical sciences, senior lecturer, Ekaterina Igorevna Simonova, the female student, Kazan National Research Technological University

Annotation

The component composition of the development of physical training of the student studying in the technological higher education institution in the context of the acmeological approach is presented in this article. On the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature data we have identified the complex indicators for the development. These requirements are the basis for the development of the content and methodology of the professionally applied physical training of the future engineers.

Keywords: acmeological approach, physical culture and sports, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время сохраняется тенденция к ухудшению состояния здоровья студенческой молодежи [1]. Данное обстоятельство обусловливает необходимость смены организационно-управленческой парадигмы системы подготовки специалистов - приоб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.