Савельев Александр Евгеньевич
кандидат исторических наук г. Краснодар
_(тел.: 89191899876)
Развитие концепции смысла в работах представителей неофрейдизма
Автор рассматривает взгляды на определение концепции смысла таких представителей неофрейдизма, как Альфред Адлер и Карл Юнг.
Ключевые слова: смысл, психология, неофрейдизм, образ, деятельность, архетип.
A.E. Saveliev, Master of History, Krasnodar; tel.: 89191899876.
Development of the concept of sense in the works of neofreidism's representatives
The author analyzes the views of definition of the concept of sense of such neofreidism's representatives as Alfred Adler and Carl Jung.
Key words: sense, psychology, neofreidism, representation, activity, archetype.
Смысл является одним из основополагающих факторов, влияющих на восприятие человеком действительности и его поведение. Неудивительно, что в психологии уделяется пристальное внимание изучению данного понятия. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд впервые ввел термин «смысл» в научный оборот, однако все же не дал ему строгое и непротиворечивое определение, использовав в значении, близком к общеупотребительному.
Первым определение смысла, альтернативное фрейдовскому, дал Альфред Адлер, разработавший так называемую систему индивидуальной психологии. Он охарактеризовал ее как учение о смысле человеческих действий и экспрессивных проявлений, движений, а также о смысле, который индивиды придают миру и самим себе, хотя только к этим смыслам предмет изучения индивидуальной психологии вовсе не сводится. При этом следует заметить, что собственно смысл Адлер трактовал абсолютно по-иному, чем Фрейд. Если основатель психоанализа и его непосредственные ученики искали истоки смысла определенного поступка в прошлой истории жизни личности, в ее аффективных переживаниях и желаниях, то Адлер связывал поведенческие смыслы со смыслом всей жизни индивида, с его жизненным стилем, жизненным планом, с четким осознанием человеком цели своего действия. Адлер писал: «Без представления о цели индивидуальная деятельность потеряла бы всякий смысл» [1, с. 15]. В целом именно смысл индивидуальной жизни, точнее его осознание человеком, выступает одним из главных элементов психологической теории Адлера.
Неудивительно, что этот психолог уделял вопросу о смысле жизни человека очень боль-
шое внимание. Он считал, что смысл жизни первичен по отношению к смыслам отдельных действий. Адлер писал по этому поводу: «... смысл жизни нельзя вывести из казуальных отношений, и тем более из личных воображаемых представлений, а лишь. из преследования цели, из поиска решения задачи, заданного через ее условия» [2, с. 82-83]. Адлер связывал свое определение смысла жизни со своими представлениями о трех фундаментальных жизненных проблемах, вытекающих из трех объективных аспектов человеческого бытия. Это три следующих аспекта: 1) факт жизни человека на Земле в конкретных условиях бытия, что рождает проблему труда и профессионального самоопределения; 2) факт жизни человека в обществе, вследствие чего появляется проблема межличностных отношений, кооперации и дружбы; 3) факт существования двух полов, что создает проблему отношений между ними, любви и брака. Адлер полагал, что смысл жизни определяется именно этими тремя связями, и правильное решение возникающих в процессе жизни трех основных проблем человеческого существования позволяет индивиду найти смысл его бытия. Исследователь считал, что смысл человека складывается уже в первые четыре-пять лет жизни, существуя, разумеется, не в форме конкретной словесной формулировки, а в форме своеобразной мелодии, которая пронизывает весь стиль жизни личности и определяет направленность ее поведенческих проявлений.
Большое внимание Адлер уделял вопросу содержания смысла жизни: «Если бы мы поняли смысл жизни, то целенаправленный взлет человеческого рода нельзя было бы остановить. У нас была бы общая цель, и все направили бы все свои силы на служение задаче
77
осуществить этот смысл... Смысл нашей жизни был бы компасом для нашего стремления. Пока же мы не обладаем таким смыслом, наши повседневные смыслы во всем многообразии кажутся нам - не столько рассудку, сколько чувствам - неустойчивыми и легко взаимозаменяемыми. Мы меняем свою одежду, свой образ мыслей, свою профессию, своих мужей и жен, своих друзей и ищем в них ценности, которые сами же потом отвергаем» [2, с. 79].
Адлер соглашается с мнением, что не существует универсального, абсолютного смысла жизни, подходящего для всех людей без исключения. Сколько живет людей, столько и будет существовать смыслов жизни, и никакой из них не может быть назван ложным, если он выполняет определенную интегрирующую функцию. Впрочем, Адлер указал один из признаков «истинного» смысла жизни: «Признак всех истинных «смыслов жизни» - это то, что они являются общими, т.е. такими смыслами, которые другие могут разделять и принимать для себя». [3, с. 9]. Те же, кто имеет отклоняющееся поведение, напротив, имеют лишь свой особый смысл жизни, «замкнутый» только на них самих. Такой «смысл жизни» Адлер даже отказывался считать настоящим смыслом. Он писал: «Смысл возможен в коммуникации: слово, которое означает что-то лишь для одного человека, было бы лишено смысла. То же относится к нашим целям и действиям; их единственный смысл - смысл для других» [4]. Позже психолог охарактеризовал смысл жизни (уже с этической стороны вопроса) как творческий вклад, служение общему делу.
В целом, по мнению Адлера, смысл жизни (истинный или ложный) находит свое отражение во всех поведенческих проявлениях человека, его установках, психических процессах и чертах характера, что и придает данным явлениям смысл. Чтобы правильно понять смысл отдельных поступков человека, следует сначала понять смысл его жизни в целом.
Кроме того, Адлер высказал еще несколько весьма интересных мыслей. Так, он полагал, что смыслом обладают не только человеческие поступки и переживания, но и явления внешнего мира. Он писал: «Люди живут в мире смыслов. Мы не воспринимаем обстоятельства сами по себе; мы всегда воспринимаем их в их значении для людей. "Дерево" означает "дерево в его отношении к человечеству", а "камень" означает "камень, как он может быть включен в человеческую жизнь". Ни один человек не может уйти от смыслов. Мы воспринимаем действительность всегда через призму смысла, который мы ей придаем» [3, с. 15]. К сожалению, Адлер не развил эту мысль в дальнейшем.
В последней своей книге, которая называлась «Смысл жизни», он вводит новый термин, близкий по своему содержанию к определению смысла действительности, - понятие «мнение человека». Адлер полагал, что любой индивид имеет мнение о себе и о внешнем мире, о жизни, поэтому мнение «лежит в основе картины мира человека и определяет его мышление, чувства, желания и действия» [4, с. 32]. Мнение же определяется смыслом жизни и жизненным стилем индивида. При этом Адлер полагал, что смысл и мнение практически никогда не бывают представлены в мысленных или понятийных определениях.
Вопросом смысла занимался и Карл Юнг, при этом он обращался как к проблеме смысла жизни, так и к проблеме интерпретации смысла сновидений и других видов человеческой фантазии. Тем не менее, он не изложил свою концепцию явления смысла в отдельной работе.
Юнг выразил несогласие с позицией Фрейда и ранними взглядами Адлера в вопросе движущих сил поведения и развития личности. Он полагал, что люди имеют перед собой задачу обнаружить смысл, который является одним из главных оснований их жизни. Исследователь писал: «Человек может претерпеть тяжелейшие испытания, если он видит в них смысл. Вся трудность заключается в создании этого смысла» [5, с. 182]. Юнг полагал, что смысл жизни человека нельзя вывести лишь из условий его повседневного бытия, необходимости удовлетворять свои физиологические и психические потребности. Настоящий смысл жизни связан лишь с постановкой культурных и духовных целей, стремление к которым, по Юнгу, является необходимым условием душевного здоровья индивида: «Чувство ширящегося смысла существования выводит человека за пределы обыденного приобретения и потребления. Если он теряет этот смысл, то тотчас же делается жалким и потерянным» [5, с. 459]. Это утверждение находится в противоречии с приведенным выше высказыванием Адлера, согласно которому тот или иной смысл жизни складывается у индивида автоматически к определенному возрасту и может при этом не осознаваться. Юнг же полагал, что поиск и реализация смысла жизни является специфической потребностью и задачей индивида. Юнг обращает свое внимание на возрастные и дифференциально-психические аспекты смысла жизни и способы его реализации. Он пришел к выводу, что в молодом возрасте человек имеет ориентацию, прежде всего, на действие, а к познанию смысла жизни индивид обращается в основном в более старшем возрасте. При этом некоторые категории людей могут вообще отрицать важность проблемы смысла
78
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2013 • № 1 (19)
жизни. Это относится к людям с низкими запросами или не полностью социально приспособленным. Остальные обязательно столкнутся с этой проблемой раньше или позже.
Юнг не считал смысл жизни чем-то субъективно-индивидуальным для человека. Напротив, он предостерегал от опасности отчуждения личности, утраты ею реальности, если она будет ориентирована либо на навязанные извне социальные роли, либо на выдуманный и внушенный индивидом самому себе смысл. Как уже было указано выше, Юнг уделял некоторое внимание проблеме толкования смысла сновидений, при этом он высказывал идеи, сходные с воззрениями Адлера. Он также говорил о недостаточности казуального подхода к анализу сновидений, об их предвосхищающем характере и о наличии связи смысла сновидений с контекстом обстоятельств жизни данного индивида, с установкой его сознания. Однако Юнг выделил еще один очень важный аспект, необходимый для правильного понимания скрытого смысла фантазии: «Психологию отдельного человека никогда нельзя исчерпывающе объяснить из него самого, но надо понять, что индивидуальная психология
обусловлена современными ему историческими обстоятельствами и как именно. Она не есть лишь нечто физиологическое, биологическое или личное, но и некая проблема истории того времени» [6, с. 459]. Основываясь на данной идее, Юнг ввел понятие архетипа, которое стало одним из основных в разработанной им психологической концепции. Юнг дал следующее его определение: «Формами придания смысла нам служат исторически возникшие категории, восходящие к туманной древности, в чем обычно не отдают себе отчета. Придавая смысл, мы пользуемся языковыми матрицами, происходящими, в свою очередь, от первоначальных образов» [5, с. 12]. В целом Юнг считал, что архетипы и особенно символы являются теми источниками, которые придают смысл человеческой жизни.
Таким образом, именно первые представители неофрейдизма начинают отходить от использования термина «смысл» в значении, близком к обиходному, и разрабатывать на его основе глубокие научные концепции. Высказанные ими идеи получили дальнейшее развитие в последующие годы.
1. Adler A. Lebenskenntnis. Frankfurt am Main, 1978.
2. Adler A. Psychotherapie und Erziehung: Ausgewählte Aufsatze. Bd. I: 1919-1929. Frankfurt am Main, 1982.
3. Adler A. What life should mean to you. London, 1980.
4. Adler A. Der Sinn des Lebens. Frankfurt am Main,1973.
5. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
6. Юнг К. Г. Психологические типы. Цюрих, 1929.
1. Adler A. Lebenskenntnis. Frankfurt am Main, 1978.
2. Adler A. Psychotherapie und Erziehung: Ausgewählte Aufsatze. Bd. I: 1919-1929. Frankfurt am Main, 1982.
3. Adler A. What life should mean to you. London, 1980.
4. Adler A. Der Sinn des Lebens. Frankfurt am Main, 1973.
5. Jung C.G Archetype and Symbol. M, 1991.
6. Jung C.G. Psychological types. Zurich, 1929.
79