Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК 8-10 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕДМЕТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ'

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК 8-10 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕДМЕТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
193
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИЯ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ И ЛОВКОСТЬ / КООРДИНАЦИОННАЯ СЛОЖНОСТЬ УПРАЖНЕНИЙ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ШКАЛА ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГИМНАСТОК

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Беклемишева Е.В., Дубовицкая И.А., Хамед Е.Д.

Цель исследования - развитие координационных способностей у детей 8-10 лет на примере двигательных действий со скакалкой и мячом в художественной гимнастике. Исследование проводилось на группе гимнасток 8-10 лет в составе 10 человек, имеющих II или III спортивный разряд по художественной гимнастике. На первом этапе по итогам проведённого первоначального тестирования вычислялись средние арифметические показатели координационных способностей с мячом и скакалкой гимнасток 8-10 лет. На втором этапе было проведено повторное тестирование, в ходе которого вычислялись средние арифметические показатели координационных способностей с мячом и скакалкой гимнасток 8-10 лет в конце эксперимента. На третьем этапе проводился сравнительный анализ полученных данных в начале и в конце тестирования. Степень владения гимнастками 8-10 лет техникой исполнения контрольных тестов определялась путем оценки техники исполнения двигательных действий на координационные способности занимающихся. Оценивание контрольных тестов производилось экспертами высокой квалификации в составе пяти человек. Результаты за исполнение гимнастками контрольных тестов фиксировались в протоколах в балльных оценках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Беклемишева Е.В., Дубовицкая И.А., Хамед Е.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOVEMENT COORDINATION QUALITIES BUILDING MODEL FOR 8-10 YEAR OLD FEMALE RHYTHMIC GYMNASTS IN BALL AND ROPE EVENTS

One of the key trends of the modern rhythmic gymnastics (RG) is the rapidly growing difficulty levels of the routines. Objective of the study was to offer and test benefits of the coordination qualities building model for the 8-10 year old rhythmic gymnasts in the ball and rope events. Sampled for the study were the 8-10 year old girls (n=10) qualified Class II-III gymnasts. The pre- and post-experimental tests were intended to produce average arithmetic coordination rates of the sample in the ball and rope events; followed by a comparative analysis of the test data in the third stage of the study. The sample progress in the movement coordination domain was rated in points by a team of top-skilled experts (n=5).

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК 8-10 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕДМЕТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ»

Развитие координационных способностей девочек 8-10 лет с использованием предметов в художественной гимнастике

УДК/UDC 796.012.2

Кандидат педагогических наук Е.В. Беклемишева1 И.А. Дубовицкая1 Е.Д. Хамед1

1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Цель исследования - развитие координационных способностей у детей 8-10 лет на примере двигательных действий со скакалкой и мячом в художественной гимнастике. Исследование проводилось на группе гимнасток 8-10 лет в составе 10 человек, имеющих II или III спортивный разряд по художественной гимнастике. На первом этапе по итогам проведённого первоначального тестирования вычислялись средние арифметические показатели координационных способностей с мячом и скакалкой гимнасток 8-10 лет. На втором этапе было проведено повторное тестирование, в ходе которого вычислялись средние арифметические показатели координационных способностей с мячом и скакалкой гимнасток 8-10 лет в конце эксперимента. На третьем этапе проводился сравнительный анализ полученных данных в начале и в конце тестирования. Степень владения гимнастками 8-10 лет техникой исполнения контрольных тестов определялась путем оценки техники исполнения двигательных действий на координационные способности занимающихся. Оценивание контрольных тестов производилось экспертами высокой квалификации в составе пяти человек. Результаты за исполнение гимнастками контрольных тестов фиксировались в протоколах в балльных оценках.

Ключевые слова: координация, координационные способности и ловкость, координационная сложность упражнений, техническая подготовленность, шкала оценки технической подготовленности гимнасток.

MOVEMENT COORDINATION QUALITIES BUILDING MODEL FOR 8-10 YEAR OLD FEMALE RHYTHMIC GYMNASTS IN BALL AND ROPE EVENTS

PhD E.V. Beklemisheva1 I.A. Dubovitskaya E.D. Khamed1

'Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

One of the key trends of the modern rhythmic gymnastics (RG) is the rapidly growing difficulty levels of the routines. Objective of the study was to offer and test benefits of the coordination qualities building model for the 8-10 year old rhythmic gymnasts in the ball and rope events. Sampled for the study were the 8-10 year old girls (n=10) qualified Class II-III gymnasts. The pre- and post-experimental tests were intended to produce average arithmetic coordination rates of the sample in the ball and rope events; followed by a comparative analysis of the test data in the third stage of the study. The sample progress in the movement coordination domain was rated in points by a team of top-skilled experts (n=5).

Keywords: movement coordination, coordination qualities, dexterity, coordination difficulty, technical fitness, technical fitness rating scale.

Введение. Определяющей тенденцией современного этапа развития художественной гимнастики являются непрерывно возрастающие темпы роста сложности упражнений. Координационная сложность многих гимнастических элементов и освоение новых по структуре движений требуют постоянного совершенствования методов специальной физической подготовки, способных обеспечить необходимую физическую базу для наиболее эффективного обучения упражнениям. Универсальные комплексы упражнений, которые применяет тренер в своей работе, должны не только обладать воздействующим эффектом на улучшение координационных способностей, но и использоваться для совершенствования техники владения предметами в художественной гимнастике. Всё это требует от гимнасток высокоразвитых координационных способностей.

Цель исследования — развитие координационных способностей у детей 8—10 лет на примере двигательных действий со скакалкой и мячом в художественной гимнастике.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на группе гимнасток 8—10 лет в составе

10 человек, имеющих 1-й юношеский разряд по художественной гимнастике. Технику исполнения проверяла бригада тренеров из 5 человек. Каждая тестируемая гимнастка выполняла комплекс из 7 упражнений с мячом и скакалкой одновременно двумя руками. На первом этапе вычислялись средние арифметические показатели координационных способностей с мячом и скакалкой гимнасток 8—10 лет. Новая предложенная нами программа обучения и отработка составленного комплекса упражнений проводились два раза в неделю в конце основной части занятий на протяжении 9 месяцев. На втором этапе было проведено повторное тестирование, в ходе которого вычислялись средние арифметические показатели координационных способностей с мячом и скакалкой гимнасток 8—10 лет в конце эксперимента.

На третьем этапе проводился сравнительный анализ полученных данных в начале и в конце тестирования.

Результаты исследования и их обсуждение. Показатели тестирования координационных способностей с мячом и скакалкой гимнасток 8—10 лет в начале и в конце эксперимента представлены на рис. 1 и 2.

Таблица 1. Расчёт среднегрупповых показателей (п=10) двигательных действий с мячом и скакалкой гимнасток 8—10лет по критерию Стьюдента (Т8)

Упражнения 1-е 2-е 3-е 4-е 5-е 6-е 7-е

хдо 3,9 3,6 3,3 3,6 3,1 3,5 2,4

хпосле 4,7 4,6 4,5 4,0 3,9 4,6 3,5

5 0,6 0,8 0,9 0,4 0,6 0,7 0,7

Tst 0,0002 0,001 0,0002 0,04 0,003 0,011 0,0002

Таблица 2. Сдвиги улучшения результатов среднегрупповых показателей (п=10) двигательных действий с мячом и скакалкой гимнасток 8—10лет по критерию Стьюдента (Тз)

Уупражнения 1-е 2-е 3-е 4-е 5-е 6-е 7-е

(Tst ) 0,0002 0,001 0,0002 0,04 0,003 0,011 0,0002

% 1 2 1 69 6 20 1

Для оценки достоверности были рассчитаны значения коэффициента Стьюдента по показателям каждого теста (табл. 1, 2).

После выполнения расчётов, значения ^критерия оказались следующими: в 1-м упражнении — 0,0002; во 2-м - 0,001; в 3-м - 0,0002; в 4-м - 0,04; в 5-м - 0,003; в 6-м - 0,02; в 7-м - 0,0002. Итак, наблюдаемые нами различия статистически эффективны (уровень значимости р<0,05) (рис. 3).

Вывод. Полученные данные свидетельствуют, что внедрение в тренировочный процесс разработанного нами специального комплекса для развития координационных способностей девочек 8-10 лет с использованием одновременно 2 предметов значительно улучшило субъективную оценку специализированных для художественной гимнастики двигательных действий. В результате педагогического эксперимента за шестимесячный период были выявлены заметные улучшения качества

Рис. 1. Диаграмма средних арифметических показателей тестирования координационных способностей с мячом и скакалкой гимнасток 8—10лет в начале эксперимента

Рис. 2. Диаграмма средних арифметических показателей тестирования координационных способностей с мячом и скакалкой гимнасток 8—10лет в конце эксперимента

Рис. 3. Диаграмма сдвигов улучшения результатов среднегрупповых показателей (п=10) двигательных действий с мячом и скакалкой гимнасток 8—10 лет по критерию Стьюден-

та (Т)

исполнения всех двигательных технических связок и комбинаций.

Использованная литература

Беклемишева Е.В. Контроль за развитием координационных способностей у девочек 7-8 лет при занятиях гимнастикой / Е.В. Беклемишева, Ю.А. Попов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2016. — № 4. Винер-Усманова И.А. Художественная гимнастика. Теория и методика / И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева. — М.: Человек, 2015. — 120 с.

Карпенко JI.A. Художественная гимнастика / Л.А. Карпенко. — СПб.: Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2003. - 382 с.

Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике / Т.С. Лисицкая. -М.: Физкультура и спорт, 1984.

Лях В.И. Координационные способности школьников. Основы тестирования и методики развития [Текст] / В.И. Лях //Физическая культура в школ. — 2000. — № 5. — С. 3-10.

References

1. Beklemisheva E.V., Popov Yu.A. Kontrol za razvitiem koordinatsionnykh sposobnostey u devochek 7-8 let pri zanyatiyakh gimnastikoy [Monitoring of development of coordination abilities in 7-8 year old girls at gymnastics practices]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2016. no. 4.

2. Wiener-Usmanova I.A., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. Khudozhestvennaya gimnastika. Teoriya i metodika [Rhythmic gymnastics. Theory and methods]. M.: Chelovek publ., 2015. 120 p.

3. Karpenko J.A. Khudozhestvennaya gimnastika [Rhythmic gymnastics]. St. Petersburg: Lesgaft SPbSAPE publ., 2003. 382 p.

4. Lisitskaya T.S. Khoreografiya v gimnastike [Choreography in gymnastics]. M.: Fizkultura i sport publ., 1984.

5. Lyakh V.I. Koordinatsionnye sposobnosti shkolnikov. Osnovyi testirovaniya i metodiki razvitiya [Coordination abilities of schoolchildren. Fundamentals of testing and development techniques]. Fizicheskaya kultura v shkol. 2000. no. 5. pp. 3-10.

H Информация для связи с автором: liana-chka@mail.ru Поступила в редакцию 06.05.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.