ПЕДАГОГИКА
УДК 377.8
РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГА
Жуковская Нина Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования, Саратовский областной институт развития образования. E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме развития конфликтоустойчивости педагога. Рассматриваются причины и анализируются противоречия возникновения конфликтов в образовательной среде, на основе которых актуализируется ведущая роль педагога в процессе их разрешения. Акцентируется внимание на характеристике видов устойчивости, систему которых предлагается рассматривать как конфликтоустойчивость педагога. По результатам проведенного исследования установлено, что в системе дополнительного профессионального образования процесс развития конфликтоустойчивости педагога должен ориентироваться на выполнение требований профессионального стандарта педагога в интересах его лич-ностно-профессионального роста, обеспечения эффективного взаимодействия субъектов образовательной системы для достижения запланированных образовательных результатов. Ключевые слова: педагог, участники образовательных отношений, взаимодействие, конфликт, устойчивость, конфликтоустойчивость, конфликтная компетенция, дополнительное профессиональное образование.
DOI: 10.18500/1819-7671 -2016-16-2-216-220
Модернизационные процессы, происходящие в системе российского образования, новые законодательные инициативы государственной образовательной политики в качестве приоритетных направлений развития образования и деятельности участников образовательных отношений определяют расширение их полномочий, связанное с активным включением в процессы управления образовательной системой. Очевидно, что в этих условиях субъекты системы образования, обладая в соответствии с нормативно-правовыми основами равными правами участия в деятельности образовательной организации, несут ответственность за качество образовательных результатов. При этом вектор образовательных усилий должен быть направлен, в первую очередь, на развитие личности обучающихся, вооружение необходимыми компетенциями, определяющими их социальную успешность. В данный процесс вовлечены все субъекты образовательной системы (педагоги, обучающиеся, родители), активное взаимодействие которых должно привести к искомому результату. Вместе с тем расширение горизонтов взаимодействия, увеличение количества связей между участниками образовательных отношений наряду с позитивными изменениями в управлении образовательной системой и деятельности ее субъектов могут привести к деструктивным ситуациям, вызванным различными точками зрения на траекторию развития образовательной деятельности, что объективно выражается в возникновении конфликтов в педагогической среде.
В общем смысле конфликт представляет собой категорию, характеризующую определенную (крайнюю) форму развития противоречия, обусловленную объективными и субъективными причинами, результатом которой являются открытые действия противоположных сторон [1, с. 3031. Говоря о конфликте, возникающем в образователь-
© Жуковская Н. А., 2016
ном пространстве, мы ведем речь о социальном конфликте, который, по мнению К. Е. Халина, является предельным случаем обострения социальных противоречий и выражается в различных формах противостояния социальных сторон в интересах устранения или нейтрализации позиции одной из них [2, с. 8-9].
В трактовке Р. И. Мокшанцева конфликт является особой формой взаимодействия людей, в процессе которого происходит столкновение разнонаправленных индивидуальных целей и интересов, достигших полярных точек противоречий между его участниками и сопровождающихся эмоциональной формой переживания [3].
Р. Л. Кричевским систематизированы основные причины возникновения социальных конфликтов, которые могут быть экстраполированы в образовательную сферу: 1) конфликты, имеющие объективный характер и обусловленные процессом профессиональной деятельности: действия одного из участников образовательных отношений или группы лиц не соответствуют, по мнению другого, установленным требованиям, что может повлечь негативные последствия для сферы профессионального труда; некачественное исполнение должностных обязанностей по управленческой вертикали (руководитель - педагог, педагог - обучающийся); 2) конфликты, порожденные субъективными причинами, лежащими в плоскости психологических особенностей взаимоотношения между людьми и проявлений их индивидуальных характерологических черт [4, с. 250-253].
Приведенные выше причины могут актуализировать противоречия между участниками образовательных отношений, истоки которых обусловлены спецификой системы образования и статусом ее субъектов. Так, зачастую конфликт возникает из-за различий во взглядах педагога и обучающихся или родителей на процесс организации образовательной деятельности и ее результаты: действия педагога, направленные на реализацию педагогических полномочий, не соответствуют субъективным ожиданиям обучающихся или родителей, что объективно приводит к активизации разнонаправленных эмоциональных и поведенческих реакций. Иные противоречия, впрочем, имеющие аналогичную окраску, могут возникать в процессе взаимодействия педагогов между собой или в рамках функционирования управленческой вертикали. В основе данных противоречий лежит невыполнение нормативных установок, несоответствие поведенческой линии педагога требованиям внутриорганизационной культуры в сочетании с проявлением взаимных симпатий и антипатий, индивидуальных характерологических особенностей.
В этой связи важно обозначить роль педагога как ведущего субъекта образовательного пространства в соблюдении постулатов профессиональной этики, норм социально-психологического взаимодействия, сохранении устойчивости в условиях возникновения конфликтных ситуаций. На наш взгляд, в данном ряду особое место занимает аспект, связанный с проявлением у педагога личностной устойчивости к действию факторов, способных вызвать конфликтную ситуацию, а в случае возникновения последней - к продуктивным эмоциональным реакциям и поведенческой стабильности. Мы придерживаемся точки зрения А. В. Бузмаковой, согласно которой устойчивость является системой личностно-профессиональных качеств педагога, способных обеспечить его социальную и профессиональную успешность [5, 6].
«Большой психологический словарь» определяет устойчивость с различных позиций, подразделяя ее на отдельные виды: помехоустойчивость как характеристику эргономического процесса, нравственную устойчивость как учет социальных норм и правил, трансситуативную как аспект поведенческого реагирования в той или иной ситуации, эмоциональную как способность противостоять эмоциогенным ситуациям [7, с. 479].
Учитывая представленные выше виды устойчивости, отметим, что они в той или иной степени существуют в деятельности педагогических работников: помехоустойчивость выражается в готовности педагога к продуктивной организации профессиональной деятельности в условиях интенсификации образовательного процесса, большого объема поступающей информации, изменения законодательной базы образования, временного и ресурсного дефицита, которые, по сути, представляют определенные помехи в реализации педагогом траектории профессиональной деятельности; нравственная устойчивость проявляется в способности педагога следовать по маршруту соблюдения нравственно-этических императивов, правовых норм и правил на основе осознания профессионального долга и личностной ответственности за принимаемые педагогические решения во взаимодействии с другими участниками образовательных отношений; трансситуативная устойчивость педагога характеризуется его готовностью к демонстрации образцов поведенческого реагирования в сложных, в том числе конфликтных, ситуациях профессиональной деятельности, основанных на способности управлять ситуацией и ориентировать свое поведение и действия других субъектов образовательного процесса на реализацию активных форм поведенческого реагирования, укладывающихся в схему проблемно ориентированного копинга [8];
эмоциональная устойчивость рассматривается с позиций способности педагога к реагированию на напряженные ситуации профессиональной деятельности благодаря опоре на эмоциональный, интеллектуальный и мотивационно-волевой компоненты психики для достижения цели деятельности в сложной эмоциогенной ситуации.
В этой связи полагаем, что конфликтоустой-чивость педагога является системным образованием, включающим в свое смысловое и содержательное поле проявление вышеназванных видов устойчивости.
С точки зрения А. Я. Анцупова, конфлик-тоустойчивость можно определить с позиций психологической устойчивости личности, ее способности к организации наиболее приемлемой поведенческой траектории в конфликтных ситуациях [9]. Акцент на специфике проявления конфликтоустойчивости личности в процессе педагогической деятельности делает М. М. Ка-шапов, в работах которого отмечается, что отсутствие умений разрешать противоречия в образовательном процессе может привести к его дезорганизации [10]. Н. Г. Маркова подчеркивает, что конфликтоустойчивость, являясь важным личностным качеством, характеризуется способностью человека к сдерживанию противоречий в проблемных ситуациях и урегулированию отношений на конструктивной основе [11].
Конфликтоустойчивость педагога обеспечивает активную конструктивную деятельность по разрешению противоречий, возникающих в образовательной системе между участниками образовательных отношений, за счет поиска вариантов решения проблемы, основанного на соблюдении норм права, нравственно-этических правил, эмпатии, доброжелательности, открытости, поведенческой и эмоциональной стабильности. При этом конфликтоустойчивость характеризуется наличием у педагога соответствующих компетенций, позволяющих ему осуществлять когнитивную оценку вероятности возникновения и развития конфликтной ситуации, проектировать собственный поведенческий маршрут и контролировать психическое состояние. В педагогических исследованиях подобные компетенции получили название конфликтной компетенции (работы Б. И. Хасана, Л. А. Петровской, П. А. Мусинова, Г. И. Любимовой и др.).
Л. Я. Петровская в определении конфликтной компетенции делает акцент на необходимости наличия у субъекта конфликта компетенции в собственных возможностях и потенциале других субъектов конфликта [12]. По мнению Б. И. Хасана, в конструктивное поле конфликтной компетенции входят умения участника
конфликта разбираться в сути противоречий, требующих разрешения, их удержания в контролируемой форме для реализации механизма, способствующего выходу из конфликта [13].
П. А. Мусинов предлагает весьма удачную, на наш взгляд, трактовку конфликтной компетенции, полагая, что она представляет собой уровень развития осведомленности в применении различных поведенческих стратегий в конфликте и умения их реализовать в конкретной педагогической ситуации [14]. При этом автор определяет критерии сформированности конфликтной компетенции: когнитивная оценка возможности перевода конфликта из деструктивной плоскости в конструктивную, принятие на субъективно значимом уровне социальной важности конфликтной компетенции, наличие знаниево-информацион-ной базы теоретических аспектов конфликта и стратегий его разрешения, мотивация овладения конфликтной компетенцией для повышения эффективности профессиональной деятельности, прогнозирование и моделирование возможных конфликтных ситуаций и выстраивание образцов поведенческого реагирования.
Развитие конфликтоустойчивости педагога является важным аспектом его социально-профессионального и личностного роста, позволяющего организовать педагогическое взаимодействие в рамках конфликтосдерживающей и конфлик-тоуправляемой траектории на всех этапах и во всех компонентах педагогической деятельности: в мотивационном проявляется в устойчивой мотивации социально-педагогического взаимодействия, направленности личности педагога на преодоление социогенных фрустраций, саморефлексию и саморегуляцию; в программно-целевом - в интериоризации цели педагогической деятельности, выстраивании маршрута социально-педагогического поведения для выполнения педагогической программы; в информационном проявляется в готовности к использованию и фильтрации большого объема информации, активизации психических познавательных процессов во взаимодействии с другими участниками образовательных отношений за счет организации обмена информационными потоками и контактно-устанавливающих связей; в организационно-дея-тельностном компоненте конфликтоустойчивость обеспечивается наличием конфликтной компетенции, готовностью к реализации педагогических функций с опорой на нравственно-этические и правовые основания педагогического труда, актуализацией поведенческо-регуляторных механизмов в процессе педагогического управления при сохранении эмоциональной стабильности, низком уровне личностной и ситуативной тревожности.
218
Научный отдел
Безусловно, развитие конфликтоустойчиво-сти педагога - сложный процесс, требующий, с одной стороны, активной позиции самой личности в приобретении когнитивно-поведенческого опыта действий к конфликтной ситуации, а с другой - целенаправленной работы образовательной организации, обеспечивающей трансляцию данного опыта и трансфер эффективных моделей и стратегий действий в конфликтных ситуациях. На наш взгляд, синтез указанных условий позволит обеспечить развитие конфликтоустойчивости педагога, что помогает ему осуществлять педагогическую деятельность в пространстве конфлик-тоуправляемого взаимодействия. Полагаем, что большими возможностями в этой связи обладает система дополнительного профессионального образования педагогов, в которой благодаря следованию принципам вариативности и востребованности может быть создана благоприятная среда для развития у них конфликтоустойчивости. Подчеркивая значимость системы дополнительного профессионального образования, мы акцентируем внимание на ее возможности мобильного создания организационных и технологических условий для удовлетворения образовательных потребностей педагогических работников в соответствии с новыми педагогическими реалиями: 1) разработке и реализации дополнительных профессиональных программ, связанных с освещением теоретических аспектов причин возникновения и развития конфликтных ситуаций в педагогической среде, вооружением педагогов стратегиями поведенческого реагирования в активной фазе конфликта с целью его минимизации или преодоления; 2) создании банка методик, регулярно обновляемого и пополняемого, находящегося в свободном доступе, с целью самодиагностики педагогом личностной успешности (например, методики изучения мотивов профессиональной деятельности К. Замфир, методики диагностики социально-психологических установок личности О. Ф. Потемкиной, анкеты для изучения направленности личности В. Смекала, М. Кучера, теста личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера, шкалы оценки субъективной комфортности А. Б. Леоновой, опросника копинг-стратегий Н. Е. Водопьяновой и др.) [15].
Подводя итог изложенному, отметим, что конфликтоустойчивость педагога представляет собой важный личностный ресурс, позволяющий обеспечить конструктивный характер поведения в конфликтной ситуации. Развитие конфликтоустойчивости, в свою очередь, является приоритетным направлением личностно-профессионального становления и роста педагога, определяющим его соответствие требованиям профессиональ-
ного стандарта, успешность в решении задач педагогического взаимодействия для достижения результата педагогической деятельности.
Список литературы
1. Энцикл. социологический словарь / под ред. Г. В. Оси-пова. М., 2000. 488 с.
2. Халин К. Е. Конфликтология. М., 2005. 227 с.
3. Мокшанцев Р. И. Конфликтология в социальной работе : учеб. пособие. Ростов н/Д, 2008. 314 с.
4. Кричевский Р. Л. Если Вы - руководитель... : элементы психологии управления в повседневной работе. М., 2001. 352 с.
5. Бузмакова А. В. К вопросу об определении видов конфликтоустойчивости учителей // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2013. № 34 (325). С. 95-97.
6. Бузмакова А. В., Пошехонова Ю. В. Структурные характеристики конфликтоустойчивости учителей школ // Вестн. Ярослав. гос. ун-та им. П. Г. Демидова. Сер. Гуманитарные науки. 2013. № 4. С. 113-116.
7. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб., 2005. 672 с.
8. Жуковский В. П., Скворцова Л. А. Конфликтологическая компетентность педагога : содержательно-структурный анализ // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21, № 3. С. 18-20.
9. АнцуповА. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. 2-е изд. СПб., 2006. 526 с.
10. Кашапов М. М. Психология творческого процесса в конфликте. Ярославль, 2011. 296 с.
11. Маркова Н. Г. Конфликтоустойчивость личности как индикатор безопасности в поликультурном мире // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук : сб. материалов VIII междунар. заоч. науч.-практ. конф. 2014. С. 63-66.
12. Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982. 154 с.
13. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. СПб., 2003. 250 с.
14. Мусинов П. А. К вопросу о сущности конфликтной компетентности руководителя образовательного учреждения как компонента нравственно-правовой культуры // Crede Experto : транспорт, общество, образование, язык. 2015. № 1. С. 88-98.
15. Нестерова О. В. Управление стрессами : учеб. пособие. М., 2012. 320 с.
Development Conflictologist Teacher N. A. Zhukovskaya
Saratov Régional Institute of Education Development 1, Bolshaya Gornaya str., Saratov, 410031, Russia E-mail: [email protected]
The article is devoted to the development of conflictological teacher. Examines the causes and contradictions are analyzed for the emergence of
conflicts in the educational environment on the basis of which actualized the leading role of the teacher in the process of being solved. Focuses on the characteristics of the types of resilience, a system that can be considered as con-flytothefinish teacher. According to the results of the conducted research it is established that in the system of additional professional education development conflictologist the teacher should focus on the implementation of the requirements of the professional standard of the teacher in the interests of personal and professional growth, provision of effective interaction of subjects of educational system to achieve planned educational outcomes. Key words: teacher, participants of educational relations, interaction, conflict, resistance, immunity to conflict, conflict competence, additional professional education.
References
1. Entsiklopedicheskiy sotsiologicheskiy slovar (Sociological encyclopedic dictionary). Ed.by G. V. Osipov. Moscow, 2000. 488 p.
2. Halin K. E. Konfliktologiya (Conflict resolution). Moscow, 2005. 227 p.
3. Mokshantsev R. I. Konfliktologiya v sotsialnoy rabote: ucheb. posobie (Conflictology in social work: textbook manual). Rostov on Don, 2008. 314 p.
4. Krichevskiy R. L. Esli Vy rukovoditel...: Elementypsik-hologii upravleniya (If You are the leader...: Elements of psychology of management in daily work). Moscow, 1993. 352 p.
5. Buzmakova A. V. K voprosu ob opredelenii vidov konflik-toustoychivosti uchiteley (To the question of defining types of conflict-sustainability teachers). Vestn. Chelyabinsk. gos. un-ta (Bulletin of Chelyabinsk State University), 2013, no. 34 (325). pp. 95-97.
6. Buzmakova A. V., Poshehonova Y. V. Strukturnye kharak-teristiki konfliktoustoychivosti uchiteley shkol (Structural characteristics of conflictologist school teachers). Vestn. Yaroslavl gos. un-ta im. P. G. Demidova (Bulletin of Demi-dov Yaroslavl State University), 2013, no. 4, pp. 113-116.
7. Bolshoy psikhologicheskiy slovar (Great psychological
dictionary). Eds. B. G. Meshcheryakov, V. P. Zinchenko. St.-Petersburg, 2005. 672 p.
8. Zhukovskiy V. P., Skvortsova L. A. Konfliktologicheskaya kompetentnost pedagoga: soderzhatelno-strukturny analiz ponyatiya (Conflictological competence of a teacher: content and structural analysis concepts). Vestn. Kostrom. gos. un-ta im. N. A. Nekrasova (Vestnik ofNekrasov Kostroma State University), 2015, vol. 21, no. 3, pp. 18-20.
9. Antsupov A. Ya., Shipilov A. I. Slovarkonfliktologa (Dictionary of conflict). 2nd ed. St.-Petersburg, 2006. 526 p.
10. Kashapov M. M. Psikhologiya tvorcheskogo protsessa v konfikte (Psychology of the creative process in the conflict). Yaroslavl, 2011. 296 p.
11. Markova N. G. Konfliktoustoychivost lichnosti kak indicator bezopasnosti v polikulturnom mire (Conflictologist personality as an indicator of safety in a multicultural world). Aktualnye problemy gumanitarnykh i sotsialno-ekonomicheskikh nauk: sb. materialov VIII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Actual problems of humanitarian and socio-economic sciences: proceedings of the Eighth international scientific-practical conference). Moscow, 2014, pp. 63-66.
12. Petrovskaya L. A. Teoreticheskie i metodologicheskieproblemy sotsialno-psikhologicheskogo treninga (Theoretical and methodological problems of social-psychological training). Moscow, 1982. 154 p.
13. Hasan B. I. Konstruktivnaya psikhologiya konflikta (Constructive psychology of conflict). St.-Petersburg, 2003. 250 p.
14. Musinov P. A. K voprosu o sushchnosti konfliktnoy kom-petentnosti rukovoditelya obrazovatelnogo uchrezhdeniya kak komponenta nravstvenno-pravovoy kultury (To the question about the nature of the conflict competent-ness of the head of the educational institution as a component of moral and legal culture). Crede Experto: transport, ob-shchestvo, obrazovanie, yazyk (Crede Experto: transport, society, education, language), 2015, no. 1, pp. 88-98.
15. Nesterova O. V. Upravlenie stressami: ucheb. posobie (Management of stress: a manual). Moscow, 2012. 320 p.
УДК 37.014
КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Максимова Елена Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Саратовский социально-экономический институт - филиал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. E-mail: [email protected]
В статье приведены инновационные формы организации системы профессионального образования, которые появились в ответ на тенденцию укрупнения производственных и коммерческих предприятий в экономике. Показано, что образовательные, научные, производственные структуры объединяются в конгломераты для достижения различных целей, и подобные объединения имеют разные временные, интеграционные, структурные характеристики. На основе анализа уставов объединений и особенностей их деятельности разработана классификация образовательных объединений: по цели, источнику возникновения, структуре, типу
взаимодействия, временным характеристикам, интенсивности интеграции, видам деятельности. Сделан вывод о значимости предложенной классификации для дальнейших теоретических исследований и практической работы. Ключевые слова: образовательное объединение, кластер, образовательный комплекс, университетский комплекс, ассоциация вузов, консорциум вузов, образовательный холдинг, альянс.
DOI: 10.18500/1819-7671-2016-16-2-220-225
© Максимова Е. А., 2016