Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
402
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ / КОНСТРУКТИВНОЕ САМОУТВЕРЖДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / САМООТНОШЕНИЕ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Еремина Юлия Витальевна, Вдовина Наталья Александровна

Актуальность статьи обусловлена важностью развития конструктивного самоутверждения детей подросткового возраста. В научной статье дается анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Целью статьи является раскрытие эффективности программы развития конструктивного самоутверждения подростков. Авторами представлены результаты исследования самоутверждения подростков до и после проведения формирующего эксперимента. Приведены результаты математической обработки данных результатов исследования после формирующего эксперимента. Статья предназначена для студентов, преподавателей педагогических вузов и педагогов общеобразовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CONSTRUCTIVE SELF-APPROVAL OF ADOLESCENTS

The relevance of the article is due to the importance of the development of constructive self-affirmation of adolescent children. The scientific article analyzes the psychological and pedagogical literature on the problem of research. The purpose of the article is to reveal the effectiveness of the program for the development of constructive self-affirmation of adolescents. The authors present the results of the study of self-affirmation of adolescents before and after the formative experiment. The results of mathematical processing of the data of the results of the study after the formative experiment are presented. The article is intended for students, teachers of pedagogical universities and teachers of educational organizations.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

6. Капцов А.В. Принцип фрактальности при моделировании стадий становления субъектности: определение и сущность // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2020. - №1 (27). - С. 88-96.

7. Капцов А.В., Колесникова Е.И. Взаимосвязь внешних и внутренних факторов со стадиями становления субъектности обучающихся // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2019. - №1 (25). -С. 53-73.

8. Капцов А.В., Колесникова Е.И., Некрасова Е.В. Способы выполнения учебных действий как предикторы динамики стадий становления субъектности студентов вуза // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». -2020. - №1 (28). - С. 60-70.

9. Котлярова И.О., Прохазка М. Информальное образование в системе непрерывного образования научно-педагогических работников // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2016. - №4. - С. 16-22.

10. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю., Трубников В.И. О природе психологических предикторов // Психологическая наука и образование. - 1998. - Том 3. - № 1. - С. 27-34.

11. Михайлов А.А., Федулов В.И. Влияние пандемии COVID-19 на российский рынок труда // Московский экономический журнал. - 2020. - №11. - С. 597604. URL: https://cyberiemnka.m/artide/n/vHyame-pandemii-covid-19-na-rossiyskiy-rynok-truda (дата обращения: 04.11.2021).

12. Панов В.И. Экопсихология. Парадигмальный поиск. - М.: Пед. ин-т РАО; СПб.: Нестор-История, 2014. - 304 с.

13. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16).

14. Потанина А.М, Моросанова В.И. Регуляторная типология учащихся средней и старшей школы // Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования (к 90-летию со дня рождения О.А. Конопкина). - 2021. - №1. -С. 90-99.

15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального Государственного стандарта среднего общего образования» от 17 мая 2012 г. № 413.

16. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - СПб.: Питер, 2017. - 287 с.

17. Станковская Е.Б. Переживание «я могу»: опыт реконструкции субъекта // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - Т. 9, № 4. - С. 125-132.

18. Становление субъектности учащегося и педагога: Экопсихологическая модель / под ред. В.И. Панова. - М.: ПИ РАО; СПб.: Нестор-История, 2018. - 302 с.

Психология

УДК 159.922.6(045)

магистрант кафедры психологии Еремина Юлия Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат психологических наук, доцент Вдовина Наталья Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена важностью развития конструктивного самоутверждения детей подросткового возраста. В научной статье дается анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Целью статьи является раскрытие эффективности программы развития конструктивного самоутверждения подростков. Авторами представлены результаты исследования самоутверждения подростков до и после проведения формирующего эксперимента. Приведены результаты математической обработки данных результатов исследования после формирующего эксперимента. Статья предназначена для студентов, преподавателей педагогических вузов и педагогов общеобразовательных организаций.

Ключевые слова: самоутверждение, конструктивное самоутверждение, подростки, самоотношение, программа развития конструктивного самоутверждения.

Annotation. The relevance of the article is due to the importance of the development of constructive self-affirmation of adolescent children. The scientific article analyzes the psychological and pedagogical literature on the problem of research. The purpose of the article is to reveal the effectiveness of the program for the development of constructive self-affirmation of adolescents. The authors present the results of the study of self-affirmation of adolescents before and after the formative experiment. The results of mathematical processing of the data of the results of the study after the formative experiment are presented. The article is intended for students, teachers of pedagogical universities and teachers of educational organizations.

Keywords: self-affirmation, constructive self-affirmation, teenagers, self-attitude, program for the development of constructive self-affirmation.

Введение. Самоутверждение выступает одной из главных проблем, которую рассматривает психолого-педагогическая наука в контексте саморазвития личности человека. В подростковом возрасте, данной категории отводится одно из важнейших мест, так как дети начинают осознавать свою уникальность, ценность.

Исследованием проблемы самоутверждения личности занимались такие авторы, как О.В. Барсукова и А.Ю. Усепова [1], Г.В. Доржиева [3], Е.А. Киреева [6], Л.К. Фортова и О.М. Овчинников [8] и др.

Нами были выделены следующие определения понятия «самоутверждение», которые наиболее полно раскрывают его смысл. Г.В. Доржиева рассматривает самоутверждение через призму потребности, автор считает, что смоутверждение, это: «стремление к реализации своего Эго, силы своего «Я» ведущая потребность для одаренных и амбициозных людей в профессиональном и личностном развитии» [3, С. 44].

Как утверждают О. В. Барсукова и А. Ю. Усепова, «самоутверждение - это стремление человека к сохранению собственной высокой самооценки и подтверждению ее в высказываниях других людей, а также вызванное этим стремлением поведение» [1, C. 84].

По мнению Н.А. Подымова, Л.С. Подымовой самоутверждение является «стремлением человека к высокой оценке со стороны окружающих и самооценке своей личности и обусловленное этим стремлением поведение» [7, C. 147].

Как считают Л.К. Фортова и О.М. Овчинников, самоутверждение рассматривается через «стремление к получению подтверждения о собственной ценности посредством установления эквивалентных отношений между оценкой Я и объектами, обладающими ценностью» [8, С. 435].

Изложение основного материала статьи. В основу своего исследования мы взяли классификация форм самоутверждения человека, которую выделил Е.А. Киреева:

1. Первая форма - самоподавление. Человека, у которого данная форма выступает доминирующей, можно охарактеризовать, как безынициативного, скрывающего свои отрицательные эмоции за «маской» доброжелательности.

2. Вторая форма - доминирование (деструктивная). Людей данной категории характеризует высокое самомнение, навязчивость своих идей. Человек с доминирующей формой самоутверждения часто отвечает, перебивая своего собеседника, считая себя правым во всем.

3. Третья форма - конструктивная. Человека, у которого данная форма самоутверждения является доминирующей, можно охарактеризовать с положительной стороны: свое мнение он выражает в приемлемом тоне, не перебивая других, учитываем мнение оппонента [6].

Рассматривая проблему самоутверждения подростков, можно отметить, что конструктивная форма для детей данного возраста предполагает развитость рефлексии, всесторонней активности, достаточный уровень самоконтроля, самодисциплины [4].

Таким образом, исходя из анализа теоретической литературы по проблеме исследования, можно сделать следующие выводы, что самоутверждение - это стремление субъекта к переживанию самоценности и его результат, возникающий в процессе реализации им своего личностного потенциала.

Целью нашей работы является исследование доминирующих форм самоутверждения подростков, разработка программы развития конструктивного самоутверждения подростков и анализ ее эффективности.

В нашем исследовании были поставлены следующие основные задачи: на основании литературных источников провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Затем подобрать комплекс методик исследования самоутверждения подростков и провести эмпирическое исследование самоутверждения подростков. На основании полученных результатов, разработать и апробировать программу развития конструктивного самоутверждения подростков. Конечной задачей выступает определение эффективности предложенной программы, с помощью статистических методов.

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя следующие этапы:

1) констатирующий - проведение диагностики доминирующих форм самоутверждения подростков данной выборки;

2) формирующий - разработка программы развития конструктивного самоутверждения подростков;

3) контрольный - повторная диагностика исследуемых показателей, применение метода математической обработки данных.

Исследование проводилось на базе МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа» г.о. Саранск. В исследовании приняли участие 40 учащихся 8-х классов. Возраст испытуемых - 14-15 лет.

Цель констатирующего этапа исследования заключалась в диагностике форм самоутверждения подростков.

В ходе исследования подросткам предлагались три методики: методика «Исследование особенностей самоутверждения» (Е.А. Киреева, Т.Д. Дубовицкая), методика «Стратегии самоутверждения личности» (Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова), «Методика изучения самоотношения» (МИС) (С.Р. Пантилеев).

Проведенное нами исследование показало, что большинству испытуемых присущи неконструктивные формы самоутверждения: деструктивное (45%), отказ от самоутверждения (25%), доминирование (40%), самоподавление (25%). У большинства подростков преобладают следующие особенности самоотношения: средний уровень закрытости, самоуверенности, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности; низкий уровень саморуководства, самопринятия; высокий уровень внутренней конфликтности и самообвинения.

На основании полученных данных констатирующего этапа исследования на формирующем этапе была разработана программа тренинга, направленная на развитие конструктивного самоутверждения подростков.

В состав экспериментальной группы мы включили 20 подростков, у которых в ходе проведения констатирующего этапа исследования по данным использованных методик была выявлена деструктивная форма самоутверждения, а также такие особенности самоотношения как низкий уровень саморуководства и самопринятия, высокий уровень внутренней конфликтности и самообвинения.

Разработанная нами тренинговая программа развития конструктивного самоутверждения, в отличие от уже существующих, отличается тем, что в ее основе лежит механизм рефлексии, который позволяет повысить самооценку и самоценность подростка, а также проанализировать и скорректировать собственное поведение.

Основная форма реализации программы является психологический тренинг. Программа содержит 16 тренинговых занятий. Средняя продолжительность занятия составляла 50-60 минут. Занятия должны проводиться 2-3 раза в неделю.

Ожидаемые результаты реализации программы: овладение конструктивными формами самоутверждения, актуализация своих личностных ресурсов, позволяющих достигать успехов, принятие ответственность на себя в решении своих жизненных задач.

Программа тренинга включала три этапа:

1. Вводный - направлен на сплочение группы подростков, создание доброжелательной атмосферы, развитие эмпатии.

2. Основной - направлен на повышение у подростков стремления к самопознанию, развитие рефлексии и навыков адекватной оценки себя.

3. Заключительный - направлен на закрепление конструктивных форм самоутверждения и оценку полученных результатов.

Каждое занятие имеет свою цель, которая позволяет достичь главную цель программы, а также следующие части: ритуал приветствия, основная часть, рефлексия, ритуал прощания.

При составлении программы развития конструктивного самоутверждения подростков нами были проанализированы работы Е.В. Гришиной [2], Л.П. Карпушиной и Т.В. Алатырцевой [5], Е.А. Киреевой [6] и др.

В ходе реализации программы должны использоваться разнообразные методы и приемы: дискуссия; ролевые игры; групповые и индивидуальные задания; медитативные техники; двигательные упражнения.

С целью выявления эффективности программы конструктивного самоутверждения подростков был проведен контрольный этап эксперимента. Были повторно изучены исследуемые характеристики с помощью методик, которые использовались на констатирующем этапе исследования.

Повторная диагностика показала, что большинству подростков экспериментальной группы, после проведения формирующего эксперимента, присущи конструктивные формы самоутверждения. У большинства подростков преобладают

следующие особенности самоотношения: средний уровень внутренней конфликтности, самообвинения, самопривязанности, самопринятия, самоценности.

Для оценки значимости произошедших изменений рассмотрели величины выборочных дисперсий двух независимых выборок между формами самоутверждения подростков экспериментальной группы до и после проведения программы развития конструктивного самоутверждения, с помощью Т-критерия Вилкоксона.

По результатам статистических подсчетов данных по методике «Исследование особенностей самоутверждения» (Е.А. Киреева, Т.Д. Дубовицкая), нами была подтверждена альтернативная гипотеза Н1 о наличии различий результатов экспериментальной группы после формирующего эксперимента по шкалам: «конструктивное самоутверждение» -(Тэмп.=1), «деструктивное самоутверждение» - (Тэмп. = 9), «отказ от самоутверждения» - (Тэмп. = 33) свидетельствуют о статистически достоверных изменениях на однопроцентном уровне значимости (p<0,01). По результатам статистических подсчетов данных по методике «Стратегии самоутверждения личности» (Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова) нами была подтверждена альтернативная гипотеза Н1 о наличии различий результатов экспериментальной группы после формирующего эксперимента по доминирующей стратегии (конструктивная/деструктивная) - (Тэмп. = 34), свидетельствует о статистически достоверном изменении на однопроцентном уровне значимости (p<0,01).

По результатам статистических подсчетов данных по методике «Методика изучения самоотношения» (МИС) (С.Р. Пантилеев) нами была подтверждена альтернативная гипотеза Н1 о наличии различий результатов экспериментальной группы после формирующего эксперимента по шкалам: «закрытость» - (Тэмп. = 13), «самоуверенность» - (Тэмп. = 5), «саморуководство» - (Тэмп. = 13), «самопринятие» - (Тэмп. = 1), «самопривязанность» - (Тэмп. = 8,5), «внутренняя конфликтность» - (Тэмп. = 24,5), «самообвинение» - (Тэмп. = 15,5) свидетельствуют о статистически достоверном изменении на однопроцентном уровне значимости (p<0,01). По шкалам «отраженное самоотношение» - (Тэмп. = 54), «самоценность» - (Тэмп. = 58) свидетельствуют о статистически достоверном изменении на пятипроцентном уровне значимости (p<0,05). Таким образом, по результатам математической обработки данных обнаружено, что существуют различия между уровнями сформированности форм самоутверждения подростков экспериментальной группы после формирующего эксперимента.

Выводы. В работе рассматривалась важная научная проблема -исследование доминирующих форм самоутверждения подростков. С целью выполнения представленных задач, мы провели теоретическое и практическое исследование. В ходе экспериментального исследования, нами были изучены формы самоутверждения подростков, составлена и реализована программа развития конструктивного самоутверждения подростков, а также была доказана ее эффективность с помощью метода математической обработки данных.

Литература:

1. Барсукова, О.В. Психологическое содержание понятия «самоутверждения» / О.В. Барсукова, А.Ю. Усепова // Новая наука: теоретический и практический взгляд. - 2016. - №4-3(75). - С. 84-86.

2. Гришина, Е.В. Особенности жизнестойкости подростков / Е.В. Гришина // Молодой ученый. - 2021. - № 41 (383). - С. 288-290. - URL: https://moluch.ru/archive/383/84428/ (дата обращения: 15.10.2021).

3. Доржиева, Г.В. Психологические особенности самоутверждения подростков / Г.В. Доржиева, Э.В. Будаева // Вестник научных конференций. - 2015. - № 2. - 1 (2). - С. 44-45.

4. Жуина, Д.В. Развитие мотивации достижения успеха у подростков / Д.В. Жуина, Е.П. Кильдяйкина // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Выпуск 59. - Ч. 3. -С. 453-457.

5. Карпушина, Л.П. Общекультурная компетентность подростков как психолого-педагогическая проблема / Л.П. Карпушина, Т.В. Алатырцева // Гуманитарные науки и образование. - 2016. - №4. - С. 137-141.

6. Киреева, Е.А. Психологическая поддержка конструктивного самоутверждения подростков / Е.А. Киреева // ИЦРОН. Актуальные проблемы современной педагогики и психологии. - 2019. - URL.: https://izron.ru/articles/aktualnye-problemy-sovremennoy-pedagogiki-i-psikhologii-v-rossii-i-za-rubezhom-sbomik-nauchnykh-tru/sektsiya-19-pedagogicheskaya-psikhologiya-spetsialnost-19-00-07/psikhologicheskaya-podderzhka-konstruktivnogo-samoutverzhdeniya-podrostkov/ (Дата обращения: 05.10.2021).

7. Подымов, Н.А. Профессиональное самоопределение личности: временной и территориальный аспект / Н.А. Подымов, Л.С. Подымова // Известия Юго-Западного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. - 2016. - №2 (19). - С. 144-151.

8. Фортова, Л.К. Честь и достоинство в становлении и самоутверждении личности / Л.К. Фортова, О.М. Овчинников // Молодой ученый. - 2014. - № 10 (69). - С. 435-442. - URL: https://moluch.ru/archive/69/11839/ (дата обращения: 01.10.2021).

Психология

УДК 159:944

кандидат психологических наук Забара Ирина Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); кандидат психологических наук, доцент Твердоступ Кристина Геннадьевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Крымский Республиканский институт постдипломного педагогического образования» (г. Симферополь)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

Аннотация. В статье актуализируется проблема поиска ресурсов стрессоустойчивости педагогов. Проанализированы факторы повышения стрессогенности педагогической деятельности в современных условиях. Раскрыты понятия стрессоустойчивости, ценностей, ценностных ориентаций. Теоретически обоснована взаимосвязь между ценностями и стрессоустойчивостью. Изучены выраженность и содержание ценностных ориентаций педагогов с различным уровнем стрессоустойчивости.

Ключевые слова: педагоги, стресс, стрессоустойчивость, ресурсы, ценности, ценностные ориентации. Annotation. The article actualizes the problem of finding resources for stress resistance of teachers. The factors of increasing the stress of pedagogical activity in modern conditions are analyzed. The concepts of stress resistance, values, and value orientations are revealed. The relationship between values and stress resistance is theoretically justified. The expression and content of value orientations of teachers with different levels of stress resistance are studied.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.