Научная статья на тему 'Язык сна как трансдисциплинарный феномен'

Язык сна как трансдисциплинарный феномен Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1494
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК СНА / КАТЕГОРИИ СНА / ФИЛОСОФИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ТЕОЛИНГВИСТИКА / LANGUAGE OF DREAM / CATEGORIES OF DREAM / PHILOSOPHY / RELIGIOUS PHILOSOPHY / PSYCHOLOGY / FOLK CULTURE / THEOLINGUISTICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васильева Евгения Александровна

В данной статье рассматривается проблема языкового выражения, понимания и осознания такого феномена, как сон через призму философии, в частности религиозной философии, классических школ западной психологии, а также народной культуры. Цель данной статьи – показать столь необычное явления, как сон с точки зрения смежных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Язык сна как трансдисциплинарный феномен»

Теолингвистика в современном религиозном дискурсе Васильева Евгения Александровна

Менеджер по работе с иностранными партнерами Иркутской инновационной торгово-экономической компании, г. Иркутск, Россия

УДК 81-119 ББК 81.2.

ЯЗЫК СНА КАК ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ФЕНОМЕН

В данной статье рассматривается проблема языкового выражения, понимания и осознания такого феномена, как сон через призму философии, в частности религиозной философии, классических школ западной психологии, а также народной культуры. Цель данной статьи - показать столь необычное явления, как сон с точки зрения смежных дисциплин.

Ключевые слова: язык сна; категории сна; философия; религиозная философия; психология; народная культура; теолингвистика.

DREAM LANGUAGE AS A TRANSDISCIPLINARY PHENOMENON

The following article deals with the problem of language form of dream phenomenon, its understanding and the way to realize the dream by the use of philosophy, particularly by religious philosophy, by classical schools of west psychology and people's culture. The research purpose is to show the picture of such phenomenon like dream from related sciences’ point of view.

The keywords: language of dream; categories of dream; philosophy; religious philosophy; psychology; folk culture; theolinguistics.

В данной статье представлен краткий обзор накопленных знаний в смежных дисциплинах о языке сна. Кроме того, дается его философское, психологическое и народное портретирование. ^н изучается прежде всего в философии (Аристотель, Платон, Ницше), в патристике (святитель Григорий Нисский, блаженный Августин, святитель Игнатий (Брянчанинов), преподобный Симеон Новый Богослов и др.), религиозной философии (о. П.Флоренский) и психологии (А. Адлер, З. Фрейд, К.Г. Юнг). Пространство сна описывается в исследованиях по народной культуре (Frazer J.G., P.-A.Alt, И. Протопопова). Лингвистов же интересует язык сна. В 2009 году в институте языкознания РАН прошла большая конференция, одной из обсуждаемых проблем которой была

- «Сны и видения» (Г.И. Берестнев, А.А. Дасько, Н.В. Изотова, О.А. Казакевич, А.Э. Левицкий, О.И. Северская).

Сновидения в христианстве

Теологи шутят: без сновидений не было бы христианства. И это действительно так. Об обычных сновидениях в Ветхом Завете говориться, что «сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5: 2), и что «во множестве сновидений, как и во множестве слов, - много суеты» (Еккл. 5: 6). Но, как отмечает диакон Ю. Максимов, «в Писании нередко встречаются указания на то, что Бог

иногда так или иначе объявляет человеку через сон Свою волю или предупреждение о грядущих событиях. Так, во сне Господь говорил Аврааму (Быт. 15: 12) и языческому царю Авимелеху (Быт. 20: З-6); видение от Господа во сне получил патриарх Иаков (Быт. 28: 12); посредством сна Бог вразумил Лавана (Быт. З1: 24); вещий сон видел в юности патриарх Иосиф (Быт. З7: 6-9), он же давал толкование вещим снам египетских виночерпия и хлебодара (Быт. 40), а затем и фараона (Быт. 41: 15-З2); вещий сон ради Гедеона был послан одному из войска мадиамского (Суд. 7: 1З); «в Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью» (З Цар. З: 5); пророк Даниил толковал вещий сон Навуходоносора (Дан. 2) и сам видел во сне «пророческие видения» (Дан. 7: 1)» [11].

В Новом Завете Господь продолжает вразумлять людей через сновидения. Дважды во сне являлся ангел Иосифу, извещая ему волю Божию; во сне были предупреждены волхвы, чтобы не возвращаться к Ироду; наконец, жена Пилата видела страшный сон, когда муж ее вершил суд над Иисусом Христом. Тот сон был дан ей как знак праведности Иисуса. Она сказала Пилату: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27: 19) [11].

В трудах святых отцов Церкви феномену сновидений также уделяется большое внимание. На вопросы, что такое сновидения, какова их природа и языковое выражение, отвечали в своих трудах святитель Григорий Нисский, святитель Игнатий (Брянчанинов), блаженный Августин, преподобный Симеон Новый Богослов, святитель Григорий Двоеслов, святитель Филарет Московский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Феофан Затворник [см. подробнее: 12].

Сны в психологии

В психологии существуют разные взгляды в понимании значения такого феномена, как сон. Основатель современной западной психологии Зигмунд Фрейд называл сновидение «сторожем сна» („der Huter des Schlafes“), а работу со сновидениями «царской дорогой к бессознательному» („der Konigsweg/ die Via regia zum UnbewuBten“) [5, S. 76-78]. З. Фрейд впервые заговорил о символизме сновидений. Ученый полагал, что понимание и толкование снов зависит от умения распознать зашифрованный символ ночного видения [5, S. З9]. Он утверждал, что сновидения - это образы подавленных, в основном сексуальных желаний, и что каждый сновидческий образ содержит определенный тайный смысл. З. Фрейд полагал, что сны являются не произвольными независимыми образами, а связанными с сознательно переживаемыми мыслями и проблемами [5, S. 82-85]. Психолог разделял сны на три категории: «осмысленные и понят-ные»(„sinnvolle und verstandliche“), «осмысленные, но непонятные» („mit klarem Sinn, aber befremdende“) и «бессмысленные, запутанные и бессвязные» („unzu-sammenhangende, vеrworrene und sinnlose“). Первую группу сновидений «осмысленные и понятные» Фрейд характеризовал как достаточно распространённые, короткие, легкообъяснимые и незапоминающиеся сны. Следующая группа «осмысленные, но непонятные» - это сны с ясным значением, но не находящие созвучия с духовной жизнью человека, видевшего такой сон. Последняя группа снов «бессмысленные, запутанные и бессвязные» является, по

мнению ученого, наиболее распространенной. Сны такого характера лишены всякого смысла. Они имеют труднообъяснимую форму выражения. Часто такой формой является какой-либо тайный символ [5, S. 46].

Язык сна З. Фрейд называл «языком абсолютно инфинитивным» („das Extrem einer Infinitivsprache“), в котором действительный и страдательный залоги сливаются воедино и выражаются одним и тем же образом [5, S. 158]. Психолог также обращал внимание на то, что язык сна имеет особую, свойственную такому явлению форму и выражается символично. Так, по его словам, человек, рассказывающий о своем сновидении, чаще использует не повседневный язык, а «подобно поэту облачает свою речь в особый наряд, состоящий из сравнений и метафор» [5, S. 60-61].

Последователь З. Фрейда Альфред Адлер развивал идею о том, что сновидения есть не что иное, как переработка впечатлений человека, приобретенных в течение дня. В отличие от З. Фрейда А. Адлер считал, что процесс сновидения и сновидческие образы не являются реализацией подавленных желаний. Не разделяя психику на дневное и ночное состояние, а воспринимая ее как единое целое, ученый полагал, что сны являются отражением личности человека, его жизни. Он считал, что применяя психологические техники в работе со сновидениями, можно найти решение для различных проблем человека [2, S. 115-117]. Психолог разделял сны на «длинные» („lange“), «короткие» („kurze“), а также «повторяющиеся» („wiederholte“) сны. Особое значение Адлер придавал снам «повторяющимся», так как считал, что подобное сновидение четко указывает проблему, на которую необходимо обратить внимание. «Короткие» сновидения, по мнению А. Адлера, являются наиболее легкими в интерпретации, а «длинные» наоборот представляют собой наиболее сложный вид для понимания и анализа [2, S. 124-127]. Язык сна ученый называет «руническим языком» („die Runensprache“), подчеркивая его образно-метафорическую форму выражения [1, S. 221]. Он также обращает внимание на то, что люди, рассказывающие о своих снах, часто употребляют в речи конструкцию «как будто бы» (,,Als-Ob“). По словам психолога, рассказы о снах в большинстве случаев, напоминают выразительные поэтические образы [1, S. 229-230].

К.Г. Юнг, в отличие от А. Адлера видел между дневными и ночными переживаниями большое количество противоречий, а фрейдовский подход к пониманию снов считал не единственно возможным, а лишь одним из немногих. К.Г. Юнг полагал, что использовать сновидение в качестве отправного пункта для выявления проблем психики человека не обязательно [4, S. 27]. Он рассматривал сновидение как отражение душевной жизни человека. К.Г. Юнг считал, что процесс сновидения является становлением, развитием души, а сно-видческие образы отражают то, что ещё не произошло или что-то, к чему сновидец пока не готов в бодрствующем состоянии. По мнению психолога, человек есть лишь человек, и поэтому его интеллектуальные способности ограничены. Даже то, что называют «божественным» носит это имя, лишь указывая на тайную природу бытия, но, не являя её. К.Г. Юнг утверждал, что существует огромное количество вещей, которые находятся «по ту сторону человеческого

познания», поэтому - сознательно или бессознательно - в речи человек использует понятия или образы, наделенные символами [там же: Б. 12].

Символами ученый называл явления, сообщающие человеку некие глобальные тайные знания. Ученый полагал, что сон наряду с неврозами, психическими заболеваниями, мифами и искусством является источником для исследования «кладовой человеческих символов и тайных смыслов» [9, Б. 7-9]. В теории и методике К.Г. Юнга появляется также понятие «коллективного бессознательного», т.е. неизменных символах, сопровождающих человека на протяжении всей жизни, в том числе и во сне, а также о непосредственной связи сновидче-ских образов с древними культурами [4, Б. 23-31]. Вслед за З. Фрейдом и А. Адлером, К.Г. Юнг писал о том, что язык сна имеет свои особенности. Ученый считал, что изучение такого языка должно стать отдельной наукой. Психолог предупреждал, что способы познания данного явления не должны быть рациональными, т.к. сам предмет исследования (язык сна) по его словам является чаще всего образным, символичным, метафоричным в отличие от «голых, лишенных красок» рациональных высказываний [9, Б. 8, 27, 50-55].

Рассмотрев несколько основных подходов классической западной психологии, к такому явлению как сон, можно сделать следующий вывод: несмотря на некоторые различия в способах познания пространства сна, психологи сходятся во мнении, что многие проблемы человека, в частности его психики, душевной жизни могли бы стать понятнее посредствам познания языка сна. Они как бы призывали лингвистов обратить особое внимание на данную область исследования.

Философское учение о снах

Философы мира рассматривают сны как особый тип реальности, без которой целостность человеческого бытия не может быть постигнута в полной мере. Платон придавал снам большое значение. Философ разделял сновидения на значимые и не значимые. К первой группе относились сны «божественного происхождения», ко второй соответственно ночные видения «небожественного происхождения». Платон говорит о сне, как о способе увидеть, или как он выражается «подглядеть» иномирное пространство. Во многих своих работах он дает сну как позитивную, так и негативную окраску, объясняя это прямой зависимостью от сна спящего. В трудах Платона есть следующее объяснение: боги сотворили человека и наделили его глазами, излучающими свет (т.е. зрение) наружу. Дневной свет попадает внутрь человека. С наступлением ночи человек засыпает, закрывая внутренний огонь, который создает яркие образы. Если же человек во сне производит движения телом, переворачивается, это немедленно отражается в сновидении и может помешать сообщению богов. Так, чтобы увеличить вероятность общения с богами во сне, человеку было необходимо проводить очищающие ритуалы перед сном и засыпать в спокойной тихой обстановке [6, Б. 19-21]. Философ выдвигает идею о трех началах души: вожделеющем, яростном и разумном. Если разумное начало души сновидца стоит во главе, укротив яростное и вожделеющее начало ему даются пророческие сновидения, открывающие истину. Ложные же сны и видения приходят к душам невежественным, находящимся под властью чувственных страстей и удовольствий.

Платон так же предполагает возможность человека черпать вдохновение для жизни из пространства сна [14, Б. 353-358].

Аристотель в отличие от Платона, полностью отрицает божественное происхождение сновидений. Философ объясняет это тем, что сны видит не только человек, но и некоторые животные. Он не видит причины общения богов и животных, вследствие чего и указывает на абсолютно демоническое происхождение сновидений. Само явление сна Аристотель называет физическим феноменом. Он утверждает, что наша душа имеет потребность к регенерации, поэтому люди спят и видят сны. Останавливаясь на религиозном аспекте, следует заметить, что философ называет сны явлением «профанным», поскольку, если бы они были явлением «сакральным», так называемым «божественным откровением», сновидения приходили бы только лучшим людям, а не каждому без исключения [6, Б. 24-26].

Ф. Ницше называет сон своего рода «опьянением» и относит его к художественным силам природы. Философ наделяет сон силой и духом. Он утверждает, что каждый сон дает возможность постичь переходность вещей, приводя в пример аллегорию «видящего сны грека и Г омера», где видящего сны грека поправу можно назвать Гомером, а Гомера - видящим сны греком [14, Б. 340].

П.А. Флоренский описывает сон как ступень жизни в невидимом. Сон, по его словам, позволяет каждому «предощутить» существование иномирного пространства и осознать, что не единственно то, что мы склонны считать жизнью есть жизнь. Сном как таковым, философ называет именно глубокий сон, а сновидение, по его мнению, есть не что иное, как рубеж между сном и бодрствованием [15, с. 521-522]. Философ особо выделяет временное пространство сна, которое позволяет за короткое по внешнему измерению время «прожить» более длительный период, чем на самом деле длится сон [там же, с. 522]. Во сне система времени имеет совершенно иную систему, в которой время летит с неимоверной быстротой, относительно времени, воспринимаемого человеком в бодрствующем состоянии. Это же явление подтверждает эффект необычно быстрого забывания сна после пробуждения [там же, с. 524].

Итак, философские учения о сне пытаются найти основные причины происхождения снов и описывают потаённые стороны этого феномена. Следует также подчеркнуть некоторую общность во взглядах философов и психологов. Например, слитый во сне воедино «фрейдовский» актив и пассив аналогичен Гомеру и греку Ф. Ницше. Упоминание же Аристотеля о сакральном и про-фанном в таком явлении, как сон указывает на существование универсального и специфического во снах народов с различной культурой, о чем свидетельствует нижеприведённый краткий обзор.

Народная культура о снах

Феномен сновидения, несмотря на всю свою необычность, реально существует, однако интерпретация и средства выражения данного феномена, как собственно и сами сновидческие образы непосредственно зависят от культурной традиции, к которой принадлежит каждый индивид. Так, Эккехард Хиро-нимус утверждает, что корни человечества уходят гораздо глубже, чем принято понимать, и это явление накладывает определенный отпечаток на пространство

сна [8, S. 42]. По мнению же Петера-Андре Альта, во многих народных культурах сон является своеобразной точкой сопряжения личного опыта и метафизической мудрости [3, S. 21]. Сон - это своеобразный медиум, с помощью которого спящему даются священные послания и возможность познания божественной силы [там же: S. 23]. В древних культурах существовало поверье о том, что во время сна душа отделяется от тела и покидает его. Сам же сон мало чем отличается от смерти, а смерть - есть вечный сон. Так например, древние народы во время охоты или войн не убивали спящего (будь то человек или животное) веруя в то, что во время сна душа находится вне тела, а тело без души не представляет никакой ценности [14, с. 174-176]. Большинство архаичных культур были язычниками и верили в существование своего двойника, наделяя деревья и животных «психическим родством». Однако они полагали, что такое единение возможно только ночью во сне, когда душа человека (например, шамана), переселяется в тело животного для совершения определенных ритуалов. Поэтому охотились предки исключительно днем, опасаясь мистицизма ночи [там же].

Важно отметить, что в народной культуре сон имеет очень зыбкую границу с явью. Это объясняется субъективностью чувственных образов человека. Считается, что индивид постепенно учится отличать сон от яви, и делает это интуитивно, а зачастую на основании свидетельства старших, утверждающих, что существует такое явление, как сон. Если же исключить подобное свидетельство о существовании сна, сам человек может и заблуждаться в том, было ли это во сне или на яву, поскольку восприятие первого и второго сугубо индивидуальны [14, с. 314-317].

Если говорить о языке сна, то народная культура оставила нам в наследство много интересного. Язык сна уникален и самобытен, поскольку он пронизан различными символами, присущими лишь данному народу. Однако энциклопедические словари по славянской и германской мифологии позволили нам выявить и некоторые сходства в верованиях древних германцев и древних славян, касающихся сна. Например, исполнение сновидений зависит от дней недели: Was man an einem Sonntag oder Feiertag traumt geht in Erfullung - Сон, приснившийся в ночь на воскресенье или на праздник, сбывается до полудня (ср. русскую поговорку: Праздничный сон до обеда). Вещие сны зависят также от времени суток: Nach altem Glauben sind die Traume nach Mitternacht gegen Morgen am wahrhaftesten. Sie gehen in Erfullung - Сны, приснившиеся под утро, исполняются быстрее [13; 7, Bd. VIII].

Так, знания о сне, о его языке, накопленные в различных областях науки, открывают совершенно новую перспективу для исследования данной темы, а именно - с лингвистической точки зрения. Большие возможности для такого исследования предоставляет теолингвистика [15; 16; 10].

Библиографический список

1. Adler, A. Praxis und Theorie der Individualpsychologie [Text] / Alfred Adler.

- Frankfurt am Main : Fischer Taschenbuch Verlag, 1974. - 350 S.

2. Adler, A. Psychotherapie und Erziehung: Ausgewahlte Aufsatze [Text] / Alfred Adler. - Frankfurt am Main : Fischer Taschenbuch Verlag, 1983. - 217 S.

3. Alt, P.-A. Der Schlaf der Vernunft: Literatur und Traum in der Kulturgeschich-te der Neuzeit [Text] / Peter-Andre Alt. - Munchen : Beck, 2002. - 464 S.

4. Der Mensch und seine Symbole [Text] / C.G. Jung. [u.a.]; - Solothurn und Dusseldorf : Walter-Verlag, 1995. - 320 S.

5. Freud, S. Schriften uber Traume und Traumdeutungen [Text] / Sigmund Freud.

- Frankfurt am Main : Fischer Taschenbuch Verlag, 2003. - 210 S.

6. Gehring, P. Traum und Wirklichkeit: Zur Geschichte einer Unterscheidung [Text] / Petra Gehring. - Frankfurt-New York : Campus Verlag, 2008. - 280 S.

7. Handworterbuch des deutschen Aberglaubens. In X Bde. [Text] / hrsg. von Eduard Hoffmann-Krayer u. Hanns Bachtold-Staubli. - Berlin-Leipzig : Walter de Gruyter&CO, 1930-1937 (2000).

8. Hieronimus, E. Der Traum von den Urkulturen : Vorgeschichte als Sinngebung der Gegenwart? [Text] / Ekkehard Hieronimus. - Munchen : Carl Friedrich von Siemens Stiftung, 1975. - 60 S.

9. Jung, C.G. Traum und Traumdeutung [Text] / Carl Gustav Jung. - Munchen: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1990. - 375 S.

10. Алексеев, В. И. Роль имяславия в ономатологии божественного // Миро-

вой общественный форум «Диалог цивилизаций»: Конференция «Вклад Афона в европейскую духовную и интеллектуальную традицию», 8 - 9 июля 2011 г., Зальцбург (Австрия) // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2011, №3, URL:

http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/alekseev_v.i._rol_imyaslaviya_v_onomatol ogii_bozhestvennogo_1.pdf (дата обращения 09.10.2011).

11. Максимов Ю., диак. Православное отношение к сну и сновидениям.

Часть 1 [Электронный ресурс] // - Православие^: сайт. - URL:

http://www.pravoslavie.ru/put/4305.htm (дата обращения 23.10.2011).

12. Максимов Ю., диак. Православное отношение к сну и сновидениям. Часть

2 [Электронный ресурс] // Православие.Ru: сайт. - URL:

http://www.pravoslavie.ru/put/4309.htm (дата обращения 23.10.2011).

13. Славянская мифология. Энциклопедический словарь [Текст] / отв. ред. С.М. Толстая. - М. : Международные отношения, 2002. - 445 - 446 с.

14. Сны и видения в народной культуре: Мифологический, религиозно - мистический и культурно-психологический аспекты [Текст] / А. А. Панченко [и др.]; под ред. С. Ю. Неклюдова. - М. : Российский государственный гуманитарный университет, 2001. - 382 с.

15. Постовалова, В. И. Наука о языке в свете идеала цельного знания [Текст] / В. И. Постовалова // Язык и наука конца 20 века / под ред. Ю. С. Степанова. -М : Ин-т языкознания РАН, 1995. - С. 342-420.

16. Степаненко, В. А. Теолингвистика в современном религиозном дискурсе

// Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций»: Конференция «Вклад Афона в европейскую духовную и интеллектуальную традицию», 8 - 9 июля 2011 г., Зальцбург (Австрия) // Magister Dixit: электронный научнопедагогический журнал Восточной Сибири. - 2011, №3, URL:

Шр://тд.І8Іи.ги/8ІЇе8/тд.І8Іи.ги/Ше8/гаг/8Іерапепко_у.а._-

_teolingvistika_v_sovremennom_religioznom_diskurse.pdf (дата обращения 02.10.2011).

17. Фрезер Джеймс Джордж. Золотая ветвь : Исследование магии и религии [Текст] / Джордж Джеймс Фрезер. - М. : Политиздат, 1980. - 703 с.

18. Флоренский, П. А. Иконостас // Христианство и культура [Текст] / П. А. Флоренский. - Москва : АСТ ; Харьков : Фолио, 2001. - С. 521-626.

Шаламова Алена Олеговна

Магистр, 6 курс ФГБОУ ВПО «МГПУ», Москва, Россия

УДК 82.0 ББК 92

РОЛЬ ВЕРЫ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ФРАНСУА

МОРИАКА И ИВЛИНА ВО

В данной статье рассматривается проблема религиозного воспитания. Цель исследования - определить основные проблемы семейного воспитания и религиозного мировоззрения французского и английского авторов в разрезе исторических событий и с точки зрения современности.

Ключевые слова: семейное религиозное воспитание; семейный уклад; католицизм; национальные обычаи и культура накладывают отпечаток на семейный уклад жизни людей.

FAITH AND EDUCATION ROLE IN THE WORKS BY FRANCOIS MAURIAC AND EVELYN WAUGH

In the given article the problem of religious education is considered. The research objective is to define the basic problems of family education and religious outlook of French and English authors in historical aspects and from the point of view of modern life.

Key words: family religious education; family set-up; Catholicism; national customs and culture.

В Западной Европе на рубеже XIX - ХХ вв. сформировалось поколение писателей, верующих католиков, активно критиковавших официальную религию и церковь. В творчестве каждого из них встречаются произведения, посвященные детству и юности, в которых церковь сыграла не последнюю роль, чаще отрицательную, чем положительную. При этом писатели обрушивались не на основы веры, а на поведение представителей старшего поколения, не сумевшего понять и принять происходящие в мире перемены и изменившегося человека. Идеология церкви, даже отделённой от государства, оказывается глубоко связанной с идеологией общества, подвергшегося жесточайшей критике. Общество без идеологии - это нонсенс, то, что не существует и никогда не существо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.