ПРИМЕНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Ю.Е. КУЦЕНКО, Л.В. ТАРАСОВА, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК
Аннотация
Проведен аналитический обзор программы спортивной подготовки по художественной гимнастике в группах начальной подготовки. Дан обзор специальных упражнений, выполняемых в художественной гимнастике юными спортсменками в группах начальной подготовки. Приведен комплекс обязательных упражнений, рекомендуемый для выполнения юными спортсменками, специализирующимися в художественной гимнастике.
Ключевые слова: художественная гимнастика, группа начальной подготовки, юные спортсменки, тренировочный процесс, специальные упражнения, правила соревнований.
Abstract
An analytical review of the program of sports training in rhythmic gymnastics in the initial training. A review of special exercises that are performed in rhythmic gymnastics young athletes in initial training. Given the complex mandatory exercises that are recommended for implementation by the young athletes specializing in artistic gymnastics.
Key words: gymnastics, group initial training of young athletes, the training process, special exercises, competition rules.
Введение
Художественная гимнастика является сложно-координационным видом спорта. Постоянные изменения правил соревнований в художественной гимнастике влекут за собой различные изменения в подготовке гимнасток [5].
Одним из ведущих качеств в художественной гимнастике является прыгучесть, развитию которого уделено недостаточное внимание [1, 4, 7].
В соревновательных выступлениях гимнасток прыжки занимают около 50% всего упражнения, к которым относятся: подскоки, галоп, прыжки на одной ноге, прыжки в длину, прыжки с поворотом и т.п.
Прыгучесть - это способность к проявлению усилий максимальной мощности нижних конечностей в кратчайший промежуток времени, результатом которой является преодоление силы земного притяжения и переход в безопорное положение на некоторое время [6]. Главным показателем развития прыжка является его протяженность выполнения и высота. Развитию прыгучести юных гимнасток необходимо обучать целенаправленно, уделяя особое внимание развитию скоростно-силовых и силовых качеств, что ведет к увеличению сократительных свойств мышц.
Цель исследования
Предотвращение травм при обучении прыгучести гимнасток групп начальной подготовки.
Выявлено, что средний показатель прыжка в длину с места толчком одной ногой, у гимнасток групп начальной подготовки, является низким, и составляет 119,3+6,4 см.
Так, оценка физической подготовленности гимнасток групп начальной подготовки показала, что только 18,7%
юных гимнасток групп начальной подготовки выполняют прыжковые упражнении на оценку «хорошо», 25% гимнасток соответствуют оценке «удовлетворительно» и 56,2% юных спортсменок имеют низкий уровень прыжковых возможностей (рис. 1).
Для улучшения данного показателя у юных гимнасток необходимо было провести изменения в использовании средств для развития толчковых способностей нижних конечностей.
Наиболее эффективными упражнениями, способствующими развитию данного показателя, являются следующие упражнения: 1) прыжки: на месте, в длину, через скакалку, через обруч (имитируя прыжки через скакалку), через обруч (перепрыгивание обруча), через натянутую скакалку, «касаясь» через натянутую скакалку, «касаясь» через определенное расстояние, ограниченное двумя скакалками; 2) бег: через скакалку, через обруч.
60 50 40 30 20 10
"56,2"
18,7 25,0
V •'.:
0
Отлично
Хорошо
Удовлетв.
Низкий
Рис. 1. Оценка физической подготовленности гимнасток групп начальной подготовки
С*)
0
Выполнение специальных прыжковых упражнений гимнасток групп начальной подготовки необходимо проводить в игровой форме, что полностью соответствует тренировочной нагрузке этого возраста [5].
Стоит заметить, что при неправильном приземлении (неправильная постановка ноги, приземление без амортизации, приземление на прямую ногу) возможен риск получения травм, профилактикой которых являются хореографические движения ног: релеве, деми плие и глубокое деми плие в различных позициях [2].
Релеве - это подъем на полупальцы на какую-либо высоту.
Деми плие - флексия тазобедренного, коленного сустава, натяжение голеностопного (т.е. передней части ноги). Это означает, что пятки сильно прижаты к полу, коленные и голеностопные суставы оптимально согнуты. Коленный экстензор и место прикрепления икроножной мышцы к ахиллесову сухожилию максимально натянуты [2].
Важным условием предотвращения травм при выполнении прыжка является начальная и завершающая стадия, которая сопровождается деми плие.
Использование условий предотвращения травм при выполнении прыжка гимнастками групп начальной подготовки, описанных выше, снизило риск выполнения прыжковых упражнений на 5,1%, что является эффективным и необходимым в подготовке юных спортсменок.
Показатели прыгучести после применения практических рекомендаций по предотвращению травм при выполнении прыжка гимнастками групп начальной подготовки соответствовали 125,8±4,8 см, (рис. 2).
До эксперимента После эксперимента
а ЭГ И КГ
Рис. 2. Показатели прыгучести юных гимнасток, после педагогического эксперимента
Таким образом, в результате педагогического эксперимента выявлено, что при обучении юных гимнасток групп начальной подготовки прыжковым упражнениям, необходимо уделять особое внимание начальной и завершающей стадии, которая сопровождается обычным и глубоким деми плие.
Использование игровой формы при развитии прыгучести юных гимнасток является более эффективным, что приводит к ускоренному обучению прыжковым упражнениям - высота и дальность полета у гимнасток групп начальной подготовки увеличилась на 5,1%.
Литература
1. Винер И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2003. - 120 с.
2. Хавилер Джозеф С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. М.: Новое слово, 2007. - 60 с.
3. Методы обучения двигательным действиям и развитие физических качеств: метод. рук. / ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. Л., 1991. - 60 с.
4. Сибгатулина Ф.Р. Прыжковая подготовка спортсменок в художественной гимнастике: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: Малаховка, 2004. - 141 с.
5. Тарасова Л.В., Куценко Ю.Е. Использование специальных упражнений для развития гибкости у девочек в группах начальной подготовки по художественной гимнастике // Материалы IX Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». Москва, 2015.
6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Academia, 2010. - 479 с.
7. Художественная гимнастика. Учебник под общ. ред. проф. Л.А. Карпенко. М., 2003. - 383 с.
References
1. Viner I.A. Training of elite female athletes in rhythmic gymnastics. Diss. ... PhD. St. Petersburg, 2003. - 120 p.
2. Haviler Joseph S. The body of the dancer. Medical perspective on dance and exercise. M.: Novoe slovo, 2007. - 60 p.
3. Methods of teaching motor actions and the development of physical qualities: method. manual. / GDOIFK them. P.F. Lesgafta. L., 1991. - 60 p.
4. Sibgatulina F.R. Hopping training for female athletes in rhythmic gymnastics. Diss. ... PhD. Malahovka, 2004. -141 p.
5. Tarasova L.V., Kutsenko U.E. The use of special exercises for flexibility in girls Group basic training in rhythmic gymnastics. Proceedings of the IX All-Russian forum "Health of the Nation - the basis of prosperity of Russia". Moscow, 2015.
6. Kholodov J.K., Kuznetsov V.S. Theory and methods of physical education and sport. M.: Academia, 2010. -479 p.
7. Rhythmic gymnastics. Tutorial / ed. by prof. L.A Karpenko. Moscow, 2003. - 383 p.