PROCESS DESIGN OF AN ORTHOPEDIC SPORTS INSOLE
K.E. Ryabina, A.V. Fedorov, V.V. Epishev
This paper presents the literature data analysis of studying of sports flat foots. The reasons and possible consequences of sports flat foots are considered. Indicated state-of-the-art technology and fabrication technique orthopedic insoles. Short approach of the trick of the presented problem is presented.
Key words: foot, sports flat foot, blow force on foot at run, orthopedic insoles.
Ryabina Kristina Evgenyevna, graduate, ryabina.1991@,mail.ru, Russia, Chelyabinsk, Nation Research South Ural State University,
Fedorov Artem Viktorovich, graduate, [email protected], Russia, Chelyabinsk, Nation Research South Ural State University,
Epishev Vitaliy Viktorovich, candidate of biological Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Chelyabinsk Nation Research South Ural State University
УДК 796.853.23
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЗЮДОИСТОВ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОЙ
АЭРОБИКИ
Е.Н. Сидоров, Е.В. Мошану, И.П. Афонина, С.А. Архипова
Показано влияние средств спортивной аэробики на координационные способности дзюдоистов в учебно-тренировочном процессе. Представлены данные об эффективности использования элементов аэробики, включенные в учебно-тренировочный процесс с целью повышения уровня специально-технической подготовки борцов.
Ключевые слова: дзюдо, учебно-тренировочный процесс, спортивная аэробика, координационные способности.
Ко всем видам борьбы, в том числе и дзюдо, в целом предъявляют высокие требования к координационным способностям, и в частности решающее значение имеют сохранение равновесия, статокинетическая устойчивость, способность к перестроению движений, ориентирование в пространстве. Качество двигательных действий борцов определяется совершенной техникой движений, подразумевающей оптимальную координацию двигательного действия, где структурными компонентами являются темпо-ритм, ориентация в пространстве, быстрота реакций и действий, чувство равновесия.
Исследователи в области спортивной борьбы постоянно совершенствуют методики для развития базовых координационных способностей спортсменов. Сложно координационная направленность
двигательной деятельности спортсменов-борцов предопределила внедрение специально разработанных комплексов в постоянную практику учебно-тренировочного процесса на основе использования базовой спортивной аэробики.
С целью уточнения теоретического анализа и обобщения определения влияния аэробики на успешность развития координационных способностей дзюдоистов, были проведены экспериментальные исследования. Эксперимент проведен в течение годичного цикла тренировок с двумя группами в возрасте 10-12 лет, которые использовали в тренировочном процессе средства спортивной аэробики. В течение обучения во всех группах было сохранено одинаковое количество тренировочного времени, основная разница между группами заключалась в вариациях используемых средств. Все применяемые средства в программе занятий экспериментальной группы отвечали требованиям, установленным для данного возраста. Предполагалось, что применение средств аэробики в тренировочном процессе будет способствовать более быстрому овладению и совершенствовании техники и воспитанию координационных способностей.
В эксперименте приняли участие 32 человека. Контрольная группа из 16 человек занималась годичный цикл в запланированном тренировочном режиме, а экспериментальная, включила в свой тренировочный процесс в подготовительной части занятия спортивной аэробикой. Состав участников исследования не имел достоверных отличий по возрасту, уровню спортивных результатов и показателей физического развития.
Программный материал для практического изучения дзюдоистов состоял из: укэми (падения), кудзуши (выведения из равновесия), кумиката (захваты), наге-вадза (техника бросков), не-вадза (техника борьбы лежа)[3].
На протяжении года группа занималась изучением дзюдо, согласно учебному плану занятий, в соответствии с которым изучены броски техники (наге-вадза), соответствующие желтому кю: дэ-аши-барай (боковая подсечка под выставленную ногу); хидза-гурума (подсечка в колено под отставленную ногу); сасаэ-цурикоми-аши(передняя подсечка под выставленную ногу); уки-гоши (бросок скручиванием вокруг бедра); осото-гари (отхват); о-гоши (бросок через бедро подбивом);о-учи-гари (зацеп изнутри голенью); сэои-нагэ (бросок через спину с захватом руки на плечо); о-сото-отоши (задняя подножка); о-сото-гаэши (контрприем от отхвата или задней подножки); о-учи-гаэши - (контрприем от зацепа изнутри голенью); моротэ-сэой-нагэ (бросок через спину (плечо) с захватом рукава и отворота.
В учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы включены элементы спортивной аэробики, реализуемые в подготовительной части занятия.
Все содержание спортивной аэробики сформировано на основе семи базовых движений, которые выполняются на фоне прыжков, бега, маршировки в смешанном режиме. Такая система циклических действий, объединенных в композицию и выполняемых в высоком темпе под музыку (в среднем, 150 двигательных акцентов в минуту, или 2,5 движения в секунду), несет в себе значительный эмоциональный заряд.
Весь набор элементов, которые могут быть включены в композицию спортивной аэробики, с высокой степенью условности разделены на шесть групп: элементы, в которых проявляются динамическая сила, статическая сила; прыжки-скачки; повороты; махи; равновесия; гибкость.
Анализируя составные элементы композиции спортивной аэробики можно выделить такие группы движений [1]:
- силовые элементы динамического и статического характера, например, падения, отжимания, подъемы туловища, медленные силовые переходы из одного положения в другое, разновидности упоров;
- прыжки и подскоки (скачки), например, прыжок в шпагате, перекидной, прыжки с различными телодвижениями и разной частотой повторений;
- равновесия, например, боковое, переднее с захватом ноги;
- собственно гимнастические элементы, например, в упоре лежа отталкивания руками, смена простых и смешанных упоров, круги ногами;
- собственно акробатические элементы, например: перекаты, поддержки, подхваты;
- танцевально-хореографические и маховые движения, например, маховые движения руками и ногами, элементы народного танца, классического и современных танцев, сочетания действий звеньями тела и поворотов и других различных телодвижений;
- вспомогательные, или связующие элементы, например, разновидности шагов, подскоков, поднимание колена, выпадов, дорожек.
Эффективность предложенных тренировок исследована по результатам соревновательной деятельности, которая заключалось в проведении трех минутных схваток между дзюдоистами контрольной и экспериментальной групп. Оценивали общее количество выполненных результативных атакующих технических действий, количество попыток проведения технических действий участниками контрольной и экспериментальной групп.
Дзюдоисты, обучающиеся по экспериментальной методике по итогам соревновательных поединков показали, что броски техники ката больше освоили дзюдоисты экспериментальной группы (О-гоши - бросок
через бедро подбивом) 22 % и 11 %, (О-учи-гари - зацеп изнутри голенью) 20 % и 4 %. Таким образом, показатели освоения техники в экспериментальной группе в большинстве бросков выше, чем в контрольной группе. Анализ соревновательной деятельности показал, что общее количество технических действий в экспериментальной группе было выполнено 114, а в контрольной 45, что на 69 бросков меньше.
Сделан анализ соревновательной деятельности на активность и эффективность проведения соревновательной схватки. Показатели активности и эффективности определялись по методике, предложенной Е.М. Чумаковым и В.П. Волковым [2]. Степень эффективности оценивали по соотношению удачно выполненных попыток проведения приемов к общему количеству в процентах. Подсчитывали в каждой встрече количество проведенных атак и результативных попыток для каждого участника. Результативными попытками считали бросок, выполненный на любую оценку. Техническими действиями считались попытки бросков с выведением партнера из равновесия, удержаний. Рассчитывали показатель активности атакующих действий как отношение выполненных результативных технических действий за время встречи, учитывали при этом уровень соответствующий начальной подготовке освоения техники дзюдо.
Анализ соревновательной деятельности показал, что активность ведения встречи выше в экспериментальных группах (2,95 максимально), против контрольных групп (табл.)
Показатели активности и эффективности освоения техники
дзюдо
№ Вид Весовые категории ЭГ
до 40 кг (п=10) 40 и +50 кг (п=6)
1 Активность встречи 2,95 2,4
2 ЭФ,% 62,5 63
Весовые категории КГ
до 40 кг (п=8) 40 и +50 кг (п=8)
1 Активность встречи 2,1 1,5
2 ЭФ, % 28 36
р р < 0,01 р < 0,01
Анализ эффективности применения технических действий выявил примерно двукратное превосходство экспериментальной группы и примерно равный процент внутригрупповой эффективности применения технических действий, что характеризует одинаковую квалификацию тестируемых спортсменов.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что применение в учебно-тренировочных занятиях средств спортивной аэробики способствует значительному приросту и относительной стабилизации соответствующих показателей координации, пространственно-временных способностей, совершенствование функции вестибулярного аппарата, равновесия, ловкости и быстроты реакции, что в целом влияет на эффективность выполнения технических действий.
Список литературы
1. Безматерных Н.Г., Безматерных Г.П., Пшеничникова Г.Н. Начальная двигательная подготовка в спортивной аэробике. Омск: Изд-во СибГУФК, 2009. 132 с.
2. Волков В.П., Чумаков Е.М., Роднов B.C. Анализ мастерства самбистов // Спортивная борьба: ежегодник. 1971. С. 45-53.
3. Манукян Р.Г. Анализ эффективности обучения техническим приёмам в борьбе дзюдо в зависимости от уровня координационных способностей // Молодой ученый. 2013. №4. С. 680-682.
Сидоров Евгений Николаевич, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Мошану Елена Валерьевна, ст. преп., elena. moshany@,mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Афонина Ирина Петровна, канд. пед. наук, доц., tula40@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Архипова Светлана Анатольевна, канд. пед. наук, доц., Arkhipov777'agmail. com, Россия, Тула, Тульский государственный университет
IMPROVEMENT OF THE COORDINATION ABILITIES OF WRESTLERS BY MEANS
OF SPORTS AEROBICS
E.N. Sidorov, E.V. Moshany, I.P. Afonina, S.A. Arkhipovа
Shows the influence of sports aerobics on the coordination ability of the wrestlers in the training process. Presents data on the effectiveness of using elements of aerobics, included in the training process with the goal of improving specially-technical activities fighters.
Key words: judo, training process, sports aerobics, coordination abilities.
SidorovEvgenyNikolaevich, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Moshany Elena Valerevna, senior lecturer, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Afonina Irina Petrovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, tula40@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Arkhipova Svetlana Anatolyevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University