Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОРЬБОЙ'

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОРЬБОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИЯ / УПРАЖНЕНИЯ НА ЛОВКОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миниханов Владимир Ансарович

Целью данной статьи является увеличение ловкости у студентов, занимающихся факультативно борьбой, а также средства и методы планирования и проведения занятий с учетом индивидуальной подготовленности студентов, предложена методика по развитию ловкости. Предложенная методика пошагового развития двигательно-координационных способностей в процессе учебных занятий спортивными видами единоборств включает: опору на определение понятия, направленность педагогических воздействий, методы, средства, методические приёмы и параметры тренировочной физической нагрузки. Разработанная методика с применением специфических двигатель ных тренировочных заданий обусловила улучшение координационных способностей, влияющих на показатели соревновательной деятельности и спортивного мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миниханов Владимир Ансарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COORDINATION DEVELOPMENT FOR STUDENTS ENGAGED IN WRESTLING

The purpose of this article is to increase the dexterity of students involved in optional wrestling, as well as the means and methods for planning and conducting classes, taking into account the individual preparedness of students, a technique for developing dexterity is proposed. The proposed method of step-by-step development of motor-coordinating abilities in the process of training in martial arts includes: reliance on the definition of the concept, the direction of pedagogical influences, methods, means, methodological techniques and parameters of training physical activity. The developed methodology with the use of specific motor training tasks led to an improvement in coordination abilities that affect the indicators of competitive activity and sportsmanship.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОРЬБОЙ»

материалов Всероссийской научно-практической конференции Нижняя Салда, январь 2022. - С. 171-179

4. Мизюрова Э.Ю. Коллективная творческая деятельность на занятиях по иностранному языку в аграрном вузе / Э.Ю. Мизюрова // Профильная школа. - 2020. - Т. 8, № 6. - С. 59-62

5. Мизюрова Э.Ю. Роль самостоятельной работы в формировании профессиональной надежности будущих инженеров / Э.Ю. Мизюрова // Профильная школа. - 2021. - Т. 9, № 4. - С. 56-61.

6. Мизюрова Э.Ю. Проектная методика в формировании иноязычной компетенции студентов неязыковых вузов / Э.Ю. Мизюрова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010 - № 7 (65). - С. 51-56.

7. Мизюрова Э.Ю., Эффективность самостоятельной работы в профессиональной подготовке студентов аграрного университета / Э.Ю. Мизюрова, К.А. Рокитянская // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020- №12 (190) - С.131-136

8. Новиков А.М. Постиндустриальное образование / А.М. Новиков. - Москва : Эгвес, 2008. - 136 с

REFERENCES

1. Vishnevetsky, Yu.R. (2010), Actual problems of youth sociology, Ural Federal University, Ekaterinburg

2. Imaeva, G.Yu. (2011), "The developing function of the project method in the education of a modern person", Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application, No. 18, pp. 376-380.

3. Levitskaya, E.Yu. (2022), "Technologies of formation of spiritual and moral values of students of a non-linguistic university at foreign language lessons", Educational activity of an educational organization - the space ofpersonal growth ofparticipants in educational relations, the collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference, Nizhnyaya Salda, pp.171-179

4. Mizyurova, E.Yu. (2020), "Collective creative activity in foreign language lessons at an agrarian university", Profile school, No. 6, pp. 59-62

5. Mizyurova, E.Yu. (2021), "The role of independent work in the formation of professional reliability of future engineers", Profile school, No.4, pp. 56-61

6. Mizyurova, E.Yu. (2010), "Project methodology in formation of students' foreign language competence in non-language institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.7 (65), pp. 51-56

7. Mizyurova, E.Yu , Rokityanskaya, K.A. (2020), "Efficiency of independent work in the students' professional training at the agrarian university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.12 (190), pp. 131-136

8. Novikov, A.M. (2008), Postindustrial education, Egves, Moscow

Контактная информация: Elvmiz @mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.05.2022

УДК 796.853.23

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОРЬБОЙ

Владимир Ансарович Миниханов, старший преподаватель, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва

Аннотация

Целью данной статьи является увеличение ловкости у студентов, занимающихся факультативно борьбой, а также средства и методы планирования и проведения занятий с учетом индивидуальной подготовленности студентов, предложена методика по развитию ловкости. Предложенная методика пошагового развития двигательно-координационных способностей в процессе учебных занятий спортивными видами единоборств включает: опору на определение понятия, направленность педагогических воздействий, методы, средства, методические приёмы и параметры тренировочной физической нагрузки. Разработанная методика с применением специфических двигатель-

ных тренировочных заданий обусловила улучшение координационных способностей, влияющих на показатели соревновательной деятельности и спортивного мастерства.

Ключевые слова: координация, упражнения на ловкость, формирование здорового образа жизни студентов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p285-290

COORDINATION DEVELOPMENT FOR STUDENTS ENGAGED IN WRESTLING

Vladimir Ansarovich Minikhanov, the senior lecturer, Bauman Moscow State Technical University

Abstract

The purpose of this article is to increase the dexterity of students involved in optional wrestling, as well as the means and methods for planning and conducting classes, taking into account the individual preparedness of students, a technique for developing dexterity is proposed. The proposed method of step-by-step development of motor-coordinating abilities in the process of training in martial arts includes: reliance on the definition of the concept, the direction of pedagogical influences, methods, means, methodological techniques and parameters of training physical activity. The developed methodology with the use of specific motor training tasks led to an improvement in coordination abilities that affect the indicators of competitive activity and sportsmanship.

Keywords: coordination, agility exercises, student health, student sport, wrestling.

В основе наших поисков лежит предположение, что развитие двигательного аппарата детей и молодежи, занимающихся борьбой, под влиянием систематической тренировки, может вызывать существенные структурные его перестройки. В настоящее время не вызывает сомнение положительное влияние борьбы и борцовской подготовки на состояние физического здоровья студентов, улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшения силы, гибкости и особенно координационных способностей человека. Большую роль в этом отводят работе секций борьбы, способных удовлетворить запросы самых разных групп студентов.

Методика и средства развития и совершенствования сохранения устойчивости тела (позы). Развитие сохранения устойчивости тела осуществляется на основе повышения общей физической подготовки и применения двигательных упражнений, воздействующих на функции вестибулярного анализатора. Задачей развития сохранения устойчивости тела является выполнение технических действий на фоне помех со стороны соперника, а также выполнение сложных по координации технических действий из неустойчивого положения: кругового удара с помощью ног, бой на ограниченном участке спортивной площадки и др.

При развитии способности сохранения устойчивости тела на примере борцов с целью увеличить время сохранения устойчивости позы применяют определённые методические приёмы: исключение зрительного анализатора; уменьшение площади опоры; введение неустойчивой опоры с изменяющимися внешними условиями противодействия соперника - сильным, средним силовым воздействием. Развивая чувство равновесия, важно постоянно создавать психологические трудности, например, выполнять упражнение на бревне на высоте. Этой же цели служит создание затруднений при выполнении двигательных действий - уменьшение площади опоры, искусственные помехи с выключением при движении зрительного анализатора и т. д.

Преимущества данного метода, в целом, обширны, они предлагает несметное число неоценимых преимуществ, включая улучшение физического состояния: хорошее кровообращение, силу и гибкость, не говоря уже о координационных способностях.

Средствами, стимулирующими развитие и совершенствование способности сохранения и удержания равновесия специальной направленности, служат тренировочные задания, ориентированные на мобилизацию способности поддерживать равновесие, изби-

рательно воздействуя на отдельные функции вестибулярного аппарата спортсмена балансирование в неудобных позах, с мешающим устойчивости расположением звеньев тела: в стойке на одной ноге с махами в различные стороны, имитация подсечки изнутри и др.;

В процессе учебной тренировки применялся комплекс упражнений на сохранение равновесия на примере ударного вида единоборств. Комплекс включает хождение по ограниченной плоскости с поворотами без нарушения и сохранение равновесия на одной ноге при сбивающих факторах; с вращением, поворотом головы, туловища с открытыми и закрытыми глазами; прыжковые упражнения на батуте, кувырки, перевороты, подъем разгибом.

Методика развития специальной направленности сохранения и удержания равновесия на примере борцов. Сохранение и удержание равновесия после ударов и бросков, связанных с вращением туловища предполагает использование упражнений с поворотами в вертикальном и горизонтальном положениях, с кувырками, вращением, изменением площади опоры и т. п. Методика развития и совершенствования сохранения и удержания равновесия предусматривает подбор тренировочных заданий, где для совершенствования сенсорных систем используются учебные и тренировочные поединки, в ходе которых спортсмен приобретает навыки различных способов перемещения общего центра масс, в условиях изменения темповых и ритмовых параметров моторных действий.

Высокая обеспеченность сохранения устойчивости своего тела при совершении спортивных действий и операций позволяет замечать эту форму активности только в ситуациях возможной потери устойчивости при внезапных или сложно преодолимых возникающих трудностях удержания равновесия. Методы тренировки сохранения и удержание равновесия включают три вида: активные, пассивные и комбинированные.

Методические приёмы стимуляции, развития и совершенствования сохранения, удержание статического равновесия сопряженного воздействия. Уменьшение площади опоры и введение неустойчивой опоры. Статические упражнения на рейке гимнастической скамейке, бревне: многоскоки с вращением, подскоки, имитация ударов руками и ногами или нанесение ударов по боксёрской лапе и другие перемещения на одной ноге. Выведение из равновесия в парах, стоя на бревне, скамейке, взявшись за кисти или толчком в грудь кисти, сжатой в кулак, толчком стопой и др.

Предполагается включение двигательные действия, затрудняющие сохранение устойчивого равновесия. Рекомендуется фиксация положений после вращательных движений, круговых ударов, жонглирование мячами, булавами в неустойчивой позе. Например, стоя на одной ноге, руки в стороны и т.п. Нанесение толчкового сильного удара рукой, ногой в грудь, живот из положения стоя на одной ноге.

Выполнение статических упражнений на гимнастическом бревне или парных акробатических упражнений с ограничением зрительного контроля.

Указанные методические приёмы предполагают изменение координационной структуры движений общеразвивающей и специальной направленности, обеспечивают внутренние взаимосвязи статического равновесия в этой двигательной структуре как совокупности взаимодействий спортсмена к внешним сбивающим воздействиям.

Методика развития специальной направленности сохранения и удержания равновесия на примере борцов. Сохранение и удержание равновесия после ударов и бросков, связанных с вращением туловища предполагает использование упражнений с поворотами в вертикальном и горизонтальном положениях, с кувырками, вращением, изменением площади опоры и т. п. Методика развития и совершенствования сохранения и удержания равновесия предусматривает подбор тренировочных заданий, где для совершенствования сенсорных систем используются учебные и тренировочные поединки, в ходе которых спортсмен приобретает навыки различных способов перемещения общего центра масс, в условиях изменения темповых и ритмовых параметров моторных действий. В этом же контексте так же важное значения приобретает проблема мышечной (проприорецептив-

ной) чувствительности, позволяющей не только эффективное - в нужный момент (например, при временной потере равновесия противников) - проведение технических действий, но также на способность стабильного сохранения рационального положения тела во время атаки противника.

Предполагалось, что посещение и использование нашей методики на регулярных занятиях борьбы увеличит развитие координационные способности занимающихся.

Объект исследования - система борцовских упражнений для студентов, а также средства и методы планирования и проведения занятий с учетом индивидуальной подготовленности.

Предмет исследования - процесс воздействия системы борцовских упражнений на развитие координационных способностей.

Предложена новая методика использования борцовских упражнений для развития координационных способностей студентов.

Эксперимент проводился на базе Московского государственного технического университета в секции борьбы. Цель - разработать методику развития статической координационной способности у борцов.

Задачи исследования:

1) выявить особенности координационных качеств студентов;

2) разработать специфические тренировочные задания, направленные на развитие статических координационных способностей у борцов;

3) Экспериментально обосновать эффективность использования данной методики.

Исследование проводилось в 3 этапа.

На первом этапе проводилось:

- обзор научно-методической литературы;

- предварительное тестирование;

- формулировались задачи исследования.

На втором этапе была разработана:

- программа развития координации для студентов про помощи борьбы;

- комплекс тестов оценивающих координацию студентов.

На третьем этапе исследования была экспериментально

обоснована система развития координации для студентов про помощи борьбы.

Отбор испытуемых

Было отобрано 10 студентов, занимающихся в секции борьбы.

В контрольную группу было набрано 10 студентов аналогично.

Контрольная группа - общепринятая методика для развития координации.

Тестирование координационных способностей:

1. Сохранение, удержание равновесия.

2. Ориентация в пространстве.

3. Сохранение устойчивости равновесия.

4. Устойчивость тела (проба М. Ромберга).

5. Специальная координация движений.

В начале педагогического эксперимента контрольная и экспериментальная группы спортсменов не отличались статистически значимо между собой по изучаемым показателям, что свидетельствует о правильном формировании репрезентативных выборок методом случайного деления. В результате эксперимента выявлен достоверный положительный эффект экспериментальной методики применения статической координации у борцов.

Результаты исследования показали, что экспериментальная методика развития координационных способностей при помощи борьбы более эффективна, чем занятия общей направленности. Прирост средних значений физической подготовленности в результате занятий общей направленности составил в среднем 7% для гибкости (р<0,05), в то время как после

занятий по предложенной нами системе - 8% в среднем.

Таблица 1 - Результаты статистических сравнений компонентов двигательно-координационных способностей спортсменов-студентов вузов до педагогического эксперимента

До эксперимента

Контрольная (п=10) Опытная (п=10)

Сохранение, удержание равновесия 5,6±0,32 6,5±0,25

Ориентация в пространстве 6,3±0,43 6,4±0,25

Сохранение устойчивости равновесия 6,4±0,4 5,4±0,28

Устойчивость тела (проба М. Ромберга) 86,7±9,4 88±8,5

Специальная координация движений 7,3±0,47 7,9±0,13

Таблица 2 - Результаты статистических сравнений компонентов двигательно-координационных способностей спортсменов-студентов вузов после формирующего педагогического эксперимента

После эксперимента г Р

Контрольная (п=10) Опытная (п=10)

Сохранение, удержание равновесия 7,9±0,38 8,5±0,27 -0,99 >0,33

Ориентация в пространстве 7,9±0,43 8,4±0,27 -0,98 >0,34

Сохранение устойчивости равновесия 7,6±0,50 8,4±0,28 -1,33 >0,20

Устойчивость тела (проба М. Ромберга) 87,7±11,4 118±8,4 -2,14 <0,05

Специальная координация движений 7,3±0,37 8,9±0,23 -3,68 <0,01

К концу трех месяцев занятий в опытной группе статистически значимо увеличилось время выполнения задания. Это свидетельствует о положительном влиянии упражнений на статическую координацию. Данные изменения можно объяснить кумулятивным (накопительным) эффектом, который, согласно литературным источникам, может наблюдаться после 2-3 месяцев тренировочных упражнений.

Усложненная проба в пробе М. Ромберга (ПРС) оценивает статическую координацию и функциональное состояние вестибулярного анализатора, координационно -двигательную функцию нервной системы, а также-нарушение равновесия в положении стоя, которая определяется взаимослаженной деятельностью коры головного мозга, подкорковых образований, мозжечка и вестибулярного аппарата. Поддержание нормальной координации движений происходит за счёт совместной деятельности нескольких отделов ЦНС. К ним относятся мозжечок, вестибулярный аппарат, проводники глубокомышечной чувствительности, кора лобной и височной областей. Центральным органом координации движений является мозжечок. Данная функция улучшается под влиянием занятий физической культурой и спортом. Раздражения вестибулярного аппарата могут существенно влиять на тонус скелетной мускулатуры и обеспечивать управление определенной позой, координацией движений спортсмена. Информация, получаемая по каналам вестибулярной сенсорной системы - необходимое условие успешного выполнения движений спортсменом. Однако при переутомлении наблюдается расстройство координации движений и нарушение равновесия.

Описание теста усложненной пробы М. Ромберга. Исходное положение стоя на одной ноге с упором пятки на другую ногу, согнутую в коленном суставе, и максимально развернутую кнаружи. Руки у обследуемого вытянуты вперёд, пальцы несколько разведены, голова прямо, а глаза закрыты. Пятка касается подколенной чашечки опорной ноги.

Далее принимается исходное положение по команде «готов», испытуемый закрывает глаза, а экспериментатор включает секундомер. Даются две попытки, результат определяют по лучшей попытке в секундах, который записывают в протокол. Координационную пробу М. Ромберга проводят до начала занятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В таблице представлены результаты показателей подготовленности студентов контрольной и опытной групп после формирующего педагогического эксперимента. Досто-

верно улучшились показатели специфических координационных способностей, надёжности атаки, защиты в положении борьбы стоя и спортивное мастерство.

Позитивная динамика показателей подготовленности у спортсменов-студентов в процессе учебных занятий спортивными видами единоборств в опытной группе обусловлена применением разработанной методики. Результаты формирующего педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности предложенной методики развития координационных способностей, повлиявших на улучшение показателей соревновательной деятельности и спортивного мастерства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современная теория и практика педагогического образования и спортивной тренировки относит координационные способности к одним из наименее изученных двигательных качеств.

Предложенная методика пошагового развития двигательно-координационных способностей в процессе учебных занятий спортивными видами единоборств включает: опору на определение понятия, направленность педагогических воздействий, методы, средства, методические приёмы и параметры тренировочной физической нагрузки.

Разработанная методика с применением специфических двигательных тренировочных заданий обусловила улучшение координационных способностей, влияющих на показатели соревновательной деятельности и спортивного мастерства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Котова Т.Г. Обучение студентов института физической культуры технике спортивных единоборств / Т.Г. Котова, И.В. Манжелей // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2015. - No. 10 (128). - С. 104-109.

2. Свищёв И.Д. Комплексная оценка подготовленности спортсменов и тренеров в дзюдо: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ И.Д. Свищёв, С.В. Ерегина. - Москва : Советский спорт, 2013. - 128 с.

REFERENCES

1. Kotova, T.G. and Manzheley, I.V. (2015), "Training of students of the institute of physical culture to the martial arts technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (128), pp. 104-109.

2. Svishchev, I.D. and Eregina, S.V. (2013), Integrated assessment of athletes and coaches' training in judo: textbook for students of higher educational institutions, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: vlminih@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.05.2022

УДК 796.422.16

ОСОБЕННОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДИСТАНЦИИ МАРАФОНСКОГО БЕГА У РОССИЙСКИХ СПОРТСМЕНОВ И СПОРТСМЕНОК РАЗНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Олег Борисович Немцев, доктор педагогических наук, профессор, Айдамир Батерби-евич Бгуашев, кандидат педагогических наук, профессор, Наталья Алексеевна Немце-ва, кандидат педагогических наук, доцент, Мурат Юнусович Мирза, Адыгейский государственный университет, Майкоп

Аннотация

Целью исследования являлось изучение особенностей преодоления дистанции российскими марафонцами мужчинами и женщинами разной квалификации. Анализировались протоколы чемпионата России по марафонскому бегу 2022 года. Достоверность различий относительных скоростей бега на анализируемых участках дистанции марафона внутри каждой из поло-квалификационных групп спортсменов оценивалась при помощи однофакторного дисперсионного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.