Руль Е.С.
Аспирант, кафедра теоретической экономики и международных экономических отношений, Самарский государственный экономический университет
РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
РОССИИ
Аннотация
В статье анализируются исторические причины монопольного положения банков с государственным участием. Рассматривается процесс формирования конкурентной среды на современном российском рынеке банковских услуг. Оценивается роль государства в преодолении кризиса в банковском секторе.
Ключевые слова: коммерческий банк, конкуренция, банковская группа, иностранные инвесторы, банковский кризис, страхование вкладов.
Keywords: commercial bank, compétition, banks' group, foreign investors, banks' crisis, deposit's insurance.
Банковская система является ключевым звеном современных рыночных отношений. От ее эффективности в конечном итоге зависит экономическое равновесие в обществе.
При анализе банковской сферы достаточно часто поднимается вопрос о развитости конкурентных отношений на рынке банковских услуг. Важность этого вопроса объясняется, прежде всего, тем, что именно благодаря конкуренции происходит развитие экономической составляющей жизни любого общества.
Рассматривая современное состояние конкурентной среды на рынке банковских услуг в России, следует отметить две противоречивых тенденции. С одной стороны банковская система активно развивается, что сопровождается появлением новых финансово-кредитных учреждений и расширением их филиальной сети. С другой же стороны значительная часть рынка практически по-прежнему остается в руках монополиста - Сберегательного банка РФ.
Нельзя сказать, что на отечественном банковском рынке отсутствуют крупные игроки, однако их доли в разы меньше чем у Сбербанка. К примеру, второе место по величине чистых активов (на 1 марта 2011 г.) занимает Внешторгбанк, а показатель его более чем в 3 раза ниже лидера. Чистые активы идущего на третьем месте Газпромбанка почти в 5 раз ниже. По величине кредитного портфеля наблюдается отставание ВТБ в 4,4 раза. По частным вкладам у второго банка - ВТБ 24 показатель ниже в 7,3 раз, а у третьего - Газпромбанка почти в 23 раза [3].
Монополизм в сложившейся ситуации просматривается достаточно четко и во всех экономически развитых странах по отношению к монополисту уже были бы приняты меры, однако в России такое положение дел выглядит вполне приемлемо. Государство данная ситуация вполне устраивает, хотя под влиянием международных валютно-финансовых институтов оно все таки пытается ее изменить, но об эффективности мероприятий пока еще говорить рано.
Мы же хотим определить причины, исторически приведшие к такому положению в банковской сфере России. Для этого необходимо проанализировать само становление конкурентной среды на данном рынке.
Начать следует с того, что активно развивающаяся до революции 1917 года отечественная банковская система в годы советской власти была значительно преобразована и упрощена. Произошло формирование по сути одноуровневой банковской системы, состоящей из Государственного банка, Банка внешней торговли, Строительного банка и системы сберегательных касс. Таким образом, в СССР банковская система на практике
исполняла роль посредника при осуществлении директивного распределения - конкуренция между банками не предусматривалась в принципе.
Положение начинает изменяться лишь в 1987 году после решения Пленума ЦК КПСС о реорганизации банковской системы, направленной на ее совершенствование. Данные мероприятия были направлены на расширение числа действующих банков. В результате система включила в себя помимо Государственного банка также пять отраслевых банков: Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Внешэкономбанк и Сбербанк. Однако сама по себе система оставалась одноуровневой, что часто приводило к переплетению функций и снижению эффективности ее функционирования - развития не происходило, а конкуренция по-прежнему отсутствовала.
Выход из данной ситуации был осуществлен в 1988 году, когда закон «О кооперации» положил начало образованию коммерческих банков. Уже к началу 1989 года на территории страны действовало 43 кредитно-финансовых учреждения.
Важнейшим событием, послужившим отправной точкой развития современной российской банковской системы, стало принятие законов «О Государственном Банке» и «О банках и банковской деятельности», которые регламентировали открытие коммерческих банков и устанавливали порядок контроля над ними. Коммерческие банки получали право самостоятельно заниматься привлечением депозитов и выдачей кредитов, вводились лицензии на осуществление различных видов деятельности. Существовавшие ранее государственные банки путем акционирования также были переведены в разряд коммерческих. По сути, была официально оформлена двухуровневая банковская система.
Однако само ее развитие происходило достаточно противоречиво. К началу 1992 г. действовало 1414 коммерческих банков, однако 767 из них были созданы на базе бывших специализированных и лишь 646 вновь образованы. Основная их часть состояла из мелких банков (уставный капитал от 5 до 25 млн руб.) - 1037 (то есть около 3/4 от общего числа банков). Крупных банков с капиталом более 200 млн руб. было 24 (менее 2%). Основными же игроками стали Сбербанк и Внешэкономбанк, являвшиеся правопреемниками советских банков.
Большинство банков на рынке были универсальными и лишь незначительная часть (в основном созданная на базе существовавших ранее специализированных банков) обслуживала конкретное направление деятельности (Россельхозбанк, Агропромбанк, Промстройбанк).
Данный этап отличается неустойчивостью банков, связанной с отсутствием достаточной квалификации, нехваткой капитала, высокими рисками и низкой ликвидностью. Итогом стало большое число банкротств. Неудивительно, что и развитие конкуренции как таковой практически не происходило. Новые коммерческие банки либо были связаны с конкретными предприятиями и занимались их обслуживанием, а потому оказывались исключенными из конкурентной борьбы, либо были очень нестабильными и не могли долго удерживать свои позиции. Коммерческие банки, предлагавшие достаточно высокие процентные ставки по депозитам, как правило, разорялись из-за непродуманной тарифной политики, хотя и имели определенную популярность у населения. В результате чего в обслуживании физических лиц лидером оставался Сберегательный банк, по-прежнему пользовавшийся прямой поддержкой государства.
Особенностью 1994 г. стало создание первых ипотечных банков, занимающихся предоставлением долгосрочного кредита под залог недвижимости. Среди них можно выделить Московский ипотечный акционерный банк и Санкт-Петербургский ипотечный банк. Однако в силу низкого уровня своего развития сформировать рынок они были еще не в состоянии, а потому влияния на экономическую ситуацию в целом данный сектор оказать не мог.
На следующие два года приходится период стабилизации роста количества банков. В 1995 году их количество достигает 2517, а затем в 1996 году начинает постепенно сокращаться. Главными причинами уменьшения количества действующих банков остаются банкротство и ухудшение финансового положения. С каждым годом растет число отозванных лицензий. Если до 1994 г. было отозвано 420 лицензий, то только за первые 10 месяцев 1997 г. - 793.
На данном этапе отмечается недостаточное развитие отдельных видов банков: кооперативных, смешанных (способных сочетать преимущества различных форм собственности), универсальных и функционально специализированных банков (инновационных, ипотечных, биржевых и т.п.). В то же время другие разновидности были представлены в избыточном количестве: сателлиты (уставной капитал которых сформирован преимущественно из средств клиентов, что лишает их реальной самостоятельности), «старые» банки (тесно связанных с государственной собственностью и государственными финансами). Все это соответствующим образом отражалось на конкурентной среде в целом.
После выхода из кризиса 1998 года в начале 2000-х гг. в банковской системе РФ закончился период количественного роста. Перед ней была поставлена задача качественного развития конкурентных отношений на рынке с отсевом слабых банков и укрупнением существующих банковских структур.
Последние три докризисных года, включая первую половину 2008-го, стали периодом настоящего бума слияний и поглощений в российском банковском секторе [2]. Наряду с формированием независимых российских банковских групп как на федеральном (например, создание группы ВТБ путем включения в ее состав бывших Гута-Банка и Промстройбанка), так и на региональном уровне (появление УРСА-Банка в результате объединения Уралвнешторгбанка и Сибакадембанка) важную роль в увеличении числа покупок банковских активов стали играть иностранные инвесторы — прежде всего западные банковские группы.
В конечном итоге это привело к повышению уровня конкуренции практически по всем направлениям банковской деятельности. В том числе высокие темпы развития демонстрировали и небанковские финансовые институты. Активное развитие банковского рынка стало наблюдаться и в регионах. Анализируя развитие в них банковской среды следует отметить, что во всех федеральных округах (за исключением Центрального) количество филиалов банков других регионов превышало количество местных кредитных организаций и их филиалов. Банки стараются нарастить объемы уже не только за счет активизации на местных рынках, но и путем проникновения на новые. Можно с уверенностью говорить об усилении региональной конкуренции.
Начавшийся в 2008 году мировой банковский кризис затронул и российскую экономику - наблюдается бегство портфельных инвесторов и приостановка зарубежного рефинансирования внешних займов отечественных корпораций и банков. Одной из причин стало то, что сократилось количество способов получения доходов в банковском секторе. Многие банки стали убыточными, как следствие нарушилась стабильность всей банковской системы. Для решения данной проблемы государство через систему Внешэкономбанка выделило значительные средства. Однако, распределение этих средств в конечном итоге привело лишь к очередному перекосу в структуре конкурентной борьбы.
Банковский кризис снижает уверенность населения в коммерческих банках, что опять же приводит к тому, что происходит переток денежных средств в банки с государственным участием (прежде всего в Сбербанк и ВТБ) - в сознании клиентов они все еще остаются проводниками государственной политики. Одновременно с этим происходит развитие российской системы страхования вкладов. Участие в этой Системе теперь уже является заметным конкурентным преимуществом.
Важным событием в развитии банковского сектора в кризисный период стало появление Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Его влияние прослеживается в первую очередь при проведении сделок по продаже банков. Согласно Федеральному закону «О дополнительных мерах по укреплению стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года», ЦБ РФ и АСВ наделены правом осуществлять меры по предупреждению банкротства банков [1]. По сути, теперь через систему АСВ проходят все сделки по продаже банковских активов.
Таким образом, проследив становление современного российского рынка банковских услуг, мы столкнулись с тем, что роль государства хотя и снизилась, но остается достаточно высокой. Именно этим объясняется характер развития банковского сектора: банки с государственным участием могут обещать своим клиентам стабильность - это оказывается в современном мире более важным чем, например, ставки по депозитам, так как от банкротства не застрахован ни один коммерческий банк. Государственные же банки по-прежнему рассматриваются как общественные институты и их позиции выглядят незыблемыми.
Сформировавшаяся в результате конкурентная среда выглядит достаточно неоднородно: с одной стороны на рынке наблюдается значительное количество мелких кредитно-финансовых учреждений, но в месте с тем присутствуют и крупные банки, диктующие свои условия.
Сложившаяся ситуация вполне отвечает интересам общества: мелкие банки предлагают получить выгодные условия, в то время как крупные обещают стабильность. Конкуренция между ними находится, таким образом, совершенно на разных уровнях. Однако развитие банковского рынка все же идет в направлении его консолидации.
Литература
1. Федеральный закон «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» от 27.10.2008 г. №175-ФЗ// Российская газета №4781 от 28.10.2008 г.
2. Доронкин М., Велиева И. Банковские слияния и поглощения: в поисках качества // Банковское обозрение. - 2009. - №17.
3. Банки.ру / Рейтинг банков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.banki.ru/banks/ratings