Научная статья на тему 'Личность и внутриличностный конфликт в концепциях фрейдизма и классического психоанализа'

Личность и внутриличностный конфликт в концепциях фрейдизма и классического психоанализа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
22398
1740
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSYCHOLOGY / METHODOLOGY / SYSTEM / STRUCTURE / PERSONALITY / INTRAPERSONAL CONFLICT / FREUDISM / CLASSICAL PSYCHOANALYSIS / ПСИХОЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / СИСТЕМА / СТРУКТУРА / ЛИЧНОСТЬ / ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ФРЕЙДИЗМ / КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шелехов Игорь Львович, Белозёрова Галина Викторовна, Мартынова Анна Игоревна

Дается описание концепции З. Фрейда, предложившего структурную теорию личности. Согласно концепциям фрейдизма и классического психоанализа, личность представляет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я», содержание и взаимоотношения которых обусловливает уникальность личности. Представления З. Фрейда о двойственной (социально-биологической), а следовательно, предрасположенной к конфликту природе психики позволили охарактеризовать психологические механизмы возникновения внутриличностного конфликта и обозначить его динамические характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY AND INTRAPERSONAL CONFLICT IN THE CONCEPTS OF FREUDISM AND CLASSICAL PSYCHOANALYSIS

The article describes Z. Freud’s concept, who proposed the structural theory of personality. According to the concepts of Freudism and classical psychoanalysis, a personality is a collisional unity of three intersubjective fields: «it-ego», «ego», «super-ego». The content and relationships of them explain the unique character of personality. Z. Freud’s perception of dual (social-biological) and in consequence argumentative psyche subjectivity characterizes psychological mechanisms of intrapersonal conflicts and shows their dynamical characteristics. This article was prepared on the basis of the analysis of a large number of works of Z. Freud’s (as written in the original language, and translated into Russian). The article is of interest to professionals with an interest in classical psychoanalysis.

Текст научной работы на тему «Личность и внутриличностный конфликт в концепциях фрейдизма и классического психоанализа»

И. Л. Шелехов, Г. В. Белозёрова, А. И. Мартынова. Личность и внутриличностный конфликт...

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9.01; 159.9:001.8 + 159.922

И. Л. Шелехов, Г. В. Белозёрова, А. И. Мартынова

ЛИЧНОСТЬ И ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ В КОНЦЕПЦИЯХ ФРЕЙДИЗМА

И КЛАССИЧЕСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА

Дается описание концепции З. Фрейда, предложившего структурную теорию личности. Согласно концепциям фрейдизма и классического психоанализа, личность представляет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я», содержание и взаимоотношения которых обусловливает уникальность личности. Представления З. Фрейда о двойственной (социально-биологической), а следовательно, предрасположенной к конфликту природе психики позволили охарактеризовать психологические механизмы возникновения внутриличностного конфликта и обозначить его динамические характеристики.

Ключевые слова: психология, методология, система, структура, личность, внутриличностный конфликт, фрейдизм, классический психоанализ.

Структурная теория личности. Точка зрения З. Фрейда (нем. Sigmund Freud, 1856— 1939) о двойственной (социально-биологической), и следовательно, предрасположенной к конфликту, природе психики получила дальнейшее развитие в структурной теории личности [1-9].

В концепции З. Фрейда личность представляет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я», содержание и взаимоотношения которых обусловливают уникальность личности [10-13]. Структура личности в концепциях фрейдизма и психоанализа представлена на рис. 1.

/ч е s н

го X СО

о С ч/

Сверх-Я (Супер-Эго, нем. Das Über-Ich) Зона внутриличностного конфликта Я (Эго, лат. Ego, нем. Das Ich) CD /Ч s н а н СО о о д е р 1=

е о н

Оно (Ид, нем. Das es) _а л е т го н СО о о о е LO

Рис. 1. Структура личности в концепциях фрейдизма и классического психоанализа (И. Л. Шелехов, Г. В. Белозёрова, 2016)

Согласно концепции З. Фрейда, в контакт с внешним миром входит сознание, предсоз-нание содержит информацию, которая может быть осознана, а бессознательное не доступно для сознания [14-21]. В структуре личности выделяются три сферы, подробная характеристика которых представлена ниже.

«Оно» (Ид, нем. Das es) - главенствующая сфера личности, представляющая собой вместилище бессознательных, иррациональных импульсов и реакций, биологических по природе и психобиологических по проявлению. «Оно» - это замкнутая в себе и неорганизованная сфера личности, которая все же способна проявлять себя в качестве единой психоличностной силы по отношению к другим сферам личности («Я» и «Сверх-Я»), поскольку внутренние и внешние проявления «Оно» регулируются и контролируются единым принципом - принципом удовольствия (наслаждения). «Оно» является самой активной сферой личности, поскольку в ней идет постоянная бескомпромиссная борьба противоположных влечений: эроса (комплекса влечений, включающего инстинкты: сексуальный и самосохранения) и влечения к смерти (агрессии). Таким образом, сущность этой сферы обусловливает конфликт между Эросом и Танатосом (Мортидо).

Понятие «Оно» в полной мере наполнилось содержанием и стало общепризнанным после публикации работы «Я и Оно» (нем. «Das Ich und das Es») [22, 23]. Согласно концепции З. Фрейда, «Оно» представляет собой источник энергии, необходимой для двух других сфер личности («Я» и «Сверх-Я»); образует движущие силы личности, проявляющиеся во влечениях и желаниях. Природа «Оно» статична - не входя в контакт с внешним миром и, соответственно, не испытывая влияния внешнего мира, «Оно» не подвергается какой-либо динамике на протяжении всей жизни человека. «Оно» является самой примитивной и неорганизованной сферой личности; основные функции которой - минимизация или устранение дискомфорта, ослабление психического напряжения, усиление удовольствия. «Оно» находится в бессознательном, его содержание включает примитивные импульсы, а также те мысли, которые оцениваются как неприемлемые и сознательно отвергаются. Вместе с тем идеи, вытесненные из сознания в бессознательное, «все же обладают способностью воздействовать на поведение человека с неослабевающей интенсивностью и без участия какого-либо контроля сознания» [24, 25].

«Я» (Эго, лат. Ego, нем. Das Ich) - вторая сфера личности, происходящая от комплекса Эдипа и обособившаяся от «Оно». Сформировавшись, «Я» сохраняет способность к трансформации на протяжении всей жизни, особенно при изменениях условий существования или под воздействием угрозы.

«Я» может быть охарактеризовано такими философскими категориями, как разум и рассудок, проявляет себя как организованное начало личности, опирается на представления о реальности, руководствуется принципами рационального мышления, прагматизма, здравого смысла. «Я» обеспечивает устойчивость и последовательность поведения, реализуя личную точку отсчета, что позволяет соотносить сохраняемые в памяти события прошлого с событиями настоящего и будущего (представленными прогнозированием и воображением). Субъективно «Я» воспринимается как собственно личность, которая осуществляет контроль над всеми психическими процессами. Опора на объективные представления о реальности позволяет «Я» в большей или меньшей степени контролировать хаотичные, иррациональные импульсы и бессознательные желания «Оно», в той или иной степени приводя их в соответствие с требованиями внешнего мира.

Процесс формирования и развития «Я» происходит медленно и предполагает значительное количество последовательных стадий. Даже достигнув физической зрелости, ин-

дивиды существенно различаются между собой в формах и эффективности деятельности «Я». Эта важная характеристика была названа З. Фрейдом «силой Я».

Индивид со «слабым Я» имеет инфантильные черты: его суждения наивны и безответственны; поведение непродуманно, определяется текущим моментом; самоконтроль ослаблен; восприятие действительности и себя искажено. Трудовая деятельность не особенно продуктивна, поскольку энергия психики расходуется на защиту искаженных и нереалистических представлений о себе. Возможно развитие неврозов и неврозоподобных расстройств.

Индивид с «сильным Я» может быть охарактеризован как зрелая личность. Такой человек объективен в оценках окружающего мира и себя. Распорядок и планирование обусловливают эффективную организацию трудовой деятельности. Принятые решения выполняются в намеченные сроки. Возможно осуществление сознательного выбора из имеющихся вариантов. Влечения и желания адекватно оцениваются и могут быть направлены в социально одобряемое русло. Сформирована способность противостоять психологическому и физическому давлению со стороны социума, влиянию неблагоприятных факторов природной среды в результате обдумывания и выбора собственной траектории личностного развития, а также оптимальной стратегии поведения.

В структуре личности «Я» осуществляет исполнительные функции, являясь посредником как между внутренним и внешним миром, так и между «Оно» и «Сверх-Я». Именно «Я» создает механизмы психологической защиты (нем. Abwehrmechanismen), которые оберегают личность от отрицательных эмоциональных переживаний, обеспечивают сохранение психологического гомеостаза, снижают остроту внутриличностного конфликта. Вместе с тем «Я» испытывает постоянное давление «Сверх-Я», выполняющего функции цензуры. Таким образом, деятельность «Я» заключается в уравновешивании воздействующих на него сил.

«Сверх-Я» (Супер-Эго, нем. Das Über-Ich) - третья сфера личности, возникающая на основе «Я» и выступающая как продукт культуры. Представляет собой комплекс, состоящий из моральных, правовых, социальных, религиозных норм, совести, родительского авторитета, идеалов и запретов, которые контролируют действия «Я» и предписывают ему образцы для подражания, обеспечивают регуляцию поведения в контексте высших социальных чувств. З. Фрейд считал, что основное влияние на формирование «Сверх-Я» оказывают родительские стандарты, а впоследствии его содержание дополняется вне пределов семьи путем усвоения норм и ценностей социальных институтов и отдельных социальных групп. Признаком сформированности «Сверх-Я» является замена внешнего (родительского) контроля на внутренний (самоконтроль).

В структуре личности «Сверх-Я» осуществляет функции надзора, осуждения, ограничения или запрещения деятельности «Оно» и «Я». Именно «Сверх-Я» проявляет себя как моральные нормы, которыми руководствуется личность.

Взаимодействие трех элементов структуры личности (нем. Das Zusammenwirken der drei Elemente der Persönlichkeitsstruktur). З. Фрейд подчеркивал, что три охарактеризованные выше сферы личности не изолированы друг от друга, а являются взаимосвязанными элементами системы, оказывающими значительное влияние на функционирование друг друга. К важнейшим взаимоотношениям в структуре личности относятся взаимоотношения «Оно» и «Я», которые описаны З. Фрейдом следующим образом: «Функциональная важность „Я" выражается в том, что в нормальных случаях оно владеет подступами к подвижности. В своем отношении к „Оно" „Я" напоминает всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня, с той лишь разницей, что всадник пытается сде-

лать это собственными силами, а „Я" - пользуется заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем, то не остается ничего другого, как вести коня туда, куда хочет конь; так и „Я" превращает волю „Оно" в действие, как будто бы это была его собственная воля».

На «Я» оказывает давление «Сверх-Я», которое пытается взять личность под тоталитарный контроль ценностей социальных институтов.

Концепция внутриличностного конфликта в теории З. Фрейда. Психоаналитические традиции внесли значительный вклад в изучение внутриличностного конфликта, особенно его неосознаваемых форм.

В процессе клинической практики З. Фрейд неоднократно наблюдал у пациентов вну-триличностные конфликты, вызванные противоречиями между влечениями. В рамках второй дуалистической теории влечений (после 1920 г.) З. Фрейд указывал, что человек конфликтен по своей природе - в нем от рождения борются два определяющих поведение противоположных влечения: Эрос (комплекс влечений, включающий инстинкты: сексуальный и самосохранения) и Танатос (влечение к смерти (агрессии)). Конфликт влечений впервые возникает в детстве и продолжается в течение всей жизни человека. Внутриличностный конфликт рассматривается как следствие столкновения между Эросом и влечением к смерти (Танатос, Мортидо), что выражается в амбивалентности человеческих чувств, которая усиливается противоречивостью социальной жизни и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе.

З. Фрейд также указывал, что внутриличностный конфликт может быть обусловлен противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного (в первую очередь - «Оно») и усвоенными (интериоризированными) в процессе социального взаимодействия требованиями внешней среды, а также ограничением биологических побуждений социально детерминированными запретами [26-28].

Существует и третий тип внутриличностного конфликта, который может быть выражен формулой: столкновение между «Я» и «Сверх-Я». «Супер-Эго» пытается «убедить» сознание («Я») в превосходстве идеалистических целей над прагматическими.

По мере развития психоанализа внутриличностный конфликт продолжал привлекать внимание исследователей, что нашло отражение в концепции психоаналитического конфликта - столкновения противоречивых требований в психике субъекта. Конфликт может быть открытым (например, противоречие между желанием и моральными нормами или между двумя взаимоисключающими требованиями) или скрытым (в этом случае противоречие искаженно выражается в симптоматике неврозов и неврозоподобных расстройств, расстройствах поведения, трудностях социальной адаптации).

«Психоанализ считает конфликт основой человеческого существа, причем в различных смыслах: это конфликт между желанием и защитой, конфликт между различными системами или инстанциями, наконец, Эдипов конфликт, при котором происходит не только взаимное столкновение желаний, но также и их столкновение с запретом» [29].

Значение внутриличностного конфликта. Обращая внимание на изначальную конфликтность отношений сфер личности, З. Фрейд акцентировал внимание на динамических аспектах функционирования личности, которая рассматривалась не как статическое образование, а как развивающаяся саморегулирующаяся структура.

Внутриличностный конфликт, в котором главенствующую роль играют силы находящегося в бессознательном «Оно», может формировать мотивацию творческой деятельности. Понимание внутриличностного конфликта как источника творчества обусловлено подходом к рассмотрению процесса создания новых духовных или материальных ценностей как одного из способов разрядки психического напряжения, выз-

ванного внутриличностным конфликтом. Функциональное преобразование психического напряжения обеспечивается одним из вторичных защитных механизмов - сублимацией, в результате которой неудовлетворенные и вытесненные в бессознательное сексуально окрашенные влечения получают свое выражение в разнообразных творческих актах.

Следует отметить, что исследование З. Фрейдом связи творчества и невроза позволило установить сходность природы этих состояний, а также показать значение творческой деятельности как эффективного средства психологической коррекции и психотерапии.

Отражение структурной теории личности З. Фрейда в культуре и искусстве.

Швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии К. Г. Юнг (нем. Carl Gustav Jung, 1875-1961) предложил одну из первых метафор, характеризующих структурную теорию личности в концепции фрейдизма и классического психоанализа [30-40]. Ставшая классической метафора сравнивает личность с айсбергом (нем. Eisberg - ледяная гора) - крупным, свободно плавающим в океане или море куском льда, отколовшимся от шельфовых ледников. Как правило, айсберги имеют привлекательный внешний вид - их поверхность представляет собой совокупность миллиардов ледяных пластинок, отражающих солнечный свет, а цвет льда - белый с голубым оттенком.

Поскольку плотность морской воды - около 1025 кг/м3, а плотность льда составляет 920 кг/м3, примерно 85-90 % объема айсберга находится ниже поверхности воды. Именно эта особенность дает основания сравнивать структуру личности с айсбергом, указывая на то, что большая часть личности не доступна сознанию, подобно тому, как не видна подводная часть айсберга (рис. 2).

Рис. 2. Метафорическая интерпретация структурной теории личности (И. Л. Шелехов, Г. В. Белозёрова, 2016)

В качестве иллюстрации возможности полноценного отражения структурной теории личности в культуре и искусстве представляет интерес опубликованная в 1954 г. в научном журнале аномальной и социальной психологии статья докторов К. Тигпена (C. H. Thigpen) и Х. Клекли (H. M. Cleckley) «Случай множественной личности» (англ. Case of Multiple Personality) [41]. Психиатрами описан клинический случай множественной личности американки К. К. Сайзмор (англ. Chris Costner Sizemore, род. 1927), у которой в 1950-х гг. было диагностировано редкое психическое заболевание - диссоциативное расстройство идентичности (F44.8). Данный клинический случай можно рассматривать как уникальный - в личности К. К. Сайзмор сосуществовали более 20 состояний «Я» (в другой терминологии: эго-состоя-ний) различного характера и возраста, при этом базовыми являлись три эго-состояния.

Богатый исследовательский опыт работы с указанной пациенткой был обобщен в монографии «Три лица Евы» (англ. The Three Faces of Eve), вышедшей из печати в 1957 г. в Нью-Йорке [42] и переведенной впоследствии на 27 языков мира.

На основе книги снят одноименный фильм «Три лица Евы» (премьера картины состоялась 23 сентября 1957 г.). Актриса Д. Д. Т. Вудворд (англ. Joanne Gignilliat Trimmier Woodward), гениально исполнившая роль главной героини, сумела достоверно передать образы трех различных эго-состояний:

1. Ева Уайт (англ. Eva White) - малообразованная, закомплексованная домохозяйка. Скромна, апатична, невыразительна. Жалуется на головные боли и расстройства памяти.

2. Ева Блэк (англ. Eva Black) - развязная, вульгарная особа. Открыта, привлекательна, сексуальна, безответственна, лжива. Любит развлечения. Имеет вредные привычки.

3. Джейн (англ. Jane) - интеллигентная женщина. Сентиментальна, рассудительна, уравновешена.

Визуализация проявлений трех различных состояний личности представлена на рис. 3.

Рис. 3. Визуализация различных личностных состояний (постер к художественному фильму «Три лица Евы»

(англ. The Three Faces of Eve) (1957))

Представленное разделение идентичности (рис. 3) создает впечатление существования нескольких личностей в теле одного человека. При этом активна только одна субличность, но в определенные моменты в психике происходит «переключение», в результате которого одна субличность сменяет другую, захватывая контроль над поведением. Субличности могут иметь различный возраст, пол, темперамент, интеллектуальные способности, национальность, мировоззрение, разнообразные реакции на одни и те же ситуации. После «переключения» активная в данный момент субличность не может вспомнить события, происходящие в период активности другой субличности. Первичная, базовая личность, идентифицирующая себя с подлинным именем и фамилией, всегда имеется среди различных состояний «Я», но может быть активна в короткие промежутки времени. Отмечается тенденция к увеличению количества эго-состояний, что объясняется неосознанным формированием новых субличностей, хорошо адаптированных к тем или иным аспектам социальной жизни. Так, в начале лечения К. К. Сайзмор психиатрами К. Тигпеном и Х. Клекли были диагностированы три различных состояния «Я». В дальнейшем процессе работы у пациентки обнаружены еще около девятнадцати эго-состояний, которые носили разные имена, обладали различными моторными реакциями (походка, мимика, жестикуляция, манера речи, почерк), имели устойчивые модели мировосприятия, собственное мировоззрение и отношение к окружающей действительности. При этом каждое состояние «Я» считало себя единственным, и не было осведомлено о наличии других идентичностей.

Психологический механизм формирования диссоциативного расстройства идентичности (как и всех диссоциативных расстройств) предполагает наличие в анамнезе (как правило - в детстве) насилия и тяжелой психологической травмы, в результате которых основным механизмом психологической защиты становится диссоциация - восприятие происходящих событий со стороны, без эмоционального вовлечения, как событий, происходящих с посторонним человеком. Диссоциация позволяет адаптироваться к сложным и опасным ситуациям, защититься от негативных эмоций, обеспечить эффективную регуляцию поведения, но в случаях чрезмерной активации данного защитного механизма возникают феномены диссоциативных расстройств (лат. ^ББОшаге «отделяться от общности»): множественная личность, психогенная фуга, психогенная амнезия.

Следует отметить, что модель диссоциативного расстройства идентичности (Б44.8), несмотря на рассмотрение ее в качестве отдельной нозологической единицы, открыта для критики. В частности, данное психическое расстройство может рассматриваться как состояние ятрогенного характера (др.-греч. !атро^ - врач + др.-греч. увуеа - рождение) - утяжеление состояния пациента, вызванное неосторожным высказыванием или действием врача. Кроме того, официально документированные случаи диссоциативного расстройства идентичности крайне редки и характерны для англоязычных стран (подавляющее большинство случаев отмечается в США).

Выводы. Предложенная З. Фрейдом структурная теория личности и дополняющие ее концепции фрейдизма и классического психоанализа, несмотря на наличие в них догматической психосексуализации и значительного количества спекулятивных истолкований, позволяют обозначить психологические механизмы функционирования личностных структур в нормативном, пограничном и патологическом состояниях.

Принципиально важным достоинством концепции З. Фрейда является рассмотрение структуры личности как динамического образования, имеющего внутренние противоречия.

В процессе разработки своей концепции З. Фрейд концентрировал внимание на фило-софско-социологических проблемах культуры, религии, межличностных отношений, конфликтного бытия человека в системе цивилизации. З. Фрейд указывал, что интегрируясь

в социум и систему культурных отношений, человек вынужден отказываться от эротических влечений, руководствующихся принципом удовольствия. Так как человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а социум подавляет эти устремления, отказ от биологических побуждений неизбежно вызывает враждебное отношение к социуму и культуре. Именно поэтому в концепции Фрейда социум и культура изначально предстают как чуждые и враждебные человеку внешние силы, мирное сосуществование с которыми представляет для личности исключительные трудности.

Согласно концепции З. Фрейда, конфликт личности с культурой проявляется преимущественно в форме психосексуального конфликта, обнаруживающегося прежде всего в сфере морали и находящего реальное выражение в сновидениях, субклинических (ирония и сарказм, одиночество) и клинических проявлениях (психосоматические расстройства, неврозы, расстройства поведения, аддиктивные состояния) [43].

Структурная теория личности в концепции фрейдизма и классического психоанализа может быть эффектно презентована в произведениях культуры и искусства. Так, личность метафорически может быть представлена в виде айсберга, а более сложные аспекты теории личности полноценно отражаются в художественных фильмах, таких как «Три лица Евы» (англ. The Three Faces of Eve (1957)).

Работа частично поддержана грантом РФФИ, проект 14-06-00026а «Модели и алгоритмы адаптации субъектов деятельности к измененным социальным условиям».

Список литературы

1. Фрейд З. Заметки о теории и практике интерпретации сновидений // Московский психотерапевтический журнал. 1998. № 2. С. 31-42.

2. Фрейд З. О сновидениях: авторский сборник. М.: АСТ, 2004. 192 с. (Серия: Философия. Психология.)

3. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. Минск: Попурри, 2013. 480 с.

4. Фрейд З. Пересмотр теории сновидений. Введение в психоанализ = Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalise und Neue Folge. М.: АСТ, 2010. 224 с. (Серия: Психология.)

5. Фрейд З. Психоаналитические этюды. Харьюв: Фолио, 2013. 256 с.

6. Фрейд З. Сон и сновидения. М.: АСТ-ЛТД: Олимп, 1997.

7. Фрейд З. Толкование сновидений. М.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2013. 512 с. (Серия: Азбука-классика.)

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. 607 с.: ил. (Серия: Мастера психологии).

9. Шелехов И. Л., Залевский Г. В. Личность современной женщины через призму системной структурно-уровневой концепции психики // Сибирский психологический журнал. 2010. № 36. С. 36-41.

10. Адлер А. О нервическом характере = Über den nervösen Charakter / под ред. Э. В. Соколова; пер. с нем. И. В. Стефанович. СПб.: Университетская книга, 1997. 388 с.

11. Шелехов И. Л., Берестнева О. Г. Репродуктивное здоровье женщины: психологические и социальные аспекты: монография / Томский политехнический университет, Томский государственный педагогический университет, Сибирский государственный медицинский университет. Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2013. 366 с.

12. Adler A. Über den nervösen Charakter. Wiesbaden, 1912.

13. Берестнева О. Г., Жаркова О. С., Шелехов И. Л. Системный анализ и информационные технологии в задачах исследования гендерных и личностных особенностей современных женщин: монография / Томский политехнический университет. Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2013. 294 с.

14. Freud S. Das Interesse an der Psychoanalyse (1913) // Freud. S. Darstellungen der Psychoanalyse. Verlag: Frankfurt am Main, Hamburg: Fischer Bücherei, 1978.

15. Freud S. Die Traumdeutung (1900). Gesammelte Werke. 2-3 Bd. (Толкование сновидений (1900): В кн.: Фрейд З. Собр. соч. Т. 2-3) / S. Freud. Leipzig: Verlag: Fischer, 1945. 745 S.

16. Freud S. Die Traumdeutung. Leipzig-Wien: Franz Deuticke, 1900. 375 S.

17. Freud S. Einige Nachträge zum Ganzen der Traumdeutung. Gesammelte Werke. 1 Bd. (Некоторые дополнения к общей теории толкования сновидений). Verlag: Frankfurt am Main, 1992. S. 561.

18. Freud S. Ergänzungen zur Traumlehre (1920). Gesammelte Werke. Nachtragsband (Дополнения к общей теории сновидений (1920): В кн.: Фрейд. З. Собр. соч. Дополнительный ненумерованый том). Verlag: Frankfurt am Main, 1987. S. 622.

19. Freud S. Gesammelte Werke. Bd. XI. Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse (1916). (Собр. соч. Т. 11. Вводные лекции по психоанализу (1916)). Frankfurt am Main: Fischer, 1998. 508 S.

20. Freud S. Traum und Telepathie // Freud S. Gesammelte Werke. Bd. XIII. (1920-1924) (Сновидения и телепатия: В кн.: Фрейд З. Собр. соч. Т. 13. (1920-1924)). Frankfurt am Main: Fischer, 1998. 488 S.

21. Freud S. Über den Traum. Gesammelte Werke. 2-3 Bd. Verlag: Frankfurt am Main, 1999. S. 643-700.

22. Freud S. Bemerkungen zur Theorie und Praxis der Traumdeutung (1923) // Freud S. Gesammelte Werke. Bd. XIII. 1920-1924. 10. Aufl. (Комментарии по теории и практике толкования сновидений (1923): В кн.: Фрейд З. Собр. соч. Т. 13. 1920-1924. Изд. 10-е). Frankfurt am Main: Fischer, 1998. S. 301-314.

23. Freud S. Das Ich und das Es. Leipzig: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1923. (Erstdruck).

24. Фрейд З. Психоанализ детских неврозов: авторский сборник / З. Фрейд; пер. Г. Барышникова. СПб.: Лениздат, 2014. 288 с. (Серия: Лениздат-классика.)

25. Фрейд З. Я и Оно. М.: Эксмо, 2014. 864 с. (Серия: Золотая библиотека мудрости.)

26. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. Ч. 2. Сновидения. М.: Наука, 1989. С. 50-153.

27. Фрейд З. Знаменитые случаи из практики / З. Фрейд; сост. В. Николаев; пер. В. Николаев, А. Боковиков. М.: Когито-Центр, 2007. 544 с.

28. Шелехов И. Л., Гребенникова Е. В. Методологический подход к исследованию репродуктивного поведения женщины как системному структурно-уровневому феномену // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 9 (162) 2015. С. 89-95.

29. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / пер. с англ. СПб.: Ювента, 1999. 317 с.

30. Юнг К. Г. Архетип и символ / сост. А. Руткевич. М.: Renaissance, 1991. 304 с. (Серия: Страницы мировой философии)

31. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления / пер. В. Поликарпов. Минск: Харвест, 2003. 405 с.

32. Юнг К. Г. Психологические типы / под ред. В. Зеленского; пер. с нем. С. Лорие. СПб.: Азбука, 2001. 736 с.

33. Юнг К. Г. Функция и анализ снов // Психология сновидений: сб. статей / З. Фрейд, Б. Херсонский, Э. Фромм [и др.]; сост. К. Сельченок. Минск: Харвест, 2003. С. 103-122.

34. Юнг К. Г. Цели психотерапии. Некоторые принципиальные соображения о практической психотерапии. Основные вопросы психотерапии. Психология переноса. Статьи / пер. с англ. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. С. 11-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Юнг К. Г. Человек и его символы / К. Г. Юнг [и др.]; пер. И. Сиренко, С. Сиренко, Н. Сиренко. М.: Серебряные нити: ИП «Медков С. Б.», 2013. 352 с.

36. Jung C. G. Dreams. 2 edition. Publisher: Routledge Classic, 2011. P. 368.

37. Jung C. G. Memories. Dreams. Reflections (Воспоминания. Сновидения. Размышления). Waukegan: Publisher: Fontana Press, 1995. 448 P.

38. Jung C. G. Psychologische Typen. Zurich: Rascher Verlag, 1921. 664 S.

39. Jung C. G. Psychologische Typologie // Süddeutsche Monatshefte. 1936. № 5. Bd. XXXIII. S. 264-272.

40. Jung C. G. The Red Book. Liber Novus: A Reader's Edition / C. G. Jung; S. Shamdasani. W. W. Norton & Co, 2012. 600 p. (Philemon Series).

41. Thigpen C. H., Cleckley H. M. A Case of Multiple Personality // The Journal of Abnormal and Social Psychology. 1954, January. Vol. 495. P. 135-151.

42. Thigpen C. H., Cleckley H. M. The Three Faces of Eve. New York: McGraw-Hill Book Company, Inc., 1957.

43. Шелехов И. Л., Белозёрова Г. В., Мартынова А. И. Концепции З. Фрейда и К. Г. Юнга как методологический базис исследования образов, символов и сюжетного содержания сновидений // ПРАЕНМА. Проблемы визуальной семиотики (ПРАЕНМА. Journal of Visual Semiotics). 2015. Вып. 3 (5). С. 137-149.

Шелехов И. Л., кандидат психологических наук, доцент, чл.-корр. Международной академии психологических наук (МАПН).

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected], [email protected]

Белозёрова Г. В., магистрант.

Томский государственный педагогический университет. Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]

Мартынова А. И., студент.

Томский государственный педагогический университет. Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 24.07.2015.

I. L. Shelekhov, G. V. Belozerova, A. I. Martynova

PERSONALITY AND INTRAPERSONAL CONFLICT IN THE CONCEPTS OF FREUDISM AND CLASSICAL

PSYCHOANALYSIS

The article describes Z. Freud's concept, who proposed the structural theory of personality. According to the concepts of Freudism and classical psychoanalysis, a personality is a collisional unity of three intersubjective fields: «it-ego», «ego», «super-ego». The content and relationships of them explain the unique character of personality. Z. Freud's perception of dual (social-biological) and in consequence argumentative psyche subjectivity characterizes psychological mechanisms of intrapersonal conflicts and shows their dynamical characteristics.

This article was prepared on the basis of the analysis of a large number of works of Z. Freud's (as written in the original language, and translated into Russian). The article is of interest to professionals with an interest in classical psychoanalysis.

Key words: psychology, methodology, system, structure, personality, intrapersonal conflict, Freudism, classical psychoanalysis.

References

1. Freud Z. Zametki o teorii i praktike interpretatsii snovideniy [The notes about the theory and practice of dreams' interpretation]. Moskovskiy psikhoterapevticheskiy zhurnal - Moscow Psychotherapeutic Journal, 1998, no. 2, pp. 31-42 (in Rusian).

2. Freud Z. O snovideniyakh: avtorskiy sbornik [About dreams: the author's volume]. Moscow, AST Publ., 2004. 192 p. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya (in Russian).

3. Freud Z. Ocherki po psikhologii seksual'nosti [The assays of sexuality psychology]. Minsk, Popurri Publ., 2013. 480 p. (in Russian).

4. Freud Z. Peresmotr teorii snovideniy. Vvedeniye v psikhoanaliz = Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalise und Neue Folge [The reclaim of dream theory. The introduction in psychoanalysis]. Moscow, AST Publ., 2010. 224 p. (Seriya: Psikhologiya) (in Russian).

5. Freud Z. Psikhoanaliticheskiye etyudy [The psychoanalytical essays]. Harkov, Folio Publ., 2013. 256 p. (in Russian).

6. Freud Z. Son i snovideniya [Sleep and dreams]. Moscow, AST-LTD Publ., 1997 (in Russian).

7. Freud Z. Tolkovaniye snovideniy [Dream interpretation]. Moscow, Azbuka-Attius Publ., 2013. 512 p. (in Russian).

8. Kh'yel L., Zigler D. Teorii lichnosti [The theories of personality]. St. Petersburg, Piter Publ., 2007. 607 p. (in Russian).

9. Shelekhov I. L., Zalevskiy G. V. Lichnost' sovremennoy zhenshchiny cherez prizmu sistemnoy strukturno-urovnevoy kontseptsii psikhiki [Personality of modern women through the prism of the system-level structural conception of the psyche]. Sibirskiy psikhologichtskiy zhurnal - Siberian Psychological Journal, 2010, no. 36, pp. 36-41 (in Russian).

10. Adler A. O nervicheskom kharaktere = bber den nervusen Charakter [About the primary nature of a character]. Ed. by E. V. Sokolov; transl. by I. V. Stefanovich. St. Petersburg, Universitetskaya kniga Publ., 1997. 388 p. (in Russian).

11. Shelekhov I. L., Berestneva O. G. Reproduktivnoye zdorov'ye zhenshchiny: psikhologicheskiye i sotsial'nye aspekty: monografiya [Reproductive health of women: psychological and social aspects: monograph]. Tomskiy politekhnicheskiy universitet, Tomskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet, Sibirskiy gosudarstvennyy meditsinskiy universitet. Tomsk, Tomskiy politekhnicheskiy universitet Publ., 2013. 366 p. (in Rusian).

12. Yung K. G. Tseli psikhoterapii. Nekotorye printsipial'nye soobrazheniya o prakticheskoy psikhoterapii. Osnovnye voprosy psikhoterapii. Psikhologiya perenosa [The aims of mental therapy. Some principal thoughts about practical mental therapy. Main ideas of mental therapy. Transferal psychology]. Moscow, Refl-buk Publ.; Kiev, Vakler Publ., 1997. Pp. 11-82 (in Russian).

13. Berestneva O. G., Zharkova O. S., Shelekhov I. L. Sistemnyy analiz i informatsionnye tekhnologii v zadachakh issledovaniya gendernykh i lichnostnykh osobennostey sovremennykh zhenshchin: monografiya [System analysis and information technologies in research problems of gender and personal characteristics of modern women: monograph]. O. G. Berestneva, O. S. Zharkova, I. L. Shelekhov; Tomsk Polytechnic University. Tomsk, TPU Publ., 2013. 294 p.

14. Freud S. Das Interesse an der Psychoanalyse (1913). Freud. S. Darstellungen der Psychoanalyse. Verlag: Frankfurt am Main, Hamburg: Fischer Bbcherei, 1978.

15. Freud S. Die Traumdeutung (1900). Gesammelte Werke. Bd. 2-3 (Tolkovaniye snovideniy (1900): V kn.: Freyd Z. Sobraniye sochineniy. T. 2-3. [Interpretation of dreams (1900): In the book: Freud Z. Collected works. Vol.2-3]). S. Freud. Leipzig: Verlag: Fischer, 1945. 745 S.

16. Freud S. Die Traumdeutung / S. Freud. Leipzig-Wien: Franz Deuticke, 1900. 375 S.

17. Freud S. Einige Nachtrage zum Ganzen der Traumdeutung. Gesammelte Werke. Bd. 1 (Nekotorye dopolneniya k obshchey teorii tolkovaniya snovideniy [Some additions to the general theory of interpretation of dreams]). Verlag: Frankfurt am Main, 1992. S. 561.

18. Freud S. Ergänzungen zur Traumlehre (1920). Gesammelte Werke. Nachtragsband (Dopolneniya k obshchey teorii snovideniy (1920): V kn.: Freyd Z. Sobraniye sochineniy. Dopolnitel'nyy numerovannyy tom [Additions to the general theory of interpretation of dreams (1920): In the book: Freud Z. Collected works. Additional not numbered volume]). Verlag: Frankfurt am Main, 1987. S. 622.

19. Freud S. Gesammelte Werke. Bd. XI. Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse (1916). (Sobraniye sochineniy. T. 11. Vvodnye lektsii po psikhoanalizu (1916) [Collection of works. Vol. 11. Introductory lectures on psychoanalysis (1916)). Frankfurt am Main: Fischer, 1998. 508 S.

20. Freud S. Traum und Telepathie // Freud, S. Gesammelte Werke. Bd. XIII. (1920-1924) (Snovideniya I telepatiya. V kn.: Freyd Z. Sobraniye sochineniy. T. 13. (1920-1924). [Dreams and telepathy: In the book: Z. Freud Collected Works. Vol. 13. (1920-1924)]). Frankfurt am Main: Fischer, 1998. 488 S.

21. Freud S. Über den Traum. Gesammelte Werke. Bd. 2-3 / S. Freud. Verlag: Frankfurt am Main, 1999. S. 643-700.

22. Freud S. Bemerkungen zur Theorie und Praxis der Traumdeutung (1923). Freud S. Gesammelte Werke. Bd. XIII. 1920-1924. 10. Aufl. (Kommentarii po teorii I praktike tolkovaniya snovideniy (1923): V kn.: Freyd Z. Sobraniye sochineniy. T. 13. 19201924. 10-ye izd. [Comments on the theory and practice of interpretation of dreams (1923): In the book: Freud Z. Collected works. Vol.13. 1920-1924. Ed. 10th]). Frankfurt am Main: Fischer, 1998. S. 301-314.

23. Freud S. Das Ich und das Es. Leipzig: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1923. (Erstdruck).

24. Freud Z. Psikhoanaliz detskikh nevrozov: avtorskiy sbornik [The deep analysis of children neuroticism: the author's volume]. Transl. by G. Baryshnikova. St. Petersburg, Lenizdat Publ., 2014. 288 p. (in Russian)

25. Freud Z. Ya i Ono [I and it]. Moscow, Eksmo Pub., 2014. 864 p. (in Russian).

26. Freud Z. Vvedeniye vpsikhoanaliz: Lektsii. Ch. 2. Snovideniya [The introduction in psychoanalysis: Lectures. Ch. 2. Dreams]. Moscow, Nauka Publ., 1989. Pp. 50-153 (in Russian).

27. Freud Z. Znamenitye sluchai iz praktiki [The famous cases from practice]. Transl. by V. Nikolaev, A. Bokovikov. Moscow, Kogito-tsentr Publ., 2007. 544 p. (in Russian).

28. Shelekhov I. L., Grebennikova E. V. Metodologicheskiy podkhod k issledovaniyu reproduktivnogo povedeniya zhenshchiny kak sistemnomu strukturno-urovnevomu fenomenu [Methodological approaches to research of the reproductive behavior of women as systemic structural-level phenomenon]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2015, no. 9 (162), pp. 89-95 (in Russian).

29. Festinger L. Teoriya kognitivnogo dissonansa [The theory of cognitive dissonance]. Transl. by Festinger L. St. Petersburg, Yuventa Publ., 1999. 317 p. (in Russian).

30. Yung K. G. Arkhetip i simvol [Biological memory and a symbol]. Moscow, Renaissance Publ., 1991. 304 p. (in Russian).

31. Yung K. G. Vospominaniya, snovideniya, razmyshleniya [Recollections, dreams, reflections]. Transl. by V. Polikarpov. Minsk, Kharvest Publ., 2003. 405 p. (in Rusian).

32. Yung K. G. Psikhologicheskiye tipy [Psychological types]. Ed. by V. Zelenskiy; transl. by S. Lorie. St. Petersburg, Azbuka Publ., 2001. 736 p. (in Russian).

33. Yung K. G. Funktsiya i analiz snov [The function and analysis of dreams]. Ed. by K. Sel'chenok. Minsk, Harvest Publ., 2003. Pp. 103-122 (in Russian).

34. Yung K. G. Tseli psikhoterapii. Nekotorye printsipial'nyye soobrazheniya o prakticheskoy psikhoterapii. Osnovnyye voprosy psikhoterapii. Psikhologiya perenosa [The aims of mental therapy. Some principal thoughts about practical mental therapy. Main ideas of mental therapy. Transferal psychology]. Moscow, Refl-buk Publ.; Kiev, Vakler Publ., 1997. Pp. 11-82 (in Russian).

35. Yung K. G. Chelovek i ego simvoly [Man and his symbols]. Transl. by I. Sirenko. Moscow, Serebryanye niti Publ., 2013. 352 p. (in Russian).

36. Jung C. G. Dreams / C. G. Jung. 2ed. Publisher: Routledge Classic, 2011. P. 368.

37. Jung C. G. Memories. Dreams. Reflections (Воспоминания. Сновидения. Размышления.). Waukegan: Publisher: Fontana Press, 1995. 448 p.

38. Jung C. G. Psychologische Typen. Zurich: Rascher Verlag, 1921. 664 c.

39. Jung C. G. Psychologische Typologie. Süddeutsche Monatshefte. 1936. № 5. Bd. XXXIII. S. 264-272.

40. Jung C. G. The Red Book. Liber Novus: A Reader's Edition / C. G. Jung; S. Shamdasani. W. W. Norton & Co, 2012. 600 p. (Philemon Series.) I

41. Thigpen C. H. A Case of Multiple Personality / C. H. Thigpen, H. M. Cleckley. The Journal of Abnormal and Social Psychology, 1954, January, vol. 495, pp. 135-151.

42. Thigpen C. H. The Three Faces of Eve / C. H. Thigpen, H. M. Cleckley. New York: McGraw-Hill Book Company, Inc., 1957.

43. Shelekhov I. L., Belozerova G. V., Martynova A. I. Kontseptsii Z. Freyda i K. G. Yunga kak metodologicheskiy bazis issledovaniya obrazov, simvolov i syuzhetnogo soderzhaniya snovideniy [Concept of S. Freud and C. G. Yung as a methodological basis for the study of images, characters and plot content of dreams]. ПРАЕНМА. Problemy vizual'noy semiotiki - ПРАЕНМА. Problems of visual semiotics (ПРАЕНМА. Journal of Visual Semiotics), 2015, vol. 3 (5), pp. 137-149 (in Russian).

Shelekhov I. L

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Belozerova G. V.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Martynova A. I.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.