Научная статья на тему 'Развитие конкурентоспособности педагога в условиях современного социально-профессионального пространства'

Развитие конкурентоспособности педагога в условиях современного социально-профессионального пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCY / УСТОЙЧИВОСТЬ / STABILITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / PROFESSIONAL POSITION / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ADVANCED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуковский Владимир Петрович, Жуковская Нина Александровна, Скворцова Лариса Анатольевна

Данная статья посвящена рассмотрению проблемы развития конкурентоспособности педагога в условиях современной социокультурной среды. Актуальность проблемы обусловливается особенностями и тенденциями развития социокультурного и профессионального пространства педагогической деятельности, требующего от педагога готовности к актуализации личностных конкурентных преимуществ на рынке труда. Анализируются труды отечественных исследователей, посвященных содержательно-смысловому определению понятия «конкурентоспособность педагога», на основе которых выявляется конкурентоспособность, представленная профессиональной компетентностью, стрессоустойчивостью и профессиональной позицией педагога. Делается акцент на возможностях системы дополнительного профессионального образования в развитии конкурентоспособности педагога за счет вариативности и мобильности предлагаемого данной системой содержания, форм и методов работы с педагогическими кадрами. По результатам проведенного исследования установлено, что развитие конкурентоспособности педагога в условиях современных реалий является приоритетной задачей, решение которой имеет высокую личностную значимость для педагога и объективно способствует повышению качества педагогического образования и функционирования института педагогической деятельности как важной составляющей в социальной структуре государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуковский Владимир Петрович, Жуковская Нина Александровна, Скворцова Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the competitiveness of the pedagogue in a modern social and professional medium

This article is devoted to the consideration of the problem of development of the competitiveness of the pedagogue in the conditions of the modern socio-cultural environment. The topicality of the problem is determined by the peculiarities and tendencies in the development of the socio-cultural and professional space of pedagogic activity, which requires the pedagogue to be ready to actualise personal competitive advantages in the labour market. The works of Russian researchers devoted to the meaningful and semantic definition of the concept of "competitiveness of the pedagogue" are nalysed, on the basis of which, competitiveness, represented by professional competency, stress resistance and professional position of the pedagogue is revealed. The emphasis is placed on the possibilities of the system of additional vocational education in the development of the competitiveness of the pedagogue due to the variability and mobility of the content, forms and methods of work with pedagogic personnel offered by this system. According to the results of the study, it is established that the development of the competitiveness of the pedagogue in the conditions of modern realities is a priority task, the solution of which has a high personal significance for the pedagogue and objectively contributes to the improvement of the quality of pedagogic education and the functioning of the institute of pedagogic activity as an important component in the social structure of the state.

Текст научной работы на тему «Развитие конкурентоспособности педагога в условиях современного социально-профессионального пространства»

УДК 371

Жуковский Владимир Петрович

доктор педагогических наук, профессор Саратовский областной институт развития образования

Жуковская Нина Александровна

кандидат педагогических наук Саратовский областной институт развития образования

Скворцова Лариса Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент Саратовский государственный технический университет им. Ю.А. Гагарина vl0971@mail.ru, zhna73@mail.ru, lor7530@yandex.ru

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Данная статья посвящена рассмотрению проблемы развития конкурентоспособности педагога в условиях современной социокультурной среды. Актуальность проблемы обусловливается особенностями и тенденциями развития социокультурного и профессионального пространства педагогической деятельности, требующего от педагога готовности к актуализации личностных конкурентных преимуществ на рынке труда. Анализируются труды отечественных исследователей, посвященных содержательно-смысловому определению понятия «конкурентоспособность педагога», на основе которых выявляется конкурентоспособность, представленная профессиональной компетентностью, стрессоустойчивостью и профессиональной позицией педагога. Делается акцент на возможностях системы дополнительного профессионального образования в развитии конкурентоспособности педагога за счет вариативности и мобильности предлагаемого данной системой содержания, форм и методов работы с педагогическими кадрами. По результатам проведенного исследования установлено, что развитие конкурентоспособности педагога в условиях современных реалий является приоритетной задачей, решение которой имеет высокую личностную значимость для педагога и объективно способствует повышению качества педагогического образования и функционирования института педагогической деятельности как важной составляющей в социальной структуре государства.

Ключевые слова: конкурентоспособность, профессиональная компетентность, устойчивость, профессиональная позиция, система дополнительного профессионального образования, повышение квалификации.

Современный этап развития российского общества характеризуется значимыми модернизационными преобразованиями во всех сферах общественных отношений, затрагивая различные виды профессиональной деятельности, интенсификация которых является основным вектором и приоритетом государственной политики нашей страны. Безусловно, формат данных преобразований предъявляет повышенные требования к субъектам профессиональной деятельности, ориентируя их на саморазвитие, повышение уровня готовности к продуктивной деятельности в условиях постоянно меняющихся социокультурных реалий и способности к проявлению конкурентных преимуществ в границах профессионального пространства.

В социальной структуре государства особая роль отводится сфере образования, призванной обеспечить развитие личности, создать условия для эффективной социализации обучающихся с ориентацией на социально значимые приоритеты. В свою очередь, это требует повышения качества деятельности педагогических работников как основных субъектов образовательной системы, осуществляющих трансфер образовательных инноваций в социокультурную среду и демонстрирующих эффективные поведенческие образцы в условиях возникновения и развития социально-профессиональных ситуаций. В этом плане педагог является социально значимой фигурой, поведенче-

ская траектория которой должна быть ориентирована на выработку и трансляцию конструктивных когнитивно-поведенческих моделей, отличающихся гибкостью, вариативностью, широким ролевым репертуаром и конкурентоспособностью.

В научной литературе проблема изучения конку -рентоспособности личности и отдельных ее аспектов получила освещение в работах С.Я. Батышева, А.П. Беляева, А.Я. Найна, П.Н. Осипова, М.С. Лебедева, С.Ю. Лаврентьева, Н.А. Ахадовой, И.М. Иль-ковской и др. Исследователи делают акцент на определении дефиниционного толкования понятия «конкурентоспособность», раскрывают его содержательно-структурное наполнение и методические подходы к развитию данного феномена в различных социально-профессиональных системах.

По мнению Н.А. Ахадовой, в конкурентоспособности заложен стимулирующий фактор, необходимый для задействования адаптационных и личностных механизмов, активизации интуиции и способности к принятию решений на основе сформированных компетенций [2].

В работе И.М. Ильковской [5] автор, говоря о конкурентоспособности, подчеркивает приоритет соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих обеспечить решение различных социально-профессиональных задач, направленность на творческое развитие, способность к адаптации в современном социокультурном пространстве. При этом

Вестник КГУ Л 2018

© Жуковский В.П., Жуковская Н.А., Скворцова Л.А., 2018

12

к основным характеристикам конкурентоспособности личности И.М. Ильковская относит следующие: высокий уровень личностной самоорганизации и работоспособности, стрессоустойчивость, коммуникабельность, готовность брать на себя ответственность за социальный или профессиональный выбор, стремление к творческому саморазвитию и самореализации.

Применительно к профессиональной деятельности учителя, М.С. Лебедев конкурентоспособность определяет как профессионально важное личностное качество, носящее интегративный характер, проявляющееся в готовности педагога к саморазвитию и самореализации с целью обеспечения востребованности на рынке труда посредством предъявления конкурентных преимуществ [8].

В исследованиях Л.М. Митиной конкурентоспособность учителя рассматривается в психологическом аспекте в проекции наличия соответствующей компетентности, которая обеспечивает способность субъекта к организации деятельности в различных ситуациях, носящих, в том числе, нестандартный характер [9]. В данном аспекте автор ведет речь о наличии компетентности, связанной со способностью учителя в различных ситуациях профессиональной деятельности проявлять эмоциональную устойчивость и стабильность, контролировать свои когнитивно-поведенческие реакции, что обеспечивает в итоге эффективность личностного психического состояния учителя и способствует продуктивности педагогической деятельности.

В трактовке С.Ю. Лаврентьева конкурентоспособность учителя представляет собой системное, многоуровневое, динамически развивающееся личностное образование, которое интегрирует комплекс личностно-профессиональных качеств, профессиональных знаний и умений [7].

Анализ приведенных выше исследовательских позиций позволяет констатировать тот факт, что исследователи проблемы конкурентоспособности в качестве обязательных ее составляющих определяют наличие соответствующей компетентности и профессионально значимых качеств, интеграция которых с ориентацией на условия и тенденции развития социокультурной среды задают вектор активности учителя, обеспечивают выстраивание соответствующего педагогического маршрута, создают конкурентные преимущества.

В нашем понимании конкурентоспособность, являясь интегративным личностным образованием, предполагает 1) наличие у педагога соответствующей профессиональной компетентности, позволяющей системно использовать полученные знания и умения в профессиональной деятельности с возможностью расширения их границ в соответствии с изменяющимися условиями социально действительности; 2) достаточный уровень развития стрессоустойчивости, обеспечивающей

сохранение продуктивного эмоционального состояния и когнитивно-поведенческой активности педагога в профессионально-педагогической среде; 3) устойчивой профессиональной позиции учителя, направленной на следование социально-профессиональным ценностям и ориентирам.

По нашему мнению, представленные личностные образования составляют суть содержательно-структурного представления конкурентоспособности личности учителя и адекватные условия ее проявления, являются обязательными составляющими, развитие которых обеспечивает личност-но-профессиональную стабильность педагога, его уверенность в правильности избранной педагогической тактики, готовность к саморазвитию и организации деятельности с учетом специфики возникающих ситуаций.

Профессиональная компетентность педагога выступает основным условием конкурентоспособности педагога, раскрытия его внутреннего потенциала, активизации интеллектуальных и творческих способностей, готовности к жизни и деятельности в условиях конкурентной социально-профессиональной среды. В общем смысле понятие «профессиональная компетентность» трактуется с позиций профессиональной подготовленности и способности субъекта к выполнению задач в соответствии с требованиями профессиональной деятельности [3].

По мнению Д.А. Иванова [4], профессиональная компетентность характеризуется способностью педагога к реализации знаний в процессе решения практических задач в соответствии с функциональным предназначением. В трактовке Г.В. Кравец [6] профессиональная компетентность определяется как базовое личностное свойство педагога, обеспечивающее его взаимодействие с профессиональной средой посредством актуализации необходимых знаний, умений и навыков, способствующее задействованию внутриличностных ресурсов и механизмов саморегуляции в направлении развития сферы профессионального труда. Примечательно, что в данном определении автор акцентирует внимание на активизацию внутренних регулятивных механизмов личности педагога, что позволяет ему обеспечить функциональную вариативность в пространстве образовательной деятельности, готовность к изменению маршрута своего поведения и поведения учащихся.

Подчеркнем, что профессиональная компетентность педагога, с одной стороны, характеризуется достижением высоких профессиональных результатов, определяющих успешность педагогической деятельности, а с другой - успешностью актуализации психологических механизмов, направленных на создание комфортной контактно-устанавливающей среды в социокультурном пространстве, демонстрацией эффективных моделей реализации

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

13

своего потенциала в условиях социальных реалий. Поэтому важным элементом конкурентоспособности личности педагога является стрессоустойчи-вость вследствие того, что в педагогической среде возникает множество ситуаций, имеющих широкий пространственно-временной диапазон и носящих социальный и собственно профессиональный характер, способных в силу своей напряженности дестабилизировать психическое состояние личности. Поэтому чаще всего подобные ситуации возникают именно в пространстве социально-профессиональной системы педагогической деятельности, что требует от субъектного пространства педагога инвариантности в смысле устойчивости по отношению к внешним раздражителям. Иными словами, педагог должен уметь задействовать свои внутренние ресурсы для того, чтобы обеспечить устойчивость к воздействию стресс-факторов, обусловленных той или иной ситуацией.

В этой связи от педагога требуется готовность к прогнозированию вариантов развития ситуации, способность к проектированию собственных действий и действий других участников образовательных отношений, активизация механизмов саморегуляции, обеспечивающих личностную устойчивость.

Актуализируя понятие «стрессоустойчивость» применительно к рассматриваемому феномену «конкурентоспособность», полагаем, что она представляет системное личностное свойство педагога, проявляющееся в ситуациях воздействия неблагоприятных факторов среды и характеризующееся наличием у педагога когнитивно-регуляторных способностей для сохранения психологического и физиологического здоровья, обеспечения продуктивности профессиональной деятельности и готовности к изменению траектории ее реализации в условиях конкурентной среды.

Безусловно, актуализация профессиональной компетентности в интегративном единстве со стрессоустойчивостью педагога возможна при условии наличия у него адекватной профессиональной позиции, которую К. А. Абульханова-Славская определяет как обобщенный, избранный самой личностью способ организации и осуществления профессиональной деятельности на основе ин-териоризованных профессиональных ценностей и предпочтений, систему отношений личности педагога к социальной профессиональной действительности [1]. При этом профессиональная позиция, являясь глубоко субъектным образованием, позволяет педагогу осуществлять регуляцию своих действий и взаимоотношений с социальной средой, определять направленность своего собственного развития с ориентацией на социально-профессиональные императивы.

Профессиональная позиция педагога аккумулирует в себе мотивационные приоритеты личности по

отношению к профессиональной деятельности и социальной действительности, траектории собственного развития, нравственно-этические детерминанты, способы их реализации в конкурентной среде.

Опираясь на вышеизложенное, отметим, что развитие конкурентоспособности педагога объективно выступает одной из приоритетных социокультурных задач, решение которой позволяет расширить субъектные границы осознания социально-профессиональной роли самого учителя и обеспечить его профессиональную востребованность и социальную мобильность.

В этой связи полагаем, что в данном процессе весьма важна роль системы дополнительного профессионального образования педагогических работников, призванной мобильно реагировать на изменения социокультурной среды, образовательные приоритеты и, опираясь на это, выстраивать персонифицированные маршруты развития педагога. Отметим, что в содержательном аспекте дополнительные профессиональные программы повышения квалификации педагогических работников должны быть ориентированы, в том числе на формирование у учителей новых предметно-профессиональных компетенций, развитие личностной устойчивости и профессиональной позиции.

На наш взгляд, это позволит, во-первых, готовить педагогов, способных к быстрой адаптации к новым условиям среды и содержанию профессиональной деятельности, мотивированных на постоянное саморазвитие. Во-вторых, обеспечит лич-ностно-профессиональную стабильность педагога, способствующую его самостоятельной и свободной ориентации в социально-профессиональной среде и определению вектора собственного профессионального роста.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1986. - 272 с.

2. Ахадова Н.А. Отношение к конкурентоспособности в сферах политики и бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.psychologi. spb.ru/articles/tez/2000/bl.htm.

3. Деркач А.А. Психология развития профессионала / А. А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова. -М.: РАГС, 2000. - 124 с.

4. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. -М.: АПКиПРО, 2003. - 101 с.

5. Ильковская И.М. Формирование конкурентоспособности выпускника школы: информационно-технологический подход. - Саратов: Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2014. - 76 с.

6. Кравец Г.В. Социально-коммуникативная компетентность как ключевая компетентность

14

Вестник КГУ 2018

в профессиональном становлении психолога // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - № 5. - С. 60-64.

7. Лаврентьев С.Ю. Содержание и структура конкурентоспособности будущего учителя / С.Ю. Лаврентьев, Д.А. Крылов, В.А. Комелина // Вестник Марийского государственного университета. - 2014. - № 3 (15). - С. 34-37.

8. Лебедев М.С. Модель развития конкурентоспособности будущего учителя в образовательном процессе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2010. - № 12 (188). - С. 144-148.

9. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. - 400 с.

References

1. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Deyatel'nost' i psihologiya lichnosti. - M., 1986. - 272 s.

2. Ahadova N.A. Otnoshenie k konkurentosposobnosti v sferah politiki i biznesa [Ehlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: www. psychologi.spb.ru/articles/tez/2000/bl.htm.

3. DerkachA.A. Psihologiya razvitiya professional / A. A. Derkach, V.G. Zazykin, A.K. Markova. - M.: RAGS, 2000. - 124 s.

4. Ivanov D.A. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii. Problemy, ponyatiya, instrumentarij.

Uchebno-metodicheskoe posobie / D.A. Ivanov, K.G. Mitrofanov, O.V. Sokolova. - M.: APKiPRO, 2003. - 101 s.

5. Il'kovskaya I.M. Formirovanie konkurentosposobnosti vypusknika shkoly: informacionno-tekhnologicheskij podhod. - Saratov: Saratovskij institut povysheniya kvalifikacii i perepodgotovki rabotnikov obrazovaniya, 2014. -76 s.

6. Kravec G.V Social'no-kommunikativnaya kompetentnost' kak klyuchevaya kompetentnost' v professional'nom stanovlenii psihologa // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2013. -№ 5. - S. 60-64.

7. Lavrent'ev S.YU. Soderzhanie i struktura konkurentosposobnosti budushchego uchitelya / S.YU. Lavrent'ev, D.A. Krylov, VA. Komelina // Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. -2014. - № 3 (15). - S. 34-37.

8. Lebedev M.S. Model' razvitiya konkurentosposobnosti budushchego uchitelya v obrazovatel'nom processe // Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. - 2010. -№ 12 (188). - S. 144-148.

9. Mitina L.M. Psihologiya razvitiya konkurentosposobnoj lichnosti. - M.: MPSI; Voronezh: MODEHK, 2002. - 400 s.

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.