С.А. Хазова
РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
S.A. Hazova
DEVELOPMENT OF COMPETITIVE ABILITIES OF WOULD BE SPECIALISTS IN
Ключевые слова: конкурентоспособность, интегральные характеристики,
компетентность личности, конкурентоформирующая образовательная среда.
Key words: competitiveness, complex characteristics, individuality competence, competitive educational environment.
Аннотация
В статье рассмотрена конкурентоспособность специалиста как интегративная характеристика. Представлены характеристики конкурентоспособной личности специалиста, выделены педагогические механизмы функционирования конкурентоформирующей образовательной среды вуза и определено содержание системы мер по психолого-педагогическому сопровождению образовательной деятельности студентов.
Abstract
The article considers the competitive ability as a constituent characteristic of a specialist. Qualities of a competitive personality are described, specific features of a competitive educational environment are shown and the content of pedagogical support is outlined.
Одной из общих тенденций современного мирового развития, отмеченных в «Концепции модернизации российского образования», называется динамичное развитие экономики, рост конкуренции и глубокие структурные изменения на рынке труда. В тех сферах, где наличествует конкуренция, закономерно возникает такое требование к субъектам конкурентной борьбы, как конкурентоспособность.
Конкурентоспособность специалиста представляет собой интегративную характеристику, обеспечивающую ему более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на соответствующем отраслевом рынке труда, устойчиво высокий спрос на его услуги (востребованность); она определяется качеством личности специалиста и качеством его профессиональной деятельности. Ее уровень зависит от степени соответствия личностных качеств и профессиональных знаний, умений и навыков конкретного специалиста объективным требованиям профессиональной деятельности и социально-экономическим условиям.
На основе анализа широкого круга психолого-педагогических исследований, изучения реальных требований работодателей к специалистам мы выделили следующие интегральные характеристики конкурентоспособной личности специалиста (или компоненты конкурентоспособности), которые необходимо развивать в процессе профессиональной подготовки: акмеологическая направленность, компетентность и
конкуренто-определяющие личностные качества.
Акмеологическая направленность - это качественная характеристика общей направленности личности, ориентирующая человека на прогрессивное развитие (в общественной деятельности, в профессии и т.д.), на максимальную творческую самореализацию как в профессиональной сфере, так и в жизнедеятельности в целом.
Данное личностное качество детерминирует и актуализирует творческую активность человека, «нацеливает» ее на самосовершенствование, самореализацию личности, на достижение вершин в любой деятельности [2,4,9 и др.]. Акмеологическая направленность личности структурно может быть представлена такими компонентами, как ценностные ориентации, мотивы, способности и умения целеполагания, стремление к успеху (обусловленное мотивацией достижений, стремлением к саморазвитию, готовностью к творческому взаимодействию, рефлексией).
Компетентность личности - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов выполнения деятельности, опыта практического использования знаний и умений, характеристик мышления, обеспечивающих способность принимать эффективные решения, действовать рационально и т.д.), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов (как профессионального, так и социально-бытового характера) и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним [3,5,11,12 и др.]. Ее компонентом является профессиональная компетентность - в соответствии с общим определением, круг процессов и предметов в этом случае относится к профессиональной области.
Конкуренто-определяющие личностные качества включают два блока характеристик: профессионально - и социально - значимые качества личности,
включающие различные черты характера и способности. Профессионально значимые качества личности (ПЗЛК) - качества личности специалиста, позволяющие эффективно выполнять разнообразные профессиональные действия, решать профессиональные задачи, осуществлять профессиональное саморазвитие [2]. К социально значимым мы относим личностные качества, которые обусловливают эффективность исполнение человеком различных социальных ролей, конструктивность социального общения и поведения (в том числе, относительно трудоустройства и построения горизонтальной и вертикальной карьеры), позитивное восприятие остальными представителями (субъектами) рынка труда.
На наш взгляд, конкурентоспособность специалистов следует рассматривать как показатель высокого уровня развития специалиста, как критерий качества профессиональной подготовки, а содержание параметров конкурентоспособности - как критерии их готовности к профессиональной деятельности и социальной активности (в широком смысле). Следовательно, образовательная среда учебного заведения должна характеризоваться психолого-педагогическими условиями, способствующими развитию конкурентоспособности будущих специалистов.
Анализ сущности и характеристик феномена «образовательная среда» [1,6,7,10 и др.] и опираясь на собственное представление о показателях (компонентах) конкурентоспособности специалиста, мы вводим понятие конкурентоформирующей образовательной среды (КОС) вуза, под которой понимаем совокупность психологопедагогических условий и воздействий, направленных на формирование конкурентоспособной личности специалиста через создание студентам возможностей для развития необходимых качеств и способностей, и стимулирование их к использованию этих возможностей.
Как сказано выше, целью функционирования КОС является природосообразное гармоничное развитие личности студентов, способствующее становлению их конкурентоспособности, достижению социального и профессионального успеха, что соответствует гуманистической образовательной парадигме. Достижение указанной цели возможно в том случае, если студентам в образовательном процессе предоставляются следующие возможности: обсуждать собственные ценности в атмосфере взаимного уважения, толерантности; реализовывать разные модели и способы поведения, анализировать их, свободно обсуждать и осознанно совершенствовать; обогащаться новыми понятиями, взглядами, ценностями и свободно, в условиях целесообразного педагогического сопровождения, интериоризировать их; наблюдать и опробовать новые
значимые ролевые модели, анализировать их; ставить трудные, но реалистические образовательные цели и пользоваться педагогической поддержкой в процессе их достижения [8].
Исходя из этого, а также основываясь выявленных Уинтером, Макклелландом и Стюартом и описанных Дж. Равеном [8] факторы развития у студентов важнейших качеств и компетентностей, обеспечивающих в дальнейшем наибольший социальный и профессиональный успех, и учитывая психологические механизмы развития конкурентоспособности мы выделяем следующие основные педагогические механизмы функционирования КОС:
1. Оптимизация процесса профессиональной ориентации школьников, что предполагает организацию контекстно-профессионального просвещения, диагностику профессиональной пригодности и популяризацию профессии и вуза среди учащихся.
2. Создание условий для развития конкурентоспособности у студентов, что предусматривает опору на следующие обобщенные положения: обеспечение осмысления и интериоризации студентами системы гуманистических социально-профессиональных ценностей и создание условий для их эффективной экстериоризации; способствование приобретению студентами разнообразного социального и профессионального опыта в процессе работы с людьми, придерживающимися различных систем ценностей, отличающихся разными социальными и профессиональными интересами и мотивами; педагогический эффект достигается при организованном анализе и интеграции полученного опыта; побуждение студентов к решению новых, незнакомых, разнообразных и достаточно сложных задач в условиях педагогической поддержки их деятельности, в том числе, деятельности целеполагания и формулирования задач, определения критериев достижения цели, ценностно-ориентационной деятельности; предоставление студентам возможностей для участия в новых для них видах общественной и профессиональной деятельности и педагогическая поддержка этой деятельности, включая принятие студентами высоких стандартов при выполнении самостоятельной работы (учебной, учебно-практической, практической); избегание директивных правил поведения и деятельности, нивелирование творческоподавляющих факторов, создание атмосферы сотворчества.
3. Создание условий для эффективного трудоустройства выпускников, что предполагает: просвещение студентов в области современных и потенциальных а) характеристик и состояния рынка труда, б) требований общества и работодателей к специалистам; обеспечение прочных связей с потенциальными работодателями; целенаправленное обучение студентов эффективной коммуникации на рынке труда.
Вышесказанное позволило нам ориентировочно определить содержание системы мер по психолого-педагогическому сопровождению образовательной деятельности студентов в вузе (таблица 1).
Таблица 1 - Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности студентов______________________________________________
Педагогическое сопровождение Психологическое сопровождение
1. Разъяснение сущности, содержания и критериев конкурентоспособности, обоснование необходимости и предоставление способов ее развития 2. Информационное сопровождение учебно-познавательной, практической и общественной деятельности студентов: разъяснение того, какого рода информация востребована при решении различных задач, предоставление необходимых сведений, объяснение способов поиска и источников дополнительной информации 3. Методическое сопровождение самостоятельной деятельности студентов: предоставление вариативных заданий, методических рекомендаций по их выполнению, критериев оценки результатов 4. Индивидуальное консультирование по вопросам ценностного и целее-определения, по выбору способов решения учебных, учебно-практических и практических задач, по организации научно-исследо-вательской деятельности 5. Проведение конкуренторазвивающих тренингов (рефлексии, целеполагания, мотивации достижений, самопрезентации) 6. Информационное и методическое сопровождение общественной и учебнопрофессиональной деятельности студентов 1. Диагностика актуального развития компонентов конкурентоспособности у студентов при поступлении в вуз и определение динамики их изменений на протяжении обучения 2. Диагностика индивидуальных особенностей темперамента, общей направленности, выявление индивидуальных интересов и склонностей личности и определение на основе полученных результатов индивидуальных моделей конкурентоспособности 3. Предоставление индивидуальных рекомендаций по выбору наиболее целесообразных видов профессиональной деятельности в рамках специальности 4. Предоставление индивидуальных рекомендаций по способам развития компонентов конкурентоспособности и определение индивидуальных критериев эффективности этого процесса 5. Обучение студентов методам самоанализа и самодиагностики качеств, относяхися к сфере конкурентоспособности, инструментально -методическое обеспечение данных процессов 6. Индивидуальное консультирование студентов по выбору стратегий саморазвития, самокоррекции
Педагогическое сопровождение обеспечит: осознание студентами созданных в КОС возможностей для их социального и профессионального совершенствования, для развития их конкурентоспособности, овладение способами использования имеющихся возможностей; психологическое - актуализацию внутренних механизмов саморазвития студентов, выбор и использование студентами индивидуально приемлемых и притягательных возможностей КОС. Совокупность указанных мер, на наш взгляд, может существенно повысить качество профессиональной подготовки специалистов и привести его в соответствие с современными требованиями содержания профессиональной деятельности и рынка труда.
Библиографический список
1. Артюхина, А.И. Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде медицинского вуза: Учебное пособие / А.И. Артюхина. -Волгоград: Волгоградский государственный медицинский университет, 2006.
2. Бегидова, С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста по физической культуре и спорту / С.Н.Бегидова. - Майкоп, 2001.
3. Гришанова, Н.А. Развитие компетентности специалистов как важнейшее направление реформирования профессионального образования / Н.А. Гришанова // Квалиметрия в образовании: методология и практика: материалы Х симпозиума. Кн. 6. -М.: Изд-во Исслед. центра проблем качества подготовки специалистов, 2002.
4. Деркач, А.А. Акмеология: Личностное и профессиональное развитие человека /
A.А. Деркач. - М., 2000.
5. Исаев, В.А. Образование взрослых: компетентностный подход: монография /
B.А. Исаев. - Великий Новгород, 2005.
6. Кагерманьян, В.С. Примерная программа воспитания социально активной личности студента / В.С. Кагерманьян. - М.: НИИ Высшего образования, 2002.
7. Пчелинцева, И.Г. Построение толерантной среды в образовательном пространстве высшего учебного заведения: автореф. дис... д-ра пед. наук / И.Г. Пчелинцева. - СПб., 2006.
8. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М.: Когито-Центр, 2002.
9. Рева, Г.В. Формирование акмеологической направленности личности будущего учителя (на примере учителя музыки): автореф. дис.канд. пед. наук / Г.В. Рева. -Майкоп, 2002.
10. Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности [Электронный ресурс] /
C. Тарасов, Ю. Кулюткин. - Режим доступа: http://znanie.org/jornal/n1_01/
obraz_sreda.html
11. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-26.
12. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской. - Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.