Научная статья на тему 'Совершенствование техники бросков в стойке в левую сторону у самбистов 12-14 лет'

Совершенствование техники бросков в стойке в левую сторону у самбистов 12-14 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОБОРСТВА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ / ПРОГРАММА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ В САМБО / MARTIAL ARTS / IMPROVEMENT OF EQUIPMENT / TECHNOLOGY IMPROVEMENT PROGRAM IN SAMBA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Екатерина Александровна

Рассмотрена проблема совершенствования техники бросков в стойке в левую сторону у самбистов 12-14 лет. Представлена программа совершенствования техники бросков в стойке в левую сторону для самбистов 12-14 лет. Применение предложенных комплексов упражнений в тренировочном процессе существенно повышает качество техники выполнения приемов в стойке в левую сторону, которые могут быть использованы специалистами в сфере дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT TECHNOLOGY THROWS IN A RACK IN THE LEFT SIDE HAVE SAMBISTOV12-14 YEARS

The article addresses the problem of improving the throwing techniques in the rack to the left side from 12-14 years samba sportsmen. The paper presents a program of improving the throwing techniques in the rack to the left side for 12-14 years samba sportsmen. Application of the proposed sets of exercises in the training process significantly improves the quality of the art implementation techniques in the rack to the left side, which can be used by specialists in the sphere of additional education of children.

Текст научной работы на тему «Совершенствование техники бросков в стойке в левую сторону у самбистов 12-14 лет»

Родин Андрей Викторович, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Смоленск, Смоленская государственная академия физической культуры и спорта,

Леонтьева Мария Сергеевна, д-р пед. наук., доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Якунин Руслан Иванович, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

COMPONENT STRUCTURE OF INDIVIDUAL TACTICAL ACTIONS IN GAME SPORTS

A.V. Rodin, M.S. Leontieva, R.I. Yakunin

In article experience of long-term researches on a problem of increase of efficiency of individual tactical actions of athletes in game sports is generalized. Components of individual tactical actions in sports which define an orientation of training process of athletes are presented.

Key words: sports, tactics, individual tactical actions, readiness components.

Rodin Andrey Viktorovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, department chair, rodin67@bk, Russia, Smolensk, Smolensk State Academy of Physical Culture and Sport,

Leontieva Maria Sergeevna, doctor of pedagogical Sciences, associate professor, leontyeva 72@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Yakunin Ruslan Ivanovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, leontyeva 72@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.814

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ БРОСКОВ В СТОЙКЕ В ЛЕВУЮ СТОРОНУ У САМБИСТОВ 12-14 ЛЕТ

Е.А. Симонова

Рассмотрена проблема совершенствования техники бросков в стойке в левую сторону у самбистов 12-14 лет. Представлена программа совершенствования техники бросков в стойке в левую сторону для самбистов 12-14 лет. Применение предложенных комплексов упражнений в тренировочном процессе существенно повышает качество техники выполнения приемов в стойке в левую сторону, которые могут быть использованы специалистами в сфере дополнительного образования детей.

Ключевые слова: единоборства, совершенствование техники, программа совершенствования техники в самбо.

Достижение высоких спортивных результатов на соревнованиях в условиях все возрастающей конкуренции требует постоянного поиска все более эффективных средств и методов подготовки спортсменов на всех этапах спортивного совершенствования, начиная с юношеского возраста.

Одним из главных и ведущих направлений при решении данной проблемы выступает детальное изучение и раскрытие закономерностей становления технического мастерства спортсменов, в том числе и самбистов в условиях высоких требований, которые предъявляет к ним участие в ответственных соревнованиях [1].

Зачастую в практике спортивной подготовки самбистов тренеры стараются получить быстрый результат, обучают спортсменов только эффективным приемам, используя только удобную сторону для выполнения приема. Тем самым искусственно снижая объем и разносторонность техники, не используют возможности спортсменов, ставят учеников в ограниченные условия, не давая возможности творчески отнестись к решению соревновательных задач.

На сегодняшний день, приобретает особую актуальность построение наиболее рациональной системы обучения технике бросков и разработка эффективной программы направленной на совершенствование технического арсенала самбистов 12-14 лет.

Целью нашего исследования было разработать и экспериментально обосновать эффективность программы совершенствования техники бросков в стойке в левую сторону в тренировочном процессе самбистов 12-14 лет.

Организация исследования. Исследование было организовано с юношами 12-14 лет занимающиеся самбо, учебно-тренировочной группы первого года обучения примерно равных по уровню выполнения техники бросков в стойке. Организация предварительного и формирующего этапов опытно-экспериментальной работы проводилась в период с сентября 2012 по май 2014 года (г. Верхняя Пышма).

На предварительном этапе опытно-экспериментальной работы группа занималась по учебной программе для учреждений дополнительного образования детей по самбо.

С целью определения уровня технической подготовленности самбистов в начале и в конце педагогического эксперимента проводились педагогические контрольные испытания семи приёмов в стойке при выполнении их в правую и левую стороны. В нашем педагогическом исследовании применялось экспертное оценивание показателей технического мастерства у самбистов 12-14 лет. Оценивались приемы экспертной комиссией, с последующим сравнением результатов, каждого члена в составе 4 человек. Оценивалось качество техники выполнения приемов по общим критериям (табл. 1). Оценивание проводилось в условиях приближенных к соревновательным схваткам (поединкам) самбистов. В качестве контрольных упражнений применялись семь бросков: боковой переворот, передняя подножка, бросок через бедро, задняя подсечка, зацеп изнутри, бросок через спину, бросок через грудь, в правую и левую стороны, с выставлением оценок.

Таблица 1

Критерии оценки техники приёмов в самбо

Выполнение упражнений Оценка

Бросок соперника на спину, оставаясь в стойке или проведя болевой прием 12 баллов

Бросок соперника на спину с падением атакующего Бросок соперника на бок без падения атакующего Удержание в течение 20 с 4 балла

Бросок соперника на бок с падением атакующего Бросок на грудь, плечо, живот, таз без падения атакующего Удержание в течение 10 с 2 балла

Бросок соперника на грудь, плечо, живот, таз с падением атакующего 1 балл

Результаты исследования. Анализ экспертной оценки, свидетельствует о том, что на начальном этапе опытно-экспериментальной работы, наиболее удачно выполняемые приёмы у юношей вправо были: боковой переворот (12 баллов); передняя подножка (11,8 баллов); задняя подсечка (11,6 баллов).

Эти броски юноши выполняли оставаясь в стойке, и затем преследовали в партере. Хуже всего у самбистов в правую сторону получался бросок через спину (с захватом головы) - 3,7 баллов.

В левую сторону средний результат в группе при выполнении бросков соответствовал 5 баллам, что значительно ниже, чем при выполнении бросков в правую сторону. В левую сторону юноши наиболее удачно выполняли те же приёмы, что и вправо, это: боковой переворот (8,6 баллов); передняя подножка (7 баллов); задняя подсечка (6,4 балла). Однако эти броски юноши выполняли с падением. Хуже всего у самбистов в левую сторону получался бросок через спину (с захватом головы) -

Рис. 1. Оценки выполнения бросков в стойке у самбистов 12-14 лет

до эксперимента:

Б.П. - боковой переворот, 77.77. - передняя подножка, Б.Б. - бросок через бедро, 3.77. - задняя подсечка, З.И. - зацеп изнутри голенью и стопой (обвив), Б. С. - бросок через спину (с захватом головы), Б.Г. - бросок через грудь

Результаты предварительного этапа исследования позволили нам выявить часто встречающиеся ошибки при выполнении бросков в левую сторону. На основании этого мы разработали содержание программы (табл. 2), направленной на совершенствование техники бросков в стойке, в левую сторону. Общий объем 68 часов. Педагогический эксперимент проводился в течение 6 месяцев (октябрь-март), в подготовительном и соревновательном периодах годичного цикла обучения.

Таблица 2

Содержание и объем материала (мин) программы по совершенствованию техники бросков в стойке в левую сторону

для самбистов 12-14 лет

Раздел Тема Кол-во минут

Диагностический Боковой переворот (в правую и левую сторону) 15

Передняя подножка (в правую и левую сторону) 20

Бросок через бедро (в правую и левую сторону) 20

Задняя подсечка (в правую и левую сторону) 20

Зацеп изнутри голенью и стопой (в правую и левую сторону) 20

Бросок через спину (с захватом головы), (в правую и левую сторону) 20

Бросок через грудь (в правую и левую сторону) 20

Итого: 135

Тренировочный Комплекс упражнений на совершенствование техники бокового переворота 450

Комплекс упражнений на совершенствование техники передней подножки 500

Комплекс упражнений на совершенствование техники броска через бедро 500

Комплекс упражнений на совершенствование техники задней подсечки 400

Комплекс упражнений на совершенствование техники зацепа изнутри голенью и стопой 550

Комплекс упражнений на совершенствование техники броска через спину (с захватом головы) 650

Комплекс упражнений на совершенствование техники броска через грудь 550

Итого: 3600

Соревновательный Экспертное оценивание 135

Выступление на соревнованиях 175

Итого: 310

Спортсмены совершенствовали технику бросков в стойке в левую сторону, делая акцент на создание ориентировочной основы действия с выделением основных опорных точек каждого двигательного действия (ДД). Последовательность изучения ДД в стойке и партере отдельно по всем ООТ и в целом: демонстрация видеозаписи изучаемого приема; показ

тренером-преподавателем или спортсменом высокой квалификации; имитационные упражнения: без отягощения и с резиновым жгутом; выполнение ДД с партнером по заданию; комплекс подготовительных упражнений; выполнение упражнений для развития отстающих физических качеств [2, 3]. Предложенные комплексы упражнений проводились в основной части тренировочного занятия по 35-40 минут, всего 10 часов в месяц.

После внедрения в тренировочный процесс программы, направленной на совершенствование техники бросков в стойке в левую сторону у самбистов 12-14 лет мы получили следующие результаты.

После проведения педагогического эксперимента средний показатель в группе при выполнении бросков в правую сторону соответствовал 8 баллам, что незначительно ниже, чем в начале эксперимента. Наиболее удачно выполняемые приёмы у юношей вправо, это: боковой переворот (11,8 баллов); передняя подножка (11,6 баллов); задняя подсечка (11,4 баллов), однако оценки стали немного ниже по сравнению с началом эксперимента. Хуже всего у самбистов в правую сторону получался бросок через спину (с захватом головы) - 3,75 баллов.

В левую сторону средний результат в группе при выполнении бросков соответствовал 8 баллам, что практически одинаково при выполнении бросков в правую сторону. В левую сторону юноши наиболее удачно выполняли те же приёмы, что и вправо, это: боковой переворот (11,8 баллов); передняя подножка (11,8 баллов); задняя подсечка (11,6 балла). Хуже всего у самбистов в левую сторону получался бросок через спину (с захватом головы) - 3,25 баллов (рис. 2).

Б.П. П.П. Б.Б. З.П. З.И. Б.С. Б.Г.

Рис. 2. Оценки выполнения бросков в стойке у самбистов 12-14 лет после эксперимента:

Б.П. - боковой переворот, 77.77. - передняя подножка, Б.Б. - бросок через бедро, З.П. - задняя подсечка, З.И. - зацеп изнутри голенью и стопой (обвив), Б.С. - бросок через спину (с захватом головы), Б.Г. - бросок через грудь

Сравнивая результаты оценки технической подготовленности предварительного и формирующего этапов опытно-экспериментальной работы, нами был рассчитан процентный прирост. Данные показывают, что процентный прирост технической подготовленности выполнения приёмов в левую сторону выше, чем в правую.

Наибольший прирост влево показан в таких бросках, как задняя подсечка 44,8 %, передняя подножка 40,6 % и в броске через бедро 40 %, наименьший прирост в броске через грудь - 26,9 %, все показатели достоверны.

Наибольший прирост вправо показан в таких бросках, как бросок через грудь 1,8 %, передняя подножка 1,72 % и в боковом перевороте 1,7 %. Не было прироста в оценке техники в таких приёмах как: задняя подсечка и бросок через грудь.

Выводы:

1. Исследованием установлено, что в конце опытно-экспериментальной работы повысились средне групповые показатели при выполнении бросков в левую сторону и соответствовал 7,94±1,6 баллам, в правую сторону средне групповые показатели понизились и соответствовали 8,19±1,54 баллам. Удачные приёмы, как в правую, так и в левую сторону: боковой переворот, передняя подножка, задняя подсечка. Менее удачный - бросок через спину (с захватом головы).

2. Исследованием определено, что наибольший прирост в технике бросков влево показан при выполнении двигательных действий: задняя подсечка 44,8 %, передняя подножка 40,6 % и в бросок через бедро 40 %, наименьший прирост в двигательном действии - бросок через грудь -26,9 %, все показатели достоверны.

Наибольший прирост в технике бросков вправо показан при выполнении следующих двигательных действий: бросок через грудь 1,8 %, передняя подножка 1,72 % и в боковом перевороте 1,7%. Не было прироста в оценке техники в таких приёмах как: задняя подсечка и бросок через грудь.

3 Применение программы по совершенствованию техники бросков в стойке в левую сторону у юношей 12-14 лет, занимающихся самбо оказывает положительное влияние на её, что впоследствии может привести к повышению эффективности тренировочного процесса, а также соревновательной деятельности.

Список литературы

1. Колунин Е.Т. Система конвергенции средств гимнастики в процесс начальной подготовки спортивного резерва // Теория и практика физической культуры. 2014. № 12. С. 78-81.

2. Котова Т.Г. Дифференциация обучения студентов в рамках дисциплины «Единоборства» // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2014. № 7 (113). С. 100-104.

3. Котова Т.Г. Дифференциация обучения студентов технике единоборств // Теория и практика физической культуры. 2014. № 12. С. 12-14.

Симонова Екатерина Александровна, доц., [email protected], Россия, Тюмень, Тюменский государственный университет

IMPROVEMENT TECHNOLOGY THROWS IN A RACK IN THE LEFT SIDE HAVE

SAMBISTOV12-14 YEARS

E.A. Simonova

The article addresses the problem of improving the throwing techniques in the rack to the left side from 12-14 years samba sportsmen. The paper presents a program of improving the throwing techniques in the rack to the left side for 12-14 years samba sportsmen. Application of the proposed sets of exercises in the training process significantly improves the quality of the art implementation techniques in the rack to the left side, which can be used by specialists in the sphere of additional education of children.

Key words: martial arts, improvement of equipment, technology improvement program in Samba.

Simonova Ekaterina Alexandrovna, assistant professor, e [email protected], Russia, Tyumen, Tyumen State University

УДК 796.332

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ В ОБУЧЕНИИ УДАРУ ПО ВОРОТАМ СТУДЕНТОВ-ФУТБОЛИСТОВ

С.И. Суслов

Рассмотрена совокупность условий применения метода противодействия в обучении удару по воротам студентов-футболистов. Определена методическая последовательность разучивания каждого способа удара по воротам. Предложены методические рекомендации исходя из определённых условий реализации метода противодействия.

Ключевые слова: метод противодействия, учебно-тренировочный процесс, удар по воротам, противодействие в обучении,

Развитие современного студенческого футбола во многом определяется динамичным процессом научной разработки эффективных методов обучения технико-тактическому мастерству и условий их реализации в тренировочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.