Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ ПРИ ПОМОЩИ НЕЙРОГИМНАСТИКИ'

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ ПРИ ПОМОЩИ НЕЙРОГИМНАСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
координационные способности / нейрогимнастика / игровая деятельность / исследование / методика / coordination abilities / neurogymnastics / gaming activity / research / methodology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капранова О.А.

В статье рассматриваются вопросы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста посредством внедрения экспериментальной методики в образовательный процесс. Были изучены комплексы нервноупражнений: массаж (самомассаж), растяжка и упражнения двигательного репертуара, телесные движения, упражнения на релаксацию, дыхательные упражнения. специально подобранные нейроупражнения раскрывает возможности для реализации своих способностей при занятии физической культурой и хореографией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капранова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN PRESCHOOL CHILDREN IN THE LESSONS CHOREOGRAPHY USING NEUROGYMNASTICS

The article discusses the development of coordination abilities in preschool children through the introduction of experimental methods into the educational process. Complexes of nervous exercises were studied: massage (self-massage), stretching and motor repertoire exercises, bodily movements, relaxation exercises, breathing exercises. specially selected neuro-exercises reveal opportunities for realizing your abilities when doing physical education and choreography.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ ПРИ ПОМОЩИ НЕЙРОГИМНАСТИКИ»

УДК 37

Капранова О.А.

студент магистратуры Московский государственный педагогический университет

(г. Москва, Россия)

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ ПРИ ПОМОЩИ НЕЙРОГИМНАСТИКИ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста посредством внедрения экспериментальной методики в образовательный процесс. Были изучены комплексы нервноупражнений: массаж (самомассаж), растяжка и упражнения двигательного репертуара, телесные движения, упражнения на релаксацию, дыхательные упражнения. специально подобранные нейроупражнения раскрывает возможности для реализации своих способностей при занятии физической культурой и хореографией.

Ключевые слова: координационные способности, нейрогимнастика, игровая деятельность, исследование, методика.

Координационные способности представляют собой целостный и сложный комплекс поведения, который состоит во взаимосвязи с биологическими и внешними факторами. Научно доказано, что физические упражнения стимулируют нормальную жизнедеятельность человека, а также биологическое развитие, особенно на ранних этапах онтогенеза.

Результаты формирования координационных способностей более значимы, если начинать заниматься их развитием в детском возрасте. Дети постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее овладевать более сложными в координационном отношении двигательными навыками, как спортивными, так и трудовыми.

Дошкольный возраст является наиболее значимым периодом жизни человека для формирования физического здоровья и двигательных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Начиная с самого раннего детства возрастает необходимость воспитывать у дошкольников устойчивый интерес и потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями, мотивацию к здоровому образу жизни (О.Н. Коган, 2000).

Физическое развитие ребенка - процесс непрерывный и поступательный. По мере взросления индивидуума оно характеризуется определенным комплексом морфофункциональных свойств организма, взаимосвязанных между собой и с окружающей средой. Именно в периоды интенсивного развития организма особенно ярко выражается взаимосвязь координационных способностей и здоровья человека. Современные ученые активно ведут поиск методов изучения и оценки координационных способностей детей, чтобы определить наиболее оптимальные физические нагрузки в разные периоды взросления и которые позволили бы не только оценить, но и положительно влиять на организм посредством физической активности.

В настоящее время вопросы развития координационных способностей наиболее актуальны. В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. По отношению к умственной деятельности, было выявлено, что постоянные занятия хореографией образуют новые нейронные связи в головном мозге. И для того, чтобы качественно улучшить гармоничное развитие обоих полушарий мозга ребенка (в условиях танцевального класса), необходимо делать акцент на систематическое включение в занятия нейроупражнений, которые будут активировать левое полушарие головного мозга.

От трёх до пяти лет активно совершенствуются все функций детского организма. Ребенок в этот период отличается особенной пластичностью.

Непрерывное движение является биологической потребностью растущего организма. Одновременно с физическим, в этом возрасте активно происходит психическое развитие ребёнка. Поэтому именно этот период является благоприятным для приобщения ребенка к нейроразвивающим занятиям: нейрогимнастике, и танцам в том числе.

В данной статье была поставлена цель выявить эффективность физических упражнений нейрогимнастики в процессе обучения детей 4-6 лет.

Для ее достижения решались следующие задачи:

- проанализировать научно-методическую литературу,

- определить достоинства и недостатки упражнений нейрогимнастики,

- определить направленность упражнений нейрогимнастики.

Когнитивные (познавательные) процессы, происходящие в психике

человека - это совокупность операций, связанных с получением, хранением, обработкой и выдачей информации. Когнитивные процессы являются предметом когнитивной психологии, направленной на поиск максимально эффективных методик, позволяющих обрабатывать информацию, поступающую к человеку. Ежегодно объем информации в мире увеличивается на 30%, следовательно, и возрастает потребность в более быстром и эффективном ее усвоении. Когнитивная психология ставит перед собой цель понять принципы работы человеческой психики.

Начало в изучении и разработке когнитивной гимнастики положил американский ученый Пол И. Деннис в 70-х годах. Изначально данные упражнения были предназначены для детей, имеющих проблемы в обучении, проблемы с речью и координацией. Комплекс упражнений способствовал укреплению нейронных связей, улучшению психоэмоционального состояния и восстановлению межполушарных связей. В этом эксперименте принимали участие 19 учеников специальной школы. Каждый ученик делал упражнения по 10-15 минут ежедневно. Прогресс обучающихся за год составил около 50%. Значительно повысился уровень концентрации при выполнении заданий, качество их выполнения. Так же данные упражнения не утомляли детей, что

является важным фактором при работе с дошкольниками и младшими школьниками.

Разработанные упражнения показывают позитивную динамику в процессе восстановления межполушарных связей, мелкой и крупной моторики, при этом включают в себя следующие разновидности:

- Движения, пересекающие среднюю линию тела. Упражнения этой группы направлены на одновременную деятельность рук, ног и глаз (задействуются все парные органы). Такие движения способствуют активизации работы обоих полушарий мозга, что оказывает благоприятное воздействие на координацию, равновесие и пространственное ориентирование.

- Энергетические упражнения. Улучшают саморегуляцию и внимание, а также повышают скорость осознанного чтения.

- Растягивающие движения направлены на развитие навыков к длительному удержанию внимания, расслабления сухожилий, а также избавления от мышечного напряжения.

- Упражнения, направленные на углубление позитивного мышления нацелены на самоконтроль и стабилизацию нервных процессов. Активизируют внимание и память, помогают сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.

В соответствии с поставленными задачами в данной работе были применены специальные комплексы упражнений на развитие координационных способностей у детей в группах хореографии 4-6 лет. Занятия проходили 2 раза в неделю по 30 минут, в одной из групп на занятие уделялось 30 мин. специальным нейроупражнениям:

- Массаж (самомассаж) воздействует на биологически активные точки. Особенно эффективным является массаж (самомассаж) кистей, пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают примерно 148 точек, расположенных на ушной раковине, связанных с различными частями тела. Даже простой растирающий массаж (самомасаж) ушей улучшает кровообращение в организме, стимулирует кору головного мозга, улучшает слуховое внимание и восприятие ребенка.

- Растяжка и упражнения двигательного репертуара. Растяжки-система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний (гипо или гипер тонуса), зажимов и ригидных телесных установок, оптимизации и стабилизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности.

- Телесные движения развивают межполушарное взаимодействие снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» ребенком своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации.

- Упражнения на релаксацию - способствуют расслаблению, снятию физического и интеллектуального напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребенка.

- Дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка.

Проведенное исследование показало значительные результаты в развитии координационных способностей у детей 4-6 лет, что свидетельствует её эффективности.

Выводы.

В результате исследования установлено, что применение специально подобранных нейроупражнений способствует повышению координационных способностей, дифференцированный подход с учетом индивидуальных характеристик детей в процессе образовательной деятельности раскрывает возможности для реализации своих способностей при занятии физической культурой и хореографией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гамидова С.К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий / С.К. Гамидова. - Смоленск, 2012. - 19 с;

2. Губа В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте / В.П. Губа. -М.: Спорт. Академ. Пресс, 2000. - 120 с;

3. Ильин Е.П. Координационные способности: определение понятия, классификации форм проявления / Е.П. Ильин // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2008. - Вып. 1 (35). - С. 35-38;

4. Козырева О.В. Разновариативные игры для детей дошкольного возраста / О.В. Козырева // Физическое воспитание детей дошкольного возраста: теория и практика: сб. науч. тр, Урал. гос. акад. физ. культуры. - Челябинск, 2012. - Вып. 2. - С. 60-69;

5. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты / А.Г. Щедрина. - Новосибирск: СО РАМН, 2003. - 164 с;

6. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания / А.А. Васильков. - 2008. - 123 с;

7. Деннисон П. «Гимнастика мозга» Книга для учителей и родителей/ П. Деннисон. - СПБ. - Санкт-Петербург: Весь, 2020. - 320 с;

8. Касымова Д.А. «Гимнастика для мозга - ключ к развитию способностей ребенка» - Сборн. «Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом университете». Международная научно-практическая конференция. Уфа, 2020, С. 275-28;

9. Педяш Наталья. Что такое нейрогимнастика и зачем она нужна. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.b17.ru/article/117813/, свободный (дата обращения: 07.01.2024);

10. Телепнева Н.А., Чехлыстова Т. Ю., Галуцкая М.Ю. Нейрогимнастика в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https: //apni. ru/article/3430-nej rogimnastika-v-korrektsionnorazvivayushch, свободный (дата обращения: 03.01.2024)

Kapranova O.A.

Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia)

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN PRESCHOOL CHILDREN IN THE LESSONS CHOREOGRAPHY USING NEUROGYMNASTICS

Abstract: the article discusses the development of coordination abilities in preschool children through the introduction of experimental methods into the educational process. Complexes of nervous exercises were studied: massage (self-massage), stretching and motor repertoire exercises, bodily movements, relaxation exercises, breathing exercises. specially selected neuro-exercises reveal opportunities for realizing your abilities when doing physical education and choreography.

Keywords: coordination abilities, neurogymnastics, gaming activity, research, methodology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.