Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (XIX В. - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX В.)'

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (XIX В. - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX В.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
320
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / "ЕВРОПЕЙСКАЯ ИДЕЯ" / ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПАНЪЕВРОПЕИЗМ / СОЕДИНѐННЫЕ ШТАТЫ ЕВРОПЫ / "ПЛАН БРИАНА" / "ГЛОБАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ" / "ПЛАН МАРШАЛЛА" / "ПЛАН ШУМАНА" / "КОММУНИТАРНЫЙ МЕТОД"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корженяк А.М.

Приводится историко-правовой обзор развития «европейской идеи» с начала XIX века до окончания Первой мировой войны, рассматриваются новые проекты европейской интеграции в межвоенный период (1919-1939 гг.), анализируются основные особенности развития «европейской идеи» в период Второй мировой войны (1939-1945 гг.), дается характеристика послевоенному периоду (1945-1950 гг.), ознаменовавшему начало нового движения за объединение Европы. Методологическую основу исследования составляют сравнительно-правовой, исторический, системный и структурно-функциональный методы, а также методы юридического толкования и институционального анализа. Автор резюмирует проведенное аналитическое исследование сделанным к концу 1940-х гг. выводом о том, что реальная европейская интеграция может быть осуществлена только при условии совместного применения как международно-правовых инструментов, так и средств внутригосударственного правового регулирования. При этом необходимыми условиями, гарантирующими интеграцию, являются: добровольное ограничение суверенитета государств-членов, объединение и передача ими ряда своих полномочий наднациональному органу, осуществляющему деятельность исходя из общих интересов. В этой связи определяющими и сущностно важными представляются четыре основных положения «коммунитарного метода», разработанного Жаном Монне и являющегося достижением «плана Шумана» 1950 г.:1) федеративная цель; 2) постепенность интеграционных процессов; 3) интеграция как способ решения общественных проблем; 4) ограничение государственного суверенитета и создание наднациональных органов власти. Именно на основании данного метода должен был появиться наднациональный уровень политической власти, целью которого является «общее благо объединившихся народов». Практическая реализация плана началась с создания ЕОУС (Европейского объединения угля и стали), ставшего отправной точкой формирования будущего Европейского союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF THE FORMATION OF THE EUROPEAN UNION (THE 19TH CENTURY - THE FIRST HALF OF THE 20TH CENTURY)

This paper provides a historical and legal overview of the development of the «European idea» from the beginning of the 19th century to the end of the First World War, considers new projects of European integration during the interwar period (1919-1939), analyzes the main features of the development of the «European idea» during the Second World War (1939-1945), characterizes the post-war period (1945-1950), which marked the beginning of a new movement for the unification of Europe. The methodological basis of the study consists of comparative-legal, historical, systemic and structural-functional methods, as well as methods of legal interpretation and institutional analysis. The author summarizes the analytical study made by the end of the 1940s with the conclusion that the real European integration can be implemented only with the joint application of both international legal instruments and means of domestic legal regulation. In this case, the necessary conditions guaranteeing integration are the following: voluntary limitation of sovereignty of member states, unification and transfer by them of some of their powers to a supranational body operating on the basis of common interests. In this regard, the four main provisions of the «communitarian method» elaborated by Jean Monnet, an achievement of the Schuman Plan of 1950, seem to be defining and essentially important: 1) federal purpose; 2) gradualism of integration processes; 3) integration as a way of solving social problems; 4) limitation of state sovereignty and creation of supranational authorities. It was on the basis of this method that a supranational level of political power was to emerge, the goal of which was the «common good of the peoples united». The practical implementation of the plan began with the creation of the ECSC (European Coal and Steel Community), which became the starting point for the formation of the future European Union.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (XIX В. - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX В.)»

124

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2022, № 3, с. 124-133

УДК 341.1

DOI 10.52452/19931778_2022_3_124

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (XIX в. - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX в.)

© 2022 г. А.М. Корженяк

Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел России, Москва

mihkor@gmail.com

Поступила в недакцию 04.10.2021

Приводится историко-правовой обзор развития «европейской идеи» с начала XIX века до окончания Первой мировой войны, рассматриваются новые проекты европейской интеграции в межвоенный период (1919-1939 гг.), анализируются основные особенности развития «европейской идеи» в период Второй мировой войны (1939-1945 гг.), даётся характеристика послевоенному периоду (1945-1950 гг.), ознаменовавшему начало нового движения за объединение Европы. Методологическую основу исследования составляют сравнительно-правовой, исторический, системный и структурно-функциональный методы, а также методы юридического толкования и институционального анализа. Автор резюмирует проведённое аналитическое исследование сделанным к концу 1940-х гг. выводом о том, что реальная европейская интеграция может быть осуществлена только при условии совместного применения как международно-правовых инструментов, так и средств внутригосударственного правового регулирования. При этом необходимыми условиями, гарантирующими интеграцию, являются: добровольное ограничение суверенитета государств-членов, объединение и передача ими ряда своих полномочий наднациональному органу, осуществляющему деятельность исходя из общих интересов. В этой связи определяющими и сущностно важными представляются четыре основных положения «коммунитарно-го метода», разработанного Жаном Монне и являющегося достижением «плана Шумана» 1950 г.: 1) федеративная цель; 2) постепенность интеграционных процессов; 3) интеграция как способ решения общественных проблем; 4) ограничение государственного суверенитета и создание наднациональных органов власти. Именно на основании данного метода должен был появиться наднациональный уровень политической власти, целью которого является «общее благо объединившихся народов». Практическая реализация плана началась с создания ЕОУС (Европейского объединения угля и стали), ставшего отправной точкой формирования будущего Европейского союза.

Ключевые слова: Европейский союз, «европейская идея», европейская интеграция, панъевропеизм, Соединённые Штаты Европы, «план Бриана», «глобальный федерализм», «план Маршалла», «план Шумана», «коммунитарный метод».

Введение

Весьма опрометчиво было бы предположить, что начало истории формирования идеи единой Европы было положено лишь в XIX веке. Её возникновение и развитие в сознании европейцев отмечалось задолго до этого и являлось предметом изучения и рассмотрения в солидных трудах многих известных учёных и юристов. В качестве пнименов следует, прежде всего, привести проекты создания мирного объединения Европы (или, говоря современным языком, создания «европейской безопасности») Данте Алигьери, философа Уильяма Оккама; Папы Пия II; план создания в Европе «Христианской республики», подготовленный легатом французского короля Филиппа Красивого, юристом Пьером Дюбуа (1306 г.); программу короля Богемии Иржи Подебрада; инициативы учреждения Федерации европейских государств, основанной на европейской солидарно-

сти, в рамках панъевропейского мирного договора - «Большой проект» (1639 г.) отставного суперинтенданта короля Генриха IV герцога Максимильена де Сюлли; теории Гюго Гроция, зарождение по-настоящему «федералистских» проектов единой Европы английских квакеров Уильяма Пенна и Джона Беллерса, Иеремии Бен-тама, Иммануила Канта; христианскую основу объединения Европы, заложенную в документах Священного Союза (1815 г.) Александра I, и другие [1, с. 9-11]. При этом необходимо подчеркнуть разительное отличие вышеперечисленных предложений от «имперских проектов» и геге-монистских устремлений, предполагавших насилие над объединяемыми народами и неизбежные войны: укрепление могущества Франкского государства и расширение империи Карла Великого, разрастание Римской империи, масштабные намерения Наполеона I и т.д. Тем не менее все эти идеи и проекты объединяет несвоевременность, а потому и нереалистичность.

В данной работе представлена более обстоятельному изучению историческая эпоха, ограниченная XIX веком и первой половиной XX века и рассматриваемая в контексте развития идеи формирования Европейского союза. В указанной временной эпохе из соображений закономерности и последовательности выделяются также несколько соответствующих периодов:

- Новое время (с начала XIX века до окончания Первой мировой войны);

- межвоенный период (1919-1939 гг.);

- период Второй мировой войны (19391945 гг.);

- послевоенный период (1945-1950 гг.)

А.И. Ковлер, заслуженный юрист России,

бывший судья ЕСПЧ, выделяет в целом три этапа периодизации «европейской идеи» [2, с. 12-15]:

1. Первый этап европейского строительства (до Первой мировой войны) характеризуется созданием теоретических (подчас утопических) проектов объединения народов европейского христианского мира, приведённых выше. Вообще, как ни странно, католическая церковь сыграла изначально немалую роль в становлении «европейской идеи», так как с X века она стала единственным общепризнанным институтом, распространяющим свой авторитет практически на весь европейский регион, в результате чего и укоренилась ассоциация «христианского мира» с понятием «Европа» [3, с. 9-10];

2. Следующая стадия «европейской идеи» -это время развёрнутых, но по разным причинам не реализованных проектов общественных и политических деятелей по объединению западноевропейских государств в союз или федерацию;

3. Третий этап - практика европейского строительства, которая началась вскоре после Второй мировой войны и продолжается по сей день, стадия реализации и корректировки европейских проектов с учётом происходящих изменений в мировой и европейской политической, экономической, военно-стратегической обстановке.

Один из ведущих специалистов в области европейского права С.Ю. Кашкин даёт определение «европейской идеи» как «совокупности концепций добровольного объединения народов Европы в единую политическую организацию» [4, с. 58].

В юридическом смысле термин «интеграция» подразумевает под собой «создание оптимальных механизмов и алгоритмов правового регулирования общественных отношений, направленных на достижение совершенствования и саморазвития общества в его стремлении к более целостному позитивному цивилизаци-онному развитию» [5, с. 13]. Социальная сущность интеграции заключается в установлении

прочных связей между различными регионами и государствами с целью решения масштабных социально значимых задач.

В силу различных исторических, политико-экономических, культурно-идеологических обстоятельств отличием именно Европейского союза является приобретение им наиболее значимого и существенного опыта в сфере интеграционной политики. Возникновение Европейского союза предопределили несколько блоков предпосылок: экономические, политические, идеологические и культурно-духовные.

Культурные и идеологические предпосылки объединения Европы, собственно, и заключают в себе суть «европейской идеи» - идеи о возможности объединения Европы с целью воцарения «вечного мира» на континенте [2, с. 31-50]. В отличие от иных форм политического сотрудничества, «европейская идея» предполагала добровольность, договорную основу, мирный характер и наличие наднациональной (панъевропейской) организации для её реализации.

Помимо собственно «европейской идеи», которая имеет длительную историю развития, огромное значение имели экономические и политические причины, выступившие на первый план преимущественно уже после Второй мировой войны в период практической реализации «европейской идеи» и побудившие к созданию Сообществ. Экономические предпосылки объединения выражались в двух аспектах: 1) в неэффективности экономики, стеснении хозяйственных связей из-за наличия барьеров на свободное перемещение товаров, услуг, лиц и капитала (таможенные пошлины, сложная процедура учреждения компаний; на создании единого рынка настаивали США, используя в качестве предостережения невыполнение плана Маршалла); 2) в необходимости ликвидировать послевоенную экономическую разруху, восстановить европейское хозяйство, для чего и была создана Организация европейского экономического сотрудничества в 1948 г. (с 1961 г. - ОЭСР).

Политические предпосылки заключались в следующем: сопротивление фашизму и нацизму привело к консолидации сил, предлагающих мирное объединение Европы, а не посредством насилия и военной мощи (движение Сопротивления); следствием стремления предотвратить и не допустить новую войну (что стало, в первую очередь, ключевой задачей ООН), параллельно с усилением США и СССР, было создание системы коллективной безопасности, воплотившейся в подписании Брюссельского пакта и создании НАТО (базировавшейся в Европе на ЗЕС -Западноевропейском союзе).

Очень важно уяснить, что основным объединяющим элементом, основой для формиро-

вания Европейского союза и европейского права является «общая правовая и конституционная культура» [5, с. 387], подвергнувшаяся сильному влиянию римского права, испытавшая взаимную рецепцию юридических достижений, политико-правовых институтов различных европейских государств. «Европейская идея» -это комплексное понятие, отвечающее многообразию взаимосвязанных теорий и идеалов, жизнеспособность которых проверяется на практике и неизбежно вызывает их изменение и ускоренное развитие в рамках интеграционных процессов. Сущностью европейской (или панъевропейской) идеологии является концепция добровольного политического объединения народов Европы.

1. Историко-правовой обзор развития «европейской идеи» с начала XIX века

до окончания Первой мировой войны

Утопические проекты объединения народов европейского христианского мира, преодоления разобщённости государств на европейском пространстве - своего рода предтеча панъевропе-изма, предыстория которого охватывает временной промежуток до Первой мировой войны.

XIX век, отмеченный крупными социальными потрясениями, капиталистическим ростом, техническим прогрессом, колониальными войнами, зарождением освободительного движения, обогатил «европейскую идею» новыми направлениями и гранями. Универсальные идеалы, порождённые Великой французской революцией, такие как права человека, политическое равенство, гражданство, отодвигают на второй план идею «единой христианской Европы», заменяя её концепцией политического объединения. С помощью военной силы такого объединения хотел добиться Наполеон Бонапарт с намерением последующего создания «системы европейской федерации» с единой правовой системой, кодексом, судом, валютой, системой мер и весов, академией наук.

При этом нельзя не упомянуть, что ещё на рубеже веков появляются работы английского правоведа Иеремии Бентама «План всеобщего и вечного мира» (1789 г.), впоследствии вошедший в «Принципы международного права», где излагаются предложения о создании конфедерации, учреждении европейской Ассамблеи, единой европейской армии, всеобщем сокращении вооружения.

Продвигая идею устранения условий для военных конфликтов на континенте, Иммануил Кант публикует свой знаменитый трактат «К вечному миру» (1795 г.) - отклик на начавшееся

наступление французской армии, грозившее войной в европейском масштабе. В этом трактате о международном мирном соглашении есть статья, предусматривающая преобразование Европы в целостную европейскую «федерацию свободных государств» («Föderalismus freier Staaten») при сохранении национального суверенитета.

В 1800 г. другой немецкий мыслитель, Фридрих фон Генц, публикует свой труд «О вечном мире» («Über den ewigen Frieden»), в котором предлагает создание федерации европейских государств одним из двух способов: 1) учреждением надгосударственного арбитража или 2) разработкой европейской конституции.

В этот же период появился крайне любопытный проект немецкого автора К. Краузе «Набросок проекта союза европейских государств в качестве основы всеобщего мира и правового средства предотвращения любых посягательств на внутреннюю и внешнюю свободу Европы». Под союзом понимался «навечно провозглашённый союз свободных, независимых государств в рамках общего международного права», который на завершающей стадии должен трансформироваться в федеративное государство. Любое европейское государство может свободно вступать в союз и добровольно выходить из него. В основе союза должен лежать учредительный договор, который санкционирует «законодательство, устанавливающее права народов организовывать в соответствии с ним свои правовые отношения» и постоянно совершенствовать его. Государства - члены союза не могут вести войну с третьими странами. Лишь союз в целом обладает правом объявлять войну и заключать мир. В проекте предусматривались также институциональная структура союза и процедура формирования его органов. Управление союзом осуществляется только союзным советом. Решения совета принимаются единогласно и имеют силу закона. Суд союза рассматривает вопросы, связанные с тяжбами стран-участниц. Интересно, что вопреки декларируемому равенству всех народов союза явно выраженное предпочтение отдавалось всё-таки Германии. Тем не менее в общем и целом «Набросок...» отражает многие особенности современного Европейского союза [6, с. 14].

В 1814 г. выдающийся французский социалист-утопист Анри де Сен-Симон выдвигает проект (по всей видимости, совместно с его учеником, историком О. Тьерри) о реорганизации Европы в Сообщество, скреплённое «Конституцией, черпающей силы из самой себя и основывающейся на принципах, вытекающих из самой природы вещей», - развёрнутый план политического объединения с созданием евро-

пейского правительства и армии под названием «Реорганизация европейского общества, или О необходимости и средствах объединения народов Европы в единый политический организм при сохранении национальной независимости каждого из них». Объединяющим «общим интересом» Сен-Симон считал прежде всего экономический фактор, свободную торговлю, то есть то, с чего полтора века спустя начнётся объединение Западной Европы. Сен-Симон выступал также за создание европейского парламента и за верховенство его актов и решений над нормами национальных государств. Парламент должен был также разрешать споры между государствами. Сен-Симон подчёркивал, что объединение Европы невозможно без «совместной воли» всех участников европейского строительства, выразителем этой воли должно стать «европейское правительство»: «Единство устремлений, выражаемое национальным правительством как порождение национального патриотизма, в европейском правительстве происходит из более широкой общности взглядов и более глубинного чувства, которое можно назвать европейским патриотизмом». Идеи Сен-Симона активно изучались в России петрашевцами, и в частности обсуждались в кружке Н.С. Кашкина (1840-е гг.).

Разгоревшийся в конце XVIII века военно-политический конфликт замораживает на некоторое время планы создания панъевропейских структур, однако к этой проблеме вновь вернутся уже на Венском конгрессе в 1815 г.

Венский конгресс 1815 года раздробил Европу на множество мелких государств, которые подчинялись ведущим державам. Однако создавалось пространство, в котором было возможно сотрудничество. Не создается наднациональной (панъевропейской) организации, но возникают первые международные организации секторального сотрудничества (Всемирный почтовый союз, Телеграфный союз, Бернский союз железных дорог), а также проходят периодические всеевропейские конференции, получившие название «европейского концерта». Созданный Россией, Австрией и Пруссией в 1815 г. (в дальнейшем присоединились страны антинаполеоновской коалиции) и просуществовавший до 1822 г. Священный союз рассматривал идею «единой Европы» как союз империй в борьбе против образования новых национальных государств. В частности Иоанн Каподистрия, ярый противник Меттерниха, предлагал создание панъевропейской структуры «единой родины, Европы», но нерешительность и скептическое отношение Александра I помешали продвижению этих идей. В то же время после Француз-

ской революции возрождение концепции «единого христианского европейского пространства» было также невозможно [7, с. 73-75].

Для французского историка первой половины XIX века Ф. Гизо превосходство европейской цивилизации заключалось в свободе мысли и многообразии форм человеческого развития как на общественном, так и на личностном уровне.

В 1834 г. Джузеппе Мадзини, будущий борец за единство Италии, основывает в Берне общество «Молодая Европа» и составляет первый устав движения активистов за объединение Европы, но его усилия были впоследствии направлены прежде всего на объединение своей страны, и едва зародившееся движение лишилось энергичного лидера.

Вторая половина XIX в. ознаменована борьбой широких народных масс европейских стран за проведение социальных реформ и расширение избирательных прав, свободу слова и печати. Этому во многом способствовали труды социалистов-утопистов и зародившееся коммунистическое движение.

В конце XIX века созданная в 1863 г. по инициативе В. Гюго и Дж. Гарибальди «Всемирная лига мира и свободы» связывала вопрос о мире с гражданскими и политическими правами и демократизацией Европы. В своём журнале «Соединённые Штаты Европы» (выходил до 1888 г.) Лига пропагандировала три ключевых принципа: нейтрализация, федерация, арбитраж [8, с. 72]. Очевидно, что европейское федералистское течение испытывало сильное влияние со стороны идеологов американского федерализма, глубоко исследованного, в частности, в трактате Алексиса де Токвиля «Демократия в Америке». Следует также отметить крупнейшего теоретика федерализма П.-Ж. Прудона, считавшего федерализм универсальным принципом организации общественной, политической и экономической жизни, в том числе применимым и к единой Европе («О федеративном принципе»).

В 1870-е гг. на политической карте Европы появляются новые государства - это объединённые Италия и Германия, а национализм, причём не только на государственном, но и на региональном и областном уровнях, становится определяющей чертой европейского развития на рубеже Х1Х-ХХ вв. В этом связи очень показателен проект шотландского юриста Дж. Лор-римера «Международная республика», призванный стимулировать отделение Шотландии от Великобритании. Организационно-функциональная структура данной «Республики» очень схожа с Европейским союзом, в том числе некоторые

элементы особенностей судебной системы, рассмотрения споров были учтены Судом ЕС.

В 1878 г. в статье «Организация европейского союза государств» швейцарский правовед, один из представителей науки международного права цивилизованных народов, И.К. Блюнчли представил план будущего Европейского союза под управлением Федерального совета и избираемого прямыми выборами Сената.

Наиболее крупный проект начала XX века -это проект Соединённых Штатов Европы (СШЕ - Европейская конфедерация), внесённый адвокатом Гастоном Изамбером в 1900 г., который предлагал построить отношения между европейскими государствами по американской модели. Данный проект не отклонялся и на последующих этапах развития «европейской идеи». Так, например, в 1913 г. голландец Г. Люттемер обнародует проект создания четырех европейских федераций: германской, англо-латинской, юго-восточной и российской, из которых впоследствии могла бы сложиться европейская конфедерация.

Подводя итог XIX в., можно сказать, что он был веком первых форм организованного сотрудничества европейских государств. Структура этого сотрудничества, заложенная Венским конгрессом, просуществовала до 1914 г. Как бы ни была справедлива критика Священного союза, он был попыткой установить систему международного порядка, основанного на равновесии сил, но всё же сто лет спустя стал похоронным маршем «европейскому порядку». Парижская конференция (18 января -28 июля 1919 г.), подводившая итог Первой мировой войне, представляла собой ещё меньше перспектив для единой Европы, чем Венский конгресс 1814-1815 гг. Условия Версальского мирного договора (28 июня 1918 г.) сохраняли в центре Европы очаги реванша и агрессии, прежде всего ущемлённую Германию, и породили только новые противоречия между победителями и побеждёнными. Версальская система объективно воспроизводила условия для воссоздания военно-политических блоков.

2. Новые проекты европейской интеграции в межвоенный период (1919-1939 гг.)

Межвоенный период (1919-1939 гг.) - это краткий, но довольно интенсивный этап развития европейской идеи, так как заключает в себе первые попытки организационного объединения. Первая мировая война (1914-1918 гг.) стала катализатором панъевропейского движения, обусловившим выведение концепции единой Европы (прообраза идеи формирования Евро-

пейского союза) на общественно-политический уровень.

После окончания Первой мировой войны в условиях, когда стала очевидной вся зыбкость Версальской системы, вновь появляются наработки проектов объединения Европы. В 20-е гг. XX века находит широкое распространение концепция общности европейцев в культурном, историческом, политическом и экономическом планах, которая непосредственно реализовыва-ется в создании в 1923 г. и функционировании (и по сей день) Панъевропейского союза, чьим идейным вдохновителем, основателем и руководителем являлся австрийский граф Рихард Куденхове-Калерги. Его идея европейского объединения, суть и целесообразность панъевропейского проекта были подробны описаны в нескольких его трудах: «Пан-Европа», «Европейский манифест» (1924 г.), «Европа должна объединиться». Три опасности грозят, по мнению автора, послевоенной Европе: опасность новой разрушительной войны, завоевание Европы Россией, экономическая катастрофа. По мнению автора, для единой Европы русской опасности не существует, так как европейское население в два раза больше, чем российское, кроме того, Европа несравнимо более развита в индустриальном плане. Поэтому, как указывается в Манифесте, европейская независимость может быть достигнута лишь единственным способом - через создание Соединенных Штатов Европы [9, с. 111-120].

Интересно отметить, что Куденхове-Калерги уже на тот момент рассматривает вопрос о границах единой Европы и имеет на этот счёт довольно чёткие, однозначные представления. При этом, на его взгляд, границы определяются не по географическому положению, а именно исходя из культурно-политических особенностей, заключающихся, главным образом, в приверженности западной либеральной демократии. Миру свойственно разделение на политические сферы: американскую, европейскую, российскую, восточноазиатскую, арабскую. Уже тогда Куденхове видел препятствия для включения Великобритании в будущее объединение Пан-Европа, заключающиеся, во-первых, в наличии у Великобритании доминионов, колоний и зависимых территорий, которым гипотетически вступление Великобритании в более близкие отношения с другими государствами могло навредить; и, во-вторых, в том, что Великобритания доказывала свою жизнеспособность независимо от европейских стран [9, с. 110-111]. Камнем преткновения на пути европейской интеграции являются также националистские воззрения народов, препятствующие осознанию Европы как единой великой нации.

Программа Р. Куденхове-Калерги для «Пан-Европы» включала девять основополагающих пунктов: 1) создание европейского союза равноправных государств с гарантией их безопасности и суверенитета; 2) создание единой союзной судебной инстанции для решения возможных межгосударственных конфликтов; 3) общеевропейский воинский контингент как инструмент поддержания мира и всеобщего разоружения; 4) таможенный союз; 5) свобода торговли; 6) единая валюта; 7) сохранение культурной идентичности государств-членов; 8) защита национальных и религиозных меньшинств («Великая хартия терпимости»); 9) сотрудничество с Лигой Наций.

В ответ на Европейский манифест последовала незамедлительная реакция. Так, датчанин С.Ф. Хеерфордт развивает идеи европейской федерации, а также выступает в 1929 г. с проектом основных статей Конституции Соединенных Штатов Европейских Наций. В 1924 г. голландский социал-демократ Э. Фиммен выступает со своим проектом Соединенных Штатов Европы, беря за основу положения Европейского манифеста, но придавая им более «социальный» характер [2, с. 45].

Практическая реализация этой идеи - «план Бриана», подготовленный французским министром иностранных дел Аристидом Брианом (левый политик). В своей исторической речи 5 сентября 1929 г. перед Лигой Наций он определяет сущность объединения Европы на почве «федеративной связи» и «общего рынка» как экономической основы, подчёркивая этим необходимость роста экономики и уровня жизни европейцев («Меморандум по организации режима европейского федеративного союза» Алексиса Леже). А. Бриан направил меморандум европейским правительствам, которые в итоге заблокировали панъевропейскую идею. Причин оказалось сразу несколько, в основном глобального порядка: мировой кризис 1929 г.; приход к власти в Германии национал-социалистов; напряжённая международная обстановка (агрессия Японии против Китая); решительный отказ Англии (и Италии) поддержать «панъевропейскую идею»; негласное сопротивление бюрократического аппарата Лиги Наций, которая усматривала в идеях меморандума потенциального конкурента [6, с. 28]. Вдобавок к этому, в 1932 г. А. Бриан умирает, а у одержавшего в 1930 г. победу на выборах Адольфа Гитлера совсем другие планы на «единую Европу»: она должна была стать сырьевым придатком Германии, угнетённым, порабощён-ным регионом - именно такие фашистские устремления к единству изложены в документах сборника «Анатомия агрессии».

В 1930-е гг., во время нарастания опасности новой войны вокруг журнала «Ордр нуво» («Новый порядок») формируется новое течение политической мысли «глобальный федерализм», порождённое будущими вдохновителями европейского строительства (Робер Арон, Арно Дандье, Александр Марк, Даниэль Росс, Дени де Ружмон). Идеи Куденхове-Калерги, Бриана, авторов «Ордр нуво» стимулировали появление проектов объединения Европы. Чем ближе надвигалась военная развязка назревших в Европе конфликтов, тем интенсивнее становились усилия политиков и учёных по продвижению своих проектов объединения Европы. Большую работу в этом направлении проводит Международный союз юристов. Его конгресс в 1931 г. полностью посвящается выработке предложений юристов по созданию Международного Европейского союза и его институтов. Итальянский дипломат А. Д'Алия совершает дерзкий поступок, публикуя при Муссолини проект Устава Европейской конфедерации. К идее создания европейской конфедерации начинают присоединяться британцы и американцы.

3. Период Второй мировой войны (1939-1945 гг.)

В трагические годы Второй мировой войны «европейская идея» получила мощный импульс для своего развития, сначала на основании объединения против фашизма, затем - при разработке проектов будущего европейского строительства. Именно в указанный период «европейская идея», являвшаяся раньше лишь достоянием элиты, проникает в широкие круги населения. Возможно, главная заслуга в этом принадлежит движению Сопротивления на территории европейских стран, оккупированных Германией.

В 1941 г. вышел известный манифест Вен-тотене. Его автором был Альтиеро Спинелли, итальянский левый политик, основатель в своей стране европейского федерализма, сосланный фашистами на остров Вентотене. В манифесте Спинелли подчёркивает, что традиционные национальные государства дискредитировали себя и единственным разумным выходом является федерализация Европы.

Стоит также отдать должное учёным из Германии и Италии таким, как Эмиль Людвиг, Танкреди Галимберти и Антонио Репачи, Ма-рио-Альберто Ролльер, которые даже в годы войны считали себя частью панъевропейского движения и вносили свой вклад в разработку проектов конституций будущей объединённой Европы. В труде Ролльера «Схема Конституции Федерального Союза Европы» (1943 г.)

впервые высказано предложение о том, что основой будущего европейского союза должна стать защита прав человека. В нём также достаточно чётко прописано разделение полномочий между федеральным союзом и его составными частями - государствами. Ролльер предлагал двухпалатный европейский парламент и оригинальный способ формирования исполнительного органа - Европейского директората, состоящего из трёх членов, которые избираются всеобщим прямым голосованием сроком на шесть лет.

Апофеозом европейского движения было проведение в марте 1943 г. в Нью-Йорке Конгресса панъевропейского движения, на котором был выработан проект Конституции Соединенных Штатов Европы. По свидетельствам многих соратников де Голля, именно этот документ оказал наибольшее воздействие на взгляды генерала на европейское строительство.

Условия военного времени стимулировали и радикальные проекты. 7 июля 1944 г. в Женеве была утверждена Декларация европейских движений Сопротивления (Манифест Европейского Сопротивления) и одобрена на встрече представителей антифашистских организаций девяти европейских государств, которые подтвердили, что жизнь народов должна основываться на уважении личности, социальной справедливости, безопасности, совместном использовании экономических ресурсов на общее благо. Для того чтобы Европа перестала быть эпицентром глобальных конфликтов, необходимо образовать «между народами Европы федеративный союз». В рамках такого союза предлагалось создать панъевропейское правительство, ответственное перед народами (через европейский Парламент), единую армию, что, кстати, предполагало роспуск национальных армий, и верховный суд.

Таким образом, в 1920-1940-е гг. был составлен огромный массив проектов «единой Европы», а также документов, касающихся её отдельных политических и правовых институтов. Каждый конкретный шаг был обоснован, так как прежде всего сама концепция европейского строительства и интеграции была заранее подвергнута глубокой интеллектуальной проработке. Рассмотренные инициативы продвигались и в первые годы после окончания войны, в частности через бывших деятелей движения Сопротивления, вошедших в правительства различных европейских стран.

4. Послевоенный период (1945-1950 гг.) -

новое движение за объединение Европы

После окончания Второй мировой войны интеграционный процесс в Европе приобрёл более конкретные очертания, во-первых, благодаря

возросшей популярности «европейской идеи», а во-вторых, ввиду появления реальных проблем в Европе, стимулирующих начало политического объединения.

Особый интерес представляет сборник «Мускулы мира», в котором собраны выступления и речи премьер-министра Великобритании Уин-стона Черчилля в период с 1938 г. по 1946 г. В них он пропагандирует единство нации и всех стран мира в борьбе против насилия и тирании. А речь, получившая название «Трагедия Европы», произнесённая им 19 сентября 1946 г. в Цюрихском университете, стала отправной точкой послевоенного движения за единую Европу, призывом к окончанию национальных распрей, франко-германского антагонизма и образованию на континенте «нечто вроде Соединённых Штатов Европы». В 1947 г. в Париже был сформирован Международный координационный комитет Движения за объединение Европы, которое возглавлял сам Черчилль. В 1948 г. в Гааге состоялся Конгресс Европы, в результате которой образовался Совет Европы в 1949 г., взявший на себя функции защиты прав человека.

В 1947 г. государственный секретарь США Джордж Маршалл инициирует свой проект -«план Маршалла». Данная помощь Европе в сумме 13 миллиардов долларов была оказана в обмен на создание плана Европейской экономической федерации при участии Бенилюкса.

«План Маршалла» необходимо было администрировать, для чего и была создана Организация европейского экономического сотрудничества (1948 г., объединяла 18 стран Европы), а затем на её основе - Организация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР (1961 г.). ОЕЭС добилась следующих достижений в области восстановления экономики западноевропейских стран:

1. Был учрежден Европейский платёжный союз (ЕПС), просуществовавший до 1958 г., который при участии Банка международных расчетов (Bank for International Settlements - BIS), финансировавшегося частично США, сыграл существенную роль в восстановлении конвертируемости валют западноевропейских стран;

2. Создание ЕПС, повлекшее упрощение взаимных платежей между государствами и предприятиями из разных стран, побудило страны-члены организации принять Кодекс либерализации торговли («Code of Liberalization»). Благодаря этому к 1957 г. 82% товарооборота внутри ОЕЭС были освобождены от количественных ограничений.

Однако цель дальнейшего развития интеграции, которая указывалась в учредительных документах организации, - создание в Европе зоны свободной торговли или таможенного союза - не

была достигнута. Причиной тому были не только противоречия и разногласия между различными ее участниками.

Существенную роль сыграла слабость организационных структур ОЕЭС, отсутствие у её институтов наднациональных полномочий. Органы ОЕЭС состояли из представителей государств-членов, по одному от каждого, или экспертов, назначаемых национальными правительствами. Резолюции и рекомендации ОЕЭС не имели обязательной юридической силы для государств-членов. Решения, хотя и обладали таковой, для утверждения требовали единогласного принятия представителями всех государств.

Именно в этом, как считали сторонники углубления европейской интеграции, и заключалась главная причина неудачи ОЕЭС как интеграционной организации. ОЕЭС, «создание которой было вызвано Америкой как смелая попытка преодолеть барьеры европейской системы национальных государств в течение трёх лет <...> стала настолько деполитизированной, что превратилась в форум для регистрации международных соглашений по разным вопросам, преимущественно незначительного характера». Приведу ещё более критическую оценку роли ОЕЭС: данная организация вместе с Европейским платёжным союзом рассматривались в качестве «агентств по латанию дыр, и ничего более».

НАТО и Западноевропейский союз. Идеи «атлантизма» заключаются в создании политического и военного союза стран, основанного на западных ценностях под эгидой США и при участии Европы и ряда стран Содружества.

У. Черчилль в своей Фултоновской речи 5 марта 1946 г. в присутствии Гарри Трумэна предложил создание западной военной коалиции против СССР. В 1948 г. была основана Организация Североатлантического договора, НАТО. В Европе она базировалась на Западноевропейском союзе (1954 г.). Сначала был создан Западный союз на основе Брюссельского пакта 1948 г., который предусматривал возможность для Франции, Великобритании, Нидерландов и Люксембурга осуществлять коллективную самооборону на основании статьи 51 Устава ООН. 11 августа 1950 года в Консультативной ассамблее Совета Европы У. Черчилль произнёс речь «о немедленном создании объединенной европейской армии».

В мае 1948 г. в Гааге (Нидерланды) на Европейском Конгрессе федералистов, собравшем 713 делегатов из 16 стран, было разработано два

плана интеграции - «федералистский» и «юнионистский» (в отечественной литературе также «конфедеративный», «союзный»). Кон-

гресс высказался в поддержку создания объединённой Европы, принятия Всеобщей декларации прав человека, учреждения Европейской парламентской ассамблеи и Суда, призванного обеспечить соблюдение положений Декларации о правах человека. В 1949 г. на заседании ОЕЭС был сделан настоятельный призыв ускорить прогресс в направлении «интеграции западноевропейской экономики»: суть такой интеграции будет заключаться в формировании единого крупного рынка, в рамках которого количественные ограничения на движение товаров, денежные барьеры на пути платёжного потока и, в конечном счете, все тарифы будут навсегда отменены [10, с. 64-78].

Однако ни ОЕЭС, ни Совет Европы, ни НАТО не смогли послужить формами полномасштабной европейской интеграции и претворения в жизнь целей «европейской идеи». Все эти образования были созданы как организации в рамках межправительственного сотрудничества, основанные на принципе суверенного равенства государств и сохранении у них права вето. Метод межправительственных консультаций оказался долгим и неэффективным, когда целью является объединение разных народов в единую экономическую и социально-политическую общность. Именно поэтому в ограничении государственного суверенитета, создании наднациональных структур с реальными властными полномочиями, в постепенной федерализации Европы и заключалась сущность «плана Шумана» 1950 г., с которого началось строительство Европейского союза.

Заключение

Не затрагивая события второй половины XX века, следует, однако, отметить развитие научно-теоретической мысли на стыке этих периодов, а именно чётко обозначившуюся, начиная с 1940-х гг., особую тенденцию к положительной трактовке интеграционных процессов в Европе среди зарубежных специалистов в области историографии, политологии и социологии. Так, особенно глубоко изученными оказались четыре направления: социальная коммуникация, теория формирования государственных и национальных общностей, плюралистическая школа Карла Дойча; неофункционализм в исследовании интеграции Эрнста Хааса и Дэвида Митрани; функционализм и сравнительный федерализм в европейской интеграции Альтиеро Спинелли.

К концу 1940-х гг. был сделан был вывод о том, что реальная европейская интеграция может быть осуществлена только при условии совместного применения как международно-правовых инструментов, так и средств внутригосударственного правового регулирования.

При этом необходимыми условиями, гарантирующими интеграцию, являются: добровольное ограничение суверенитета государств-членов, объединение и передача ими ряда своих полномочий наднациональному органу, осуществляющему деятельность исходя из общих интересов. В этой связи необходимо выделить четыре основных положения «коммунитарного метода», разработанного Жаном Монне и являющегося достижением «плана Шумана» 1950 г.: 1) федеративная цель; 2) постепенность интеграционных процессов; 3) интеграция как способ решения общественных проблем; 4) ограничение государственного суверенитета и создание наднациональных органов власти. Именно на основании данного метода должен был появиться наднациональный уровень политической власти, целью которого является «общее благо объединившихся народов». Практическая реализация плана началась с создания ЕОУС (Европейского объединения угля и стали), ставшего отправной точкой формирования будущего Европейского союза.

Список литенатуны

1. Бирюков М.М. Европейское право: до и после Лиссабонского договора. М.: Статут, 2013. 240 с.

2. Ковлер А. И. Европейская интеграция: федералистский проект (историко-правовой очерк). М.: Статут, 2016. 216 с.

3. Матвеевский Ю.А. Европейская интеграция в исторической ретроспективе: Монография. М.: МГИМО-Университет, 2011. 286 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. Право Европейского союза в 2 т. Т. 1. Общая часть: Учебник для бакалавров / Под ред. С.Ю. Кашкина. 4-е изд., пере-раб. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2013. 647 с.

5. Блажеев В.В., Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А. и др. Интеграционное право: Учебник / Отв. ред. С.Ю. Кашкин. М.: Проспект, 2017. 720 с.

6. Юмашев Ю.М. Европейская идея и её развитие от «христианской республики» до Европейского союза // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2015. № 3. С. 5-46.

7. Европейская интеграция: Учебник / Под ред. О.В. Буториной. М.: Издательский дом «Деловая литература», МГИМО, 2011. 720 с.

8. Панарина Е. А. Развитие идеи европейской интеграции в первой половине XX века: Дис. ... к.и.н. Ставрополь, 2006. 279 с.

9. Европейский Манифест // Европейский альманах. История. Традиции. Культура / Отв. ред. А.О. Чубарьян. М.: Наука, 1991. 176 с.

10. Право Европейского Союза: Учебник для магистров / Под ред. С.Ю. Кашкина. 3 -е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Юрайт»; ИД «Юрайт», 2014. 119 с.

DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF THE FORMATION OF THE EUROPEAN UNION (THE 19th CENTURY - THE FIRST HALF OF THE 20th CENTURY)

A.M. Korzhenyak

This paper provides a historical and legal overview of the development of the «European idea» from the beginning of the 19th century to the end of the First World War, considers new projects of European integration during the inter-war period (1919-1939), analyzes the main features of the development of the «European idea» during the Second World War (1939-1945), characterizes the post-war period (1945-1950), which marked the beginning of a new movement for the unification of Europe. The methodological basis of the study consists of comparative-legal, historical, systemic and structural-functional methods, as well as methods of legal interpretation and institutional analysis. The author summarizes the analytical study made by the end of the 1940s with the conclusion that the real European integration can be implemented only with the joint application of both international legal instruments and means of domestic legal regulation. In this case, the necessary conditions guaranteeing integration are the following: voluntary limitation of sovereignty of member states, unification and transfer by them of some of their powers to a supranational body operating on the basis of common interests. In this regard, the four main provisions of the «communitarian method» elaborated by Jean Monnet, an achievement of the Schuman Plan of 1950, seem to be defining and essentially important: 1) federal purpose; 2) gradualism of integration processes; 3) integration as a way of solving social problems; 4) limitation of state sovereignty and creation of supranational authorities. It was on the basis of this method that a supranational level of political power was to emerge, the goal of which was the «common good of the peoples united». The practical implementation of the plan began with the creation of the ECSC (European Coal and Steel Community), which became the starting point for the formation of the future European Union.

Keywords: European Union, «European Idea», European Integration, Pan-Europeanism, United States of Europe, «Briand Plan», «global federalism», «Marshall Plan», «Schuman Plan», «communitarian method».

References

1. Biryukov M.M. European law: before and after the Lisbon Treaty. Moscow: Statute, 2013. 240 p.

2. Kovler A.I. European integration: Federalist project (historical and legal essay). Moscow: Statute, 2016. 216 p.

3. Matveevsky Yu.A. European integration in historical retrospect: Monograph. Moscow: MGIMO-University, 2011. 286 p.

4. Kashkin S.Yu., Chetverikov A.O. The law of the European Union in 2 vols. 1. General part: Textbook for bachelors / Ed. by S.Yu. Kashkin. 4th ed., revised and expanded. M.: Publishing house «Yurayt», 2013. 647 p.

5. Blazheev V.V., Kashkin S.Yu., Kalinichenko P.A. and others. Integration law: Textbook / Ed. S.Yu. Kashkin. Moscow: Prospect, 2017. 720 p.

6. Yumashev Yu.M. The European idea and its development from the «Christian Republic» to the European Union // Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 2015. № 3. P. 5-46.

7. European integration: Textbook / Ed. O.V. Butori-na. Moscow: Publishing House «Business literature», MGIMO, 2011. 720 p.

8. Panarina E.A. The development of the idea of European integration in the first half of the XX century: Dissertation of the Candidate of Historical Sciences. Stavropol, 2006. 279 p.

9. The European Manifesto // The European almanah. History. Traditions. Culture / Ed. A.O. Chubaryan. Moscow: Science, 1991. 176 p.

10. The law of the European Union: A textbook for lawyers / Ed. by S.Yu. Kashkin. 3rd ed., revised and expanded. M.: Yurayt, 2014. 119 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.