Научная статья на тему 'ЛОГОРИТМИКА И АРТПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ И КОРРЕКЦИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ'

ЛОГОРИТМИКА И АРТПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ И КОРРЕКЦИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
109
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / КООРДИНАЦИОННЫЕ КАЧЕСТВА / ЛОГОРИТМИКА / АРТПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Касмакова Л. Е., Березина А. В., Колясова В. Н.

Цель исследования состоит в теоретическом и экспериментальном обосновании методики развития и коррекции координационных нарушений детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством применения логоритмики и артпедагогических технологий. Методы и организация исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетирование, метод контрольных тестов оценки координационных способностей, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Обследованы 24 ребенка с ТНР, посещающих старшую и подготовительную группы детского сада комбинированного вида, проведено анкетирование их родителей. Проведен анализ показателей координационных способностей, психофизиологического состояния, стрессоустойчивости, активности и коммуникативных способностей по 6 контрольным тестам и сравнение полученных результатов с возрастной нормой. Изучено отношение родителей детей с ТНР к занятиям физическими упражнениями. Результаты исследования и их обсуждение. С учетом выявленных особенностей развития координационных способностей и результатов анкетного опроса родителей разработана методика развития и коррекции координационных способностей детей с ТНР, состоящая из трех взаимосвязанных блоков: I блок - логоритмические игры и упражнения, II блок - подвижные игры, III блок - упражнения на расслабление. Экспериментальная методика апробирована в условиях педагогического эксперимента на протяжении 12 месяцев. Заключение. Внедрение экспериментальной методики способствовало повышению показателей координационных качеств детей с ТНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Касмакова Л. Е., Березина А. В., Колясова В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGORHYTHMICS AND ART-PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT AND CORRECTION OF COORDINATION ABILITIES OF PRESCHOOLERS WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

The research purpose is to theoretically and experimentally substantiate the methodology for the development and correction of coordination disorders in children 6-7 years old with severe speech disorders (TNR) using logorhythmics and art-pedagogical technologies. Methods and organization of the research: analysis and generalization of scientific and methodological literature, questionnaires, the method of control tests for assessing coordination abilities, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. 24 children with TNR attending the senior and preparatory groups of the kindergarten of the combined type were examined, and their parents were surveyed. The analysis of indicators of coordination abilities, psychophysiological state, stress resistance, activity and communicative abilities on 6 control tests was carried out as well as the comparison of the results with the age norm. The attitude of parents of children with TNR to physical exercises was studied. The research results and their discussion. Taking into account the identified features of the development of coordination abilities and the results of a questionnaire survey of parents, a methodology for the development and correction of coordination abilities of children with TNR has been created, consisting of three interrelated blocks: I block - logorhythmic games and exercises, II block - outdoor games, III block - relaxation exercises. The experimental technique has been tested in the conditions of a pedagogical experiment for 12 months. Conclusion. The introduction of the experimental methodology contributed to improving the indicators of coordination abilities of children with TNR.

Текст научной работы на тему «ЛОГОРИТМИКА И АРТПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ И КОРРЕКЦИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

УДК 376.3 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-1-128-135

ЛОГОРИТМИКА И АРТПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ И КОРРЕКЦИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Л.Е. Касмакова1, А.В. Березина1, В.Н. Колясова2

1Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия 2Казанский государственный медицинский университет, Казань, Россия

Аннотация

Цель исследования состоит в теоретическом и экспериментальном обосновании методики развития и коррекции координационных нарушений детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством применения логоритмики и артпедагогических технологий.

Методы и организация исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетирование, метод контрольных тестов оценки координационных способностей, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Обследованы 24 ребенка с ТНР, посещающих старшую и подготовительную группы детского сада комбинированного вида, проведено анкетирование их родителей. Проведен анализ показателей координационных способностей, психофизиологического состояния, стрессоустойчивости, активности и коммуникативных способностей по 6 контрольным тестам и сравнение полученных результатов с возрастной нормой. Изучено отношение родителей детей с ТНР к занятиям физическими упражнениями. Результаты исследования и их обсуждение. С учетом выявленных особенностей развития координационных способностей и результатов анкетного опроса родителей разработана методика развития и коррекции координационных способностей детей с ТНР, состоящая из трех взаимосвязанных блоков: I блок - логоритмические игры и упражнения, II блок - подвижные игры, III блок - упражнения на расслабление. Экспериментальная методика апробирована в условиях педагогического эксперимента на протяжении 12 месяцев.

Заключение. Внедрение экспериментальной методики способствовало повышению показателей координационных качеств детей с ТНР.

Ключевые слова: дети с тяжелыми нарушениями речи, координационные качества, логоритмика, арт-педагогические технологии.

LOGORHYTHMICS AND ART-PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

IN THE DEVELOPMENT AND CORRECTION OF COORDINATION ABILITIES

OF PRESCHOOLERS WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

L.E. Kasmakova1, Larunya72@mail.ru; ORCID: 0000-0002-2464-4949

A.V. Berezina1, nastya.berezina.1986@mail.ru ORCID: 0000-0003-2121-8466

V.N. Kolyasova2, rrk61@mail.ru; ORCID: 0000-0002-6769-2262

1Volga Region State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Russia

2Kazan State Medical University, Kazan, Russia

Abstract

The research purpose is to theoretically and experimentally substantiate the methodology for the development and correction of coordination disorders in children 6-7 years old with severe speech disorders (TNR) using logorhythmics and art-pedagogical technologies.

Methods and organization of the research: analysis and generalization of scientific and methodological literature, questionnaires, the method of control tests for assessing coordination abilities, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics.

24 children with TNR attending the senior and preparatory groups of the kindergarten of the combined type were examined, and their parents were surveyed. The analysis of indicators of coordination abilities,

psychophysiological state, stress resistance, activity and communicative abilities on 6 control tests was carried out as well as the comparison of the results with the age norm. The attitude of parents of children with TNR to physical exercises was studied.

The research results and their discussion. Taking into account the identified features of the development of coordination abilities and the results of a questionnaire survey of parents, a methodology for the development and correction of coordination abilities of children with TNR has been created, consisting of three interrelated blocks: I block - logorhythmic games and exercises, II block - outdoor games, III block - relaxation exercises. The experimental technique has been tested in the conditions of a pedagogical experiment for 12 months. Conclusion. The introduction of the experimental methodology contributed to improving the indicators of coordination abilities of children with TNR.

Keywords: children with severe speech disorders, coordination abilities, logorhythmics, art-pedagogical technologies.

ВВЕДЕНИЕ

По степени распространенности в пределах детской возрастной группы третье место по численности занимают дети с нарушениями речи. К сожалению, с каждым годом процент таких детей только повышается. Многие авторы отмечают, что нарушения речи отрицательно влияют на психофизическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности и поведении [1, 2, 4]. Поэтому в настоящее время развитие и коррекция нарушений физического или психического развития, имеющихся у детей с ТНР, является актуальной темой. Е.В. Анисимова, Г.А. Баранова, И.Н. Губай, Ф.Р. Зотова, П.В. Чухно отмечают, что детям с тяжелыми нарушениями речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся в плохой координации движений, неуверенности в выполнении дозированных движений, снижении скорости и ловкости движений (общих, мелких кистей и пальцев рук, артикуляторных) [1, 2, 4, 5, 6]. Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности и поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности [1, 2].

К. Борчев отмечает, что двигательная активность для детей с нарушениями речи является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма, он указывает на взаимосвязь между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики ки-

сти рук. В своих работах автор доказывает, что система движений влияет на психические процессы и оказывает влияние на речь: чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь [2].

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Они указывали, что высшие психические функции (в том числе и речь) — результат усвоения общественно-сформированных видов деятельности. Л.Л. Наринян., В.А. Брыкина, Ф.Р. Зотова, П.В. Чухно в своих работах отмечали, что при овладении ребенком двигательными умениями и навыками у них развивается координация движений и происходит формирование речи [4, 5, 7, 9]. Т.В. Наумова [8] считает, что на занятиях с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, необходимо делать акцент на развитие мелкой моторики пальцев рук.

По мнению Е.С. Стоцкой [6], физическое воспитание этих детей должно комплексно осуществлять задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. С.В. Леонова [6] выделяет, что при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи подбор средств адаптивного физического воспитания и методов их реализации должен осуществляться строго с учетом особенностей этапов логопедической коррекции.

По данным ряда исследований, у детей с речевой патологией при выполнении физических упражнений наблюдается несогласованность движений рук и ног, нарушение ритмической структуры движения, отсутствие плавности и четкости [1, 4, 5, 6, 7]. При этом более низкий уровень в развитии основных физических

качеств авторы связывают с тем, что таким детям свойственна неуверенность, боязнь, низкая мотивация, неумение создать образ упражнения, а затем выполнить его.

Основные направления формирования полноценной речевой деятельности дошкольников в процессе целенаправленного обучения и воспитания отражены в программно-методической литературе (С.А. Миронова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова и др.). A.S. Samson, N. P. Van den Bedem, D. Dukes, C. Rieffe указывали на связь между расстройствами речи у детей с их эмоциональным состоянием (положительными эмоциями, отсутствием тревожности) [10].

H.L. Stich, B.T. Baune, R.N. Caniato, A. Krämer (2006) не только выявили высокую распространенность физических и психических нарушений среди детей дошкольного возраста с ТНР, но и указали на необходимость посещения дошкольных учреждений, представив доказательства того, что дети с ТНР без дошкольного опыта являются группой риска при обучении в школе [11]. Согласно L.D. Shriberg с соавт. (2010), дети с ТНР могут иметь широкий спектр расстройств, которые можно разделить на две широкие категории — задержку речи и двигательные нарушения [12]. А.А. Сомов (2021), Е.В. Лукина, с соавт. (2018) считают, что одной из основных задач физического воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи является развитие и коррекция координационных способностей. В соответствии с вышесказанным целью нашего исследования является разработка и экспериментальное обоснование эффективности методики развития и коррекции координационных способностей детей с тяжелыми нарушениями речи.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для реализации цели исследования мы использовали следующие методы: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, анкетный опрос, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Анкетирование проводилось по разработанной нами анкете, состоящей из 16 вопросов закрытого типа. Педагогическое тестирование проводилось по 6 тестам, 5 из которых характеризовали координационные способности, 1 тест определял

психофизиологическое состояние ребенка, его активность и коммуникативные способности. Опытно-экспериментальная апробация разработанной методики проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» с. Выльгорт, г. Сыктывкар, Республики Коми. Для проведения педагогического эксперимента были сформированы 2 группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), каждая из которых включала по 12 детей с тяжелыми нарушениями речи. Экспериментальная группа занималась по разработанной экспериментальной методике с применением логоритмики и арт-педагогических технологий (клоунотерапии). Контрольная группа в это же время занималась в кружке «Школа мяча». Дополнительные занятия по адаптивному физическому воспитанию обеих групп были направлены на развитие координационных способностей и проводились 2 раза в неделю по 30 минут в течение года. Всего в эксперименте участвовали 24 ребенка (14 мальчиков и 10 девочек).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В начале педагогического эксперимента нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 25 родителей детей с нарушениями речи старшей и подготовительной групп (11 человек — родители девочек, 14 человек — родители мальчиков).

Анкетный опрос позволил выявить следующее: 68% родителей детей с ТНР оценивают состояние здоровья их ребенка как хорошее, 32% — как удовлетворительное. Все опрошенные родители (100%) ответили, что их дети положительно относятся к игровой деятельности. На вопрос «В какие игры больше всего любит играть Ваш ребенок?» 52% ответили, что в настольные игры, 36% — в подвижные игры, 12% считают, что их ребенок предпочитает соревновательную деятельность, а именно эстафеты. Проанализировав ответы на вопрос «Занимаетесь ли Вы физическим воспитанием своего ребенка дома?», мы выяснили, что 60% родителей занимаются, 24% — иногда, 16% не занимаются физическим воспитанием своего ребенка дома. 88% опрошенных родителей считают, что активная игровая деятельность окажет положительное влияние на психофизическое развитие их детей и поможет им адаптироваться в

Таблица 1 - Показатели координационных способностей детей 6-7 лет в начале и в конце эксперимента

Table 1 - Indicators of coordination abilities of children 6-7 years old at the beginning and at the end of the experiment

Показатели Indicators Этапы Stages ЭГ (n=12) Experimental group КГ (n=12) Control group P Средний показатель нормы Average rate

Проба Ромберга (с) The Romberg Test (s) I 16,57±0,9 103,6" 15,85±1,07 99" >0,05 16

II 21,85±0,7 73,4" 19,85±0,9 76" >0,05

Тест «Лабиринт» (с) The "Labyrinth" test (s) I 88,85±2,4 89" 90,28±2,2 88" >0,05 80

II 76,85±1,5 104" 80,57±2,6 100,7" >0,05

Подбрасывание и ловля мяча (кол-во раз) Tossing and catching the ball, (number of times) I 14,85±0,8 74,3" 16,85±1,1 84,3" >0,05 20

II 21,14±0,9 105,7" 20,71±0,7 103,6" >0,05

Отбивание мяча от пола (кол-во раз) Hitting the ball off the floor (number of times) I 9,42±0,3 62,8" 9,57±1,06 63,8" >0,05 15

II 15,28""±0,8 101,9" 12,0±1,01 80" <0,05

Метание мяча в цель (кол-во раз) Throwing the ball at the target (number of times) I 1,14±0,7 38" 1,14±0,7 38" <0,05 3

II 3""±0,3 100" 1,57±0,8 52,3" <0,05

Примечание: I - в начале эксперимента, II - в конце эксперимента

n - количество испытуемых, * - % от нормы, ** - достоверные различия между ЭГ и КГ (p<0,05) Note: I - at the beginning of the experiment; II - at the end of the experiment

n - number of examinees., * - % of the norm, ** - significant differences between the EG and the CG (p <0.05)

социуме. Также мы выяснили, что всех родителей (100%) волнуют вопросы комфортного пребывания их детей в коллективе сверстников, проблемы совершенствования общения детей с ТНР с норм типичными детьми и их стабильное психоэмоциональное состояние. Нами были исследованы показатели координационных способностей, психоэмоциональное состояние детей с ТНР контрольной и экспериментальной групп. Анализируя результаты в начале педагогического эксперимента, мы выяснили, что дети дошкольного возраста с ТНР, как ЭГ, так и КГ, имеют отставания от нормативных показателей, характеризующих координационные способности, в среднем от 10% до 30%, при этом достоверных различий между группами не наблюдалось (таблица 1). Для оценки психофизиологического состояния детей контрольной и экспериментальной групп, их активности и коммуникативных способностей использовался цветовой тест Люшера. Большинство детей как КГ, так и ЭГ при ответе на вопросы выбирали коричневые, черные и серые цвета, что говорит об эмоциональном неблагополучии, чувстве тревоге детей КГ (48% — благоприятный фон, 52% — неблагоприятный фон) и детей ЭГ

(46% — благоприятный фон, 54% — неблагоприятный фон).

На основе данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, нами была разработана экспериментальная методика, основанная на применении логоритмики и артпедагогиче-ских технологий для развития и коррекции координационных способностей и психоэмоционального состояния дошкольников с ТНР. Занятия по экспериментальной методике велись в течение одного года (12 месяцев). Занятия проводились 2 раза в неделю (30 минут). Экспериментальная методика состояла из трех блоков:

1 блок — логоритмические упражнения и игры, включает в себя 12 комплексов упражнений и подвижных игр, которые сопровождаются стихотворным текстом и музыкой.

Комплексы менялись каждый месяц. Комплекс упражнений 1: динамическое упражнение, дыхательное упражнение, массаж биологически активных зон, подвижная игра «Догонялки», упражнение на развитие моторики. Комплекс упражнений 2: динамическое упражнение на развитие чувства ритма, дыхательное упражнение, речедвигательные упражнения,

подвижная игра «Найди пару», массаж биологически активных зон.

Комплекс упражнений 3: динамическое упражнение, дыхательное упражнение, пальчиковая игра, самомассаж тела, подвижная игра «Прогулка и дождик».

Комплекс упражнений 4: динамическое упражнение, дыхательное упражнение, логопедическая гимнастика, массаж кистей рук, пальчиковая игра «Осенний букет», подвижная игра «Гора — дерево — кочка».

Комплекс упражнений 5: динамическое упражнение, пальчиковая игра «Капуста», ритмическое упражнение «Капли», массаж спины «Дождь», подвижная игра «Прогулка и дождик». Комплекс упражнений 6: динамическое упражнение, дыхательное упражнение «Воздушный шар», пальчиковая игра «Кулачок», логопедическая гимнастика, подвижная игра «Веселый мячик». Комплекс упражнений 7: динамическое упражнение, логопедическая гимнастика, ритмическое упражнение «Ежик и барабан», массаж лица, упражнение на координацию движения и речи, подвижная игра «Кот и мыши». Комплекс упражнений 8: динамическое упражнение, дыхательное упражнение «Шарик», гимнастика для глаз «Солнышко и тучки», логопедическая гимнастика, ритмическая игра «Молоточки», игра-импровизация «Ровным кругом». Комплекс упражнений 9: динамические упражнения на координацию движений, логопедическая гимнастика, ритмическая игра «Метелица», массаж пальцев «Рукавицы», подвижная игра «Гора — дерево — кочка».

Комплекс упражнений 10: динамические упражнения, логопедическая гимнастика, упражнение для стимуляции движений нижней челюсти «Птенчик», ритмическое упражнение «Едет поезд», массаж пальцев «Орешник», подвижная игра «Цыплята и кот».

Комплекс упражнений 11: динамические упражнения «Гости», дыхательное упражнение «Пузыри», логоритмическая гимнастика, подвижная игра «День — ночь», самомассаж «На полянке разноцветной».

Комплекс упражнений 12: динамические упражнения, пальчиковая игра «Птичка», игра на развитие моторики «Зайчик», ритмическая игра «Лошадка», массаж биологически активных зон, русская народная хороводная игра «Каравай».

2 блок — клоунотерапия, состоит из 4 разделов:

Раздел 1. Мое волшебное лицо: называть части лица (брови, глаза, нос, рот, зубы, уши, ресницы.), Кто «Я» такой. (Мой автопортрет), Строение человека. Голова, шея, туловище, ноги, руки. Раздел 2. Наши эмоции — содержит мимические упражнения (радость, счастье, веселье, печаль, грусть, горе, удивление, интерес, страх и т.п.). Раздел 3. Жесты. Волшебные руки и пальцы, Игры с пальцами. Жесты, указывающие направление, место, предмет и т.д. Жесты условные, эмоциональные (большой, круглый). Раздел 4. Пантомимика. Выразительные движения тела. Обучение выразительным движениям тела, умение распознать эмоциональное настроение по походке, позе. Имитация различных видов деятельности с целью закрепления навыков сангигиены, трудовых навыков и т.д.

3 блок — состоит из 5 комплексов дыхательных упражнений.

1 комплекс — упражнения на развитие грудобрюшного типа дыхания.

2 комплекс — упражнения на развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

3 комплекс — упражнения на развитие фонационного выдоха.

4 комплекс — упражнения на развитие речевого дыхания.

5 комплекс — упражнения на развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.

В конце педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование детей КГ и ЭГ с целью определения эффективности экспериментальной методики.

В конце педагогического эксперимента эмоциональное благополучие детей как контрольной, так и экспериментальной групп улучшилось на 21% и 34% соответственно. Однако число детей ЭГ, выбравших при ответе на вопросы основными цвета синий, зеленый, красный, желтый, было больше, чем таковых детей в КГ. Например, на 19% увеличилось число детей ЭГ и на 1% детей КГ, отдавших предпочтение синему цвету, что говорит

06 удовлетворенности жизнью и эмоциональном спокойствии. 8% детей ЭГ и 21% КГ выбрали серый цвет, который говорит об усталости, желании оградиться от всех влияний и не нервничать. Анализируя данные таблицы 1 (II этап) в конце педагогического эксперимента, мы выявили

Таблица 2 - Примерный план-конспект занятия Table 2 - Approximate lesson plan

Упражнения Exercises Направленность The focus of the exercises Нагрузка 1-4-й месяцы Load 1-4 months Нагрузка 5-9-й месяцы Load 5-9 months Нагрузка 9-12-й месяцы Load 9-12 months

Подготовительная часть - 10 минут

1. Вариации ходьбы: - с различными движениями; - с предметами; - в сочетании с речью, музыкой 2. ОРУ. Активизация опорно-двигательного аппарата, разогревание мышц и связок, подготовка организма к предстоящей физической нагрузке 4 мин, темп медленный (70-90 шагов/мин.) 6 мин, средний темп 4 мин, темп средний (90120 шагов/мин.) 6 мин, средний темп 4 мин, темп средний (90120 шагов/мин.) 6 мин, средний темп

Основная часть - 15 минут

I блок - логоритмические: -упражнения; - игры Развитие и коррекция координационных способностей 10 мин, темп медленный используются подвижные игры малой и средней подвижности 11 мин, темп средний, увеличивается количество повторений используются подвижные игры средней подвижности 12 мин, темп средний, увеличивается количество повторений используются подвижные игры средней и большой подвижности

II блок - клоунотерапия Развитие мелкой и крупной моторики и улучшение эмоционального фона детей 5 мин, используются упражнения всех разделов 4 мин, используются упражнения всех разделов 3 мин, используются упражнения всех разделов

Заключительная часть - 5 минут

III блок - дыхательные упражнения, направленные на формирование речевого дыхания, карточки-картинки, пластические этюды Снижение функциональной активности и расслабление организма после физической нагрузки 5 мин, упражнения малой интенсивности в медленном темпе 5 мин, упражнения малой интенсивности в медленном темпе 5 мин, упражнения малой интенсивности в медленном темпе

Общее время занятия - 30 минут

прирост показателей координационных способностей (%)

80 62 60

39,1

40 30,2 31,4

J 12,7 Щ 19'3 | 16,2 Щ 14,3

проба Ромберга тест Лабиринт подбрасывание отбивание мяча метание мяча

и ловля мяча от пола в цель

Рисунок - Прирост показателей координационных способностей дошкольников за период эксперимента (%) Figure - Increase in indicators of coordination abilities of preschoolers during the experiment (%)

положительную динамику изучаемых показателей координационных способностей. Сред-негрупповые результаты тестирования координационных способностей констатируют повышение показателей в обеих исследуемых группах. Но при этом преимущественные изменения отмечены у дошкольников, занима-

ющихся по экспериментальной методике, что подтверждается положительной динамикой по всем исследуемым показателям, а в тестах «отбивание мяча от пола», «метание мяча в цель» эти изменения достоверны (рисунок). У дошкольников экспериментальной группы прирост показателей координационных

способностей находится в диапазоне от 15% до 62% (рисунок), что можно объяснить целенаправленным воздействием специально подобранных комплексов упражнений экспериментальной методики. В контрольной группе дошкольников (рисунок) прирост показателей был менее значителен и составил 12-30%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, внедрение экспериментальной методики с использованием логоритми-ки и артпедагогических технологий способствует: 1) более значительному повышению

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранова, Г. А. Логоритмика как средство развития моторной сферы детей с нарушениями речи / Г. А. Баранова, Э. В. Балашова. - Текст: непосредственный // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. - 2020. - № 4.

- С. 66-68.

2. Борчев, К. Взаимоотношение физического двигательного и интеллектуального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / К. Борчев.

- Текст: непосредственный // Школа молодого ученого. - 2019. - С. 17-23.

3. Губай, И. Н. Интегрированный физкультурно-рече-вой досуг «Город спортивных мячей» для старших дошкольников / И. Н. Губай, О. О. Голикова. - Текст: непосредственный // Современный детский сад. -2018. -№ 1. - С. 77-80.

4. Зотова, Ф.Р. Применение игровых упражнений на основе баскетбола с элементами фитбол-гимна-стики для коррекции физического развития и двигательных нарушений у учащихся с общим недоразвитием речи / Ф.Р. Зотова, П.В. Чухно. - Текст: непосредственный // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2007. - Т. 2. - № 3. - С. 11-17.

5. Зотова, Ф.Р. Эффективность экспериментальной программы уроков физической культуры для специальной коррекционной общеобразовательной школы / Ф.Р. Зотова, П.В. Чухно. - Текст: непосредственный // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 6. - С. 24-26.

6. Леонова, С. В. Формирование навыков речевой коммуникации у младших школьников с заиканием / С. В. Леонова, А. Э. Зайнитова. - Текст: непосредственный // Воспитание и обучение детей с нару-

REFERENCES

1. Baranova, G. A. Logorhythmics as a means of developing the motor sphere of children with speech disorders / G. A. Baranova, E. V. Balashova. - Text: direct // Bulletin of GO DPO TO "IPK and PPRO TO". Tula educational space. - 2020. - No. 4. - pp. 66-68.

2. Borchev, K. The relationship of physical motor and in-

показателей координационных способностей детей с тяжелыми нарушениями речи ЭГ по сравнению с таковым КГ (прирост показателей составил от 15% до 62%, от 12% до 30% соответственно). Так, в тесте «Метание мяча в цель» прирост показателей в ЭГ на 48% больше, чем в КГ, в тесте «Отбивание мяча от пола» — на 23%, в тесте «Проба Ромберга» — на 7%; 2) улучшению психоэмоционального состояния детей с тяжелыми нарушениями речи ЭГ (благоприятный фон повысился на 34%; соответственно, неблагоприятный фон уменьшился) по сравнению с КГ (21%).

шениями развития. - 2020. - № 4. - С. 70-77.

7. Наринян, Л. Л. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста / Л. Л. Наринян, В. А. Брыкина. - Текст: непосредственный // Наука-2020. - 2021. - № 8 (53). - С. 54-61.

8. Наумова, Т. В. Диагностические методы выявления психомоторных задатков у дошкольников / Т. В. Наумова. - Текст: непосредственный // Актуальные проблемы психологического знания. - 2019. - № 2.

- С. 74-82.

9. Чухно, П.В. Коррекция и развитие морфофункцио-нального статуса младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня средствами физической культуры: проблемы и пути решения / П.В. Чух-но, Ф.Р. Зотова. - Текст: непосредственный //Педа-гогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2008.

- Т. 3. № 2. - С. 20-30.

10. Samson, A. S. Positive Aspects of Emotional Competence in Preventing Internalizing Symptoms in Children with and without Developmental Language Disorder: A Longitudinal Approach / A. S. Samson, N. P. van den Bedem, D. Dukes, C. Rieffe. - Текст: непосредственный // Journal of Autism and Developmental Disorders. - 2020. - № 50. - p. 1159-1171.

11. Stich HL, Baune BT, Caniato RN, Krämer A. Associations between preschool attendance and developmental impairments in pre-school children in a six-year retrospective survey. BMC Public Health. 2006 Oct 20;6:260. doi: 10.1186/1471-2458-6-260. PMID: 17054777; PMCID: PMC1634854.

12. Shriberg LD, Kwiatkowski J. Developmental phonological disorders. I: A clinical profile. J Speech Hear Res. 1994 Oct;37(5):1100-26. doi: 10.1044/jshr.3705.1100. PMID: 7823556.

tellectual development of preschoolers with severe speech disorders / K. Borchev. - Text: direct // School of a young scientist. - 2019. - pp. 17-23.

3. Gubay, I. N. Integrated physical culture and speech leisure "City of sports balls" for senior preschoolers / I. N. Gubay, O. O. Golikova. - Text: direct // Modern kindergarten. - 2018. - No. 1. - pp. 77-80.

4. Zotova, F.R. The use of game exercises based on basketball with elements of fitball gymnastics for the correction of physical development and motor disorders in students with general speech underdevelopment / F.R. Zotova, P.V. Chukhno. - Text: direct // Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports. - 2007. - Vol. 2, No. 3. - pp. 11-17.

5. Zotova, F.R. The effectiveness of the experimental program of physical education lessons for a special correctional secondary school / F.R. Zotova, P.V. Chukhno.

- Text: direct // Physical culture: upbringing, education, training. - 2007. - No. 6. - pp. 24-26.

6. Leonova, S. V. Formation of speech communication skills in younger schoolchildren with stuttering / S. V. Leonova, A. E. Zainitova. - Text: direct // Education and training of children with developmental disabilities. - 2020. - No. 4. - pp. 70-77.

7. Narinyan, L. L. The development of dexterity in preschool children / L. L. Narinyan, V. A. Brykina. - Text: direct // Science-2020. - 2021. - № 8 (53). - Pp. 54-61.

8. Naumova, T. V. Diagnostic methods for detecting psychomotor inclinations in preschoolers / T. V. Naumova.

- Text: direct // Relevant problems of psychological knowledge. - 2019. - No. 2. - pp. 74-82.

9. Chukhno, P.V. Correction and development of the mor-phofunctional status of younger schoolchildren with general underdevelopment of speech at the III level by means of physical culture: problems and solutions / P.V. Chukhno, F.R. Zotova. - Text: direct //Pedagogical-psy-chological and medico-biological problems of physical culture and sports. - 2008. - Vol. 3, No. 2. - pp. 20-30.

10. Samson, A. S. Positive aspects of emotional competence in the prevention of internalizing symptoms in children with and without speech development disorders: A longitudinal approach / A. S. Samson, N. P. van den Bedem, D. Dukes, K. Riffe. - Text: direct // Journal of Autism and developmental Disorders. - 2020. - No. 50. - pp. 1159-1171.

11. Stitch H.L., Baune B.T., Kaniato R.N., Kremer A. Associations between preschool attendance and developmental disorders in preschool children in a six-year retrospective study. Public Health BMC. 2006, October 20;6:260. doi: 10.1186/1471-2458-6-260. PMID: 17054777; PMCID: PMC1634854.

12. Schreiberg L.D., Kwiatkowski J. Phonological developmental disorders. I: Clinical profile. J Speech Hear Res. 1994 0ct;37(5):1100-26. doi: 10.1044/jshr.3705.1100. PMID: 7823556.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Касмакова Лариса Евгеньевна (Kasmakova Larisa Yevgenevna) - кандидат педагогических наук, доцент; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, 35: E-mail: Larunya72@mail.ru; ORCID: 0000-0002-2464-4949.

Березина Анастасия Викторовна (Berezina Anastasia Viktorovna) - магистрант 3-го курса 20461М; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, 35, E-mail: nastya.berezina.1986@mail.ru ORCID: 0000-0003-2121-8466.

Колясова Валерия Николаевна (Kolyasova Valeriia Nikolaevna) - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и здоровья; Казанский государственный медицинский университет; 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, 49; e-mail: rrk61@mail.ru; ORCID: 0000-0002-6769-2262.

Поступила в редакцию 9 января 2023 г. Принята к публикации 23 января 2023 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Касмакова, Л.Е. Логоритмика и артпедагогические технологии в развитии и коррекции координационных способностей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Е. Касмакова, А.В. Березина, В.Н. Колясова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № 1. -С. 128-135. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-1-128-135

FOR CITATION

Kasmakova L.E., Berezina V.A., Kolesova V.N. Logorhyth-mics and art pedagogical technologies in the development and correction of coordination abilities of preschoolers with severe speech disorders. Science and sport: current trends., 2023, vol. 11, no.1, pp. 128-135 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-1-128-135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.