Научная статья на тему 'Идея бессознательного в развитии культуры ХХ века'

Идея бессознательного в развитии культуры ХХ века Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1690
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CULTURE / ART / LITERATURE / CINEMA / PSYCHOANALYSIS / UNCONSCIOUS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Путра Виолетта Анатольевна

Статья посвящена роли бессознательного в развитии современной культуры. Специфическая роль бессознательных процессов во всей психической жизни человека убедительно показана в работах представителей психоаналитического направления (К. Г. Юнг, А. Адлер, Г. Маркузе, Г. Салливан, Э. Фромм, В. Райх, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Ж. Лакан). Актуальность обращения к вопросам взаимовлияния бессознательного и культуры обусловлена необходимостью изучения символической сферы художественной культуры и активной интеграцией различных областей знания с целью проведения междисциплинарных исследований. Цель исследования выявить конструктивное влияние идеи бессознательного на развитие художественной культуры ХХ века. Использован системно-структурный метод, обеспечивающий многоаспектный анализ культуры как сложной совокупности взаимосвязанных элементов; а также герменевтический метод исследования текста, посредством которого были интерпретированы тексты художественной культуры англои немецкоязычная литература и кинофильмы. Влияние психоаналитической традиции, заложенной З. Фрейдом и активно развиваемой его последователями, широко распространилось в рамках западной культуры в XX веке. Базовые положения психоанализа в той или иной творческой интерпретации возможно проследить в искусстве, в частности, литературе и кино. Без сомнения, влияние психоанализа на культуру будет продолжаться и в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Idea of the Unconscious in the Development of 20th Century Culture

The paper is devoted to the role of the unconscious in development of modern culture. The specific role of unconscious processes in the entire mental life of a person is convincingly shown in works of representatives of the psychoanalytic school (C. G. Jung, A. Adler, H. Marquez, E. Fromm, V. Reich, T. Adorno, M. Horkheimer, J. Lacan). The relevance of addressing the issues of interaction between the unconscious and culture is due to the need to study the symbolic sphere of artistic culture and active integration of various fields of knowledge in order to conduct some interdisciplinary research. We consider it necessary to include a broader cultural context in the field of research: English and German fiction, massively popular movies. The object of the study is artistic culture of the 20th century; the subject is role of the idea of the unconscious in the development of artistic culture of the 20th century. The aim of the study is to reveal the constructive influence of the idea of the unconscious on the development of artistic culture of the 20th century. We used the system-structural method providing the multidimensional analysis of culture as complex set of the interconnected elements and also the hermeneutic method of text research for interpreting some texts of art culture some English and German literature and movies. The influence of the psychoanalytic tradition, founded by Z. Freud and actively developed by his followers, widely spread in the Western culture in the 20th century. We can trace basic provisions of psychoanalysis in one or another creative interpretation in art, literature and cinema. Without a doubt, the influence of psychoanalysis on culture will continue in the future.

Текст научной работы на тему «Идея бессознательного в развитии культуры ХХ века»

Литература

1. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. - М., 1993. - Т. 1. - 603 с.

2. Булгаков С. Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994. - 415 с.

3. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Вильямс, 2004. - 272 с.

4. Кант И. Критика практического разума. - М.: Эксмо-Пресс, 2015. - 224 с.

5. Кравченко А. И. История менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академ. Проект, 2000. -352 с.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - М.: Госполитиздат, 1961. - Т. 23. - 900 с.

7. Морган Г. Образы организации. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. - 504 с.

8. Соловьев В. С. Оправдание добра. - М.: Ин-т рус. цивилизации, Алгоритм, 2012. - 656 с.

9. Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента. - М.: Республика, 1992. - 104 с.

10. Buhr М., Irrlitz G. Der Anspruch der Vernunft. Die klassische bürgerliche deutsche Philosophie als theoretische Quelle des Marxismus. Teil I. - Berlin, 1968. - 279 s.

11. Druckcr P. F. Management: Tasks. Responsibilities, Practices. - London: Heinemann, 1974. - 864 p.

12. Fayol H. General and Industrial Management, trans, I. Gray. - New York: David S. Lake, 1984. - 110 p.

References

1. Bulgakov S.N. Filosofiya khozyaystva [The philosophy of the economy]. Moscow, 1993, vol. 1. 603 p. (In Russ.).

2. Bulgakov S.N. Svet nevecherniy. Sozertsaniya i umozreniya [Light is not evening. Contemplation and speculation]. Moscow, Respublika Publ., 1994. 415 p. (In Russ.).

3. Druker P.F. Zadachi menedzhmenta v XXI veke [Tasks of management in the XXI century]. Moscow, Vil'yams Publ., 2004. 272 p. (In Russ.).

4. Kant I. Kritika prakticheskogo razuma [Criticism of practical reason]. Moscow, Eksmo-Press Publ., 2015. 224 p. (In Russ.).

5. Kravchenko A.I. Istoriya menedzhmenta: uchebnoyeposobiye dlya studentov vuzov [Management history: a textbook for university students]. Moscow, Akademicheskiy Proekt Publ., 2000. 352 p. (In Russ.).

6. Marks K., Engels F. Sochineniya [Engels F. Compositions]. Moscow, Gospolitizdat Publ., 1961, vol. 23. 900 p. (In Russ.).

7. Morgan Geret. Obrazy organizatsii [Images of the organization]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2008. 504 p. (In Russ.).

8. Solovyev V.S. Opravdanie dobra [Justification of good]. Moscow, Institut russkoy tsivilizatsii Publ., Algoritm Publ., 2012. 656 p. (In Russ.).

9. Teylor F. Printsipy nauchnogo menedzhmenta [Principles of scientific management]. Moscow, Respublika Publ., 1992. 104 p. (In Russ.).

10. Buhr M., Irrlitz G. Der Anspruch der Vernunft. Die klassische burgerliche deutsche Philosophie als theoretische Quelle des Marxismus. Teil I. Berlin, 1968. 279 p. (In Germ.).

11. Druckcr P.F. Management: Tasks. Responsibilities, Practices. London, Heinemann Publ., 1974. 864 p. (In Engl.).

12. Fayol H. General and Industrial Management, trans, I. Gray. New York, David S. Lake Publ., 1984. 110 p. (In Engl.).

УДК 008: 159.964.2

ИДЕЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ ХХ ВЕКА

Путра Виолетта Анатольевна, преподаватель кафедры хореографии, Крымский университет культуры, искусств и туризма (г. Симферополь, РФ). E-mail: [email protected]

Статья посвящена роли бессознательного в развитии современной культуры. Специфическая роль бессознательных процессов во всей психической жизни человека убедительно показана в работах представителей психоаналитического направления (К. Г. Юнг, А. Адлер, Г. Маркузе, Г. Салливан, Э. Фромм, В. Райх, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Ж. Лакан). Актуальность обращения к вопросам взаимовлияния

бессознательного и культуры обусловлена необходимостью изучения символической сферы художественной культуры и активной интеграцией различных областей знания с целью проведения междисциплинарных исследований.

Цель исследования - выявить конструктивное влияние идеи бессознательного на развитие художественной культуры ХХ века. Использован системно-структурный метод, обеспечивающий многоаспектный анализ культуры как сложной совокупности взаимосвязанных элементов; а также герменевтический метод исследования текста, посредством которого были интерпретированы тексты художественной культуры - англо- и немецкоязычная литература и кинофильмы.

Влияние психоаналитической традиции, заложенной З. Фрейдом и активно развиваемой его последователями, широко распространилось в рамках западной культуры в XX веке. Базовые положения психоанализа в той или иной творческой интерпретации возможно проследить в искусстве, в частности, литературе и кино. Без сомнения, влияние психоанализа на культуру будет продолжаться и в будущем.

Ключевые слова: культура, искусство, литература, кино, психоанализ, бессознательное.

THE IDEA OF UNCONSCIOUS IN DEVELOPMENT OF THE 20th CENTURY CULTURE

Putra Violetta Anatolyevna, Instructor of Department of Choreography, Crimean University of Culture, Arts and Tourism (Simferopol, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The paper is devoted to the role of the unconscious in development of modern culture. The specific role of unconscious processes in the entire mental life of a person is convincingly shown in works of representatives of the psychoanalytic school (C. G. Jung, A. Adler, H. Marquez, E. Fromm, V. Reich, T. Adorno, M. Horkheimer, J. Lacan). The relevance of addressing the issues of interaction between the unconscious and culture is due to the need to study the symbolic sphere of artistic culture and active integration of various fields of knowledge in order to conduct some interdisciplinary research.

We consider it necessary to include a broader cultural context in the field of research: English and German fiction, massively popular movies.

The object of the study is artistic culture of the 20th century; the subject is role of the idea of the unconscious in the development of artistic culture of the 20th century.

The aim of the study is to reveal the constructive influence of the idea of the unconscious on the development of artistic culture of the 20th century. We used the system-structural method providing the multidimensional analysis of culture as complex set of the interconnected elements and also the hermeneutic method of text research for interpreting some texts of art culture - some English and German literature and movies.

The influence of the psychoanalytic tradition, founded by Z. Freud and actively developed by his followers, widely spread in the Western culture in the 20th century. We can trace basic provisions of psychoanalysis in one or another creative interpretation in art, literature and cinema. Without a doubt, the influence of psychoanalysis on culture will continue in the future.

Keywords: culture, art, literature, cinema, psychoanalysis, unconscious.

Статья продолжает ряд публикаций автора в рамках исследования идеи бессознательного как фактора развития культуры ХХ века [11; 12]. Зигмунду Фрейду - основателю психоанализа -принадлежит заслуга открытия бессознательного и той огромной роли, которую оно играет в психических процессах. Именно Фрейду, больше чем любому другому ученому, принадлежит за-

слуга полного переворота в представлениях о человеке - от идущей из эпохи Просвещения идеи о торжестве человеческого разума до психоаналитического представления о доминировании бессознательного в человеческой психике, реакциях, поведении, образе жизни.

Важнейшее положение, разрабатываемое в работе «Неудобства культуры» З. Фрейда, - конф-

ликт между культурой и инстинктивными влечениями и потребностями человека (такими, как агрессивность, сексуальность и т. д.) [18]. Именно культура и цивилизация оказываются, по З. Фрейду, врагами человеческой свободы и индивидуальности. Культура ограничивает возможности личного удовлетворения в интересах законности, порядка и справедливости. Цивилизованное общество демонстрирует верховенство закона над индивидуальными инстинктами.

Актуальность темы связана с тем, что изучение бессознательной деятельности человеческой психики и его роли в культурном развитии человечества много лет остаётся в фарватере психологической науки в связи со специфической ролью, которую, как убедительно показано в работах представителей психоаналитического направления (К. Г. Юнг, А. Адлер, Г. Маркузе, Г. Салливан, Э. Фромм, В. Райх, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Ж. Лакан), играют бессознательные процессы во всей психической жизни человека.

«Особенность распространения психоанализа в ХХ веке заключается в том, что он проникает в души людей не только и не столько через научные, медицинские или философские круги, сколько через литературу, изобразительное искусство или кинематограф. Бессознательное становится объектом не только психоаналитического интереса...» [8, с. 55].

Необходимо отметить, однако, что отношение советской психологической науки к психоанализу было критическим, если не считать первого десятилетия советской власти, совпавшего с бурным развитием теории и практики психоанализа в Советской России. Однако постперестроечный и современный периоды российской истории отмечены не только возрождением интереса к психоанализу, но динамичным и даже бурным его развитием на территории России. Аспекты психоаналитического подхода, напрямую связанные с проблемами культуры и культурного развития, не представляют исключения. Так, уже в последние годы несколько диссертационных исследований было посвящено, с одной стороны, самому процессу развития психоанализа в современной России [14], с другой - использованию психоаналитической методологии как инструмента изучения культуры (в том числе российской) [17].

В 2011 году Институт практической психологии и психоанализа выпустил под редакцией Е. А. Спиркиной специальный сборник «Психоанализ и искусство», в состав которого вошли статьи различных исследователей, посвященные взаимосвязи психоанализа и, в частности, таких видов искусства, как кинематограф и литература [10]. Эффективность применения психоаналитического инструментария подтверждается также исследованиями Е. Э. Дробышевой [4] и Е. А. Колчановой [6], А. С. Федоровой [16].

Представляется необходимым включение в поле исследования более широкого культурного контекста. Это художественная литература - англоязычная и немецкоязычная, в кинематографе -массово популярные фильмы.

Целью исследования является выявление конструктивного влияния идеи бессознательного на развитие художественной культуры ХХ века.

Задачами исследования являются изучение интерпретации отношений культуры и индивида в психоаналитической традиции; характеристика влияния психоанализа на развитие художественной литературы ХХ века; исследование воздействия психоаналитической концепции на произведения киноискусства ХХ века, в первую очередь - на массово-популярные его произведения.

В работе использован системно-структурный метод, обеспечивающий многоаспектный анализ культуры как сложной совокупности взаимосвязанных элементов; а также герменевтический метод исследования текста, посредством которого были интерпретированы тексты художественной культуры - англо- и немецкоязычная литература и кинофильмы.

Как справедливо замечают С. В. Бирюков и А. М. Барсуков, «современная ситуация в российской культурологии и связанных с нею гуманитарных дисциплинах формирует актуальный интерес к новым идеям и подходам, которые возникают на мультидисциплинарной основе.» [1]. Теоретическая новизна подхода, предлагаемого автором статьи, заключается в следующем: проблема «бессознательное и культура» рассматривается комплексно, во взаимодействие двух основных ее аспектов: культура как проблема психоанализа, а также общее влияние идеи бессознательного на культуру ХХ века. Расширено поле исследуемо-

го объекта за счет материала, до сих пор глубоко не проанализированного в отечественной академической литературе.

В прошлом веке психоанализ как учение о бессознательном и его доминирующей роли в психике человека и отсюда - в целом в человеческой жизни - «пережил необычайный взлет, превратившись в универсальную исследовательскую программу, охватившую все области гуманитарного знания. Будучи первоначально всего лишь концепцией, объяснявшей появление неврозов, он вскоре сделался теорией глубинных мотивов поведения человека и поэтому мог быть применен в любых дисциплинах социально-гуманитарного цикла, имеющих дело с человеком и его деятельностью» [9].

Д. С. Рождественский отмечает многогранность понятия «психоанализ»: «...одно из самых ярких научно-культурных движений XX века. психоанализ относится как к изобретенному Зигмундом Фрейдом методу терапии неврозов, так и к специфическому методу исследования здоровой психики, и к целостной теории бессознательных процессов, лежащих в основе формирования и развития личности и культуры. Уже почти 100 лет психоанализ находит применение в тех сферах человеческой деятельности, где глубокое исследование невозможно без учета бессознательных процессов: в политологии, социологии, этнографии, педагогике, искусствоведении. Его развитие и ассимиляция современной наукой еще более актуальны в связи с тенденцией к интеграции различных областей знания.» [14, с. 5].

Серьезное внимание бессознательному в культуре уделяли уже такие мыслители, как, например, Г. Гегель, в концепции которого человеческая культура предстает как аспект проявления Абсолютной Идеи и Абсолютного Духа, А. Шопенгауэр (культура как продукт иррациональной «воли»), Ф. Ницше (культурные взаимодействия людей как отражение бессознательной «воли к власти»), А. Бергсон (культурное творчество как сумма иррациональных, бессознательных на человеческом уровне творческих проявлений «жизненного порыва»). Свой вклад внесла также русская философская мысль, в которой процесс культурного развития представлен как - во многом неосознаваемая - трансценденция обыденного индивидуально-личностного мира, реализация

изначально заложенного в нем творческого потенциала (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев. П. А. Флоренский, С. Л. Франк и др.).

Существует уже огромное количество определений понятия «культура». Однако в этих определениях, как правило, практически не учитывается та роль, которую играют в функционировании и развитии культуры бессознательные психические процессы. Наиболее близко к пониманию значения бессознательного в культуре среди исследователей «вне» психоаналитической традиции подошел, по мнению М. Г. Шклярик, великий русско-американский социолог и культуролог П. А. Сорокин, определявший культуру как «все, что создано или модифицировано в результате сознательной или неосознанной деятельности двух или более индивидуумов, взаимодействующих между собой или взаимообуславливающих поведение»(цит. по [17, с. 9]).

Однако наиболее глубокую разработку эта проблема получила, конечно, именно в работах представителей психоаналитического направления - в первую очередь «отца психоанализа» З. Фрейда, а также его последователей В. Райха, О. Ранка, Т. Рейка, К. Г. Юнга, А. Адлера, представителей Франкфуртской школы («неофрейдизма»: Э. Фромма, Г. Маркузе, К. Хорни, Г. Салливана, Т. Адорно), структурного психоанализа (Ж. Лакана и С. Жижека).

Тема психоаналитической интерпретации функционирования и развития культуры сама вызывает интерес уже многих поколений исследователей, в том числе отечественных. Ведь, как резонно отмечает Е. А. Спиркина, «произведения литературы, кино и психоанализ имеют значительные области пресечения. Изображая человеческие судьбы, характеры, душевные драмы, аномалии и невротические симптомы, трудно не прибегать к психоаналитическим концепциям» [10, с. 5].

Таким образом, можно сделать следующие выводы: колоссальное влияние психоанализ оказал на формирование и развитие модернизма и постмодернизма. В частности, это напрямую касается романа Джеймса Джойса «Улисс» - произведения, которое не только стало фактически «главной книгой» как модернистской, так и постмодернистской литературы, но и в целом оказало огромное влияние на все дальнейшее развитие

мировой литературы. Во-первых, такие фрейдовские понятия, как «бессознательное» и «предсо-знательное», вступают прямыми источниками литературного приема «поток сознания», создателем которого традиционно считается Джойс. Во-вторых, в мотивной системе романа четко прослеживается центральная для психоанализа «эдипова ситуация» и другие психоаналитические аллюзии, что позволяет критикам утверждать, что в «Улиссе» Джойс следует по стопам Фрейда и производит анализ подсознания, вскрывая его фобии и комплексы по фрейдистским рецептам.

В работах еще одного классика англоязычной постмодернистской литературы Вирджинии Вульф понятие бессознательного также играет немаловажную роль. Вульф, как и Джойс, стремится глубоко проникнуть в работу сознания, используя, в том числе технику «потока сознания» и «реализации подсознательного», стремясь к отображению чувств и мыслей персонажей, скрытых не только от окружающих, но в значительной мере «скрытых» и от них самих. Особенно вдохновляющей для В. Вульф, поддерживавшей личное знакомство с З. Фрейдом, оказалась фрейдовская теория нарциссизма.

В немецкоязычной литературе рассматриваемого периода практически ни один из авторов не избежал влияния фрейдистского психоанализа. Воздействие психоаналитической традиции наиболее ярко проявилось здесь в творчестве австрийского прозаика Франца Кафки. Его фантастические видения воспринимаются как в некотором смысле «реалистические», отражая в форме абсурдистских фантазий вполне реальный драматический перелом в человеческом сознании. Кафка, и сам неоднократно проходивший психоаналитическую терапию, в «Превращении» метафорически изображает процесс человеческого отчуждения. Роману Кафки «Процесс» посвятил специальное исследование с психоаналитических позиций основатель гуманистического психоанализа Э. Фромм, увидевший выдающийся пример произведения, написанного на языке символов. В Германии первыми вводят в свое творчество «фрейдистские мотивы» Т. Манн («Смерть в Венеции», «Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом») и Л. Фейхтвангер («Братья Лаутензак», «Иосиф Флавий», «Иудейская война», «Гойя, или

тяжкий путь познания», «Мудрость чудака»), мотивы «юнгианские» - Герман Гессе («Сиддхарт-ха», «Демиан», «Степной волк», «Нарцисс и Златоуст», «Паломничество в Страну Востока», «Игра в бисер»).

Огромный массив представляют фильмы ХХ века, в той или иной мере репрезентирующие бессознательное и в целом психоаналитическую тематику. Киноискусство является излюбленной областью для приложения концепций психоаналитиками. Распространенной практикой стал психоаналитический разбор фильмов. В первую очередь отмечается влияние классического фрейдизма на киноискусство немецкого экспрессионизма, а «через» него - на формирование нового направления - фильмов ужасов и «саспенс»-фильмов.

Особенно актуализируется это взаимодействие в 1960-е годы, в период так называемой «сексуальной революции», которая и сама была во многом «детищем» популярности теорий Фрейда (Ф. Феллини, П. Пазолини, М. Форман). В дальнейшем влияние психоанализа на кинематограф только углублялось. Влияние идеи бессознательного на кинематограф оказалось так велико, что современные классики неофрейдизма (Ж. Лакан, С. Жижек) выстраивают свои психоаналитические концепции именно на кинематографическом материале. Именно массово популярные фильмы часто оказываются наиболее адекватными «репрезентантами» психоаналитических идей.

А. Хичкок одним из первых широко использовал прием демонстрации эмоционального состояния героев путем крупнопланового изображения их глаз в момент той или иной эмоции - страха, трепета, тревоги, ужаса. В хич-коковских фильмах воплощаются «эдиповы» фантазии, а также «эффект катарсиса», тесно связанный с психоаналитической практикой исследования бессознательного («Психо», «Не тот человек», «Я исповедуюсь», «Головокружение»): понятие «катарсис» широко используется для описания «очистительного» характера психотерапевтического воздействия.

Фильм «Матрица» режиссеров Л. и Э. Ва-човски вызвал оживленную дискуссию между представителями «франкфуртского» и «лаканов-ского» психоанализа, разошедшимися в его «психоаналитической оценке». Не вызывает споров,

однако, что сама идея бессознательного играет в картине колоссальную роль. Этот фильм, неожиданно для многих, ввел в поле массовой культуры разнообразные философские вопросы, заставив каждого зрителя потратить некоторое время на обдумывание мировоззренческих проблем. Уже в том же 1999 году в Карлсруэ прошла весьма представительная конференция, посвященная фильму; в ней, в частности, принимал участие С. Жижек. Позже вышел также солидный том «"Матрица" как философия» [19] (возможно, здесь присутствует «интертекстуальная» отсылка к концепции Маклелланда (film as philosophy) [21], в котором Уильям Ирвин собрал исследования известных американских философов, посвященные «Матрице». Так, Дэвид Веберман пристально рассматривает обнаруженные им связи «Матрицы» с постмодернистской философией [19, с. 77]. В. Мазин собственное «психоаналитическое прочтение» «Матрицы» формулирует так:

изображенная в «Матрице» и других подобных фильмах виртуальная реальность, подчеркивает он, - «реальность возможная. Возможность и есть то, что есть. Именно это открытие Фрейда задало тон психоанализу. Именно это открытие кинематографа превратило его в самое массовое искусство ХХ века.» [8, с. 81].

С. Жижек находит в фильме и подробно разбирает фрейдистские мотивы, перекличку с идеями Лакана и позициями окказионализма [23].

В целом можно констатировать, что влияние психоаналитической традиции, заложенной З. Фрейдом и активно развиваемой его последователями, широко распространилось в рамках западной культуры в XX веке. Базовые положения психоанализа в той или иной творческой интерпретации возможно проследить в искусстве, в частности, литературе и кино. Без сомнения, влияние психоанализа на культуру будет продолжаться и в будущем.

Литература

1. Бирюков С. В., Барсуков А. М. Анатолий Ливри: от литературоведческих штудий - к пониманию современных социокультурных процессов // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2018. - № 44. - С. 27-33.

2. Бойко О. А. Архетип «Тени» в искусстве XX в. // Вестн. Томск. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. - 2016. - № 3(23). - С. 15-23.

3. Бритвин Г. В. Динамика представлений о символе в психоаналитической традиции: философский анализ: дис. ... канд. филос. наук - М., 2011. - 165 с.

4. Дробышева Е. Э. Архитектоника культуры в аксиологическом измерении: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. -СПб., 2011. - 37 с.

5. Дьяков А. В. Жак Лакан: фигура философа. - М.: Территория будущего, 2010. - 560 с.

6. Колчанова Е. А. «Архетип» как категория философии культуры: дис. ... канд. филос. наук. - Тюмень, 2016. -166 с.

7. Мазин В. А. Лакан в кино. - СПб.: Сеанс, 2015.- 336 с.

8. Мазин В. А. Сновидения кино и психоанализа. - Изд. 2-е, доп. - СПб.: Скифия-принт, 2012. - 252 с.

9. Попов Д. А. Влияние психоаналитических представлений о человеке на развитие искусства XX века // Изв. Саратов. Ун-та. Нов сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2014. - Т. 14, вып. № 3-1. - С. 38-42.

10. Психоанализ и искусство / сост. Е. А. Спиркина. - М.: КогитоЦентр, Ин-т практ. психологии и психоанализа, 2011. - 176 с.

11. Путра В. А., Элькан О. Б. Механизмы символообразования в психоанализе З. Фрейда // Вестн. Москов. гос. ун-та культуры. - 2016. - № 4(72). - С. 59-64.

12. Путра В. А., Элькан О. Б. Формирование символической сферы культуры в представлениях аналитической психологии К. Г. Юнга // Культурная жизнь Юга России. - 2017. - № 3(66). - С. 20-24.

13. Пчелина О. В. Д. С. Мережковский и К. Г. Юнг: общее и особенное // Вестн. Полес. гос. ун-та. Сер. обществ. и гуманитар. наук. - 2015. - № 2. - С. 65-69.

14. Рождественский Д. С. Специфика развития психоанализа в России: дис. ... канд. псих. наук. - Хабаровск, 2002. - 201 с.

15. Соколова Э. А. Психологические проблемы в исследованиях Карла Густава Юнга // Вестн. Челябинс. гос. пед. ун-та. - 2016. - № 2. - С. 137-144.

16. Федорова А. С. Архетип Великой матери в российском искусстве. - Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2018. - № 42. - С. 136-144.

17. Шклярик М. Г. Бессознательное в механизме культуры: дис. ... канд. филос. наук. - М., 2002. - 130 с.

18. Freud Z. Das Unbehagen in der Kultur // Sigmund Freud: Gesammelte Werke, chronologisch geordnet. Bd. 14. Hrsg. v. Anna Freud unter Mitarbeit von Marie Bonaparte. - London: Imago, 1948. - S. 421-516.

19. Irwin W. The Matrix and Philosophy: Welcome to the Desert of the Real (Popular Culture and Philosophy). -1st edition. - Chicago and la Salle, Illinois: Open Court, 2002. - 320 p.

20. Maier E. The Psychology of C.G. Jung in the Works of Hermann Hesse [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.gss.ucsb.edu/projects/hesse/papers/maier.pdf (дата обращения: 16.11.2018).

21. McClelland Т. The Philosophy of Film and Film as Philosophy [Электронный ресурс] // Cinema: Journal of Philosophy and the Moving Image. - URL: http://translate.google.ru/translate?hl=ru&sl=en&tl=ru&u=http%3A%2F%2 Fcjpmi.ifl.pt%2F2-mcclelland&anno=2 (дата обращения: 16.11.2018).

22. Tortolani E. Citizenship in a Nightmare Country: German Expressionist Film and Freud's Dream Theory [Электронный ресурс]. - Providence: Rhode Island College, 2013. - URL: https://digitalcommons.ric.edu/hon-ors_projects/73/?utm_source=digitalcommons.ric.edu%2Fhonors_projects%2F73&utm_medium=PDF&utm_ campaign=PDFCoverPages (дата обращения: 16.11.2018).

23. Zizek S. The Desert of the Real. Five essays on September 11 and related dates. - London; New York: Verso, 2001. -154 p.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Biryukov S.V., Barsukov A.M. Anatoliy Livri: ot literaturovedcheskikh shtudiy - k ponimaniyu sovremennykh sotsiokul'turnykh protsessov [Anatoly Livri: from literary studies to understanding of contemporary socio-cultural processes]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2018, no. 44, pp. 27-33. (In Russ.).

2. Boyko O.A. Arkhetip «Teni» v iskusstve XX veka [Archetype of «Shadow» in the Art of 20-th Century]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie [Bulletin of Tomsk state University. Cultural and art history], 2016, no. 3 (23), pp. 15-23. (In Russ.).

3. Britvin G.V. Dinamika predstavleniy o simvole v psikhoanaliticheskoy traditsii: filosofskiy analiz: dis. kand. philos. nauk [Dynamics of representations of the symbol in the psychoanalytic tradition. Diss. PhD in Philosophy]. St. Petersburg, 2011. 165 p. (In Russ.).

4. Drobysheva E.E. Arkhitektonika kul'tury v aksiologicheskom izmerenii: avtoref. dis. dok. filos. nauk [Architectonics of culture in the axiological dimension. Author's abstract diss. Dr. of Philosophical Sciences]. St. Petersburg, 2011. 37 p. (In Russ.).

5. Dyakov A.V. Zhak Lakan: figura filosofa [Jacques Lacan: the person of the philosopher]. Moscow, Territory of the future Publ., 2010. 560 p. (In Russ.).

6. Kolchanova E.A. "Arkhetip" kak kategoriya filosofii kul'tury: dis. kand. filosof. nauk ["Archetype" as a category of the philosophy of culture. Diss. PhD in Philosophy]. Tyumen, 2016. 166 p. (In Russ.).

7. Mazin V.A. Lakan v kino [Lacan in the cinema]. St. Petersburg, Seans Publ., 2015. 336 p. (In Russ.).

8. Mazin V.A. Snovideniya kino i psikhoanaliza [Dreams of cinema and psychoanalysis]. The 2-nd ed., contin. St. Petersburg, Skifija-print Publ., 2012. 252 p. (In Russ.).

9. Popov D.A. Vliyanie psikhoanaliticheskikh predstavleniy o cheloveke na razvitie iskusstva XX veka [The influence of psychoanalytic ideas about man on the development of art of the 20-th century]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy], 2014, vol. 14, iss. 3-1, pp. 38-42. (In Russ.).

10. Psikhoanaliz i iskusstvo [Psychoanalysis and art]. Comp. E.A. Spirkina. Moscow, KogitoCentre, Institute of practical psychology and psychoanalysis Publ., 2011. 176 p. (In Russ.).

11. Putra V.A., Elkan O.B. Mekhanizmy simvoloobrazovaniya v psikhoanalize Z. Freyda [Mechanisms of symbol formation in the psychoanalysis of Z. Freud]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury [Bulletin of the Moscow State University ofCulture], 2016, no. 4(72), pp. 59-64. (In Russ.).

12. Putra V.A., Elkan O.B. Formirovanie simvolicheskoy sfery kul'tury v predstavleniyakh analiticheskoy psikhologii K.G. Yunga [Forming the culture symbolic sphere in C.G. Jung's ideas of analytical psychology]. Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii [Cultural Studies Russian South], 2017, no. 3 (66), pp. 20-24. (In Russ.).

13. Pchelina O.V. D.S. Merezhkovskiy i K.G. Yung: obshchee i osobennoe [D.S. Merezhkovsky and C.G. Yung: General and Special]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya obshchestvennykh i gumanitarnykh nauk [Bulletin of the Polesie State University. A series of social Sciences and Humanities], 2015, no 2, pp. 65-69. (In Russ.).

14. Rozhdestvenskiy D.S. Spetsifika razvitiya psikhoanaliza v Rossii: dis. kand. filosof. nauk [The specificity of the development of psychoanalysis in Russia. Diss. PhD in Philosophy]. Khabarovsk, 2016. 166 p. (In Russ.).

15. Sokolova E.A. Psikhologicheskie problemy v issledovaniyakh Karla Gustava Yunga [Psychological issues in Carl Gustav Jung's research]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University], 2016, no. 2, pp. 137-144. (In Russ.).

16. Fedorova A.S. Arkhetip Velikoy materi v rossiyskom iskusstve [The archetype of the Great mother in Russian art]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2018, no. 42, pp. 136-144. (In Russ.).

17. Shklyarik M.G. Bessoznatel'noe v mekhanizme kul'tury: dis. kand. filosof. nauk [The unconscious in the mechanism of culture. Diss. PhD in Philosophy]. Moscow, 2002. 130 p. (In Russ.).

18. Freud Z. Das Unbehagen in der Kultur. Sigmund Freud: Gesammelte Werke, chronologisch geordnet. Bd. 14. Hrsg. v. Anna Freud unter Mitarbeit von Marie Bonaparte. London, Imago Publ., 1948, pp. 421-516. (In Germ.).

19. Irwin W. The Matrix and Philosophy: Welcome to the Desert of the Real (Popular Culture and Philosophy). Chicago and la Salle, Illinois, Open Court Publ., 1st edition, 2002. 320 p. (In Engl.).

20. Maier E. The Psychology of C.G. Jung in the Works of Hermann Hesse. (In Engl.). Available at: URL: http:// www.gss.ucsb.edu/projects/hesse/papers/maier.pdf (accessed 16.11.2018).

21. McClelland T. The Philosophy of Film and Film as Philosophy. Cinema: Journal of Philosophy and the Moving Image. (In Engl.). Available at: http://translate.google.ru/translate?hl=ru&sl=en&tl=ru&u=http%3A%2F%2Fcjpmi.ifl. pt%2F2-mcclelland&anno=2 (accessed 16.11.2018).

22. Tortolani E. Citizenship in a Nightmare Country: German Expressionist Film and Freud's Dream Theory. Providence, Rhode Island College Publ., 2013. (In Engl.). Available at: https://digitalcommons.ric.edu/honors_projects/73/7utm_ source=digitalcommons.ric.edu%2Fhonors_projects%2F73&utm_medium=PDF&utm_campaign=PDFCoverPages (accessed 16.11.2018).

23. Zizek S. The Desert of the Real. Five essays on September 11 and related dates. London; New York, Verso Publ., 2001. 154 p. (In Engl.).

УДК 902

НЕДВИЖИМОЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СИБИРИ, МУЗЕИ И ТУРИЗМ

Мартынов Анатолий Иванович, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры музейного дела, Кемеровский государственный институт культуры, главный научный сотрудник, Музей-заповедник «Томская Писаница» (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

В статье содержится оценка недвижимого историко-культурного наследия азиатского пространства России, указывается на особенно высокую концентрацию недвижимых памятников наследия в южных регионах Сибири и Дальнего Востока, наличие уникальных памятников археологического наследия евразийского и мирового значения. Обращается внимание на то, что на протяжении 350 лет из Сибири в центральную часть России научными экспедициями вывозились ценнейшие предметы археологического и этнографического наследия, что в регионе плохо используются материалы, проведенной в прошлом веке колоссальной работы по учету, паспортизации и типологизации недвижимых памятников историко-культурного наследия России. К сожалению, имеющийся в каждом регионе Сибири такой материал используется плохо либо совсем не используется в целях развития науки, образования, культуры и туризма, путем музеефикации памятников культуры, создания музеев-заповедников, туристических центров. В регионах Сибири и Дальнего Востока мало музеев-заповедников, созданных на основе недвижимых памятников историко-культурного наследия. Большого внимания местных властей требуют ежегодно возникающие музеи в районах, муниципальных образованиях и сельских муниципальных территориях, где нет городских поселений.

В статье указывается на недостаточное внимание Минкультуры страны к огромной территории азиатской России. Здесь нет ни одного музея федерального значения. Не привлечены к созданию фи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.