УДК 37
Капранова О.А.
студент магистратуры Московский государственный педагогический университет
(г. Москва, Россия)
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ ПРИ ПОМОЩИ НЕЙРОГИМНАСТИКИ
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста посредством внедрения экспериментальной методики в образовательный процесс. Были изучены комплексы нервноупражнений: массаж (самомассаж), растяжка и упражнения двигательного репертуара, телесные движения, упражнения на релаксацию, дыхательные упражнения. специально подобранные нейроупражнения раскрывает возможности для реализации своих способностей при занятии физической культурой и хореографией.
Ключевые слова: координационные способности, нейрогимнастика, игровая деятельность, исследование, методика.
Координационные способности представляют собой целостный и сложный комплекс поведения, который состоит во взаимосвязи с биологическими и внешними факторами. Научно доказано, что физические упражнения стимулируют нормальную жизнедеятельность человека, а также биологическое развитие, особенно на ранних этапах онтогенеза.
Результаты формирования координационных способностей более значимы, если начинать заниматься их развитием в детском возрасте. Дети постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее овладевать более сложными в координационном отношении двигательными навыками, как спортивными, так и трудовыми.
Дошкольный возраст является наиболее значимым периодом жизни человека для формирования физического здоровья и двигательных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Начиная с самого раннего детства возрастает необходимость воспитывать у дошкольников устойчивый интерес и потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями, мотивацию к здоровому образу жизни (О.Н. Коган, 2000).
Физическое развитие ребенка - процесс непрерывный и поступательный. По мере взросления индивидуума оно характеризуется определенным комплексом морфофункциональных свойств организма, взаимосвязанных между собой и с окружающей средой. Именно в периоды интенсивного развития организма особенно ярко выражается взаимосвязь координационных способностей и здоровья человека. Современные ученые активно ведут поиск методов изучения и оценки координационных способностей детей, чтобы определить наиболее оптимальные физические нагрузки в разные периоды взросления и которые позволили бы не только оценить, но и положительно влиять на организм посредством физической активности.
В настоящее время вопросы развития координационных способностей наиболее актуальны. В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. По отношению к умственной деятельности, было выявлено, что постоянные занятия хореографией образуют новые нейронные связи в головном мозге. И для того, чтобы качественно улучшить гармоничное развитие обоих полушарий мозга ребенка (в условиях танцевального класса), необходимо делать акцент на систематическое включение в занятия нейроупражнений, которые будут активировать левое полушарие головного мозга.
От трёх до пяти лет активно совершенствуются все функций детского организма. Ребенок в этот период отличается особенной пластичностью.
Непрерывное движение является биологической потребностью растущего организма. Одновременно с физическим, в этом возрасте активно происходит психическое развитие ребёнка. Поэтому именно этот период является благоприятным для приобщения ребенка к нейроразвивающим занятиям: нейрогимнастике, и танцам в том числе.
В данной статье была поставлена цель выявить эффективность физических упражнений нейрогимнастики в процессе обучения детей 4-6 лет.
Для ее достижения решались следующие задачи:
- проанализировать научно-методическую литературу,
- определить достоинства и недостатки упражнений нейрогимнастики,
- определить направленность упражнений нейрогимнастики.
Когнитивные (познавательные) процессы, происходящие в психике
человека - это совокупность операций, связанных с получением, хранением, обработкой и выдачей информации. Когнитивные процессы являются предметом когнитивной психологии, направленной на поиск максимально эффективных методик, позволяющих обрабатывать информацию, поступающую к человеку. Ежегодно объем информации в мире увеличивается на 30%, следовательно, и возрастает потребность в более быстром и эффективном ее усвоении. Когнитивная психология ставит перед собой цель понять принципы работы человеческой психики.
Начало в изучении и разработке когнитивной гимнастики положил американский ученый Пол И. Деннис в 70-х годах. Изначально данные упражнения были предназначены для детей, имеющих проблемы в обучении, проблемы с речью и координацией. Комплекс упражнений способствовал укреплению нейронных связей, улучшению психоэмоционального состояния и восстановлению межполушарных связей. В этом эксперименте принимали участие 19 учеников специальной школы. Каждый ученик делал упражнения по 10-15 минут ежедневно. Прогресс обучающихся за год составил около 50%. Значительно повысился уровень концентрации при выполнении заданий, качество их выполнения. Так же данные упражнения не утомляли детей, что
является важным фактором при работе с дошкольниками и младшими школьниками.
Разработанные упражнения показывают позитивную динамику в процессе восстановления межполушарных связей, мелкой и крупной моторики, при этом включают в себя следующие разновидности:
- Движения, пересекающие среднюю линию тела. Упражнения этой группы направлены на одновременную деятельность рук, ног и глаз (задействуются все парные органы). Такие движения способствуют активизации работы обоих полушарий мозга, что оказывает благоприятное воздействие на координацию, равновесие и пространственное ориентирование.
- Энергетические упражнения. Улучшают саморегуляцию и внимание, а также повышают скорость осознанного чтения.
- Растягивающие движения направлены на развитие навыков к длительному удержанию внимания, расслабления сухожилий, а также избавления от мышечного напряжения.
- Упражнения, направленные на углубление позитивного мышления нацелены на самоконтроль и стабилизацию нервных процессов. Активизируют внимание и память, помогают сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.
В соответствии с поставленными задачами в данной работе были применены специальные комплексы упражнений на развитие координационных способностей у детей в группах хореографии 4-6 лет. Занятия проходили 2 раза в неделю по 30 минут, в одной из групп на занятие уделялось 30 мин. специальным нейроупражнениям:
- Массаж (самомассаж) воздействует на биологически активные точки. Особенно эффективным является массаж (самомассаж) кистей, пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают примерно 148 точек, расположенных на ушной раковине, связанных с различными частями тела. Даже простой растирающий массаж (самомасаж) ушей улучшает кровообращение в организме, стимулирует кору головного мозга, улучшает слуховое внимание и восприятие ребенка.
- Растяжка и упражнения двигательного репертуара. Растяжки-система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний (гипо или гипер тонуса), зажимов и ригидных телесных установок, оптимизации и стабилизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности.
- Телесные движения развивают межполушарное взаимодействие снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» ребенком своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации.
- Упражнения на релаксацию - способствуют расслаблению, снятию физического и интеллектуального напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребенка.
- Дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка.
Проведенное исследование показало значительные результаты в развитии координационных способностей у детей 4-6 лет, что свидетельствует её эффективности.
Выводы.
В результате исследования установлено, что применение специально подобранных нейроупражнений способствует повышению координационных способностей, дифференцированный подход с учетом индивидуальных характеристик детей в процессе образовательной деятельности раскрывает возможности для реализации своих способностей при занятии физической культурой и хореографией.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гамидова С.К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий / С.К. Гамидова. - Смоленск, 2012. - 19 с;
2. Губа В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте / В.П. Губа. -М.: Спорт. Академ. Пресс, 2000. - 120 с;
3. Ильин Е.П. Координационные способности: определение понятия, классификации форм проявления / Е.П. Ильин // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2008. - Вып. 1 (35). - С. 35-38;
4. Козырева О.В. Разновариативные игры для детей дошкольного возраста / О.В. Козырева // Физическое воспитание детей дошкольного возраста: теория и практика: сб. науч. тр, Урал. гос. акад. физ. культуры. - Челябинск, 2012. - Вып. 2. - С. 60-69;
5. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты / А.Г. Щедрина. - Новосибирск: СО РАМН, 2003. - 164 с;
6. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания / А.А. Васильков. - 2008. - 123 с;
7. Деннисон П. «Гимнастика мозга» Книга для учителей и родителей/ П. Деннисон. - СПБ. - Санкт-Петербург: Весь, 2020. - 320 с;
8. Касымова Д.А. «Гимнастика для мозга - ключ к развитию способностей ребенка» - Сборн. «Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом университете». Международная научно-практическая конференция. Уфа, 2020, С. 275-28;
9. Педяш Наталья. Что такое нейрогимнастика и зачем она нужна. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.b17.ru/article/117813/, свободный (дата обращения: 07.01.2024);
10. Телепнева Н.А., Чехлыстова Т. Ю., Галуцкая М.Ю. Нейрогимнастика в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //apni. ru/article/3430-nej rogimnastika-v-korrektsionnorazvivayushch, свободный (дата обращения: 03.01.2024)
Kapranova O.A.
Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia)
DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN PRESCHOOL CHILDREN IN THE LESSONS CHOREOGRAPHY USING NEUROGYMNASTICS
Abstract: the article discusses the development of coordination abilities in preschool children through the introduction of experimental methods into the educational process. Complexes of nervous exercises were studied: massage (self-massage), stretching and motor repertoire exercises, bodily movements, relaxation exercises, breathing exercises. specially selected neuro-exercises reveal opportunities for realizing your abilities when doing physical education and choreography.
Keywords: coordination abilities, neurogymnastics, gaming activity, research, methodology.