Развитие концепции физической подготовки
курсантов образовательных учреждений
МВД России
А.В. Карасев
заведующий кафедрой физического воспитания Академии экономики и предпринимательства,
профессор; И.Ю. Уфимцев заместитель начальника кафедры физической подготовки АЭБ МВД России
Система физического воспитания имеет определенную структуру, специфические функции, характерные взаимосвязи с другими общественными системами.
Для совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки в органах внутренних дел, прежде всего, требуется уточнение основных понятий, концепции построения, наличие системы руководящих документов, необходимой материальной базы, квалифицированных специалистов (преподавателей, инструкторов и т.п.), а также методики, позволяющей в условиях сегодняшнего дня эффективно решать общие и специальные задачи. Ключевым моментом в перечне перечисленных проблем является определение концепции физической подготовки, сформулированной исходя из основных положений теории физического воспитания. Поэтому анализ проблемы необходимо начать с основ физической культуры и физического воспитания1.
По мере развития данной концепции делался упор на развитие таких компонентов, как: базовая физическая культура и спорт; оздоровительно-реабилитационная физическая культура; адаптивная физическая культура; профес-сионально-прикладная физическая культура; спорт высших достижений; профессиональный спорт.
Для научного анализа проблемы необходимо, прежде всего, рассмотрение самого понятия концепции. Как известно, концепция - это определенный способ понимания трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения. Очевидно, что практическое выражение этого может быть осуществлено через совокупность основных
теоретических положений, описывающих исследуемый предмет, явление или процесс. С другой стороны, этот же термин употребляется для обозначения ведущего замысла в каком-либо виде деятельности. Поэтому концепцию физической подготовки сотрудников ОВД необходимо определить как совокупность теоретических положений, на основе которых осуществляется ее построение, ее основную идею.
По нашим наблюдениям из года в год усиливается тенденция снижения физической подготовленности абитуриентов из числа гражданской молодежи и сотрудников органов внутренних дел, поступающих в институт. Уменьшается и количество поступающих в институт спортсменов- разрядников.
В то же самое время спортивные мероприятия, проводимые МВД России и ЦС "Динамо", ориентированы на достижение высоких результатов небольшими группами спортсменов, подготовленных, как правило, вне стен образовательных учреждений и органов внутренних дел МВД России, и фактически не стимулируют развитие массового спорта в процессе обучения.
Кроме того, традиционные формы и методы обучения курсантов и слушателей ряду боевых приемов борьбы и служебно-прикладным видам спорта не позволяют надолго сохранять навыки и умения в процессе дальнейшей служебной деятельности, особенно в экстремальных условиях.
Количество часов, выделяемых на учебные занятия по физической подготовке (100 ч. в год для сотрудников ОВД и 2 часа в неделю для курсантов и слушателей образовательных учреждений)2, достаточно лишь для поддержания физической подготовленности сотрудников. Но их явно мало для освоения
1 См.: Концепция совершенствования физической подготовки курсантов образовательных учреждений Министерств и ведомств органов безопасности и правопорядка РФ //Материалы межведомственного научно-практического семинара АЭБ МВД России от 27 апреля 2007 г.
2 Приказ МВД России №412 от 29 июля 1996 г. "Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел".
Правоохранительная деятельность
боевых приемов борьбы, то есть для доведения их выполнения до автоматизации и совершенствования профессионально важных двигательных качеств, а также для воспитания моральных и психических качеств.
Учитывая, что основные задачи по физической подготовке сотрудников ОВД, курсантов и слушателей образовательных учреждений решаются преимущественно на учебных занятиях, механизм их реализации должен осуществляться через:
— совершенствование методики проведения учебных занятий;
— обязательное проведение дополнительных занятий в форме самоподготовки и в спортивных секциях;
— оптимизацию планирования и достижение общей недельной физической нагрузки не менее 4-х часов в неделю;
— повышение ответственности должностных лиц за проведение физической подготовки и реализацию планов спортивно-массовой работы;
— организацию занятий в группе лечебной физкультуры;
— оснащение учебного процесса необходимым инвентарем и оборудованием.
Следует совершенствовать и систему непрерывного контроля физической подготовленности сотрудников ОВД, курсантов и слушателей образовательных учреждений. Результаты такого мониторинга дадут возможность совершенствования учебных программ и методики проведения всех форм физической подготовки.
В целях решения проблемы вовлечения сотрудников, курсантов и слушателей образовательных учреждений в занятия спортом особое внимание необходимо обратить на организацию регулярных тренировок в спортивных секциях, проведение спортивных соревнований по служебно-прикладным видам спорта.
При этом, основными показателями спортивной работы в ОВД необходимо считать количество участников, выполняющих нормативы НФП-96 и спортивные разряды в соревнованиях различного ранга.
Для обеспечения спортивных мероприятий квалифицированным судейством необходимо шире практиковать подготовку из числа сотрудников общественных судей по видам спорта.
Для популяризации спорта шире использовать информирование личного состава об успехах спортсменов средствами наглядной ситуации, применять разнообразные формы поощрения спортсменов и тренеров для достижения высших спортивных результатов.
Специалисты-разработчики последнего Наставления по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел (НФП-96), подчеркивают, что в основу была положена идея всестороннего гармоничного развития человека, декларированная, в свое время, государственными и партийными документами советской эпохи и, выражающая один из основополагающих принципов физического воспитания населения. Как известно, этот же принцип был заложен в основу Всесоюзного спортивного комплекса ГТО - важнейшего программно-нормативного документа, направленного на развитие спортивно-массовой работы в стране.
Однако эта идея не была отражена, по крайней мере, в виде четкой формулировки в руководящих документах и в научно-методических материалах МВД. Кроме того, важнейшим для МВД являлась и другая установка: "Каждый сотрудник - спортсмен!"
Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел до настоящего времени не имела сформулированной концепции, выражающей ее основную идею, ни по цели и задачам, ни по предназначению.
В то же время анализ НФП-96 показывает, что оно построено с учетом современного уровня развития теории и методики физического воспитания; в нем также обобщен положительный опыт, накопленный специалистами МВД и Вооруженных сил.
На опыте Вооруженных сил хотелось бы остановиться более подробно. Особенностями, характеризующими систему физической подготовки Вооруженных сил, являются, прежде всего:
— наличие специализированного Военного института физической культуры (единственного в мире для Вооруженных Сил), научно-исследовательской лаборатории (впоследствии - научно-исследовательский центр) и адъюнктуры по научной специальности 13.00.04. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры;
— необходимое количество штатных специалистов по физической подготовке и спорту, прошедших обучение в ВИФКе, и реализующих на практике боевой подготовки войск, единые организационные и методические принципы;
— наличие в структуре органов военного управления подразделений боевой подготовки, в штате которых имеются отделы (отделения) физической подготовки и спорта;
п 01 г
во о о
N
и и
О (к
а
со
н
и о
X
и п
Е
о
м ф
в
о а
о ф
г X
Е о
X
о а
т
Е ф
^
п
к <
X X X н
и ф
со
— наличие в структуре органов военного управления МО Спортивного комитета МО РФ, курирующего вопросы физической подготовки и спорта.
Как результат, - сегодня Вооруженные силы обладают уникальным банком данных по проблемам физической подготовки различных категорий военнослужащих, а также призывного контингента. У них разработаны основы теории и организации физической подготовки войск; подготовлены и изданы учебники по ряду дисциплин, необходимых исключительно для подготовки специалистов Вооруженных сил: по рукопашному бою, преодолению препятствий, в том числе, горных и водных преград, легководолазной подготовке, физиологии воинского труда, особенностям подготовки военнослужащих различных видов и родов войск и др. (следует заметить, что в МВД до сих пор не издано ни одного учебника по физической культуре сотрудников).
В органах внутренних дел срок службы не ограничен 1,5-4-летним периодом, а основной контингент сотрудников можно, по аналогии с армией, охарактеризовать как профессионально подготовленные кадры постоянного состава. Кроме того, в отличие от армии, которая в мирное время несет боевое дежурство и занимается боевой подготовкой, сотрудники ОВД постоянно находятся на переднем крае борьбы с преступностью, а значит постоянно, в течение многих лет службы испытывают нагрузки. Имеются также и объективные трудности с реализацией планов проведения физической подготовки из-за особенностей их служебной деятельности.
С одной стороны, нельзя не учитывать специфики профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Требования к уровню физической подготовленности, например, профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений, сотрудников паспортно-визовой службы, криминальной милиции, спецподразделений будут, очевидно, различны.
Если для оперативного состава важна скоростно-силовая и силовая подготовка, владение боевыми приемами борьбы, то для других категорий
сотрудников более важна общая выносливость для поддержания высокой профессиональной работоспособности.
С другой стороны, задачи сохранения здоровья и творческого долголетия средства-
ми физической культуры, внедрение здорового образа жизни играют для сотрудников ОВД далеко не последнюю роль. Базой для обеспечения решения этих задач является преимущественное совершенствование общей (аэробной) выносливости.
Поэтому, на наш взгляд, необходима дифференциация физической подготовки в соответствии с особенностями профессиональной деятельности сотрудников ОВД и их возрастными особенностями. Очевидно, необходимо определить несколько уровней оценки физической подготовленности, регламентированных соответствующими нормативами.
Таким образом, физическая подготовка представляет собой один из компонентов общенациональной системы физической культуры страны и профессионально-прикладной физической подготовки в органах внутренних дел и образовательных учреждениях МВД России. Она регламентируется законодательством России и ведомственными нормативными актами МВД.
Физическая подготовка - это составная часть служебно-боевой подготовки, которая представляет собой плановый учебно-тренировочный процесс, направленный на обеспечение и поддержание физической подготовленности личного состава к выполнению оперативно-служебных задач, сохранение высокой работоспособности, здоровья и служебного долголетия сотрудников органов внутренних дел. Она строится на основе поэтапного усиления физических и психических нагрузок, постепенного усложнения и доведения до автоматизма двигательных навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей и оперативно-боевых задач.
Физическая подготовка в МВД может быть охарактеризована концепцией специальной направленности физической подготовки сотрудников ОВД, дифференцированного поэтапного формирования их физической подготовленности к выполнению служебных обязанностей и оперативно-боевых задач.
Определение концепции физической подготовки сотрудников ОВД поможет усовершенствовать систему руководящих документов, ее содержание и методику, систему проверки и оценки различных категорий сотрудников ОВД. Как следствие это должно привести к повышению боеготовности сотрудников ОВД.